Научная статья на тему 'Тувинские народные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры'

Тувинские народные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЫ / DANCING / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПЛАСТИКА / КРАСОТА / BEAUTY / ДВИЖЕНИЯ / MOVEMENT / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / БЫСТРОТА / SPEED / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РАЗВИТИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ / THE DEVELOPMENT AND STRENGTHENING OF HEALTH / EURHYTHMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-ооловна, Мендот Инга Эрес-ооловна, Мендот Эмма Эрес-ооловна

В данной статье рассматривается, что тувинские народные танцы и их элементы являются эффективным средством физической культуры, направленные на комплексное развитие физических качеств, правильное формирование конституции тела и укрепления организма детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Элла Эрес-ооловна, Мендот Инга Эрес-ооловна, Мендот Эмма Эрес-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVAN FOLK DANCING AND THE USE OF THEIR ELEMENTS AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

The article depicts that folk dances and its elements are an effective means of physical culture aimed at a complex development of physical qualities, the correct formation of the constiitution of the body and strengthening bodies of children.

Текст научной работы на тему «Тувинские народные танцы и использование их элементов на уроках физической культуры»

УДК 796.8(571.52)

ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мендот Инга Э., Мендот Эмма Э., Мендот Элла Э.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

TUVAN FOLK DANCING AND THE USE OF THEIR ELEMENTS AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

Mendot Inga E., Mendot Emma E., Mendot Ella E.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматривается, что тувинские народные танцы и их элементы являются эффективным средством физической культуры, направленные на комплексное развитие физических качеств, правильное формирование конституции тела и укрепления организма детей.

Ключевые слова: танцы, физическая культура, пластика, красота, движения, гибкость, быстрота, культура, творчество, развитие, укрепление здоровье.

The article depicts that folk dances and its elements are an effective means of physical culture aimed at a complex development of physical qualities, the correct formation of the constiitution of the body and strengthening bodies of children.

Key words: dancing, physical culture, eurhythmics, beauty, movement, flexibility, speed, culture, creativity, the development and strengthening of health.

В своей книге Баглай В.Е. «Этническая хореография народов мира» отмечает, что народный танец - это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования [1].

В этнологической и этнографической науке отсутствует общепринятое определение танца, но, как правило, авторы ограничиваются общим описанием -под «танцем» понимается вполне конкретный набор телодвижений, совершаемый человеком в определенной специфической ситуации. Танец -древнейшее из искусств, оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свою радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, солнце, о плодородии, о защите и прощении.

Исследователи выделяют несколько основных теорий сущности танца, как одного из важных составляющих традиционной культуры. Так, с точки зрения сторонников функционализма, танцевальная культура, в данном случае в традиционном обществе, является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе.

Многие считали, что у тувинцев не было танца. Историко-археологические и этнографические материалы свидетельствуют о том, что танцы занимали важное место в жизни тувинского народа. У всех народов танцы стали необходимой частью народной системы физического воспитания.

Однако по этому вопросу существуют и другие мнения. Ряд ученых выдвинули теорию о происхождении танца из танца животных, т.е. брачные движения животных и сознательная деятельность людей, которая рассматривает физическую культуру как прямое наследие человека от своих животных предков [1].

В 1971 году вышла статья В.П. Дьяконовой «Цам у тувинцев». В тувинском понятии слово «цам» не что иное, как танцы, хоровод. Хотя по своей сущности это глубоко религиозный обряд, в современных танцах использовано немало его элементов. Тувинский танец шаманов - это камлание и молитвенные песнопения, шаман, танцуя, подражал летающим птицам, скачущему человеку на коне, подпрыгивал как заяц, скакал на одной ноге и как волна двигался своим телом и руками стучал в свой бубен. Все эти движения он исполнял слитно и плясал вокруг костра, юрты и вокруг чабанской стоянки.

Широкая распространенность танца в профессиональной, бытовой среде - показатель того, что он является древнейшим из искусств. О том, что танец действительно представляет собой древнейший вид творчества народов, свидетельствуют те данные, которые связаны с его зарождением. Так, Платон в диалоге «Алкивиад», проводя параллель между людьми и животными утверждал, что движение есть их суть, поэтому происхождение танца следует искать в самой природе людей. Исследователи более близких к нам времен выражали разные мнения по этому поводу. Так, русский исследователь танца XX века С.Н. Худеков утверждал, что танец появился вместе с человечеством, причем сначала для развлечения и лишь затем как способ поклонения богам. Более того, он считал, что символика танца подсказала пути формирования человеческой речи [2].

Народный танец, являясь одним из древнейших видов в структуре народного творчества, зародился потребностями, идеями и интересами тувинского этноса. В разные периоды танец любого народа питается разными истоками. Так, на начальном (древнем) этапе истории таким источником был ритуал.

Действительно, в то время танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялась музыка, танец, пение, драматическое действо. В ритуале были слиты воедино танец, музыкально-инструментальная и песенная (или религиозный гимн, молитва, заклинание) составляющая.

Этот сложный комплекс отражал и единое мировоззрение, то есть взгляд человека на окружающий мир и свое место в нем. Религиозно-мифологическое мировоззрение было господствующим в ту эпоху, поэтому и выражалось в форме ритуалов. Разнообразные ритуальные действа, широко практиковавшиеся в то время, были воспроизведением деяний богов, духов и.т.п., однако образы, которые использовались при этом, имели истоки в окружающем мире, прежде всего в живой природе.

Так, когда ритуал был связан с почитанием природных стихий, то в нем специфическими средствами отражалась эта природная стихия. К ритуалам привязаны разнообразные обрядовые танцы. Примером и отголоском таких ритуальных танцев, переживших века, является, например, древний танец (сам) охотников. Этот танец отражал религиозные верования, в частности тотемизм -вера в сверхъестественное родство людей и определенных видов животных, птиц, а также иногда растений и даже явлений неживой природы. На этом и основано почитание тотемных животных и птиц.

Почитание птицы как тотема отражалось в танце орла (эзир самы): танцор-импресонатор, олицетворяющий орла, отображал кружение орла над добычей, схватку с врагом. Этот танец орла стал танцем борцов тувинского народа.

Н.Г. Курбатский в своей книге «Тувинцы в своем фольклоре» пишет: «У чиновников, как и у лам, были свои борцы и наездники. В песне нойон, наблюдая бега, сидит на подушке, отдает приказания. В честь господ победители национальной борьбы «Хуреш», исполняя традиционный, по сути обрядовый, имитирующий полет орла - танец «девиг», пели песни: «Тайып ушпас, девип турар // Даа-ла бээмнин амыралы. // Тендирбес, девип турар» (не спотыкаясь, я танцую девиг благодаря моему господину Даа-кожууна. Не шатаясь, я пляшу девиг благодаря моему небесному беку).

Как протяжные песни в стиле народной песенной речитации звучали восхваление борцов, проводимые судьями-секундантами, понукателями (моге салыкчылар). Славословия принимали и песенную форму, например: «Тайып-ла ушпас девип-ле турар Даа-ла - Бээнин авыралы» - (Не спотыкаясь, всё пляшет Даа - Бээ сильный борец; «Тендиш-ле дивес девип турар // дээрги-ле Бээнин авыралы» - Не шатаясь, все пляшет господина - дээрги Бээ сильный борец; «Из 60 борцов - силачей (из друзей, закаливших мою лопатку и шею) выхожу победителем признанным» [4].

Каждый танец отвечает по своему характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись его характер и тематика.

Танец возник с появлением первых людей. Жизнь первобытного человека тесно переплеталась с природой и зависела от ее благосклонности. Это повлияло на искусство танца. Через танец первобытный человек выражал

свои чувства. Также танец служил средством общения людей с окружающей средой.

Современные исследования показывают, что истоки танца, в том числе и тувинского танца, имели отчасти место в животном мире. В данном случае имеется в виду разнообразие явлений напоминающих танцы, в жизни разных животных и птиц.

В тувинских народных танцах и физических упражнениях отражена мудрость народа. В них ярко выражены особенности характера народа -честность, справедливость и смелость. Они ценны в педагогическом отношении тем, что оказывают большое влияние на развитие физических и интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для достижения успеха в обществе [3].

На современном этапе одним из актуальных вопросов национально-регионального компонента является поиск новых форм и методов обучения и воспитания.

Народные танцы и их элементы являются эффективным средством физического воспитания подрастающего поколения. На их основе формируется стремление овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество. Выдающиеся деятели педагогики и культуры Г.А. Виноградов, Е.А. Покровский, Я.А. Коменский призывали собирать и описывать народные игры, состязания и танцы, чтобы сохранить и передавать следующим поколениям народный колорит, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

На современном этапе развития общества не только возрос, но и приобрел новое качество интерес к богатейшему наследию духовных сокровищ человечества, закономерному звену в истории физической культуры народов нашей страны, продолжателям ее лучших традиций, связанных с народными танцами и физическими упражнениями.

Национальные средства физического воспитания тувинского народа вобрали в себя всю суровость колорита природы Тувы, особенность образа жизни тувинского народа, специфику их традиционных устоев. Простота, доступность, зрелищность и эмоциональность - характерные черты тувинцев, в какой-то степени таинственная ритуальность, делают их особенность привлекательными для подрастающего поколения.

В 2003 и 2004 годах вышли в свет две книги Аг-оол Е.М., в которых раскрывается система модернизации школьного физкультурного образования в Республике Тыва, где национально-региональный подход направлен на проектирование содержания образования, методов, способов и форм организации учебного процесса. Автор предлагает совершенствовать учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для начальных классов через двигательную традицию тувинского народа, используя при этом физические упражнения из элементов тувинских народных танцев и национальных видов

спорта. При этом решаются основные задачи физического воспитания -образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Образовательная - оздоровительная и воспитательная ориентированность программ состоит в том, что они направлены на развитие и совершенствование двигательных способностей учащихся начальных классов. В программе реализованы подходы, учитывающие региональные условия проживания, национальные традиции тувинского народа и главное - развитие физических качеств, укрепление и сохранение здоровья, воспитание уважительного отношения к культуре, к ее истокам через уроки физической культуры [4].

При организации и проведении народных танцев и их элементов необходимо обеспечить их системность и комплексность использования, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Воздействие традиционных физических упражнений в виде танцев на занимающихся определяется их содержанием (сюжетом, двигательными действиями, правилами), методическими приемами, с помощью которых учащиеся овладевают движениями, способами организации.

Применение же «простых» физических упражнений из народных танцев в процессе воспитания предоставляет педагогам широчайшие возможности, будь то задача развития физических качеств, образования или умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи. Разнообразие двигательных действий в народных танцах содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности школьников.

Одна из задач - гибкость, связана с двигательными действиями; исполнение музыки в танцевальных упражнениях для детей является одним из сильнейших возбудителей эмоций. Показано, что воздействие танца активизирует физиологические и психологические функции занимающихся: может увеличить частоту сердечных сокращений, повысить обмен веществ и активизировать органы чувств; музыкальное сопровождение часто выступает как мощный организатор, вызывая энтузиазм и охватывая единым настроением школьников на занятиях. Вызванный интерес к занятиям улучшает показатели гибкости, подвижности и эластичности суставов, в результате улучшается общее состояние здоровья учащихся.

В национальных танцах главными источниками воздействия являются: красота движений, непринужденность исполнения двигательных действий и музыка, влияющая положительно на работоспособность занимающихся. Также легко усваиваются сложно-композиционные движения, придающие плавность, гибкость, грацию. При помощи музыки появляется возможность регулировать физические нагрузки танцевательно-двигательной деятельности. Это может быть

ходьба, бег и другие движения - по образу танцев, вызывающих подражание животным, птицам и т.д. Ритм создает чувство удовлетворения, поэтому он не только облегчает движения, но и доставляет эстетическое наслаждение, в этом кроется основа положительного воздействия на деятельность организма школьников танцевальными упражнениями на занятиях [4].

Танцевальные упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что и вызывает повышение эмоциональности урока, который осуществляется за счет показа упражнений учителем, его манеры объяснения, подачи команд, внешнего вида и оформления окружающей среды, в которой проводится урок или другие спортивно - массовое мероприятие. Например, танец вводится в урок с целью увеличения подвижности суставов, необходимой для овладения целостным действием, танцевальные упражнения можно включать и в заключительную часть урока, чтобы снять возбудимость нервной системы и привести в спокойный ритм организм учащихся. Танцевальные упражнения эффективно влияют на растяжение мышечных соединений тканей, в большей степени на развитие гибкости шейных позвонков, плечевых суставов и поясничной области, что во многом определяет активность двигательной деятельности и степень работоспособности занимающихся. Эти танцевальные упражнения позволяют в нужный момент принять необходимую позу и удерживать ее в течение определенного времени, выполнять наклоны и взмахи различной амплитуды, регулируя величину физической нагрузки.

Много замечательных тем и образов подсказывает этика народных танцев. Обучение исполнению народных танцев начинается с обучения хороводным танцам, включающим такие элементы как основной шаг, переменный шаг, шаг с носка, ходьба по кругу, ходьба колоннами.

В народном танце мужского пола преобладают прыжки, трюки, кувырки, танец отличается экспрессией и подвижностью. Это все можно отметить в танце «Аъдым» (скачки), исполненном группой мальчиков. Уже название этого тувинского танца говорит само за себя. Езда на лошадях - любимое занятие тувинцев, и этот темпераментный, темповый танец хорошо передает момент состязания конников.

Для народного танца женского пола характерны движения кистей рук (вращение внутрь и наружу; сгибание и разгибание в запястье; легкое «вздрагивание» кистей), причем делать это можно сидя на полу на коленях. Для женского танца характерны медленные и плавные перемещения в пространстве, сохранение правильной осанки, изящество в движениях. Исполнять танец нужно очень нежно, мягко, грациозно. Плавные движения рук должны быть слитными, движения рук не должны прерываться.

Аспект влияния традиционно-национальных физических упражнений на психофизическое, моторное развитие является наиболее сложным и наименее изучаемым в теории физического воспитания. Танцевальные движения показывают, что оздоровительный эффект традиционных физических упражнений, нацеленных на укрепление физического и психического здоровья

школьников, усиливается в результате совмещения в единую систему модернизации физкультурного образования.

Таким образом, элементы танцев следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия и развития всех ведущих физических качеств. Улучшения содержания физкультурного образования школьников на основе использования двигательной традиции - танцев и физических упражнений в учебном процессе, совершенствует и модернизует саму систему физического воспитания.

Библиографический список

1. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира / В.Е.Баглай.. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.4-5.

2. Бурхинов Д.М., Халудорова Л.Е. Сельская школа на рубеже XXI века / Д.М.Бурхинов, Л.Е.Халудорова. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2010. - 112с.

3. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре / Г.Н.Курбатский.. - Кызыл, 2001. - 256с.

4. Мендот Эл.Э., Ооржак С.Я., Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. Ритмические упражнения, элементы хореографии и игры на уроках физической культуры. - Кызыл, 2012. - 140с. Bibliograficheskij spisok

1. Baglay V. E. Ethnic choreography of the peoples of the world / E. V. Baglay.. - Rostov-on-don, 2007. - P. 4-5.

2. Burkhinov D. M., L. E. Haldarov rural school at the turn of the century XXI / D. M. Burkhanov, L. E. Haldarov. - Ulan-Ude: JSC "Republican printing house", 2010. - 112 p.

3. Kurbatsky G. N. Tuvinians in their folklore / G. N. Kurbatsky.. - Kyzyl, 2001. - 256с.

4. Mandat Al.E., Oorzhak S. Y., Mandat Em.E., Mendat I. E. Rhythmic exercises, dance elements and games at lessons of physical culture. - Kyzyl, 2012. - 140c.

Мендот Элла Эрес-ооловна - к.п.н., доцент кафедры физической культуры ТувГУ г.Кызыл РТ РФ.

Мендот Инга Эрес-ооловна - к.п.н., ст. преподаватель ПЦК физической культуры Кызылского педагогического колледжа ТувГУ г.Кызыл РТ РФ.

Мендот Эмма Эрес-ооловна - ст.преподаватель кафедры физической культуры г.Кызыл ТувГУ РТ РФ.

Mendot Ella - Candidate of Pedagogic Sciences (PhD), Associate Professor, Department of Physical education Kyzyl, Tuva Republic the Russian Federation.

Mendot Inga - Candidate of Pedagogic Sciences (PhD), senior lecturer CCP physical culture of the Kyzyl pedagogical College, Kyzyl, Tuva Republic of the Russian Federation.

Mendot Emma - senior lecturer of the Department of Physical Culture, Kyzyl, Tuva Republic of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.