мостоятельную работу одинакового объема и степени трудности стало уходить 6 - 8 минут.
Уровень развития познавательной активности школьников экспериментального класса, по сравнению с результатами контрольного класса, повысился по всем параметрам: стало больше учащихся с высокими и средними показателями (на 16% и 4% соответственно), а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось (на 20%). В контрольном классе также произошли
Библиографический список
изменения, но незначительные: разница в показателях составила всего 4%.
Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов изучаемой проблемы. Перспективами дальнейшей работы в данном направлении темы могут стать: выявление особенностей развития познавательной активности у младших школьников в зависимости от других условий обучения, гендерных различий и т. п.
1. Шамова Т.И. Приемы активизации познавательной деятельности в обучении. Педагогика. 2002; 8: 74 - 84.
2. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников. Начальная школа. 2009; 10: 18 - 20.
3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Москва: Учпедгиз, 1961.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2000.
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Москва: Просвещение, 1980.
6. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. Советская педагогика. 1961; 8: 15 - 21.
References
1. Shamova T.I. Priemy aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti v obuchenii. Pedagogika. 2002; 8: 74 - 84.
2. Men'shikova E.A. O psihologo-pedagogicheskoj prirode aktivnoj poznavatel'noj pozicii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2009; 10: 18 - 20.
3. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah. Moskva: Uchpedgiz, 1961.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2000.
5. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov v obuchenii. Moskva: Prosveschenie, 1980.
6. Danilov M.A. Vospitanie u shkol'nikov samostoyatel'nosti i tvorcheskoj aktivnosti v processe obucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1961; 8: 15 - 21.
Статья отправлена в редакцию 02.05.17
УДК 378
Mikailov D.A., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Alizhanova H.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
CREATIVE ENVIRONMENT AS THE CONDITION FOR FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION. The article studies a problem of forming the legal competence of the bachelor of pedagogical education. The authors consider the pedagogical conditions conducive to the modification of the nature of the activity and determines the range of phenomena and duration of the process. The classification and stages of the design of educational environments are cited. The effectiveness of the educational creative environment is proved, when forming the legal competence of the bachelor of pedagogical education. The authors conclude that the educational and creative environment allows using different types of activities (educational, practical, research, social), learning through active, creative nature, focus on developing the ability to operate with legal knowledge and skills, psychological bases of development of personal qualities, ensures efficient formation of legal competence of the future specialist.
Key words: vocational training, bachelor of teacher education, legal competence, pedagogical conditions, educational creative environment.
Д.А. Микаилов, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Х.А. Алижанова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования правовой компетенции бакалавра педагогического образования. Рассмотрены педагогические условия способствующие видоизменению характера деятельности и определяющие круг явлений, и длительность процесса, приведена классификация и этапы проектирования образовательных сред, обоснована эффективность образовательной творческой среды при формировании правовой компетентности бакалавра педагогического образования. Авторы делают вывод о том, образовательная творческая среда позволяет использование различных видов деятельности (учебной, практической, научно-исследовательской, общественно-полезной), организация обучения на основе активного, творческого характера, ориентация на формирование способности оперировать правовыми знаниями и умениями, как психологической основы развития личностных качеств, обеспечивает эффективное формирование правовой компетентности в будущего специалиста.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, бакалавр педагогического образования, правовая компетентность, образовательная творческая среда.
Политический и социально-экономический характер современного общества, расширение международных контактов во всех сферах жизни обуславливают необходимость владения правовой компетентностью каждым специалистом, поскольку не знание основ права препятствует внедрению в учебный процесс и практику достижений мировых технологий. В связи с этим система образования призвана обеспечить более высокий уровень
сформированности профессиональной культуры бакалавра педагогического образования, важнейшей составляющей которой становится правовая компетентность, позволяющая решать профессиональные задачи в рамках правового поля.
В «Квалификационной характеристике должностей работников образования» правовая компетентность рассматривается умение работника, эффективно использовать в профессиональ-
ной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
По мнению Л.М. Гончаровой, правовая компетентность представляет собой совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих возможность и стремление личности сопоставлять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами [1].
М.Е. Полякова в своём исследовании определяет правовую компетентность личности как целостное образование, отражающее готовность к решению задач, требующих правовых знаний и использованию их в профессиональной деятельности [2].
На наш взгляд, правовая компетентность личности должна включать знания права и практические умения, отражающие его способность использовать универсальные способы деятельности, основанные на совокупности правовых знаний в профессиональных ситуациях. Правовая компетентность бакалавра педагогического образования предполагает: знание о механизмах правового регулирования в рамках педагогических ситуаций; умение выделять правовые аспекты, возникающие в педагогических ситуациях и определять адекватность их разрешения правовыми средствами, а так же прогнозировать последствия принимаемых решений; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учётом состязательности юридических процедур.
На сегодняшний день бакалавр педагогического образования имеет определённый уровень правовой подготовки, но сам процесс является фрагментарным и стихийным.
На качество формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования оказывают влияние различные педагогические условия, способствующие видоизменению характера деятельности и определяющие круг явлений, и длительность процесса. Таким образом, важно уметь создать оптимальные условия, обеспечивающие необходимый уровень сформированности правовой компетентности.
В педагогическом аспекте «условие» имеет немало контекстных понятий. Ряд ученых считают, что рассматриваемые определения включают в себя только те условия, которые являются внешними по отношению к обуславливаемой педагогической системе. Х.А. Алижанова считает правомерным рассмотрение в качестве условий потенциал педагогических работников, материальные возможности, включая педагогические средства, учебно-методическая обеспеченность учебного процесса и т. д. [3; 4].
В своих исследованиях М.Е. Дуранов определяет педагогические условия как зависимости, обеспечивающие необходимую достаточную полноту, отбор специфического содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов для решения конкретной педагогической задачи [5].
Анализ исследований в области педагогики, направленных на выявление наилучших условий протекания педагогического процесса, позволил определить педагогические условия, в контексте нашего исследования, как совокупность необходимых и обязательных факторов, обеспечивающих эффективное формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования, которые нами разбиты на две группы:
• общепедагогические, характеризующие механизм реализации социального заказа общества на подготовку бакалавра педагогического образования к их профессиональной деятельности;
• дидактические, характеризующие возможности формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования.
Одним из определяющих условий эффективного формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования выступает образовательная среда, которую мы рассматриваем как педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, представляющий собой систему влияний и условий формирования личности, возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
На структуру образовательной среды согласно теории П.Я. Гальперина будут влиять следующие психологические условия: адекватная мотивация освоения действия и его осуществления; наличие полноценной ориентировки и исполнение осваиваемого действия; свойства действия, доведенные до желаемого уровня; перенесение действия в идеальный (умственный) план [6].
Проектирование образовательной среды включает пять взаимосвязанных этапов:
• на первом этапе осуществляется определение предмета деятельности, типа образовательной среды с включением элементов (множество предметов деятельности), информационное поле, инструментальные средства;
• на втором этапе деятельность обретает алгоритмический вид, т. е. определена последовательность действий, характеризуемая мотивационными особенностями, типом ориентировки и целью;
• на третьем этапе для каждого действия определяют инструментальные средства и материалы, необходимые для его выполнения;
• на четвертом этапе, разрабатывается дисциплинарная составляющая образовательной среды, на основе анализа действий, входящих в состав профессиональной деятельности;
• на пятом этапе оптимизируется объём, содержание и порядок следования дисциплин.
Реальная практика высшего профессионального образования, как правило, сталкивается с тем, что организация образовательного процесса регламентирована рядом положений и стандартов, задающих основную структуру дисциплинарной составляющей образовательной среды. Студент, пришедший в высшее учебное заведение прямо со школьной скамьи, в общем случае, имеет очень отдалённое представление о будущей профессиональной деятельности, чему подтверждением анализ существующей практики подготовки бакалавра педагогического образования, который показывает, что эта ситуация является неблагоприятной для эффективного становления профессиональной деятельности, поскольку в высшем учебном заведении доминирует дисциплинарная составляющая. Несмотря на то, что преподаватели отдают себе отчёт в том, что одним из важных условий обеспечения правовой компетентности является наличие образовательной творческой среды. Но осознание самого факта не означает, что преподаватель успешно создает данную среду.
На сегодняшний день выделяют следующие виды образовательных сред:
• догматическая предполагающая преобладание традиций, авторитета, обряда, веления как абсолютного закона, дисциплины, порядка и добросовестности необходимости как жизненной императивы личности. В рамках догматичной среды формирующаяся личность, обладает высокой степенью пассивности, отрешённостью и апатией;
• среда безмятежного потребления, предполагающая отсутствие упорства, беззаботность, безынициативность, характеризуется атмосферой мнимого внутреннего благополучия. В рамках среды безмятежного потребления формируется личность пассивная, неспособная к напряжению и борьбе, довольствующаяся тем, что у неё есть;
• среда внешнего лоска и карьеры, предполагающая упорство в достижении цели, на основе холодного расчёта. В рамках данной среды формируются такие качества личности, как фальшь и лицемерие, среда задаётся по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма;
• творческая, предполагающая свободу мысли, энтузиазмом, преобладанием творческих отношений, терпимостью и уважением к личности. В рамках творческой среды важнейшим условием выступает отсутствие авторитетного лидера, навязывающего свою точку зрения формирование активной и способной к преобразованию окружающего мира личности.
Рассматривая образовательную творческую среду как условие формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования, опираясь на классификацию Г.А. Ковалева и в качестве структурных компонентов выделили:
• физическое окружение характеризующейся, степенью открытости закрытости учебных корпусов внутреннего дизайна (размер, форма аудиторий и других помещений вуза) предметно-вещевое оформление пространства (плакаты, стенды и т. п.),
• человеческий фактор характеризующееся - соотношением пространства социальной плотностью субъектов педагогического процесса и его влиянием на поведение и успеваемость студентов;
• программа обучения характеризующаяся, стилем преподавания и характером социально-психологического контроля, педагогическими технологиями и содержанием программ обучения и т. п. [7].
Следует отметить, что в образовательной творческой среде в отличие от образовательной среды, которая может быть как
эмоционально насыщенной, так и эмоционально бедной, всегда превалирует эмоционально насыщенная, комфортная обстановка, предполагающая свободу и активность, самостоятельность, возможность личностного развития, формирующая готовность к нестандартным решениям.
Образовательная творческая среда, направленная на эффективное формирование правовой компетентности бакалавра педагогического образования предполагает возможное использование проектных и творческих методов, обеспечивающих развитие правовых знаний, умений для осуществления профессиональной деятельности.
Библиографический список
Таким образом, образовательная творческая среда позволяет использование различных видов деятельности (учебной, практической, научно-исследовательской, общественно-полезной), организация обучения на основе активного, творческого характера, где бакалавр педагогического образования является субъектом, а не объектом педагогического процесса, ориентация на формирование способности оперировать правовыми знаниями и умениями, как психологической основы развития личностных качеств, обеспечивает эффективное формирование правовой компетентности в будущего специалиста.
1. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007; 5: 21 - 25.
2. Полякова М.Е. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
3. Алижанова Х.А. Педагогические условия экономической подготовки обучающихся с использованием методов маркетинговых исследований. Среднее профессиональное образование. 2009; 5.
4. Алижанова Х.А., Гаджиев Г.М. Игровые технологии обучения основам менеджмента. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011; 2.
5. Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие. Челябинск, 1996.
6. Гальперин П.Я. ,Талызина Н.Ф. В основе - управление процессом усвоения знаний. Вестник высшей школы. 1965; 6: 19 - 24.
7. Ковалев А.Г. Психология личности. Москва, 1970.
References
1. Goncharova N.L. Kategorii «kompetentnost'» i «kompetenciya» v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Sbornik nauchnyh trudov SevKavGTU. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2007; 5: 21 - 25.
2. Polyakova M.E. Formirovanie pravovoj kompetentnostistudentov tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Alizhanova H.A. Pedagogicheskie usloviya 'ekonomicheskoj podgotovki obuchayuschihsya s ispol'zovaniem metodov marketingovyh issledovanij. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 5.
4. Alizhanova H.A., Gadzhiev G.M. Igrovye tehnologii obucheniya osnovam menedzhmenta. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; 2.
5. Duranov M.E. Issledovatel'skijpodhod kprofessional'nojpedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Chelyabinsk, 1996.
6. Gal'perin P.Ya. ,Talyzina N.F. V osnove - upravlenie processom usvoeniya znanij. Vestnik vysshej shkoly. 1965; 6: 19 - 24.
7. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. Moskva, 1970.
Статья поступила в редакцию 26.04.17
УДК 37.017.4
Lopoukha T.L., Саnd. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Highest Military Command School (Novosibirsk,
Russia), E-mail: [email protected]
Podmarenko A.A., teacher, Novosibirsk Highest Military Command School; postgraduate, Omsk State Pedagogical University
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF THE POLITICAL EDUCATION OF CADETS OF A MILITARY ACADEMY. The paper analyzes problems of organization of the political education of cadets of modern military schools. Among the most significant tasks is the formation of the theory and rationale of contemporary practices of political education. It explores possible organizational forms. The formation of theoretical approaches to political education allowed to formulate its basics and main groups of principles (general principles of education in the framework of cultural approach to organizations of the military-pedagogical process, professional education), substantiates the idea of political education of students in the assimilation of cultural, historical and professional experience. The research justifies the conditions of development of professional culture, organizational forms of political education.
Special attention is paid to practice of participation of students in political activities and justification for the integrated development of their political culture. nhe organization of the political education of students, its contents, theoretical and methodological basis, organizational forms, means and methods.
Key words: military-pedagogical process, political education, students.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц., Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск,
Е-mail: [email protected]
А.А. Подмаренко, преп. Новосибирского высшего военного командного училища, аспирант Омского государственного
педагогического университета, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье анализируются проблемы организации политического воспитания курсантов современных военных вузов. Среди них наиболее значимыми являются формирование теории и обоснование современных практик политического воспитания. Исследуются его возможные организационные формы. Формирование теоретических подходов к политическому воспитанию позволило сформулировать его сущность и основные группы принципов (общие принципы воспитания в рамках культурологического подхода, организации военно-педагогического процесса, профессионального воспитания), обосновывается идея политического воспитания курсантов на основе усвоения культурно-исторического и профессионального опыта. Обоснованы условия развития профессиональной культуры, организационные формы политического воспитания.
Особое внимание уделено практике участия курсантов в политической деятельности и обоснованию комплексного характера развития их политической культуры.
Ключевые слова: военно-педагогический процесс, политическое воспитание, курсанты.