УДК 378
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ -СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
© 2020 Е. К. Зимина1, А. Г. Копий2
1канд. пед. наук,
доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна,
e-mail: [email protected] 2 доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна
e-mail: [email protected]
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
В статье рассмотрены возможности творческих проектов социальной направленности по созданию тактильных пособий и интерьеров с тактильными элементами для незрячих и слабовидящих детей и их влияние на становление личности будущего дизайнера. Выявлено, что работа над проектами предложенной тематики способствует формированию социальной ответственности и гармонизации эмоциональной и рациональной составляющей в деятельности дизайнера.
Ключевые слова: дизайн, становление личности, социальная ответственность, творческие проекты, тактильные пособия.
Постиндустриальное общество динамично меняется, возникает необходимость быстро ориентироваться и принимать решения, эффективно осваивать огромные потоки информации, реагировать на происходящие в разных сферах деятельности и обществе изменения, успешно действовать в максимально неопределенной обстановке, подходить к решению проблемы с разных точек зрения при создании целостного, эстетически значимого, художественно-выразительного продукта творческой деятельности в области дизайна. Всё это требует от будущего дизайнера постоянного и устойчивого развития личности социально ответственной за результат своих действий
Авторы Т. П. Николаева и И. Б. Бичева определяют, что для устойчивого развития личности необходимо «непрерывное профессионально-личностное развитие человека, помогающее ему понять свои потенциальные возможности, сформировать способности разрешать жизненные и профессиональные ситуации, обеспечивающее повышение качества его жизни, необходимые для достижения гармонии между результатами общества, государства, обучающимися и требованиями устойчивого развития» [Николаева, Бичева 2015].
Освоение дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности, по нашему мнению, способствует устойчивому развитию личности, поскольку дизайн можно рассматривать в единстве и эволюции всех сторон человеческой деятельности, а также процесса и ее результата:
- предметно-преобразующей: способы и приемы проектной творческой деятельности по мере предмета (задачи инженерные, экологические) и мере человека (задачи социологические, экономические, эргономические), на основе эстетического принципа, то есть решать как рациональные, так и эмоционально чувственные задачи при создании целостного, эстетически значимого объекта творческой деятельности в области дизайна [Зимина 2012: 137]:
- коммуникативной: способности практического применения навыков коммуникации, умения посредством общения передать информативно замысел, содержание, разрешить возникшие вопросы в своей проектной деятельности дизайнера;
- аксиологической: понимания эстетической ценности создаваемых предметов;
- познавательной деятельности, содержащей эмоциональную составляющую (анализ окружающего мира с помощью зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений) и логическую (анализ с помощью мышления и общения).
Анализируя процесс «освоения» окружающей природной и предметной действительности, с психолого-педагогических позиций, автор С.Н. Жданова рассматривает его как соединение теоретического и практического, то есть познания и опыта, эмоционально-чувственного и рационального мышления [Жданова 2007].
Создавая и преобразовывая предметный мир, дизайнер способен полностью раскрыть свою личность, свою социальную позицию. В Папанек отмечает ответственность дизайна перед обществом, так как он способен делать мир лучше не только в эстетическом, но и социальном плане [Папанек 2015].
Особенность дизайнерского подхода в том, что продукт дизайна определен требованием социума и ориентирован на достижение наиболее полного соответствия потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим, что способствует развитию сознательного и осмысленного отношения к миру предметов, осознанному объединению различных областей знаний; формированию понимания гармонии мира предметов и мира природы, и «это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе и в формировании личности» [Воронов 2005: 31], что актуально и отвечает требованиям современной социальной жизни и образовательной политике.
С.Ю. Новикова отмечает, что с социальной позиции будущий дизайнер должен осознавать ответственность в аспекте проблем создаваемых предметов: «философии техники», «философии культуры» - и в «аспекте личностной ответственности дизайнера». Исследователь определяет, что именно «гуманитарные ценности должны выступать главным основанием дизайнерского проектирования и оценки эффективности проекта», а также подчеркивает ответственность дизайнера на психологическом уровне и делает акцент на эмоциональном дизайне, когда решающее значение имеют положительные эмоции от предмета дизайна [Новикова 2014].
Развитие эмоционального интеллекта также является важной составляющей в творчестве дизайнера, «поскольку использование эмоций является неотъемлемой частью мышления, процесса принятия решения, мотивации и поведения», влияет на эффективность дальнейшей деятельности в социуме, как утверждают авторы А.В. Гришина, О.М. Исаева, С.Ю. Савинова [2018]. Эмоциональный интеллект необходим дизайнеру для понимания как своих эмоций, так и эмоций окружающих.
Дизайнерская деятельность основана на взаимообмене информацией и технологиями, включает эстетический и технологический компоненты, которые нераздельно связаны между собой в решении задач с большей степенью неопределенности при проектировании объекта дизайна.
Проектирование объекта дизайна происходит посредством гармонизации деятельности человека и предметного мира через рациональное и эмоционально-чувственное познание его назначения.
Преобразовательная деятельность дизайнера, то есть изменение предметного мира для адаптации человека к окружающей среде, лежит в основе способа
существования человека и является его характеристикой, это основа гармоничного взаимодействия с обществом, природой, технологической средой, что делает актуальными осмысление и освоение педагогического потенциала дизайна в творческих проектах социальной направленности, таких как создание социально ориентированных предметов и объектов дизайна, в частности оказывающих социальную помощь в интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Социальные требования к устойчивому развитию личности, к формированию социальной ответственности будущих дизайнеров, становлению гуманитарных ценностей стали внешними факторами, обусловившими необходимость включения обучающихся, посредством творческих проектов в социально-активную деятельность, для обеспечения самореализации и гармоничного формирования эмоционально-чувственной и рациональной стороны освоения дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности.
Востребованы проектные задания, позволяющие обучающимся понять и прочувствовать всю меру ответственности результатов своего дизайнерского творчества. Отдавая должное исследованиям, посвященным актуальности дизайнерского подхода как специфического средства социализации, Е.А. Климов подчеркивает важность осознания ценности для общества предполагаемого результата деятельности [Климов 1986].
При выборе заданий для творческих проектов внимание направлено на проектно-художественные задачи, позволяющие обучающимся, опираясь на широкий круг знаний, освоить дизайнерский подход в его практической реализации через процесс гармонизации рационального и эмоционально-чувственного в дизайне, а также постичь ответственность за результат своей деятельности перед обществом.
Интересным опытом гармонизации эмоционально-чувственного и рационального в создаваемом дизайнерском объекте и столь важного для будущего дизайнера умения синтезировать и структурировать информацию стали творческие задания социальной направленности для обучающихся НГПУ им. Козьмы Минина. Обучающиеся факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна получили предложение спроектировать предметно-пространственную среду для незрячих детей и детей с остаточным зрением.
Отличительной особенностью этих проектов стало то, что они имели реальных заказчиков, которыми стали Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей и Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива» (руководитель - незрячий педагог, кандидат психологических наук Ирина Германовна Сумарокова).
Поиск решения организации интерьерного пространства и его предметного наполнения для более активной адаптации и самореализации детей-инвалидов по зрению вызвал большой интерес обучающихся.
Будущие дизайнеры оказались в нестандартной для них ситуации: чтобы спроектировать тактильное пособие, необходимо было идентифицировать себя с ребенком, который никогда не видел или имеет лишь остаточное зрение. Исходя из цели творческого задания, обучающимся надо было научиться чувствовать окружающий мир, понимать его, получать эмоции и чувства, используя лишь те органы чувств, которые являются сохранными у незрячих детей.
Всё это потребовало внимательного изучения эмоционально-чувственной составляющей проектируемых предметов интерьера и пособий, для чего необходимо было «воспитать умение вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях», что, как отмечают авторы Н.В. Сырова и В.Н. Чикишев, «является
важнейшей задачей при обучении студентов всех творческих специальностей» [Сырова, Чикишев 2018].
Проектирование тактильных пособий для эмоционально-чувственного развития незрячих детей и детей с ограничениями по зрению потребовало тщательной подготовки: проведения исследования и анализа пособий, направленных на развитие сохранных анализаторов; встречи с тифлопедагогами для определения основных направлений работы при проектировании и изготовлении тактильного предметного пространства; изучения основных требований Российского стандарта тактильных пособий для незрячих и слабовидящих дошкольников и младших школьников к их безопасности, эргономике и оформлению.
В результате было установлено, что для полного и объемного представления о мире человек использует все органы чувств, но наибольшее количество информации человек получает при помощи зрения, а недостаток зрительной информации о предметах и явлениях окружающего мира приводит к тому, что незрячие дети имеют свои специфические особенности. К ним, в частности, относится нарушение эмоционально-чувственного восприятия, в основе которого отсутствие механизмов зрительно-моторной координации, что приводит к задержке в развитии, получению нечётких представлений об объектах действительности
Неспособность ребенка с ограничениями по зрению сформировать целостный образ объекта обусловлена недостаточностью чувственного опыта, исходя из этого проектируемые предметы интерьера должны иметь тактильные элементы, несущие информацию о предмете, его назначении. Тактильные картинки должны иметь изображения, соответствующие не только зрительному восприятию образа, но и тактильному.
Формирование компенсаторных механизмов мироощущения для дальнейшей интеграции в обществе детей младшего школьного возраста с ограничениями по зрению требует создания специальных пособий и предметного наполнения пространства. Единственным путем развития этих детей в изучении окружающего мира являются сохранные органы чувств, которые необходимо тренировать с целью более точного дальнейшего формирования целостной картины мира и приобретения возможности почувствовать его красоту, получить те эмоции, которые обретают зрячие дети.
Тактильные пособия должны развить мелкую моторику и тактильную чувствительность, которая будет компенсировать недостаточность или отсутствие зрения.
Изучение опыта современных и зарубежных тифлопедагогов позволило сделать вывод: дети младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения наиболее хорошо воспринимают пособия, которые выполнены с использованием разных фактурных материалов, способствующих получению разных тактильных эмоций, соответствующих создаваемому образу.
Тифлопедагоги уточнили: при работе с незрячими детьми для формирования точного образа посредством сохранных органов чувств чаще всего используют модели, отвечающие требованию наиболее точного внешнего сходства с реальным объектом, что важно учитывать при проектировании и создании тактильных пособий, а также предметов с тактильными элементами, книг и т.д.
Выявлено, что тактильные изображения, выполненные из разных фактур, имеющие оптимальное зрительное и тактильное сходство с иллюстрируемым объектом, тактильно понятны, быстрее узнаются, дают разнообразные, богатые ощущения, на основе которых формируется достоверное представление об объекте, его сенсорный и эмоциональный образ [Сумарокова 2009]. Применение технологии полной
разнофактурной аппликации способствует активации эмоционально-чувственного развития детей.
Работая над дизайном тактильных пособий, необходимо тщательно проводить подбор фактурных материалов, чтобы передать чувственные и тактильные характеристики изображаемого объекта, его реалистичность; материалы должны быть тактильно приятными, соответствовать образу, не быть колющими, режущими, токсичными.
Было определено, что при изготовлении тактильных пособий для незрячих детей и детей с ограничениями по зрению младшего школьного возраста важно учитывать доступность для тактильного восприятия, безопасность при использовании, конкретность изобразительных фактурных материалов, эстетичность
С целью знакомства с существующими тактильными пособиями и книгами в процессе занятий активно использовались технические средства обучения для просмотра:
- видеофильмов о технологиях выполнения тактильных картинок;
- презентаций, где представлены требования к тактильным пособиям и организации интерьеров для незрячих детей и детей с остаточным зрением.
Всё это способствовало наиболее быстрому процессу погружения в данную проблему, поиску и принятию оптимального решения.
Результатом работы стало выполнение эскизных проектов интерьеров комнат школы-интерната для слепых и слабовидящих детей с тактильными включениями для более быстрой ориентации в помещении и идентификации как зон интерьера, так и личного пространства каждого ребенка, проживающего в данной комнате.
Обучающиеся представили свои проекты представителям Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива». Защита проектов и готовых тактильных пособий проходила с использованием электронных презентаций, отражающих концептуальную идею работ.
Применение технических средств на каждом этапе выполнения творческого задания способствует активизации эмоционально-чувственного и рационального восприятия материала и, как следствие, более успешной реализации идеи проекта. Опыт, приобретенный в работе над проблемной ситуацией тактильного осмысления пространства, несомненно, повысит мотивационно-творческую активность и социальную ответственность обучающихся, станет основой в будущем процессе развития профессиональной дизайнерской деятельности.
Выполнение творческих заданий, ориентированных на помощь детям с ограничениями по зрению, содействует осознанию обучающимися своей ответственности, а также получению положительных эмоций и удовлетворения от результата своей деятельности, помогающей понять и эмоционально почувствовать мир тем, кто не имеет возможности его видеть.
Творческие проекты социальной направленности способствуют устойчивому развитию личности будущего дизайнера и позволяют выделить наиболее значимые компоненты, определяющие эффективность становления личности дизайнера в предметно-преобразовательной деятельности:
• социальная ответственность, влияющая на объективность в принятии рациональных проектных решений;
• способность к саморазвитию: смелость и нешаблонность в творческом поиске;
• эмоционально-чувственное отношение к изучаемым и создаваемым объектам;
• мотивационно-творческая активность в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством;
• умения и навыки в управлении творческим процессом и его реализации.
Приобретенные в период обучения навыки дизайнерского творчества при выполнении социально ориентированных проектов на стыке различных видов дисциплин способствуют активному включению будущего дизайнера в социально-экономическую, культурную жизнь общества, развивают эмоциональный интеллект, формируют ответственность перед социумом и направлены на постоянное личностное развитие дизайнера.
Библиографический список
Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. Тюмень: Институт дизайна, 2005. 224 с.
Гришина А.В., Исаева О.М., Савинова С.Ю. Эмоциональный интеллект студентов -HR менеджеров // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 5. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/819 (дата обращения: 12.02.2020).
Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей: дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2007. 355 с.
Зимина Е.К. Сущность и структура дизайнерского подхода к проектированию предметного мира // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. С. 136-139.
Сумарокова И.Г. Оптимизация родительского отношения в процессе психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с глубокими нарушениями зрения: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. 187 с.
Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знамя, 1986. 80 с.
Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое лично-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. №1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/20 (дата обращения: 12.02.2020).
Новикова Е.Ю. Проблемы социальной ответственности дизайнера // Вестник РЭУ. 2014. №12. URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/izdcentr/Pages/Archive.aspx (дата обращения: 12.02.2020).
Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Изд. Дмитрий Аронов, 2015. 416 с.
Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная коммуникация как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Мининского университета. 2018. Т 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754/645 (дата обращения: 12.02.2020).