острейшие внутренние и внешние проблемы, с которыми сталкивается страна на пути к стабилизации.
2. Нетрудно понять, что одним из главных необходимых условий стабилизации выступает возможная реальная военная победа США и НАТО над талибами в совокупности с интеграцией их лидеров, не являющихся военными преступниками, в мирную жизнь. Достижению этого в значительной мере препятствует политика Пакистана. По-видимому, на него США и Западу придется оказывать определенное давление, чтобы нейтрализовать потворство талибам. В 2007 г. численность сил МВСБ, которыми руководит НАТО, в Афганистане достигла 33 тыс.; количество КВП возросло до 27; общее число американских военнослужащих, задействованных как в боевых подразделениях, так и в МВСБ, составило 27 тыс. Другими словами, неэффективность правительства в Кабуле и слабость афганской армии приходится компенсировать возрастающим вмешательством США и Североатлантического альянса.
3. Поддержка со стороны парламентов и общественности стран - членов НАТО многолетнего участия их воинских контин-гентов в противоборстве с талибами, причем с растущими потерями, вовсе не гарантирована. Может наступить момент, когда натовцы устанут. И логично допустить, что в такой гипотетической ситуации они могут обратиться за помощью к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран СНГ. Тем более что последнее имеет в своем распоряжении Коллективные силы быстрого развертывания для Центральной Азии.
Во всяком случае, России и среднеазиатским государствам -участникам ОДКБ следует быть готовыми к такому возможному повороту событий, поскольку их интересы в основном совпадают с планами США, НАТО и ООН в отношении стабилизации Афганистана.
«Свободная мысль», М., 2007 г. № 10, с. 5-18.
А.Корицкий,
журналист
ТУРЦИЯ: ОБНОВЛЕНИЕ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР
Метеорологи Турции отмечают, что прошедшее лето было самым жарким за всю историю республики. Столбик термометра надолго «замирал» на отметке выше 400. Водохранилища, снаб-
157
жающие крупнейшие города Турции, пересохли. Ощутимые перебои с водой коснулись даже столицы страны - Анкары, где, например, больницы «спасались» только поставками воды автоцистернами. Веерные отключения электроэнергии усугубляли и без того сложную ситуацию. Но все это осталось в тени жестких политических баталий, острота которых достигла небывалого за последние три десятилетия накала. Причиной этого стал острейший внутриполитический кризис, начало которому положил стартовавший в стране 16 апреля 2007 г. президентский марафон. В течение месяца меджлис (парламент) страны, в соответствии с Конституцией, должен был определить, кто станет следующим главой государства. На внутриполитическом поле страны наблюдалась резкая поляризация сил. С одной стороны - действующий президент А.Н. Сезер, беспартийный, армия, ведущие профсоюзные и общественные организации, ректоры более 70 университетов, основные оппозиционные политические партии, известные представители деловых кругов. С другой - происламская правящая Партия справедливости и развития (ПСР), одержавшая внушительную победу на всеобщих парламентских выборах в 2002 г. и закрепившая затем этот успех на выборах в местные органы власти, ее однопартийное правительство и большинство в парламенте, позволяющее ей проводить через меджлис необходимые законы и решения, несмотря на противодействие оппозиции. На стороне ПСР выступала и значительная часть национального бизнес-сообщества. Основной причиной жесткого противостояния в турецком обществе стало стремление ПСР утвердить своего кандидата и на пост президента страны. По мнению оппозиции, это приведет к исламизации Турции, подрыву ее традиционно светских устоев. В защиту этих устоев оппозицией были организованы самые массовые в истории республики митинги, в которых приняли участие миллионы граждан. Участники митингов скандировали антиправительственные лозунги, заявляя, что «шариат в Чанкаю (президентский дворец в Анкаре. - А.К.) не пройдет», что президент должен быть надпартийной фигурой, а не представлять интересы одной партии.
После многочисленных консультаций с ближайшими соратниками лидер ПСР и глава правительства Р.Т. Эрдоган не выставил, как это ожидалось, своей кандидатуры, а назвал кандидатом на пост президента республики своего заместителя, министра иностранных дел А. Гюля. Вторым кандидатом был зарегистрирован депутат от ПСР Э. Ярбай, который за десять минут до голосования
158
в парламенте снял свою кандидатуру. Представленные в парламенте ведущие оппозиционные партии - Народно-республиканская партия (НРП), Партия Отечества (ПО) и Партия Верного пути (ПВП) - своего кандидата не предложили и бойкотировали первый тур выборов. По турецкой Конституции, для победы в первом, а также во втором туре выборов кандидату на пост главы государства необходимо заручиться квалифицированным большинством -367 голосами, или 2/3 в 550-местном меджлисе. Правящей ПСР принадлежало в нем 353 депутатских мандата, что не позволяло ей самостоятельно обеспечить необходимое большинство. По итогам тайного голосования в первом туре, проведенного в парламенте 27 апреля с.г., А. Гюль получил голоса 357 депутатов, притом что в голосовании участвовал всего 361 депутат. Остальные, как уже говорилось, выборы бойкотировали. Народно-республиканская партия потребовала отменить результаты голосования, направив соответствующий запрос в Конституционный суд (КС) страны. Она назвала процесс выборов в первом туре противоречащим Конституции, в соответствии с которой в голосовании по кандидатуре президента должны принимать участие как минимум 367 депутатов. Это, по мнению НРП, давало основание аннулировать результаты первого тура.
Начало президентского марафона сопровождалось весьма жесткими заявлениями президента А. Сезера и представителей турецкого генералитета. «Политический режим в Турции сталкивается с самой серьезной угрозой за время ее существования. Впервые основополагающие ценности светской Турции стали предметом открытых посягательств. Внутренние и внешние силы действуют сообща в достижении единой цели», - заявил турецкий президент. В ночь с 27 на 28 апреля, после проведения первого тура голосования, генштаб Вооруженных сил Турции также выступил с резким заявлением в адрес руководства страны. Президент А. Сезер и руководство Вооруженных сил и прежде неоднократно предупреждали правительство Р. Эрдогана о недопустимости попыток ислами-зации страны. Однако апрельское заявление военных расценивается здесь как самое жесткое за последние десять лет. Это вызвало определенную тревогу союзников Турции на Западе, где ряд аналитиков стали рассматривать возможность варианта очередного военного переворота. Напомним, что армия уже трижды совершала военные перевороты в Турции (в 1960, 1971 и 1980-х годах). Кроме того, под давлением военных в 1997 г. от власти был отстранен
159
глава правительства, лидер исламистов Н. Эрбакан. США и Европейский союз (ЕС), обеспокоенные развитием ситуации, дали негативную оценку заявлению военных, высказались в поддержку демократических процессов в Турции, подчеркнув при этом, что армия должна оставаться вне политики.
На фоне такого острейшего внутриполитического противостояния 1 мая Конституционный суд Турции вынес решение об аннулировании результатов первого тура президентских выборов, расценив возникшую ситуацию в парламенте как попытку изменить внутренний устав. Таким образом, иск НРП был удовлетворен. В истории Турецкой Республики такое произошло впервые. Решение КС существенно затруднило, а по мнению ряда экспертов, практически блокировало, дальнейшее проведение выборов президента и сделало главным вопросом внутриполитической ситуации в Турции подготовку к досрочным парламентским выборам. Тем не менее Руководящий совет ПСР наряду с принятием решения о проведении в Турции досрочных парламентских выборов, которое одобрили 458 депутатов высшего законодательного органа, пошел еще на одну попытку набрать % голосов депутатов и добиться избрания президентом страны представителя от правящей партии. Был обнародован новый календарь четырех туров выборов президента, первый из которых должен был состояться 6 мая. Руководство ПСР провело ряд консультаций с представленными в меджлисе оппозиционными партиями и независимыми депутатами и было уверено, что после этого удастся выполнить требование КС -обеспечить явку в парламент 367 депутатов. Однако подсчет голосов, который проводился дважды накануне запланированного голосования, установил, что в зале заседаний парламента находились 356, а при повторном пересчете - 358 депутатов. Председатель парламента Б. Арынч вынужден был отменить процедуру голосования. А. Гюль сразу же вечером 6 мая заявил о том, что снимает свою кандидатуру на пост главы государства.
Таким образом, внутриполитический кризис, вызванный неспособностью парламента избрать нового главу государства, мог быть разрешен лишь с помощью проведения досрочных парламентских выборов, которые состоялись 22 июля. Для участия в них были зарегистрированы свыше 42,5 млн. избирателей. Из них проголосовали более 32,5 млн., или около 85%. 14 политических партий предложили более 7 тыс. своих кандидатов, претендовавших на 550 мест в однопалатном парламенте. Активное участие в выборах
160
приняли и независимые кандидаты - 699 человек. В связи с проведением выборов по всей стране были усилены меры безопасности. Только в Стамбуле для обеспечения правопорядка власти задействовали более 10 тыс. сотрудников спецслужб. Выборы прошли без серьезных инцидентов и нарушений. 29 июля были объявлены официальные итоги выборов. Убедительную победу одержала правящая ПСР, набравшая 46,7% голосов избирателей. Она с большим отрывом победила в Анкаре и в крупнейшем мегаполисе Турции Стамбуле. Эта победа позволила партии занять в новом парламенте 341 депутатское место и вновь сформировать однопартийное правительство. На втором месте оказалась НРП - 20,9%, получившая 99 мест, на третьем - крайне правая Партия националистического действия (ПНД), набравшая 14,3%, что принесло ей 70 мест. Демократическая партия не преодолела 10%-ный барьер и не прошла в парламент. Ее лидер М. Агар подал в отставку. Демократическая левая партия (ДЛП), которая участвовала в выборах единым блоком с НРП, после объявления их результатов в соответствии с межпартийным соглашением сформировала свою парламентскую группу из 13 депутатов. Депутаты от прокурдской Партии демократического общества (ПДО) также объявили о формировании своей фракции в парламенте. Независимый депутат от Стамбула У. Урас после победы в выборах объявил о своем вступлении в Партию свободы и солидарности (ПСС), которую и будет в единственном числе представлять в парламенте. Таким образом, в новом турецком парламенте представлены шесть политических партий.
Многие западные эксперты и ведущие информационные агентства в своих оценках итогов досрочных парламентских выборов в Турции, думается, поспешно и поверхностно характеризовали успех ПСР как победу сторонников исламизации страны. Внутриполитический конфликт, приведший страну к досрочным выборам в парламент, следует рассматривать далеко не только как противостояние умеренных исламистов и защитников светских устоев Турецкой Республики. Речь идет о целом комплексе вопросов внутренней и внешней политики страны, влияющих на социально-экономическую и политическую ситуацию в Турции, ее имидж на международной арене. Именно выдвижение в предвыборной борьбе на первый план угрозы государственным устоям со стороны радикального ислама привело оппозицию к такому ощутимому поражению. Конкретной программы, альтернативной правительственной, со стороны оппозиционных партий, прежде всего в сфере со-
161
циальной политики, накануне выборов так и не прозвучало. Турецкий избиратель это почувствовал и проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший процесс роста зарплаты и пенсий, будучи уверенным, что, в случае действительной угрозы светским устоям, их все же отстоит армия. Значимость прогнозируемых шагов правительства в сфере экономики и поступательная реализация реформ, связанных с процессом вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена, были оценены и крупным турецким бизнесом, который также нуждается в стабильности и не хочет терять темпов развития экономики, достигнутых за годы нахождения у власти предыдущего правительства ПСР. А они впечатляют: за 4,5 года нахождения у власти однопартийного правительства ПСР ежегодные темпы роста составили 7,8%. Аналогичный показатель за предыдущий период равен 2,6%. В 2002 г. (год прихода к власти ПСР. - А.К.) доход на душу населения составлял 2598 долл. США, а сегодня, по данным Государственного института статистики, он превысил 5500. Иностранные инвестиции в турецкую экономику за эти годы увеличились с 1 млрд. до 20,2 млрд. долл.
Убедительная победа ПСР на досрочных парламентских выборах дала возможность партии не только вновь сформировать однопартийное правительство, но также избрать своего представителя, в соответствии с Конституцией, и председателем высшего законодательного органа страны. Им стал Кексал Топтан. Необходимо отметить, что ПСР очень тщательно подошла к подбору своего кандидата на этот пост, который в государственном протоколе Турции является вторым после президента. Правильность этого решения продемонстрировали и результаты голосования в парламенте. К. Топтан уже в первом туре 9 августа сумел набрать 450 голосов депутатов из 549 принявших участие в голосовании членов парламента. Одним из первых заявлений К. Топтана о планах парламента в области внешней политики стало высказывание о намерении и далее развивать отношения с соседними странами, в том числе с Россией. И это понятно. Межпарламентские связи стали сегодня важным направлением сотрудничества России и Турции. Напомню, что в 1998 г. председатель Государственной думы посетил Турцию с официальным визитом, в 2001 г. состоялся визит в Турцию председателя Комитета по международным делам Госдумы. В свою очередь, турецкие парламентарии посетили Москву в 2002 г. А в 2004 г. на пленарном заседании Парламентской ассамб-
162
леи Организации Черноморское экономическое сотрудничество (ОЧЭС) в Санкт-Петербурге делегацию Турции возглавлял председатель парламента Б. Арынч, который летом 2006 г. посетил Москву уже с официальным визитом. Тогда в эксклюзивном интервью журналу «Азия и Африка сегодня» Б. Арынч сравнил Россию и Турцию с двумя взлетающими птицами, «которые должны лететь вместе и в одном направлении». В предыдущем составе турецкого парламента активно работала Группа дружбы с Россией. В ее состав входили 156 депутатов - как от правящей ПСР, так и от оппозиции, что говорит о популярности в турецком обществе идеи дальнейшего развития российско-турецких отношений и сближения народов наших стран. По оценкам турецких экспертов, нынешний состав парламента продолжит линию на расширение отношений с Россией.
После досрочных парламентских выборов наиболее сложным этапом обновления основных институтов государственной власти Турции вновь стал процесс избрания президента страны. Новый глава парламента К. Топтан призвал депутатов к согласию и единству для эффективного решения стоящих перед страной сложных задач. И первая из них - избрание президента, которое стало в апреле причиной острого внутриполитического кризиса. После долгих консультаций правящая ПСР, несмотря на возражения оппозиции, вновь выдвинула своим кандидатом на пост президента главу внешнеполитического ведомства Абдуллаха Гюля. НРП в знак протеста против кандидатуры А. Гюля бойкотировала выборы, первый тур которых состоялся 20 августа. Накануне первого тура на закрытом для прессы заседании парламентской фракции НРП лидер партии Д. Байкал выступил с жесткой критикой «исламистских взглядов А. Гюля», констатировав, что «его избрание президентом станет реальной угрозой светским устоям Турции, которая является единственным примером для всего исламского мира». Прокурдская ПДО проголосовала пустыми бюллетенями. В результате каждая партия проголосовала строго за своего кандидата. А. Гюль получил 341 голос, включая одного независимого депутата. С. Чакмакоглу поддержала фракция ПНД в составе 70 депутатов. Парламентская группа ДЛП отдала 13 голосов своему кандидату Т. Ичли. В соответствии с Конституцией Турции, если ни один из кандидатов не получает в первых двух турах квалифицированного большинства, назначается третий тур, в котором победителю необходимо набрать простое большинство голосов, т.е. 276. Понятно, что сделать это
163
смогли лишь представители правящей ПСР, фракция которой в меджлисе насчитывает 340 депутатов (депутат от ПСР, глава парламента К. Топтан, по Конституции, не принимал участия в голосовании. - А.К.). Первой важной задачей нового главы турецкого государства стало утверждение состава правительства страны. Список кабинета министров, представленный премьер-министром Р.Т. Эрдоганом, в ходе обсуждения с президентом был подвергнут некоторым изменениям. Важнейшим из них, по мнению экспертов, является назначение по настоянию А. Гюля на пост министра внутренних дел бывшего государственного министра Б. Аталая. Состав нового правительства увеличился с 23 до 25 человек. Ключевые должности в нем А. Гюль и Р. Эрдоган отдали своим ближайшим соратникам. Новым главой МИД Турции стал главный переговорщик по вопросам вступления в ЕС Али Бабаджан. В его должностных полномочиях, помимо руководства МИД, остался и переговорный процесс с ЕС. Министром юстиции стал занимавший должность госминистра Мехмет Али Шахин. Руководство сменилось и в министерствах культуры и туризма, труда и соцобеспече-ния, промышленности и торговли, а также охраны окружающей среды.
31 августа Эрдоган зачитал парламенту новую программу правительства. Главным образом усилия правительства будут направлены на соблюдение прав человека, экономический рост и подготовку новой конституции с целью сделать ее «гражданской». По оценке обозревателей газеты «Джумхуриет», правительство не поставило перед собой новых целей, оно детально не останавливалось на злободневных вопросах, связанных с ношением хиджаба (мусульманского платка) или возрождением религиозных школ «имам-хатиб». Существует мнение, что, не выпячивая эти вопросы, правительство оставило за собой возможность заняться решением этих проблем в рамках повседневной работы, вне официальной программы. Такая позиция нового правительства не устраивает оппозицию. Заместитель генерального председателя НРП О. Оймен заявил, что «вновь сформированный кабинет министров, судя по его составу и программе, продолжит линию прежнего правительства». «Это вызывает у нас озабоченность и тревогу», - подчеркнул он. В политических и общественных кругах Турции особое внимание уделяют планам правительства по подготовке новой, гражданской конституции. Этот процесс уже идет и во многом определяется рамками и требованиями ЕС, полноправным членом которого
164
хочет стать Турция. «Основной упор мы сделаем на провозглашение и эффективную защиту универсальных прав и свобод человека», - заявил Р.Т. Эрдоган, зачитывая депутатам парламента новую программу правительства. По его словам, новая конституция будет характеризоваться как гражданская, будут проведены реформы по полному соответствию законов республики Копенгагенским критериям (критериям вступления в Евросоюз. - А.К.) и в целом нормам ЕС. Кроме того, Турция «будет решительно и эффективно» продолжать идти по пути к полноправному членству в Евросоюзе.
Что касается экономики, то в правительственной программе особо отмечено, что «Турция готова к резкому скачку вперед». Правительство будет продолжать работу по снижению темпов инфляции, стабилизации цен, улучшению системы налогообложения. «Мы намерены провести ряд реформ, касающихся борьбы с бедностью, регулирования конкуренции, устранения бюрократических преград и сложностей», - отметил премьер-министр Р. Эрдоган. Все это, по его мнению, будет способствовать еще большей интеграции Турции в мировую экономику. Правительство будет и впредь активно развивать военно-промышленный сектор, продукция которого «служит как внутренним потребностям страны, так и экспортируется в страны НАТО и Европу». Наряду с этим правительственная программа констатирует, что средиземноморский порт Джейхан станет одним из центров формирования мировой ценовой политики в области энергетики и одним из основных международных транзитных узлов. По завершении строительства транзитных газопроводов в Европу, в том числе трубопровода «Набук-ко», Турция, считает глава правительства, получит возможность играть влиятельную роль на мировом энергетическом рынке. Новый кабинет министров, судя по его программе, будет также стремиться к тому, чтобы «каждый населенный пункт Турции был подключен к природному газу». Правительство продолжит также решение вопросов, связанных со строительством атомной электростанции в Турции и интеграцией ее электрических сетей в европейскую систему.
По оценкам экспертов, после выборов нового парламента, формирования нового правительства и избрания нового президента Турция сохранит разновекторность своей внешней политики, продолжит курс на вступление в ЕС, развитие связей с арабскими странами и соседними государствами. Что касается турецко-американских отношений, то здесь не исключается вероятность
165
дальнейшего обострения отношений в связи с нерешенностью курдской проблемы. Одним из приоритетных направлений, как и прежде, останутся отношения с Россией, которые именно в годы нахождения у власти правительства ПСР приобрели формат многопланового партнерства как на двустороннем уровне, так и в региональном и глобальном плане. Стабильный политический диалог, в том числе на самом высоком уровне, объем торгово-экономического сотрудничества в 21 млрд. долл., согласованные действия Москвы и Анкары в Черноморском регионе и при решении других сложных региональных и глобальных проблем подтверждают это.
Важным аспектом российско-турецких отношений на ближайшую перспективу станет подготовка к проведению в Сочи Олимпиады-2014. «Мы выиграли вместе с Сочи» - такова была оценка в Турции победы России в конкурсе на проведение зимних Олимпийских игр-2014. В связи с этим глава турецко-российского Делового совета (ТРДС) Т. Гюр сделал специальное заявление для прессы. По его словам, в течение пяти ближайших лет Турция намерена инвестировать в Краснодарский край, где пройдет Олимпиада, более 4 млрд. долл. Как известно, Россия в ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи планирует вложить в социально-экономическую и спортивную инфраструктуры края 43 млрд. долл. государственных и частных инвестиций. Наша цель, подчеркнул Т. Гюр, получить как минимум 10% этого инвестиционного «пирога». Глава ТРДС напомнил, что в конце 2006 г. в ходе визита в Стамбул губернатора Краснодарского края А. Ткачева было подписано соглашение о реализации турецкой стороной в этом регионе инвестиционной программы, которая включает в себя 330 проектов. Их общая стоимость составляет 770 млн. евро, а к концу 2007 г. инвестиции Турции в экономику края достигнут 1 млрд. долл., что сравнимо с объемом внешней торговли многих стран.
В турецких политических и деловых кругах уверены, что подготовка к проведению Олимпийских игр-2014 в Сочи станет мощным импульсом для всестороннего развития не только Юга России, но и всего Черноморского региона. «С учетом того, что российско-турецкие отношения в Черноморском регионе стабильно развиваются во всех областях, подготовка к Олимпиаде-2014 станет процессом дальнейшего укрепления торгово-экономического сотрудничества Москвы и Анкары в этом регионе, окажет, в част-
166
ности, позитивное воздействие и на социально-экономическую ситуацию на турецком Черноморском побережье», - считает известный турецкий политобозреватель К. Озбир. Подтверждения прогноза о том, что после сложного выборного периода в Турции отношения с Россией будут и далее развиваться, содержатся в высказываниях бывшего генерального секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) Турции, армейского генерала в отставке Т. Кылынча. (СНБ - это один из самых важных политико-формирующих органов высшего военно-политического руководства Турции.) Нынешняя ситуация в мире, считает генерал, говорит о целесообразности выхода Турции из НАТО, так как «всем заправляют» в этом союзе США, которые руководствуются лишь своими интересами. Сегодня надо расширять отношения с Россией, Индией, Китаем и Ираном, подчеркнул бывший генсек СНБ Турции. За расширение отношений с Россией выступает и бригадный генерал в отставке Н. Эслен. Он уверен, что «сегодня интересы США и Турции не совпадают. Надо развивать сотрудничество, в том числе по военной линии, с Россией, которую возглавляет Владимир Путин - самый харизматичный государственный лидер XXI в., выступающий за многополярный мир».
Впервые в истории многопартийной системы Турции три важнейших института государственной власти республики возглавили представители одной политической партии, которую характеризуют как партию умеренного ислама. Необходимо отметить, что партию и ее лидеров такая характеристика не устраивает. Они отвергают религиозную окраску партии и полагают, что ПСР выражает чаяния всего турецкого народа. Доказательством этого являются убедительные победы партии на всеобщих парламентских выборах 200 г. и 2007 г. Подтвердят ли это же политические, экономические и социальные реформы, которые ПСР после прихода к власти намерена осуществлять в Турции, покажет ближайшее будущее.
«Азия и Африка сегодня», М., 2007 г., № 11, с. 3-11.
167