Г. Ф. Гордукалова, Е. П. Сударикова
Творческая история кафедры информационной аналитики
В современном науковедении активно изучается история науки, деятельность отдельных ученых, научных организаций и коллективов. Каждое такое исследование сопряжено с выявлением и содержательным анализом большого массива фактов. Впервые опыт исторической реконструкции был нами осуществлен в 1999 г. для академического института -Института русской литературы РАН1.
Каждый коллектив имеет глубинные истоки - период формирования ключевых замыслов, их практической апробации. В данной работе предпринята попытка описать основные этапы творческой (когнитивной, интеллектуальной) истории конкретного коллектива - кафедры информационной аналитики библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ.
Велась основательная подготовка по сбору данных студентами и преподавателями кафедры. Фундаментальную основу составили ранее подготовленные таблицы к юбилейному сборнику нашего вуза, собранные в нем воспоминания преподавателей и студентов кафедры -В. А. Ефимовой, И. Г. Моргенштерна, Н. Г. Чагиной, Е. П. Судариковой,
О. Н. Ильиной2 В них описана атмосфера вуза, конкретные события библиотечного факультета, начиная с предвоенного периода. Полезные данные для анализа содержат ранние публикации о работе кафедры, подготовительные материалы для сайта, протоколы заседаний, официальные отчеты кафедры.
Совершенно новым источником информации является текст дипломной работы Д. А. Бартеньева. Работа была выполнена в 2012 г. Составленный в рамках дипломного исследования биобиблиографический словарь преподавателей является важным подарком кафедре и впервые публикуется в данном сборнике.
Формальный подход к развитию любого научного коллектива выражается в структурных изменениях в организации. При рассмотрении его интеллектуальной истории важны содержательные перемены и достиже-
1 Гордукалова Г.Ф. Когнитивная история академического института: возможности информационной диагностики // Петербургская Академия наук в истории академий мира: К 275-летию Академии наук. СПб.: ПиЯФ РАН, 1999. Т. 1. С. 302-309.
2 История. Воспоминания. Документы: К 85-летию Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств / Отв. ред. П. А. Подболотов; ред.-сост. Г. Ф. Гордукалова. СПб.: СПбГУКИ, 2003. 330 с.
ния. По этой причине на основе биоблиографического словаря составлена исходная хронологическая таблица (Приложение 1), показывающая развитие основных исследовательских идей через работу в вузе конкретных специалистов в период 1918-2012 гг. Очевидно, что кроме собственно концептуальных идей, важны конкретные люди, привносящие свои или реализующие внешние новаторские идеи.
Аристотелем была обозначена исходная база для анализа: «всякое основанное на размышлении учение исходит из ранее имеющегося зна-ния»1. Это положение полностью относится к преобразованию в 2003 г. кафедры гуманитарной информации в кафедру информационной аналитики. Более того, интеллектуальная история кафедры тесно связана с достижениями библиографов всех времен и народов.
Основателями петербургской школы отраслевой библиографии гуманитарного профиля были профессора Александр Григорьевич Фомин, член-корреспондент АН СССР Сергей Дмитриевич Балухатый, Ксения Дмитриевна Муратова, Борис Яковлевич Бухштаб, Соломон Абрамович Рейсер. В их научных и фундаментальных библиографических работах закладывались основы отраслевой методики, образцы составительской и источниковедческой школы, типологические открытия, а главное - особая библиографическая этика - ответственность и честность библиографических разысканий. Прямые их последователи и ученики - доценты Марина Константиновна Архипова, Екатерина Петровна Погорелая, Галина Максимовна Михайлова, Вера Александровна Ефимова, Анна Александровна Туровская - авторы первых учебников и учебных курсов, на основе которых осуществляется обучение во многих вузах культуры.
На основе хронологической таблицы выделены ключевые этапы развития профессионального знания в рамках отраслевой библиографии гуманитарного профиля в нашем вузе.
Рождение учебных курсов отраслевой библиографии гуманитарного профиля. Связано с приходом в Петроградский институт внешкольного образования в 1918 г. библиографа и книговеда, профессора Александра Григорьевича Фомина, который первым стал читать предметы по отраслевой библиографии.
Еще не было ярких дискуссий Первого и Второго библиографических съездов, неясны были перспективы рекомендательной (критической, педагогической в те годы) библиографии, а идея научных индексов воплотилась лишь в начале 1930 гг. Поэтому идея чтения библиографических курсов по отраслям знания для тех лет была существенным нововведением.
1 Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 255.
Занимая должность декана книжно-библиотечного факультета, возглавляя книжно-библиотечную методическую секцию (1920-1921 гг.),
А. Г. Фомин разработал руководства по общей методике библиографирования («Методы составления библиографических указателей», 1929; «Аннотации. Теория и практика их составления», 1929, и др.).
Для библиографии художественной библиографии он не только сам создал целый ряд указателей, но главное - первым заложил идею нового жанра - путеводителя - и воплотил его на материале художественной литературы. Эта идея не только прошла испытание временем, но и получила свою жизнь в электронной среде в виде путеводителей по Интернет-ресурсам.
По свидетельству главного историка факультета, ведущего российского библиотековеда, профессора А. Н. Ванеева, в учебных планах на 1919-20 и 1920-21 гг. число библиографических дисциплин было значительно расширено. Учебный план включал библиографические курсы «Общее понятие о библиографии, методологии и истории библиографии»; библиографии гуманитарных, социальных и точных наук; прикладных знаний (сельскохозяйственных и медицинских); изучение иностранной библиографии, библиографии библиотековедения, библиографии библиографии. Основные книговедческие курсы читал А. М. Ловягин, а библиографические - А. Г. Фомин. Объем каждой дисциплины включал от 10 до 40 часов1.
Оценим интеллектуальный потенциал преподавательского коллектива тех лет. Нами был выявлен «Отчет о деятельности Института внешкольного образования за 1922-1923 год». Вот так характеризуется состав: «Книжно-библиотечное отделение. Общее число студентов в отчетном году равнялось 45 [...]. На отделении состояло 10 профессоров, 13 преподавателей и 5 ассистентов и лаборантов»2. Столь высокий ценз преподавателей в этот период закладывал и высокую планку требований к чтению специальных дисциплин.
Необходимо отметить, что тогда библиографической работой занимались выдающиеся ученые. Например, в России первый указатель цитированной литературы был составлен востоковедом, лингвистом, академиком Н. Я. Марром и его коллегами. Созданное в 1922 г. краеведческое бюро (ЦБК) возглавлял академик С. Ф. Ольденбург. В работе бюро и его региональных отделений участвовали основоположник отечественной геохимии А. Е. Ферсман; академик и почетный член Петербургской АН, географ, антрополог и этнограф Д. Н. Анучин; историк И. М. Гревс -
1 История. Воспоминания. Документы: К 85-летию Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств / Отв. ред. П. А. Подболотов; ред.-сост. Г. Ф. Гордукалова. СПб.: СПбГУКИ, 2003. С. 62-63.
2 Там же. С. 284.
профессор Высших женских (Бестужевских) курсов, затем Петербургского университета и другие ведущие ученые.
В эти годы была заложена такая система практических занятий по библиографическим разысканиям в сфере художественной литературы, которые до сих пор являются ядром отраслевой подготовки студентов.
А. Г. Фомин отмечал, что с 1923 учебного года особое внимание стало уделяться практической подготовке и развитию самостоятельности студентов: беседы, индивидуальные и групповые доклады, обследования библиотек, практические работы, экскурсии1.
По воспоминаниям К. Д. Муратовой, каждый студент должен был освоить несколько тысяч источников. Этот тип заданий на разыскание оправдывает себя до настоящего времени: библиографическая эвристика и сейчас погружает студентов в мир неожиданных открытий.
По-существу, именно библиографические разыскания определили традицию петербургской библиотечной школы в этот период, а затем привели к выполнению сложных аналитических запросов читателей.
Система курсов отраслевой библиографии. До середины 1930-х гг. курс общей библиографии строился как набор отраслевых разделов, которые выделялись в самостоятельные дисциплины. В выявленных нами зачетных книжках студентов за 1944-46 гг. проставлены зачеты по следующим курсам отраслевой библиографии:
- библиографию естествознания (М. П. Бронштейн),
- библиографию художественной литературы (С. А. Рейсер),
- библиографии технической литературы (И. А. Мохов),
- библиографии сельскохозяйственной литературы (В. Столяров),
- библиографии военной литературы [подпись неразборчива]2.
Эта традиция сохраняется до настоящего времени: дисциплина «Мировые информационные ресурсы» читается коллегиально, ведущими преподавателями с отраслевой специализацией.
Именно в эти годы в качестве преподавателя библиографии художественной литературу пришел С. А. Рейсер, который одновременно читал курс «Теория литературы». Основанием для этого была его библиографическая практика. Например, в 1936 г. им была издана «Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова».
Соломон Абрамович Рейсер со своим коллегой и другом - профессором Борисом Яковлевичем Бухштабом - работали в нашем вузе до середины 1980-х гг. и определили в дальнейшем не только высокий уровень требований к работе библиографа, но и профессиональную жизнь препо-
1 Фомин А. Г. Работа Книжно-Библиотечного факультета Института
политросвегработы имени Н. К. Крупской (бывшего Института Внешкольного Образования) с декабря 1918 по июнь 1925 // Библ. обозрение. 1925. Кн. 2. С. 139-149.
2 Приведены в кн.: История. Воспоминания. Документы.. .С. 286.
давателей нашей кафедры. Под их руководством писали диссертацию А. А. Туровская, Ю. В. Киркин, И. П. Кузнецова, М. Д. Эльзон,
Д. К. Равинский, О. Н. Ильина и др. В числе их учеников были ведущие библиографоведы А. И. Барсук, И. Г. Моргенштерн.
Б. Я. Бухштаб - всемирно известный литературовед, автор первых учебников по библиографии художественной литературы и литературоведению, ведущий специалист по проблемам типологии литературнохудожественных изданий, библиографии текстов и текстологии. Он очень деликатно, но настойчиво прививал нам трепетное отношение к каждой публикации по теме, учил библиографической точности, помогал каждому вступать в научное море с точными ориентирами, не забывая при этом общечеловеческого багажа. Досконально зная русскую поэзию, Борис Яковлевич никогда «не замечал» наших пробелов, а лишь помогал прийти к вселенскому и доброжелательному видению мира.
В конце 1950-х - 1960-е годы библиография художественной литературы и искусства обрела второе дыхание - А. К. Ильина, А. А. Туровская, Г. П. Дмитриева, А. А. Ильина, Н. Н. Гутман и Е. П. Погорелая привнесли аромат классической французской литературы, музыки и творческого накала. В этот период создавались первые обобщающие работы по курсу: А. К. Ильина с соавторами по кафедре написали первое пособие по персональной библиографии художественной литературы, А. А. Туровская и Е. П. Погорелая под руководством Ю. С. Зубова (г. Москва) написали первый учебник «Библиография искусства» и поставили вопрос об узкой специализации библиографа.
Отраслевые курсы библиографии опирались на знание источников, поэтому преподавателей упрекали в течение многих десятилетий в фак-тографичности отраслевых дисциплин. Однако точное знание библиографических источников - основа качества аналитики, которая не терпит случайно собранных массивов документов для анализа. Этот принцип сегодня остается главным для аналитика информационных ресурсов.
В первые послевоенные годы в вуз пришел Сергей Иванович Копылов, который был прирожденным педагогом-практиком, придумывал занимательные примеры для ориентации в системе пособий, более 20 лет он вел курс «Библиография общественно-политической литературы».
Становление этого курса было непростым. Оно связано с именами нового поколения - выпускников факультета, принятых в штат института в 1950-е гг. - доброжелательно-строгой Марины Константиновны Архиповой и справедливо-творческой Галиной Максимовной Михайловой. Чуть позже к работе подключилось поколение «шестидесятников» - опытнейшие и талантливые педагоги Л. П. Москаленко, Г. Н. Ганина, Л. Ф. Бекренева, «гриновский капитан» Ю. В. Киркин. Каждый преподаватель стремился привнести в курс своеобразие. Лариса Петровна Москаленко, позже - декан подразделения иностранных студентов, а сейчас -
добровольный и бессменный организатор встреч сотрудников факультета всех поколений, оживляла лекции четким анализом текущих политических событий, позволяя слушателям одолеть инертность сугубо студенческих забот. Юрий Васильевич Киркин, который с 17 лет ходил юнгой по Неве в послевоенном Ленинграде, учил нас вузовской этике и библиографической точности.
Постепенно курс обогатился настолько, что в учебных планах стали стабильно выделяться курсы отдельных отраслей знания - библиография экономики, библиография истории, существенно позже - информационные ресурсы права.
Основным же результатом трех десятилетий являлось издание вузовских учебников, которые обобщили опыт библиографов-отраслевиков, систематизировали накопленный массив библиографических источников и методических приемов. Были изданы учебники библиографии художественной литературы и литературоведения (1971, 1985), общественнополитической (1968, 1976, 1988), истории, библиографии искусства (1973).
В этой работе приняло участие и следующее поколение преподавателей - Е. П. Сударикова, И. П. Кузнецова, Г. Ф. Г ордукалова,
О. Н. Ильина. В 1970-е гг. главными оставались проблемы методики библиографирования, типизации библиографических пособий. На кафедре были защищены диссертации по библиографии многих отраслей знания -экономике, философии, литературоведению, искусствознанию. В рамках диссертационных и других исследовательских работ формировались следующие методики:
- библиометрического анализа документального потока отрасли, в том числе и цитированного потока литературы;
- отраслевых особенностей первичных форм свертывания - аннотирования, реферирования, библиографического обозрения литературы;
- библиографической отраслевой эвристики;
- сравнительного анализа библиографических пособий;
- выявления этапов формирования системы отраслевых библиографических пособий;
- разработки отраслевых рубрикаторов по заказу ИНИОН РАН.
- мониторинга документального потока. (См.: Список основных публикаций преподавателей в биобиблиографическом словаре).
Существенное влияние в эти годы оказало участие преподавателей Е. П. Судариковой и Г. Ф. Гордукаловой в работе Научноисследовательского сектора ЛГИК им. Н. К. Крупской, где по заказу предприятий и организаций выполнялись научно-исследовательские разработки для их прямого внедрения. Обогащала исследовательская работа с преподавателями разных кафедр вуза - А. В. Соколовым, Р. Ф. Грининой,
В. П. Леоновым, Д. И. Блюменау, В. А. Минкиной, Э. Е. Рокицкой,
О. М. Зусьманом, многими другими специалистами города и страны.
В конце 1980-х на кафедру пришел Михаил Александрович Тарасов -ведущий специалист в аналитической росписи газетных статей, поэт и философ от библиографии. Имеющий свою теоретическую позицию, тонкий аналитик текста, преданный Пушкиногорью, М. А. Тарасов даже на кафедре создал «газету» и свою «эволюционную» теорию библиографии. Долгое время курс библиографии социально-экономической литературы вела заместитель декана вечернего отделения Инна Федоровна Петрова, вносившая опыт терпеливого педагога-воспитателя.
На долю этого поколения преподавателей достался и сложный период перехода к рыночной экономике, который отразился не только на комплектовании массива учебной литературы.
Переход к информационным ресурсам и аналитическим технологиям. Кафедра гуманитарной информации была создана в октябре 1992 г. На библиотечно-информационном факультете нас шутливо называли тогда «очень гуманитарными».
Кафедра обеспечивала подготовку в области информационных ресурсов по всем отраслям социальных и гуманитарных наук - истории, экономике, юридическим наукам, социологии, в области искусства и художественной литературы. Основная задача - готовить специалистов, способных осуществлять поиск и систематизацию литературу по конкретным запросам, пополнять библиографические и фактографические базы данных, обеспечивать специалистов аналитической информацией. Для этого важно иметь определенную позицию, целевые установки.
В 1980-е гг. велись жаркие дискуссии о нашей «библиографической сущности», методике преподавания отраслевой библиографии. В 1990-е -мы адаптируемся к аналитическим технологиям, полагая их необходимыми и перспективными для современных библиотек.
Значимым достижением этих лет считаем «легализацию» библиомет-рического анализа отраслевых комплексов литературы. Основы количественных исследований документального потока закладывались библиографами научно-технической литературы в далекие семидесятые, но лишь через 15 лет в отраслевые курсы библиографии были органично введены практические задания для библиометрического изучения отраслевой литературы. Сейчас навыки количественного анализа закладываются в учебном курсе «Теория документального потока» (с 1987 г. читался только в специализированных группах, а затем для всех студентов библиотечноинформационного факультета нашего и других вузов культуры), а закрепляются они в современной дисциплине «Отраслевые информационные ресурсы».
«Перестроечные» проблемы подготовки начались с того, что мы остались со старым фондом источников, устаревшими заданиями и учебни-
ками. Сетевые информационные технологии не облегчили, а осложнили нашу жизнь: сегодня необходима интеграция, органичное сочетание печатных и электронных ресурсов, отечественных и мировых, полнотекстовых и библиографических. Остро стоят проблемы типизации и отбора источников. Осваивались и новые сферы деятельности, новые технологии. Круг вечных для нас проблем заключается в постоянной изменчивости, динамичности информационных ресурсов. Способы решения этих проблем весьма разнородны:
- введение новых учебных курсов (Издания и библиография нормативно-правовой литературы, Теория документального потока, Информационный мониторинг, Информационные ресурсы отечественной культуры, Мировые информационные ресурсы и др.);
- апробация частных спецкурсов - «Управление знаниями», «Информационная логистика», «Деятельность референта фирмы», «Информационное предупреждение кризисных ситуаций», «Анализ художественного рынка» и др.;
- приобретение новых разновидностей справочников, баз данных.
Мы благодарны Библиотеке Академии наук за их печатные и электронные издания. Библиотека Консерватории передала нам комплекты литературно-художественных журналов последних лет. Информационная фирма ИНФОПРО подарила адресные и товарно-фирменные справочники, газета Деловой Петербург - оптический диск «Собственники СПБ», Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг - свои бюллетени по рынку ценных бумаг.
Параллельно кафедрой вырабатывалась и своя теоретическая позиция. Было выявлено, что в библиотечно-библиографической работе около 80% процессов и действий основываются на анализе информации, начиная с этапа уточнения запросов читателей. При этом все аналитические начала фиксируются в методиках лишь обобщенной формулой - анализ, отбор, синтез. Именно эти процессы обеспечивают качество библиографической работы, следовательно, их нужно дешифровать до уровня конкретных и специализированных методик.
Ленинградская библиографическая школа всегда была ориентирована на более широкий - книговедческий, информационный подход, поэтому мы не испытали шока при переходе к использованию сетевых технологий, выходу за пределы книгоописания, переходу к информационной аналитике. В 2001 г. Министерство культуры впервые решилось на дифференциацию библиотечной профессии. Нами был разработан общеобразовательный стандарт «Информационно-аналитическая деятельность», но затем (что лучше для профессии!) утверждена квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов» с набором в 2003 г. Поэтому велась интенсивная разработка новых дисциплин специализации, которые в России ранее не преподавались вовсе: «Аналитика текста», «Информаци-
онно-аналитические технологии», «Организация информационно-
аналитической деятельности». Курсы масштабные, предполагают выход к проблемам информационной логистики, технологиям управления знаниями, формирования интеллектуального капитала в организациях, стратегического и проектного управления.
В самом начале 1990-х гг. полезным оказалось участие кафедры в исследованиях по научным грантам. Этот период можно назвать «романтическим» - кафедра бралась за исполнение масштабных исследований -выявление гуманитарных научных коллективов в Санкт-Петербурге; подготовка рубрикатора научных исследований и ведущих специалистов в каждой социальной и гуманитарной науке города, оценка уровня информатизации библиотек, музеев, архивов1.
Наиболее сложным из них оказалось исследование педагогической элиты в школах Санкт-Петербурга2. Кафедра походила в это время на театр военных действий: нужно было за один месяц июнь опросить более 300 общеобразовательных школ города по нашей собственной методике «снежного кома». Этой методике завидовали даже социологи академического института! Очень не просто выявить ведущих учителей в школе. Покажем основные этапы исследования: для составления исходного и ранжированного списка ведущих педагогов в большой анкете предлагалось директору и завучу назвать трех лучших педагогов школы. Составлялся первый ранжированный перечень. При «коридорном опросе» он пополнялся мнением трех педагогов и группы старшеклассников. Затем заполняли анкеты и составляли свой перечень имен три ведущих преподавателя, которые наиболее часто упоминались в предыдущем массиве. Только на этой основе составлялся ранжированный список преподавателей каждой школы по частоте упоминаний их имен в анкетах. Все сведения уже в те годы заносились в базу данных «Педагогическая элита Санкт-Петербурга», которую вел супруг О. Н. Ильиной - В. В. Шабаев, работающий в те годы ведущим сотрудником Института мозга.
Данные по 16 аспектам о школах были обработаны с помощью факторного и кластерного анализа, что позволило выделить молодые, но новаторские школьные коллективы с доброжелательной атмосферой обучения.
1 Информатизация историко-культурного комплекса Санкт-Петербурга: Этап 1. Информатизация гуманитарных наук Санкт-Петербурга: Отчет НИР / Санкт-Петербургская гос. академия культуры; Кафедра гуманитар. информации. СПб., 1993. 165 с.; Информатизация историко-культурного комплекса Санкт-Петербурга: Этап 2. Исследование научных коллективов гуманитариев Санкт-Петербурга: Отчет НИР/ Санкт-Петербургская гос. академия культуры; Кафедра гуманитар. информации. СПб., 1994. 108 с.
2 Педагогическая элита Санкт-Петербурга: Отчет НИР/ Санкт-Петербургская гос. Академия культуры; Кафедра гуманитарной информации. СПб., 1995. 238 с.
В эти же годы преподаватели художественной специализации начали большую работу в Центре русского зарубежья - И. П. Кузнецова, О. Н. Ильина, И. Е. Прозоров, О. А. Александрова. В результате опубликовано несколько фундаментальных указателей, издается информационно-аналитический журнал «Берега», пользующийся большим спросом зарубежных библиотек и отечественных специалистов.
Существенно изменился и сам документальный поток. Понятие «документ» постепенно размывается. Уже нельзя многослойный сайт или справочный портал назвать документом. Пришлось вводить в качестве ключевого понятия словосочетание «информационные ресурсы». Кафедра гуманитарной информации первой в стране осуществила этот переход не только формально, но и концептуально. В результате были созданы и изданы в 2000 г. первые учебные пособия об информационных ресурсах в области экономики, истории, психологии, лингвистики1. В 2002 г. этот подход уже вошел в общее употребление, благодаря первому изданию «Справочника библиографа». В нем были представлены уже все основные отрасли знания.
Особый период в творческой жизни кафедры - это непростой переход к концепции информационной аналитики. Как видим, он в неспешном режиме начинался с библиометрических исследований отраслевых потоков документов конца 1970-х гг., методики библиографической эвристики, библиометрических справок к персональным библиографическим указателям, чтению новых спецкурсов в 1980-х - первой половине 90-х гг.. Поэтому в конце 1990-х мы были готовы к разработке дисциплин специализации для федерального образовательного стандарта - «Информационно- аналитическая деятельность», «Аналитика текста», «Организация информационно-аналитической деятельности», необходимых для новой квалификации - референт-аналитик информационных ресурсов.
В эти годы кафедра славилась молодым составом - на кафедру пришли наши выпускники С. Г. Николова, Н. В. Градобоева, О. А. Александрова, Ю. Ю. Бессонова, А. В. Смирнова, И. Е. Прозоров. Каждый из них сделал непростой шаг от родного курса отраслевых информационных ресурсов к их углубленному анализу, от простейших форм свертывания информации к выполнению аналитических запросов.
Еще одна из древних традиций кафедры отраслевой библиографии -участие в ее работе сотрудников крупнейших библиотек. Многие годы в составе кафедры работают уже ведущие специалисты Российской национальной библиотеки - М. А. Мамонтов, Научной библиотеки Консерва-
1 Гордукалова Г. Ф. Информационные ресурсы гуманитарных наук: Экономика: учеб. пособие / СПбГУКИ. СПб.: СПбГУКИ, 2000. 260 с.; Информационные ресурсы в области истории, психологии, лингвистики. Вып. 2. СПб.: СПбГУКИ, 2000. 203 с. (Сер.: Информационные ресурсы гуманитарных наук) и др.
тории - Н. В. Градобоева, Центральной городской библиотеки им.
В. В. Маяковского - И. Е. Прозоров. Они привносят ветер перемен, профессиональные установки в нашу работу, имеют ученую степень и общероссийскую известность, составляют ядро уникального знания в области библиографии истории, музыкального и театрального искусства.
Через учебные курсы кафедры проходят ежегодно 31 учебная группа, осваивающих в целом 13 учебных дисциплин для разных факультетов нашего вуза. При этом по каждому курсу студенты выполняют по 310 практических работ, требующих обстоятельной проверки. В результате - в сфере внимания преподавателей находятся более 600 студентов со своими 2 тысячами работ по дневному отделению. Наши дисциплины читаются также на вечернем и заочном отделениях нашего и других факультетах университета, его филиалов. И все же мы пытаемся индивидуализировать обучение: от совместного поиска темы курсовой работы до множества частных проявлений. Каждый из сотрудников кафедры привнес собственный талантливый вариант сотрудничества. Так, И. П. Кузнецова в течение сорока лет уже на втором занятии не просто запоминает имена студентов, но и четко определяет пробелы в их аналитических навыках.
Постоянно поддерживаем развитие персональной библиографии, которая всегда была и остается сильным направлением в нашем институте. Лишь в 1990-е гг. подготовлены и опубликованы биобиблиографические указатели ученых нашего и большого университетов - А. И. Новикова, Г. А. Тишкина, Н. М. Шахматова, Ю. Д. Марголиса. Сейчас наши выпускники продолжают это направление. В рамках персональной библиографии защитили диссертации В. В. Боровская (Бежовец), Ю. Беркович, А. С. Крымская, А. Н. Ежов.
За последние двадцать лет сотрудниками кафедры опубликовано более 400 научных работ, в том числе две серии учебных пособий - «Информационные ресурсы гуманитарных наук», «Информационная аналитика», книги, фундаментальные указатели, зарубежные публикации. Более 40 подразделов мы подготовили в отраслевые справочники - Справочник библиографа, Справочник библиотекаря, Справочник информационного работника, Домашняя библиотека, в отраслевых энциклопедиях. Кафедра являлась инициатором и активным участником первого в России справочника «Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках» (2007).
За два десятилетия по кафедре защитили диссертации пятнадцать аспирантов и соискателей. В их числе преподаватели кафедры -Н. В. Градобоева (проблемы информационного обеспечения специалистов музыкального искусства); О. А. Александрова (информационные ресурсы театральной деятельности); С. Г. Николова - (информационное предупреждение кризисных ситуаций); А. С. Крымская - по технологиям
управления знаниями в индивидуальном научном творчестве. В 2010 г. И. Е. Прозоров защитил диссертацию о возникновении петербургской библиографической школы. В числе диссертантов были опытные специалисты библиотек и вузов - Н. В. Колпакова, В. В. Боровская,
С. Д. Мангутова, В. А. Кондрашова, В. В. Гончарова, Л. И. Горская, Л. С. Беркутова, А. Н. Ежов Сейчас над темами кандидатской диссертации работают Ю. Ю. Бессонова и А. В. Смирнова. Готовят материалы для докторской диссертации О. А. Александрова, Н. В. Градобоева, И. Е. Прозоров, А. С. Крымская, В. В. Гончарова.
В разные годы к нам ненадолго, но очень творчески, приходили преподавать: талантливая Е. А. Корчинская и С. А. Зонин; И. И. Орлов -очень похожий на Максимилиана Волошина; знаток книги М. К. Свиченская; опытнейший со времен НИСа ЛГИК библиограф и библиометрист Т. В. Захарчук; специалист в области интернет-поиска и разработки электронных учебников С. В. Салангин; человек энциклопедических знаний и сотрудник РНБ А. Н. Ежов; знающий лектор Н. Н. Рыжикова.
Кафедра жила в условиях многих организационных преобразований и смены наименований:
- до 1984 г. - кафедра библиографии,
- 1984-1991 гг. - кафедра отраслевой библиографии,
- 1991-1993 гг. - кафедра общего и профессионального чтения,
- 1993-2003 гг. - кафедра гуманитарной информации1,
- 2003-2012 гг. - кафедра информационной аналитики,
- с 2012 г. - кафедра документоведения и информационной аналитики.
Мы с удовольствием работали под управлением М. К. Архиповой, Н. Г. Чагиной, В. П. Леонова, А. В. Соколова, В. С. Крейденко, воспринимая их опыт и творческие устремления.
В течение всех непростых преобразований деканы факультета обеспечивали поддержку всем нашим начинаниям. От Галины Максимовны Михайловой нам в наследство досталось внимание к студенческому творчеству. Мы проводили КВН, студенческие капустники, стимулировали создание студенческого журнала «Кулек», затем журнала «Зеркало». Последний из них не только приобрел «всероссийскую» известность, но и позволил вырастить из наших студентов известных журналистов2. Егор Яковлев стал редактором городской студенческой газеты «Gaudeamus»,
1 В течение первого года жизни кафедра имела длинное название: «кафедра библиотечно-библиографического обслуживания специалистов гуманитарного профиля».
2 Журнал СПбГУКИ «Зеркало» неоднократно занимал первые места во всероссийском конкурсе студенческой прессы.
сейчас работает в журнале «Собаками». Елена Петрова работает в нескольких петербургских газетах, а Надежда Трофимова уже в 2003 г. опубликовала свой первый роман во взыскательном журнале «Звезда». Людмила Викторовна Трапезникова позволила одолеть рубеж начала 90х, научила жизненной стойкости, вырастила достойную смену. Мудрая Елена Павловна Сударикова руководила библиотечно-информационным факультетом 15 лет, позволяя нам спорить, ошибаться и начинать с самого начала. Несколько лет проработала заместителем декана по учебной работе Светлана Геннадьевна Николова, а в 2009-2012 гг. она занимала должность декана дневного отделения БИФ. Несомненно талантливый организатор с невероятной работоспособностью, тонким чувством юмора и видением перспектив развития факультета, С. Г. Николова за три года работы заложила основы новых традиций на факультете: открытые дискуссии о перспективах развития библиотек и библиотечного образования совместно с библиотекарями-практиками; «Встречи на Миллионной», в которых принимали участие интереснейшие люди нашего города, нашей профессии. Ей удалось возродить неформальные контакты преподавателей и студентов, например, ежегодный конкурс «Что? Где? Когда?», в котором студенты соревнуются с преподавателями, День студенческого самоуправления.
Все эти годы нам всемерно помогали наши лаборанты - Варвара Васильевна Андреева, Светлана Бендерская, Зиночка Белова, Нина Ивановна Гавричкова, Юля Осипова. Они заботились о нас, были внимательны к студенческим проблемам, разводили удивительные цветы, поили нас чаем, потрясали изучением редких языков.
Особую и безмерную благодарность хочется выразить Анне Александровне Туровской, которая работала на кафедре 50 лет. Именно Анна Александровна - наш основной хранитель гуманитарных традиций с постоянным их обновлением.
Кафедра научилась оберегать традиции не только в научной работе, но и в профессиональной подготовке студентов. С одной стороны преемственность по времени, с другой стороны - между общенаучными, профессиональными курсами, дисциплинами специализаций. Считаем, что важно обеспечивать классическую базовую подготовку, варьировать и осторожно дополнять профессиональный и специальный блок учебных курсов.
До сих пор остается обязательной курсовая работа над библиографическим указателем, тему которой студенты выбирают в любой отрасли гуманитарного знания. Они создают указатель избранной разновидности (научно-вспомогательный или рекомендательный). В итоге он может отражать 600 публикаций о джазе, 80 - об экономической разведке или 40 тщательно собранных источников информации по истории балов в Санкт-Петербурге. Многие студенческие работы передаются в научные и
публичные библиотеки, городское экскурсионное бюро, в редакции журналов и газет по их заказу или просьбе. Студенческие указатели иногда публикуются в виде отдельных и фундаментальных изданий1. Сохраняется главное - комплексно и практически осваиваются все процессы библиографирования отраслевой литературы, а сейчас - работы с базами данных ИНИОН РАН, других информационных центров.
В рамках специализации «Информационно-аналитическая деятельность в области художественного творчества» осуществляется подготовка по отдельным направлениям информационных ресурсов сферы искусства - музыка, театр, кино, изобразительное искусство, архитектура, музееведение, художественная литература. Ведется изучение информационных потребностей специалистов, закрепляются навыки быстрого поиска и анализа данных по выбранному предметному полю с прохождением практики в библиотеках Эрмитажа, Русского музея, Консерватории и др. Эти связи мы стремимся поддерживать.
Специализация «Информационно-аналитическая деятельность в социально-экономической сфере и бизнесе» позволяет каждому студенту избрать для детального освоения определенную отрасль знания или сферу хозяйственной деятельности (банковское дело, страхование, маркетинговые исследования, реклама, оптовая торговля, рынок ценных бумаг и т. д.). Выпускники умеют готовить обзорные материалы о сегменте рынка, отдельном товаре, региональных проблемах. Благодаря Центру дополнительного профессионального образования СПбГУКИ мы организовали по просьбе студентов с 2012 г. семимесячный семинар «Бизнес-аналитика».
Ключевая наша новация за два десятилетия - органичное соединение достижений библиографии и библиометрии, печатных и электронных источников информации, анализа и синтеза информации по проблеме, тщательного библиографического отбора информации и новейших методов обработки данных.
Преемственность курсов стремимся обеспечивать и для следующего поколения сотрудников кафедры и студентов: часто вспоминаем смешные поисковые примеры С. И. Копылова, точные методические замечания Ю. П. Антипиной, пересказываем воспоминания об институте профессора И. Г. Моргенштерна. Мы говорим со студентами о библиографах удивительного мастерства Пушкинского Дома, РНБ, БАН, Театральной библиотеки, приглашаем их на наши занятия.
1 Крымская А. С. Управление знаниями: аннот. библиогр. указ. (1993-2007) / А. С. Крымская, Е. Ю. Гранкина; отв. ред. Р. С. Гиляревский. СПб.: Европ. дом, 2009. 332 с.; Справочные издания по языкознанию (1999-2009): материалы к библиогр. указателю / сост. Е. А. Коршикова; ред. И. П. Кузнецова. СПб.: ГеликонПлюс, 2011. 706 с. и др.
Тысячи выпускников хорошо помнят Ирину Петровну Кузнецову -ее требовательность и обязательность, а она мгновенно вспоминает не только студента любого года обучения, но и его курсовую работу. Многократная проверка любой даты, забота о каждом студенте-заочнике, пополнение фонда кафедральной литературы и источников для работы, экспертный библиографический опыт - далеко неполный перечень был заимствован нами за годы совместной работы.
Пытаемся реализовать не только обучение, но и сотрудничество со студентами, поддерживая тончайшую грань между профессионализмом и современными представлениями о карьере, между гуманитарным типом мышления наших студентов и заметной технизацией профессии. По-разному разрешаем противоречия, в основном - индивидуально, а также через дополнительные навыки для меркантильных целей - опыт письменных и синхронных переводов, статьи для СМИ, обзорные справки и т.д.
Считаем важным ориентировать процесс подготовки студентов на самостоятельный выбор специализации, на осознанный выбор тематики курсовых и дипломных работ, на качество выполняемых ими заданий, будь то составление аналитической справки или освоение новых информационных ресурсов. Это воздается сторицей - выпускники кафедры работают во всех крупнейших библиотеках страны, в ряде зарубежных -США и Великобритании, в информационно-аналитических центрах региональных органов власти, МЧС, редакциях журналов и газет Санкт-Петербурга.
Выпускники часто приходят к нам, рассказывают студентам о своей работе - и это лучшие занятия. Мы гордимся очень многими - они заведуют библиотеками и отделами, работают в областных управлениях культуры, пресс-центрах. Среди них - создатели первой в городе электронной газеты (С. Титаренко), двух автоматизированных систем для анализа потока цитированной литературы (Н. В. Колпакова), центра деловой информации (А. Зимина), первого дайджеста на оптическом диске (Л. С. Беркутова), кандидат философских наук (А. Клеева), писатели классического жанра (Н. Трофимова) и даже исторического детектива (Е. Басманова). Наши дипломники смогли продолжить свое обучение в аспирантуре и университетах Кембриджа (Т. Евдокимова), Лос-Анжелеса (И. Ильинская), Мейерлинда (А. Пухова), Японии (Ю. Валента,
К. Евсеева).
С социальных позиций аналитик - не более чем профессионал, который появился лишь вследствие долгой дифференциации специалистов, занятых аналитико-синтетической переработкой информации. Если же рассматривать аналитическую деятельность с позиций теории познания, ноосферного и синергетического подходов, то следует видеть и бесконечность процессов переработки социальной информации во все времена.
С сентября 2012 г. на кафедре документоведения и информационной аналитики объединились усилия лучших историков книги, библиографов универсального и отраслевого профиля, специалистов в области систематизации и предметизации литературы, аналитиков. Мы думаем, что творческий союз поможет в подготовке выпускников всех уровней - бакалавров, магистров, аспирантов.
Приложение 1
Преподаватели, участвующие в становлении и развитии гуманитарной библиографии, информационной аналитики1
Годы работы Ученые и преподаватели Основное направление исследовательской работы
1918 Фомин Александр Григорьевич Создатель учебного курса по библиографии художественной литературы и литературоведения, создатель нового жанра «путеводитель» по библиографическим и справочным изданиям, разработчик практических занятий по библиографической эвристике
1945 Бухштаб Борис Яковлевич Автор первых учебников по библиографии художественной литературы и литературоведению, занимался проблемами типов литературно-художественных изданий и текстологии
1945 Рейсер Соломон Абрамович Читал курс по библиографии художественной литературы, существенно обогатил его литературоведческую часть, составитель комплексного пособия «летопись жизни и творчества...»
1946 Копылов Сергей Иванович Разрабатывал (совместно с М. К. Архиповой) и преподавал курс «Библиография общественнополитической литературы»
1 Таблица составлена на основе биобиблиографического словаря И. П. Кузнецовой и Д. А. Бартеньева. Имена преподавателей приведены в хронологии первого года работы на кафедре, либо в Институте-Академии-Университете.
1949 Архипова Марина Константиновна Разрабатывала и преподавала курс «Библиография общественно-политической литературы», соавтор одноименного учебника, зав. кафедрой в течение двух десятилетий
1949 Муратова Ксения Дмитриевна Составитель фундаментальных указателей по русской литературе, до настоящего времени значимых в науке и учебном процессе, привнесла в учебный курс технику высокого библиографического профессионализма
1950 Ильина Анна Кузьминична Соавтор первого учебного пособия «Персональная библиография художественной литературы» (М., 1954)
1953 Михайлова Галина Максимовна Декан библиотечного факультета, соавтор первого учебника по библиографии истории, организатор первых студенческих художественных выступлений на факультете
1955 Антипина Юлия Петровна Соавтор первого учебника по библиографии художественной литературы и методики его преподавания. Талантливый методист, строгий и точный критик, привносивший творческое начало в профессиональные дискуссии
1955 Ефимова Вера Александровна Бессменный председатель методической комиссии по библиографии художественной литературы и искусства, автор учебнометодических материалов, в том числе соавтор первого учебного пособия «Персональная библиография художественной литературы» (М., 1954)
1962 Туровская Анна Александровна Ведущий специалист в области библиографии искусства, изобразительного искусства, автор курса, учебника и учебных пособий по курсу, декан заочного отделения. Работала в вузе 60 лет - с 1952 до 2012 г.
1963 Дмитриева Галина Павловна Сфера научных интересов - музыкальная библиография. Преподавала курс «Библиография искусства»
1963 Ильина Александра Александровна Соавтор первого учебника по библиографии художественной литературы (1971), разработчик методики составления картотеки заглавий художественной литературы
1965 Бекренева Лидия Федоровна Опытный лектор курса «Библиография общественно-политической литературы», позже -архивариус вуза
1965 Ганина Галина Николаевна Разработала практические задания по разысканиям для читаемого курса библиографии общественно-политической литературы
1968 Погорелая Екатерина Петровна Библиография искусства, французской литературы, персональная библиография
1970 Киркин Юрий Васильевич Библиограф творчества А. Грина, преподаватель курса «Общественно-политической библиографии»
с 1971 г. Сударикова Елена Павловна Декан библиотечно-информационного факультета, первый разработчик в стране курса правовой информации, участник разработки образовательного стандарта (2003), соавтор отраслевых справочников, участник НИР кафедры
1972 Кузнецова Ирина Петровна Ведущий специалист в области информационных ресурсов художественной культуры, разработчик курса «Аналитико-синтетическая переработка информации», составитель фундаментальных библиографических указателей о деятельности Дягилева, персональных указателей ученых СПбГУКИ, активный участник всех исследований кафедры и Центра русского зарубежья
1974 Равинский Дмитрий Константинович Разрабатывал проблемы ретроспективной библиографии переводной художественной литературы, истории литературной библиографии, краеведения, истории чтения
1978 Гутман Нина Николаевна Знаток детской литературы, тонкий ценитель художественных произведений, преподавала курс «Библиография художественной литературы»
с 1980 г. Гордукалова Галина Феофановна Теория документального потока, информационная аналитика, визуализация научного знания, технология информационного мониторинга
1982 Ильина Ольга Николаевна Библиография художественной литературы и литературоведения, библиография русского зарубежья, личные библиотеки, электронные ресурсы художественной литературы. Ныне -ведущий сотрудник РНБ
1987 Тарасов Михаил Александрович Специалист в области библиографирования газетных материалов, разработчик структурнодеятельностного и информационнопсихологического подходов в теории библиографии
1992 Корчинская Елена Александровна Библиография искусства, активный участник любого новшества
1992 Орлов Игорь Иванович Библиограф социально-экономической литературы, знаток философско-религиозной литературы
1992 Петрова Инна Федоровна Знаток русской литературы, преподаватель курса «Библиография социально-экономической сферы»
1995 Николова Светлана Геннадьевна Разработан авторский курс «Информационное предупреждение кризисных ситуаций». Самый активный участник НИР «Педагогическая элита Санкт-Петербурга», инициатор открытых дискуссий по профессиональным вопросам
с 1995 г. Мамонтов Марк Александрович Библиография истории, организация информационно-аналитической деятельности. Ведущий специалист РНБ в области библиографии второй степени истории и экономики
с 1996 г. Александрова Оксана Александровна Сфера научных интересов - библиография театральной деятельности, аналитика текста, аналитико-синтетическая переработка информации, анализ художественного рынка
1996 Свиченская Мария Константиновна Знаток редкой книги. Преподаватель курса «Библиография социально-экономической сферы». Ныне - ведущий сотрудник РНБ
1998 Захарчук Татьяна Викторовна Специалист в области библиометрических исследований научных коллективов, преподаватель курса «Библиография социальноэкономической сферы», ныне - профессор кафедры информационного менеджмента
с 1998 г. Градобоева Наталия Владимировна Уникальное знание информационных ресурсов музыкального искусства, справочного обслуживания читателей, особенно - в работе с фондом старых нотных изданий
с 1998 г. Бессонова Юлия Юрьевна Информационные ресурсы философии, социологии, экономики. Научные интересы -информационные ресурсы философско-религиозного направления
с 2003 г. Прозоров Иван Евгеньевич История литературной библиографии, литературное зарубежье, организация информационно-аналитической деятельности, информационный анализ в библиотеке
2004 Рыжикова Наталья Николаевна Библиография художественной литературы и литературоведения
2005 Салангин Станислав Владимирович Информационный поиск в сети, разработка электронных учебников
с 2005 г. Смирнова Анастасия Валерьевна Аналитика текста, смысловой анализ текстов, история англоязычных изданий в России
с 2011 г. Крымская Альбина Самиуловна Технологии управления знаниями в персональной библиографии, составитель персональных указателей в области истории, картография научного творчества