Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ'

ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

Статья рассматривает значимость вопроса формирования творческой самостоятельности в вузе, описывает педагогические средства ее формирования, используемые в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства у студентов-дизайнеров процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGN STUDENTS AND PEDAGOGICAL MEANS OF ITS FORMATION

The article considers the importance of the formation of creative independence in the university, describes the pedagogical means of its formation used at the Penza State University of Architecture and Construction in the training of students-designers.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ»

17. Knoll, M. John Dewey und die projektmethode: Zur aufklärung eines mißverständnisses // Bildung und Erziehung , 1992. P. 89-108.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель, кафедра "Дизайн и художественное проектирование интерьера" Даськова Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза)

ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СРЕДСТВА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья рассматривает значимость вопроса формирования творческой самостоятельности в вузе, описывает педагогические средства ее формирования, используемые в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства у студентов-дизайнеров процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства».

Ключевые слова: творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, педагогические средства формирования творческой самостоятельности, модель формирования творческой самостоятельности.

Annotation. The article considers the importance of the formation of creative independence in the university, describes the pedagogical means of its formation used at the Penza State University of Architecture and Construction in the training of students-designers.

Keywords: Creative independence of students-designers, pedagogical means of formation of creative independence, model of formation of creative independence.

Введение. Современные требования работодателей и общества потребителей обусловливает необходимость пересмотра целей профессионального образования, поиска технологий и методов обучения, обеспечивающих возможность передать студенту необходимые знания, умения и навыки, а также сформировать творческую самостоятельность. Вопрос формирования творческой самостоятельности особенно остро стоит при подготовке студентов направления 54.00.01 «Дизайн», где обладающий способностью комбинируя и импровизируя, находить прорывные идеи выпускник-дизайнер, сможет удовлетворить возросший спрос на индивидуальность и тем самым реализоваться в профессии. Исследователями выделяются следующие значимые для дизайнера качества творческой самостоятельности [14]: потребность в новейших знаниях, понимание способов их получения и умения применять их в разных условиях (В.В. Дрозина, А.А. Шамсиева и др.); умение критически подойти к результатам собственной деятельности и результатам деятельности других людей (А.В. Качалов); умение излагать личную точку зрения, генерировать несколько возможных решений и делать отбор оптимальных (Л.Б. Сурина и др.); потребность и способность к импровизации и ориентация на самовыражение (Н.Ю. Ермилова и др.).

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке наблюдается интерес к выявлению факторов, способствующих повышению качества профессиональной подготовке дизайнеров [15]. Все они базируются на едином объективном мнении об особенностях профессии дизайнера, а именно: ее неотъемлемо творческий аспект, который заставляет импровизировать и экспериментировать, приобретать индивидуальный узнаваемый почерк. С творческим аспектом профессиональной деятельности дизайнера, связаны различные направления педагогических экспериментов, в том числе и возможность формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплин, входящих в профессиональный цикл учебного плана. Об этом свидетельствуют разработки Л.М. Тахбатуллиной, В.Г. Гладких, Ю.В. Веселовой, О.В. Арефьевой, М.Е. Елочкина, Р.Ф. Мухутдинова, С.М. Мурзиной, И.Б. Трошиной и др. Исследователями делаются попытки найти ответы на вопросы о содержании профессиональных дисциплин, о методах, средствах обучения и взаимодействиям его участников. Выделяются этапы формирования творческой самостоятельности и критерии их определяющие. Обращаясь к творческой основе творческой самостоятельности выделяют когнитивный (А.А. Кулешова, О.А. Челядинова, Н.Ю. Ермилова и др.), практический (А.А. Кулешова, В.В. Дрозина и др.), мотивационно-ценностный (И.Б. Карнаухова, О.А. Челядинова, Л.Ю. Круглова и др.) компоненты ее структуры. Неизменно важным является творческий компонент, характеризующийся способностью и потребностью к проявлению индивидуальности, оригинальности, креативности (Н.Ю. Ермилова, А.А. Кулешова, И.Б. Карнаухова и др.). С нашей точки зрения, творческая самостоятельность, возникает и развивается в целесообразно организованном учебном процессе, где происходит обогащение студентов не только научными знаниями, но и комплексом профессиональных умений. На это работают и специально отобранные педагогические средства, если рассматривать их как процессуальное единство содержания, форм и методов обучения [3]. В этом случае педагогические средства призваны помогать преподавателю в активизации самостоятельности студентов на раскрытие своего творческого потенциала, на актуализацию смыслотворчества, при выполнении художественно-проектировочной, организационно-управленческой, информационно-технологической деятельности. Принцип профессиональной деятельности, должен стать основополагающим в организации учебного процесса, что подразумевает погружение участников образовательного процесса в специально сконструированною среду, где моделируются методы, средства, этапы профессиональной проектной деятельности дизайнера.

На основе имеющихся научных исследований по проблеме формирования содержания профессионального образования (В.Я.Виленский, А.М.Новиков, М.С.Каган и др.); о теории и практике дизайна (Г.Я. Мовчан, Н.Ф. Метленков, В.Л. Глазычев, Г.М. Салтыкова); о теоретических аспектах развития творческого мышления, творческих способностей (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.П. Дружинина, А.В. Хуторской и др.); о методических аспектах формирования творческой активности в процессе архитектурного проектирования (Б.Г. Бархина, Шимко В.Т, Н.Н.Нечаева, Ю.И. Кармзина, Д.Л. Меневрина, А.С. Степанов, С.О. Хан-Магомедов, Г.П. Щедровицкий и др.), была разработана и внедрена в практику модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Модель

представляет собой дидактическую систему [14], направленную на организацию учебно-творческого процесса, когда студентов-дизайнеров на основе сочетания сложившихся традиций обучения и профессиональных дизайнерских методов, погружают в условия импровизации, комбинирования, сочинения, т.е. активного участия в формировании творческой самостоятельности. Модель представляет собой совокупную взаимосвязь методологического, содержательного, процессуального и результативного элементов, функционирующих как единое целое. Эффективность теоретической модели формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров доказана в ходе опытно-организационной работы, внедренной в учебный процесс дисциплины профессионального цикла "Основы производственного мастерства".

В общей структуре подготовке студентов-дизайнеров в вузе дисциплина "Основы производственного мастерства" относится к базовой части "Профессионального модуля" рабочего учебного плана основной образовательной программы. Дисциплина изучается на 2-3 курсах и является одной из значимых в изучении профессиональных подходов проектирования. При изучении дисциплины студенты приобретают знания, умения в области основных принципов и методов проектирования, конструктивных и технологических решений оборудования, отделочных и декоративных материалов и покрытий. В соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования по направлению 54.00.01 "Дизайн" в результате освоения дисциплины, обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

- в области художественной деятельности - «способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств;

- в области проектной деятельности - «способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале» [9].

Модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров разрабатывалась на основе синтеза деятельного, профессионально-ориентированного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов [13]. Исходные положения деятельностного подхода дали возможность определить следующие этапы формирования творческой самостоятельности: репродуктивный, реконструктивно-вариативный и этап творческой самостоятельности. С учетом профессионально-ориентированного подхода сделан отбор содержания дисциплины. Обеспечивая знаниями о дизайне, об эвристических методах проектирования содержание призвано погружать студентов в пространство профессионального творчества. Рабочая программа дисциплины предусматривает следующие разделы: декоративные техники, реклама в дизайне среды, разработка и оформление элемента оборудования экстерьерной среды, разработка и оформление элемента оборудования интерьерной среды, разработка оборудования индивидуального образца, разработка фирменного стиля. Каждый раздел раскрывается темами практических заданий, опирающимися на базовые этапы реального проектирования дизайнера. Освоение содержания курса «Основы производственного мастерства» строятся на заданиях по разработке фрагмента или детали интерьера, с дальнейшим его выполнением в материале. Любой фрагмент или деталь интерьера сначала возникает в сознании в виде образа, проектного замысла, идеи (концепции). На этом же этапе рассматривается практическая возможность воплощения идеи, то есть ее технологические возможности и финансовые затраты и т.д. После этого начинается процесс реализации идеи, сначала в виде проекта, его разработки с помощью композиционного формообразования и только потом - и самой новой детали интерьера.

Личностно-ориентированный подход [11] определил необходимость применения, как общепедагогических методов организации обучения, так и дизайнерских методов (эскизирование, клаузура, макетирование, компьютерное моделирование, творческая защита и др.), для организации, стимулирования, контроля и оценки учебно-проектной деятельности студентов дизайнеров.

Этапы формирования ТС Компоненты ТС Общепедагогические методы Дизайнерские методы

репродуктивный Ценностно-мотивационный- конференция, семинар, эвристическая беседа; мастер-класс эскизирование; клаузура просмотр

реконструктивно-вариативный Когнитивный проблемный анализ ситуации, мозговой штурм макетирование, компьютерное моделирование, выставка достижений

творческой самостоятельности Проектировочно-деятельностный выставки достижений, создание экспертных комиссий, самопрезентация презентация, творческая защита; портфолио; "скейч-бук"

С основой на компетентностный подход определился профессиональный контекст компонентов творческой самостоятельности, выражающийся соответствующими задачами этапов профессионального дизайнерского проектирования (этап анализа состояния предметно-пространственной среды - ценностно-мотивационный компонент; этап творческого поиска - когнитивный компонент; этап творческой разработки и защиты - проектировочно-деятельностный компонент). Поэтапное формирование обеспечивается путем доминирования заданий, требующих творческого поиска и самостоятельности обучающихся, повышения требований к степени детализации и оригинальности конечного результата, увеличения заданий междисциплинарного характера [10].

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины "Основы производственного мастерства" проводится в форме дифференцированного зачета. Основой контроля и оценки студентов-дизайнеров также является профессиональный подход, а именно необходимость оценивать как сам результат работы, так и всю логическую цепочку деятельности, направленную на ее выполнение, т.е.: собственно сам результат (продукту) деятельности, а также способ ее протекания (процессу) - качество выполнения творческих и

контрольных клаузур; эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы, а также выполнение промежуточной аудиторной и внеадиторной самостоятельной работы. Здесь важно уточнить, что работа над темой условно делится на этапы: - подготовительном этап, где необходимо теоретическое ознакомление с заданной темой: сбор и анализ аналогов, изучении исторического, отечественного и зарубежного опыта, нормативной документации и др.; -этап творческого поиска и разработки студенту, где важно выполнить клаузуру по теме, эскизы, графические творческие упражнения; - этап оценивания самостоятельной работы заключается в оформлении и предоставлении материалов работы и ее непосредственная защита. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается как подготовительный этап для самостоятельной работы на практических занятиях [12].

Такая организация обучения может быть описана как система, которая развивается от "ситуации обучения сложным деятельностям" через рефлексивное расчленение деятельности к "обучению вначале простым деятельностям", и затем "из простых - к построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельностям", что обеспечивает поэтапное формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Соответственно характеристикам этапов формирования творческой самостоятельности, деятельность студентов заключается в способности проводить анализ информации; делать выбор способов и методов решения задания; высказывать критическое осмысление принятых решений и обоснование идей; поэтапно создавать и разрабатывать творческие дизайнерские проекты; характеризовать и оценивать результаты проектирования.

Выводы. Процесс формирования творческой самостоятельности представляет собой систему специально сконструированных профессионально-ориентированных ситуаций, ситуаций эвристического поиска, самостоятельного выбора и принятия решения. Система предложенных педагогических средств нацелена на погружение студентов в ситуации творческой самостоятельности с обязательным постепенным сокращением меры помощи преподавателя и предоставлением полной возможности организации деятельности, расширением области приложения формируемых знаний, действий и отношений, предусматривающие переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, превращения их в субъекты деятельности. Данная статья не исчерпывает всех аспектов анализируемой проблемы. Задачу преподавателя мы видим в создании условий для приучения обучающихся гибко и оригинально мыслить. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности. Творческий человек всегда включается в самостоятельный творческий поиск.

Литература:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

3. Даськова Ю.В. Педагогические средства формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Вестник СамГу - 2015. - № 4 (126). С. 201-214.

4. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 116-120.

5. Елочкин М.Е. Подготовка специалиста-дизайнера среднего звена в условиях организации инновационной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08 / Елочкин М.Е.- М., 2010. - 332 с.

6. Мухутдинов Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ссуз: автореферат дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08 / Мухутдинов Р.Ф. - Казань, 1999. - 16 с.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика. 1981. - 186 с.

8. Тахбатуллина Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08 / Тахбатуллина Л.М. - Казань, 2009. - 203 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (квалификация (степень) «академический бакалавр», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» августа2016 г. №_1004.

10. Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования [Текст] / М.Г. Сергеева, Н.Н. Беденко; Региональный финансово-экономический институт. - Курск, 2012. - 240 с.

11. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

12. Королева Г.Э., Сергеева М.Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г.Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.

13. Косырев В.П., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2008. № 6-1 (31). С. 23-27.

14. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога в рыночных условиях: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2010. - 237 с.

15. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11. С. 60-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.