Научная статья на тему 'Турция: неудачи радикального исламизма и успехи умеренного'

Турция: неудачи радикального исламизма и успехи умеренного Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
519
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турция: неудачи радикального исламизма и успехи умеренного»

арабских отношений откроют весьма впечатляющие перспективы сотрудничества в различных сферах.

Значение Арабского региона для России в качестве важного рынка сохраняется и в настоящее время. В рамках работы российских предприятий на арабских рынках существует множество потенциальных проектов как в сфере прямого экспорта российской продукции, так и для таких более гибких форм кооперации, как организация совместных предприятий и развитие инвестиционного сотрудничества. Россия и арабский мир - это важные экономические и политические центры в современном мире, который должен быть многополярным и открытым самому широкому сотрудничеству.

«Вестник ТИСБИ», Казань, 2010 г., № 3, с. 151-159.

Николай Киреев, доктор исторических наук (ИВ РАН) ТУРЦИЯ: НЕУДАЧИ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМИЗМА И УСПЕХИ УМЕРЕННОГО

В ноябре 2009 г. турецкая газета «Миллиет» опубликовала итоги отбора 500 наиболее выдающихся мусульман современности, проведенного совместно с Джорджтаунским университетом США и Королевским центром исламских исследований Иордании. Внимание турецкой газеты к «списку 500» объясняется просто: в нем фигурирует 20 турецких граждан, причем некоторые из них помещены в первый десяток. Примечательно, что в ряде случаев речь идет не о религиозных критериях отбора, а об успешной политической деятельности турок-мусульман. Так, на пятом месте в списке представлен такой влиятельный и успешный политик светской Турции, как нынешний ее премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, на 28-м - президент страны Абдуллах Гюль, еще дальше -государственный министр Мехмед Айдын, министр иностранных дел Ахмед Давутоглу, руководитель Управления по делам религии Али Бардакоглу.

По сведению «Миллиет», в комментариях к списку Эрдоган охарактеризован как «премьер одной из самых крупных по населению и по размерам экономики мусульманских стран»; о возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития (ПСР) сказано, что «это консервативно-демократическая партия, в которой действует агрессивная модель светскости». Также в коммента-

рии подчеркивается, что «Эрдоган ориентирован на ценности ЕС и верит в принцип "не должно быть проблем с соседями", он стремился отменить запрет на ношение платка в университетах, однако не преуспел в этом». Комментарий сопровождается фотографией Эрдогана на фоне мавзолея первого президента страны Ататюрка, по инициативе которого, как известно, институт ислама был законодательно отделен в Турции от государства, за что его, мягко говоря, недолюбливают некоторые исламисты в современной Турции.

В комментируемом списке также отмечена «ключевая роль» Абдуллаха Гюля, он является «первым президентом Турции с религиозным («исламским») прошлым», «работал вместе с премьером Эрдоганом над развитием демократии в Турции, играет важную роль в решении курдской проблемы, своим визитом в Армению способствовал началу переговорного процесса с этим государством». «Миллиет» пишет далее, что в упомянутых комментариях в разделе «Женщины» упомянута жена А. Гюля Хай-рунниса Гюль как первая в Турции жена президента страны, покрывающая голову платком. Она обращалась в Европейский суд по правам человека по поводу запрета на ношение платка во время своей учебы.

Как видим, в мусульманском мире высоко оценены главные события во внутриполитической жизни Турции первого десятилетия XXI в. - успех на парламентских выборах и приход в ноябре 2002 г. к власти происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. Т. Эрдоганом, затем повторная ее победа на выборах 22 июля 2007 г. и, наконец, избрание в конце августа 2007 г. второго человека в партии - А. Гюля президентом Турции.

Нет сомнения, что поразительный успех Партии справедливости и развития - приход во власть в 2002 г. подавляющим большинством голосов - во многом был достигнут благодаря политической активности и популярности двух упомянутых в списке турецких лидеров, и прежде всего Р. Т. Эрдогана. Как известно, ПСР возникла в середине августа 2001 г., а уже немногим более как через год получила исполнительную власть, сформировав затем однопартийное правительство. До этих выборов действовала расколовшаяся впоследствии и к тому же запрещенная турецким судом исламистская партия Фазилет, руководителем которой (как и ее предшественницы, партии Рефах) долгое время был Неджмет-тин Эрбакан - исламист весьма радикальных взглядов, один из основателей движения Милли гёрюш (МГ), развернувший свою

деятельность по причине своего радикализма в многочисленной турецкой среде в Германии - вдали от турецкого правосудия тех времен.

В отличие от своей нынешней умеренной ориентации тогда, в 90-е годы, Р.Т. Эрдоган, при всех расхождениях с Эрбаканом, не отличался умеренностью и также преследовался судом за радикализм на ниве защиты шариата. Что же касается внутрипартийных дел, сторонники Эрдогана, сначала в Рефах, затем в Фазилет, говорили о необходимости обновления партии, расширения внепартийных связей, усиления сотрудничества с теми, кто близок к партии, но не разделяет полностью ее программу. Традиционалисты же во главе с Эрбаканом и его давним сподвижником Р. Кутаном были убеждены, что обновление означает раскол, традиционалисты побеждали, и Тайип Эрдоган заявлял, что не хочет раскола. Однако со времен деятельности Рефах было очевидно: депутаты -сторонники Эрдогана, председателя муниципалитета Большого Стамбула, продолжат свою борьбу против консервативного руководства Милли гёрюш и его очередной действующей партии, обвинив его в беспомощности перед атаками светских властей на демократию, на права человека, на «реакционеров».

Рефах первоначально сумела добиться успеха на выборах 1995 г. и стать в парламенте ведущей по числу мест, причем избирателей не остановили ее радикальные предвыборные лозунги. В одной из предвыборных брошюр Рефах, озаглавленной «Диагноз», утверждалось: «В то время, как миллионы людей все более погрязают в дороговизне, нищете, голодают и теряют работу, другие путешествуют на личных самолетах, прогуливаются на яхтах по Средиземному морю, пьют шампанское в отелях, расходуют, словно это вода, сотни тысяч лир». С помощью «режима соглашателей, подражателей и имитаторов» Турцию грабят Израиль, «коллаборационистские холдинги», «дармоеды» и верховная власть.

Несмотря на первый такой успех исламистской партии, из-за противодействия военной верхушки Эрбакан долго не мог сформировать коалиционное правительство. Затем, создав и возглавив все же такое правительство, в течение многих месяцев 19961997 гг. Эрбакан и его соратники начали все более открыто и настойчиво обращаться к исламистской риторике, призывать к шариату, распространять свое влияние в государственных и общественных структурах. Военные же настойчиво требовали от судебных органов запрета партии Рефах и лишения Эрбакана и его ближайших сподвижников прав на политическую деятельность.

Военная верхушка использовала в те времена свое весомое, даже решающее, представительство в Совете национальной безопасности страны и попыталась на заседании этого органа 28 февраля 1997 г. остановить «победное шествие» исламистов. Собравшимся на заседание членам СНБ генералы представили свидетельства реакционной деятельности исламистов, в частности, был даже показан видеофильм об одном из занятий на частных курсах по изучению Корана. Учащиеся курсов якобы по очереди подходили к бюсту Ататюрка и плевали на него.

Одним из ответов исламистов было массовое выступление сторонников шариата. 11 мая 1997 г. в Стамбуле на площади Сул-танахмет по инициативе 142 исламских организаций, прежде всего Рефах, и при активном участии некоторых ее лидеров, депутатов, учащихся и преподавателей школ имамов-хатибов состоялся 30-тысячный митинг сторонников исламистского пути Турции. Журналисты отмечали раздельное присутствие на митинге множества женщин в черных одеяниях, бородатых мужчин, мальчиков 5-6 лет с чалмой или тюбетейкой на голове. Приводилось содержание некоторых лозунгов на плакатах: «Прочь руки от школ има-мов-хатибов!», «Шариат или смерть», «Долой диктатуру!», «Кема-листская диктатура - израильская марионетка». На некоторых зеленых знаменах по-арабски было написано: «Здесь Турция, а не Израиль», «Руки прочь от имама!». Как сообщалось в «Джумхури-ет», при упоминании выступающими имени Ататюрка слышен был гул недовольных голосов. Один из депутатов от Рефах, Хатип-оглу, в своем выступлении потребовавший призвать к ответу генерала Чевика Бира, в тот период главного участника переговоров с Израилем о военном сотрудничестве, кричал: «Турция не будет Израилем, да здравствует шариат, если потребуется, ударим и кулаком». Вместе с тем по инициативе военных и гражданских защитников секуляризма предпринимались меры, названные вскоре в СМИ «процессом 28 февраля». Властям рекомендовалось исполнить положения Закона 1924 г. о единой системе образования в стране под контролем Министерства просвещения, передать под этот контроль принадлежащие орденам частные интернаты, фонды и школы, усовершенствовать законодательно систему контроля Министерства просвещения над курсами Корана. Подчеркивалась необходимость готовить такие кадры служителей ислама, которые были бы «преданы принципам кемализма» и служили единению общества, а не его «поляризации». Серьезным было требование, ставившее вне закона большинство стихийно легализованных

религиозных орденов и других учреждений, запрещенных по Закону 677 (кемалистский Закон 1925 г. о запрете орденов и других культовых учреждений). Высказывались предложения о контроле над теми СМИ, которые сеют среди верующих враждебность к армии, о недопущении льготного приема на работу изгнанного из силовых органов персонала в связи с его происламской деятельностью. Особо подчеркивалась необходимость преследования, согласно существующему закону, за действия, оскорбляющие Ата-тюрка.

Вскоре после упомянутого исламистского митинга, 21 мая 1997 г., главный прокурор Кассационного суда Турции Вурал Са-ваш обратился с иском в Конституционный суд с требованием закрыть главного участника правительственной коалиции - партию Рефах. В этом пространном документе излагались факты многочисленных нарушений Эрбаканом и другими лидерами партии законодательства страны по вопросам светскости во время их пребывания в правительстве, работы в парламенте. В одном из пунктов этого обвинительного документа отмечалось: «Согласно шариату, высшим законом является закон шариата. Согласно Конституции Турецкой Республики, высшим законом являются положения Конституции..., согласно требованиям светскости, священные религиозные чувства категорически не должны смешиваться с государственными делами и политикой». В заключении подчеркивалось, что «ни разу за всю историю Турецкой Республики она не сталкивалась с такой опасностью реакции («иртиджа»), как теперь».

Что касается турецких исламистов в Европе и прежде всего в Германии, вплоть до событий 11 сентября 2001 г. в США власти европейских стран не решались начать преследование турецких радикалов от религии. Демократические режимы в этих странах позволили тогда активистам МГ, гонимым в собственной стране, укореняться в европейской среде, стать в ней самой многочисленной, самой влиятельной и самой богатой исламистской общиной. Информацию о размахе деятельности Милли гёрюш в Европе приводила «Джумхуриет»: лагеря и школы в 252 городах Европы, главным образом в Германии, в них 14 тысячам учащихся «преподается шариат». Газета печатала протесты некоторых недовольных верующих: «С того момента, как возникло течение МГ, проповедуемый им ислам подлинным исламом не является. Они эксплуатируют чувства людей, гребут деньги из их карманов, манипулируют детскими мозгами, говорят о религии, а сеют неверие;

молятся на Эрбакана, говорят о мире, а готовят детей воевать». Турецкий автор С. Ялчин приводил в своей книге длинный список фирм, контролируемых руководством МГ и действующих в Европе в издательском деле, производстве кассет и дисков, пищевых товаров, строительстве, организации хаджа, называл их миллиардные (в марках) обороты, перечислял многочисленные религиозные курсы при мечетях.

В феврале 1998 г. Конституционным судом было принято решение о закрытии Рефах, о фактическом лишении Эрбакана, призывавшего «к режиму, основанному на религии», и его ближайших сподвижников прав на политическую деятельность. После этого последовало немедленное создание на месте партии Рефах ее замены - партии Фазилет, которую возглавил давний сподвижник Эрбакана Реджаи Кутан, заявив при этом, что духовное руководство партией остается у Эрбакана. Нажим военных на исламистов-политиков продолжился и при новом, светском правительстве Йылмаза, он сопровождался многочисленными комментариями светских СМИ по поводу того, что решения 28 февраля «не выполняются», что сторонники шариата создали и сохраняют собственные партии, вакфы, школы, холдинги и убеждены, что смогут разрушить республику, ориентированную на светскость и демократию. Известный в стране ученый-экономист Якуб Кепенек писал, например, что политический ислам все более множится, дробится внутри себя - от мягких вариантов до крайней жесткости, «с каждым днем все стремительнее берет в свои руки управление обществом. При открытой поддержке правительственных чиновников государственные структуры передаются шариатским кадрам. ... Это происходит повсюду - от образования до безопасности, от здравоохранения до постов вали и каймакамов».

Преемница Рефах, партия Фазилет не порвала связи с Эрба-каном, считая его своим духовным лидером. Светские власти, сосредоточившись на мерах судебного преследования уже кадров Фазилет, среди различных превентивных мер в конце сентября 1998 г. добились, например, осуждения на 10 месяцев тюремного заключения одного из наиболее активных деятелей новой партии, члена запрещенной Рефах Реджепа Тайипа Эрдогана. По итогам парламентских выборов 1999 г. Фазилет оказалась на третьем месте в меджлисе.

Причины заметно меньшего успеха Фазилет на этих выборах (после победы Рефах в 1995 г.) некоторые исламисты видели в том, что оставшиеся в руководстве этой партии лидеры бывшей

Рефах использовали поддержку верующих не для того, чтобы бороться за решение их социальных нужд, а чтобы «еще более упрочить свое материальное благополучие».

Фазилет оказалась последней партией, представлявшей на исходе XX в. «монопольно» и легально политический ислам в стране. 23 июня 2001 г. было оглашено принятое днем ранее постановление Конституционного суда о запрете в стране очередной происламской партии - Фазилет. Утверждалось, что ее деятельность противоречит принципу светской республики и не соответствует положениям ст. 68 и 69 Конституции, которые регулируют деятельность политических партий, а также ст. 101 и 103 Закона о политических партиях. В документе были приведены имена тех депутатов от Фазилет, которые из-за своей радикальной активности лишались, согласно одному из пунктов ст. 84 Конституции, звания депутатов парламента.

Между тем руководство этой партии давно уже фактически разделилось в парламенте на две партийные группы - «традиционалистов» и «обновителей», и теперь, после запрета, и те, и другие создали и официально зарегистрировали свои независимые проис-ламские партии. Первые учредили партию Саадет («Счастье»), активно поддержанную Эрбаканом, которого весьма чтил его старый соратник Реджаи Кутан, ставший лидером этой партии. Вторые, «обновители», проанонсировали себя как сторонники «умеренного ислама». 14 августа 2001 г. они создали Партию справедливости и развития («Адалет ве калкынма»), избрав своим лидером давнего оппонента Эрбакана, энергичного Р. Т. Эрдогана, будущего премьер-министра Турции. С появлением вместо одной двух исламистских партий в парламенте перед приближающимися выборами 2002 г. оба наследника Фазилет имели в сумме 100 мест (ПСР - 52 места, Саадет - 48).

Было очевидно, что платформа партии Саадет, основанная на идеологии Милли гёрюш, будет поддерживаться в исламских кругах сторонниками традиционных, консервативных взглядов. О стратегической линии партии можно судить по одному из первых заявлений Кутана от ее имени: страна нуждается в правительстве, подобном правительству Эрбакана (периода 1996/1997). «Если будут досрочные выборы, народ изберет именно такую альтернативу. Нынешняя власть не выполнила своих обещаний. Чтобы не повышались налоги и смогли свободно вздохнуть низкооплачиваемые граждане, чтобы возросло уважение к Турции, требуется именно такого рода правительство».

Лидер ПСР, молодой и энергичный Р. Т. Эрдоган, выпускник школы имамов-хатибов, затем Мраморноморского университета, не был новичком в исламистском движении Турции, заслужил в этом движении репутацию перспективного оппонента Эрбакана, но эта позиция не распространялась на вопросы защиты шариата. Он упомянут, например, как один из активистов партии Рефах, участвовавших во главе с Эрбаканом в работе 6-го конгресса Милли гёрюш в Кёльне (Германия) в мае 1990 г., где участников призвали произнести клятву шариату. Среди гостей были гости из Ливии, Саудовской Аравии, представители Хизб и-Ислам в ряде стран и др. Тогда ни у кого не было сомнений в необходимости проведения радикальной линии. Выступавшие на конгрессе говорили о нем как о моджахеде, о «командующем» движения. Сам же Эрбакан разъяснял: «Европа - это перекресток путей... Здесь место, где легче всего собраться мусульманам всего мира». Завершил Эрбакан свою речь клятвой: «Чтобы как можно скорее разрушить нынешний режим рабства и создать режим справедливости - во имя счастья и блага нашего народа и всего человечества, обещаем трудиться, не щадя всех наших сил. Да будет благословенен наш газават, доверимся Аллаху, эссалами алейкум!»

Эрдоган после избрания в 1994 г. мэром Стамбула получил славу хорошего хозяйственника, борца с коррупцией, защитника исламских ценностей. В конце 1997 г. на уличном митинге сторонников он зачитал стихи, в которых были такие строки: «Мечети - наши казармы, их купола - наши каски, минареты - наши штыки, и вера - наши солдаты». Автором стихов, написанных во время Балканской войны 1912 г., был Зия Гёкальп (1876-1924). Как уже сказано, это привело к судебному преследованию; в зачитанном 4 сентября 1998 г. обвинении указывалось, что в своем выступлении 6 декабря 1997 г. он нарушил ст. 312 УК, которая запрещает кому бы то ни было призывать население к ненависти и враждебности. В результате судебного разбирательства в конце сентября 1998 г. он был осужден на 10 месяцев тюрьмы за разжигание религиозной ненависти, причем четыре месяца он провел тюрьме. После открытого раскола Фазилет, по мнению многих обозревателей и в Турции, и в Европе, 47-летний Реджеп Тайип Эрдоган представлялся наиболее реальным претендентом на будущее лидерство в политическом, исламистском движении в Турции начала XXI в. Журналист Омер Лютфи Мете позже, в 2007 г., напоминал, что еще десять лет назад кандидатура Эрдогана вырисовывалась в качестве наследника Эрбакана. В тогдашней борьбе

ходжа (Эрбакан) с помощью всяческих маневров отложил решение этого вопроса. «Процесс 28 февраля» помог Эрдогану выйти в лидеры движения, и его команда «совершила революцию». Этот автор в своей книге о процессе 28 февраля без обиняков пишет, что тогда руками военных был убран из власти вовсе не политический ислам как таковой, а его «неумеренная» модель, в конечном счете «была подготовлена база для формирования ПСР», т.е «умеренной» модели политического ислама. Такие предположения могут иметь право на существование, если должным образом оценить масштабы подготовительных мер «новаторов» и перед формальным учреждением ПСР, и затем уже во время предвыборной кампании этой партии в 2002 г.

Действительно, по мере приближения досрочных парламентских выборов 3 ноября 2002 г., как все явственнее замечали западные СМИ, лидер АКП стремился дезавуировать свои прошлые жесткие исламистские высказывания и перестроиться в прозападного консерватора: не настаивал на выходе Турции из НАТО, говорил о пользе и даже необходимости членства Турции в ЕС. Он не стремится превратить в проблему исламскую одежду у женщин и не берет свою жену - она носит головной платок - на официальные мероприятия. Намерение сторонников Эрдогана все чаще заявлять о себе перед выборами как о приверженцах умеренного ислама, несомненно, было упрочено трагическими событиями в мире, организованными от имени ислама. Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. вызвали бурную реакцию в Турции, власти страны, многие политики, религиозные деятели резко осудили эти акты, высказали соболезнования родным погибших, властям США. Турецкий автор Я. Байер писал после 11 сентября, что центром скопления религиозных террористов стала Германия. Проживший в Германии 25 лет турок Р.Д. писал в газету из Кёльна: «Самая крупная в Германии религиозная организация турецкого происхождения - Милли гёрюш. Они по три-четыре раза в год собирают с турок деньги на закят, курбан и даже на джихад. Тех, кто не дает, заносят в черные списки. ...Ежегодно многих приверженцев Милли гёрюш отправляют в Пакистан, С. Аравию, Чечню и в Афганистан».

Однако были и такие, кто не верил в победу ПСР из-за ее недавнего радикального наследия - МГ, Рефах, Фазилет. Гюнгёр Менги утверждал в «Сабах»: «Т. Эрдоган не тот лидер, под руководством которого Турция станет членом ЕС и будет играть роль регионального лидера. И его прошлые дела, и личность не смогут

обеспечить исполнение этой миссии... Убеждая всех в намерении изменить партию, он прежде всего стремится уверить электорат в том, что он - за светский режим и покончил с прошлым... Но даже близкие ему люди считают, что "обновители" - это новая версия Фазилет». В другом номере этой же газеты отмечалось, что Эрдо-ган «продолжает поддерживать Милли гёрюш, однако открыто заявить об этом - значит, повредить делу».

На предвыборных митингах лидер ПСР часто напоминал, что он выходец из бедной семьи, начал свой путь к нынешнему положению с улиц Стамбула, где продавал бублики, воду и лимоны. «Другие же партийные лидеры спустились с неба с готовой кошелкой, они - люди салонов, высшего общества». Он часто повторял тезис: нищета будет ликвидирована, если будет ликвидирована коррупция. Вторил лидеру и второй человек в партии - Аб-дуллах Гюль. Он утверждал, что «за три с половиною года пребывания у власти правительства Эджевита и рабочие, и крестьяне, и промышленники оказались в бедственном положении, закрылись тысячи фабрик, миллионы людей остались без работы».

Любопытные подробности о ранее несвойственных для лидеров Милли гёрюш контактах, которые устанавливали лидеры будущей ПСР, и прежде всего Эрдоган, сообщает турецкий автор Насухи Гюнгёр в своей книге «Движение обновителей», в 5-м ее издании, вышедшем в 2006 г. Среди организаций и лиц, поддержавших обновителей, упомянутый автор чаще всего называет американских, израильских доброжелателей - они еще в середине 90-х годов не выражали особого восторга по поводу деятельности Неджметтина Эрбакана на посту премьера коалиционного правительства Рефахйол в 1996-1997 гг. Гюнгёр пишет, что это отколовшееся от МГ движение уже на стадии создания партии в своих программных заявлениях провозгласило в полном смысле слова «манифест об экономике свободного рынка». В одном из проектов программы было записано: «Очевидно, что Турция в перспективе станет на Среднем Востоке страной, наиболее отвечающей интересам США. Турция должна быть в этом регионе "имперской" силой». США возлагали здесь свои надежды на арабские династии, но перед постепенно растущими у местного населения требованиями демократии эти династии могут разрушиться. Перед такой опасностью для США самым лучшим союзником может стать лишь Турция. Как пишет далее Н. Гюнгёр, «имена, названные в качестве лидеров движения обновителей (ениликчи), были с огромным вниманием восприняты многими центрами в мире, стра-

тегическими подразделениями, иностранными дипломатами, работавшими в Турции». Различные политики из США и других стран, приезжая в Турцию, провели важные встречи с представителями Движения обновителей.

Насухи Гюнгёр пишет о частых визитах Эрдогана в США и состоявшихся там встречах. Особо выделена в книге поездка Эрдогана в США в мае 2000 г., т.е. за год до запрета Фазилет; тогда произошла важная беседа с таким авторитетным, по мнению автора, сторонником нурджизма, как Фетхуллах Гюлен, проживающий в США уже долгое время. (Авторитет Ф. Гюлена в мусульманском мире подтвержден и в упомянутом нами списке 500 выдающихся мусульман.) Встреча Эрдогана с Гюленом важна не только своим содержанием, но и потому, что «встретились две различные школы, долгое время соблюдавшие между собой достаточную дистанцию.» «Ф. Гюлен, оценив сложившуюся по итогам 28 февраля обстановку, указал на необходимость более тщательной ее оценки..., он очень и очень долго беседовал с Эрдоганом, обращаясь при этом к примеру Озала. Это был не первый и не последний контакт Движения обновителей с джемаатом Гюлена. Возглавленное Эрдо-ганом Движение обновителей стало новым бесспорным фаворитом для движении Гюлена, отдававшего политическое предпочтение правоцентристским партиям. В короткое время эта поддержка проявилась в широких масштабах, как через деятельность издательских групп, близких к джемаату, так и благодаря другим видам социального содействия». Автор книги убежден, что с появлением Движения обновителей те приверженцы нурджизма, которые первоначально поддерживали «дружеские связи» с Эрбаканом и его последователями (а некоторые сотрудничали с ним и во власти, например А. Гюль - министр иностранных дел в правительстве Эрбакана), «в короткое время поняли имеющуюся разницу в мышлении и в характере руководства и отошли от него; создание долгосрочного союза между этими двумя направлениями оказалось невозможным».

Отдельного внимания заслуживает также, по мнению; Н. Гюнгёра, история с осуждением Эрдогана в конце 1998 г. за прочитанные им годом ранее стихи (см. выше). Дело в том, что «в числе лиц, проявивших пристальное внимание» к указанному случаю с Эрдоганом была генконсул США в Стамбуле Каролин Хьюггинс. Ранее она часто посещала Эрдогана, а вызвавшая внимание политиков и СМИ встреча 28 сентября 1998 г. произошла, как можно предполагать, когда Эрдоган уже был под арестом.

Консул США так оценила осуждение Эрдогана: «Такого рода события ослабляют доверие к турецкой демократии», и добавила: «Я два года выполняю свою работу в Стамбуле и весьма счастлива, что время от времени посещаю уважаемого председателя (муниципалитета Стамбула). Мне нравится беседовать с ним в общественном месте».

«Это заявление было жестко воспринято в Анкаре, в то же время власти США не замедлили поддержать своего дипломата. Их позиция - полная поддержка Хьюггинс. Газета «Хюрриет» 1 октября 1998 г. сообщала, о какой поддержке идет речь: заявление Хьюггинс относительно посещения ею Эрдогана сделано по инструкции Вашингтона, уместно его повторить: «Наказание избранных демократическим путем политических деятелей за их выступления уменьшают доверие к турецкой демократии. Так было сказано, и мы полностью с этим согласны». По мнению автора книги, «это было оценено как важное отражние политики США, позднее генпрокурор Вурал Саваш заявит, что США пожелали Тайипа Эрдогана и поддержали его».

Далее в своей книге Гюнгёр напоминает: «Будучи на посту председателя муниципалитета Большого Стамбула, Эрдоган, согласно протоколу, периодически встречался с командующим 1-й первой армией Чевиком Биром, который играл активную роль в процессе 28 февраля и отправил в отставку правительство с участием Рефах, его прочили на пост начальника генштаба, но неожиданно он подал в отставку. Подлинный ход переговоров обозначился после этой отставки. Влиятельная в США еврейская организация ЛЖА в связи с участием Бира в турецко-израильских контактах вручила ему премию. Он посещал США, о нем заговорили как о будущем президенте, но этот успех продержался недолго... Бир встретился с вышедшим из тюрьмы Эрдоганом и провел с ним весьма теплую встречу. Утверждается, что оба они стали в США гостями Еврейского комитета. Эрдоган поведал Виру свои идеи о новой обстановке и спросил, как на это смотрят военные. Ответ был положительным: они смотрят не на ваше прошлое, а на то, что будете делать в будущем. 16 июля 2000 г. Эрдоган отправился в США по приглашению Американского Еврейского комитета. Он имел также встречи с Л№А (Еврейский институт национальной безопасности)».

Судя по датам посещения Эрдоганом США, приводимым Гюнгёром, он бывал там с 1995 г. до учреждения в 2001 г. ПСР ежегодно, иногда не по одному разу. Цель визитов он, как прави-

ло, объяснял намерением изучать язык, проводить каникулы вместе с детьми... Однако при каждом визите он вел переговоры с важными лоббистами, чаще всего - с представителями еврейского лобби. С ускорением партработы встречи стали чаще, но проходили уже в Турции. Например, за несколько дней до создания ПСР, 18 июля 2001 г., произошла встреча с израильским послом. Немногим ранее, 4 июля, Эрдоган участвовал в праздновании Дня независимости США в американском посольстве, и «внимание к нему было поистине очень большим».

Не обойден вниманием в книге Гюнгёра и Абдуллах Гюль, нынешний президент Турции. Гюнгёр посвятил ему в своей книге целый раздел под названием «Член Рефах, не антисемит Абдуллах Гюль». Приводится мнение известного английского ученого-востоковеда Эндрю Манго о том, что А. Гюль является лидером умеренного ислама. «Его звезда засияла в Рефах, где он занимал важные посты, начиная от министерских и включая пост заместителя председателя партии». После отставки правительства Ре-фахйол он выступил 13 августа 1997 г. по радио «Голос Америки» и осудил закрытие Рефах, утверждая, что после этого «исламское движение радикализируется, уйдет в подполье. Не следует боятся Рефах, она осознает значимость США»... Как и с другими руководителями партий, с ним беседовал в августе 1995 г. руководитель ЦРУ Джон Дойч, «это были закрытые беседы». Визиты Гюля в США завершались посещением Совета по иностранным делам (Council of Foreign Relations, CFR). В газете «Заман», пишет автор, эта организация названа «мозговым центром», «местом продуцирования самых эффективных идей в мире. Проект расширения НАТО подготовил CFR. От Эврена до Демиреля, от Озала до Чил-лер - все они в США посетили CFR... Таким же образом там состоялось и выступление одного из лидеров Движения обновителей. Гюль оказался членом Рефах, более всего знакомым для США». Завершает Насихи Гюнгёр «свою» историю появления ПСР сенсацией. Ссылаясь на «местную газету» «Эль-Азиз», он пишет: «В начале 1997 г. сначала Реджеп Тайип Эрдоган осуществил свою мечту и получил гражданство США, затем за ним последовал Абдуллах Гюль...».

Как уже сказано, на выборах ПСР добилась небывалого для исламистской партии успеха: она получила в меджлисе абсолютное большинство - 363 места из 550 и сформировала однопартийное (редчайший случай после учреждения многопартийной системы) правительство. После следующих выборов (22.07.2007) ПСР

имела в меджлисе 340 мест; на этот раз уже два ее главных оппонента в меджлисе имели: Народно-республиканская партия 98 мест и Партия националистического движения - 70 мест. Более того, в конце августа 2007 г. второй человек в правящей партии, Абдуллах Гюль, был избран (через парламент) президентом страны. Таким образом, и исполнительная, и законодательная власть в стране оказалась в руках партии умеренных исламистов, им оставалось прибрать к рукам и судебную власть.

Заканчивая в целом описание оценок турецкими авторами Движения обновителей, ПСР и их лидеров, оказавшихся в списке выдающихся мусульман современности, легко можно отметить принципиальные отличия в «тональности» лозунгов и политических заявлений, а главное - в планах новой власти, власти ПСР, и программных положениях и декларациях партий - предшественниц ПСР, в том числе самой учредительницы движения - Партии национального порядка (январь 1970 г.), затем партий Рефах и Фа-зилет времен 80-90-х годов. Прежде всего очевидно - и это главное, -что снята тема третьего пути, она потеряла смысл как лозунг отдельного, независимого развития страны. О таком «особом» социально-экономическом пути в условиях глобализации в партийной программе нет ни слова. Нынешняя Турция во главе с ПСР намерена (в отличие от предшественников) продолжить свой путь явно по капиталистическому пути и в тесном сотрудничестве с миром Запада, она очень надеется на то, что станет членом ЕС, против чего категорически выступал Неджметтин Эрбакан.

В то же время - и это выглядит противоречиво - новые руководители Турции признают, что их страна, общество представляют отнюдь не западную цивилизацию. Но при этом Эрдоган подчеркивает глобальную толерантность Турции; на конференции по сотрудничеству цивилизаций в Мадриде (январь 2008 г.) он говорил о Турции как о единственной стране, которая одновременно является и членом Организации Исламская конференция, и членом НАТО, а также пребывает в процессе вступления в ЕС. Эти особенности, по его мнению, полностью противоположны тезису о конфликте цивилизаций. Можно ли утверждать, что при таком процессе интеграции турецкое общество под властью ПСР сохранит свою самобытность на цивилизационном уровне? Ведь в программе ПСР записано и такое положение: «ПСР, опираясь на нашу собственную традиционную мысль, ставит задачу заново создать систему собственных коренных ценностей, придерживаясь консервативной политической линии, которая будет соответствовать

уровню мировых стандартов». Как это будет сочетаться с западными «коренными ценностями»?

Предполагается, очевидно, что на это должна дать ответ новая Конституция, о необходимости принятия которой сказано и в программе ПСР, и в последующих заявлениях лидеров страны, особенно после перевыборов 2007 г. Как известно, новая власть в течение прошедших семи лет внесла в Конституцию 1982 г. (не без консультаций с западными партнерами) серьезные поправки, в том числе такие, которые ограничили вмешательство военной верхушки в исполнительную власть. Это дает повод некоторым оппонентам ПСР в парламенте говорить о сохранении действующей Конституции при условии ее дополнительной коррекции с учетом требований ЕС. Появились даже предложения о восстановлении (с соответствующими поправками) Конституции 1961 г., которая считается самой демократической в истории республики.

Как представляется, в условиях сохраняющейся в обществе «турбулентности» окончательное уточнение и утверждение новой государственной идеологии Турции займет немало времени. Пока же ПСР может говорить об уже достигнутых, по мнению ее лидера Эрдогана, переменах, которые он считает бесспорными успехами, что позволяет рассчитывать на дальнейшую поддержку ПСР большинством общества. О таких успехах правящей партии ее лидер подробно рассказал 3 ноября 2009 г. на заседании парламентской группы ПСР, посвященном ее семилетнему пребыванию у власти в стране. Он начал с того, что эти выборы стали для Турции «поворотным моментом, днем рождения в демократической истории страны. Было покончено с политической формой власти, которая не могла ничего решить. Отвергнут политический профиль, отставший от века, от мировых реалий, от реалий Турции, он изъят из обращения, оставлен вне парламента. Семь лет назад на выборах 3 ноября наша нация вычеркнула политиков, которые не замечали потенциала Турции, не могли видеть стремления и потребности нации, не следовали изменениям в мире, политиков преклонного возраста, утративших энтузиазм, видение горизонта...». Эти выборы, помимо всего другого, «принесли революционное мышление, поворот во внутренней политике, внешней политике, экономике и социальной жизни».

По мнению премьера, за время пребывания ПСР у власти «убрано множество препятствий, закрывавших прогресс политике, праву, демократии. Вместо страны напряженности Турция становится страной стабильности, страной свобод... Благодаря своей

прочной демократии и прочной экономике Турция достигла уровня, на который имела право, к которому стремилась, о котором мечтала, которого жаждала». О том, что после 3 ноября 2002 г. руководство партии действовало правильно, свидетельствуют, по словам Эрдогана, итоги трех состоявшихся выборов, включая муниципальные. «Пока существует ПСР, никакая неправовая сила или организация, никакая бандитская или мафиозная группа не сможет протянуть руки к правомочию нации, а если это сделает, столкнется с ПСР...».

Что касается экономики, то «в период 2003-2008 гг. рост в Турции составил ежегодно в среднем 6%, в 2002 г. экономика Турции среди стран мира была на 26-м месте, сейчас она на 17-м месте. Когда мы пришли, ВВП страны составлял 230 млрд. долл., на конец 2008 г. - 742 млрд. Экспорт Турции за отмеченный период возрос с 36 млрд. долл. до 132 млрд. Инфляция была 30%, сейчас - 5,3%». Эрдоган напомнил о соглашении с Ираном по природному газу - оно предусматривает, что 50% добываемого там природного газа остается в Иране, другая половина будет использована в Турции и по «Набукко» пойдет в Европу. Предполагается, что добыча газа составит 35 млрд. м3, сейчас из Ирана поступает Турцию 7-10 млрд. м3, на это предусматриваются инвестиции в размере около 4 млрд. долл. Планируется перевод торговли с Ираном на национальные валюты двух стран, то же самое произойдет в торговле с Россией.

Глава правительства подчеркнул, что Турция в своей внешней политике ориентиры не меняет, она «нормализует свою внешнюю политику и давно считает, что не Турция является грузом для Европы, а Европа создает трудности Турции. После заключения между Турцией и Испанией Межцивилизационного пакта Турция стала страной, которая обеспечит ЕС шанс стать местом сосуществования цивилизаций. Поэтому вы должны хорошо понять Турцию, в случае неудачи Турция ничего не теряет». «Наша ориентация на Запад не означает, что мы повернулись спиной к Востоку, Югу и Северу. Как может Турция повернуться спиной к Кавказу, Центральной Азии, тюркским (Türk Cumhuriyetleri) республикам? Может ли Турция повернуться спиной к Ближнему Востоку, Северной Африке? Она является самым важным актором в такой организации, как НАТО. Значимость Турции повышает ее система многосторонних связей. Ни одна из них не является альтернативой, заменой, конкурентом для другой. Тот, кто намерен считать

Турцию обреченной на западный вариант, в действительности не отличается от тех, кто хочет, чтобы она замкнулась в себе».

Эрдоган напоминает: «Смысл нашей религии - мир, поэтому религию, жаждущую мира, вы не можете совмещать с террором. Может ли в среде мусульман появиться террорист? Может. Может ли в среде иудеев появиться террорист? Может. Он может появиться и из атеистов, и из христиан. Он появляется из любого сообщества, из любой религии. Но мы не можем утверждать, что какая-либо мировая религия одобряет террор». В заключение, обращаясь к своим соратникам, Эрдоган сказал: «Прежде всего мы должны верить в себя. Турция со своей историей, культурой, цивилизацией, потенциалом - великая страна... Турция - не та страна, курс для которой готовят другие, свой курс она прокладывает сама». Он назвал три «горячие» проблемы, которые предстоит решать ПСР: «Мы против этнического национализма, против регионального национализма, против религиозного национализма, но самая проблемная тема - меньшинства. Также проблемными остаются фундаментальные права и свободы. Ко всему этому добавляется экономика».

* * *

Возвращаясь к началу нашей статьи, т.е. к «списку 500», мы находим в нем два лица, которые, на первый взгляд, к политической деятельности в стране и тем более к партийной отношения не имеют, демонстрируют свое невмешательство в политику. В список они включены как мусульманские духовные лидеры - за активную религиозно-просветительскую деятельность на ниве «умеренного ислама». 13-е место занимает Фетхуллах Гюлен, руководитель очень влиятельной религиозной общины под тем же именем. Изначально эта община сформировалась в Турции как одно из течений нурждизма.

Отношение к общине Фетхуллаха Гюлена в Турции было и остается явно неоднозначным, хотя сам Гюлен, как засвидетельствовано в печати, стал неким консультантом Эрдогана на этапе формирования им ПСР. Несмотря на широкую рекламу (и саморекламу) религиозной и культуртрегерской деятельности этой общины, на сообщения о встречах Гюлена с папой Римским, патриархом Константинопольским, известными зарубежными и турецкими политическими деятелями, публикуется немало материалов критического характера - в книгах, статьях, в Интернете. Еще в конце 1994 г. левоцентристские круги, представители светской интеллигенции выступили против первых публичных контак-

тов власти (тогдашнего премьера Т. Чиллер) с этим исламистом, ранее действовавшим фактически нелегально. Многие газеты написали о беспрецедентном приеме Ф. Гюлена премьер-министром в официальной резиденции правительства; по их мнению, такой шаг властей означал легализацию тарикатов и различных общин, запрещенных кемалистами. В знак протеста у резиденции премьер-министра были даже возложены черные венки.

В настоящее время эта связь руководством джемаата не слишком афишируется, хотя благосклонность к учению Сайда Нурси признается открыто. О советах, высказанных Ф. Гюленом Эрдогану, мы уже писали со ссылками на Н. Гюнгёра, и, как очевидно, эти советы оказались полезными для его политической карьеры. Невозможно переоценить их при обновлении идеологии исламизма, переходе от радикализма к умеренности. Невозможно также отрицать, что эти советы носили не религиозный, а политический характер и напрямую относились и политической борьбе в стране за власть. И что особенно важно - они сопровождались материальной, финансовой помощью, о размерах которой можно только догадываться, исходя из оценок финансовой мощи общины. Яростный критик этого джемаата Неджип Хаблемитоглу писал в своей книге «Крот», посвященной тайной подрывной работе джемаата в некоторых государственных органах, прежде всего органах госбезопасности: «Этот джемаат не стремится поддержать в Турции только лишь религиозные чувства верующих... Ему нет равных в стране по своей организованности, которая сравнима с созданными под контролем ЦРУ такими сектами, как Мун, Фа-лун-Гонг, синтоисты. Поскольку приверженцы джемаата Гюлена имеющиеся у них финансовые источники инвестируют в самые "умные", самые "ценные" сферы, в образование, то в сравнении с другими шариатскими структурами они представляют угрозу не только нынешнему положению нашей страны, но и ее будущему». «Фетхуллисты превратились в громадную организацию, которая благодаря своему капиталу как минимум в 25 млрд. долл. и ежегодным оборотам на миллиарды долларов, поступлениям в виде благотворительности на сотни миллионов долларов способна купить почти каждого и почти все».

Нет сомнения, что упомянутые миллиарды долларов так или иначе прокладывают общине Гюлена дорогу к влиянию не только в Турции, но и в тех десятках стран, где на средства общины действуют учебные заведения. Проложили они дорогу и на территорию стран СНГ, в том числе в Российскую Федерацию. Один из

апологетов Гюлена, Хулуси Тургут, описывая историю появления его последователей на территории распадающегося СССР, сообщал, что как только Ф. Гюлен узнал о падении Берлинской стены, он отправился в одну из известных в Стамбуле мечетей - Сулей-мание, и обратился к прихожанам с призывом «проникнуться проблемами приобретения независимости», возникшими перед населением распадающегося СССР. «Просветительская» деятельность этого джемаата длилась в Российской Федерации до тех пор, пока само движение в апреле 2008 г. не было запрещено на территории РФ по нескольким причинам, и прежде всего потому, что оно угрожало межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе, территориальной целостности Российского государства.

Газета «Джумхуриет», обращаясь к прошлому Гюлена, напоминала, что в 1971 г. проповедник Фетхуллах Гюлен был осужден на три года судом национальной безопасности Измира за деятельность, направленную на создание в Турции государства на религиозных принципах. По данным службы безопасности, в апреле 1980 г. он выступил в Измире на собрании местной общины нурджистов и сообщил, что вскоре будут предприняты активные действия, почти во всех провинциях определены для этого руководители, произойдет то же, что в Иране. 13 сентября 1980 г. армейское командование безуспешно попыталось задержать его вновь, но он остался в списке разыскиваемых. В 1986 г. силы безопасности все же задержали Гюлена, однако по инициативе высших должностных лиц он был освобожден. Предполагается, что в этой инициативе участвовал Т. Озал.

Та же газета сообщала, что по инициативе военного руководства подготовлен доклад о деятельности Гюлена, в котором он и его сторонники характеризуются как лица, «продолжающие под личиной мягкости эксплуатировать религию, скрывая свое неприятие республики». Община оценивалась в докладе как «опасная» для светской республики, подчеркивались осторожность и самообладание ее руководителей. Основные выводы доклада сводились к тому, что Гюлен «в завуалированном виде выступает против республики»; долговременная задача этого религиозного общества - «создание религиозного государства»; приверженцы Ф. Гюлена «стали влиятельной силой в структурах безопасности... за всем этим четко просматривается план превращения полиции в силу, противостоящую армии; Фетхуллах Гюлен, используя демократические возможности, внедряя свои кадры на всех

уровнях государственного механизма, ликвидирует принципы и реформы Ататюрка; его цель - создать государство на принципах шариата, а после этого - Всемирный тюрко-исламский союз».

Любопытно, как удавалось имаму Гюлену в религиозных беседах со своими слушателями сочетать сакральную тему веры, ислама с призывами к движению турецких предпринимателей и «культуртрегеров» в «степи Средней Азии», движению, которое он именует «священным потоком во имя ислама». Этот поток «предопределен судьбой», «пришла наша очередь выполнить свой долг», «вернуться на родину наших предков. Свои патетические призывы Гюлен сопровождает и прагматическими планами. «Наши предприниматели, наши промышленники, благодаря интеграции с Западом хорошо знакомые с внешним миром, наши коммерсанты, даже наши ремесленники, наши рабочие в пределах своих возможностей должны обязательно отправиться в Азию... В наши дни, когда насыщение нашего внутреннего рынка достигло высшей точки, сейчас более чем когда-либо мы нуждаемся во внешних рынках, где мы найдем новые выходы и сможем конкурировать за рубежом. И вот теперь на этом этапе представляется редкий случай - Средняя Азия».

Но религиозный проповедник Гюлен не ограничивается лишь экономическими расчетами. Он прибегает к духовным, идеологическим аргументам. «Если наши инвесторы будут действовать с умом и оценят такие темы сотрудничества между нами, как религия, язык, культура, историческое единство, и смогут использовать этот шанс, мы можем спастись от экономического тупика, в котором мы пребываем, и не исключено, что войдем в ряд богатых стран мира. Эти и похожие моменты я начал разъяснять с кафедр мечетей с 1989 г., с момента таяния России».

Чаще всего он говорит о необходимости просветительства для Средней Азии, для этого «требуются армии и всадники просвещения. Например, если идет речь о покорении заново Азии, о ее возрождении, там сначала надо расстелить коврик для спасительной молитвы. Если имеется в виду приход туда Исрафила, предварительно требуется ощущение его дыхания. Все это, реализуя просветительно-культурную деятельность от начальной школы и до университета, может помочь народу раскрыться... Станьте ключом к счастью Азии. В этих будущих переменах самый громкий и звонкий голос будет голос ислама».

Критический голос в адрес проповедника «умеренности» прозвучал не столь давно и в США, где Гюлен проживает и, как

выше сказано, консультирует турецких политиков по поводу преимуществ умеренного ислама перед радикальным. В журнале, издаваемом организацией «Ближневосточный форум», публикуется исследование Р. Шарон Креспин под заголовком «Великое вожделение Фетхуллаха Гюлена, исламистская угроза Турции». В нем, по сообщению «Миллиет», жестко критикуется община Гюлена и ПСР. В анализе утверждается, что джемаат Гюлена стремится не просто влиять на государство, а управлять им. Отмечается также, что в Турции на одну мечеть приходится 350 человек, в то время как на одну больницу приходится 60 тыс. пациентов. Кадры имамов насчитывают 90 тыс., что превышает число преподавателей и докторов. Подчеркивается, что сторонники Ф. Гюлена в ПСР политически управляют этой партией посредством своей медиаим-перии, банков и школ, именуемых «домами света».

Завершая статью, мы не можем обойти вниманием последнюю фигуру, упомянутую в «списке 500» в качестве выдающегося мусульманина в современной Турции, - Аднана Октара, часто выступающего в турецких СМИ, в Интернете под псевдонимом Ха-рун Яхья (Harun Yahya). Он возглавляет еще одно течение нурд-жизма, которое особенно активно пропагандирует концепцию тюрко-исламского союза как вариант умеренного ислама. Иногда эта концепция представлена и как Союз Тюрок (Turk Birligi).

Религиозная община Харун Яхья в масштабах Турции особенно заметна по обилию, даже изобилию материалов в Интернете, подчас красочно оформленных, портретов самого Аднана Ок-тара, цветных иллюстраций и т.п. Правда, значительная часть этих материалов не датирована, устарела. Например, в очерке о Туркмении представлен портрет прежнего главы государства Туркмен-баши, который умер несколько лет назад. Тексты представлены на нескольких языках, включая русский, они неравнозначны по объему и степени откровенности, радикальности, что, собственно, характерно для всех концептуалов умеренного ислама в отличие от прямолинейных исламистов-радикалов. Самый полный набор материалов представлен на турецком языке, и по причине «неприглаженности» содержание его весьма противоречиво - от «политической корректности» в отношении всех религий и стран до настойчивого призыва к тюркам Балкан, СНГ и Российской Федерации объединяться под крылом тюрко-исламского союза, доверившись лидеру этого союза - Турции.

Аднан Октар на своих сайтах напоминает, что Тюркский мир - это не только тюркские государства в Средней Азии, соз-

данные на территории распавшегося СССР; «территория тюркского мира раскинулась намного шире - от Адриатики до Китайской стены, проживающие здесь общества имеют различные этнические корни, но исторически они были собраны под крылом тюрко-исламских нравственных устоев. Это сообщества узбеков, казахов, уйгуров, татар, черкесов, абхазов, босняков, чеченцев, собранные под единым идеалом - наследием тюрко-исламской цивилизации, которая и поныне сохраняется на данной территории». Распространившийся по трем континентам османский порядок «из-за разного рода вмешательства был ликвидирован политически, но возникшая пустота даже спустя более века так и не смогла быть заполнена какой-либо могучей силой». Франция, Англия, Америка, Россия и другие внешние силы «пытались вторгаться на османские исторические земли, стереть османские следы, установить свою власть», однако эти чуждые силы «так и не сумели обеспечить мир и спокойствие прежним османским территориям...».

В таком же контексте комментируется ситуация на Кавказе и в Средней Азии. «В этом регионе существует для Турции большой потенциал влияния. Кавказцы, бежавшие на протяжении истории от русского гнета и укрывавшиеся в Османской империи, являются народами мусульманской веры. Что касается Средней Азии, она не была османской территорией, но Турции предана (Ъа§И) по причине своих тюркских корней. Поэтому, когда прояснятся контуры перспектив, которые ожидают тюркскую нацию прежде всего в свете турецко-российских отношений, будет в высшей степени полезным исследовать исторический фон этого региона».

Считая Кавказ и Среднюю Азию «стратегическим наследием» Турции, Аднан Октар пишет на своих сайтах: «Если Турция должным образом оценит то цивилизационное наследие, которым она владеет, то смотря всегда вперед и в то же время сохраняя в себе все прошлое, она найдет перед собой очень светлое будущее. Турция - наследница одной из самых давних цивилизаций в истории. Если это великое наследие по-настоящему оценить и постичь, наша страна на мировой арене станет одним из лидирующих государств XXI в. Политическая история свидетельствует, что сила, которая стремится владеть миром, прежде всего должна овладеть регионами, известными как "османское наследие", Это потому, что основные направления политики формируются вокруг этих территорий».

Высказывая на одних страницах эти прозрачные намеки на необходимость как бы мирного возвращения Турции неоднократно упоминаемого «османского наследства», обозначаемого как «тюрко-исламское», Аднан Октар на других страницах успокаивает всех и вся: «С учреждением Тюрко-Исламского Союза Америка, Европа, Китай, Россия, Израиль, короче говоря, весь мир, обретут спокойствие. Будет решена проблема террора, транспортные пути к источникам сырья окажутся под защитой, сохранится экономический и социальный порядок, полностью исчезнут конфликты между культурами. Для США уже не будет необходимости отправлять свои войска за тысячи километров, Израилю не понадобится жить в окружении четырех стен, странам Евросоюза не придется сталкиваться с какими-либо экономическими проблемами, Россия перестанет испытывать страх за свою безопасность, Китай не будет ощущать нехватку сырья».

В рассуждениях Аднана Октара о форме тюрко-исламского единения больше всего места отведено многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации, по его убеждению, «после завершения "холодной войны" Турция в системе нового мира получила серьезный шанс на осуществление в последнем столетии "Красного Яблока" - мечты Тюркского мира». Автор упрекает РФ за ее якобы «традиционную идеологию расширения», за «гегемонию», за «русский национализм», «Москва стремится установить для себя жизненное пространство на прежней советской территории, а такое пространство не мыслится без Средней Азии и Кавказа». Сумев за короткий срок оправиться после развала СССР, «Москва начала политический процесс с целью вновь обеспечить себе прежние "колонии". С этой целью создан СНГ, прежние колонии... втянуты под эту вынужденную крышу». «Важен для России и Кавказ. Географически это дверь в Среднюю Азию. Кроме того, это место пересечения интересов двух крупных для России конкурентов - Турции и Ирана. Поэтому Сталин разместил в кавказских республиках русское население. И сегодня оно используется как опора для новой политики и целей Москвы. Еще одна важная особенность Кавказа - он является дорогой на Ближний Восток».

Автор не может согласиться с тем, что даже «спустя десятилетие после обретения тюркским миром независимости Россия сохраняет свое влияние в регионе. Тюркский союз, который будет создан под руководством Турции, основательно подорвет влияние России в регионе и откроет путь тюркскому миру к мировому ли-

дерству - на идеалах "Красного Яблока"». Об этом идеале автор напоминает вновь и вновь, «это была великая цель турок», она помогла им захватить Константинополь и превратить его в Стамбул, поэтому «идея кызылэльма (красного яблока), означающая обеспечение тюркского союза, подлежит реализации в наши дни». На первом этапе такого процесса подразумевается независимость всех тюрок, на втором - союз всех тюрок, на третьем - этап завоеваний (ГейЫег ёопет1Шг)... «Идея тюркского союза в наши дни вновь обрела жизнь». После распада Советского Союза Турция получила важный шанс претворить в жизнь вековую мечту Тюркского мира - Красное Яблоко. Не только ставшие независимыми тюркские республики, но и весь Тюркский мир от Балкан до Восточного Казахстана с томлением ожидает создания под водительством Турции Союза Тюрок». Подобно Европейскому союзу, «другой Союз, в составе которого будут Балканы, Ближний Восток, Кавказ и Средняя Азия, станет достижением для всех стран... Благодаря ему будет положен конец играм, бесправию и несправедливости, которые творят в этом регионе известные силы».

Таковы сегодня представления политических лидеров и идеологов умеренного ислама Турции, включенных в список выдающихся мусульман современности, о будущем тюркских народов и прежде всего народов Российской Федерации.

«Турция в условиях новых внутренних и внешних реалий», М., 2010 г., с. 7-31.

Владимир Овчинский,

публицист

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» ВОЙНЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

В кибернетике используется такое фундаментальное понятие, как «черный ящик». Обычно оно применяется для обозначения системы, механизмы которой сверхсложны либо неизвестны. Таким глобальным «черным ящиком» для мировой политики стал с начала XXI в. Афганистан. Именно здесь запускаются механизмы противоборства и взаимопомощи самых разных международных и национальных, легальных и нелегальных, реальных и виртуальных субъектов. Результаты этих взаимодействий совершенно непредсказуемы. Но именно от них зависят развитие новых войн, соотношение сил в мире, тенденции развития и деградации. Все новые атаки талибов говорят о том, что «черный ящик» перегрет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.