УДК 72.035.5
Новиков C.B. - аспирант
E-mail: to-stepa@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Творческая деятельность Ф.Н. Малиновского, гражданского инженера и епархиального архитектора Казанской губернии
Аннотация
Статья посвящена исследованию деятельности гражданского инженера Фёдора Николаевича Малиновского в Казанской губернии. В статье затрагивается и ранний, малоизвестный период творческого пути Малиновского. Даются краткие биографические сведения, рассматривается ряд выдающихся объектов авторства Ф.Н. Малиновского, на примере, которых, описываются характерные стилевые и функциональные особенности сооружений мастера. Цель статьи выявить основные периоды и этапы творческой деятельности выдающегося архитектора.
Ключевые слова: гражданский инженер, архитектор, епархиальный архитектор, Ф.Н. Малиновский, проектная деятельность, творческий метод, русско-византийский стиль.
Архитектура Казанской губернии конца XIX-начала XX вв. необычайно многогранна и сложна. Именно в этот период, на территории Казанской губернии активными темпами развивалась архитектура и строительное искусство, стали появляться первые профильные учебные заведения, работать целая плеяда видных, талантливых архитекторов. Одним из ярких и плодовитых представителей этого времени является Фёдор Николаевич Малиновский, известный своими краснокирпичными постройками в русско-византийском стиле. Творчество Ф.Н. Малиновского практически не изучено, а его объекты разбросаны по всей территории бывшей Казанской губернии (Татарстан, Чувашия, Марий-Эл). Практически неизвестен ранний период работы мастера в Тверской губернии, а также последние годы работы связанные уже не с Казанью. Данным исследованием ставиться цель, описание и составление творческой периодизации деятельности архитектора Фёдора Малиновского в Казанской губернии, его должностные и общественные отношения, особенности формирования творческого метода мастера.
Тверской период
В юбилейном сборнике «Сведения о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (1842-1892 гг.)» составленным Барановским Г.В. в 1893 году, приводиться краткие биографические сведения и профессиональные успехи выпускников строительного училища, каковым являлся Ф.Н. Малиновский. Фёдор Николаевич родился в 1864 году, получил среднее образование в Одесском реальном училище ив 1881 году поступает в Институт Гражданских Инженеров (Строительное училище) в Москве. По окончанию училища в 1877 году был отправлен младшим техником в Ложкинскую губернию в город Острог (Украина), на постройку казарм для двух полков. С 1889 состоит на службе строительного отделения Тверского губернского правления, на должности младшего инженера. С 1889-1892 гг. Ф.Н. Малиновский учувствует в разработке проектов церквей, заводов, общественных и частных зданий на территории Тверской губернии. В городе Тверь Малиновский разрабатывает ряд проектов учебных заведений - ремесленное училище общества «доброхотной копейки» и здание «нормального училища» для мальчиков и девочек, а также образцовую конюшню государственного коннозаводства на 24 лошади. В городе Кашине Фёдор Николаевич в составе строительной комиссии работает над проектом расширения здания окружного суда, а также проектирует трапезную церкви женского монастыря. В селе Бурашеве Тверской губернии заканчивает проект богадельни, разработанный архитектором Н.П. Нарановичем, а уже по собственному проекту устраивает водопроводную систему. В Тверской губернии Ф.Н. Малиновский проектирует каменное и деревянное здание Земской больницы, при ней аптечную
лабораторию и бревенчатые бараки для заразных больных на 20 человек. В 1892 году гражданский инженер Ф.Н. Малиновский уже числиться младшим архитектором, всё в том же отделение Тверского губернского правления [1].
Возникает вопрос, кто же такой гражданский инженер, каковым являлся Малиновский. Архитектор или как, сегодня бы сказали конструктор. Ещё в начале XIX века в России практически не существовало квалифицированных специалистов, которые в полной мере могли бы вести технический и авторский архитектурный надзор. Академия Художеств выпускало ограниченное число специалистов, да и малочисленные приезжие иностранные архитекторы, могли удовлетворять запросы только самых обеспеченных заказчиков в столицах. В начале тридцатых годов всё начало меняться, общество стало осознавать нецелесообразность такого порядка, необходимо готовить своих специалистов. Последствием этого стало учреждение двух училищ - Архитектурного и Гражданских инженеров, которые готовили узконаправленных кадров в своих сферах деятельности. Время показало несостоятельность и однобокость подобных подходов, да и темпы строительства в России росли очень интенсивно, и узконаправленные соискатели были не в состоянии решать весь спектр накапливающихся проблем. 19 декабря 1842 года император Николай I повелел учредить Строительное училище, в котором соединились воедино два направления. Русский архитектор Барановский Г.В. писал о слиянии двух школ так: «Эти два начала и были тело и душа, из которых создалось живое целое, вместившие в себя все средства для удовлетворения потребностям строительной техники того времени» [1].
Академическое современное образование и хороший старт в карьере молодого, перспективного архитектора нашли своё отражение и в проектной деятельности на территории Казанской губернии. В 1893 году, набравшись проектного опыта в Твери, талантливый гражданский инженер переезжает в Казань и занимает должность губернского архитектора.
Казанский период
На сегодняшний день Фёдор Малиновский известен общественности в основном, как епархиальный архитектор, но при этом его авторство и причастность ко многим, как епархиальным, так и общественно-гражданским объектам никто подробно не исследовал. Сегодня, опираясь на архивные материалы можно с уверенностью говорить, что Ф.Н. Малиновский спроектировал более полусотни объектов по всей территории Казанской губернии с 1893-1911 гг. Интересен тот факт, что Фёдор Николаевич успевал совмещать государственную службу, частную проектную практику и преподавательскую деятельность в Казанском промышленном училище. Начнём по порядку, с назначения Ф.Н. Малиновского на должность епархиального архитектора Казанской епархии в 1895 г.
Епархиальный архитектор
12 августа 1894 года по указу Государя Императора Николая II в Казанской епархии учреждают должность епархиального архитектора. В распоряжении епархиального начальства говорилось о новой должности так: «Ответственное и опытное лицо для наблюдения за согласной с законами и церковными правилами постройкой церквей, а население епархии будет иметь лицо, к коему во всякое время может обращаться для удовлетворения своих нужд по строительному делу». Первым на этот пост уже в январе 1895 году, определяют гражданского инженера, Казанского губернского архитектора Фёдора Николаевича Малиновского. В Распоряжении Епархиального начальства чётко прописывается должностные обязанности епархиального архитектора, что данная должность является без содержания от казны, но с предоставлением прав государственной службы и оплачивается 1 % с торговой цены смет, надобных чертежей и наблюдением за постройкой или ремонтом епархиальных зданий. В распоряжение так же уточняется, количество обязательных поездок и внеплановых, их оплата. Например, регламентация поездок - «деревянная церковь - не более двух раз, при основании церкви и возведении стропил, каменная церковь - не более трёх, при определении грунта, по выведению фундамента и устройстве кружал и заложении сводов» [2].
В период с 1895-1911 гг. в должности епархиального архитектора Ф.Н. Малиновский разработал множество проектов для епархиальных нужд: церкви, здания училищ, дома притча, часовни, монашеские кельи, дома для священнослужителей, церковные ограды и т.д. Руке мастера принадлежат проекты зданий в области реконструкции старинных храмов. Например, перестройка Троицкого собора в Раифском монастыре, в результате, храм приобрёл абсолютно новый вид, в нарядном «русско-византийском» стиле (рис. 1 а, б). Троицкий собор в женском монастыре в Раифе можно считать образцовым проектом Фёдора Николаевича. Церковь подобной конфигурации и пластике фасада стала одним из типов храмов, создаваемых зодчим. К подобным Троицкому храму можно отнести следующие объекты: церковь во имя Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа в г. Казани (утрачена) (рис. 1 б), Макарьевская церковь в г. Казани (внутри располагается исправительно-трудовая колония № 2 (рис. 1 в), церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолдеярово Лаишевского района (рис. 1 г). Можно увидеть, что образ у всех перечисленных церквей один, но при этом он достигается за счёт использования разных архитектурных элементов и деталей. Например, колокольня церкви Гурия, Варсонофия и Германа значительно отличается от колокольни церкви в Смолдеярово. Все храмы выполнены строго в русско-византийского стиле и с одинаковой объёмно-планировочной структурой. Отличия храмов с точки зрения функционально-стилевых особенностей состоит в нюансах, таких как: наличие или отсутствие колокольни, габаритах храма, конфигурации апсид, мелкой деталировке фасадов.
Рис. 1. Типовой проект пятикупольного храма в разных интерпретациях, арх. Ф.Н. Малиновского, а) Троицкая церковь в Раифском монастыре б) проект пристройка к Троицкой церкви [3, д. 141]; б) церковь Трёх Святителей Казанских в г. Казани - утрачена в 1833 г. (фотография А.И. Бренинга); в) Макарьевская церковь в г. Казани (сегодня исправительно-трудовая колония № 2) (авторская фотография); г) церковь в селе Смолдеярово (авторская фотография)
Серьёзным реконструкциям в русско-византийском стиле подверглись ещё два казанских храма - Варваринская церковь на Арском поле и собор Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Зилантовом монастыре [3, д. 73]. Множество подобных виртуозных перевоплощений церквей из одного стиля в другой, как сказали бы архитекторы-реставраторы «смена одежды фасадов», происходили по всей территории обширной Казанской епархии. Работы были связаны не всегда с кардинальным изменением внешнего вида храма, иногда пристройки кардинально отличались от существующих старинных объёмов зданий, как например пристройка паперти к Успенской церкви в Чебоксарах [3, д. 540]. Бывало искусный мастер, наоборот, дополнял существующий архитектурный образ своими вмешательствами, так, к храму в Успенском женском монастыре Малиновский пристроил два симметричных придела по обе стороны
от основного объёма, чем обогатил архитектурно-планировочные характеристики церкви и не нарушил изначального заложенную стилистику объекта [3, д. 217, 218].
В 1896 году произошёл не приятный инцидент, прогремевший на всю губернию. В газете «Волжский Вестник» была напечатана статья о «катастрофе» в Чистополе, в которой говорилось об обрушении сводов при реконструкции Успенского храма по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского. После ещё три газеты края продублировали эту информацию, в том числе и газета «Строитель», в которую Фёдор Николаевич и обратился с требованием опровержения с подробным описанием дела. Приведу часть из публичного обращения Малиновского: «Трещины сводов и стен появились тотчас по постройки монастырской церкви, около 26 лет назад. Тогда же лопнули и игрушечные по своим размерам связи, в конструктивном отношении немеющие значения. Заделка трещин и заложение новых, по расчёту связей имелись в виду в числе последних работ по очереди. Свод повреждён подрядчиком Отопковым по его вине, вследствие своевольного и не своевременного раскружаливания свода, но никак не благодаря «успешности» моего наблюдения» [4].
Помимо ремонта, реконструкций и подновлений старинных храмов Ф.Н. Малиновский разработал ряд образцовых проектов церквей. Одно из самых величественных и монументальных зданий Казанской епархии является собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости в Свияжске (рис. 2 а). У всех на слуху, что именно Ф.Н. Малиновский является автором собора, но при этом архивных подтверждений входе данного исследования пока не обнаружено, вероятнее всего их надо искать в архивах Санкт-Петербурга, так как объект такого уровня вряд ли проходил согласование в Казани. Но существует ряд косвенных, при этом сложно оспоримых фактов, свидетельствующих об авторстве Фёдора Николаевича Малиновского к данному объекту:
1. Проект был реализован с 1896-1906 гг. в период нахождения в должности епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского.
2. Часовня, выстроенная в 1897 году на ограде Иоанно-Предтеченского монастыря, в котором располагается собор, имеет авторство Ф.Н. Малиновского (проект за подписью Малиновского храниться в НА РТ (рис. 2 б)). Часовня явно выстроена в ансамбле с собором, так как архитектурно-художественные элементы у них идентичны (рис. 2 в).
3. Чётко прослеживается творческий метод Ф.Н. Малиновского при сопоставлении пластики фасадов любого из объектов автора с собором в Свияжске.
Не могу не отметить, что Свияжский собор выполнен больше в неовизантийском стиле и в нём мало прослеживаются намёки исконно русских элементов, как, например, кокошников, что может говорить о том, что Малиновский был в поиске и работал в различных ответвлениях «национального направления» в архитектуре. При этом гражданские постройки Малиновским выполнялись чаще всего в красном кирпиче, реже в штукатурке, в неоклассическом направлении эклектики. При этом большинство выявленных объектов мастера относиться к культовым сооружениям с ярким, узнаваемым подчерком Ф.Н. Малиновского.
Рис. 2. Объекты, входящие в состав ансамбля Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске; а) собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости; б) Проект часовни при Иоанно-Предтеченского монастыре 1897 г. арх. Ф.Н. Малиновский [3, д. 520 а]; в) современный вид часовни (авторская фотография)
Если детально анализировать храмовые постройки Ф.Н. Малиновского, то особое место занимают церкви в «русско-византийском» стиле. Обучение основным навыкам проектирования в этом стилевом направлении входило в обязательную программу Института гражданских инженеров. Основными продвиженцами «византийского стиля» в проектировании в строительном училище были профессора Э.И. Жибер, В.А. Шретер, Д.И. Гримм [5]. Малиновский активно использовал полученные знания в своей проектной деятельности. Его проекты храмов, выполненные в «русско-византийском стиле», отличаются разнообразными планировочными решениями и узнаваемой пластикой построения фасадов.
Не менее безупречные проекты церквей Ф.Н. Малиновский реализовывал в дереве. В селе Апаково проект трёхчастной деревянной пятикупольной церкви с высокой колокольней, можно рассматривать, как типовой сельский образцовый проект, разработанный Ф.Н. Малиновским в 1895-1897 гг. (рис. 3). Из архивных исследований можно однозначно сказать, что по данному проекту активно возводились церкви в Спасском, Тетюшском и Казанском уездах.
Рис. 3. Проект церкви в селе Апаково, Спасский уезд. Казанская губерния 1897 г. [3, д. 303]
Кроме церквей Ф.Н. Малиновский проектировал все возможные епархиальные постройки схожих по своему внешнему виду и функциональному назначению. Архитектором спроектировано множество манашеских корпусов, приходских школ и трапизных при церквях и монастырях, как в кирпиче, так и дереве. Один из подобных проектов общественного здания реализовался на территории Казанского Богородитского монастыря. Проект двухэтажного здания женского начального училища выполненный 1895 году и храниться в НА РТ. Прямоугольное в плане здание, с квадратным пристроем в два окна с южной стороны и не большим выступающим ризалитом с северной. Здание имеет коридорную систему и включало в себя следующий ряд помещений: учебные классы, рукодельные мастерские, кабинеты настоятельниц, спальни и ретирады [3, д. 713]. В советский период над зданием надстроен третий этаж и осуществлина перепланировка под жильё. Сегодня здание находиться в аварийном состоянии. В 2014 году разработан проект реставрации архитектором Никитиным А.И. по возвращению памятнику архитектуры первозданного вида.
Фёдором Малиновским было разработано несколько проектов часовен в «византийском стиле» различной конфигурации шатровые, однокупольные, пятикупольные. В плане, в основном, они были квадратные, но встречаются и многогранные часовни. Проект часовни при Успенской церкви в Чебоксарах представляет собой образцовый проект автора [3, д. 543]. Объём данной часовни на столько уникален, что он легко трансвормировался на многих объектах - во входные группы или церковные паперти, не меняя основных архитектурных характеристик.
Большинство реализованных проектов Ф.Н Малиновского связаны с Казанской епархией, но этим его творческая деятельность неограничивалось и есть интересные и пока что не изученные моменты в проектной деятельности, не в рамках епархиального архитектора.
Гусударственная служба и частная практика
Ф.Н. Малиновский являлся губернским архитектором Казани с 1893-1911(?) гг. При нахождении Фёдора Николаевича на государственной службе Казань активно строилась и реализовывала красивейшие проекты, которые сегодня являются признанными памятниками архитектуры. Малиновский лично вносил изменения в проекты, о чём свидетельствуют нарисованные красными чернилами корректировки на соглауемых им проектах. Примером тому может служить откорректированый проект Бурнаевской мечети [3, д. 95]. Во многих интернет источниках минарет мечети приписывают авторству Малиновского. Возможно, так оно и было, по своей архитектуре минарет мечети схож с работами Малиновского, неподлежащих в сомнениях в его авторстве, но данное утверждение требует дальнейшего исследования.
При этом подпись Малиновского на многих проектах, выполненных явно им отсутствует или не сохранилось чертежей. Таковым объектом является здание Студенческого общежития Казанского Императорского Университета (КИУ) (сегодня корпус Медицинского университета на пересечении ул. Толстого и Горького, 6/30) датированный ноябрем 1900 года. Исследователь творчества K.JI. Мюфке , архитектор Ю.И. Глазырина. выдвигает несколько косвенных фактов возможного авторства K.JI. Мюфке к данном здани. При этом она говорит о том, что здание общежития выполненно более в «чистом» стиле, чем стилизованное под «народный стиль» Художественного училище спроектированное K.JI. Мюфке.
Глазырина приводит параллель с архитектурными элементами, которые вскоре появятся на реконструированном по проекту Ф.Н. Малиновского здании Варваринской церкви (1901-1907 гг.) и отмечает, что Мюфке не указал в своей автобиографии данное здание в списке построек или проектов, выполненных им для Казанского университета [6].
Ещё один объект, где фигурирует авторство Ф.Н. Малиновского так же связан с Казанским университетом - обсерватория им. В.П. Энгельгардта (1901 г.). Знаток казанской старины Георгий Милашевский пишет, что именно Ф.Н. Малиновский «прекрасно выполнил» архитектурный образ и поместил астрономическое оборудование в загородной обсерватории КИУ, доставленное в Казань еще в 1897 году [7]. Инга Александровна Дубяго (внучка первого директора Казанской обсерватории имени В.П. Энгельгардта Дмитрия Ивановича) пишет в своей статье: «Д.И. Дубяго внимательно относился к нуждам студенчества. При его непосредственном содействии строится студенческое общежитие на 150 мест (автор проекта - архитектор Ф.Н. Малиновский)» [8]. При личной беседе, она утверждает с полной уверенностью, что именно Ф.Н. Малиновский является автором всего комплекса обсерватории им. В.П. Энгельгардта и прикладывает фотографии с периода строительства зданий обсерватории, на которой изображены Фёдор Николаевич и Дмитрий Иванович (рис. 4). Немаловажный факт, со слов Инги Александровны, проектирование обсерватории Ф.Н. Малиновский производил абсолютно безвозмездно. «Кому, как ни главному храмостроителю Казанской губернии, доверили бы проектировать «храм науки» - здание обсерватории», - говорит И.А. Дубяга, имея в виду Малиновского. Во всем вышеперечисленном можно проследить несколько закономерностей и фактов:
1. Оба проекта, обсерватория и общежитие, построены в 1900-е гг. и являются зданиями КИУ.
2. Не посредственное отношение Д.И. Дубяго к строительству обоих объектов Приведённая ниже фотография является свидетельством знакомства Ф.Н. Малиновского и Д.И. Дубяго.
3. Роль и вклад K.JI. Мюфке к строительству рассматриваемых объектов, так как он в период 1900-х гг. занимал дожность архитектора КИУ [6]. Велика вероятность, что Малиновский и Мюфке работали в соавторстве.
Рис. 4. В центре на фотографии: Д.И. Дубяго, Ф.Н. Малиновский (архив обсерватории им. В.П. Энгельгардта)
С уверенностью можно сказать, что в период конца Х1Х-начала XX вв. в Казанской губернии зарождалась Казанская архитектурная школа, появлялись различные группы архитекторов связанные между собой проектной деятельностью, общими творческими интересами, дружескими отношениями. Площадкой для взаимодействия могли служить появившиеся в начале XX века Промышленное и Худужественное училища, в них начанали преподавать специалисты различных профессий, в том числе и ряд именитых казанских архитекторов.
Педогогическая и общественная деятельность
В 1897 г. открывается Казанское соединенное промышленное училище (КСПУ). В состав КСПУ входило низшее строительно-техническое училище, в котором с 1904-1911 года преподавал Ф.Н. Малиновский. В училище он вёл следующие предметы: строительное искусство, черчение, счетоводство, вспомогательные приспособления и архитектуру. В написунную им программу на 1904-1905 учебный год по предмету «Строительные работы и материалы» для учеников второго класса входили пункты: штукатурные, малярные, фашинные, бетонные, свайные и ряд других строительных работ [9]. Отдельно выделен раздел Архитектуры, в котором говорилось об особенностях грунтов, фундаментов, возведения кирпичных стен и об архитектурных элементах здания. Видно, что Малиновский разбирался абсолютно во всех областях строительного дела и являлся глубоко опытным специалистом в своей профессии. В 1906 году Ф.Н. Малиновский издаёт сборник «Курс строительного искусства» применительно к программе промышленных технических училищ с подробным атласом чертежей [10]. В сборник включает в себя необходимые сведения по строительному исскуству, которые входит в программу техническо-промышленных училищ. Сам Ф.Н. Малиновский писал о нём так: «Лишь тот, кто работал при провинциальных условиях разберётся в оценке затраты труда на это не значительное издание и будет снисходителен к критике». Фёдор Николаевич явно скромничал, так как данное издание не потеряло своей актуальности и сегодня! Высоким признанием его заслуг и таланта стало избрание, уже в 1896 году, председателем строительно-архитектурного отдела казанского отделения Императорского технического общества [4]. Данное объеденение создалось в 1879 году для содействия развития техники в Волжско-Камском крае. Первым председателем отдела был губернский инженер Генрих барон Розен, автор проекта Воскресенского собора в Казани. Деятельность общества была публичной и открытой. Ф.Н. Малиновский бесплатно читал лекции по санитарному зодчеству и некоторым ремёслам, которые пользовались большой популярностью. [11]. Возможно у Фёдора Николаевича были ученики, которые переняли у своего учителя, хотя бы частично, элементы творческий метода и использововали его в своей проектной деятельности.
В 1911 году Ф.Н. Малиновский подаёт прошение об увольнение руководству Промышленного училища ввиду перехода на новую работу в соседнюю губернию [9]. На сегодняшний день не известно, как и где сложилась дальнейшая судьба выдающегося архитектора. Был ли ещё один яркий творческий период в его биографии? Это остаётся загадкой, которую предстоит разгадать будущим исследователям.
Гражданский инженер Ф.Н. Малиновский выдающийся зодчий, сумевший сочетать в своей практике множество смежных специальностей, разработавший и реализоваший более 50 проектов в разнах регионах России. Фёдор Николаевич внес практический и теоретический вклад в становление Казанской архитектурной школы. За время работы в Казанской губернии с 1893-1911 гг. Ф.Н. Малиновский принимал участие в строительстве культовых сооружений, общественных и частных зданий, преподавал в Казанском промышленном училище, издал ряд трудов по строительному делу и архитектуре. Являлся первым епархиальным архитектором внёсшим существенный вклад становлениеи цельного образа архитектуры Казанской епархии и города Казани в частности. Творческий метод Фёдора Малиновского требует осмысления и методологического анализа.
Список библиографических ссылок
1. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. - СПб.: Инст. гр. инж, 1893. - С. 209-210.
2. Известия по Казанской епархии, 1895, № 3. - С. 69-71.
3. НАРТ, ф. 2.
4. Строитель, 1897, № 1-2. - С. 55-56.
5. Позднякова И.Ю. Деятельность Ф.А. Свирчевского на должности Тамбовского епархиального архитектора // «AMIT» 2 (15), 2011. - 7 с.
6. Глазырина Ю.И. Вкггад архитектора K.J1. Мюфке в реконструкцию комплекса Казанского университета в начале XX века // «Известия КГАСУ», 2011, № 1 (15). - С. 7-15.
7. Милашевский Г.А. «Ангел-хранитель» Казанской обсерватории // Время и деньги: выпуск: 147 (2602), сентябрь 2007. URL: http://www.e-vid.ru (дата обращения: 30.15.2015).
8. Дубяга И.А. Дубяго Дмитрий Иванович, ученый и астроном (1884-1918) // Казанские истории: культурно-просветительская газета, 25. 04. 2010: URL: http: //history-kazan.ru (дата обращения: 30.15.2015).
9. НАРТ^ф. 376, оп. 1, д. 121.
10. Библиотека им. Н.И. Лобачевского, отдел рукописей и редких книг: Курс строительного искусства. - Казань: типолитография Императорского университета, 1906.-С. 1-2.
11. Саначин С.П. Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани. - Казань: Изд-во Фолиант, 2014.-С. 63.
Novikov S.V. - post-graduate student E-mail: to-stepa@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Creative activity F.N. Malinovsky, a civil engineer and eparchial architect
of the Kazan province
Resume
The architecture of the Kazan province of late XlX-early XX centuries is extraordinarily multifaceted. On the territory of the Kazan province at that architecture developed actively, first professional schools appeared and many of talented architects carried out their practice. One of
the brightest representatives of his time is Fyodor Nikolayevich Malinovsky, famous for its redbrick buildings in Russian-Byzantine style, which are spread over a large territory of the Kazan province (Tatarstan, Chuvashia, Mari-El). During the period from 1895 to 1911 being in the position of the diocesan architect F.N. Malinovsky has developed a number of projects for diocesan needs: churches, schools, chapels, monastic cells, homes for priests, church fence, etc. He also made projects for the reconstruction of ancient temples. For example, the restructuring of the Trinity Cathedral in Raifa monastery. From 1904 to 1911, F.N. Malinovsky taught at the Kazan School of Industrial Art. F.N. Malinowski is an outstanding Kazan architect, which made a practical and theoretical contribution into the formation of the Kazan architecture school. The project activity of F.N. Malinovsky is poorly studied and requires a detailed study.
Keywords: civil engineer, architect, diocesan architect, F.N. Malinovsky, the project activity, the creative method, Russian-Byzantine style.
Reference list
1. Baranovsky G.V. Jubilee collection of information about the activities of former pupils of the Institution of Civil Engineers (Building School), 1842-1892. - SPb.: Inst. gr. inzh.,1892. -P. 209-210.
2. News of Kazan eparchy, 1895, № 3. - P. 69-71.
3. NART, f. 2, in. 14.
4. Builder, 1897, № 1-2. - P. 55-56.
5. Pozdnjakova I.Y., Activity of F.A. Svirichevsky on a post of the Tambov eparchial architect // «AMIT» 2 ( 15 X 2011. - 7 p.
6. Glazyrina Yu.I. The contribution of architect K.L. Mufke to reconstruction of Kazan University complex at the beginning of the XXth century // «News of the KSUAE», 2011, № 1 (15).'-P. 7-15.
7. Milashevsky G.A. «Guardian Angel» Kazan Observatory // Time and money: edition 147 (2602), September, 2007: URL: http: //www.e-vid.ru/ (reference date: 30.15^2015).
8. Dubyago I.A. Dubyago Dmitri Ivanovich, a scientist and astronomer (1884-1918) // Kazan stories: cultural and educational newspaper, 25.04.2010: URL: http://history-kazan.ru/ (reference date: 30.15.2015).
9. NA RT, f. 376, in. l,b. 121.
10. Library named after N. Lobachevsky, section of manuscripts and rare books: The course of architectural art. - Kazan: tipolithography of Imerial university, 1906. - P. 1-2.
11. Sanachin S.P. Excursion into the life of Soviet architecture of Kazan. - Kazan: izd-vo. «Foliant», 2014. - P. 63.