Турция как новый актор политики «мягкой силы»
Е.А. Сафонкина
Сафонкина Елизавета Андреевна — м.н.с. Научно-исследовательского центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: [email protected]
Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, как и наличие национальной, религиозной и языковой общности народов, проживающих на данных территориях. За два последних десятилетия комплекс внутри- и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу геополитических интересов этой страны, в первую очередь в странах Кавказа и Центральной Азии. Главным внешнеполитическим фактором стало образование новых независимых государств после распада СССР в 1991 г. Изменение подхода к внешней политике Турции было обусловлено приходом к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Демократические реформы снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. Благодаря Ахмету Давутоглу, министру иностранных дел Турции (с мая 2009 г. по настоящее время), был выработан новый подход в турецкой внешней политике, основывающийся на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем» с соседними странами, предполагающая наращивание политического диалога, экономическую взаимозависимость и культурное согласие. «Политика нулевых проблем» стимулировала усиление политики «мягкой силы» Турции. Кроме того, после арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке турецкая государственная модель стала рассматриваться как источник подражания, что также усилило турецкое влияние. Немаловажным аспектом наращивания «мягкой силы» стало активное участие Турции в различных международных объединениях.
Выработанные турецкими дипломатами и специалистами в сфере международных отношений за этот небольшой период времени стратегии, механизмы и конкретные действия реализации «мягкой силы» в сфере продвижения языка, образования и науки, делового сотрудничества, содействия развитию доказали свою эффективность, что демонстрирует позитивный и привлекательный имидж Турции, сложившийся в общественном мнении большинства стран. Для реализации политики «мягкой силы» Турция использует не только двустороннее, но и многостороннее сотрудничество. Например, с целью усиления взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа Турция выступила инициатором создания таких организаций, как Совет по сотрудничеству тюркоязычных стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TURKSOY). Несмотря на достигнутые положительные результаты политики «мягкой силы», перед Турцией стоит задача выработать многомерную стратегию продвижения своего влияния за рубежом с учетом необходимости решения текущих внешнеполитических вопросов, таких как стимулирование переговоров с ЕС и смягчение напряжения в отношениях с Сирией и Кипром. В данной статье представлен исторический обзор и анализ политики «мягкой силы» Турции, ее концептуального содержания и механизмов реализации, которые базируются на конкретных страновых примерах.
Ключевые слова: внешняя политика Турции, Турция, приоритеты внешней политики, «мягкая сила»
Введение
Потенциал «мягкой силы» Турции в значительной мере обусловлен ее историей, культурой и географическим положением. Именно историческое наследие и культурные связи с соседними странами привели к высокому уровню взаимодействия с ними. До установления Турецкой Республики Османская империя, простирающаяся на три континента, существовала 600 лет, в ней находился халифат — центр религиозной власти мусульманского мира. Большинство этнических групп, проживающих на территории Евразии, в том числе турки, курды, боснийцы, албанцы, казахи, киргизы, туркмены, армяне, греки, обладают общим историческим опытом существования в рамках Османской империи. Благодаря совокупности этих факторов влияние «мягкой силы» Турции распространяется от Балкан до Ближнего Востока и Центральной Азии. По мере распространения влияния на другие регионы, включения в сферу геополитических интересов новых стран, Турция совершенствует и создает новые инструменты политики «мягкой силы», благодаря чему в настоящий момент региональные и глобальные связи Турции охватывают Африку, Азию и Латинскую Америку.
Важным внешним фактором, активизировавшим турецкую политику «мягкой силы», стал распад СССР. После 1991 г. страны Кавказа и Центральной Азии входят в потенциальную сферу влияния Турции. Как отметил в 1992 г. премьер-министр Турции С. Демирель, «Туркмения, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия заинтересованы в нашей стране. Турция расширится, несмотря на то, что границы останутся неизменными. Другими словами, Турция расширит свое влияние от Адриатики до Великой китайской стены. Все нации на Кавказе являются нашими братьями. Турция — зрачок в глазу всего региона» [GOrler, 2011]. После получения странами независимости в них направлялись делегации для оценки существующих условий. Турция стала первой страной, которая установила дипломатические и экономические отношения со всеми странами Центральной Азии, позиционируя себя как партнера, который «приносит стабильность». Для развития экономических, культурных, социальных и политических связей со странами региона Турция использовала такие институты, как Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA) и Совет по внешним экономическим отношениям (DEIK). С 1992 г. Турция стала проводить саммиты глав тюркоязычных стран для создания новых возможностей для сотрудничества. В странах региона были открыты культурные центры, реализовывались образовательные программы для студентов, позволяющие проходить обучение в университетах Турции. Все образовавшиеся после распада СССР страны Центральной Азии присоединились к Организации экономического сотрудничества (ОЭС), созданной в 1985 г. Турцией, Ираном и Пакистаном. Благодаря включению новых членов в ОЭС Турция получила возможность для укрепления экономических связей со странами Центральной Азии. Также Турция стремилась оказывать влияние на соседние страны, делая акцент на единстве этнического происхождения и культуры. Однако Турции не в полной мере удалось реализовать задуманную стратегию продвижения «мягкой силы» в регионе. Во-первых, страны больше не хотели иметь «большого брата», подобного СССР. Во-вторых, из-за сбоев экономической помощи доверие к Турции было подорвано. Интересно отметить, что в последние годы в Узбекистане наблюдается тенденция сдерживания «мягкой силы» Турции. За последние два года были арестованы 54 турецких предпринимателя, прекращена деятельность по крайне мере 50 турецких бизнес-организаций. В феврале 2013 г. на государственных и частных телеканалах был запрещен показ турецких ситкомов. Правительство Узбекистана подозревает, что Тур-
ция поддерживает исламистское движение Фетхуллаха Гюлена, которое, несмотря на отсутствие экстремистского характера, не приветствуется в Узбекистане1.
В отношении новообразованных стран Кавказа Турция стремилась делать акцент на этнической и культурной общности, однако не со всеми странами подобный подход был эффективен в силу наличия нерешенных проблем двусторонних отношений. Например, отношения между Турцией и Арменией до сих пор осложнены вопросом признания геноцида армян, отказом Армении ратифицировать Карсский договор, поддержкой Турцией Азербайджана в Карабахском конфликте.
Вышедшую из состава СССР Украину Турция сразу рассматривала как партнера, имеющего важное геополитическое положение между ЕС и Россией. Страны взаимодействуют в рамках международных и региональных объединений, таких как ООН, Совет Европы, Комиссия НАТО — Украина, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Важным фактором, определившим крепкие двусторонние отношения между странами, является проживание на Украине 280 тыс. крымских татар. Турция поддерживает усилия украинских властей по поддержке репатриации татар, Турецким агентством по международному сотрудничеству и развитию в Крыму был реализован ряд проектов, общая стоимость которых составляет 25 млн долл. США, в том числе проект «1000 домов» для татар.
В первом десятилетии XXI в. комплекс внутренних и внешних изменений оказал положительное влияние на «мягкую силу» Турции. Главным фактором изменения подхода к внешней политики в Турции стал приход к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Европеизация Турции стала главной целью политики нового правительства, особенно в рамках первого срока (2002—2007 гг.). Проведенные реформы в сфере демократии, прав человека и прав меньшинств положительно повлияли на «мягкую силу» страны. Они снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. В период второго срока (2007—2011 гг.) правительство AKP стало уделять все больше внимания культурной близости с соседними странами. В дополнение к геостратегической значимости развитие демократии и растущая экономика Турции стали политической основой для многомерной и проактивной турецкой внешней политики. Увеличение темпов роста в Турции в период финансового кризиса в еврозоне повысило привлекательность страны в регионе. Данные факторы нашли отражение в заявлении президента Турции А. Гюля: «Турция движется одновременно во всех направлениях, на Восток и Запад, Север и Юг. Важно, что во всех направлениях перемещаются и ценности Турции, такие как верховенство закона, соблюдение прав человека, открытость, гендерное равенство, свободно функционирующая рыночная экономика» [£andar, 2009].
Основными принципами внешней политики правительства AKP стали:
— баланс между безопасностью и демократией, т.е. обеспечение безопасности
граждан без нарушения их свобод;
— «политика нулевых проблем» по отношению к соседним странам;
— проактивная и преимущественно мирная дипломатия: содействие региональным
процессам примирения, налаживания дружественных отношений;
1 Uzbekistan: Tashkent Takes Hardline Approach on Containing Turkish Soft Power. Режим доступа: http://www.eurasianet.org/node/65217 (дата обращения: 02.02.2014).
— многомерная внешняя политика: диверсификация участия Турции в различных альянсах во избежание зависимости от одного актора;
— равномерная дипломатия: участие в решении всех важнейших глобальных вопросов и международных организациях [Cirlig, 2013].
Новый подход в турецкой внешней политике, основывающийся на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik), был сформирован преимущественно под влиянием А. Давутоглу, который занимает пост министра иностранных дел Турции с мая 2009 г. Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем»: Турция стремится урегулировать все проблемы в отношениях с соседними странами или, по крайней мере, максимально их минимизировать. Главные базовые элементы нового подхода к внешней политике Турции — это безопасность для всех, политический диалог, экономическая взаимозависимость и культурное согласие.
Внешнюю политику Турции в значительной мере определяет ее демократический строй, она служит отражением приоритетов и интересов граждан. Демократизация Турции потребовала интеграции общественных нужд во внешнюю политику.
Таким образом, исторические и культурные условия, демократический характер государства, динамичная экономика, молодое население, «политика нулевых проблем» в сочетании с принципом Ататюрка «мир в доме, мир в мире» являются основой «мягкой силы» Турции. Стратегию «мягкой силы» Турции можно определить как неотрадиционную. Традиционность заключается в близости к египетской государственной модели, характеризующейся «жесткой силой» и обладающей исторически-культурной легитимностью, а новизна определяется «политикой нулевых проблем» с соседними странами [Rubin, 2010].
В ходе второго срока правительство AKP предпринимало попытки сделать Турцию «центром силы». В этот период возрастает активность Турции в международных объединениях, таких как «Группа двадцати», Организация исламского сотрудничества (OIC). Стоит отметить, что за счет партнерских взаимоотношений с партнером по «двадцатке» Бразилией Турция стремится усилить свое влияние в Латинской Америке. В 2009— 2010 гг. Турция была временным членом Совета Безопасности ООН [Oner, 2013].
Системные и региональные факторы в последнее время усилили региональное влияние Турции. Политический вакуум, сложившийся на Ближнем Востоке после войны 2003 г. с Ираком, и потеря доверия к США как государству, обеспечивающему порядок в регионе, расхождения внутри арабского мира и ухудшение арабо-израильского конфликта создали для Турции (как и для Ирана) условия для заполнения данного вакуума и выступления в роли посредника в урегулировании региональных конфликтов. После арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке стал обсуждаться вопрос о турецкой модели как источнике подражания для этих стран, что также усилило «мягкую силу» Турции.
Приоритеты, цели и задачи «мягкой силы» Турции на данном этапе
Турция с ее демократической и светской политической системой, преимущественно мусульманским населением и перспективой вступления в ЕС с 1999 г. оказывает все более возрастающее влияние на соседние страны. Стратегия внешнего продвижения и демонстрации турецкой культуры, составляющая основу «мягкой силы» страны, является недостаточной, поскольку на Ближнем Востоке преобладают «жесткая сила» и неопределенность. Угрозы и вызовы безопасности Турции растут, что может повысить
вероятность постепенного перехода к «жесткой силе». Растущая напряженность между Турцией и Сирией, застопорившиеся переговоры с ЕС, в первую очередь из-за нерешенного кипрского вопроса, замедление процесса реформ, особенно в отношении свободы слова и прессы, могут оказать негативное влияние на «мягкую силу» Турции. Для того, чтобы процесс реформирования вновь ускорился, необходимы несколько факторов. Во-первых, нужно преодолеть терроризм Курдской рабочей партии (PKK). Начавшийся в 2013 г. мирный процесс по решению курдского вопроса может положительно повлиять на «мягкую силу» Турции. Во-вторых, если будет принята новая демократическая конституция, основой которой станет компромисс между различными группами турецкого общества, это положительно повлияет на консолидацию демократии в стране. Указанные меры могут стимулировать переговоры с ЕС. В-третьих, необходимо снизить растущее напряжение в отношениях с Сирией. В-четвертых, требуется урегулировать отношения с Кипром. Если данные вопросы будут решены, «мягкая сила» Турции может возрасти в среднесрочном и долгосрочном периоде [Cirlig, 2013].
В соответствии с новыми задачами внешней политики существует необходимость в реализации многомерной стратегии для продвижения Турции за рубежом, которая охватывает широкий спектр вопросов — от экономических и торговых до вопросов культуры, социального развития и образования, которые в совокупности составляют «мягкую силу» страны.
Нормативно-правовая база
Важным механизмом «мягкой силы» Турции являются подписанные ею со странами-объектами соглашения о стратегическом партнерстве. Наиболее яркими примерами подобных соглашений являются Соглашение о стратегическом партнерстве между Турцией и Казахстаном (2009 г.)2 и Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном (2010 г.). На основе этих соглашений были созданы специальные межправительственные органы — Советы высокого уровня по стратегическому сотрудничеству, призванные служить ключевым механизмом для реализации партнерств. Партнерство с Казахстаном направлено на развитие сотрудничества между странами в различных областях, в том числе посредством создания межгосударственных учреждений, совместную работу по дальнейшей интеграции тюркоязычных государств. В апреле 2013 г. состоялась встреча Группы по совместному стратегическому планированию3. Партнерство Турции и Азербайджана охватывает военные аспекты, вопросы безопасности, гуманитарные вопросы, экономическое сотрудничество. Советы по стратегическому сотрудничеству высокого уровня учреждены также с Киргизией и Украиной, в рамках работы советов были заключены соглашения об отмене виз, сотрудничестве в сфере предпринимательства и логистики. Кроме соглашений со странами, входящими в сферу геополитического влияния, Турция в мае 2010 г. подписала с Бразилией План действий по стратегическому партнерству, а также шесть соглашений, направленных на укрепление законодательной базы сотрудничества между странами, что свидетельствует о стремлении продвигать свое влияние и в латиноамериканском регионе.
2 О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 471-IV Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000471 (дата обращения: 02.02.2014).
3 Ministry of Foreign Affairs of Turkey. Relations between Turkey and Kazakhstan. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-kazakhstan.en.mfa (дата обращения: 02.02.2014).
Помимо соглашений о стратегическом партнерстве Турция обладает широкой базой соглашений со странами — объектами «мягкой силы». Например, между Турцией и Киргизией заключено более 100 соглашений и протоколов по сотрудничеству в сфере образования, культуры, торговли, экономики, транспорта, коммуникаций и в военной сфере, в том числе Соглашение о сотрудничестве и вечной дружбе (1997 г.) и Заявление «Турция и Киргизия: вместе в XXI век» (1999 г.). Между Турцией и Узбекистаном заключено более 90 соглашений об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве.
Система институтов, механизмов и инструментов
Ключевыми ведомствами и институтами Турции, реализующими и координирующими деятельность в области «мягкой силы», являются Министерство иностранных дел, Министерство туризма и культуры, Министерство общественной дипломатии, Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA), Турецкий Красный Полумесяц (Kizilay), Фонд Юнуса Эмре. Важной особенностью является то, что Турция использует для реализации политики «мягкой силы» не только национальные институты, но стремится к созданию межгосударственных объединений.
Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA) является государственным институтом, который осуществляет свою деятельность под контролем премьер-министра с 1992 г. TIKA рассматривается как инструмент внешней политики для приложения совместных усилий на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Центральной Азии, на Балканах и в Африке. TIKA реализует проекты в сфере образования, здравоохранения, сельскохозяйственного развития, туризма и промышленности. Офис TIKA впервые был открыт в Туркмении, к 2002 г. офисы появились еще в 12 странах. К 2012 г. сеть увеличилась до 33 офисов в 30 странах. TIKA реализует проекты в более чем 100 странах на Балканах, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. В 2002 г. фонды развития Турции насчитывали 85 млн долл. США, в 2011 г. - 1,273 млрд долл. США [Oner, 2013].
В 2009 г. по инициативе Турции, Азербайджана, Казахстана и Киргизии был создан Совет по сотрудничеству тюрккоязычных стран (CCTS) — международная межправительственная организация для поддержания мира и безопасности в регионе и развития добрососедских связей между странами. Данные вопросы рассматриваются в рамках саммитов CCTS. В рамках CCTS реализуется ряд важных проектов посредством следующих институтов: Тюркского совета бизнеса, Агентства по транспортным коридорам между тюркоязычными странами, Тюркского научного исследовательского фонда, Фонда по развитию тюркоязычных стран. Планируется создание Тюркского межуниверситетского союза. По инициативе турецкого университета Абант Иззет Байсал была проведена подготовительная встреча представителей ключевых университетов для обсуждения задач союза и способов их достижения.
Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (TurkPA), созданная в 2008 г., является одним из институтов для реализации «мягкой силы» Турции в таких странах Центральной Азии, как Казахстан и Киргизия, а также в Азербайджане.
Для финансирования деятельности по продвижению Турции за рубежом был создан Совет Фонда по продвижению под эгидой премьер-министра. В Совет входят представители Министерства иностранных дел, Министерства культуры и туризма, Генерального директората прессы и информации (DGPI) и Генерального директората
корпорации турецкого радио и телевидения (TRT). Проводится мониторинг результатов проектов, финансируемых Советом.
Безвизовые режимы с соседними странами оказывают положительное влияние на «мягкую силу» Турции из-за роста взаимосвязей между Турцией и этими странами.
Направления политики «мягкой силы» Турции
Одним из важнейших направлений политики «мягкой силы» Турции является культурное сотрудничество и продвижение языка. Программы направлены не только на иностранных граждан, но также на турецких граждан, проживающих за рубежом. Для продвижения Турции за рубежом организуются выставки, дни Турции, недели Турции, годы Турции, сезоны Турции. Турция участвует в существующих фестивалях и культурных событиях, которые позволяют реализовывать стратегию продвижения страны, за рубежом публикуются издания, формирующие положительное представление о Турции и повышающие интерес к стране. Например, в 2003, 2008, 2009 г. «год Турции» был объявлен в Японии, России, Франции соответственно [Oner, 2013]. 2013-й год стал «годом турецкой культуры» в Китае. Год был открыт выступлением артистов турецкой государственной оперы и балета в театре Поли в Пекине 21 марта 2013 г. и завершился шоу «Приглашение Мевляны», которое состоялось в конце декабря 2013 г. Мероприятия в рамках года культуры включают выставки, рассказывающие о культуре Турции, шоу и концерты4. Например, в октябре 2013 г. в Арт-центре Баку прошла выставка «Каллиграфия, миниатюра и керамика», которая, по словам ее организаторов, демонстрирует тесные культурные связи между странами5. В 2009 г. во Франции был объявлен «турецкий сезон», в ходе которого проведено 600 культурных, социальных, политических, экономических и научных мероприятий. Сезон стал крупнейшей и всеобъемлющей кампанией по продвижению страны, реализованной в странах ЕС [Ibid.]. Турция также развивает обмены взрослыми и детскими танцевальными, музыкальными, театральными группами, проведение конкурсов молодых исполнителей, организацию выставок рисунков и фотографии.
В 1993 г. по инициативе Турции была создана Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TURKSOY), которая имеет международный статус. В TURKSOY входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан. Задача TURKSOY — наращивать сотрудничество в сфере культуры и искусства между странами, имеющими тюркские корни. Главный офис организации находится в Анкаре. Высший орган организации — Временный совет министров культуры. Одним из механизмов работы TURKSOY являются встречи художников и других представителей творческих профессий тюркского мира.
Сохранение турецкого культурного наследия и наследия стран-партнеров также является важным инструментом «мягкой силы» Турции. Например, В 2005 г. TIKA финансировала строительство музея в долине Орхун (в Монголии) и перевезла в музей найденные при раскопках манускрипты, которые являются ценными артефактами ту-
4 Ministry of Foreign Affairs of Turkey. Years and Seasons of Turkey recently organized in other countries. Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/years-and-seasons-of-turkey-recently-organized-in-other-countries. en.mfa (дата обращения: 02.02.2014).
5 Baku hosts Calligraphy, Miniature, Ceramics exhibition. Режим доступа: http://wwwazernews.az/ culture/60981.html (дата обращения: 02.02.2014).
рецкой истории6. Также в Монголии был реализован проект по сохранению турецких монументов и восстановлению исторических памятников (MOTAP).
С 2000 г. TIKA реализует проект «Тюркология» в 21 стране, включая Афганистан, Албанию, Белоруссию, Боснию-Герцеговину, Эстонию, Палестину, Грузию, Индию, Казахстан, Киргизию, Косово, Латвию, Литву, Македонию, Монголию, Узбекистан, Словакию, Сирию, Россию, Украину и Йемен. В рамках проекта в известных зарубежных университетах были созданы кафедры по изучению Турции для увеличения числа исследований Турции в международном научном сообществе и повышения уровня заинтересованности Турцией у граждан других государств. Одним из примеров может служить создание кафедры современных исследований Турции в Лондонской школе экономики (LSE) [TIKA, 2008b]. Министерство иностранных дел Турции и другие ответственные за данное направление институты разработали предложения по созданию подобных кафедр в других зарубежных университетах и заключили ряд соглашений в этой сфере. В 2001 г. в рамках проекта «Тюркология» открыта кафедра по изучению Турции на факультете иностранных языков и культур Национального университета Монголии.
Мероприятия в сфере культуры обычно имеют значительное влияние, оценить которое можно только в среднесрочном или долгосрочном периоде. Данные мероприятия помогают преодолеть предубеждения и стереотипы относительно Турции, особенно в европейских странах, и повысить интерес к Турции и ее культуре. Культурная дипломатия проводится в русле турецкой внешней политики и находится в юрисдикции Министерства иностранных дел. Министерство культуры и туризма также принимает участие в продвижении турецкой культуры за рубежом. Созданием турецких культурных центров занимается Министерство иностранных дел. Задача создания центров заключается в том, чтобы «распространять турецкую культуру, язык и искусство и развивать двусторонние отношения между Турцией и другими странами, помогать турецким гражданам в адаптации в той стране, в которой они живут». В настоящее время подобные центры открыты в Берлине, Ганновере, Кёльне, Франкфурте, Алма-Ате, Ашхабаде, Сараево, Тегеране, Аммане, Багдаде, Дамаске и Иерусалиме. Кроме того, турецкие литературные и языковые департаменты и турецкие курсы, созданные в зарубежных университетах, обеспечиваются лекторами и необходимым техническим оборудованием. Несколько турецких образовательных центров, действующих за рубежом, координируются Министерством национального образования и TIKA.
В 2007 г. с целью продвижения турецкой культуры, общества и языка был создан Институт Юнуса Эмре. Деятельность института направлена на исследование возможностей по улучшению продвижения и обучения турецкой культуре, истории, языку и литературе, поддержке научных исследований посредством сотрудничества с различными организациями и информирования общественности посредством публикации результатов работы. Институт также проводит обучение ученых и исследователей, занимающихся турецким языком, историей, культурой, искусством и музыкой, а также реализует сертификационные программы. Институт участвовал в создании турецких культурных центров Юнуса Эмре в различных странах для продвижения турецкого языка, культуры, искусства и истории. Данные центры проводят культурные мероприятия, реализуют научные проекты и учебные курсы, направленные на укрепление дружественных связей и увеличение культурных обменов с другими странами. Центры
6 Prime Minister Recep Tayyip Erdo an Observed TiKA’s Operations in Mongolia. Режим доступа: http://www.tika.gov.tr/en/haber/prime-minister-recep-tayyip-erdogan-observed-tikas-operations-in-mongolia/559 (дата обращения: 02.02.2014).
Юнуса Эмре были открыты в Албании, Бельгии, Боснии, Грузии, Великобритании, Иране, Японии, Казахстане, Северном Кипре, Косово, Ливане, Венгрии, Македонии, Египте, Польше, Румынии и Сирии. Расположение центров демонстрирует ориентированность на Балканы и Ближний Восток, что соотносится с одним из подходов турецкой внешней политики — ориентацией на общность культурного наследия. Турция проводит научные и культурные фестивали турецкого мира. В мае 2013 г. второй подобный фестиваль состоялся в турецком университете Мугла7.
Для продвижения положительного имиджа страны Турция также использует кинематограф. На сайте Министерства культуры размещены документальные фильмы, рассказывающие о Турции8. Турецкие режиссеры представляют свои работы на кинофестивалях регионального и мирового уровня. В последнее время растет популярность турецких сериалов на Ближнем Востоке и Балканах, что является еще одним показателем роста «мягкой силы» Турции. В апреле 2010 г. Турция запустила первый арабский спутниковый телевизионный канал.
В качестве второго по значимости направления политики «мягкой силы» Турции можно рассматривать сотрудничество в области образования, науки и инноваций. Турция позиционирует себя как будущий ключевой центр привлечения иностранных студентов в силу качественного конкурентоспособного и инновационного образования. В стране функционируют 103 государственных и 65 частных университетов, которые реализуют широкий спектр академических программ9. Например, в рамках Образовательной программы Босфор (Bosphorus Undergraduate Scholarship Program), охватывающей такие специальности, как экономика, технические науки и политология, в турецкие университеты приглашаются студенты ряда стран, в том числе Бразилии, Монголии и Вьетнама. Турция не только привлекает студентов к обучению в стране, но и открывает филиалы и образовательные программы за рубежом. В Монголии создана сеть турецких школ, имеющих статус учреждений высшего образования (в 1994 г. школы были открыты в Улан-Баторе, Байян-Улглии, Даркхане, в 1999 г. — в Эрденете)10. Лозунг школ — «лучшее будущее посредством качественного образования». Преподавание ведется на английском, турецком и монгольском языках. Турция поставляет книги и оборудование для данных школ. К настоящему моменту количество выпускников школ насчитывает 2976 человек. Многие из них продолжили получать образование в Турции. В 2012 г. свыше 1000 монгольских студентов проходили обучение в Турции11. В Таджикистане открыта сеть турецких лицеев «Шелале» и «Измир»12. При поддержке TIKA в 1996 г. в Душанбе был открыт турецкий образовательный центр (TOMER). В Узбекистане Турцией был создан ряд лицеев, в которых обучают турецкому языку.
7 Activities of the Turkic Council. Режим доступа: http://www.turkkon.org/eng/icerik.php?no=14 (дата обращения: 02.02.2014).
8 Ministry of Culture of Turkey. Promotional Films of Turkey. Режим доступа: http://www.kultur.gov.tr/ EN,36442/promotional-films-of-turkey.html (дата обращения: 02.02.2014).
9 Message from President, Study in Turkey. Режим доступа: http://studyinturkey.org.tr/index.php/en/
about-us/foreign-economic-relations-board/message-from-the-president http://www.turkkon.org/eng/ic-
erik.php?no=14 (дата обращения: 02.02.2014).
10 Mongolian Turkish Schools. Режим доступа: http://monturk.edu.mn/about-us/ (дата обращения:
02.02.2014) .
11 InfoMongolia. Режим доступа: http://www.infomongolia.com/ct/ci/4611 (дата обращения:
02.02.2014) .
12 Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Tajikistan. Cooperation of the Republic of Tajikistan with the Republic of Turkey. Режим доступа: http://mfa.tj/index.php?node=article&id=376 (дата обращения:
02.02.2014) .
С 2002 г. Турция создает во Вьетнаме международные двуязычные школы. В 2013 г. пятая школа была открыта в Ханое.
Успешной практикой стало создание совместных образовательных учреждений в странах — объектах «мягкой силы», в первую очередь в Казахстане и Киргизии. В 1991 г. был создан международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Яссави (МКТУ) в г. Туркестан. В настоящее время на 11 факультетах университета обучается около 20 тыс. студентов и аспирантов из Казахстана, Турции, а также других государств региона. В университете работают 63 специалиста из Турции. Турция выделила 100 млн долл. США на развитие инфраструктуры кампуса университета13. В 1995 г. в Бишкеке был создан межгосударственный Киргизо-турецкий университет Манас (KTMU), в котором проходят обучение студенты из 16 стран. В университете реализуются 32 направления обучения бакалавров, 12 направлений для выпускников. Университет осуществляет образовательную деятельность на бесплатной основе. Структура университета включает девять факультетов: экономики и менеджмента, гуманитарных наук, естественных наук, инженерных наук, коммуникаций, ветеринарии, сельского хозяйства, искусств, теологии; четыре высшие школы: туризма и отельного менеджмента, иностранных языков, консерватория, физической культуры и спорта; три исследовательских центра: тюркской цивилизации, изучения Центральной Азии, биотехнологий и биоразнообразия. Преподавание в университете ведется на киргизском, турецком и английском языках14.
Турция поддерживает развитие партнерских отношений между своими университетами и университетами стран — объектов «мягкой силы», базирующихся на межуниверситетских соглашениях. Например, более 10 университетов Турции и Украины установили партнерские отношения и заключили соответствующие соглашения, в том числе Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический университет» и Ближневосточный технический университет Анкары, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко и Университет Гази (Анкара), Университет Таврии (Симферополь) и Университет Анкары и др.15 Формы межуниверситетского сотрудничества включают взаимные обмены студентами и преподавателями, совместные спортивные мероприятия. Важно отметить, что сотрудничество развивается не только между университетами в крупных городах, но и между региональными университетами, что способствует развитию межрегиональных связей между Турцией и Украиной.
Развитию сотрудничества в области науки и технологий призваны служить двусторонние соглашений. Ярким примером является сотрудничество в этой сфере между Турцией и Украиной. В 2007 г. и 2009 г. соответственно были заключены Рамочное соглашение между правительством Украины и Правительством Турции о сотрудничестве в сфере исследований и космоса и Соглашение между правительствами стран в сфере науки и технологий. Также был подписан ряд межведомственных соглашений, например, в 2003 г. Министерство образования и науки Украины и Совет научных и технических исследований Турции (TUBiTAK) подписали Исполнительный протокол по сотрудничеству и Хартию о международной лаборатории высоких технологий. Эти документы определяют основные направления и механизмы сотрудничества. В том же году Национальная академия наук Украины и TUBITAK подписали Соглашение и протокол
13 Ahmet Yesevi University. History. Режим доступа: http://www.yesevi.edu.tr/eng/index. php?option=com_content&view=article&id=1&Itemid=2 (дата обращения: 02.02.2014).
14 Kyrgyzstan-Turkey Manas University. Режим доступа: http://bishkek2013.bolognaexperts.net/page/ kyrgyzstan-turkey-manas-university (дата обращения: 02.02.2014).
15 Полный список университетов доступен на сайте посольства Украины в Турции. Режим доступа: http://turkey.mfa.gov.ua/en/ukraine-tr/culture (дата обращения: 02.02.2014).
о сотрудничестве. Все эти соглашения стали необходимой законодательной базой для реализации совместных научных и исследовательских проектов в сфере фундаментальных и прикладных наук. В 2005 г. были подписаны Соглашение и Протокол о сотрудничестве между Национальной академией наук Украины и Академией наук Турции. Приоритеты сотрудничества в данной сфере включают подготовку совместных концептуальных документов, поддержку совместных научно-исследовательских институтов, таких как Украинско-турецкий комитет по сотрудничеству в сфере науки и технологий и Координирующий комитет международной лаборатории высоких технологий. Работа Совета направлена на улучшение инвестиционного климата между странами, диверсификацию экономики, развитие предпринимательства16.
Немаловажную роль для реализации политики «мягкой силы» играет развитие деловых связей со странами-объектами. Турецкие предприниматели активны в странах, граничащих с Турцией, как и в странах региона в целом. На конец 2012 г. Турция успешно реализовала 7 тыс. проектов в 100 странах мира. Общий оборот турецкого строительного и технического сектора достиг 242 млрд долл. США. В 2012 г. 33 турецкие фирмы были включены в топ-225 международных подрядчиков, заняв второе место после китайских компаний17. Для развития деловых связей активно используются бизнес-советы, как двусторонние, так и многосторонние. Одними из первых (в 1991— 1992 гг.) были учреждены бизнес-советы с Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, поскольку данные страны рассматриваются Турцией как важные экономические и торговые партнеры в регионе. Несмотря на невысокий уровень развития экономических и торговых связей между Турцией и Монголией в силу значительной географической удаленности стран, в 1993 г. между странами был учрежден турецкомонгольский бизнес-совет18.
Деятельность советов направлена на поддержку деятельности турецких компаний, урегулирование проблем, возникающих у компаний при взаимодействии с местными властями. Советы также взаимодействуют с третьими странами для реализации трехстороннего сотрудничества, анализируют информацию о приоритетных направлениях и вызовах ведения бизнеса в странах. Советы реализуют профессиональные тренинги и семинары, посвященные возможностям инвестирования. В качестве наиболее благоприятной страны для инвестирования в регионе Турция рассматривает Киргизию. На начало декабря 2013 г. инвестиции турецких предпринимателей в Киргизию составили 500 млн долл. США19. Другой страной с наибольшим объемом инвестиций из Турции является Узбекистан. В период с 1992 г. по 2010 г. турецкие строительные компании инвестировали в Узбекистан почти 1,8 млрд долл. США20. Инвестиции направлены главным образом в легкую промышленность, строительство, малое и среднее предпринимательство, текстильную и пищевую промышленность21. Посредством советов
16 Scientific and technical cooperation, Embassy of Ukraine in the Republic of Turkey. Режим доступа: http://turkey.mfa.gov.ua/en/ukraine-tr/science (дата обращения: 02.02.2014).
17 Ministry of Foreign Affairs of Turkey. Economic Outlook of Turkey. Режим доступа: http://www.mfa. gov.tr/prospects-and-recent-developments-in-the-turkish-economy.en.mfa (дата обращения: 02.02.2014).
18 Turkish — Mongolian Business Council. Режим доступа: http://www.turkey-now.org/Default.aspx?m ID=131&mSID=132&pgID=1221&langid=1 (дата обращения: 02.02.2014).
19 The assistance of our Kyrgyz brothers during the founding of the Turkish Republic can’t be forgotten. Режим доступа: http://www.tobb.org.tr/Sayfalar/Detay.php?rid=19115&lst=MansetListesi (дата обращения: 02.02.2014).
20 Uzbekistan: Tashkent Takes Hardline Approach on Containing Turkish Soft Power. Режим доступа: http://www.eurasianet.org/node/65217 (дата обращения: 02.02.2014).
21 Turkish — Uzbek Business Council. Режим доступа: http://en.deik.org.tr/Konsey/61/Turkish_Uzbek. html (дата обращения: 02.02.2014).
Турция реализует свою стратегию брендинга и развивает бизнес в странах-объектах, продвигая себя как страну с идеальными условиями для ведения бизнеса. Бизнессоветы могут иметь и региональную направленность, например Турецко-украинский бизнес-совет проводит встречи в регионах, были созданы несколько региональных бизнес-комитетов: турецко-донецкий, турецко-крымский, турецко-симферопольский, турецко-одесский.
В 2008 г. был создан Мировой турецкий бизнес-совет (DTiK), деятельность которого направлена на объединение небольших разрозненных турецких бизнес-структур в рамках одной сильной организации для усиления их продвижения за рубежом. Президентом DTiK является Р. Хисарсиклиоглу. Основная цель DTiK — стимулировать экономические и торговые связи в рамках турецкого бизнес-сообщества вне Турции, создать единый центр для решения проблем, с которыми сталкиваются турецкие предприниматели за рубежом, способствовать устойчивому положительному имиджу Турции за рубежом22. Развитию деловых связей со странами Центральной Азии призван служить Тюркский совет бизнеса (Turkic Business Council, TBK). Обсуждение создания Совета состоялось по инициативе Турции в Анкаре в октябре 2011 г. Создание Совета было закреплено институционально. Странами — участницами Совета также являются Азербайджан, Казахстан и Киргизия. Задачи TBK включают развитие проектов и программ, направленных на упрощение сотрудничества в сфере бизнеса, взаимных инвестиций, трансграничного сотрудничества, создание совместных венчурных проектов; укрепление институционных связей для установления устойчивого механизма диалога; обеспечение диалога между государственным и частным сектором, включая исследования потребностей бизнеса, возможностей и вызовов; гармонизацию законодательной и административной базы для создания благоприятных условий для ведения бизнеса и развития экономических связей между странами; предоставление государствам — участницам TBK актуальной информации о текущей экономической ситуации, инвестиционных возможностях, торговой политике и изменениях в законодательстве; проведение курсов обучения для представителей стран-участниц для обмена лучшими практиками. Страны участвуют в TBK через компании, представляющие национальные бизнес-сообщества. Для Турции эту роль выполняет Союз торгово-промышленных палат и товарных бирж (TOBB)23.
В последнее время одним из важных инструментов внешней политики Турции и ее «мягкой силы» стала общественная дипломатия, которая направлена на повышение значимости Турции в глазах международного сообщества. В 2010 г. было создано Министерство общественной дипломатии Турции под руководством премьер-министра, что стало одним из признаков институализации «мягкой силы» в Турции. Деятельность общественной дипломатии имеет два направления: «от государства к обществу» и «от общества к государству». Первое сфокусировано на объяснении политики и направлений деятельности правительства международному сообществу при помощи официальных инструментов, во втором случае в ходе процессов коммуникации используются НПО, исследовательские институты, пресса и университеты. Деятельность общественной дипломатии реализуется напрямую или косвенно несколькими институтами, такими как Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA), Турецкий
22 World Turkish Business Council. Режим доступа: http://www.turkey-now.org/Default.aspx?mID=13 1&mSID=143&pgID=1618&langid=1 (дата обращения: 02.02.2014).
23 Agreement on the Establishment of the Joint Business Council of Turkic Speaking States. Режим доступа: http://www.turkkon.org/uploads/TA%rk%20A0AY%20Konseyi%20KuruluAY%20AnlaAYmasA±%20 °ngilizce.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
Красный Полумесяц (Kizilay), Министерство туризма и культуры, Министерство иностранных дел, Национальное телевидение Турции (TRT), Фонд Юнуса Эмре. Задачу по улучшению взаимосвязанности и скоординированности между этими институтами решает Министерство общественной дипломатии Турции.
В реализации общественной дипломатии активно задействованы НПО, организации по оказанию помощи, организации по правам человека, фонды, университеты, гражданские платформы, пресса и другие акторы гражданского общества. Перед Турцией стоит задача усовершенствования механизмов сотрудничества между государственными институтами и НПО в сфере общественной дипломатии [Kalin, 2011].
Мероприятия общественной дипломатии охватывают науку и технологии, экономику, туризм, культуру, искусство, иностранную помощь и средства массовой информации, которые в совокупности помогают информировать мировое сообщество о новом потенциале Турции. Координируя данную деятельность, министерство содействует стратегической коммуникации и эффективному продвижению Турции в мире. Деятельность турецкой общественной дипломатии включает конференции видных ученых, журналистские программы, встречи с представителями иностранной прессы, встречи экспертов в сфере общественной дипломатии, семинары в сфере внешней политики, «европейские» встречи и Глобальный форум в Стамбуле, который впервые состоялся в октябре 2012 г. В форуме приняли участие политики, ученые, писатели, журналисты. Цель конференций видных ученых состоит в привлечении политиков, ученых, журналистов и специалистов в Турцию. Журналистские программы направлены на приглашение нескольких представителей иностранной прессы в Турцию. Обычно они остаются в Турции на неделю, их сопровождают представители органов государственной власти высокого уровня. Также журналисты могут встречаться с представителями прессы и исследовательских институтов Турции. Программа направлена на предоставление возможности представителям иностранной прессы получить информацию о политике и недавних достижениях Турции от лиц, принимающих решения. Страновые программы призваны сблизить исследователей и специалистов по изучению Турции из разных стран и из Турции. Встречи проводятся в различных странах и организуются в сотрудничестве с одним из ведущих мозговых центров страны, в которой проводится встреча. Встречи экспертов в сфере общественной дипломатии проводятся ежемесячно в различных городах Турции посредством сотрудничества с университетом и с привлечением специалистов и чиновников высокого уровня. Семинары в сфере внешней политики также проходят во многих городах Турции. В семинарах принимают участие политологи и специалисты, занимающиеся внешней политикой. «Европейские» встречи включают ученых, которые специализируются на европейской идентичности и культуре и обсуждают будущее Европы. За последние три года с момента создания Министерства общественной дипломатии 80 человек были приглашены на конференции, также были приглашены журналистские группы из шести стран. В семи городах были проведены встречи экспертов в сфере общественной дипломатии, в рамках молодежных программ в Турцию приглашены 40 студентов из различных стран региона.
В последние годы турецкие НПО и бизнес-организации, такие как Союз торговых палат и товарных бирж Турции (TOBB) и Конфедерация промышленников и предпринимателей Турции (TUSKON), активизировали деятельность в соседних регионах.
Содействие международному развитию также является неотъемлемым направлением политики «мягкой силы» Турции. С 1950-х годов роль Турции в содействии международному развитию претерпела значительные изменения. Положительная экономическая динамика и возросшее чувство ответственности за глобальную безопасность
и стабильность сделали Турцию новым важным участником архитектуры содействия международному развитию.
Ключевым документом, координирующим деятельность Турции в сфере содействия развитию, является Закон No. 4668 об организации и обязанностях Турецкого агентства по международному сотрудничеству и развитию (от 21 мая 2001 г.), в котором определен состав Координационного совета, включающий Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство национального образования, Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики и природных ресурсов, Министерство культуры и туризма, Совет по исследованиям в сфере науки и технологий (TUBITAK) и другие организации24. Закон No. 4749 о государственных финансах и регулировании управления долгом (от 8 апреля 2002 г.) определяет характер грантов для зарубежных стран и институтов. Гранты могут быть денежными, либо предоставляются в форме услуг. Координационный совет принимает решение относительно выделения гранта по рекомендации министерства, ответственного за данную сферу, и при согласии Министерства иностранных дел. Решение о грантах в форме услуг принимает Координационный совет.
Турецкая помощь развитию осуществляется через Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA). Турция ставит перед собой задачи сократить уровень бедности и способствовать устойчивому развитию стран-партнеров, в том числе посредством развития человеческих ресурсов, содействовать достижению ЦРТ. Деятельность TIKA реализуется в следующих формах: обеспечение помощи для наращивания потенциала развития, обучение экспертов, обеспечение оборудованием, финансирование инфраструктурных проектов, финансирование проектов по восстановлению и модернизации (школ, больниц и т.д.), гуманитарная помощь.
В 30 странах-партнерах находятся 33 координационных офиса TIKA, задачей которых является взаимодействие с местными стейкхолдерами, реализация программ помощи и сбор необходимой информации о стране. Деятельность TIKA не ограничивается только 30 странами, в которых есть офисы, TIKA реализует проекты более чем в 100 странах. В период с 2002 г. по 2010 г. было подписано 6714 проектов, в 3 раза больше, чем в 1992—2002 гг. В 2012 г. общая стоимость помощи, оказанной Турцией, достигала 1,5 млрд долл. США (по сравнению с 40—80 млн долл. США до 2002 г. и 700 млн долл. с 2006 г. по 2009 г.). В 2011 г., по подсчетам ОЭСР, Турция больше других стран увеличила расходы на проекты, направленные на содействие развитию25.
Деятельность TIKA преимущественно направлена на страны Центральной Азии и Кавказ. В 2006 г. 50% проектов (в 2007 г. - 56%, в 2009 г. - 44,4%, в 2010 г. - 36,1%) TIKA реализовывались в странах Центральной Азии и на Кавказе, 38% — в Европе, 10% — в странах Ближнего Востока и Африки. Согласно данным 2009 г., 45% официальной помощи развитию (ОПР) Турции направлялось в страны Южной и Центральной Азии, которые остаются ключевыми партнерами, 27% - на Балканы и в восточноевропейские страны. В 2011 г. из 1473 проектов в области развития 805 имели место в странах Центральной Азии и на Кавказе, 425 - на Балканах и в странах Восточной Европы, 202 - в странах Ближнего Востока и Африки26.
24 Agenda Item III: Development Policy. Режим доступа: http://www.abgs.gov.tr/tarama/tarama_ files/30/SC30DET_Development%20Policy.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
25 TIKA’s Field ofActivity. Режим доступа: http://www.tika.gov.tr/faaliyet-alanlari/2 (дата обращения:
02.02.2014).
26 Turkey’s Foreign-Aid Priority Is Central Asia. Режим доступа: http://www.al-monitor.com/pulse/ originals/2013/05/turkey-foreign-aid-central-asia.html (дата обращения: 02.02.2014).
Турция реализует проекты в четырех ключевых сферах — социальной инфраструктуры и службы, экономической инфраструктуры и службы, производственном секторе, многосекторных направлениях. Первое направление включает образование, здравоохранение, улучшение государственной и общественной инфраструктуры, водоснабжение, административную инфраструктуру и другие направления социальной инфраструктуры. Второе направление охватывает транспортную, коммуникационную, энергетическую, банковскую и другие сферы. Содействие развитию в сфере производственного сектора включает такие направления, как сельское хозяйство, промышленность, торговля и туризм.
Официальная помощь развитию стала неотъемлемой частью турецкой внешней политики. Турция увеличивает объемы ОПР в странах, население которых страдает от конфликтов или природных бедствий, поскольку одной из основных задач внешней политики страны является поддержание мирной и устойчивой обстановки в соседних странах. Статистику ОПР для Турции осуществляет TIKA.
На сегодняшний момент TIKA находится на ранних стадиях вовлечения гражданского общества в содействие развитию. Лишь незначительное число НПО принимало участие в мероприятиях TIKA по доставке помощи. У TIKA нет стратегии взаимодействия с местными НПО для привлечения их в качестве партнеров в программы развития, TIKA не реализует специализированные программы по укреплению гражданского общества в странах-реципиентах [Bikmen, 2013].
По данным доклада о глобальной гуманитарной помощи, в 2012 г. Турция занимала 4-е место по объему предоставленной помощи, выделив 1 млрд долл. США [Development Initiatives, 2013]. Большая часть помощи была направлена на поддержку населения Сирии.
Примеры реализации политики «мягкой силы» Турции в разных странах
Используемые механизмы «мягкой силы» Турции отчетливо прослеживаются на конкретных страновых примерах, представленных ниже. Одним из ключевых объектов применения «мягкой силы» Турции является Азербайджан. Между Турцией и Азербайджаном установились многосторонние и развитые отношения в сфере образования. По данным на конец 2011 г., больше всего азербайджанских студентов обучалось в Турции (487 человек по сравнению с 270 — в РФ, 30 — в КНР, 6 — в Египте). Законодательную базу сотрудничества определяют два ключевых документа, подписанные Министерствами образования обеих стран. Первый документ — Протокол о сотрудничестве в сфере образования и науки, подписанный в ноябре 1998 г. Протокол заложил основу нового этапа обмена студентами, поскольку, согласно протоколу, распределение стипендий, выделенных турецкой стороной Азербайджану, по университетам и специальностям стало определяться Азербайджаном с учетом потребностей рынка труда страны. Второй документ — Протокол о сотрудничестве в сфере образования и науки, подписанный в 2000 г. Согласно данному протоколу определяется ежегодная квота для обучения азербайджанских студентов в вузах Турции. В 2010—2011 учебном году Турция выделила 125 квот, в 2011—2012 учебном году — 150. В последние годы Турция увеличила число стипендий для последипломного обучения. Азербайджанские студенты получают образование в Турции по следующим специальностям: международные отношения, турецкий язык и литература, медицина, фармацевтика, государственное управление, туризм и гостиничное дело, маркетинг, менеджмент человеческих ресурсов, экономика
предпринимательства, технология легкой и пищевой промышленности, лесоводство, журналистика27.
В силу того, что за последние два десятилетия Казахстан стал одной из наиболее динамично развивающихся экономик в евразийском регионе благодаря проведенным реформам в сфере социально-экономической модернизации и политической демократизации, эта страна рассматривается Турцией как важный торгово-экономический партнер и площадка для инвестирования. Деятельность турецко-казахского бизнессовета направлена на создание свободных экономических зон и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Совет служит инструментом поиска и распространения информации о возможностях для инвестирования в Казахстане28. Турецкие компании главным образом заинтересованы в инвестициях в такие отрасли Казахстана, как продовольствие, нефтяная промышленность, банковская сфера, розничная торговля и туризм. Экономическое влияние Турции подкрепляется культурным влиянием, которое развивается посредством Международной организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (TURKSOY). Как и в других странах — объектах «мягкой силы», Турция продвигает в Казахстане турецкий язык, в частности, в рамках проекта «Тюркология» создана кафедра турецкого языка и литературы в крупнейшем университете Казахстана — Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, в 2013 г. вошедшем в рейтинг 50 лучших университетов, созданных менее полувека назад, по версии QS29. Турция и Казахстан активно сотрудничают в образовательной сфере. По данным Совета по высшему образованию Турции, с 1992 г. в Турцию на безвозмездной основе из Казахстана были направлены для обучения в местных вузах 3150 человек. Из них 1388 полностью завершили учебу и 658 студентов продолжают учебу. Турция также реализует политику содействия развитию Казахстана. TIKA реализовала в Казахстане проекты в сфере усовершенствования работы статистического агентства, создания компьютерных классов, развития бизнеса по ручному производству ковров, профессиональной подготовки полиции, восстановлению исторических памятников [TIKA, 2008а]. В 2011—2012 гг. Турция реализовала в Казахстане двухступенчатый проект по развитию образования для слабовидящих людей. На первом этапе была организована поездка-тренинг для руководства школы Semey 3 для слабовидящих людей в Анкару, Стамбул и Измир. На втором этапе проекта Турция передала в школу Semey оборудование, позволяющее переводить обычный текст в текст Брайля30.
Вторым по значимости объектом «мягкой силы» после Казахстана среди стран Центральной Азии для Турции является Киргизия. Между странами в марте 1992 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере образования, культуры и науки. В рамках проекта «Тюркология» открыта кафедра турецкого языка и литературы в Киргизо-узбекском государственном университете, турецкий культурный центр в государственном университете Нарын, Бишкекский культурный центр. Турция реализует в Киргизии проекты в сфере содействия развитию по следующим направлениям:
27 Министерство образования Азербайджанской Республики. Обучение за рубежом за счет стипендий. Режим доступа: http://www.edu.gov.az/view.php?lang=ru&menu=133 (дата обращения:
02.02.2014).
28 Turkish — Kazakh Business Council. Режим доступа: http://www.turkey-now.org/Default.aspx?mID =131&mSID=132&pgID=1218&langid=1 (дата обращения: 02.02.2014).
29 И снова — в числе лучших! ЕНУ вошел в топ-50 рейтинга QS Top 50 Under 50. Режим доступа: http://www.enu.kz/ru/info/novosti-enu/25353/ (дата обращения: 02.02.2014).
30 The Project to Develop Education for the Visually Impaired in Kazakstan Has Been Completed. Режим
доступа: http://www.tika.gov.tr/en/haber/the-project-to-develop-education-for-the-visually-impaired-in-
kazakstan-has-been-completed/664 (дата обращения: 02.02.2014).
повышение занятости (в форме профессиональных тренингов); строительство домов для людей, потерявших жилище из-за социальных волнений и природных бедствий; создание специализированных медицинских центров; развитие малой и средней предпринимательской деятельности; улучшение работы статистических служб; сохранение исторических памятников. С 2008 г. Турция реализует в Киргизии международный проект по сотрудничеству в сфере профессиональной подготовки полиции. Проект направлен на внедрение международных стандартов для принятия в полицию, выработку скоординированного подхода к решению региональных вопросов безопасности, подготовку должностных лиц высшего уровня, создание специальных департаментов в тех странах, с которыми Турция ведет тесное сотрудничество31. В 2013 г. в Анкаре Турция организовала для 25 монгольских прокуроров тренинг «Криминалистика», который позволил его участникам получить более подробную информацию о системе правосудия Турции32.
В Таджикистане и Узбекистане Турция реализует свое влияние главным образом посредством распространения турецкого языка и содействия развитию. В рамках проекта «Тюркология» была создана кафедра тюркских языков на факультете изучения узбекских языков Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, кафедра тюркологии в Институте востоковедения, турецкий языковой и культурный центр в Институте иностранных языков Самаркандского государственного университета. Турция осуществила в Таджикистане проекты по восстановлению водной станции Хисар, созданию водной станции в Чиргатоле, восстановлению приюта для детей с психическими и физическими расстройствами Чорбох [TIKA, 2008a]. Проекты Турции по содействию развитию Узбекистана направлены на снижение выбросов парниковых газов, предотвращение потерь семян при посадке, развитие фермерской деятельности по производству фисташек. Турция провела профессиональную подготовку узбекских женщин, которые занимаются изготовлением одежды. В Узбекистане Турция реализует проект «Инклюзивное образование», направленный на обеспечение образования детей с инвалидностью. С этой целью при помощи TIKA была полностью переоборудована школа № 10 в г. Карши. В мае 2013 г. в рамках данного проекта Турция открыла в Карши компьютерный класс.
Продвижение «мягкой силы» Турции в Армении осложнено неурегулированными вопросами двусторонних отношений, отсутствием широкой нормативной базы. Тем не менее страны осознают положительный потенциал наращивания делового сотрудничества. Для развития деловых связей в мае 1997 г. был создан Турецко-армянский совет по развитию бизнеса (TABDC)33. Председателями TABDC являются А. Газарян и К. Сойяк. На данном этапе сотрудничество в сфере образования и культуры между странами развито слабо. Только в одном университете Армении (Ереванском государственном университете, факультет востоковедения) реализуется программа по изучению современного турецкого языка, арабского, персидского языков, турецкой и османской истории, литературы и культуры34.
31 Administrative and Civil Infrastructures. Режим доступа: http://www.tika.gov.tr/en/fields-of-activity/ social-infrastructure-and-services/administrative-and-civil-infrastructures/5 (дата обращения: 02.02.2014).
32 Training Provided to Prosecutors in Mongolia. Режим доступа: http://www.tika.gov.tr/en/haber/ training-provided-to-prosecutors-in-mongolia/669 (дата обращения: 02.02.2014).
33 Официальный сайт TABDC. Режим доступа: http://www.tabdc.org/ (дата обращения:
02.02.2014).
34 Turkish Language Studies. Режим обращения: http://www.turkish-studies.com/University/Turkish_ Studies_Armenia.html (дата обращения: 02.02.2014).
В Восточной Европе политика «мягкой силы» Турции в первую очередь направлена на Украину. Благодаря усилиям турецких дипломатов за последние два десятилетия между странами активно развивается сотрудничество в сфере образования и культуры. В рамках проекта «Тюркология» открыта кафедра по изучению Турции в Национальном университете им. Тараса Шевченко в Киеве. В мае 2013 г. TIKA организовала дни турецкой культуры и искусства в данном университете35. Турция проводит активную политику по содействию развитию Украины, в том числе реализует проекты в сфере социальных служб занятости (в форме профессиональных тренингов) и проекты по строительству домов для людей, потерявших жилище из-за социальных волнений и природных бедствий.
Как отмечалось выше, Турция стремится распространить свое влияние не только на евразийском пространстве, но и в других регионах мира, в том числе в Азии и Латинской Америке. В качестве примера можно рассмотреть взаимодействие Турции с Вьетнамом36 и Бразилией. Турция стремится продвигать свое влияние во Вьетнаме за счет интенсификации образовательного, культурного и делового сотрудничества. В качестве мер по развитию культурного сотрудничества с Вьетнамом Турция рассматривает следующие шаги: проведение годов культуры, создание совместных новостных сетей, обмен журналистами, расширение обменов сериалами и художественными фильмами между странами37. Турецко-вьетнамский бизнес-совет, созданный в октябре 2005 г., призван способствовать увеличению инвестиций турецких предпринимателей в различных сферах. Совет координируется Палатой торговли и промышленности Вьетнама38.
Бразилия рассматривается Турцией как важный партнер, сотрудничество с которым реализуется не только на двустороннем, но и на многостороннем уровне, в первую очередь в рамках «Группы двадцати». Прежде всего Турция заинтересована в продвижении бренда своей страны как надежного делового партнера для наращивания инвестиционного влияния в Бразилии. В 2006 г. был создан Турецко-бразильский бизнес-совет. Турцию в нем представляет Комитет иностранных экономических связей (DEIK), Бразилию — Федерация промышленников штата Сан-Паулу (FIESP)39. Сопутствующими направлениями является образовательное, культурное и научное сотрудничество. Сотрудничество между Турцией и Бразилией основывается на Соглашении о сотрудничестве в сфере культуры и образования, подписанном 17 апреля 1996 г. 1 сентября 1997 г. между Техническим университетом Стамбула и Университетом Сан-Паулу было заключено соглашение. В рамках данного соглашения реализуются программы по обмену студентами и преподавателями, а также совместные научно-исследовательские проекты. В конце 2006 г. в Колледже прекрасного будущего (Colegio Belo Futuro) было
35 TIKA Gave Support to Turkish Culture and Art Days Events in Kiev. Режим доступа: http://www.tika. gov.tr/en/haber/tika-gave-support-to-turkish-culture-and-art-days-events-in-kiev/577 (дата обращения:
02.02.2014) .
36 Embassy of Vietnam in Turkey Official Website. Режим доступа: http://www.vietnamembassy-tur-key.org/en/nr070521165956/news_object_view?newsPath=/vnemb.vn/cn_vakv/ca_tbd/nr040819111850/ ns070801005109 (дата обращения: 02.02.2014).
37 The search for a strategic vision in Turkish-Vietnamese relations. Режим доступа: http://www.turk-ishweekly.net/columnist/3741/the-search-for-a-strategic-vision-in-turkish-vietnamese-relations.html (дата обращения: 02.02.2014).
38 Turkish — Vietnamese Business Council. Режим доступа: http://www.turkey-now.org/Default.aspx? mID=131&mSID=135&pgID=1237&langid=1 (дата обращения: 02.02.2014).
39 Ministry of Economy of Turkey. Countries & Regions — Americas — Brazil. Режим доступа: http:// www economy. gov.tr/index.cfm?sayfa=countriesandregions&country=BR®ion=1 (дата обращения:
02.02.2014) .
начато преподавание турецкого языка. Развивается сотрудничество между Университетом Анкары и Университетами Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу40. Между Турцией и Бразилией в апреле 1995 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере культуры и образования. В марте 2013 г. состоялась встреча министров культуры Турции и Бразилии для выработки плана действий в сфере культурного сотрудничества, в первую очередь в сфере киноиндустрии41.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что политика «мягкой силы» за последние два десятилетия приобрела ключевое значение для реализации приоритетов внешней политики Турции. Изначально политика «мягкой силы» Турции формировалась на основании исторической, культурной и языковой общности стран евразийского региона, однако Турция не ограничилась лишь данными направлениями, она стала активно развивать деловые связи, проводить политику по содействию развитию стран, входящих в сферу ее геополитического влияния. За последнее десятилетие Турцией был выработан комплекс форм реализации «мягкой силы», доказавших свою эффективность. В сфере продвижения культуры и языка подобными формами стали создание школ, в которых изучаются турецкий язык, турецкая история и культура, и кафедр преподавания турецкого языка в крупнейших университетах стран-объектов, а также финансирование восстановления исторических памятников, относящихся к турецкой истории, в странах-объектах. В сфере сотрудничества в области образования, науки и инноваций Турция поддерживает заключение соглашений о сотрудничестве между университетами, а также совместные исследовательские проекты в рамках реализации программ научнотехнического сотрудничества со странами — объектами «мягкой силы». Главным инструментом развития деловых связей стали двусторонние и многосторонние бизнессоветы, упрощающие деятельность турецких предпринимателей в странах-объектах. Богатый опыт плодотворной работы в сфере содействия международному развитию был накоплен Турцией за счет органично функционирующей системы содействия международному развитию, базирующейся на ключевом институте — TIKA, создании широкой сети локальных офисов TIKA в приоритетных странах, оценке приоритетных сфер для стран-объектов и реализации проектов именно в этих сферах. Демократические реформы, проведенные в Турции в 2000-е годы, стимулировали активность турецких бизнес-организаций и НПО, что способствовало наращиванию потенциала общественной дипломатии страны.
Таким образом, новая, постоянно трансформирующаяся политика «мягкой силы» Турции доказала свою эффективность, и при условии урегулирования нерешенных вопросов влияние Турции как в евразийском регионе, так и на мировой арене будет возрастать.
40 Embassy of Turkey in Brazil Official Website. General Principles of Foreign Policy. Режим доступа: http://brasilia.emb.mfa.gov.tr/MFA.aspx (дата обращения: 02.02.2014).
41 Ministry of Culture of Brazil. Intercambio Brasil-Turquia. Режим доступа: http://www.cultura.gov.br/ busca?p_p_auth=2BaKFco9&p_p_id=101&p_p_lifecycle=0&p_p_state=maximized&p_p_mode=view&_101_ struts_action=%2Fasset_publisher%2Fview_content&_101_assetEntryId=306606&_101_type=content&_101_ groupId=10883&_101_urlTitle=intercambio-brasil-turquia-306601&redirect=http%3A%2F%2Fwww. cultura.gov.br%2Fbusca%3Fp_p_id%3D3%26p_p_lifecycle%3D0%26p_p_state%3Dmaximized%26p_p_ mode%3Dview%26_3_groupId%3D0%26_3_keywords%3DTurquia%26_3_struts_action%3D%252Fsearch% 252Fsearch%26_3_redirect%3D%252Fbusca%26_3_y%3D-233%26_3_x%3D-662 (дата обращения: 02.02. 2014).
Литература
Bikmen F. (2013) New Opportunities for Cooperation in Designing and Delivering International Aid. Режим доступа: http://www.icnl.org/research/library/files/Turkey/FilizBikmen.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
Qandar C. (2009) Turkey’s “Soft Power” Strategy: A New Vision for a Multi-Polar World. Режим доступа: http:// www.setadc.org/pdfs/SETA_Policy_Brief_No_38_Turkeys_Soft_Power_Strategy_Candar.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
Cirlig C. (2013) Turkey’s regional power aspirations. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/Reg-Data/bibliotheque/briefing/2013/120425/LDM_BRI(2013) 120425_REV1_EN.pdf (дата обращения:
02.02.2014) .
Development Initiatives (2013) Global Humanitarian Assistance (GHA) Report. Режим доступа: http://www. globalhumanitarianassistance.org/wp-content/uploads/2013/07/GHA-Report-20131.pdf (дата обращения:
02.02.2014) .
Gurler R.T. (2011) Turkey’s Soft Power towards Central Asian Countries after the Cold War. Режим доступа: http://www.uli.sakarya.edu.tr/sites/uli/file/1371681799-recepgurler.pdf.pdf.pdf (дата обращения:
02.02.2014) .
Kalin I. (2011) Soft Power and Public Diplomacy in Turkey. Режим доступа: http://sam.gov.tr/soft-power-and-public-diplomacy-in-turkey/ (дата обращения: 02.02.2014).
Oner S. (2013) Soft Power in Turkish Foreign Policy: New Instruments and Challenges // Strategic Depth through Soft Power: The Domestic Production and International Projection of Turkish Culture. Режим доступа: http://www.gce.unisg.ch/~/media/Internet/Content/Dateien/InstituteUndCenters/GCE/Euxei-
nos%20Folder/Euxeinos%2010_2013_web.ashx (дата обращения: 02.02.2014).
Rubin L. (2010) A Typology of Soft Powers in Middle East Politics. Режим доступа: http://wwwdsg.ae/ portals/3/DI_WP05_Final.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
TIKA (2008a) Central Asia and Caucasus Projects and Activities. Режим доступа: http://store.tika.gov.tr/ yayinlar/kurumsal-yayinlar/ortaasya_en.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
TIKA (2008b) Turcology project. Режим доступа: http://store.tika.gov.tr/yayinlar/kurumsal-yayinlar/ turkoloji_en.pdf (дата обращения: 02.02.2014).
Turkey as a New Actor of Soft Power
E. Safonkina
Elizaveta Safonkina — Researcher at the Research Centre for International Development Assistance of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; 20 Myasnits-kaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
This article provides a historical background and analysis of Turkey soft power policy, its concept and tools. Turkey’s use of soft power in Eurasian countries is facilitated by its history and position at the intersection between Europe and Asia, as well as ethnic, religious and linguistic communities on its territory. Over the last two decades, complex internal and external factors have transformed its soft power policy and enhanced its influence in the countries where it has geopolitical interests, especially in Caucasus and Central Asia. The main external factor was the formation of new independent states after the collapse of the USSR in 1991. Turkey’s foreign policy approach was transformed by the rise to power of the centre-right conservative Justice and Development Party in 2002. Democratic reforms reduced the military’s influence over foreign policy, strengthened civil society and increased the active participation of actors such as business and civil society organizations in foreign policy. In addition foreign affairs minister Ahmet Davuto lu’s new approach of “Zero Problems with Our Neighbours,” based on the doctrine of strategic depth (Stratejik Derinlik) and using political dialogue, economic interdependence and cultural harmony, reinforced Turkish soft power. Moreover, protests in the Middle East and North Africa led to a consideration of the Turkish state model as an example to be followed. Another important factor was Turkey’s participation in various international institutions.
The efficient use of soft power strategies, tools and activities in language promotion, education and scientific cooperation, business collaboration and development assistance by Turkish diplomats and experts in international relations has resulted in a positive and attractive international image of Turkey. Turkey implements its soft power policy through bilateral and multilateral cooperation. For example, it established the Cooperation Council of Turkic-Speaking States (CCTS), the Parliamentary Assembly of Turkic-Speaking Countries (TURKPA) and the Joint Administration of Turkic Culture and Art (TURKSOY) to increase collaboration with target countries.
Despite of the positive outcomes from soft power, Turkey needs a multidimensional strategy to promote its influence abroad that takes into account key foreign policy objectives such as negotiations with the European Union and decreasing tensions with Syria and Cyprus.
Key words: Turkey, Turkish foreign policy, soft power
References
Bikmen F. (2013) New Opportunities for Cooperation in Designing and Delivering International Aid. Available at: http://www.icnl.org/research/library/files/Turkey/FilizBikmen.pdf (accessed 2 February 2014).
Qandar C. (2009) Turkey’s “Soft Power” Strategy: A New Vision for a Multi-Polar World. Available at: http://www. setadc.org/pdfs/SETA_Policy_Brief_No_38_Turkeys_Soft_Power_Strategy_Candar.pdf (accessed 2 February 2014).
Cirlig C. (2013) Turkey’s regional power aspirations. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/ bibliotheque/briefing/2013/120425/LDM_BRI(2013)120425_REV1_EN.pdf (accessed 2 February 2014).
Development Initiatives (2013) Global Humanitarian Assistance (GHA) Report. Available at: http://www. globalhumanitarianassistance.org/wp-content/uploads/2013/07/GHA-Report-20131.pdf (accessed 2 February 2014).
Gurler R.T (2011) Turkey’s Soft Power towards Central Asian Countries after the Cold War. Available at: http:// www.uli.sakarya.edu.tr/sites/uli/file/1371681799-recepgurler.pdf.pdf.pdf (accessed 2 February 2014).
Kalin I. (2011) Soft Power and Public Diplomacy in Turkey. Available at: http://sam.gov.tr/soft-power-and-public-diplomacy-in-turkey/ (accessed 2 February 2014).
Oner S. (2013) Soft Power in Turkish Foreign Policy: New Instruments and Challenges. Strategic Depth through Soft Power: The Domestic Production and International Projection of Turkish Culture. Available at: http:// www.gce.unisg.ch/~/media/Internet/Content/Dateien/InstituteUndCenters/GCE/Euxeinos%20Folder/ Euxeinos%2010_2013_web.ashx (accessed 2 February 2014).
Rubin L. (2010) A Typology of Soft Powers in Middle East Politics. Available at: http://www.dsg.ae/portals/3/ DI_WP05_Final.pdf (accessed 2 February 2014).
TIKA (2008a) Central Asia and Caucasus Projects and Activities. Available at: http://store.tika.gov.tr/yayinlar/ kurumsal-yayinlar/ortaasya_en.pdf (accessed 2 February 2014).
TIKA (2008b) Turcology project. Available at: http://store.tika.gov.tr/yayinlar/kurumsal-yayinlar/turkoloji_ en.pdf (accessed 2 February 2014).