Научная статья на тему 'Туркменские военно-морские силы'

Туркменские военно-морские силы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
811
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патрульный катер / военно-морская база / охрана водного района / нефть / территориальные воды / patrol cutter / navy base / guarding of water region / oil / territorial water

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает современную историю туркменских военно-морских сил. Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Туркменистана и проблемам внешней политики в каспийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKMEN NAVY FORCES

In the article history of turkmen navy forces are considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Turkmenistan andproblems of foreign politics in the Caspian Sea.

Текст научной работы на тему «Туркменские военно-морские силы»

УДК 355.2

Д.В. Ливенцев, доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж) ТУРКМЕНСКИЕ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором A.B. Перепелициным, доктором исторических наук, профессором В.Н. Фурсовым.

Аннотация. Статья рассматривает современную историю туркменских военно-морских

Кроме того, уделяется внимание отношениям Российской Федерации и Туркменистана и проблемам внешней политики в каспийском регионе.

Ключевые слова: патрульный катер, военно-морская база, охрана водного района, нефть, территориальные воды.

D.V. Livencev

TURKMEN NAVY FORCES

Abstract. In the article history of turkmen navy forces are considered. Besides, the article pays attention to the relations of Russian Federation and Turkmenistan andproblems of foreign politics in the Caspian Sea. Key words: patrol cutter, navy base, guarding of water region, oil, territorial water.

Надо признать, что никакой военно-морской истории у современного Туркменистана не существует. Хотя современная туркменская историография пытается утверждать, что «туркменские мореплаватели, среди которых были прославленные мореходы, достигали берегов Венеции и других европейских стран», это крайне смелое утверждение можно поставить в один ряд с «открытием» того факта, что Отелло был не просто мавром, но мавром туркменским (до чего недавно тоже додумались ашхабадские «историки») [1].

На самом деле морская составляющая национальной истории туркмен сводится главным образом к их занятиям примитивным рыболовством на Каспии, для коего представители этого народа использовали выдолбленные из дерева обычно без киля лодки-таймуны. В 1938 г. группа туркменских рыбаков, дабы доказать мореходные качества таймунов и свою великую любовь к товарищу И.В. Сталину, со-

вершила большое плавание сначала по бурному Каспийскому морю, потом по Волге и каналу им. Москвы до самого Кремля [2]. Наверное, данный переход на гребных лодках и можно считать самым ярким событием туркменской морской истории.

После Великой Отечественной войны в Туркмении были развернуты следующие военно-морские структуры СССР:

- 228-я бригада кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (сторожевой катер пр. 205М, патрульный катер пр. 14081, базовый тральщик пр. 1252 и два катера на воздушной подушке - вероятно, десантно-штурмовые пр. 1205; пункт базирования - порт Красно-водск);

- 46-й отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей и катеров Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР (4-5 патрульных катеров пр. 1400; пункт базирования -порт Красноводск);

- отряд речных пограничных катеров Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР на реке Амурдарье (граница с Афганистаном, пункт базирования - поселок Келиф) - возможно, аналогичный отряд был и на реке Атрек (граница с Ираном);

- отдельный учебный береговой ракетный дивизион Каспийской флотилии (поселок Джа-фара).

Так что кое-какие морские традиции у военно-морских сил Туркменистана все-таки имеются.

После распада Советского Союза начинается собственно история туркменского флота. Практически все корабли, имевшиеся в 228-й бригаде и у пограничников, были переданы Туркменистану, причем некоторое время (до 1999 г.) на двух пограничных катерах, охранявших морскую границу с Ираном, были смешанные российско-туркменские экипажи. Русские офицеры бывшего ВМФ СССР служили также на кораблях ВМС Туркменистана (их первый командующий - капитан 1-го ранга Валериан Репин).

Постсоветская история возникновения туркменского флота представляется довольно оригинальной. Прежде всего, надо сказать несколько слов о системе туркменских военно-морских званий. В начале марта 2004 г. президент Туркмении Сапармурат Ниязов выступил с инициативой отмены в национальной армии системы воинских званий, оставшихся с советского времени: «Может быть, есть смысл вернуться к военным порядкам наших предков и сделать так, чтобы руководители воинских подразделений имели звания в соответствии с количеством подчиненных?» Если в 2003 г. в Туркмении по указу главы государства были переименованы названия месяцев и дней недели (почти все они названы в честь самого Ниязова и его родни), то отменить в армейских и правоохранительных структурах «лейтенантов», «капитанов» или «генералов» представлялось сущим пустяком. Тем более что Ниязов сразу же придумал определения будущим новым званиям: десятник (это, видимо, командир отделения, сержант) будет именоваться «онбаши», сотник (командир роты) -«юзбаши», тысяцкий (комбат) - «мунбаши». Командующий армией будет носить звание «го-

шунбаши». Видимо, с новыми наименованиями изменится и символика погон. По мнению Тур-кменбаши (такое «звание» носил в республике сам Ниязов), введение национальных званий привело «к повышению ответственности офицеров и генералов». «Кто-то старший лейтенант, кто-то младший, кто-то майор, кто-то полковник, - выговаривал он своим служивым на недавней церемонии открытия нового здания Военного института в Ашхабаде, - а кто за солдат отвечает - непонятно» [3].

Президент Туркмении неоднократно подчеркивал, что страна «не жалеет средств на свои Вооруженные силы». Боле того, развитие национального флота президент Туркмении обозначил среди основных приоритетов военного строительства. И это тоже понятно: правовой статус Каспийского моря пока не решен, и необходимость охраны формирующегося национального бурового флота и защиты шельфовых газо-и нефтепромыслов весьма актуальна. У Ашхабада есть определенные трения по ряду месторождений с Азербайджаном [4].

Собственно военно-морской флот был одной из слабостей президента, собиравшего средства на его строительство в лучших традициях восточной деспотии. В первую очередь экономия коснулась пенсионеров, из которых более трети были лишены пенсий, а остальные получили их в сильно урезанном виде [5].

Итак, давайте рассмотрим недолгую историю туркменского военно-морского флота. Как и Казахстан, Туркмения отказалась от своей доли в разделе советской флотилии. До 1999 г. охрана водных рубежей, как уже было упомянуто выше, осуществлялась совместно с Россией.

В настоящее время ВМС Туркмении (единственная ВМБ - порт Туркменбаши, бывший Красноводск) находятся в оперативном подчинении командования пограничных войск страны. Отметим, что подобное построение структуры вооруженных сил необычно само по себе. Впрочем, это понятно: пограничных надводных средств в порту Туркменбаши больше, чем собственно флотских кораблей и катеров. Отсюда для ВМФ Туркмении получить самостоятельный статус пока проблематично.

36

Оценка численности их личного состава в разных источниках сильно различается: в одних

- 125 человек, в других - 700 (по состоянию на 2007 г.), в некоторых - до 2000 и даже 3000 (что весьма сомнительно).

Корабельный состав ВМС представлен 16 патрульными катерами: 10 типа «Гриф» (пр. 1400 и 1400М, бывший советский и украинской поставки); один - типа «Пойнт» (РВ129 «Мерджен»

- бывший «Пойнт Джексон», передан из состава Береговой охраны США); один - типа «Сайгак» (пр. 14081, бывший советский), четыре -типа «Калкан-М» (украинская поставка; возможно, их уже больше). Имеется бывший советский базовый тральщик типа «Корунд» (пр. 1252) [6].

Предположительно, все они сведены в бригаду кораблей охраны водного района. Число катеров типа «Гриф» планируется довести до 20 единиц за счет приобретения их усовершенствованной версии «Гриф-Т» («Кондор»), а типа «Калкан-М» - до 10 (те и другие строит и поставляет Украина).

Есть информация о передаче Ираном каких-то патрульных катеров в аренду, но детали этого не известны. Появляющуюся иногда в прессе совершенно абсурдную информацию об аренде туркменами иранского эсминца следует отнести к вопиющей некомпетентности распространяющих ее «писателей».

Судя по парадам, проводившимся при жизни диктатора Ниязова, в ВМС имеется и морская пехота - по одним данным, батальон, по другим - бригада (фактически это войска обороны побережья, не приспособленные к амфибийным операциям ввиду отсутствия десантно-вы-садочных средств) [7].

На острове Огурчинском (по-туркменски Огурджалы) в Туркменском заливе имеется береговой пост наблюдения и связи ВМС.

В туркменском торговом флоте на 2003 г., согласно оценке ЦРУ США, помимо немногочисленной мелочи, имелись только 2 крупных судна - танкер и нефтерудовоз общим водоизмещением 6873 брт.

Малоизвестным фактом является наличие у Туркмении еще и военно-речных сил - на реке Амурдарье (пункт базирования Келиф) используются шесть малых пограничных катеров типа «Аист» (пр. 1398, бывшие советские).

Естественно, такой мизерный флот ни в коей мере не мог удовлетворить амбиций президента страны. В итоге Сапармурат Ниязов придумал амбициозную программу по развитию флота на Каспии до 2020 г.

21 декабря 2006 г. Сапармурат Ниязов скончался от остановки сердца. До следующих выборов исполняющим обязанности президента назначен заместитель председателя правительства республики Гурбангулы Бердымухаммедов. На выборах 11 февраля 2007 г. с 89 % голосов избирателей победил Гурбангулы Бердымухаммедов.

В связи со сменой власти судьба Туркменского флота некоторое время оставалась неизвестной. 11 Ноября 2008 г. представители российской Каспийской флотилии подписали акт приемки ракетного катера типа «Молния» [8], осуществившего переход по Волге в район города Камышин. После короткой стоянки в Астрахани катер перевели в Махачкалу для последующей работы приемопередаточной комиссии из числа представителей российской и туркменской стороны. Дело в том, что служить ему предстояло именно в рядах туркменских ВМС. Кстати, данный катер «Молния» был взят Туркменией в аренду у Российской Федерации после того как не устроил ВМС Вьетнама.

Катер был построен в 90-х годах в Санкт-Петербурге по заказу Военно-морских сил Вьетнама. Однако заказчик отказался его принимать из-за недоделок в системе наведения крылатых ракет. Несколько лет он хранился в законсервированном состоянии на одной из баз Черноморского флота. После достижения соглашения с Туркменией его переправили в Рыбинск. Туркмения выбрала «Молнию» из-за идеальной приспособленности к действиям в прибрежной, мелководной зоне.

Затем 10 декабря 2009 г. стало известно о том, что ВМС Туркмении получили два российских патрульных катера «Соболь» [9].

В рамках укрепления оборонного потенциала прибрежных районов Туркмении, в августе 2009 г. президент страны заявил о необходимости создания на побережье Каспийского моря военно-морской базы Министерства обороны, где на постоянной основе будут размещены военно-морские силы. Целью размещения новой базы

38

является создание эффективной системы локационного и оптического контроля морской акватории, для чего помимо современных патрульных катеров также предполагалось закупить два современных корабля, вооруженных ракетами.

25 января 2010 г. Президент Туркмении Гур-бангулы Бердымухаммедов утвердил программу создания национальных Военно-морских сил.

Это решение было принято на расширенном заседании Государственного совета безопасности Туркмении, где были представлены и рассмотрены «Программа развития Военно-морских сил Вооруженных Сил Туркмении на период до 2015 года», а также ряд планов мероприятий для Министерства обороны и Государственной пограничной службы по исполнению новой программы. Военно-морские силы планируется создать на базе Министерства обороны.

По мнению главы государства, Вооруженные силы страны, которые в течение последних нескольких лет начали формироваться по бригадному принципу, должны стать опорой для военно-политической стратегии государства, придерживающегося принципа нейтралитета, при этом эффективно выполняя задачи обеспечения безопасности его морской границы.

Целенаправленные шаги по укреплению материально-технической базы Туркменского флота на Каспии, как отмечает правительство страны, направлены на защиту морских рубежей, активное противостояние международному терроризму и трансграничной преступности.

В итоге сегодня в составе ВМС Туркмении имеются не более 20 военных катеров и несколько самолетов морской авиации. Боеспособность туркменского военного «флота», как и вооруженных сил этой страны в целом, более чем сомнительна. На данный момент туркменские ВМС остаются самыми слабыми на море-озере из военно-морских сил всех прикаспийских государств.

Примечания:

1. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 732.

2. Гребной спорт. - М., 2006. - С. 39.

3. Плугатарев, И. Туркменские капитаны станут

юзбашами / И. Плугатарев // Независимое военное обозрение. - 2 апреля 2004 г. - С. 2.

4. Плугатарев, И. Туркменские капитаны станут

юзбашами / И. Плугатарев // Независимое военное обозрение. - 2 апреля 2004 г. - С. 5.

5. Восточный деспот // Финанс. - 2007. - № 7. -С. 15.

6. Плугатарев, И. Туркменские капитаны станут

юзбашами / И. Плугатарев // Независимое военное обозрение. - 2 апреля 2004 г. - С. 7.

7. Чуприн, К.В. Вооруженные силы стран СНГ и Балтии / К.В. Чуприн. - Минск, 2009. - С. 732.

8. Катер типа «Молния» проекта 12 - 41 разработан в 70-е гг. XX века конструкторским бюро «Алмаз». В зависимости от предназначения он может оснащаться преимущественно ракетным, противолодочным или артиллерийским вооружением. В Санкт-Петербурге и в Комсомольске-на-Амуре построено более 100 катеров подобного проекта. Они входят в боевой состав ВМС более 20 стран мира. Катер может оснащаться ракетным ударным комплексом «Москит», который включает две спаренные пусковые установки для запуска четырех низколетящих сверхзвуковых крылатых ракет с активной системой наведения дальностью полета 120 км. Комплекс предназначен для поражения боевых надводных кораблей, транспортных и десантных судов противника в прибрежной зоне и открытом море. Кроме того, вооружение катера предполагает наличие двух скорострельных артиллерийских установок. Водоизмещение - около 550 тонн. Скорость хода достигает 40 узлов.

9. Основными преимуществами патрульного катера «Соболь» являются высокая скорость (до 50 узлов), обеспечиваемая двигателем малой мощности немецкой фирмы МТУ, а также его практически полная автоматизация. Управлять «Соболем» может экипаж из двух человек. Головной патрульный катер проекта 12200 был построен в 2006 г. и сдан на год в опытную эксплуатацию Погранслужбе ФСБ РФ. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц. Он продемонстрировал уникальные характеристики и высокую устойчивость при боевом воздействии.

В целях унификации «Соболь» в перспективе заменит катера всех проектов аналогичного класса, состоящих на вооружении погранслужбы РФ. Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении пулемет. Однако проект допускает также установку пушки и ракетного вооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.