Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОКАЛИСТОМ'

ТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОКАЛИСТОМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пианист-концертмейстер / вокалист / творчество / когнитивное развитие / коммуникативный процесс / взаимодействие / стратегия / pianist-accompanist / vocalist / creativity / cognitive development / communication process / interaction / strategy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карякина Лилия Михайловна

В статье рассматриваются творческие функции общения пианиста-концертмейстера с вокалистом в повседневном репетиционном процессе. Целью исследования является создание объемного представления о творческих функциях пианиста-концертмейстера, как комплексной системе, обеспечивающей высокий уровень художественного полноценного исполнения музыкального произведения. Из множества задач, стоящих перед исполнителями, на первый план выдвигается достижение единства понимания образного содержания изучаемой музыки и логически продуманные, вытекающие из этого творческие функции пианиста-концертмейстера. Это прежде всего исполнительско-технологическая, сотворчески-ансамблевая, образовательно-педагогическая, психолого-коммуникативная, образно-артистическая. Они анализируются с позиций взаимопонимания и взаимообогащения на основе применения аксиологического и комплексного методов исследования. Статья проецирует творческие функции пианиста-концертмейстера на сферы педагогическую, дирижерскую, когнитивную деятельность, элементы которых необходимы для качественно высокого уровня работы. Информационная оснащенность пианиста-концертмейстера, раскрываемая в статье, глубокие познания в различных областях наук, способствуют интеллектуальному совершенствованию вокалиста, плодотворному сотворчеству в освоении сложных в исполнительском, техническом отношениях музыкальных произведений. Опираясь на исторический мировой опыт выдающихся пианистов-концертмейстеров, их научные изыскания, записи, аудиои видеоролики, а также на собственный накопленный исполнительский и педагогический опыт многолетней профессиональной работы с вокалистами и студентами-пианистами кафедры концертмейстерского мастерства консерватории, автор статьи приходит к выводу значимости творческих функций в профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в совершенствовании музыкального исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE FUNCTIONS OF A PIANIST-ACCOMPANIST IN INTERACTION WITH A VOCALIST

The article examines the creative functions of communication between a pianist-accompanist and a vocalist in the everyday rehearsal process. The purpose of the study is to create a three-dimensional understanding of the creative functions of a pianist-accompanist as a complex system that ensures a high level of artistic full performance of a musical work. Of the many tasks that appear before performers, the achievement of a unified understanding of the figurative content of the music being studied and, logically thought out, the resulting creative functions of the pianist-accompanist, come to the fore. These are, first of all, such creative functions as performingtechnological, co-creative-ensemble, educational-pedagogical, psychological-communicative, figurative-artistic. They are analyzed in the article from the standpoint of mutual understanding and mutual enrichment based on the use of axiological and complex research methods. The article projects the creative functions of a pianistaccompanist onto the spheres of pedagogical, conducting, and cognitive activity, the elements of which are necessary for a high-quality work. The information equipment of the pianist-accompanist, revealed in the article, deep knowledge in various fields of science, contributes to the intellectual improvement of the vocalist. Fruitful cocreation in mastering musical works that are complex in performance and technical terms. Based on the historical world experience of outstanding pianists-accompanists, their scientific research, recordings, audio and video, as well as on their own accumulated performing experience and pedagogical experience of many years of professional work with vocalists and student pianists of the department of accompanist skills of the conservatory, the author of the article comes to the conclusion the significance of creative functions in the professional activity of a pianistaccompanist in improving the art of musical performance.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОКАЛИСТОМ»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 197-206 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 197-206 ISSN 2308-1031

© Карякина, Л.М., 2024 УДК 78.07

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-197-206

ТВОРЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОКАЛИСТОМ

Л.М. Карякина1

1 Государственная консерватория Узбекистана, 100027, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация. В статье рассматриваются творческие функции общения пианиста-концертмейстера с вокалистом в повседневном репетиционном процессе. Целью исследования является создание объемного представления о творческих функциях пианиста-концертмейстера, как комплексной системе, обеспечивающей высокий уровень художественного полноценного исполнения музыкального произведения. Из множества задач, стоящих перед исполнителями, на первый план выдвигается достижение единства понимания образного содержания изучаемой музыки и логически продуманные, вытекающие из этого творческие функции пианиста-концертмейстера. Это прежде всего исполнительско-технологическая, сотворчески-ансамблевая, образовательно-педагогическая, психолого-коммуникативная, образно-артистическая. Они анализируются с позиций взаимопонимания и взаимообогащения на основе применения аксиологического и комплексного методов исследования. Статья проецирует творческие функции пианиста-концертмейстера на сферы педагогическую, дирижерскую, когнитивную деятельность, элементы которых необходимы для качественно высокого уровня работы. Информационная оснащенность пианиста-концертмейстера, раскрываемая в статье, глубокие познания в различных областях наук, способствуют интеллектуальному совершенствованию вокалиста, плодотворному сотворчеству в освоении сложных в исполнительском, техническом отношениях музыкальных произведений. Опираясь на исторический мировой опыт выдающихся пианистов-концертмейстеров, их научные изыскания, записи, аудио- и видеоролики, а также на собственный накопленный исполнительский и педагогический опыт многолетней профессиональной работы с вокалистами и студентами-пианистами кафедры концертмейстерского мастерства консерватории, автор статьи приходит к выводу значимости творческих функций в профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера в совершенствовании музыкального исполнительского искусства.

Ключевые слова: пианист-концертмейстер, вокалист, творчество, когнитивное развитие, коммуникативный процесс, взаимодействие, стратегия.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карякина Л.М. Творческие функции пианиста-концертмейстера во взаимодействии с вокалистом // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 197-206. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4197-206.

CREATIVE FUNCTIONS OF A PIANIST-ACCOMPANIST IN INTERACTION WITH A VOCALIST

L.M. Karyakina1

1 State Conservatory of Uzbekistan, 100027, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract. The article examines the creative functions of communication between a pianist-accompanist and a vocalist in the everyday rehearsal process. The purpose of the study is to create a three-dimensional understanding of the creative functions of a pianist-accompanist as a complex system that ensures a high level of artistic full

performance of a musical work. Of the many tasks that appear before performers, the achievement of a unified understanding of the figurative content of the music being studied and, logically thought out, the resulting creative functions of the pianist-accompanist, come to the fore. These are, first of all, such creative functions as performing-technological, co-creative-ensemble, educational-pedagogical, psychological-communicative, figurative-artistic. They are analyzed in the article from the standpoint of mutual understanding and mutual enrichment based on the use of axiological and complex research methods. The article projects the creative functions of a pianist-accompanist onto the spheres of pedagogical, conducting, and cognitive activity, the elements of which are necessary for a high-quality work. The information equipment of the pianist-accompanist, revealed in the article, deep knowledge in various fields of science, contributes to the intellectual improvement of the vocalist. Fruitful co-creation in mastering musical works that are complex in performance and technical terms. Based on the historical world experience of outstanding pianists-accompanists, their scientific research, recordings, audio and video, as well as on their own accumulated performing experience and pedagogical experience of many years of professional work with vocalists and student pianists of the department of accompanist skills of the conservatory, the author of the article comes to the conclusion the significance of creative functions in the professional activity of a pianist-accompanist in improving the art of musical performance.

Keywords: pianist-accompanist, vocalist, creativity, cognitive development, communication process, interaction, strategy

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Karyakina, L.M. (2024), "Creative functions of a pianist- accompanist in interaction with a vocalist", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 197-206. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-197-206.

Мастерство пианиста-концертмейстера представляет собой сложную комплексную систему с важнейшими составляющими ее компонентами, которыми являются творческая функциональность и исполнительская интегративность. Концертмейстерское ответвление фортепианного исполнительства коммуникационного субъекта музыкальной культуры самоопределилось исторически, в результате чего появилась востребованная профессия пианиста-концертмейстера, деятельность которого обрела творческую функциональность. Искусство пианиста-концертмейстера стало идентифицироваться с искусством пианиста-солиста.

Историческое развитие музыкального профессионализма определило жизненно важную востребованную функциональность деятельности пианиста-концертмейстера практически во всех направлениях музыкального исполнительского искусства. Более того в каждом из них у пианиста-концертмейстера появлялись свои определенные специфические функции, связанные с какой-либо отдельной областью его профессиональной компетенции. Эти функции специализируются во многих направлениях музыкального 198

искусства, в частности таких, как вокальное, инструментальное, симфоническое, хоровое, эстрадное исполнительство.

Творческие функции пианиста-концертмейстера многогранно проявляются в повседневной работе с вокалистами. Прежде всего пианист-концертмейстер должен хорошо знать индивидуальные особенности певца, состояние его голоса, которые зависят от разных факторов и определяют исполнительскую форму. Важной творческой функцией пианиста-концертмейстера является анализ поэтического текста вокальных сочинений, на которые пианисту необходимо обратить внимание.

В отличие от педагога-вокалиста пианисту, изучающему вокализацию поэтического текста, следует осмыслить художественное содержание произведения в его связи с инструментальной партией. Изучая с певцом произведение, концертмейстер заботится о точном воспроизведении звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, о правильном четком произношении слов.

Одна из главных задач работы концертмейстера с вокалистом - умение регулировать дыхание солиста. Для этого

пианист должен быть знаком с основами вокального искусства, это поможет целесообразно распределить ресурсы дыхания в вокальном тексте. «Важная черта музыки для пения - обусловленность ее мелодики и ритмики техническими возможностями голоса и певческим дыханием» (Сохор А., 1981, с. 237).

В нынешнее время творческие функции пианиста-концертмейстера раздвигают рамки его узкопрофессиональной деятельности. Профессиональная практика пианиста-концертмейстера все больше приобретает черты полифункциональности, не теряя вместе с тем своей синкре-тичности. Этот фактор в значительной мере затрудняет научное определение сущности и выявление структуры данной деятельности музыканта. Полифункциональность деятельности концертмейстера подчеркивает В. Чачава: «...пианист-концертмейстер - это солист, и равноправный партнер, и аккомпаниатор, сопровождающий вокалиста, инструменталиста, ансамбль или хор». По его мнению, это триединство, и составляет суть концертмейстерского искусства (Чачава В., 2003, с. 25).

Когда во взаимодействие с маститым вокалистом вступает молодой пианист-концертмейстер, стремящийся расширить новые грани музыкального образа и понимание содержания воплощаемого звучания, то это открытие может стать началом нового этапа в создании инновационных художественных концепций, в которых творческая инициатива приоритетно принадлежит пианисту-концертмейстеру, помогающему солисту в реализации исполнительского замысла.

У пианистов-концертмейстеров, начинающих исполнительскую карьеру, нередко возникают сомнения в возможности синергетического взаимодействия с известными певцами, с присущим им апломбом диктовать свои намерения, принципы и эстетические виды сложившиеся и укрепившиеся интерпретации

классических музыкальных образов. «Над всеми нами, исполнителями, довлеет груз содеянного другими. Например, где найти мужество молодому аккомпаниатору, чтобы не вступить в заочное состязание с маститыми коллегами и не попытаться сыграть еще быстрее и еще громче» (Ски-гин С., 2022, с. 179). Когда такое мужество обретается, то возникают смелые новации, раскрывающие неизведанные ранее грани музыкального искусства.

Благодаря творческим инициативам молодых артистов шедевры музыкальной классики обретают новою жизнь и широко известные произведения по-новому интерпретируются талантливыми музыкантами. «Ведь музыка - достойное сожаления искусство: написанная картина может жить в музее, или в любом помещении; стихи, если они напечатаны, уже живут; напечатанное произведение -ноты - еще не музыка: ее надо воспроизводить, интонировать, нужны инструменты, нужны исполнители» (Асафьев Б., 1971, с. 265).

Определяя творческие функции дирижерского искусства, Л. Гинзбург констатирует: «В своей профессиональной деятельности дирижер предстает перед нами во многих ипостасях. Он не только непосредственно исполнитель, но и организатор, идейный руководитель и педагог» (1975, с. 6). В этом смысле он анализирует творческие функции и у пианиста-концертмейстера, который является координатором ансамблевого исполнительста. К тому же пианист-концертмейстер имеет преимущество, как и дирижер, постоянно осуществлять визуальный контакт за нотным текстом всех партий, принимающих участие в исполнении произведения. По мнению Е. Шендеровича, «каждый аккомпаниатор должен быть немного дирижером и каждый дирижер - аккомпаниатором» (1969, с. 88). Примечательно и другое взаимодействие: оркестр не может функционировать без дирижера так

же, как и вокалист без пианиста-концертмейстера.

Творческие функции пианиста-концертмейстера и режиссера, обладающие, на первый взгляд, различными на-правленностями, обнаруживают общее начало - инициативная организация артистического процесса. Мастерство пианиста-концертмейстера направлено на создание такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит важная роль не только гармонической и ритмической поддержки ансамблистов, но и координатора процесса музыкального действия. Происхождение термина «концертмейстер» подразумевает ведущую роль такого музыканта, который согласовывает действия всех участников ансамбля.

Таким образом, в результате рассмотрения творческих функций пианиста-концертмейстера в исполнительской практике, передовых взглядов и мнений специалистов на феномен пианиста-концертмейстера необходимо отметить, что деятельность концертмейстера полифункциональна.

Во-первых очень разнообразна, она впитывают такие аспекты, как научное осмысление исполняемых произведений, она включают в себя практический аспект работы с певцами, концертные выступления и совершенствование в плане поиска инновационных технологий исполнительского искусства.

Во-вторых, пианист-концертмейстер -ключевая фигура, соединяющая в себе не только исполнительские, творческие, но и педагогические функции, заключающиеся в образовательном процессе певца, с которым ему приходится сотрудничать. Это определено самой природой исполнительского исскуства пианиста, который за годы обучения осваивает очень широкий круг литературы, знаний о музыки, во многом фокусирует в себе режиссерское, дирижерское даже композиторское начало. В этом смысле аспект педагогико-вос-200

питательного характера обусловлен профессионализмом пианиста к обогащению звуковых возможностей певца, с которым он работает. Он должен направить вокалиста на создание исполнительского образа. С этой точки зрения, наряду с работой над интонированием, дыханием и всевозможными средствами выразительности, пианист-концертмейстер является и наставником певца.

При всей значимости режиссерской функции не стоит умалять роли артистизма в исполнительском искусстве пианиста-концертмейстера. Особенно необходимо артистическое мастерство пианисту в изучении камерной вокальной музыки. «Отличительная черта камерной музыки от вокальных камерных жанров заключается в выдвижении на первый план артистической индивидуальности» (Касымова М., 2007, с. 7). Именно в исполнении камерных вокальных циклов, романсов пианисту-концертмейстеру предоставляется возможность раскрыть свой артистический талант, воодушевлять и вдохновлять певца на творческое взаимодействие, которое способно глубоко взволновать слушателя. В этом безусловно психологически сложном процессе -пианисту необходимо чувство художественного вкуса и меры, понимания стиля композитора и вокально-исполнительской культуры певца.

Методологический аспект гармонии чувств и мыслей исполнителей является здесь основополагающим фактором, требующим от пианиста осмысления логики исполнительской драматургии. Понятие исполнительской драматургии позволяет пианисту-концертмейстеру логично выстраивать исполнительский план музыкального произведения, реализуемого с певцом в повседневном репетиционном общении в проекции на концертное выступление. Пианист-концертмейстер -основа всей воспроизводимой музыки произведения. В сознании пианиста

сконцентрирована большая часть музыкального пространства такая, как гармония, богатство тембрового колорита, все то, что сольная партия дать не сможет. Но, к сожалению, среди музыкантов и слушателей нередко существует убеждение, что концертмейстер, это что-то вроде актера второго плана, выполняющего вспомогательную функцию. Это в корне неправильная установка. В истории музыкального искусства множество имен гениальных пианистов-аккомпаниаторов: А. Рубинштейн, М. Мусоргский, Ф. Блуменфельд, С. Рахманинов, С. Танеев, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Г. Свиридов.

Не профессионально говорить о «вто-ростепенности» концертмейстера даже потому, что фактура партии фортепиано в вокальных и инструментальных произведениях бывает очень сложной, требующей большого мастерства у пианиста. Это мастерство определяется даже не выверенной ансамблевой игрой и балансом в соотношении звучности, а созданием целостной звуковой картины-образа, который рождается в обоюдном сотворчестве. Ансамбль нуждается во взаимодействии всех партий. Взаимопонимание и творческая слаженность партий создает высокое художественное воздействие ансамбля, которое без полного «симбиоза» партнеров немыслимо.

В устремленности пианиста и вокалиста к единству ансамбля в художественно-творческом исполнительском воплощении идеального слияния вокального и инструментального необходима психологическая адаптация. Лишь в редких случаях это происходит на первой репетиции. Преимущественно процесс адаптации в музыкальном исполнительстве складывается постепенно и становится устойчивым, если музыканты сотрудничают на протяжении ряда лет. Тогда они ощущают дыхание, мысли и чувства друг друга даже на расстоянии.

Возникновение наиболее сложных в психологическом отношении проблем

исполнительской интеграции пианиста-концертмейстера с солистом-вокалистом обусловлено тем, что певческий голос в физиологическом плане - это весьма сложный организм. Вокальное искусство певцов требует постоянного контроля со стороны пианиста, внимательно прослеживающего процесс пения и подсказывающего необходимые коррективы профессионального и качественного характера, оценивающего движение голоса певца, также влияющего на выбор концертной программы. Произвольный выбор концертной программы недопустим, пианисту-концертмейстеру следует вносить свои коррективы и пожелания. Таким образом, появляются проблемы педагогической психологии концертмейстерской практики. Важнейшая задача пианиста-концертмейстера - психологическая поддержка певца, располагающая к творческому взаимодействию в процессе исполнения произведений.

Исходя из этих условий, пианисту-концертмейстеру необходимо обладать способностями, владеть своими чувствами и эмоциями, быть гармонично уравновешенным человеком, психологически влияющим на певца. Именно концертмейстеру чаще всего приходится приспосабливать свое слышание музыки к исполнительской манере вокалиста.

Иногда очень трудно пианисту-концертмейстеру сохранить свой индивидуальный облик. В таких ситуациях приходят на помощь коммуникативные навыки пианиста, умение ясно и четко высказать свое мнение по поводу исполняемого произведения, приблизить творческий союз к равноправному диалогу, который в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Диалогичность - важнейший компонент психологии окрашенной исполнительской интеграции. Она благотворно способствует интеллектуальному развитию вокалиста, повышению его духовной культуры, сознания и самосо-

знания. Если концертмейстер обладает мастерством ведения диалога, то беседы как словесное интермеццо, включенные пианистом в репетиционный процесс, активизируют мышление, способствуют инсайтам, порой неожиданным ракурсом интерпретаций. Такое взаимодействие позволяет раскрыть эвристические способности вокалиста, озарить его сознание одухотворенностью творчества.

Вхождение пианиста-концертмейстера в мир вокальной музыки, в ее жанры и формы стиля, исполнительские традиции концепции, тесно связано с психологическими аспектами исполнительского искусства. Творческая деятельность пианиста-концертмейстера и вокалиста требует совместных усилий. В таком творческом союзе необходимы общие эстетические взгляды и обоюдный интерес. Почти каждый творческий союз проходит ряд стадий, а сплоченность музыкантов приводит к единству мнений и взглядов. Эмпатия, хорошая работоспособность, позитив благоприятно влияют на успешное развитие творческого союза. Подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют взаимному творчеству. Например, если между пианистом-концертмейстером и вокалистом не будет взаимоуважения, взаимопомощи, согласованности, а также ответственности за их общий творческий союз, то конечного результата не будет достигнуто. В творческом союзе вокалиста и пианиста-концертмейстера уверенность приобретается в процессе совместного растворения в единой музыкальной идее произведения, где главенствует даже не творческий метод или принцип, а творческая интуиция ансамблистов.

Концентрацию внимания необходимо направлять на ансамблевое, звуковое, художественное единство. Напряжение внимания требует определенных эмоциональных затрат в психологическом отношении. Психолого-педагогический 202

фактор профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера предполагает не только умение слышать свое исполнение и знать партию партнера, но и способность гибко реагировать на ситуативный момент, предвидеть намерения солиста.

В творческом портрете концертмейстера калейдоскопом проходят необходимые личностные и профессиональные качества. Экспоненциальный рост концертмейстера такой, как исполнительский, педагогический, художественный, увеличивается по мере расширения профессиональных функциональных обязанностей. Из этого следует, что это действительно уровень высокого мастерства пианиста-концертмейстера. «Пианиста-солиста хочется уподобить чтецу, пианиста-ансамблиста - актеру, участвующему в спектакле. Чтец адресует свое выступление непосредственно - аудитории, актер - партнеру. Чтец исполняет произведение целиком, актер - свою роль, то есть часть целого» (Готлиб А., 1971, с. 4). Стоит отметить, что для воплощения своей роли актеру необходим режиссер, в ансамбле роль режиссера выполняет пианист-концертмейстер.

Ансамблевая интуиция - это не научная фантастика, это такая же творческая функция, как и звукотворческая воля, слуховая активность, идеомоторная подготовка, которая требует определенного контроля мыслей. О звукотворческой воле писал К. Мартинсен: «Воля слуховой сферы, направленная на звучащую клавишу как на цель, есть как бы верховный повелитель, чьи приказы подлежат неукоснительному выполнению его слугами -моторикой и связанными с ней частями тела» (1966, с. 23). В концертмейстерском искусстве воля имеет огромное значение как фактор художественно-эстетического воздействия и взаимодействия в гармоничном синтезе. В связи с этим следует принимать во внимание тезис М.А. Смирнова: «Воля ограничение. Одно из наибо-

лее весомых ее проявлений состоит в умении сдерживать себя в нужный момент» (1990, с. 69). В таком аспекте воля помогает пианисту найти эмоционально-психологический контакт с вокалистом, не подавляя его инициативных поисков убедительных исполнительских интерпретаций разучиваемых произведений.

Идеомоторная подготовка подразумевает мысленное проигрывание произведения в своем воображении, задействуя мышечно-телесные ощущения и реакции. Если говорить дословно, идеомоторная подготовка - это проживание музыки в воображении.

Возвращаясь к ансамблевой интуиции, необходимо подчеркнуть важность данного навыка в ансамблевом исполнении. «Конечно у многих исполнителей место критического анализа занимает интуиция. Но в ансамбле встречаются музыканты разных индивидуальностей, а совместное решение единой художественной задачи требует аргументации, равно для всех убедительной» (Готлиб А., 1976, с. 139). Поскольку при совместных репетициях важно следить не только за формальными совпадениями в ансамбле, но и стремиться интуинтивно предвосхищать намерения солиста.

А. Готлиб отмечает, «подлинный ансамбль, слитность которого естественна и органична, не создается подавлением индивидуальной свободы партнеров; он возникает лишь тогда, когда взаимообязательства становятся синонимом взаимопомощи, когда неразрывность контакта не обременяет партнеров, а служит источником силы» (1971, с. 13). Осознавая, что приведенные рассуждения-рекомендации А. Гот-либа относятся к ансамблю инструменталистов, отмечаем, что основополагающим в творческом взаимодействии пианиста-концертмейстера и солиста-вокалиста являются взаимопомощь и взаимоуважение.

Аналогичным равноправным и основополагающим качеством пиани-

ста-концертмейстера выступает умение предвосхитить вокалиста, основанное на прогнозировании художественного результата, так называемая антиципация в концертмейстерском искусстве, которая позволяет спроектировать намерения и действия партнеров ансамбля. «Антиципация - понятие, означающее способность в той или иной форме предвосхищать события»1. Следовательно, существует интуиция на уровне подсознательного, а антиципация - на уровне сознательного, она предвосхищает, что должно быть неизбежно, а интуиция подсказывает, но это не достигает вероятности результата.

Сознание предвосхищает, а подсознательное - это внутренние подсказки. Антиципационность всегда достигает результата, потому что мы предвосхищаем то событие, которое должно произойти. В концертмейстерской практике оба эти понятия на уровне пианиста, так как он своей игрой, звучанием, своим пониманием смысла музыки предвосхищает события, которые должен раскрыть в ансамбле. «Еще более важно предчувствовать, как солист сегодня звучит - легко или трудно берет верхние ноты, имеет ли длинная нота перспективу развития или ее нужно искусно сократить» (Коробова О., 2011, с. 86).

Кроме того, интуиция помогает найти тот комплекс выразительных средств, который глубже раскроет антиципацию. Такое ансамблевое партнерство не сковывать свободу исполнителя, дает безграничные возможности для художественного воплощения, творческой активности и вдохновения.

Поиск новых возможностей, условий, инновационных форм творческой деятельности пианиста-концертмейстера на теоретических и практических уровнях является приоритетным направлением.

В профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы осново-

полагающие музыкальные способности, четко сформулированные Б.М. Тепловым: «В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями разумеются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память» (1947, с. 303). Музыкальный слух необходим для контроля чистоты вокального игнорирования, чувства ритма - для организации метроритмической пульсации как фундаментальной опоры для вокалиста. Музыкальная память выручает пианиста, когда сложный аккомпанемент требует исполнения наизусть. Кроме того, пианист должен владеть техникой транспонирования нотного текста для удобства пения вокалиста. Помимо этого, для улучшения пианистического мастерства пианиста-концертмейстера следует изучать научную, методическую и художественную литературу, посещать выставки, спектакли, концерты, быть в курсе современной культурной жизни.

Функция сотворчества пианиста с вокалистом имеет важное значение. «Солист, конечно главный, - рассуждает пианист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Важа Чачава. - Но во время работы концертмейстер может быть руководителем, а опытные концертмейстеры часто помогают певцу и с вокальной техникой» (цит. по: (Гриних Д., 2008, с. 26)). В этом смысле очень важно интегрировать деятельность пианиста и вокалиста к детальному освоению разучиваемых произведений. Создание благоприятных психологических условий для сотворчества пианиста-концертмейстера и вокалиста в изучении музыкальных произведений имеет важное педагогическое воспитательное значение. «У педагогики, как у науки о воспитании, есть надобность точно и ясно установить, как должно быть организовано это воздействие, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приема-204

ми и куда направлено» (Выготский Л., 2008, с. 7).

Активизация готовности пианиста к выступлению с вокалистом на концертной сцене пробуждает творческий потенциал к артистической деятельности. В этом направлении пианисту-концертмейстеру очень важна антиципация сценической перспективы. «Лишь после того, как актер продумает, проанализирует, переживает всю роль в целом и перед ним откроется далекая, ясная, красивая, манящая к себе перспектива, его игра становится, так сказать дальнозоркой, а не близорукой, как раньше» (Станиславский К., 2012, с. 157).

Концертмейстерское искусство - это сложный психологический процесс взаимодействия пианиста и вокалиста, результативность которого отражается в звуковом воплощении музыкального произведения как продукте творческого вдохновения и мастерства сотворчества. Достижение этого результата происходит при условии детального освоения музыкального произведения, неоднократного его прослушивания в различных интерпретациях с последующим анализом, способствующим в итоге созданию собственной индивидуальной художественно-исполнительской концепции. Все это позволяет сделать вывод, что концертмейстерские творческие функции должны постоянно обновляться и совершенствоваться.

Таким образом, во взаимодействии пианиста-концертмейстера с вокалистом необходимо учитывать специфику профессиональной деятельности, развивать психологические качества такие, как творческое воображение, интуиция, способность предугадывать солиста, эмоциональную гибкость, стрессоустойчивость, инициативность. Данные качества помогут раскрыться таланту пианиста-концертмейстера при условии непрерывного самосовершенствования. Деятельность пианиста-концертмейстера - это сотвор-

чество с вокалистом, направленное на дания художественно-исполнительских расширение кругозора певца для соз- концепций.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 30.

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

Выготский Л. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2008. 671 с.

Гинзбург Л. От составителя // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / ред.-сост., автор вступ. ст. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. 632 с.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. 94 с.

Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство: Девятый сборник статей. М.: Музыка, 1976. С. 106-139.

Гриних Д. Важа Чачава: Артистами рождаются // Музыкальная жизнь. 2008. № 10. С. 26-28.

Касымова М. Методические основы преподавания концертмейстерского мастерства: Учеб.-метод. пособие для высших музыкальных учебных заведений. Ташкент, 2007. 76 с.

Коробова О. Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера: Дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2011. 175 с.

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / пер. с нем. В.Л. Михелис; ред., примеч. и вступ. ст. Г.М. Когана. М.: Музыка, 1966. 220 с.

Скигин С. «День ли царит?» // Музыкальная академия. 2022. Вып. 1. С. 178-183.

Смирнов М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990. 320 с.

Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л., 1981. С. 231-293.

Станиславский К. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 448 с.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 336 с.

Чачава В. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано. 2003. № 2. С. 24-27.

Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка. 1969. № 4. С. 84-88.

REFERENCES

Asafiev, B. (1971), Muzikalnaya forma kak process. Kn. 1, 2 [Musical form as a process. Books one and two], 2 ed., Muzyka, Leningrad, 376 p. (in Russ.)

Chachava, V. (2003), "Some issues of training accompanists", Fortepiano [Piano], no. 2, pp. 24-27. (in Russ.)

Ginzburg, L. (1975), "From the compiler", Dirijorskoe ispolnitelstvo: Praktika. Istoriya. Estetika [Conducting: Practice. Story. Aesthetics], in L. Ginzburg (ed.), Muzyka, Moscow, 632 p. (in Russ.)

Gottlieb A. (1971), Osnovi ansamblevoi tekhniki [Fundamentals of ensemble technique], Muzyka, Moscow, 94 p. (in Russ.)

Gottlieb A. (1976), "Texture and timbre in an ensemble piece", Muzykal'noe ispolnitelstvo [Musical performance], Muzyka, Moscow, pp. 106-139. (in Russ.)

Grinich, D. (2008), "Vazha Chachava: artists are born", Muzykal'naya zhizn [Musical life], no. 10, pp. 26-28. (in Russ.)

Kasymova, M. (2007), Metodicheskie osnovi prepodavaniya koncertmeysterskogo masterstva [Methodological foundations of teaching accompanist skills], Tashkent, 76 p. (in Russ,)

Korobova, O. (2011), Antitsipatsiya v structure khudozhestvenno-tvorcheskoi deyatelnosti

kontsertmeystera [Anticipation in the structure of artistic and creative activity of an accompanist], Cand. Sc. Thesis, Saratov, 175 p. (in Russ.)

Martinsen, K. (1966), Indidualnaya fortepiannaya tekhnika na osnove zvukotvorcheskoi voli [Individual piano technique based on sound-creative will], trans. by V.L. Michelis, in G.M. Kogan (ed.), Muzyka, Moscow, 220 p. (in Russ.)

Shenderovich, E. (1969), "About the art of accompaniment", Sovetskaya muzyka [Soviet music], no. 4, pp. 84-88. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Skigin, S. (2022), "«Does Day Reign?»", Muzykal'naya akademiya [Music Academy], Issue 1, pp. 178-183. (in Russ.)

Smirnov, M. (1990), Emotsianalnii mir muziki [The emotional world of music. Study], Muzyka, Moscow, 320 p. (in Russ.)

Sokhor, A. (1981), "The aesthetic nature of genre in music", Sokhor A. Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki.

Stat'i i issledovaniya [Sokhor A. Questions of sociology and aesthetics of music. Articles and research], Leningrad, pp. 231-293. (in Russ.)

Stanislavsky, K. (2012), Rabota aktera nad soboi v tvorcheskom protsesse voplosycheniya [The actor's work on himself in the creative process of embodiment], Azbuka, ABC-Atticus, Saint Petersburg, 448 p. (in Russ.)

Teplov, B. (1947), Psikhologiya muzikalnykh sposobnostei [Psychology of musical abilities], Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, Moscow, Leningrad, 336 p. (in Russ.)

Vygotsky, L. (2008), Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology], AST, Moscow, 671 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Карякина Лилия Михайловна, старший преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана (Ташкент) E-mail: [email protected]

Author Information

Lilia M. Karyakina, Senior lecturer of the Department of Concertmaster Skills at the State Conservatory

of Uzbekistan (Tashkent)

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 05.07.2024 После доработки 29.11.2024 Принята к публикации 01.12.2024

Received 05.07.2024 Revised 29.11.2024 Accepted for publication 01.12.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.