www.nit.tuva.asia
№4
2018 Novye issledovaniia Tuvy
DOI: 10.25178/nit.2018.4.5
ТУВИНСКИИ ЦЕЛИТЕЛЬ СТАНИСЛАВ КУЖУГЕТОВИЧ СЕРЕНОТ
TUVAN HEALER STANISLAV KUZHUGETOVICH SERENOT
Анна М. Ламажаа
Независимый автор, Российская Федерация,
Чимиза К. Ламажаа
Независимый исследователь, Российская Федерация
В статье представлены биографические сведения, особенности воззрения и практики тувинского целителя Станислава Кужугето-вича Серенота — Серенот башкы (1949 г. р.). Он имеет среднее медицинское и высшее биологическое образование, начинал трудовой стаж с работы фельдшером. С начала 1990-х годов обратился к неконвенциональной (народной, традиционной, не входящей в систему здравоохранения) медицину. Здесь он добился и известности, и признания, в том числе получил звание «Заслуженного работника здравоохранения Республики Тыва» (1999 г.).
Считается потомком шаманского рода по отцовской линии; по материнской линии — правнук известного настоятеля буддийского храма. Обучался на курсах по китайской традиционной народной медицине, учился у лам и шаманов, занимался самообразованием. Самостоятельную практику сделал с упором на традиционную туви-
Anna M. Lamazhaa
Independent author, Russian Federation
Chimiza K. Lamazhaa
Independent researcher, Russian Federation
The article presents biographical data, pecula-rities of the worldview and the practices of Tu-van healer Stanislav Ku-zhugetovich Serenot -Serenot bashky (born in 1949). He has secondary education in medicine and a tertiary education diploma in biology. Serenot began as a paramedic, and in the 1990s turned to non-conventional medicine (i.e. folk or traditional practices not included in the government-run healthcare). It was in this field that he achieved fame and recognition, even the title of "Honoured Worker of Health of the Republic of Tuva" (1999).
He is considered to be a descendant of a shaman family on his father's side, and a great-grandson of a famous head of a Buddhist temple on his mother's side. He took courses in Chinese traditional medicine, studied with lamas and shamans, and was largely self-educated. He made his practice,
Ламажаа Анна Момбужаевна — независимый автор; врач высшей категории; ветеран труда, заслуженный деятель здравоохранения Республики Тыва, г. Москва. Эл. адрес: a-lamajaa@mail.ru
Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна — доктор философских наук, независимый исследователь; главный редактор журнала «Новые исследователи Тувы», г. Москва. Эл. адрес: lamajaa@tuva.asia
Lamazhaa Anna Mombuzhaevna, Independent author, Medical doctor of the top category (Board certified); Veteran of Labor; Honored worker of health of the Republic of Tuva, Moscow, Russian Federation. E-mail: a-lamajaa@mail.ru
Lamazhaa Chimiza Kuder-oolovna, Doctor of Philosophy, Independent researcher, Chief editor in journal The New Research of Tuva, Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-73-90. E-mail: lamajaa@tuva.asia
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
но-тибетскую медицину. На сегодня продолжает работать в собственном целительском центре в г. Кызыле. Из дневника целителя приведены примеры обращений к нему пациентов и результатов его целительского воздействия.
Исследователи (антропологи, нейрофизиологи) после специальных обследований отмечали у него способности к работе с использованием методов погружения в измененные состояния сознания.
У самого целителя вышло большое количество публикаций по практикам целительства прежде всего на тувинском языке. В статье сделан обзор интересных изданий по траволечению, а также посвященных целебным свойствам минералов, драгоценных камней, водных источников.
Ключевые слова: Тува; целитель; тувинцы; Станислав Кужугетович Серенот; народная медицина; шаманизм; буддизм; традиционная тувино-тибетская медицина
focusing on traditional Tuvan-Tibetan medicine. At the moment, he runs his own healing centre in the city of Kyzyl. Provided in the article are some fragments from his diary, covering the stories of his patients and the effects his healing had on them.
After examining Serenot, anthropologists, neurophysiologists and other researchers noted his ability to work using methods of immersion in altered states of consciousness.
The healer has a lot of publications on the healing practices, mostly in Tuvian language. The article reviews some interesting texts on herbal healing, the medicinal characteristics of minerals, gems, water springs.
Keywords: Tuva; healer; Tuvans; Stanislav Kuzhugetovich Serenot; folk medicine; shamanism; buddhism; traditional Tuvan-Tibetan medicine
Введение
Развернувшиеся с 1990-х годов процессы национального возрождения в ряде регионов российских регионов, сопровождались, помимо всего прочего, появлением новых представителей традиционных видов деятельности. За более чем четверть века они не только нашли свое место в общественной жизни, легализовались, получили признание населения, но и одновременно привлекли к себе внимание исследователей современности (социологов, религиоведов, антропологов и др.).
Особый интерес представляют целители, которые обратились к практикам лечения на основе традиционных знаний. Работа таких специалистов в 1993 г. была регламентирована «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». На сегодня действующим в этой области является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 50 которого посвящена народной медицине («это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»), а право на занятие народной медициной получают «граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения» (Федеральный закон ... , Электр. ресурс). Однако, не все целители получили упомянутые дипломы. Некоторые из практикующих методы лечения творчески перерабатывают народные знания и представляют собой особые типы целителей, одни из которых могут определяться как неошаманы, другие — как представители буддийских традиций, третьих еще более сложно определить,
поскольку в их деятельности переплетаются самые разные традиции. Мы обратимся к представлению одного из таких оригинальных целителей, останавливаясь на общем термине «целитель».
Станислав Кужугетович Серенот — тувинский целитель, имеющий медицинское и биологическое образование, но с начала 1990-х годов ушедший в неконвенциональную (народную, традиционную, не входящую в систему здравоохранения) медицину (см.: Харитонова, 2014). Здесь он добился и известности, и признания, в том числе в среде медицинских работников системы здравоохранения, что позволило ему получить звание «Заслуженного работника здравоохранения Республики Тыва» (1999 г.). Он выработал и практикует свои методы профилактики, оздоровления и т. п. вот уже более тридцати лет, известен не только в республике, но и за ее пределами.
Его деятельности уже были посвящены научные работы исследователей — этнографов, антропологов, которые, наблюдая оригинальность его методики, затрудняются в его определении: «Тувинский шаман? Лекарь? Целитель? ... » — такими вопросами задавались, например, В. И. Харитонова и Г. Б. Копелиович в статье, посвященной анализу практики С. К. Серенота (Копелиович, Харитонова, 2013). Российские этнографы и их коллеги неоднократно обращались к работе С. К. Серенота, в том числе благодаря тому, что он сам и его помощники не делали секретов из своих методик и были открыты для наблюдений (Харитонова, 2006; Пименова, 2006). Серенот также принимал участие в Международном интердисциплинарном научно-практическом симпозиуме «Экология и традиционные религиозно-магические знания» (Москва — Абакан — Кызыл) в 2001 г.
У самого целителя также вышло большое количество публикаций по практикам целительства (например: Серенот, 2009аЬс, 2010).
Целью настоящей статьи будет обобщение полученных исследователями данных о С. К. Сереноте с теми сведениями, которые любезно предоставили его родные (в том числе и фотографии), с нашими собственными наблюдениями и выделенными нами наиболее интересными идеями из его работ. Также, как и антропологи, мы не ставим задачей установление истинности методов его лечения, но признаем их популярность, востребованность среди населения. Очевидно, что для этого в Туве присутствует и благоприятная общественная среда, где были живы традиции шаманизма, которые переплелись с факторами постперестроечного интереса к различным практикам и магическим учениям населения, большой потребности тувинцев в духовном развитии (Харитонова, 2013: 183-185). Тем не менее, оригинальность взглядов, творческий подход С. К. Серенота вызывает интерес к нему как к особому представителю народного целительства современности.
Вехи биографии
Родился Станислав Кужугетович 4 октября 1949 года в Улуг-Хемском районе Тувы. Отец — Серенот Кужугет Чамыянович, 1928 года рождения, уроженец местечка Ак
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
Фото 1. С. К. Серенот. Фото Э. Монгуш, 2018 г.1 Photo 1. S.K. Serenot, a photo by E. Mongush. 2018.
1 Здесь и далее фотографии любезно предоставлены семьей С. К. Серенота.
Барун-Хемчикского кожууна. Имеет среднее специальное образование, окончил сельхозтехникум в г. Кызыле. Переехал к жене в Улуг-Хемский кожуун. Умер в возрасте 72 лет. Мать — Донгак Дары-Сурун (по паспорту — Клара). Родилась в 1928 году в селе Арысканныг Улуг-Хемского кожууна. Закончила педучилище и работала воспитателем в детских садах. Имели четверых детей, из них Станислав — самый старший. Считается потомком шаманского рода в третьем поколении по отцовской линии; по материнской линии является правнуком известного настоятеля буддийского хурээ в Ээр-Хаваке Улуг-Хемского кожууна Кыргыса Чамбала, который был репрессирован в 1940-е годы.
Согласно автобиографии, которую также опубликовала В. И. Харитонова в своей книге в 2006 г., Серенот с детства не походил на обычных детей. «Молодая мать волновалась из-за странностей маленького сына, но пожилой дядя по материнской линии успокоил ее, сказав, что у мальчика есть особая "отметина", он может унаследовать божественный дар своего деда Кыргыса Чамбала, ... В те годы (ему было 3-4 года) маленького Славика посещали необычные фантастические видения, всякие образы зверей окружали его в танцах, а потом незаметно исчезали в никуда» (Харитонова, 2006: 135).
В 1973 г. окончил с отличием Кызылское медицинское училище по специальности «Фельдшер». До 1990 года работал фельдшером на станции скорой помощи, заведовал Хайыраканским фельдшерско-акушерским пунктом Улуг-Хемского района. При этом увлекался фитотерапией (там же: 136).
Продолжая работать, заочно учился на биохимическом факультете Кызыл-ского педагогического института, который окончил в 1981 г. Дипломная работа его называлась «Лекарственные растения. Редкие и исчезающие виды растений Тувы». В Хайыраканской участковой больнице, где работал, он уже начал применять фитолечение и иглотерапию.
Затем преподавал в средних учебных заведениях биологию, принимал участие в научно-исследовательской работе основоположника тувинской ботанической
Фото 2. Диплом С. К. Серенота о среднем специальном медицинском образовании с отличием. Photo 2. S. K. Serenot's nursing school diploma cum laude.
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
научной школы Э. Т. Конгара, который вместе с коллегами из Центрального сибирского ботанического сада (г. Новосибирск) издал определитель растений республики (Определитель растений ... , 1984; 2-е издание: Определитель растений ... , 2007). Последний опыт безусловно стал важным для того, чтобы целитель впоследствии подготовил и издал собственный справочник «Тувинская народная медицина: лекарственные растения, травы, лишайники, грибы с параллельным описанием их использования в китайской, монгольской и тибетской медицинах» (Серенот, 2009с).
В 1990 г. С. К. Серенот прошел курсы по китайской традиционной народной медицине на выездном цикле в г. Кызыле специалистов Ляонинской академии китайской традиционной медицины по дисциплинам «Частная иглорефлексо-терапия с элементами массажа» и «Траволечение». В этом же году начал самостоятельную практику с упором на народную медицину и на традиционную тувино-тибетскую. Открыл дуган (молельный дом) в пос. Хайыракан, который освятил Его Святейшество Далай лама XIV в свой единственный приезд в Туву в 1992 г. Позже молельный дом был переведен в г. Кызыл, на ул. Дзержинского, д. 26.
В 1991 г. участвовал в работе X съезда буддистов СССР, в 1996 г. учился у лам Тувы, Монголии, в том числе у камбы-ламы Улан-Баторского Кандан-хурээ геше Гатона. В 1996 г. осваивал основы тибетской медицины у доктора тибетской медицины Ц. Сунгарын. При этом С. К. Серенот не ограничился обучением у лам и шаманов. В 1994 г. он учился также на выездных курсах Курганского центра духовного возрождения «Цвета радуги». Во второй половине 1990-х годов сотрудничал с целителем буддийской общины «Дашичойхорлинг».
1990-е годы в Туве, как и в других российских регионах, где разворачивались процессы национального, религиозного возрождения, проходило становление как деятельности шаманских организаций, так и религиозных, а также целителей. Где-то они соприкасались, пересекались, а где-то расходились, в том числе по причинам личного характера, разных мнений, проблем финансирования — налогообложения и пр. Все эти обстоятельства, в том числе проблема «мировоззренческой неразберихи» у участников событий были подробно рассмотрены В. И. Харитоновой в общем обзоре данных процессов, в котором немало внимания уделяется тувинским организациям (Харитонова, 2009).
В эти годы Станислав Кужугетович также продолжал искать себя. Находил единомышленников, работал с ними, затем по разным причинам расходился. Очень много учился, в том числе занимался самообразованием — изучал, например, книги из нашей семейной библиотеки — о буддизме, о теософии, о различных восточных духовных учениях и философии, которые уносил стопками и аккуратно возвращал после прочтения.
С начала 2000-х годов и до сегодняшнего дня работает один с помощниками в собственном целительском центре. На сегодня этот центр, куда стекается за помощью население, располагается на первом этаже многоэтажного дома в Южном районе г. Кызыла. Комната, где непосредственно страждущие общаются
с целителем, вся увешана, устлана, уложена предметами преимущественно буддийского культа.
У тувинцев Станислав Кужугетович пользуется большим авторитетом и уважением, его зовут Серенот башкы (учитель Серенот), в том числе благодаря своим личным качествам — скромности, интеллигентности, вежливости, начитанности. За свою практику он не запрашивает конкретных денежных сумм (а мы знаем, что некоторые шаманы за лечение выставляют счета и даже имеют прайсы, в том числе в валюте — для иностранцев). Посетители Серенота сами определяют сумму или другие материальные подношения в награду за лечение. Целитель уделяет внимание благотворительности и финансирует на свои средства строительство молельных домов, субурганов по всей Туве, поддерживает материально спортсменов и молодежные начинания по здоровому и активному образу жизни.
В частности, у подножия горы Хайыракан Улуг-Хемского кожууна его усилиями в 2016 г. был построен субурган Бойду-сады, а позже рядом с ним, с двух сторон субургана, были установлены статуи Энерел бурганы (буддийского божества Ченрезиг или Авалокитешвары) и Падмасамбхавы (буддийского учителя VIII в.). Не объявляя традиционных в подобных проектах марафонов и общественных сборов денег, львиную долю своих личных средств в это строительство вложил сам учитель, хотя, конечно, ему помогали земляки, желающие внести посильную лепту. Торжественное открытие памятников состоялось этим летом — 22 июля
Фото 3. С. К. Серенот. Фото Э. Монгуш, 2018 г. Photo 3. S. K. Serenot, a photo by E. Mongush. 2018.
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
2018 г., с участием широких слоев населения (Эргеп, 2018; Серенот, 2018). Как пишет супруга С. К. Серенота, Нина Даш-ооловна Серенот, целитель в данном случае руководствуется принципом «Эки кылган ажыл — элеп читпес алдар» («Хорошо сделанная работа — вечная слава») (Серенот, 2018: 9).
За многолетний труд С. К. Сереноту присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Тыва» (1999 г.). В 2015 г. награжден юбилейной медалью в честь 100-летия единения Тувы и России и 100-летия основания Кызыла.
Целительская работа
По словам целителя, он владеет ясновидением и яснослышанием. Способности у него были с детства, но основательно развивались эти качества по мере его обучения и практики. Станислав Кужугетович не считает себя шаманом, об этом специально упоминает и В. И. Харитонова (Харитонова, 2013: 186), хотя, как показано в работе К. В. Пименовой, его автобиография очень похожа на «рассказ о становлении шамана» (Пименова, 2006). На приемах целитель, сидящий за столиком (посетители располагаются перед ним на скамье на расстоянии полутора метров от него), опрашивает приходящих, использует лозоходческие приспособления (рамки), которые сейчас активно используют неошаманы и эзотерики разного толка (Харитонова, 2013: 188), читает сутры. В отдельных случаях С. К. Кужугет использует кузунгу (шаманское зеркало), но не для лечения, а для диагностики (там же: 188-189).
Фото 4. С. К. Серенот у субургана и статуй у подножья г. Хайыракан. Фото Э. Монгуш, 2018 г. Photo 4. S. K. Serenot at a suburgan and statues at the foot of Mt. Hayyrakan, a photo by E. Mongush. 2018.
С. К. Серенот считает, что болезни у людей, отражаясь от их эмоций, образуют сгустки дисбалансированной энергии, которые, питаясь эмоциями хозяина, оживляются и становятся паразитами, а их необходимо обезвреживать. Обычные люди их не видят. Только наделенные ясновидением могут их обнаруживать и обезвреживать. Он их называет шулбусами (демонами), а также злыми негативными энергетическими сущностями. Первые вызывают болезни у людей, вторые провоцируют неприятности, агрессию, эмоциональную неустойчивость. Эти представления изложены им в книге «Демонология в тувинском народном цели-тельстве» (Серенот, 2009Ь). Основная картина мира, которую представляет в ней целитель, соответствует традициями тувинской мифологии: Вселенная, которая делится на три области — Верхний мир, Средний и Нижний. При этом ему приходится иметь дело прежде всего с сущностями подземного мира. По его мнению, этот мир имеет своих 10 миров, в свою очередь подразделяющихся на 6 ступеней. В книге не только перечисляются, какие демоны проживают на каждой из ступени любого из миров, но также даны иллюстрации — изображения этих демонов, выполненные по описаниям целителя художником С. П. Чимитом.
Не будучи специалистами, мы только упомянем о том, что подобная градация духов и традиции их изображений, на наш взгляд, близки к буддийским, тибетским традициям представлений о демонах.
•1 ^
Ш
Серенот С,К,
'1
и •.Г* о,
>$t
f* .L
IДЕМ0Н0Д0Л1Я " ^ 7
^jjb тувинском НАРОДНОМ
f ЦЕАиТЕЛЬСТБЕ
I' л
Фото 5. Обложка книги С. К. Серенота "Демонология в тувинском народном целительстве" (2009). Photo 5. The cover of "Demonology in Tuvan folk healing" (2009), a book by S. K. Serenot.
Касаясь темы действенности целительской работы С. К. Серенота, В. И. Харитонова осторожно пишет о невозможности отследить ее. Эффективность она рассматривает только по популярности целителя у населения, которое не ослабевает на протяжении многих лет (Харитонова, 2006: 139).
Надо сказать, что попытки научно исследовать эту эффективность и методики были с начала 1990-х гг.
Мы расскажем о встрече в 1993 г. группы тувинских целителей, в составе которой был С. К. Серенот, с учеными-медиками, сотрудниками академического института клинической иммунологии из Новосибирска, ныне это Институт клинической иммунологии СО РАН.
Однако, этой встрече предшествовало следующее.
К одному из соавторов этой статьи — А. М. Ламажаа, которая руководила в это время республиканским Центром по борьбе и про-
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
филактике СПИДом, в 1992 г. пришла группа молодых людей. Среди обратившихся были уже ставшие тогда известными целители: Олег Павлович Дойдук, костоправ и массажист, Олег Папан-оолович Уважаа, ясновидящий и потомственный лекарь, Валентина Горькиевна Монгул, зарекомендовавшая себя оригинальным врачевателем с помощью танцев, Роза Насык-Доржу, педагог, психолог и ясновидящая. В последующем к этой группе присоединился и С. К. Серенот. Все они были удручены появлением большого числа шарлатанов и лжешаманов, которые людей не столько лечили, сколько обманывали. Они знали, что А. М. Ламажаа как врач-организатор также была обеспокоена тем, что в лечебные учреждения Тувы стали поступать больные с плачевными результатами лечения у этих «шаманов» и «лекарей». Поэтому она была вынуждена выступать в средствах массовой информации с разоблачительными и разъяснительными материалами. Это было до легализации деятельности народных целителей, точнее, как раз накануне, в 1993 г. Стороны нашли общий язык, и они вместе побывали на приеме у министра здравоохранения Тувы. Он одобрил создание экспертной группы специалистов разного профиля, которая бы разработала республиканское положение для допуска к работе зарекомендовавших целителей и ограничения для остальных желающих, не имеющих никакой подготовки. К сожалению, в последующем из-за смены министра (и последующей частой смены руководства ведомством), экспертная группа не смогла развернуть свою работу, не получила дальнейшей поддержки, и распалась. Однако, как оказалось, начинание было правильным, т. к. практически сразу в 1993 г. вышел федеральный закон, предусматривающий деятельность народных целителей, и система здравоохранения признала их наличие.
В Туве в первой половине 1990-х годов в течение пяти лет работал Научно-практический Центр народной медицины, который возглавляла врач А. С. Хунан-оол. Основным целителем в нем работал О. П. Дойдук. Многие целители не пошли туда работать, т. к. их не устраивали условия работы и оплаты. После кончины Дой-дука, а также в связи с тем, что в нем сошли на нет научные исследования, Центр был закрыт. В последующем одноименный центр был открыт только в 2017 г. при Научно-исследовательском институте медико-социальных проблем и управления Республики Тыва как часть исполнения наказов избирателей, данных во время предвыборной кампании по выборам Главы — Председателя Правительства Республики Тыва. Консультантом центра по линии Иркутского государственного
Фото 6. С. К. Серенот во время показательного приема, 1990 г. Фото из архива А. М. Ламажаа. Photo 6. S. K. Serenot at an open consultation, 1990. Photo from A.M. Lamazhaa's archives.
медицинского университета повышения квалификации врачей выступил доктор медицинских наук, профессор С. М. Николаев из г. Улан-Удэ. Официальное разрешение Министерства здравоохранения Республики Тыва на занятие народной медициной имеют четыре врача центра: врач тибетской медицины Аян Херел-оол, мануальный терапевт Альберт Ондар и гомеопаты Людмила Зудилова и Анна Кара-Тоннуг.
На волне всеобщего интереса к целителям и их возможностям, тогда ими заинтересовалась группа сотрудников новосибирского института, прибывших в республику в 1992 г. для изучения генофонда тувинцев. Фамилий мы не будем называть даже спустя много лет по этическим соображениям. Медики попросили обследовать для своих целей упомянутую ранее группу целителей, а также провести прием больных целителями в одном помещении и присутствовать на этом приеме. Мероприятие было организовано в одном из помещений республиканского Центра санэпиднадзора и фиксировалось на фото- и видеопленку, большая часть которых с тех пор оказалась утеряна, была увезена новосибирцами и уже недоступна.
Медики-исследователи после окончания этого приема приняли решение вернуться повторно для детального исследования методик, уже пригласив физиков и вооружившись различными приборами. Дело в том, что они в первую очередь наблюдали во время приемов различные световые эффекты, исходящие из рук целителей. Также для эксперимента наблюдатели сами выступили к роли посетителей, попросив тех, кто называет себя ясновидящими, рассказать им подробности своей биографии, которая, разумеется, была известна только самим врачам. Целители «обследовали» их и сообщили им целый ряд сведений, которые одних смутили (одному мужчине сказали о наличии у него внебрачного ребенка, что он скрывал от всех и от коллег в том числе), других — удивили, но впоследствии подтвердились. Так, одна из врачей узнала, что через год она покинет страну. И новосибирские коллеги спустя некоторое время сообщили, что, действительно, врач приняла такое решение и эмигрировала. Вторым фактом стала информация о том, что руководителя группы ожидает скорая кончина. Но целитель, «увидевший» это, не стал сообщать самому «пациенту», а только, чрезвычайно огорченный, шепнул об этом А. М. Ламажаа. К сожалению, и это предвидение свершилось... И группа медиков, лишившись своего руководителя, затем не стала заниматься этой проблемой, более не приезжала в Туву.
Достаточно подробно методики С. К. Серенота, в том числе их эволюцию, рассматривала В. И. Харитонова с коллегами, к работам которой мы снова отсылаем (Харитонова, 2006; Копелиович, Харитонова, 2013). Исследователи заключали: «Анализируя его личностные трансформации и особенности духовных практик ... , можно выделить одну доминантную черту становления на пути трансформации Серенота от народного лекарства к шаманским практикам и, далее, к целительству: развитие у него способностей к работе с использованием методов погружения в измененные состояния сознания (ИСС)» (Копелиович, Харитонова, 2013: 191). Такой вывод делался на основе специальных исследований.
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
В 2003 г. Серенота обследовал коллектив ученых различных областей науки в числе других 30 неошаманов в рамках исследований шаманских состояний сознания, которые велись под руководством В. И. Харитоновой (Харитонова, 2004; Харитонова и др., 2006).
Как поясняла суть исследований этнограф, «наиболее зримым и убедительным подтверждением для людей, далеких от шаманских практик, могут быть данные приборов, в частности показания ЭЭГ (электроэнцефалограммы), снимаемой во время рабочих сеансов. ЭЭГ свидетельствует об изменениях в работе мозга в определенные периоды шаманских сеансов. Для того чтобы понять, насколько серьезно видоизменяется работа мозга, когда шаман (или любой другой человек) находится в каком-то варианте ИСС, необходимы специальные нейрофизиологические исследования» (цит. по: Гарматина, 2003: Электр. ресурс). Эту работу в проекте выполняла известный нейрофизиолог, доктор медицинских наук Н. Е. Свидерская. Она получала данные ЭЭГ, которые потом проходили специальную компьютерную обработку. ЭЭГ показывал, что мозг оператора и мозг перципиента работают в паре — мозг перципиента оказывается в положении ведомого. После сеанса эмоциональное состояние перципиента, его психофизиологические ощущения, как правило, улучшались. «Это отчасти напоминает воздействие иммуностимуляторов», — сказала В. И. Харитонова, уточняя, что речь может идти не о лечении, а о целительском воздействии (там же).
По воспоминаниям В. И. Харитоновой, С. К. Серенот в день обследования болел, был сильно простужен и имел высокую температуру. Но и его показатели даже в этом состоянии позволили говорить исследователям о наличии у него определенных способностей погружаться в определенные типы измененных состояний сознания (ИСС) и работать в таких состояниях (о подобных способностях пишется в статье: Харитонова и др., 2006: 137).
У самого С. К. Серенота и его помощников есть ряд случаев обращений и результатов целительского воздействия, список которых они стараются вести. Приведем из него три интересных примера.
В 1998 г. маленькому мальчику в возрасте 1,5 года поставили в больнице диагноз менингит серозный. Ребенка беспокоили судороги и боли. Назначенное лечение не приносило облегчения, ребенок угасал. Тогда родители обратились к целителю. Первый же обряд очищения, проведенный С. К. Серенотом, принес облегчение малышу, он впервые за долгое время заснул спокойно. После этого диагноз в лечебном учреждении не подтвердился. После трехкратного обряда очищения при чтении мантры Авалокитешвары у ребенка полностью ушли боли. В последующие годы, став спортсменом, он неоднократно обращался к целителю, особенно перед большими соревнованиями. Ему теперь более 20 лет, он чемпион России, Европы по кикбоксингу в своей весовой категории.
В 2007 г. к Сереноту-башкы обратилась женщина 46 лет, которая не имела детей и отчаялась родить после многократных выкидышей. Месяцами она находилась в стационаре по сохранению беременности, все анализы показывали нормальные
параметры, однако беременность каждый раз прерывалась. Целитель провел обряды очищения ей и ее мужу, посоветовал в течение трех лет подряд в июле месяце ездить на аржаан Тарыс (на юго-востоке Тувы). На второй год она забеременела и разрешилась здоровым ребенком. До сих пор женщина благодарна целителю и приводит к нему своего малыша за различными консультациями.
В 2015 г. обратился мужчина 50 лет, инвалид без ступни правой ноги, ампутированной 12 лет назад в результате несчастного случая. Он жаловался на сильные фантомные боли в отсутствующей ноге. Обращался разным специалистам: травматологам, хирургам, психологам. После их манипуляций боли проходили на некоторое время, потом снова появлялись с большей силой, особенно в зимнее время. Специалисты разводили руками и ничем не могли помочь. Ему посоветовали обратиться к Сереноту-башкы, который сказал, что у больного сохранилась энергетическая связь с ампутированной ногой и ее поддерживает, в том числе, тот факт, что мужчина сохранил старую обувь с этой ноги. Когда ботинок нашли, целитель провел обряд обрезания связи, и обувь была сожжена. Больной, скептически отнесясь к этой идее вначале, был очень удивлен тому, что боли пропали и уже больше не беспокоили его.
Как и у многих шаманов, целителей, у С. К. Серенота есть особое правило, касающееся категории людей, совершивших тяжкие преступления, в том числе убийства. Их целитель отказывается принимать.
Людская молва о подобных исцелениях и общем подходе целителя расходится широко и активно способствуют тому, чтобы Серенот-башкы многие годы сохранял популярность у населения, объясняет, почему именно к нему порой идут отчаявшиеся, страждущие, потерявшие веру в излечение методами официальной медицины.
Публикации С. К. Серенота
За долгие годы практики, опираясь на полученное среднее медицинское и высшее биологическое образование, целитель накопил глубокие познания и богатый опыт по лекарственным народным средствам (растительным, минеральным, водоисточникам, грязелечению и др.) и их применению, он, опираясь на полученное специальное образование, излагает свои знания в печатных трудах. С. К. Серенот издал более десяти книг на тувинском языке, часть из них переведена на русский язык. Многие его книги являются учебными пособиями для начинающих целителей.
На наш взгляд, особого внимания заслуживают три книги, которые содержат интересные сведения, полезные для исследователей — не только медиков, но и биологов, геологов, химиков. К сожалению, именно эти книги вышли на тувинском языке и поэтому их материалы не доступны широкому кругу, прежде всего, русскоязычных читателей. Но мы могли бы рекомендовать подготовку и издание их переводных версий, с дополнениями, комментариями специалистов.
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
«Тыва улусчу эмнээшкин: эм оъттар, унуштер, чааттар, мввгулер, моол, тибет, кыдат улусчу медициналар-биле чергелештирип бижээни» (Тувинская народная медицина: лекарственные растения, травы, лишайники, грибы с параллельным описанием их использования в китайской, монгольской и тибетской медицинах) (Серенот, 2009Ь). Книга выпущена в свет Тувинским книжным издательством и содержит итог многолетних авторских наблюдений и изучения лекарственных трав, растительности Тувы.
Как указывает автор в предисловии, информация о целебных свойствах растений была собрана им из его личной практики, начиная с 1973 г., в том числе при помощи его информантов. В 1990-е годы к своим наработкам он добавил полученную из прочитанных книг терминологию из практики монгольской, тибетской, китайской медицинских систем.
Информация представлена в алфавитном порядке (согласно тувинскому алфавиту) и практически является словарем по более 300 видам лекарственных растений. Автор приводит название каждого растения на тувинском и русском языках (но, к сожалению, нет латинских названий). Дается описание внешнего вида растения, его лекарственных свойств, указывается благоприятное время года для сбора и для приготовления, описываются техника сбора, что именно надо собирать, а также применение (от каких болезней помогает) и порядок применения. Параллельно приводятся тибетское, монгольское названия, сведения о том, как в той или иной традиции применяется данное растение. Некоторые описания содержат также иллюстрации.
«Улусчу тыва эмнээшкин. Кара эмнер. Эртинелег, минералдар, даштар уктуг чацгылчаан эмнер моол, тибет, кыдат медициналар-биле чергелиштирип бижээни» (Тувинская народная медицина. Традиционные целебные средства на основе драгоценностей, минералов, камней с параллельным описанием их использования в монгольской, тибетской и китайских медицинах) (Серенот, 2010). Здесь, как видно из названия, автор придерживается подобной же схемы изложения материала: список более 150 камней и минералов в алфавитном порядке (на тувинском языке) и с русским эквивалентом названия. Описание камня,
Станислав Серенот
ТЫВА УЛУСЧУ ЭМНЭЭШКИН
ОМ ОЪТТАР, YHYIUTEP, ЧААТТАР, МОЙ ГУЛ El' МООЛ, ТИБЕТ, КЫДАТ УЛУСЧУ МЕДИЦИНАЛАР-БИЛЕ ЧЕРГЕЛЕШТИРИП БИЖЭЭНИ
1 • w V ^^ ^^^И Г L Ш
' "Ем? ^и^* .. ■
HL. Г " ■-■-И _ ^тИ ■*'""* Et?" J1
Фото 7. Обложка книги С. К. Серенота «Тыва улусчу эмнээшкин: эм оъттар, унуштер, чааттар, мввгулер, моол, тибет, кыдат улусчу медициналар-биле чергелештирип бижээни». Photo 7. The cover of "Tuvan folk medicine: medicinal plants, herbs, lichens, mushrooms, with a parallel description of their use in Chinese, Mongolian and Tibetan medicine", a book by S. K. Serenot.
www.nit.tuva.asia
№4
2018 Novye issledovaniia Tuvy
его происхождение, области применения. Однако, описания не столь детальны, как в предыдущем издании. Кратки сведения и о параллельных медицинских системах. Тем не менее, интересны собранные целителем сведения о том, как использовать камни с учетом времени года.
Книга иллюстрирована цветными фотографиями отдельных минералов.
Особую ценность, на наш взгляд, для медицинских работников может иметь брошюра автора, посвященная целебным водам Тувы: «Аржааннар болгаш, малгаштыг-дустуг хвлдер» (Аржааны и грязе-солевые озера: сведения о лечебных источниках-аржаанах и грязе-солевых озерах Тувы) (Серенот, 2009а).
Учитывая то, что о лечебных свойствах аржаанов Тувы написано было достаточное количество статей в газетах и научных исследований, начиная с 1935 г., а в последние годы этой проблематикой подробно занимается ученая-химик К. Д. Аракчаа, автор в своей брошюре уделяет внимание их использованию в народной медицине. Тем не менее, как и в других своих книгах, в доступной для широкого круга читателей он поясняет какой бывает химический состав лечебных вод республики, какие элементы и как используются для лечения разных болезней. Справку о том, какие аржааны обладают теми или иными свойствами, он дает с разбивкой по кожуунам (районам) Тувы. Многие источники имеют описания местонахождения и путь, как до них добраться, ориентируясь на местные маркеры (завод, гора, дорога). В описании присутствует вкус воды (есть определенный вкус или нет), а также температура (холодный источник, горячий и пр.).
Целитель также дает тексты молитв, составленных, в основном, им, с которыми необходимо входить в тот или иной источник.
Станислав Кужугетович охотно передает свои знания ученикам не только в публикациях, но и готов обучать всех, кто изъявляет желание пойти по его стопам. Большинство его последователей перенимает лишь отдельные методы. Как он полагает, для полного принятия его методики лечения, необходимо иметь и определенные природные способности — умение видеть невидимое, а также не
KwwnZOiO
Фото 8. Обложка книги С. К. Серенота «Улусчу тыва эмнээшкин. Кара эмнер. Эртинелег, минералдар, даштар уктуг чацгылчаан эмнер моол, тибет, кыдат медициналар-биле черглелиштирин
бижээни». Photo 8. The cover of «uvan folk medicine: Traditional healing means on the basis of jewels, minerals, stones with the parallel description of their use in the Mongolian, Tibetan and Chinese medicines», a book by S. K. Serenot.
www.nit.tuva.asia
№4
2018 Novye issledovaniia Tuvy
бояться этого, управлять энергиями, о которых он говорит. Прямым учеником он называет, например, сына Серенота Сайдаша, который, как в семье целителя утверждают, имеет наследственный дар. Он проходил учебу в Дхарамсале, практиковался рядом с отцом, в настоящее время продолжает учебу в г. Улан-Удэ при буддийском центре в Иволгинском дацане.
Заключение
Описание биографии, взглядов и деятельности одного конкретного практика народной медицины, знатока традиционной тувино-тибетской медицины, уникального целителя и человека, имеющего специальное медицинское образование, работающего в наши дни в Туве, показывает насколько своеобразным может быть путь такого специалиста к своему призванию. Образование и природные задатки, а также личные интересы С. К. Серенота, очевидно сплелись в целый ряд факторов, благодаря которым целитель нашел себя,
причем в определенных социальных условиях, когда целительство в нашей стране законодательно была разрешена неконвенциональная медицина.
С. К. Серенот сформировал свою методику, переосмыслив как основы тувинской традиционной мифологии, буддийской философии, так и представления эзотериков. Медицинское образование позволяет ему не только практиковать в пределах различных неконвенциональных методов, но и привлекать для лечения фитотерапию, целебные свойства природных ресурсов. Он остается на позиции уникального тувинского целителя — знатока народной и традиционной тувино-тибетской медицины, различных методик эзотерического характера, но и признается официальными органами здравоохранениями, представителями конвенциональной медицины.
Фото 9. Обложка книги С. К. Серенота «Аржааннар болгаш, малгаштыг-дустуг хвлдер». Photo 9. The cover of «Arzhaans and mud-salt lakes», a book by S. K. Serenot.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025 (дата обращения: 12.09.2018).
Гарматина, Ю. (2003) Шаманские секреты [Электронный ресурс] // Шаман (журнал). 3 июня. URL: http://www.shamanstvo.ru/news_shaman/2000-2004/news-25.htm (дата обращения: 12.09.2018).
Копелиович, Г. Б., Харитонова, В. И. (2013) Тувинский шаман? Лекарь? Целитель? Опыт анализа практики С. К. Серенота // Эпическое наследие и духовные практики в прошлом и настоящем : сборник статей / отв. ред. В. И. Харитонова. М. : ИЭА РАН. 280 с. С. 182-195.
Харитонова, В. И. (2004) Устами шамана глаголет ... дух? К вопросу о шаманской психофизиологии и возможностях экспериментального изучения личности шамана // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН / отв. ред. З. П. Соколова. М. : Наука. 207 с. С. 24-43.
Харитонова, В. И. (2006) Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М. : Наука. 372 с.
Харитонова, В. И. (2009) Меж двух огней: размышления о судьбе «шаманских религиозных организаций» // Полевые исследования Института этнологии и антропологии — 2006 / сост. и отв. ред. З. П. Соколова. М. : Наука. 323 с. С. 193-216.
Харитонова, В. И. (2014) Неконвенциональная медицина в современной России [Электронный ресурс] // Медицинская антропология и биоэтика. № 1. URL: http:// www.medanthro.ru/?p=2017%C2%A0 (дата обращения: 12.09.2018).
Харитонова, В. И. Свидерская, Н. Е., Мещерякова, Е. А. (2006) Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН — 2004 / отв. ред. З. П. Соколова. М. : Наука. 302 с. С. 128-149.
Пименова К. (2006) Истории жизни и «рассказы о становлении» постсоветских шаманов в Республике Тыва // Практика постсоветских адаптаций народой Сибири / отв. ред. Д. А. Функ. М. : ИЭА РАН. 338 с. С. 197-225.
Определитель растений Тувинской АССР (1984) / М. Н. Ломоносова, И. М. Крас-ноборов, Э. Т. Конгар и др. Новосибирск : Наука. 335 с.
Определитель растений Республики Тыва (2007) / Красноборов И. М., Ло-моносова М. Н., Шауло Д. Н. и др.; отв. ред. Д. Н. Шауло. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск : Изд-во СО РАН. 706 с.
Серенот, Н. (2018) 60 хонукта кылып бYДYPген [Сделано за 60 дней] // Шын. 28 июля. № 88. С. 9. (На тув. яз.).
Серенот, С. К. (2009а) Аржааннар болгаш, малгаштыг-дустуг холдер [Аржааны и грязе-солевые озера: сведения о лечебных источниках-аржаанах и грязе-солевых озерах Тувы]. Кызыл : Тувинское книжное издательство. 80 с. (На тув. яз.).
Серенот, С. К. (2009b) Демонология в тувинском народном целительстве. М. : Издательство «Велигор». 69 с.
Серенот, С. К. (2009c) Тыва улусчу эмнээшкин: эм оъттар, YHYштер, чааттар, моогулер, моол, тибет, кыдат улусчу медициналар-биле чергелештирип бижээни [Тувинская народная медицина: лекарственные растения, травы, лишайники, грибы с параллельным описанием их использования в китайской, монгольской и тибетской медицинах]. Кызыл : Тыва ном ундурер чери. 264 с. (На тув. яз.).
www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy
Серенот, С. К. (2010) Улусчу тыва эмнээшкин. Кара эмнер. Эртинелег, минералдар, даштар уктуг чацгылчаан эмнер моол, тибет, кыдат медициналар-биле чергелиштирип бижээни [Тувинская народная медицина. Традиционные целебные средства на основе драгоценностей, минералов, камней с параллельным описанием их использования в монгольской, тибетской и китайских медицинах]. Кызыл : б/и. 118 с. (На тув. яз.).
Эргеп, Н. (2018) «Оршээ, Хайыракан!» деп чалбарып-ла чорза [Всегда бы молиться «Помилуй, Хайыракан!»] // Шын. 28 июля. № 88. С. 4, 9. (На тув. яз.).
Дата поступления: 13.09.2018 г.
REFERENCES
Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law No. 323-FZ of 21 November 2011 "On the foundations of health protection in the Russian Federation»]. Ministerstvo zdravookhraneni-ia Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025 (access date: 12.09.2018). (In Russ.).
Garmatina, Iu. (2003) Shamanskie sekrety [Shamanic secrets]. Shaman (journal), June 3 [online] Available at: http://www.shamanstvo.ru/news_shaman/2000-2004/news-25.htm (access date: 12.09.2018). (In Russ.).
Kopeliovich, G. B. and Kharitonova, V. I. (2013) Tuvinskii shaman? Lekar'? Tselitel'? Opyt analiza praktiki S. K. Serenota [A Tuvan shaman? A doctor? A healer? Analyzing the practice of S. K. Serenat]. In: Epicheskoe nasledie i dukhovnye praktiki v proshlom i nastoiash-chem [Epic heritage and spiritual practices in the past and present]: a collection of articles / ed. V. I. Kharitonova. Moscow, IEA RAN. 280 p. Pp. 182-195. (In Russ.).
Kharitonova, V. I. (2004) Ustami shamana glagolet ... dukh? K voprosu o shamanskoi psikhofiziologii i vozmozhnostiakh eksperimental'nogo izucheniia lichnosti shamana [Out of the mouth of the shaman come the words of ... the spirit? On the issue of shamanic psychophysiology and the possibilities of experimental study of the shaman's personality]. In: Polevye issledovaniia Instituta etnologii i antropologii RAN [Field research of the Institute of Ethnology and anthropology RAS] / ed. by Z. P. Sokolova. Moscow, Nauka Publ. 207 p. Pp. 24-43. (In Russ.).
Kharitonova, V. I. (2006) Feniks iz pepla? Sibirskii shamanizm na rubezhe tysiacheletii [The Phoenix from the Ashes? Siberian Shamanism at the Turn of the Millenium]. Moscow, Nauka. 372 p. (In Russ.).
Kharitonova, V. I. (2009) Mezh dvukh ognei: razmyshleniia o sud'be «shamanskikh reli-gioznykh organizatsii» [Between two fires: reflections on the fate of «shamanic religious organizations»]. In: Polevye issledovaniia Instituta etnologii i antropologii — 2006 [Field research of the Institute of Ethnology and anthropology RAS — 2006] / comp. and ed. by Z. P. Sokolova. Moscow, Nauka Publ. 323 p. Pp. 193-216. (In Russ.).
Kharitonova, V. I. (2014) Nekonventsional'naia meditsina v sovremennoi Rossii [Non-conventional medicine in contemporary Russia]. Meditsinskaia antropologiia i bioetika, no. 1 [online] Available at: http://www.medanthro.ru/?p=2017%C2%A0 (access date: 12.09.2018). (In Russ.).
Kharitonova, V. I. Sviderskaia, N. E. and Meshcheriakova, E. A. (2006) Shamany i shamanizm v svete interdistsiplinarnykh issledovanii [Shamans and shamanism in the light of interdisciplinary research]. In: Polevye issledovaniia Instituta etnologii i antropologii RAN — 2004
[Field research of the Institute of Ethnology and anthropology RAS — 2004] / ed. by Z. P. Soko-lova. Moscow, Nauka Publ. 302 p. Pp. 128-149. (In Russ.).
Pimenova K. (2006) Istorii zhizni i «rasskazy o stanovlenii» postsovetskikh shamanov v Respublike Tyva [Life stories and "success stories" of post-Soviet shamans in the Republic of Tuva]. In: Praktika postsovetskikh adaptatsii narodov Sibiri [Practice of post-Soviet adaptations of Siberian peoples]/ ed. by D. A. Funk. Moscow, IEA RAN. 338 p. Pp. 197-225. (In Russ.).
Opredelitel' rastenii Tuvinskoi ASSR [A field guide to the plants of the Tuvan ASSR] (1984) / M. N. Lomonosova, I. M. Krasnoborov, E. T. Kongar et al. Novosibirsk, Nauka Publ. 335 p. (In Russ.).
Opredelitel' rastenii Respubliki Tyva [A field guide to the plants of the Republic of Tuva] (2007) / Krasnoborov I. M., Lomonosova M. N., Shaulo D. N. et al.; ed. by D. N. Shaulo. 2nd ed. Novosibirsk, Publishing house of Siberian branch of RAS. 706 p.
Serenot, N. (2018) 60 khonukta kylyp budurgen [Made in 60 days]. Shyn [newspaper], 28 Jule, no. 88, p. 9. (In Tuv.).
Serenot, S. K. (2009a) Arzhaannar bolgash, malgashtyg-dustug khelder [Arzhaans and mud-salt lakes: information about medical sources of the arzhaans and mud of the salt lakes of Tuva]. Kyzyl, Tuvan book publisher. 80 p. (In Tuv.).
Serenot, S. K. (2009b) Demonologiia v tuvinskom narodnom tselitel'stve [Demonology in Tuvan folk healing]. Moscow, Veligor Publ. 69 p. (In Russ.).
Serenot, S. K. (2009c) Tyva uluschu emneeshkin : em ottar, unushter, chaattar, mooguler, mool, tibet, kydat uluschu meditsinalar-bile chergeleshtirip bizheeni [Tuvan folk medicine: medicinal plants, herbs, lichens, mushrooms, with a parallel description of their use in Chinese, Mongolian and Tibetan medicine]. Kyzyl, Tuvan book publisher. 264 p. (In Tuv.).
Serenot, S. K. (2010) Uluschu tyva emneeshkin. Kara emner. Ertineleg, mineraldar, dashtar uktug changylchaan emner mool, tibet, kydat meditsinalar-bile cherglelishtirin bizheeni [Tuvan folk medicine. Traditional healing means on the basis of jewels, minerals, stones with the parallel description of their use in the Mongolian, Tibetan and Chinese medicines]. Kyzyl, s. n. 118 p. (In Tuv.).
Ergep, N. (2018) «Orshee, Khaiyrakan!» dep chalbaryp-la chorza [Always to pray "Have Mercy, Hajyrakan!"]. Shyn (newspaper), 28 Jule, no. 88, pp. 4, 9. (In Tuv.).
Submission date: 13.09.2018.
Для цитирования:
Ламажаа А. М., Ламажаа Ч. К. Тувинский целитель Станислав Кужугетович Се-ренот [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018, № 4. URL: https://nit. tuva.asia/nit/article/view/808 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2018.4.5
For citation:
Lamazhaa A. M., Lamazhaa Ch. K. Tuvan healer Stanislav Kuzhugetovich Serenot. The New Research of Tuva, 2018, no. 4 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/808 (accessed: ... ). DOI: 10.25178/nit.2018.4.5