A.B. Митькина
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ
В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования толерантности у студентов военного вуза с акцентом на развитие у них творческой активности. Исследуются пути организации их творческой деятельности в процессе обучения при формировании толерантной личности. Приводится описание занятия по иностранному языку по формированию толерантности у курсантов Серпуховского военного института в процессе творческой деятельности.
Общество в своем стремительном развитии постоянно требует от индивида адекватных изменений. Человеку, чтобы всецело состояться в данном обществе, приходится учитывать его потребности. В связи с этим образованность приобретает первостепенное значение, как один из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего социума.
Современные требования усиления роли и доли самостоятельной работы обучаемых в образовательном процессе обусловлены объективной необходимостью не только в активизации их познавательной деятельности как субъектов учения, но и в осознании того, что обществу необходимы личности с развитыми творческими способностями, умеющие принимать правильные решения в нестандартных ситуациях. В условиях информационно-технологического процесса, который охватил в целом страну и> в частности российское образование, одной из важнейших задач отечественной педагогики становится не только обеспечить обучаемых фундаментальными знаниями по отдельным дисциплинам, но и научить применять эти знания на практике при решении проблемных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций, развивая у обучаемых, наряду с творческой активностью, и такое жизненно необходимое качество личности как толерантность.
Творческая самостоятельность обучаемых, которая нужна для принятия обучаемыми самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных, а в будущем и жизненных грудностей, является одним из показателей успешности образования.
Следует отметить, что переломный период в образовании не закончился с изменениями в политическом устройстве российского общества,
поэтому уместно говорить не о корректировках в образовательной политике, а о новой парадигме российского образования, а также параллельном преобразовании идеологии населения.
Россия уже вступила на путь реформирования образовательного процесса в вузах, выдвинув одну из задач - воспитание компетентного профессионала, проявляющего творческую самостоятельность, способного отстаивать свои интересы, при этом, проявляя качества толерантной личности.
На наш взгляд, толерантная личность - это личность, способная уважать, принимать и правильно понимать многообразие культур различных народов, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Несомненно, при формировании такого типа личности в вузе педагог сталкивается с множеством трудностей и противоречий, таких как противоречие, между потоком поступаемой информации и аудиторным временем, выделяемым для усвоения материала, так как в последнее время наблюдается быстрое обновление знаний. Если раньше это происходило каждые двадцать четыре года, то теперь каждые два-четыре года [2, с. 62,76].
В связи с этим все большую значимость приобретает самостоятельная творческая деятельность студентов.
Основным направлением модернизации образования в развитых странах является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, воспитание творческой самостоятельности у будущих специалистов [1, с. 45-50]. Поэтому в западных странах объем аудиторной нагрузки обучаемых снижен, что позволяет им использовать свободное время для самостоятельной творческой деятельности, и обеспечивает индивидуальный график работы [1, с. 46].
Полагаем, что современной России, столкнувшейся с проблемами глобализации образования, необходимо придерживаться общемиро-
142
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© A.B. Митькина. 2008
вых тенденций в воспитании специалиста нового типа, способного к планированию и предвидению результатов своей самостоятельной деятельности, толерантно относящегося к иным взглядам и суждениям.
Одним из наиболее важных аспектов формирования толерантности у студентов является педагогическая поддержка, которая направлена на развитие неповторимой индивидуальности обучаемых, раскрытие их умений и способностей в процессе взаимодействия преподаватель - студент и студент - студент. Создание образовательной среды, в которой проявление каждой индивидуальной точки зрения по изучаемой проблеме будет с пониманием воспринято, совместно обсуждено и выработано взаимоприемлемое решение, также является одним из направлений педагогической поддержки. Это позволяет развить у взаимодействую-ших сторон такие личностные характеристики, как доброжелательность, любознательность, умение слушать других, способность к сопереживанию, столь необходимые характеристики для воспитания современной толерантной личности,
Преподаватель, создавая проблемную ситуацию, побуждающую студентов к самостоятельному творческому поиску, осуществляет при этом своевременную, но ненавязчивую педагогическую поддержку, которая выступает залогом успеха обучаемых в самостоятельном решении поставленных задач. На наш взгляд, именно, педагогическая поддержка позволяет находить индивидуальный подход к каждому студенту, что наилучшим образом раскрывает толерантные качества их личности.
Организация творческой деятельности студентов, в которой существует возможность проявления своего личностного творческого потенциала и видения других взглядов и решений одной и той же проблемной ситуации, становится одним из приоритетных направлений работы педагога при формировании толерантной личности. На наш взгляд, необходимо так организовать творческую деятельность обучаемых, чтобы она наряду с приобретением знаний, умений и навыков давала возможность развивать и такие способности обучаемых, которые необходимы в быстро меняющемся современном социуме, а именно: эмоциональная стабильность, способность к рефлексии, отсутствие стереотипов, коммуникабельность, инициативность, что в итоге и является основными качествами толерантной личности.
Для более эффективного развития толерантности студентов требуется постоянное совершенствование методов и подходов к организации обучения. В связи с этим использование в процессе обучения различных педагогических инноваций не только оптимизирует весь образовательный процесс, но и положительно влияет на развитие способностей обучаемых.
Современные и уже хорошо себя зарекомендовавшие средства формирования толерантности и творческой активности обучаемых (информационно-справочные, рефлексивные; средства, направленные на развитие эмпатии и эмоциональной саморегуляции, диалоговые и интерактивные средства: дискуссии, беседы, дискурсы, толкование дилемм, элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, упражнения, разбор конфликтных ситуаций) постепенно внедряются в процесс обучения, Однако, этот процесс протекает очень медленно и сопряжен с множеством трудностей.
Преподаватели и студенты привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно идут на введение новых форм и технологий обучения. Преподаватель дает знания в готовом виде, аудиторная самостоятельная работа носит на занятиях репродуктивный характер, традиционные формы ее организации - задания, упражнения, работа с учебником, конспектирование, не требуют от обучаемого высокого умственного и творческого напряжения.
В настоящее время вышеупомянутые средства, которые предполагают, прежде всего, активное участие обучаемых в образовательном процессе, равноправные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами, использование в процессе обучения новых информационных образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля приобретают большое значение.
В исследовании ИЛ. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем сформированное™ следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему, умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить вопросы и т.д. [3] Именно эти требования предъявляются в последнее время к современному специалисту и толерантной личности.
По нашему мнению формирование и развитие толерантных качеств личности неразрывно
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Ка 6
143
Таблица 1
Наименование групп Варьируемые условия
Контрольная Работа в тр адицио нно м р ежиме по у чебнику
Э кспер име нталь нал Работа с использованием средств формирования толерантности и творческой активности на занятиях по иностранному языку
связаны с увеличением объема и улучшением качества творческой деятельности в процессе обучения.
При этом конечным продуктом воспитательной работы преподавателя должна стать особая профессионально-личностная компетенция будущего специалиста, основой которой является высокий уровень толерантности личности.
Данный тезис в полной мере подтверждают результаты проведенного исследования среди студентов вторых курсов Серпуховского Военного Института Ракетных Войск (СВИРВ) на базе кафедры иностранных языков.
В ходе исследования были выделены 77 обучаемых контрольной и 78 экспериментальной группы курсантов.
Программой эксперимента были предусмотрены следующие неварьируемые условия:
- курсанты контрольной и экспериментальной группы обучаются на втором курсе института;
- для обеих групп английский язык является основным;
- одинаковая наполняемость групп (по 12 человек);
- в ходе проведения эксперимента группы занимались по одному учебному плану.
Варьируемые условия эксперимента приведены в таблице t.
Исследование проводилось в течение учебного года. В процессе эксперимента использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, изучение учебной документации, анализ продуктов учебной деятельности, опрос, анкетирование.
В экспериментальной группе использовались различные образовательные технологии: поисковая, проблемная, проектная, оценочная, шровая и другие в процессе творческой деятельности курсантов.
Приведем пример опытного занятия по английскому языку, проводимого с курсантами экспериментальной группы. Тема занятия «Armed Forces» - «Вооруженные силы».
На первом, вводном этапе курсанты в процессе обсуждения с преподавателем пришли к выводу, что моральный компонент военной жизни важен не только во время военных действий, но и в мирное время, так как он укрепляет
Таблица 2
Качества Среднее значение развития качеств творческой деятельности (в %)
творческой Экспериментальная Контрольная
деятельности Начальный Заключительный Начальный Заключительный
курсантов этап этап этап этап
Критическое мышление 61% 87% 74% 77%
Инициативность 56% 87% 64% 64%
Умение видеть проблему 56% 81% 60% 63%
Умение задавать вопросы 60% 81% 64% 59%
Умение перерабатывать информацию 56% 81% 58% 60%
Положительная реакция на новое 59% 93% 56% 71%
Разрешение пр обл емны х с игу аци й 50% 90% 61% 64%
Эру д ир ов анность 54% 84% 51% 66%
Умение пр огнозировать 66% 84% 43% 67%
Т ворческое мышление 60% 87% 58% 64%
144
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14
боевой дух, развивает чувство товарищества и ощущение сплоченности команды.
На следующем, познавательном этапе обучаемые читали текст «Ценности Британской Армии» и проводили сравнительный анализ моральных ценностей армии Великобритании и России. В ходе работы были выявлены основные моральные принципы двух армий: мужество, дисциплина, честность, верность, уважение других.
Затем с обучаемыми была организована мини-конференция по переговорам о военном сотрудничестве России и НАТО. Участники пришли к выводу о необходимости союза крупнейших держав, а также к соглашению о поддержке друг друга.
На заключительном, рефлексивно-оценочном этапе обучаемые активно оценивали собственную творческую активность относительно эмоциональности, толерантности, лексической и грамматической корректности и логичности отдельных монологов.
Проведенное исследование показало, что у студентов экспериментальной группы в целом высокие показатели развития следующих качеств умственной самостоятельности: критическое мышление; умение видеть проблему; умение прогнозировать; творческое мышление; умение задавать вопросы.
По сравнению с контрольной группой курсантов в экспериментальной группе оказалась наиболее выражена динамика развития следующих качеств умственной самостоятельности, как: умение перерабатывать информацию; положительная реакция на новое; инициативность; разрешение проблемных ситуаций.
Показатели средних значений развития качеств творческой деятельности курсантов экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапе исследования представлены в таблице 2.
Таким образом, результаты проведенного исследования в Серпуховском военном институте позволяют прийти к выводу о том, что включение курсантов в творческую деятельность позволяет развить у студентов толерантные качества личности, такие как: эмоциональная стабильность, социальная ответственность, учтивость, отсутствие стереотипов, гибкость и критичность мышления, отсутствие напряженности в поведении, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, инициативность. В свою очередь подобная организация обучения не только положительно влияет на развитие толерантных качеств курсантов, но и непосредственно оптимизирует процесс обучения. У курсантов действительно развиваются познавательные навыки и умения, активизируются мыслительные процессы, формируется высокая мотивация на упорный напряженный труд.
Поэтому рассмотренная выше педагогическая деятельность с использованием инновационных подходов к организации занятий по иностранному языку и включением специальных средств формирования толерантности студентов, нацеленных на развитие их творческой активности свидетельствует о новых тенденциях в образовательном процессе вуза.
Библиографический список
1. Жураковский В. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. -2003,-№2.-С. 45-50.
2. СтафееваЮ.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук, -Петропавловск-Камчатский, 2006. -192 с.
3. Психология развития: учеб.-метод, пособие по направлению 540600 (050700) Педагогика / сост.: И.А. Архипова и др.; науч. ред. Г.И. Вергелис. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
145