УДК 94
Турция в либеральных конструкциях США в начале XXI в.*
Смольняк И. В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: sovlab.vgu@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается политика Соединенных Штатов Америки и Турецкой Республики в первой четверти XXI в. Представлены региональные особенности американской политики в отношении Турецкой Республики, связанные в первую очередь с совместной борьбой против международного терроризма. Выявлены факторы, повлиявшие на принятие и реализацию Вашингтоном решений по проблемам, связанным с обеспечением безопасности и борьбой с международным терроризмом. Представлены региональные особенности турецкой политики в отношении США в контексте взаимоотношений с Ираном, Сирией, Израилем и Российской Федерацией. Автор приходит к выводу, что источники недоверия, возникшие между Анкарой и Вашингтоном в первой четверти XXI в., будут сохранятся еще долгое время и новой американской администрации вряд ли удастся полностью исправить ситуацию.
Ключевые слова: США, Турция, международный терроризм, Арабская весна, Сирия, Израиль, Иран, Российская Федерация.
Turkey in the liberal structures of the USA in the early XXI century.
Smol'nyak I. V.
candidate of historical sciences, associate professor of the Department of general history and political science, Vyatka State University. 36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: sovlab.vgu@mail.ru
Abstract: The article is devoted to the policy of the United States of America and the Republic of Turkey during in the first quarter of the 21st century. The author presents the regional peculiarities of transformation of American policy in respect of the Turkish Republic connected primarily with the joint struggle against international terrorism. He also tries to define factors that influenced the adoption and implementation of Washington's decisions on problems related to ensuring security and combating international terrorism. The author presents the regional peculiarities of transformation of the Turkish policy towards the US in the context of relations with Iran, Syria, Israel and the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the sources of mistrust that have arisen between Ankara and Washington in the first quarter of the 21st century will continue for a long time and the new US administration is unlikely to completely correct the situation.
Keywords: USA, Turkey, international terrorism, Arab Spring, Syria, Izrail, Iran, Russian Federation.
Соединенные Штаты и Турцию связывают давние союзнические отношения, начало которым было положено в годы Второй мировой войны. С окончанием холодной войны могло показаться, что Турция утратит статус ближайшего военного и политического союзника Вашингтона в Ближневосточном регионе. Однако к середине 90-х гг., в связи с обострением ситуации на Балканах, Ближнем Востоке, в бывших кавказских республиках СССР, Турция как страна, находящаяся в непосредственной близости от этих очагов нестабильности, не потеряла своей стратегической значимости для США.
В свете быстро меняющейся международной обстановки в Вашингтоне рассматривали Турцию как «мост» между Востоком и Западом, «энергетическим центром» для западных рынков и «моделью» политического устройства для бывших советских республик - Азербайджана и Грузии. Со своей стороны, Анкара не только поддержала США во время войны в Персидском заливе, но и активизировала свою внешнею политику, направленную на поиск новых союзников в регионе.
Новое тысячелетие открыло очередной этап в американо-турецких отношениях, полный взлетов и падений. 11 сентября 2001 г., после атаки Аль-Каиды на башни-близнецы в Нью-Йорке, Турция, как и Россия, в первые же часы после случившегося выразила безоговорочную поддержку американскому правительству в его борьбе против мирового терроризма. С октября 2001 г. турецкие вооруженные силы принимали активное участие в операции «Несокрушимая свобода», проводимой под эгидой ООН и НАТО в Афганистане, ставшей ответом администрации Дж. Бу-ша-мл. на совершенные теракты.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-01303 © Смольняк И. В., 2017 116
Однако дальнейшие события показали, что будущее американо-турецких отношений будет далеко не безоблачным. На ноябрь 2002 г. в Турции были назначены выборы в Великое национальное собрание (ВСНТ). По предварительным прогнозам, уверенную победу на них должна была одержать Партия справедливости и развития (ПСР), придерживающаяся умеренных проис-ламских взглядов. Еще до выборов Анкара и Вашингтон начали переговоры о расширении американского военного присутствия на территории Турции, необходимого для новой военной операции США в Ираке. Кроме того, США настаивали на более активном участии турецкой армии в новом конфликте. Как и ожидалось, ПСР одержала уверенную победу на выборах, набрав 34,28% голосов и получив 363 из 550 мест в парламенте, что было в два раза больше, чем получила вторая прошедшая десятипроцентный барьер Республиканская народная партия.
1 марта 2003 г. на рассмотрение обновленного парламента был внесен законопроект «О развёртывании иностранных войск в Турции», принятие которого позволило бы США разместить на военной базе Инджирлик дополнительное количество авиации и использовать базу как плацдарм для нанесения ударов по территории Ирака. Администрация Буша надеялась, что законопроект будет принят. Однако, вопреки ожиданиям американцев, ВСНТ отклонило этот законопроект. В результате произошло резкое ухудшение американо-турецких отношений, впервые после Кипрского кризиса 1964 г. [1] Вскоре произошло событие, которое ещё более осложнило ситуацию. 4 июля 2003 г. в городе Сулеймания, на территории так называемого «Курдского государства» в иракской провинции Киркук, находящегося под контролем Курдской рабочей партии, американский спецназ задержал 11 турецких коммандос, обвинив их в заговоре с целью убийства губернатора Киркука [2]. Кроме того, американские военные изъяли у турецких солдат большое количество взрывчатки и оружия, а также карты местности с обозначением закладки мин. Этот эпизод вошел в историю как «инцидент с капюшонами», так как на головы турецких солдат были надеты капюшоны - и они в таком виде были доставлены в Киркук на американскую базу. Этот инцидент вызвал волну возмущения в турецкой прессе и в обществе. Конфликт был улажен через 60 часов по личному распоряжению вице-президента США Дика Чейни после полуторачасового разговора с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Начальник Генерального штаба Турции Хильми Озкок назвал этот инцидент «величайшим кризисом доверия». В самой Анкаре полагали, что «инцидент с капюшонами» - это месть американцев за отказ ВСНТ от законопроекта «О развёртывании иностранных войск в Турции» [3].
19 февраля 2004 г. в лондонской арабоязычной газете «Аль-Хаят» была опубликована статья, в которой излагался план американской администрации по нормализации обстановки на Ближнем Востоке. План получил название «Большая ближневосточная инициатива» ^МЕГ) и, по мнению экспертов, был составлен при участии Госсекретаря Колина Пауэлла и советника по национальной безопасности Кондолизы Райс. Суть плана заключалась в поэтапном превращении мусульманских стран Ближнего Востока в государства с демократической формой правления [4].
План был озвучен Бушем в его выступлении 6 ноября 2003 г. в Национальном фонде демократии. По мнению президента, главная задача США заключается в распространении свободы и демократии по всему Большому Ближнему Востоку. План предусматривал постепенную трансформацию мусульманских стран Ближнего Востока, и в частности Ирака, в светские, демократические государства. Несмотря на военную победу в Ираке, политического мира и стабильности в регионе добиться не удалось. Выступая с этой инициативой, в Вашингтоне надеялись, что на протяжении двух поколений Ирак трансформируется в государство с демократической формой правления, где не будет места для антиамериканских и антизападных настроений. В связи с этим резко возросла значимость Турции как ближайшего союзника Вашингтона в регионе. В глазах администрации Буша Турция являлась примером так называемой «исламской демократии», которая могла бы служить образцом для ближневосточных режимов.
В свою очередь Эрдоган, премьер-министр и лидер ПСР, которая всегда выступала с умеренных происламских позиций, решил воспользоваться инициативой американского президента для укрепления позиций своей страны в регионе. Поэтому министр иностранных дел Абдуллах Гюль выступил с заявлением, в котором высказал полную поддержку планам американской администрации на Ближнем Востоке. Подчеркивая важность и уникальность Турции как мусульманской демократии, он утверждал, что опыт, через который его страна прошла в XX в., может послужить источником вдохновения для стран региона. «Мы стремимся к достижению демократии, гражданских прав и свобод, уважению верховенства закона, гражданского общества, транспарентности и гендерного равенства», - заявил Гюль. Он также дал понять, что опыт Турции доказывает, что национальные и духовные ценности могут быть в полной гармонии с современными стандартами [5].
В Вашингтоне с энтузиазмом отнеслись к сигналам Анкары, свидетельствовавшими о её готовности улучшить отношения между двумя странами. На волне потепления отношений, чтобы преодолеть сохраняющееся чувство взаимного недоверия и улучшить отношения, 5 июля 2006 г. министр иностранных дел Турции Абдуллах Гюль и госсекретарь США Кондализа Райс подписали документ под названием «Совместное видение и структурированный диалог для продвижения турецко-американского стратегического партнерства». В документе отмечалось, что отношения между Турцией и США характеризуются узами дружбы, партнерства, взаимного доверия и единства взглядов на развитие международных отношений. США и Турция разделяют один и тот же набор общечеловеческих ценностей и идеалов. Обе страны подчеркивали решимость содействовать миру и демократии на Большом Ближнем Востоке, в Ираке, Черноморском регионе, на Кавказе, Центральной Азии и Афганистане, бороться с терроризмом, включая борьбу с Рабочей партией Курдистана и ее аффилированными структурами. Также подчеркивалось, что решение этих задач требует совместных усилий Анкары и Вашингтона [6].
Однако, как показали последующие события, декларации так и остались на бумаге. Ни одна из сторон не приложила усилий для превращения слов в реальные дела. Не изменил ситуацию и визит премьер-министра Эрдогана в США и его встреча Бушем-младшим в ноябре 2007 г. В Анкаре были разочарованы этим визитом, не принесшим реальных результатов. Положительная динамика в американо-турецких отношениях наметилась только после ноября 2008 г., когда президентом США был избран Барак Обама. В Турции рассчитывали, что с приходом новой администрации в Белый дом отношения между двумя странами войдут в новое, позитивное, русло, что позволит нормализовать натянутые отношения.
Барак Обама стал 44-м президентом США в ноябре 2008 г. Это событие ознаменовало не только начало значительных изменений во внешней политике США, но и новый этап в турецко-американских отношениях. На протяжении всей президентской кампании лозунг «Перемены, в которые мы можем поверить» вызвал в правящих турецких кругах оптимизм в отношении его будущей внешней политики [7].
Для решения таких задач, как прекращение войны в Ираке и вывод войск из Афганистана, а также захват руководства Аль-Каиды, новая администрация применила многосторонний подход и уделила особое внимание «распределению бремени» между региональными союзниками. Американская политическая элита считала Турцию «идеальным» партнером, но для того чтобы такое партнёрство принесло результаты, необходимо было нормализовать отношения, испорченные в предыдущие годы. Именно поэтому Обама в рамках своего европейского турне 5 апреля 2009 г. прибыл в Анкару.
После посещения мавзолея Ататюрка Обама встретился с президентом Турецкой Республики Абдуллахом Гюлем. В ходе совместной пресс-конференции Гюль подчеркнул, что борьба с терроризмом является для Анкары и Вашингтона приоритетной задачей. «Наше сотрудничество в этом вопросе будет укреплено. Мы решительно настроены на осуществление тесного координированного сотрудничества в вопросах, касающихся ситуации на Кавказе, Балканах, Ближнем Востоке и в Афганистане», - сказал Гюль. Американский коллега полностью поддержал турецкого президента. Он ответил, что в борьбе с терроризмом США окажут любую поддержку своим союзникам против возможных террористических угроз» [8].
На следующий день, 6 апреля, выступая перед Великим национальным собранием, Обама заявил: «Турция является важным союзником США и важной частью Европы. И Турция, и Соединенные Штаты должны быть вместе - и работать вместе - для преодоления вызовов нашего времени» [9].
Казалось, что недавние разногласия полностью забыты и две страны продемонстрируют всему миру образец партнёрства. Помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявлял по этому поводу: «В настоящее время глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, более разнообразны и размыты, чем во времена холодной войны. В этой новой среде те из нас, кто верит в партнерство, должны приложить особые усилия, чтобы объяснить неизменную ценность партнерства между Соединенными Штатами и Турцией. При решении практически любого важного вопроса, с которым мы сталкиваемся на Ближнем Востоке, мы чувствуем поддержку со стороны Турции, которая является нашим ключевым стратегическим партнёром в этом регионе. В свою очередь, по всем вопросам, имеющим важное значение для Турции, США играют важную роль в качестве надежного друга и союзника для этой страны». Гордон также отметил, что многогранность турецкого общества не является препятствием для развития дружеских и тесных партнёрских отношений между двумя странами [10].
Подобного рода высказывания нашли позитивный отклик в турецких правящих кругах. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, говоря о новом качестве американо-турецких отно-
шений, отметил, что новая стратегия американского президента, направленная на тесное сотрудничество с Турцией, изменит характер двусторонних отношений, сделает их более глубокими и дружественными. «Это то, что нам нужно», - заявил министр [11]. Исходя из своего видения ситуации, американская администрация решила поддержать руководство Турции, которое стремилось укрепить позиции своей страны в регионе.
Администрация Обамы в рамках заявленного «образцового партнёрства» во взаимоотношениях с Турцией стремилась минимизировать тот ущерб двусторонним отношениям, который нанесла команда Буша-младшего. Этому способствовала и политика, проводимая правящей партией Справедливости и развития, чьи лидеры Эрдоган и Гюль в своих выступлениях в первые годы нового столетия всячески подчеркивали приверженность Турции западным демократическим ценностям.
Несмотря на некоторую неопределённость в отношениях между двумя странами, идея «образцового партнерства» была с энтузиазмом воспринята турецкой элитой, ответственной за формирование внешней политики. Для них новый уровень отношений с США являлся показателем того, что турецкая модель внешней и внутренней политики находит полную поддержку в Вашингтоне [12].
Тем не менее, как показывает анализ событий, произошедших между 2009 и 2016 гг., внутренняя динамика развития Турции и изменение её политики в отношении соседей по региону самым серьезным образом повлияли на характер взаимоотношений Анкары и Вашингтона.
Несмотря на положительный старт в развитии двусторонних отношений, между Анкарой и Вашингтоном оставались камни преткновения, которые осложняли взаимоотношения двух стран. Это, в первую очередь, касалось разногласий по армянскому вопросу и той позиции, которую заняла Турция, проголосовав против резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану. Кроме того, к началу 2010 г. серьезным образом ухудшились отношения между Турцией и Израилем -ключевым союзником США на Ближнем Востоке. С 2008 г., после того как министром иностранных дел Турции стал Ахмед Давутоглу, автор новой внешнеполитической концепции «ноль проблем с соседями», турецко-армянские отношения несколько улучшились. В сентябре 2008 г. президент Турции Абдуллах Гюль по личному приглашению президента Армении Сержа Саркисяна посетил Ереван, где в это время проходил отборочный мачт чемпионата мира по футболу с участием команд Армении и Турции. А 6-7 апреля 2009 г. на втором форуме «Альянс цивилизаций» произошло историческое событие - министры иностранных дел Армении и Турции обменялись рукопожатиями [13]. В октябре были заключены два протокола, направленные на нормализацию дипломатических отношений. Тем не менее оценка массовых убийств армянского населения на территории Османской империи в 1915 г. и по сей день остаётся неразрешенной проблемой во взаимоотношениях двух стран. Правительство Турецкой Республики категорически отказывается признавать сам факт имевших место событий. Анкара тратит значительные средства на пиар-кампании по отрицанию геноцида и организует финансовую поддержку университетам, обеспечивающим правдоподобность турецкой позиции. При очередном обсуждении темы геноцида парламентами или правительствами разных государств Турция угрожает им дипломатическими и торговыми санкциями.
Армянская диаспора в США на протяжении всего XX в. добивалась официального признания правительством факта геноцида. Попытки провести такую резолюцию через Конгресс предпринимались не раз. Конгрессмены трижды, в 1916, 1919 и 1920 гг. [14], принимали резолюции, осуждавшие массовые убийства армянского населения в Османской империи. Однако США отказывались признать геноцид армян на официальном уровне. В сентябре 2007 г. при участии влиятельного армянского лобби была предпринята еще одна попытка. Комитет по международным делам палаты представителей Конгресса США внес предложение поставить на голосование резолюцию № 106 о признании геноцида армян [15]. Отдавая себе отчет, что принятие резолюции нанесет удар по американо-турецким отношениям, президент Буш выступил перед конгрессменами с предложением не делать этого, чтобы не ставить под удар будущее отношений с Турцией, одним из ключевых союзников США, через чью территорию осуществляется транзит грузов и войск для сил США в Ираке и Афганистане. В случае принятия резолюции Турция могла запретить использование военной базы Инджирлик, играющей ключевую роль в операции США в Ираке и Афганистане [16]. Восемь бывших государственных секретарей США поддержали президента и обратились к спикеру Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелосис с просьбой не выносить на голосование вопрос о геноциде армян [17]. Комитет начальников штабов также высказался против принятия законопроекта. В итоге законопроект так и не был принят. Однако в США начиная с 1975 г. отмечают День памяти жертв геноцида армян. Барак Обама, еще будучи канди-
датом в президенты, в январе 2008 г. обещал признать геноцид на федеральном уровне, если его выберут президентом. 24 апреля 2009 г., когда по всему миру вспоминали об этом событии, президент планировал выступить с речью, в которой собирался говорить о геноциде.
Однако, по-видимому, для того чтобы не обострять ситуацию, вместо того чтобы использовать термин «геноцид», Обама в своей речи выбрал армянский термин «Мец Егерн» - Великое злодеяние. По мнению Бюлента Алириза, одного из ведущих экспертов в области американо-турецких отношений вашингтонского Центра стратегических и международных исследований такой шаг Обамы был мотивирован желанием избежать ущерба для американских интересов на Ближнем Востоке, так как именно в это время США испытывали определённые трудности в Ираке и Вашингтон как никогда нуждался в поддержке со стороны Анкары в борьбе против исламистов [18].
В 2012 г. начался новый виток напряженности между двумя странами. В конце мая - начале апреля в преддверии Дня памяти Комитет по иностранным делам Конгресса одобрил проект резолюции, призывающей президента на официальном уровне признать события 1915 г. в Османской империи геноцидом [19]. Турецкое правительство немедленно выразило официальный протест и отозвало своего посла в Вашингтоне в Анкару для консультаций. Кризис был сглажен тем, что президент Обама в своей речи в День памяти вновь использовал словосочетание «Мец Егерн» вместо слова «геноцид».
В начале 2010 г. еще одним источником разногласий между Анкарой и Вашингтоном являлась иранская ядерная программа. Хотя и США и Турция совместно выступали против попыток Ирана создать ядерное оружие, в Анкаре не возражали против мирного использования Ираном ядерной энергии. Необходимо отметить, что несмотря на непростые отношения с СССР в годы холодной войны, а также сложные отношения с Ираном, Турция не пошла по пути развития собственной военной ядерной программы. При этом Анкара активно занималась подготовкой специалистов в области ядерной безопасности. Турецкая ядерная программа преследовала гражданские цели и предполагала строительство двух электростанций на побережье Черного и Средиземного моря с последующей утилизацией отработанного топлива в России. В свете вышесказанного, у Анкары и Вашингтона обозначились серьезные разногласия в вопросе об отношении к иранской ядерной программе. Администрация Обамы настаивала на ужесточении санкций в отношении Ирана за невыполнение требований МАГАТЭ о прекращении работ по обогащению урана. Между тем в октябре 2009 г., несмотря на резкую критику со стороны США, правительства Турции, Бразилии и Ирана начали переговоры об обмене опытом и технологиями в области использования мирного атома и поставках топлива для атомных станций. А 17 мая 2010 г. была подписана Тегеранская трехсторонняя декларация министров иностранных дел Турции, Бразилии и Ирана об обмене ядерным топливом [20].
В документе стороны, подтверждая свою приверженность принципам нераспространения ядерного оружия, заявляли о правах стран, включая Исламскую Республику Иран, на исследования, разработку и производство ядерного топлива для использования в мирных целях, не выходя при этом за рамки договора о нераспространении ядерного оружия. Министры пришли к соглашению, что Иран передаст Турции на хранение 1200 кг сырья для изготовления ядерного топлива, применяемого в реакторах атомных электростанций. Это сырье должно было считаться собственностью Ирана, за сохранность которого на территории Турции будут отвечать представители МАГАТЭ. В свою очередь Иран в письменной форме должен был уведомить Венскую группу (МАГАТЭ, Россия, Франция, США) дать свое согласие на передачу Турции ядерного топлива. В случае согласия Венская группа в течение года должна была передать Ирану 120 кг готового топлива для тегеранского исследовательского реактора. В случае отказа Венской группы согласиться на эти условия Турция гарантировала возврат топлива в Иран по первому же требованию Тегерана [21].
В Вашингтоне восприняли действия Анкары как препятствие для усиления санкций в отношении Ирана. Американский представитель обратился в Совет Безопасности ООН, предложив ужесточить санкции. Однако при обсуждении резолюции 1929 Турция и Бразилия проголосовали против ее принятия. Но, несмотря на это, 9 июня 2010 г. двенадцатью «за», при двух «против» и одном «воздержавшимся», против Ирана были введены новые санкции.
Это решение вновь осложнило американо-турецкие отношения. Кроме того, позиция, занятая турецким правительством при решении «иранского вопроса», осложнила турецко-израильские отношения, что в свою очередь также сказалось на отношениях Турции с США. По мнению старшего научного сотрудника Центра изучения Ближнего Востока института Брукингса Дэна Арбелля, стабильные и дружественные турецко-израильские отношения имеют важное значение для безопасности и стабильности на Ближнем Востоке. Обе эти страны являются стратегически-
ми партнёрами Америки в регионе. Именно поэтому руководство США стремится играть центральную роль в турецко-израильском диалоге, зачастую выступая посредником на переговорах Анкары и Тель-Авива [22]. Как отмечает научный сотрудник Института Востоковедения РАН С. М. Гасратян, в 1990-х гг. турки надеялись на то, что Израиль поможет им поставками оружия и современных технологий в их борьбе против курдского сопротивления. Для Израиля отношения с Турцией открывали возможность выхода из политической и экономической изоляции на Ближнем Востоке и могли служить примером для других мусульманских стран [23]. Активное сближение Анкары и Тель-Авива привело к подписанию в 1996 г. в Осло соглашений о военном и торговом сотрудничестве. Однако после 2002 г., с приходом в Турции к власти Партии справедливости и развития, отношения между странами начали ухудшаться. ПСР всегда позиционировала себя как умеренную происламскую партию, а ее лидер Эрдоган заявлял, что его партия будет защищать интересы мусульман в регионе. Постепенно ПСР начала критиковать политику Израиля в отношении Палестины. В свою очередь, Тель-Авив выступил с резкими выпадами в адрес турецкого руководства за его поддержку палестинского исламистского движения «Хамас», которое многие страны, включая и США, признали террористической организацией [24].
К концу 2008 г., во время очередного обострения арабо-израильского конфликта, отношения между Израилем и Турцией достигли самой низкой точки, начиная с 1996 г. Обострение произошло из-за нападения израильских солдат на так называемую Флотилию Свободы 31 мая 2010 г., направлявшуюся к берегам Палестинской автономии. Эти события привели к созданию беспрецедентной напряженности между Анкарой и Тель-Авивом. Более того, после опубликования 2 сентября 2011 г. доклада ООН по итогам расследования этого инцидента (Доклад комиссии Палмера), в котором вся ответственность перекладывалась на капитанов атакованных израильскими военными судов, Анкара отозвала своего посла из Израиля. При этом Эрдоган заявил, что извинений и компенсаций от Тель-Авива будет недостаточно для того, чтобы вернуть посла. От Израиля потребовали снять военно-морскую блокаду с сектора Газа. Правительство Израиля заявило, что морская блокада осуществляется в соответствии с нормами международного права и будет отменена только после того, как боевики в Газе перестанут нападать на израильских солдат [25]. В итоге началось свертывание турецко-израильского политического и военного сотрудничества.
Администрация Обамы весьма болезненно реагировала на разрастающийся конфликт между Турцией и Израилем, так как дружественные отношения между этими странами были особенно важны для реализации стратегических планов США на Ближнем Востоке. В Вашингтоне было принято решение взять на себя роль посредника в турецко-израильском конфликте. Во многом под давлением американцев в марте 2013 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху принес извинения руководству Турецкой Республики за инцидент с «флотилией свободы», что, безусловно, способствовало улучшению дипломатических отношений между Турцией и Израилем [26].
Несмотря на некоторую напряженность в отношениях с США, Турция продолжала активное сотрудничество с ними в рамках НАТО. Так, например, в начале 2011 г. Анкара разрешила строительство в провинции Малатья на востоке страны радара системы ПРО США. Этому решению способствовало изменение администрацией Обамы планов администрации Дж. Буша-младшего разместить в Восточной Европе элементы системы американской ПРО. Новая американская противоракетная стратегия предусматривала оснащение средствами кораблей, создание двух центров слежения в Румынии и Турции и передислокацию ряда объектов системы ПРО из Восточной Европы на Балканы и в Восточное Средиземноморье. Считалось, что новая структура американской ПРО с ракетами-перехватчиками, расположенными в Румынии и на военных кораблях США, обеспечит Турции большую защиту, а также возможность играть важную роль в архитектуре противоракетной обороны США.
Министр обороны США Леон Панетта, комментируя согласие турецкой стороны разместить радар на своей территории, отметил, что для США очень важным является то обстоятельство, что начиная с 2003 г. американо-турецкие отношения вновь находятся на высоком уровне и что Турция по-прежнему остается основным стратегическим союзником Вашингтона на Ближнем Востоке [27]. Однако, по-видимому, турецкое руководство решило проводить более самостоятельную внешнюю политику в регионе без оглядки на «старшего брата». В марте 2012 г. во время визита в Тегеран премьер-министр Эрдоган и министр иностранных дел Давутоглу (к слову, лидеры Партии справедливости и развития) заявляли, что данные, полученные с помощью этого радара, не будут передаваться Израилю [28]. В Вашингтоне восприняли этот демарш как намерение Анкары выйти из американо-турецкого-израильского альянса, но при этом сохранить с США военное и политическое сотрудничество. И это весьма объяснимо, так как США по-прежнему оставались ближайшим партнером Анкары в области обороны, а также главным источником военных технологий.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на динамику американо-турецких отношений в указанный период, безусловно, стало такое явление, как «Арабская весна», события которой начались 18 декабря 2010 г. в Тунисе, а затем охватили и другие, преимущественно арабские, страны Северной Африки - Марокко, Ливию, Египет, Йемен. В контексте быстро меняющейся обстановки в этом регионе Партия справедливости и развития установила тесные связи с суннитскими мусульманскими организациями в этих странах, в надежде на укрепление позиций Турции в регионе. Анкара фактически поддержала протестные движения в этих странах.
Однако позиция Турции в отношении Ливии была неоднозначной. В марте 2011 г. СБ ООН принял резолюцию 1973, которая предусматривала военное вмешательство «для защиты гражданских лиц и гражданских населенных пунктов на территории в Ливийской Арабской Джамахирии. В Ливии, особенно в районе Бенгази, жило и работало большое количество турецких граждан. В связи с этим Анкара выступила с критикой этой резолюции и отказалась участвовать в военной фазе операции войск НАТО в этой стране, ограничив свое участие гуманитарными операциями» [29].
Анализ дальнейших событий позволяет предположить, что в первые месяцы так называемой «Арабской весны» между Анкарой и Вашингтоном наблюдалось единство взглядов на эти события. С началом беспорядков в Египте между двумя странами была установлена постоянная телефонная линия для оперативного реагирования на быстро меняющуюся обстановку в регионе. В 2011 г. Обама и Эрдоган разговаривали по телефону 11 раз. Такой обмен мнениями продолжался до военного переворота в Египте, когда верные генералу Ас Сиси подразделения свергли правительство «Братьев мусульман» [30].
Поездка Эрдогана в Ливию и Египет в сентябре 2011 г. была предпринята с целью показать мировому сообществу и странам Ближнего Востока, что опыт ПСР в строительстве умеренного исламского демократического государства может быть использован и в этих странах. В своих выступлениях Эрдоган всячески подчеркивал возможность мирного сосуществования ислама и демократии, приводя в пример Турцию. По его словам, опыт его страны как светского государства, ориентированного на сотрудничество с Западом, может стать примером развития и для переходных режимов Ближневосточных государств [31]. Визит турецкого премьер-министра был положительно оценен как в странах Западной Европы, так и в США. Однако вскоре после того как в Египте произошел военный переворот и власть захватил генерал Абдулл Фаттах аль-Сиси, американо-турецкие отношения вновь подверглись испытанию на прочность, так как в Анкаре обвинили Вашингтон в поддержке генерала.
Таким образом, в 2008-2013 гг. американо-турецкие отношения развивались в дружественном ключе во многом благодаря администрации Обамы. В самой же Турции в это время Эрдо-ган и его сторонники укрепляли режим личной власти. Лидер ПСР все чаще делал заявления о том, что Анкара намерена проводить самостоятельную политику в регионе. Кроме того, в стране усилилось влияние ислама на общественную и политическую жизнь общества. Постепенно внешняя политика Турции стала переориентироваться с Запада на Восток.
После парламентских выборов в Турции 2011 г., которые прошли под знаменем очередной, третьей по счету, победы партии Справедливости и развития, Эрдоган и его сторонники начали наступление на гражданские и политические свободы граждан Турции. В результате в конце мая 2013 г. в стране произошли массовые выступления противников внутренней политики Эрдогана, центром которых стала площадь Таксим в Стамбуле. Формальным поводом к протестам послужило намерение администрации города вырубить деревья в парке Гази для строительства торговых центров. Собравшиеся утверждали, что строительные фирмы, выигравшие подряд, принадлежат высокопоставленным членам партии Справедливости и развития. Однако внутренней пружиной конфликта, по мнению иностранных журналистов, было недовольство светской части общества политикой, проводимой авторитарным исламистским правительством Эрдогана [32]. Жестокость, с которой полиция действовала при разгоне демонстрантов на площади Таксим, вызвала осуждение как у европейских партнеров Турции, так и в Вашингтоне. В США на самом высоком уровне все чаще стали раздаваться голоса, критикующие турецкое правительство за несоблюдение прав человека. Меры, применяемые в отношении мирных демонстрантов, 2 июня 2013 г. подверглись резкой критике со стороны официального представителя Белого дома. Пресс-секретарь Совета по национальной безопасности Лаура Лукас подчеркнула, что мирные публичные демонстрации «являются частью демократического процесса, и правительство США надеется, что турецкие власти будут действовать сдержанно и в рамках закона» [33].
Еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на американо-турецкие отношения, стали события в соседней с Турцией Сирией, где с начала 2011 г. началась гражданская война.
После смерти Хафеза Асада в 2000 г. между Турцией и Сирией начался период осторожного сближения и улучшения отношений. Действия Анкары вызвали резкое неприятие в Вашингтоне, где считали сирийский режим Хафеза и его сына Башара Асадов авторитарным, нарушающим права человека, а сама Сирия была названа «государством-изгоем». Поэтому с самого начала гражданской войны администрация Обамы начала оказывать помощь сирийской оппозиции, борющейся против режима Асада, надеясь в конечном итоге сформировать в Дамаске демократическое правительство, в своей политике ориентирующиеся на США, а не на Иран. В свою очередь в это же время турецкое руководство выступило с поддержкой законного сирийского правительства [34].
По мнению Сонера Кагаптая, директора турецкого исследовательского отдела в Вашингтонском институте ближневосточной политики, амбиции политической элиты Партии справедливости и развития, стремящейся превратить Турцию в умеренное исламское государство с сильными позициями в регионе, самым роковым образом повлияли на дальнейшие события в Сирии [35]. Вероятно, амбиции турецкой элиты, желающей превратить Турцию в региональную державу, не способствовали прекращению эскалации гражданской войны в этой стране. В начале 2011 г., когда в Сирии вспыхнули беспорядки, Анкара по дипломатическим каналам пыталась убедить режим Асада провести политические реформы. Министр иностранных дел Давутоглу, будучи с визитом в Дамаске, призывал Башара Асада сесть за стол переговоров с лидерами оппозиции. Однако сразу после этого Асад с помощью танков подавил беспорядки в Хомсе. Стало очевидно, что Сирия скатывается в кровавую гражданскую войну [36].
В результате резкого обострения обстановки в Сирии к октябрю 2014 г. наметилось значительное расхождение турецкой и американской позиций в отношении гражданской войны в этой стране. В то время как для Эрдогана приоритетной задачей являлось удаление Асада с сирийской политической сцены и, следовательно, поддержка сирийской оппозиции, а иногда и крайне радикальных исламистских группировок, для США одним из важнейших приоритетов в ближневосточной политике являлась борьба с ИГИЛ. В этой борьбе Вашингтон сделал ставку на курдов, которые сражались против исламистов не только в Ираке, но и в Сирии. Действия Вашингтона самым серьёзным образом подорвали американо-турецкие отношения, так как в Анкаре были крайне недовольны контактами американских военных с представителями Курдской рабочей партии, против которой турецкая армия вела боевые действия на границе Турции и Ирака.
Таким образом, надежды лидеров Партии справедливости и развития, в своей внешней политике действовавших в соответствии с выработанной ими доктриной «стратегической глубины», направленной на создание нового регионального порядка, который отводил Турции место в центре Ближневосточного региона, в странах которого у власти находились бы аффилированные с ПСР движения типа египетских «Братьев мусульман», оказались беспочвенными. К концу 2014 г. турецкая политика «ноль проблем с соседями» превратилась в политику «блестящей изоляции».
События в Кобани (или Айн-эль-Араб) имели роковые последствия для американо-турецких отношений. 13 сентября 2013 г. в этом городе, расположенном на сирийско-турецкой границе, начались вооруженные столкновения между боевиками ИГИЛ и курдскими отрядами народной самообороны, которые очень быстро переросли в масштабные боевые действия. В результате в Турцию хлынул поток беженцев. Курдское ополчение оказало исламистам отчаянное сопротивление и обратилось за помощью к мировому сообществу. Турецкое правительство, которое больше опасалось создания курдского анклава рядом со своей территорией, отказалась предоставить членам КРП, находящимся на турецкой территории, свободный проход в Кобани. А демонстрации в поддержку курдов разгонялись турецкой полицией с применением водометов и слезоточивого газа [37]. Вашингтон, напротив, вопреки протестам из Анкары, начал оказывать военную помощь курдским вооруженным формированиям. Негативная реакция турецких властей последовала незамедлительно. Американским военным было запрещено использовать базу Инджирлик для операций по нанесению ударов по позициям ИГИЛ в районе Кобани, а турецкая армия получила приказ выдвинуться к турецко-сирийской границе. Такая реакция со стороны турецкого руководства свидетельствовала о том, что в Анкаре были больше озабочены не борьбой с ИГИЛ, а борьбой с Курдской рабочей партией, тогда как США в борьбе с исламистами сделали ставку на курдских ополченцев. Таким образом, сирийская гражданская война и борьба с международным терроризмом в лице ИГИЛ стали основным источником разногласий между США и Турцией к концу 2014 г.
Несмотря на то что Рабочая партия Курдистана с 1997 г. признана США террористической организацией, Вашингтон, вопреки настойчивым сигналам из Анкары, не спешит внести в список террористических организаций партию «Демократический союз», созданную в 2003 г. сирийскими курдами, и её боевое крыло - «Боевое крыло Курдского верховного комитета», которые ак-
тивно действуют на севере Сирии и фактически борются за создание независимого Курдского государства. США активно сотрудничают с этими организациями, опираясь на них в борьбе против ИГИЛ в Сирии. Несмотря на то что Анкаре удалось вынудить Вашингтон не приглашать представителей партии «Демократический союз» на международную конференцию по Сирии «Женева 2», которая начала свою работу 22 января 2014 г. в Монтрё, 20 октября 2014 г. официальный представитель Госдепартамента Мэри Харф заявила, что США не считают эту организацию террористической, в отличие от КРП, и продолжат сотрудничество с ней в рамках борьбы против ИГИЛ в Сирии [38].
Несмотря на серьезные расхождения в вопросе решения сирийской и курдской проблем, как это не раз уже случалось с «добрыми» товарищами, произошедшие в 2015 г. события привели к восстановлению доверия между Анкарой и Вашингтоном. В феврале 2015 г. американские и турецкие военные подписали соглашение о совместной подготовке бойцов из так называемой «умеренной» сирийской оппозиции в лагерях, расположенных на турецкой территории. 20 июля 2015 г. в результате мощного взрыва, совершенного террористом-смертником в турецком городе Суруче, расположенном недалеко от сирийской границы, погибли 33 мирных жителя и более 100 получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя группировка ИГИЛ [39]. Вскоре после этого события Турция официально присоединилась к возглавляемой США коалиции, борющейся против ИГИЛ. Турецкое правительство отменило мораторий на использование базы Инджирлик армией США. А в августе 2015 г. американская и турецкая авиация провели совместную операцию по нанесению авиаударов по позициям ИГИЛ в Сирии. Совместные действия американских и турецких военных привели к нормализации двусторонних отношений. Администрация Обамы в позитивном ключе отреагировала на присоединение Турции к антиигиловской коалиции. В Белом доме заявили, что это первый шаг Анкары на пути к широкому сотрудничеству в борьбе против ИГИЛ.
А дальше произошли события, которые коренным образом повлияли на расстановку сил в регионе. 26 августа 2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на сирийской территории [40]. 30 сентября российские ВКС нанесли ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ в Сирии. Россия впервые в новейшей истории начала военную операцию за пределами своей территории. Её действия стали полной неожиданностью как для США, так и для Турции и вызвали негативную реакцию как у администрации Обамы, так и в правительстве Эрдогана. Официальный представитель Госдепартамента Джон Кёрби заявил, что, по данным американских военных, больше 90% российских авиаударов в Сирии не были направлены против террористических группировок «Исламское государство» и «Аль-Каида». По его словам, в большей степени удары наносились по оппозиционным группам, которые хотят лучшего будущего для Сирии и не хотят, чтобы режим Асада оставался у власти [41].
В начале октября турецкие власти заявили о неоднократных нарушениях российской авиацией своего воздушного пространства. По данным турецких военных, заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в интервью агентству Рейтер, российские самолеты дважды нарушали границу Турции. Премьер также заявил, что только два из 57 ударов российской авиации в Сирии пришлись по позициям боевиков ИГИЛ. Выступая по национальному телевидению, президент Турции Эрдоган предупредил Москву, что она рискует, испытывая на прочность дружбу с Анкарой, и добавил, что не станет терпеть нарушений воздушного пространства российскими ВКС [42]. Со своей стороны, российские официальные лица не признавали факта пересечения границы, но Москва предложила Вашингтону и Анкаре создать смешанные комиссии для координации совместных действий на территории Сирии для исключения возможных инцидентов в будущем. Таким образом, успешное развитие турецко-российских отношений в начале нового тысячелетия оказалось под угрозой. Вскоре случилось событие, которое могло поставить крест на добрососедских отношениях двух стран. 24 ноября 2015 г. турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, который, по утверждению турецких военных, вторгся в воздушное пространство Турции. Пилот Олег Пешков был расстрелян протурецкими боевиками в воздухе после катапультирования. В тот же день президент Турции Эрдоган заявил, что Турция считает, что в инциденте со сбитым российским военным самолетом Су-24 ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы. По его словам, неопознанный военный самолет вторгся в турецкое воздушное пространство и в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений [43]. 25 ноября Эрдоган и Обама в телефонном разговоре обсудили случившийся инцидент. В интервью телеканалу CNN Эрдоган заявил, что его страна не будет извиняться за сбитый самолет. 26 ноября президент В. Путин сообщил, что США и Россия обмениваются информацией по Сирии и что в Вашингтоне знали о полетах рос-
сийских ВКС. Действия турецких военных российский президент назвал «ударом в спину», пообещав адекватный ответ. 30 ноября в Париже на встрече Обамы и Путина американский президент выразил сожаление в связи с инцидентом с российским самолетом и гибелью летчика [44]. 1 декабря во время встречи с Обамой Эрдоган заявил, что Турция выступает за дипломатическое решение проблемы [45], однако никаких реальных шагов по урегулированию кофликта сделано не было. В итоге Россия прекратила сотрудничество с США и Турцией по Сирии и приступила к налаживанию контактов с курдскими организациями, действующими на севере Сирии, что не могло не вызвать серьезную озабоченность в Анкаре и Вашингтоне.
Инцидент с российским самолетом лишь на некоторое время снял напряженность между Анкарой и Вашингтоном. И на этот раз причиной была внутриполитическая ситуация в Турции. 7 июня 2015 г. в стране состоялись очередные парламентские выборы, на которых Партия справедливости и развития, несмотря на то что набрала наибольшее число голосов избирателей - 40,8% - и получила 256 мест в парламенте, потеряла парламентское большинство [46]. Сложившаяся ситуация помешала Эрдогану и его сторонникам провести реформы по преобразованию Турции из парламентской республики в президентскую. Авторитарные методы руководства турецкого президента все чаще стали подвергаться критике со стороны Европейского союза и США. В конце марта 2016 г. Эрдоган прибыл на Саммит по ядерной безопасности в Вашингтон, где у него должна была состояться встреча с Обамой. Однако американский президент отказался встречаться со своим турецким коллегой, поручив сделать это своему госсекретарю Джиму Керри [47]. Американские журналисты обвинили турецкого президента в том, что в Турции идет наступление на свободу слова, а против оппозиционных журналистов заводят уголовные дела. Находясь в США, Эрдоган планировал выступление в институте Бругингса с речью о ситуации на Ближнем Востоке. На входе в институт собралась толпа протестующих курдов, которые стали выкрикивать оскорбления в адрес турецкого президента. Эрдоган был в ярости и приказал своим охранникам оттеснить протестующих, ситуацию удалось разрядить только после вмешательства охраны института [48]. Эрдоган воспринял случившиеся как личное оскорбление. Комментируя визит турецкого лидера в США, корреспондент журнала «Атлантик» Джеффри Голдберг отметил, что Обама разочаровался в Эрдогане как в политике, который мог навести мосты между Западом и Востоком, а авторитаризм турецкого президента поставил крест на стремлении Вашингтона использовать Турцию в качестве проводника идей демократии и либерализма на Ближнем Востоке [49].
Подводя итоги, можно отметить, что с началом холодной войны и до настоящего времени партнерские и союзнические отношения с США являлись краеугольным камнем турецкой внешней политики. За последнее двадцатилетие эти отношения подвергались испытаниям на прочность гораздо чаще, чем за всю их многолетнею историю. После периода весьма непростых отношений при президенте Дж. Буше-младшем администрация Б. Обамы на 2008-2013 гг. разработала новую модель взаимоотношений с Турцией, которая получила название «партнёрское соглашение». В Вашингтоне надеялись, что пришедшая к власти в Турции Ппартия Справедливости и развития, придерживающаяся умеренных происламских взглядов, будет содействовать демократизации ближневосточных режимов по турецкому образцу. Несмотря на череду кризисов, вызванных обострением турецко-израильских отношений и различиями в подходах к решению иранской проблемы, Вашингтон продолжал сотрудничество с Анкарой, поскольку Турция воспринималась как стабильное демократическое государство, находящееся во враждебном западной цивилизации окружении.
Однако курс, взятый Эрдоганом и его партией после 2013 г. на изменение конституционного строя Турции, и превращение этой страны в президентскую республику, а также авторитарные устремления турецкого руководителя вызвали шквал критики со стороны американской администрации. Гражданская война в Сирии также служила раздражителем во взаимоотношениях между Анкарой и Вашингтоном. С одной стороны, Турция являлась страной - участником международной коалиции, борющейся с ИГИЛ, которую возглавляют США. С другой стороны, турецкое и американское руководство не достигли согласия в вопросе о будущем этой страны. А поддержка, оказываемая США курдской рабочей партии, не раз служила причиной политических конфликтов между двумя странами.
Однако даже несмотря на то что к концу 2016 г. отношения между странами в очередной раз зашли в тупик, администрация Обамы продолжала искать пути выхода из кризиса. Одной из причин такой политики является и то, что на кануне президентских выборов в ноябре 2016 г. Обама не хотел стать президентом, который «потерял» Турцию в последние месяцы своего пребывания в Белом доме, тем более что этой стране в Вашингтоне отводили важную роль в борьбе с ИГИЛ.
В настоящее время Вашингтон и Анкара находятся в очередной сложной фазе цикла развития взаимоотношений. После попытки военного переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 г. и итогов референдума, проведенного в апреле 2017 г., на котором больше 51% населения
страны проголосовали за переход от парламентской системы правления к президентской, администрации Д. Трампа придется заново выстраивать отношения с этой страной. По словам бывшего посла США в Турции Роберта Пирсона, Анкара в большей степени, чем Вашингтон, заинтересована в тесном сотрудничестве, так как в настоящее время только США могут сдержать стремление турецких курдов объединиться с иракскими и сирийскими курдами и создать независимое Курдское государство. Следовательно, Вашингтону предстоит дать понять своему союзнику, что он не рассматривает Анкару как своего единственного и незаменимого союзника на Ближнем Востоке [50]. В настоящее время шестидесятилетний американо-турецкий альянс проходит испытание на прочность, можно с высокой долей вероятности предположить, что источники недоверия между Анкарой и Вашингтоном будут сохранятся еще долгое время и новой американской администрации вряд ли удастся полностью исправить ситуацию.
Примечания и список литературы
1. В июне 1964 г. Линдон Джонсон направил турецкому президенту Исмету Иненею письмо, в котором в категорической форме потребовал прекратить подготовку к военной операции на острове Кипр. В Анкаре были оскорблены тоном письма, что вызвало острый политический кризис в отношениях между двумя странами. Подробнее см.: Смольняк И. В. Средиземноморский рубеж сдерживания: кипрская проблема в американо-турецких отношениях, 1962-1978 гг. // Вестник ВятГУ. 2016. № 12. С. 42-54.
2. BBC. Turkish fury at US Iraq 'arrests'. 5.07.2003. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/middle_east/ 3047192.stm (дата обращения: 20.09.17).
3. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. Ankara. 2017. P. 64.
4. Rice Condoleezza. Transforming the Middle East // The Washington Post. 7. 08. 2003. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/2003/08/07/transforming-the-middle-east/2a267aac-4136-45ad- 972f-106ac91e5acd/ ?utm_term=.917fd21d1ad2 (дата обращения: 22.09.17).
5. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 65.
6. MinistryofForeignAffairsofTurkey (MFA). Shared vision and structured dialogue to advance the Turkish-American strategic partnership. 2006. URL: from http://www.mfa.gov. tr/data/DISPOLITIKA/ (дата обращения 22.09.17).
7. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 66.
8. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 66.
9. Ibid.
10. Gordon P. H. The United States and Turkey: A view from the Obama Administration. 2. 05. 2016. URL: hhttp://www.state.gov/p/eur/ rls/rm/2010/138446.htm (дата обращения: 23.09.17).
11. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Speech Delivered by the Minister of Foreign Affairs H. E. Ahmet Davutoglu at the 28th Annual Conference on US-Turkish Relations Organised by ATC-DEIK: 'Turkey-US relations: A Model Partnership, Global and Regional Dimensions'. URL: http://www.mfa.gov.tr/minster_s-speechat-the-28th-annual-conference-on-us-turkish-relations.en.mfa (дата обращения: 23.09.17).
12. bandar C. (2009). Barack Hussein Obama; Durust, Duyarli, Dost. Radikal. 07.04.2009. URL: http://www.radikal.com.tr/yazarlar/cengizcandar/barack-hussein-obama-durust-duyarli-dost-929966/ (дата обращения: 26.09.17).
13. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 68.
14. United States Senate Concurrent Resolution. 64th Congress 1st Session. URL: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.163/current_category.7/affirmation_detail.html, http://www.armenian-genocide.org/ Affirmation.228/current_category. 7/affirmation_detail.html (дата обращения: 01.10.17).
15. Congressional Record (далее - CR). 110th Congress, 1st Session. September 11. 2007. Vol. 153. № 134. URL: https://www.congress.gov/congressional-record/2007/9/11/extensions-of-remarks-section/article/e1866-5?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Armenian+%5C%22genocide%5C%22%22%5D%7D&r=159 (дата обращения: 01.10.17).
16. Ibid.
17. Бывшие госсекретари США требуют от Конгресса не выносить на голосование закон о Геноциде армян. 27. 09. 2007 // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/891463.html (дата обращения: 02.10.17).
18. Bulent Aleriza. Obama's "Meds Yeghern" and U. S. - Turkish Relations. 11. 05 2015. URL: https://www.csis.org/analysis/obama%E2%80%99s-%E2%80%9Cmeds-yeghern%E2%80%9D-and-us-turkish-re lations (дата обращения: 02.10.17).
19. CR. 112th Congress, 2nd Session. May 31, 2012. Vol. 158. № 80. URL: https://www.congress. gov/congressional-record/2012/5/31/extensions-of-remarks-section/article/e924-3?q=%7B%22search%22%3A %5B%22Armenian+%5C%22genocide%5C%22%22%5D%7D&r=62 (дата обращения: 15.09.17).
20. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Joint Declaration of the Ministers of Foreign Affairs of Turkey, Iran and Brazil. 17.05.2010 URL: http://www.mfa.gov. tr/17_05_2010-joint-declaration-of-the-ministers-of-foreign-affairs-of-turkey_-iran-and-brazil.en.mfa (дата обращения: 9.10.17).
21. Ibid.
22. Dan Arbell. Back together? Why Turkey-Israel relations may be thawing. The Brookings Institution. 14.12.2015. URL: https://www.brookings.edu/blog/markaz/2015/12/14/back-together-why-turkey-israel-relations-may-be-thawing/ (дата обращения: 9.10.17).
23. Гасратян С. М. Отношения Израиля и Турции на современном этапе и исламский фактор. // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1474 (дата обращения: 9.09.17).
24. Country reports on terrorism 2005. United States Department of State. Office of the Coordinator for Counterterrorism. US Dept. of State Publication 11324. 2006. April. P. 196.
25. Neil MacFarquhar and Ethan Bronner. Report Finds Naval Blockade by Israel Legal but Faults Raid // The New York Times. 1.09.2011. URL: http://www.nytimes. com/2011/09/02/world/middleeast/02flotilla.html (дата обращения: 17.09.17).
26. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 70.
27. CNN. Part of NATO missile defense system goes live in Turkey. 16.01.2012. URL: http://edition.cnn. com/2012/01/16/world/europe/turkey-radar-station/ (дата обращения: 20.09.17).
28. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 70.
29. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Press Statement by H. E. Recep Tayyip Erdogan, The Prime Minister of the Republic of Turkey on Libya. 3.05.2011. URL: http://www.mfa.gov.tr/press-statement-by-h_e_- re-cep-tayyiperdogan_-the-prime-minister-of-the-republic-of-turkey-on-libya_-3-may2011.en.mfa (дата обращения: 20.09.17).
30. Albright M. K. U. S. - Turkey relations a new partnership. Councilon Foreign Relations. Independent Task Force Report, 69. 12.04.2016. URL: http://www.cfr.org/turkey/us-turkey-relations/p28139 (дата обращения: 21.09.17).
31. Schanzer J., Tahiroglu M. Ankara's failure: How Turkey lost the Arab spring, Foreign Affairs. Retrieved 25. 01. 2016. URL: https:// www.foreignaffairs.com/articles/turkey/2016-01-25/ankaras-failure (дата обращения: 21.09.17).
32. White House calls for restraint at Gezi Park. // World Bulletin. 2. 06. 2013. URL: http://www.worldbulletin.net/news/ 110359/white-house-calls-for-restraint-at-gezi-park (дата обращения: 25.09.17).
33. Ibid.
34. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 72.
35. Cagaptay S. Turkey and the battle for Kobane. The Washington Institute. 8.10.2014. URL: http://www.washington ninstitute.org/policy-analysis/view/turkey-and-the-battle-for-kobane. (дата обращения: 25.09.17).
36. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 73.
37. Cagaptay S. Turkey and the battle for Kobane. The Washington Institute. 8.10.2014. URL: http://www.washington ninstitute.org/policy-analysis/view/turkey-and-the-battle-for-kobane (дата обращения: 25.09.17).
38. pandar C. Under pressure from Turkey, UN excludes PYD from Syria talks. Al-Monitor. 29.01.2016. URL: http: //www.almonitor.com/pulse/originals/2016/01 /turkey-usa-syria-talks-ankara-wonbatlle-against-pyd.html (дата обращения: 25.09.17).
39. idiz S. 2015, February 24. Questions remain over Turkey's training of Syrian opposition. Al-Monitor. 24.02.2015. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2015/02/ turkey-usa-train-equip-syrian-oppose-tion.html#ixzz4B3SjsW15 (дата обращения: 26.09.17).
40. ФЗ-376 от 14.10.2016. Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420329053 (дата обращения: 26.09.17).
41. Госдеп: 90 процентов ударов России в Сирии - по оппозиции. 8.10.2015 г. BBC Русская служба. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2015/10/151007_us_russia_syria_targets (дата обращения: 27.09.17).
42. Лишь два из 57 ударов российской авиации в Сирии пришлись по ИГИЛ, - премьер Турции // REUTERS 7.10.2015 г. URL: http://ru.reuters. com/article/topNews/idRUKCN0S10TF20151007 (дата обращения: 27.09.17).
43. Эрдоган: Турция намерена и дальше защищать границы так же, как с Су-24 // РИА НОВОСТИ 26.11.2015. URL: https://ria.ru/world/20151126/1328952123.html (дата обращения: 27.09.17).
44. Песков: Обама выразил сожаление в связи с инцидентом с Су-24 // РИА НОВОСТИ 30. 11. 2015. URL: https://ria.ru/world/20151130/1332850316.html (дата обращения: 27. 09. 17).
45. Эрдоган заявил, что Анкара хочет избежать напряженности с Россией // РИА НОВОСТИ 1. 12.
2015. URL: https://ria.ru/world/20151201/1333549396.html (дата обращения: 27. 09. 17).
46. Итоги выборов в Турции // РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/trend/elections_Turkey_07062015/ (дата обращения: 27. 09. 17).
47. Filkins D. Erdogan's march to dictatorship in Turkey. The New Yorker. 31. 03. 16. URL: http://www.new-yorker.com/ news/news-desk/erdogans-march-to-dictatorship-in-turkey (дата обращения: 27. 09. 17).
48. Tharoor I. Turkey's Erdogan came to Washington, and things got a bit crazy. The Washington Post. 31. 03.
2016. URL: https:// www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/03/31/turkeyserdogan-came-to-washington-and-things-got-a-bit-crazy/ (дата обращения: 27. 09. 17).
49. Goldberg J. 2016. The Obama Doctrine. The Atlantic. URL: https://www.theatlantic. com/magazine/ archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/ (дата обращения: 27. 09. 17).
50. Pearson W. R. The three faces of Turkey. Middle East Institute. 6. 01. 2016. URL: http://www.mei.edu/ content/arti cle/three-faces-turkey. (дата обращения: 30. 09. 17).
Notes and References
1. In June 1964 Lyndon Johnson sent to the Turkish President Ismet Ininew letter, which categorically demanded to stop the preparations for a military operation on the island of Cyprus. Ankara was offended by the tone of the letter that has caused an acute political crisis in relations between the two countries. See more: Smol'nyak I. V. Sredizemnomorskij rubezh sderzhivaniya: kiprskaya problema v amerikano-tureckih otnosheniyah, 1962-1978gg. [Mediterranean line of containment: the Cyprus problem in the us-Turkish relations, 1962-1978] // Vestnik VyatGU - Herald of VyatSU. 2016, No. 12, pp. 42-54.
2. BBC. Turkish fury at US Iraq 'arrests'. 5.07.2003. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/mid-dle_east/3047192.stm (accessed: 20.09.17).
3. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. Ankara. 2017. P. 64.
4. Rice Condoleezza. Transforming the Middle East // The Washington Post. 7. 08. 2003. Available at: https://www.washingtonpost.com/archive/opinions/2003/08/07/transforming-the-middle-east/2a267aac-4136-45ad-972f-106ac91e5acd/?utm_term=.917fd21d1ad2 (accessed: 22.09.17).
5. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 65.
6. MinistryofForeignAffairsofTurkey (MFA). Shared vision and structured dialogue to advance the Turkish-American strategic partnership. 2006. Available at: from http://www.mfa.gov. tr/data/DISPOLITIKA/ (accessed 22.09.17).
7. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 66.
8. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 66.
9. Ibid.
10. Gordon P. H. The United States and Turkey: A view from the Obama Administration. 2. 05. 2016. Available at: hhttp://www.state.gov/p/eur/ rls/rm/2010/138446.htm (accessed: 23.09.17).
11. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Speech Delivered by the Minister of Foreign Affairs H. E. Ahmet Davutoglu at the 28th Annual Conference on US-Turkish Relations Organised by ATC-DEIK: 'Turkey-US relations: A Model Partnership, Global and Regional Dimensions'. Available at: http://www.mfa.gov.tr/minster_s-speechat-the-28th-annual-conference-on-us-turkish-relations.en.mfa (accessed: 23.09.17).
12. £andar C. (2009). Barack Hussein Obama; Durust, Duyarli, Dost. Radikal. 07.04.2009. Available at: http://www.radikal.com.tr/yazarlar/cengizcandar/barack-hussein-obama-durust-duyarli-dost-929966/ (accessed: 26.09.17).
13. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 68.
14. United States Senate Concurrent Resolution. 64th Congress 1st Session. Available at: http://www.armenian-genocide.org/Affirmation.163/current_category.7/affirmation_detail.html,
http://www.armenian-genocide.org/Affirmation. 228/current_category. 7/affirmation_detail.html (accessed: 01.10.17).
15. Congressional Record (далее - CR). 110th Congress, 1st Session. September 11. 2007. Vol. 153. № 134. Available at: https://www.congress.gov/congressional-record/2007/9/11/extensions-of-remarks-section/article/ e1866-5?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Armenian+%5C%22genocide%5C%22%22%5D%7D&r=159 (accessed: 01.10.17).
16. Ibid.
17. Byvshiegossekretari SSHA trebuyut ot Kongressa ne vynosit' na golosovanie zakon o Genocide armyan. 27. 09. 2007 - Former secretaries of USA urge Congress to pass the voting law on the Armenian Genocide. 27.09.2007 // IA REGNUM. Available at: https://regnum.ru/news/polit/891463.html (date accessed: 02.10.17).
18. Bulent Aleriza. Obama's "Meds Yeghern" and U. S. -Turkish Relations. 11. 05 2015. Available at: https://www.csis.org/analysis/obama%E2%80%99s-%E2%80%9Cmeds-yeghern%E2%80%9D-and-us-turkish-re lations (accessed: 02.10.17).
19. CR. 112th Congress, 2nd Session. May 31, 2012. Vol. 158. № 80. Available at: https://www.congress. gov/congressional-record/2012/5/31/extensions-of-remarks-section/article/e924-3?q=%7B%22search%22%3A %5B%22Armenian+%5C%22genocide%5C%22%22%5D%7D&r=62 (accessed: 15.09.17).
20. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Joint Declaration of the Ministers of Foreign Affairs of Turkey, Iran and Brazil. 17.05.2010 Available at: http://www.mfa.gov. tr/17_05_2010-joint-declaration-of-the-ministers-of-foreign-affairs-of-turkey_-iran-and-brazil.en.mfa (accessed: 9.10.17).
21. Ibid.
22. Dan Arbell. Back together? Why Turkey-Israel relations may be thawing. The Brookings Institution. 14.12.2015. Available at: https://www.brookings.edu/blog/markaz/2015/12/14/back-together-why-turkey-israel-relations-may-be-thawing/ (accessed: 9.10.17).
23. Hasratyan, S. M. [Relationship of Israel and Turkey at present and the Islamic factor] // International life. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1474 (date accessed: 9.09.17).
24. Country reports on terrorism 2005. United States Department of State. Office of the Coordinator for Counterterrorism. US Dept. of State Publication 11324. 2006. April. P. 196.
25. Neil MacFarquhar and Ethan Bronner. Report Finds Naval Blockade by Israel Legal but Faults Raid // The New York Times. 1.09.2011. Available at: http://www.nytimes.com/2011/09/02/world/middleeast/ 02flotilla.html (accessed: 17.09.17).
26. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 70.
27. CNN. Part of NATO missile defense system goes live in Turkey. 16.01.2012. Available at: http://edition.cnn. com/2012/01/16/world/europe/turkey-radar-station/ (accessed: 20.09.17).
28. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 70.
29. Ministry of Foreign Affairs of Turkey (MFA). Press Statement by H. E. Recep Tayyip Erdogan, The Prime Minister of the Republic of Turkey on Libya. 3.05.2011. Available at: http://www.mfa.gov.tr/press-state-ment-by-h_e_-recep-tayyiperdogan_-the-prime-minister-of-the-republic-of-turkey-on-libya_-3-may2011.en.mfa (accessed: 20.09.17).
30. Albright M. K. U. S. - Turkey relations a new partnership. Councilon Foreign Relations. Independent Task Force Report, 69. 12.04.2016. Available at: http://www.cfr.org/turkey/us-turkey-relations/p28139 (accessed: 21.09.17).
31. Schanzer J., Tahiroglu M. Ankara's failure: How Turkey lost the Arab spring, Foreign Affairs. Retrieved 25. 01. 2016. Available at: https:// www.foreignaffairs.com/articles/turkey/2016-01-25/ankaras-failure (accessed: 21.09.17).
32. White House calls for restraint at Gezi Park. // World Bulletin. 2. 06. 2013. Available at: http://www.worldbulletin.net/news/ 110359/white-house-calls-for-restraint-at-gezi-park (accessed: 25.09.17).
33. Ibid.
34. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 72.
35. Cagaptay S. Turkey and the battle for Kobane. The Washington Institute. 8.10.2014. Available at: http://www.washington ninstitute.org/policy-analysis/view/turkey-and-the-battle-for-kobane. (accessed: 25.09.17).
36. Turkish Foreign Policy. International Relations, Legality and Global Reach. P. 73.
37. Cagaptay S. Turkey and the battle for Kobane. The Washington Institute. 8.10.2014. Available at: http://www.washington ninstitute.org/policy-analysis/view/turkey-and-the-battle-for-kobane (accessed: 25.09.17).
38. pandar C. Under pressure from Turkey, UN excludes PYD from Syria talks. Al-Monitor. 29.01.2016. Available at: http://www.almonitor.com/pulse/originals/2016/01/turkey-usa-syria-talks-ankara-wonbatlle-against-pyd.html (accessed: 25.09.17).
39. idiz S. 2015, February 24. Questions remain over Turkey's training of Syrian opposition. Al-Monitor. 24.02.2015. Available at: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2015/02/turkey-usa-train-equip-syrian-opposition.html#ixzz4B3SjsW15 (accessed: 26.09.17).
40. 03-376 (Federal law) from 14.10.2016. The agreement between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic on the placement of the aviation group of the Armed Forces of the Russian Federation on the territory of the Syrian Arab Republic (as amended on 18 January 2017). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/420329053 (date accessed: 26.09.17). (in Russ.)
41. Gosdep: 90 procentov udarov Rossii v Sirii - po oppozicii. 8.10.2015 g. BBC Russkaya sluzhba - Department of state: 90 percent of Russian strikes in Syria by the opposition. 8.10.2015. BBC Russian service. Available at: http://www.bbc.com/russian/news/2015/10/151007_us_russia_syria_targets (date accessed: 27.09.17).
42. Lish' dva iz 57 udarov rossijskoj aviacii v Sirii prishlis' po IGIL, - prem 'er Turcii - Only two of the 57 Russian air strikes in Syria got ISIS, - Prime Minister of Turkey // REUTERS 7.10.2015. Available at: http://ru.reuters. com/article/topNews/idRUKCN0S10TF20151007 (date accessed: 27.09.17).
43. EHrdogan: Turciya namerena i dal'she zashchishchat'granicy takzhe, kak s Su-24 - Erdogan: Turkey will continue to protect the border as well as SU-24 // RIA NOVOSTI 26.11.2015. Available at: https://ria.ru/ world/20151126/1328952123.html (date accessed: 27.09.17).
44. Peskov: Obama vyrazil sozhalenie v svyazi s incidentom s Su-24 - Peskov: Obama has expressed a regret in connection with the incident with SU-24 // RIA NOVOSTI 30. 11. 2015. Available at: https://ria.ru/world/ 20151130/1332850316.html (date accessed: 27. 09. 17).
45. EHrdogan zayavil, chto Ankara hochet izbezhat' napryazhennosti s Rossiej - Erdogan said that Ankara wanted to avoid tensions with Russia // RIA NOVOSTI 1.12.2015. Available at: https://ria.ru/world/ 20151201/1333549396.html (date accessed: 27. 09. 17).
46. Itogi vyborov v Turcii - The results of the elections in Turkey // RIA NOVOSTI. Available at: https://ria.ru/trend/elections_Turkey_07062015/ (date accessed: 27. 09. 17).
47. Filkins D. Erdogan's march to dictatorship in Turkey. The New Yorker. 31. 03. 16. Available at: http://www.newyorker.com/ news/news-desk/erdogans-march-to-dictatorship-in-turkey (accessed: 27. 09. 17).
48. Tharoor I. Turkey's Erdogan came to Washington, and things got a bit crazy. The Washington Post. 31. 03. 2016. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/03/31/turkeyserdogan-came-to-washington-and-things-got-a-bit-crazy/ (accessed: 27. 09. 17).
49. Goldberg J. 2016. The Obama Doctrine. The Atlantic. Available at: https://www.theatlantic. com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/ (accessed: 27. 09. 17).
50. Pearson W. R. The three faces of Turkey. Middle East Institute. 6. 01. 2016. Available at: http://www.mei.edu/content/arti cle/three-faces-turkey. (accessed: 30. 09. 17).