Научная статья на тему 'Тувинские этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности'

Тувинские этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тувинские этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности»

Нурзат Урана Байр-ооловна,

заведующий отделом аналитики и контроля Национального музея Республики Тыва.

Тувинские этнографические коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и степень изученности

Полнота, многообразие, состояние и степень изученности музейного собрания в значительной степени определяют успех всех направлений музейной работы, в том числе, фондовой, экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной [1].

На начало 2012 г. фондовое собрание Национального музея РТ насчитывает 132093 музейных предметов, из них: 107815 ед. основного фонда и 24278 ед. научно -вспомогательных материалов. Из общего количества предметов, согласно статотчету музея за 2011 год, 9176 ед. - это предметы этнографии, собранные преимущественно в 1950-1970-е гг.

Первые предметы этнографического собрания Тувинского музея стали одной из причин появления музея в Туве, по мнению первого директора музея В.П. Ермолаева. В 1928 г., когда был решен вопрос о конфискации имущества покойного феодала Идам-Суруна, возник вопрос о создании Тувинского государственного музея [ 2].

Этнографическое собрание Тувинского музея - одно из самых полных и ценных, представляющих материальную и духовную культуру тувинского и русского народов Тувы. Первый опыт обобщенного описания данного музейного собрания был осуществлен ученым-музееведом А.О. Дыртык-оол [3].

В нашей работе мы затронем лишь тувинские этнографические коллекции.

Этнографические материалы музея в основном представлены вещественными источниками, которые разделены по видам материалов и хранятся в 2-х самых больших хранилищах нашего музея. Так, этнографические предметы из металла сосредоточены в отдельном хранилище и насчитывают около 700 ед. Здесь представлены предметы тувинского и русского быта. Из тувинского быта достаточно полно представлены: чугунные треножники для очага (ожук) (20 ед.); большие чугунные тазы (паш) для варки мяса и чая (21 ед.); железные двусторонние крюки для вылавливания из бульона мяса (25 ед.); железные щипцы для очага (6 ед.); медные и латунные сосуды (хоо) с удлиненным цилиндрическим туловом (16 ед.); железные утюжки для проглаживания швов при шитье одежды (9 ед.); многочисленные железные стремена, которые отличаются богатством форм и ажурной орнаментацией (118 ед.) и

др.

Отдельное хранилище (одно из трех самых больших по площади хранилищ) выделено для другой разновидности этнографического собрания - предметов из дерева, кожи и ткани. Основной коллекцией в этом хранилище является комплект традиционного жилья тувинцев-кочевников - юрты, изготовленной в 1971 г. по специальному заказу музея бригадой рабочих Кызыл-Дагского отделения совхоза

Тээли Бай-Тайгинского района (кожууна). Бригада работала под руководством известных тувинских мастеров-камнерезов Саая Когела и Хертека Мижит-Доржу. Общее количество предметов этой коллекции составляет 78 ед., в том числе: деревянный остов, образующий стены и крышу жилища; войлочные покрышки, защищающие жилье от внешних перепадов температуры; различные виды волосяных веревок и ремней, с помощью которых скреплялся остов юрты и войлочные покрышки; войлочные закругленные ковры на пол; предметы интерьера - деревянные сундуки (аптара), деревянная кровать с войлочными матрацами и валикообразной подушкой, кухонный шкаф для посуды, печка железная с дымоходом и другие мелкие предметы.

Значительную по количеству часть этнографического собрания составляют деревянные сундуки - аптара (56 ед.), которые использовались для хранения в основном одежды, а также мелких предметов быта. Во время перекочевки аптара связывались по двое и перекидывались через спину лошади или быка, свисая с 2 -х сторон по бокам вьючного животного.

К этнографическим предметам из дерева относятся низенькие столики (ширээ) (10 ед.), служившие «пьедесталом» для самых сакральных вещей тувинцев -предметов буддийского культа: статуэток божеств, курильниц, медных жертвенных чашечек с подношениями.

Очень широко среди этнографических предметов представлена деревянная тувинская посуда, это - долбленные ступки (31 ед.) для измельчения соли и зеленого, так называемого, «кирпичного» чая; вырезанные из цельного куска дерева ведерки, а также ведерки из бересты (всего 68 ед.), орнаментированные в основном геометрическим рисунком; сюда же входят вырезанные из цельного куска дерева большие и маленькие плоские корытца для мяса - деспи (21 ед.).

Интересную коллекцию среди деревянных этнографических предметов Тувинского музея образуют ритуальные ложки - тос-карак, так называемые «девятиглазки», используемые для разбрызгивания молока или молочного чая при проведении обряда жертвоприношения мифологическим «Девяти небесам». Эта коллекция из 37 ед. описана в статье научного сотрудника музея, хранителя этого фондохранилища Ш.Х. Монгуш [4].

Одной из самых интересных и значительных считается коллекция кожаных сосудов (45 ед.) - когээржиков и хойлараков. Эти незаменимые в кочевом быту сосуды прочны и легки в ношении, обладают рядом полезных термостатических и гидронепроницаемых свойств, а также являются настоящими произведениями искусства тиснения по коже. По результатам изучения этой коллекции ее хранителем Ш.Х. Монгуш опубликованы 2 работы [5; 6].

Кожаные изделия тувинцев также представлены: большими сумами - (барба), в которых хранились в юрте и при перекочевках большие мягкие вещи; и предметами конского снаряжения (арканы, плетки, недоуздки, тебеньки и др.).

Большой вклад в формирование этнографической коллекции музея внес известный ученый-тувиновед С.И. Вайнштейн, который работал в Тувинском музее с 1950 по 1954 гг. Из своей первой экспедиции в Тоджу [7] летом 1951 г. он привез приобретенные у тувинцев-тоджинцев 92 предмета традиционного быта и культовые атрибуты шаманизма. В старом здании музея одной из самых притягательных для посетителей была экспозиция-диорама, в которой, благодаря собирательской работе С.И. Вайнштейна, были представлены тоджинский чум, его внутренний и внешний интерьер.

Быт и традиционные занятия тувинцев-тоджинцев наиболее полно исследованы С.И. Вайнштейном в его монографии «Тувинцы-тоджинцы» [8], где достаточно подробно описаны многие предметы, хранящиеся в нашем музее.

Некоторые предметы этнографии из наших фондов (аптара, треножники, деревянная посуда, кожаные сосуды и др.) описаны в другой монографии С.И. Вайнштейна «История народного искусства Тувы» [9].

Долгое время тоджинская этнографическая коллекция ограничивалась этим, несомненно, уникальным «вайнштейновским» сбором, но сегодня фонды нашего музея пополнились практически полной коллекцией предметов тоджинского быта, благодаря умению и изысканиям народного умельца, настоящего краеведа, самобытного мастера Сундуй-оола Монгушевича Арандола. Его «новоделы» предметов быта тоджинцев, воссоздаваемые мастером по воспоминаниям и рассказам еще оставшихся в живых стариков-оленеводов, сделаны из тех же материалов (шкуры диких зверей, шкуры домашних оленей, кожа, олений волос, жилы, дерево, береста и пр.) и практически по той же технологии, что и подлинники. В коллекцию Арандола, которая насчитывает 260 ед., вошли: 2 чума зимней и летней комплектации с внутренним убранством из шкур диких и домашних животных, посуда из дерева и бересты, железные чаши (паш), приспособления для очага, принадлежности для охоты, ловли рыбы, добывания сараны, комплекты зимней и летней одежды тувинцев-тоджинцев и др. Коллекция Арандола очень обогатила фонды и, несомненно, украсила экспозицию Тувинского музея. Кстати, эта коллекция содержит богатый материал для ее описания и изучения, учитывая наличие мастера-изготовителя, который может дать ценнейшую информацию по технологии изготовления и использованию этих предметов.

Одну из самых ценных этнографических коллекций Тувинского музея составляет тувинская национальная одежда (294 ед.), в числе которой есть уникальные экземпляры подлинной одежды конца XIX - начала XX вв. Это чиновничья одежда из конфискованного имущества салчакского нойона Идам-Суруна. К сожалению, эта одежда сегодня находится под угрозой утраты из-за своей ветхости и постепенной потери экспозиционного вида. Она нуждается в срочной квалифицированной реставрации. Об этом и других проблемах, стоящих сегодня перед фондами, подробно написано в работе главного хранителя музея Р.Б. Ховалыг «Коллекция одежды в фондах Национального музея Республики Тыва: проблема комплектования, реставрации и консервации» [11].

Из ткани тувинцы шили также подушки, которые имели форму валика. Боковая сторона подушки, которая всегда была обращена внутрь юрты, как правило, была прямоугольной формы и украшалась геометрическим узором, выполненным из нашитых разноцветных пуговиц. В фондах нашего музея есть экземпляры подушек, лицевая боковина которых изготовлена из прямоугольного куска хорошо выделанной кожи, украшенной тисненным геометрическим орнаментом. Коллекция тувинских подушек из нашего музея, насчитывающая 13 ед., впервые была освещена в работе молодого специалиста отдела истории М.О. Дыртык-оол [12].

Значительную часть предметов из драгоценных металлов образует коллекция старинных тувинских женских и мужских украшений из серебра, являющихся ценнейшим достоянием культурного наследия Тувы. В их числе - кольца, серьги, браслеты, пластины накосного украшения - чавага, поясные украшения, орнаментация ножей и ножен, курительных принадлежностей, бляшки от конской упряжи. На сегодняшний день серебряная составляющая «драгоценного фонда» Национального музея РТ насчитывает 815 предметов из серебра разной пробы (от 800 до 960 пробы), из них более 300 ед. можно отнести к ювелирным изделиям тувинских кузнецов.

Некоторые курительные принадлежности из этой музейной коллекции частично освещены в работе М.О. Дыртык-оол «Курительные принадлежности как историко-этнографический источник» [13].

К этнографическим несомненно можно отнести и культовые коллекции, представляющие религиозные воззрения тувинцев - шаманизм и буддизм.

Шаманская коллекция Тувинского музея уникальна по своему составу и количеству (более 150 ед.). В нее входят: одежда шамана (в том числе, халат, головной убор и сапоги), его культовые принадлежности (бубен, колотушка, жезл-даяк, ритуальное зеркало, специальные шаманские ээрены - духи-покровители), а также семейные духи-покровители, которые имелись в каждой тувинской семье, вывешивались или хранились в сакральных местах юрты. К семейным охранителям относятся: ээрен Эмегелчин, ыдык-ок (священная стрела), адыг-ээрен, чалама. Шаманская коллекция Тувинского музея практически в полном составе выставлена в его постоянной экспозиции, т.к. является одной из самых информативно ценных по этнографии тувинцев и притягательных для посетителей, особенно приезжих (как российских, так и зарубежных). Большая часть данной коллекции была опубликована в виде каталога (на английском и немецком языках) [14] во время ее экспонирования за рубежом в 1997-1998 гг. в Антверпене (Бельгия), Вене (Австрия) и Бремене (Германия), а также в монографиях докторов исторических наук С.И. Вайнштейна [10] и М.Б. Кенин-Лопсана [15, 16].

Последние поступления шаманской коллекции - костюм и ритуальные принадлежности шамана Мокур-оола - описаны в работе хранителя Тойбухаа А.М. «О двух шаманских коллекциях в фондах Национального музея Республики Тыва» [17].

Также как и шаманская, буддийская коллекция является одной из самых ценных и востребованных коллекций Тувинского музея, и также она выставлена в постоянной экспозиции в отдельном зале. В составе этой коллекции: статуэтки божеств; тханки -своеобразные матерчатые иконы; сутры - своеобразные книги, в которых изложены буддийские каноны и молитвы; ламская одежда; различные культовые принадлежности (сосуды, курильницы, лампадки, жертвенные чашечки и др.), костюмы и маски религиозной мистерии Цам; музыкальные инструменты и др. Эта многочисленная коллекция (более 3500 ед.) была сформирована в основном в результате конфискации имущества у окончательно запрещенных в 1960-е гг. буддийских храмов (хурээ).

Вот уже на протяжении нескольких лет тибетолог Р.П. Сумба проводит кропотливую работу по созданию каталога сутр на тибетском языке на основе наших фондов [18].

Коллекция сутр на старомонгольском языке из фондов нашего музея получила достаточно подробное описание в работе монголоведа А.Г. Сазыкина «Собрание монгольских рукописей и ксилографов из фондов Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60 Богатырей», опубликованной в 1992 г. [19].

Коллекция буддийских статуэток нашла свое описание в статье А .А. Ооржак «Коллекция буддийских изображений в Национальном музее Республики Тыва» [20].

Достаточно подробное описание буддийских тханок, хранящихся в нашем музее, дала в своей работе бывший ученый секретарь нашего музея, доктор религиоведения У.П. Опей-оол [21, 22, 23].

Таким образом, мы видим, что этнографические коллекции Тувинского музея значительны и многообразны по своему составу и качеству. Они служат и могут служить основой для самых разнообразных по тематике выставок.

Но степень их изученности остается совершенно не достаточной. Разрозненное описание отдельных коллекций не дает полной картины о составе, полноте и ценности музейного собрания, научное описание которых требует систематического подхода.

Еще один показатель не достаточного внимания к научному описанию этнографических коллекций - отсутствие музейных каталогов, которые являются закономерным результатом исследовательской работы музейных специалистов, и значительно облегчили бы работу, как самих музейных сотрудников, так и других исследователей и ученых.

Тувинские этнографические коллекции музея сегодня являются наиболее ценными и востребованными в обществе, т.к. представляют традиционную материальную и духовную культуру коренного тувинского народа, а также стали одним из основных брэндов республики, привлекающим российских и зарубежных туристов. Их дальнейшее научное изучение позволит музейным сотрудникам наиболее полно их использовать в публичном представлении, расширяя тематику постоянных экспозиций и временных выставок.

Литература:

1. Чусова Е.А. Музейные коллекции и выставочная работа: взаимовлияние и проблемы // Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Труды ГИМ. Вып. 127. - М., 2001. - С. 273-282.

2. Дыртык-оол А.О. Основные вехи Национального музея Республики Тыва. К 80-летию основания музея // Летопись Тувы - 2009. Историко-краеведческий альманах Национального музея Республики Тыва. - Кызыл, 2008. - С. 132-139.

3. Дыртык-оол А.О. Этнографические материалы в фондах Тувинского Национального музея им. Алдан-Маадыр // Этносоциальные процессы в Сибири. Кызыл, сентябрь 1998 г. Тем. сб., вып. 3. - Новосибирск: СО РАН, 2000. - С. 202-204.

4. Монгуш Ш.Х. О коллекции ритуальных ложек - «тос-карактар» из фондов Национального музея Республики Тыва // Социальные процессы в современной Западной Сибири. Сборник научных статей. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2008. - С.114-117.

5. Монгуш Ш.Х. Коллекция когээржиков в фондах Национального музея Республики Тыва // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. - Кызыл, 2006. - С. 243-249.

6. Монгуш Ш.Х. К вопросу об основных видах орнаментов на когээржиках и их значении (по материалам коллекции когээржиков из фондов Национального музея РТ) // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Мат-лы Междунар. научно-практической конференции, посвященной 80-летию Национального музея Республики Тыва, г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. - Кызыл, 2009. - С. 58-61.

7. Вайнштейн С.И. Этнографическая экспедиция Тувинского музея в юго-восточную Туву // Сов. этнография. - 1954. - № 2. - С. 163-169.

8. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 218 с.

9. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974. - 224 с.

10. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. - М.: Наука, 1991. - 299 с.

11. Ховалыг Р.Б. Коллекция одежды в фондах Национального музея Республики Тыва: проблема комплектования, реставрации и консервации // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Мат-лы Междунар. научно-

практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. - Кызыл, 2006. - С. 238-243.

12. Дыртык-оол М.О. К вопросу о научном изучении коллекции подушек в Национальном музее Республике Тыва // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. -Кызыл, 2006. - С. 249-252.

13. Дыртык-оол М.О. Курительные принадлежности как историко-этнографический источник // Тезисы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». Кызыл, 14-18 июля 2004 г. - Кызыл: Центр развития национальной школы Мин-ва общего и профессионального образования Республики Тыва, 2004. - С. 7679.

14. Spellbound by the shaman. Shamanism in the Tuva / Etnographic Museum City of Antwerp. 1997. 168 p.

15. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец XIX -нач. XX в. / АН СССР Сиб. отд-ние, ин-т ист., филологии. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 164 с.

16. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1999. - 235 с.; Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. Дополненное переиздание. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - 328 с.

17. Тойбухаа А.М. О двух шаманских коллекциях в фондах Национального музея Республики Тыва // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. - Кызыл, 2006. - С. 234-238.

18. Сумба Р.П. Шаманские тексты на тибетском языке в фондах Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тува // Библиотеки в жизни общества, развитии науки и образования (Материалы международной научно-практической конференции 22-23 сентября 2004 г.) / Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Тыва. - Кызыл, 2004. - С. 55-58.

19. Сазыкин А.Г. Собрание монгольских рукописей и ксилографов из фондов Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60 Богатырей // Тюркские и монгольские письменные памятники. - М., 1992. - С.45.

20. Ооржак А.А. Коллекция буддийских изображений в Национальном музее Республики Тыва // Культура Тувы: прошлое и настоящее. Сборник материалов научно-практических конференций (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) Вып. 1. / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола. - Кемерово, 2006. - С. 39-42.

21. Опей-оол У.П. Об одной буддийской танке из фондов Национального музея Республики Тыва // Музей в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кызыл, 21 -24 сентября 2005 г. Часть 2. - Кызыл, 2005. - С. 128-136.

22. Опей-оол У.П. Коллекция буддийских танок в фондах Национального музея Республики Тыва // Суриковские чтения - 2005 / Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. - Красноярск, 2006. - С. 56-60.

23. Опей-оол У.П. Буддийские традиции Тувы и буддийский фонд Национального музея РТ // Мартьяновские краеведческие чтения (2005-2006 гг.): Сборник докладов и сообщений. Вып. IV. / Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова. - Минусинск, 2007. - С. 171-173.

Допай Анай-Хаак Михайловна,

старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Республики Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.