ТУРКМЕНИСТАН: ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИКИ
Аскар АБДРАХМАНОВ
эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК (Алматы, Казахстан)
Получить достоверную информацию о каком-либо аспекте политической жизни Туркменистана крайне сложно: природа правящего режима гарантирует невозможность его обстоятель-
ного изучения. Тем не менее последние события, происходившие в республике, открыли внешним наблюдателям многие ранее скрытые стороны политики Ашхабада.
После кончины президента С. Ниязова в стране сложилась принципиально иная политическая ситуация. Впервые на постсоветском пространстве руководство военно-силовых структур в лице Совета Безопасности (СБ) взяло на себя ответственность за судьбу государства. Руководящую роль этого органа законодательно закрепили внесенными в Конституцию изменениями, наделившими СБ правом отстранять от власти президента и/или председателя главного органа представительской власти Народного Совета — Халк Маслахаты (ХМ). Реконфигурация правящей элиты, начавшаяся с отстранения спикера парламента О. Атаева и выдвижения Гурбангулы Бердымухаммедова на пост главы государства, завершилась президентскими выборами и формированием нового правительства. Итоги этих процессов еще раз закреплены 30 марта 2007 года избранием нового президента и на пост председателя Халк Маслахаты1.
В целях легитимизации своей власти в глазах населения и международного сообщества новое руководство государства сразу же взяло курс на ослабление строгости внутреннего режима управления и улучшение материального положения граждан страны. Одновременно очевидный приоритет был отдан предупреждению любых
1 См.: XX заседание Халк Маслахаты. 30 марта 2007 // Правительственный интернет-сайт «Туркменистан: золотой век», 30 января 2007 [www.turkmenistan. gov.tm].
форм антиправительственной деятельности, прежде всего стремятся не допустить возвращения из эмиграции представителей политической оппозиции, что фактически лишило их возможности участвовать во внутриполитической борьбе в республике в ближайшие годы.
Следует отметить, что задачи, стоящие перед новым президентом в плане укрепления своего авторитета среди населения, не предполагают ужесточения внутреннего режима. Правящей элите необходимо стать более открытой, наладить разумный и уважительный диалог с внешним миром. Поэтому некоторое смягчение режима выглядит неизбежным.
Новое руководство республики явно нацелено на улучшение международного имиджа Туркменистана, о чем свидетельствуют активные переговоры со всеми заинтересованными в ситуации в этой стране силами (Россия, США, Иран, Китай, соседние Казахстан и Азербайджан). В связи с тем что у Ашхабада нет реальных альтернатив российскому направлению экспорта газа, правительство продолжит укрепившуюся после смены власти тенденцию к улучшению отношений с Кремлем. Строительству же новых экспортных трубопроводов мешает (наряду с чрезвычайно сложным геополитическим окружением) и неясность ситуации с наличием у Туркменистана необходимых для того дополнительных и незаконтрактованных объемов голубого топлива.
Кончина президента С. Ниязова и изменение конструкции государственной власти
Несмотря на то что для многих известие о кончине Туркменбаши прозвучало неожиданно, сообщения о серьезном ухудшении его здоровья появлялись в СМИ на протяжении всего 2006 года, в частности в мае и в начале октября2. Поэтому можно заключить,
2 См.: Зацепин К. В Туркменистане назревает революция. Ниязов смертельно болен // Интернет-издание «Ukraine Daily», 16 мая 2006 [www.uadaily.net]; Савченко Г. Отец всех туркмен не вечен. У Сапармурата Ниязова могли обостриться проблемы с сердцем // Газета, 4 октября 2006, № 180; Дубнов А. Ниязов забыл про пост. И причислил себя к больным и беременным женщинам // Время новостей, 25 октября 2006, № 196.
что приближенные С. Ниязова были готовы к подобному ходу событий и имели согласованный вариант действий.
В сложной для правящей элиты ситуации всю полноту власти 21 декабря 2006 года взял в свои руки Государственный совет безопасности (далее Совбез). Официальных сведений о персональном составе нового главного органа государства нет. Судя по всему, в него входит высшее руководство силовых ведомств, включая службу безопасности президента и Генпрокуратуру. В период правления С. Ниязова Совбез являлся исключительно совещательным органом при президенте3 и не имел прописанных в публичных документах полномочий по оперативному управлению государством. Однако в ситуации неопределенности, сложившейся после смерти Туркменбаши, Совбез оказался наиболее дееспособным органом и сохранил стабильность правящего режима.
Сразу же после объявления о кончине С. Ниязова именно решением Совбеза от власти был отстранен конституционный наследник президента — председатель меджлиса О. Атаев, в отношении которого было заведено уголовное дело (согласно официальным сообщениям, еще несколькими неделями ранее). Кроме того, Совбез принял решение (формально совместно с кабинетом министров) о назначении вице-премьера Г. Бердымухам-медова временно и.о. президента и главнокомандующим армией Туркменистана4.
Через пять дней эти решения были закреплены внесенными внеочередным XIX заседанием Халк Маслахаты изменениями в Конституцию страны. На первый взгляд важнейшие из них — замена председателя парламента в качестве «врио» главы государства в случае смерти или отставки президента вице-премьером правительства, снятие запрета на баллотирование и.о. главы государства на президентских выборах, а также внесение корректив в возрастной ценз для занятия должностей президента и председателя ХМ.
Однако гораздо большее значение имели другие изменения, внесенные в Основной закон. В частности, новая редакция его 50-й статьи юридически закрепила ключевую роль Совбеза в определении того, способен ли президент или не способен исполнять свои обязанности. Фактически это означает юридически оформленное право отстранения президента и определения и.о. главы государства.
Согласно Конституции важнейшие решения в Туркменистане принимает ХМ. Право его созыва принадлежит председателю Халк Маслахаты или президенту страны (с 30 марта 2007 г. обе должности, как в свое время и С. Ниязов, совмещает Г. Бердымухаммедов). Новая же редакция 50-й статьи предусматривает следующее: «.. .в случае, когда Председатель Халк Маслахаты Туркменистана или Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, Халк Маслахаты созывается на основании решения Г осударственного совета безопасности»5.
Во внесенных поправках прямо не сказано, кто именно решает самый главный вопрос: может ли председатель ХМ или президент исполнять свои обязанности? Тем не менее закрепление функции Совбеза по созыву ХМ означает, что именно он наделен правом принимать столь ответственное решение. Таким образом, отныне в силу многозначности формулировок отредактированной статьи Основного закона смещение президента и председателя ХМ может производить исключительно Совбез Туркменистана, что уже нельзя назвать однозначно противоречащим Конституции страны6.
3 См.: Топыев Ч. «Главным» в Туркменистане по новой конституции стал Акмурад Реджепов // Интернет-газета «Туркменская искра», 27 декабря 2006 [www.tm-iskra.org].
4 См.: В Туркменистане объявлен общенациональный траур // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 21 декабря 2006 [www.turkmenistan.ru].
5 Конституционный закон Туркменистана. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 27 декабря 2006 [www.turkmenistan.ru].
6 См.: Топыгев Ч. Указ соч.
Избрание 11 февраля 2007 года Г. Бердымухаммедова вторым президентом Туркменистана на всенародных выборах легитимизировало новую структуру власти в глазах населения (по крайне мере, его большинства) и международного сообщества. Успешное проведение первых в истории страны альтернативных выборов главы государства и выдвижение согласованной кандидатуры в качестве гарантированного их победителя показало способность правящей элиты находить компромиссы. Таким образом, вопреки предсказаниям аналитиков и благодаря изменению внутренней конструкции, система туркменской власти сохранила свое единство.
Изменения в социально-экономической сфере
До тех пор, пока правящий режим сохранит управляемость политическими процессами в обществе, а доходы от экспорта газа и хлопка будут достаточно большими, государство будет увеличивать расходы на систему соцобеспечения, одновременно пресекая развитие политического плюрализма7. Отмена некоторых начинаний С. Ниязова в социально-экономической сфере вполне способна обеспечить новому руководству страны широкую поддержку населения.
Как бывший руководитель медицинской отрасли, новый глава государства должен уделять особое внимание улучшению системы здравоохранения. После вступления в новую должность он подписал ряд постановлений, направленных на обеспечение населения доступными медикаментами8, заявил о восстановлении старых и создании новых медицинских центров.
Значительную поддержку общества перед выборами Г. Бердымухаммедов получил благодаря обещанию реформировать пенсионную систему страны, так как в последние годы из-за инициатив С. Ниязова значительная часть пожилых людей не получала заслуженных пенсий. Начало их выплат запланировано на 1 июля 2007 года.
Одним из краеугольных камней предвыборной программы Г. Бердымухаммедова было обещание провести масштабную реформу сферы образования. В частности, предусматривается восстановление 10-летнего среднего и 5-летнего высшего образования, внедрение в школьную программу русского и английского языков в качестве обязательных предметов, открытие новых вузов и масштабное увеличение числа студенческих мест, расширение программ обучения талантливой молодежи за границей и приглашение иностранных специалистов в вузы республики9.
Все предвыборные обещания по реформированию системы соцобеспечения Г. Бер-дымухаммедов подтвердил в своей инаугурационной речи 14 февраля в присутствии высокопоставленных гостей, а соответствующий указ о реформировании сферы образования подписал уже на второй день своего президентства10.
Новое руководство обещало сохранить введенные при С. Ниязове льготы на оплату коммунальных услуг. Бесплатными для населения страны (по квоте) являются природный газ, электроэнергия, пищевая соль и питьевая вода. Правительство обещало сохранить низкие цены на бензин.
7 См.: Азимов Д. Туркменистан: Каковы шансы на «оттепель»? // Институт по освещению проблем войны и мира (Лондон), 30 января 2007 [http://iwpr.net/?apc_state=henfrca329191&l=ru&s=f&o=328880].
8 См.: Дубнов А. Туркменская терапия // Время новостей, 28 февраля 2007, № 35.
9 См.: Гурбангулы Бердымухаммедов намерен увеличить число вузов и провести пенсионную реформу // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 11 января 2007 [www.turkmenistan.ru]; Дубнов А. Три недели без вождя. Туркменам пообещали поезд на Россию // Время новостей, 11 января 2007, № 2.
10 См.: Гурбангулы Бердымухаммедов дал старт коренной реформе народного образования Туркменистана // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 15 февраля 2007 [www.turkmenistan.ru].
Среди первых постановлений президента Г. Бердымухаммедова было введение монополии государства на реализацию хлеба и муки. Подобным образом правительство, вероятно, борется с дефицитом продовольственной пшеницы. Сразу после смерти Турк-менбаши временное руководство страны смогло снять угрозу массового недовольства, связанную с нехваткой в свободной продаже хлеба, своевременно направив на рынки и прилавки магазинов его дополнительные объемы. Однако остальные продукты питания, одежду и другие товары народного потребления большинство небогатого населения может приобрести в основном на рынках. Цены на них подвержены инфляции, а объективно оценить ее уровень весьма сложно.
Об актуальных социальных проблемах, волнующих жителей республики, можно косвенно судить по предвыборным программам шести кандидатов в президенты. Так, они часто упоминали безработицу («проблемы трудоустройства населения»), обеспечение продовольствием, реформирование аграрного сектора, вопросы водопользования, сокращение поголовья скота, жилищное строительство, распространение среди молодежи наркомании, систему образования, пенсионные выплаты и здравоохранение. Сведения о значительной инфляции подтверждают и наказы избирателей о необходимости гос-регулирования цен на продукты питания и ТНП, индексации заработной платы11. Поэтому наиболее вероятными шагами по социальной либерализации в ближайшие месяцы может стать увеличение импорта зерна и дополнительные поставки на открытый рынок товаров массового потребления, дефицит которых наблюдается сегодня12.
Значительным прогрессом на новом этапе развития государства можно считать открытое признание серьезности ситуации с наркотрафиком и наркоманией. Об этом также свидетельствует публичное обсуждение значимости этой проблемы в ходе избирательной кампании почти всеми кандидатами, прежде всего Г. Бердымухаммедовым. В частности, для иностранных дипломатов и представителей международных организаций перед выборами в Ашхабаде провели показательную акцию по уничтожению 562 кг наркотических веществ (включая 49 кг афганского героина)13.
Учитывая богатые природные ресурсы республики, а также рост добычи газа и нефти, в ближайшей перспективе экономику вряд ли ожидает серьезный кризис, если только резко не упадут цены на мировом рынке энергоносителей.
Наиболее насущна для большинства населения проблема реформирования аграрного сектора. О необходимости изменить государственную политику в этой сфере неоднократно говорилось на заседаниях Совбеза и в ходе предвыборной кампании.
Всего 3% земель Туркменистана являются орошаемыми, из них более половины занято под хлопок. Следовательно, из-за неблагоприятных для выращивания пшеницы климатических условий страна испытывает трудности с обеспечением зерном. Потребности (1,7 млн. т) не всегда реально покрываются внутренним производством14. Не случайно при С. Ниязове поводом для отставки многих региональных руководителей зачастую были именно «срывы» сбора зерновых и хлопка, а также сопутствующие тому приписки.
Отдельные аспекты программы нового руководства озвучили в своих заявлениях «альтернативные» Г. Бердымухаммедову кандидаты. По меньшей мере два из них говорили о приоритетности укрепления роли частного капитала в народном хозяйстве (в том
11 См.: Наказ избирателей — обеспечить госрегулирование цен на товары и продукты питания первой необходимости // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 1б января 2007 [www.turkmenistan.ru].
12 См.: «Круглый стол» в рамках программы «Религия, общество и безопасность» на тему: «Что будет в Туркменистане?» (Центр Карнеги, 23 января 2007 г.) // Московский центр Карнеги, 30 января 2007 [www.carnegie.ru].
13 См.: В Туркмении уничтожено свыше полутонны наркотиков // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 7 февраля 2007 [www.turkmenistan.ru].
14 См.: Туркменистан: где оно, зерно истины? // Институт по освещению проблем войны и мира (Лондон), 14 февраля 200б [http://iwpr.net/?apc_state=henfrca2573б1&l=ru&s=f&o=2573б0].
числе в аграрном секторе), который должен стать движущей силой интеграции республики в мировую экономику15.
По всей видимости, именно таким образом новое руководство обнародовало свое намерение провести частичную приватизацию промышленности и земель сельскохозяйственного назначения. Это должно предоставить правящей элите возможность открыто разделить наиболее интересные активы национальной экономики. Укрепление частного капитала, пусть и не самым демократичным способом, может создать более гибкую хозяйственную систему.
По сообщению Азербайджанского информагентства «Тренд», новый президент Туркменистана сделал в марте ряд заявлений об ускорении темпов повышения добычи углеводородов (прежде всего нефти) на отечественном шельфе Каспия. Особо следует отметить заявления о необходимости «расширять взаимовыгодное партнерство с иностранными инвесторами и компаниями, обладающими передовыми технологиями»16. Таким образом, Г. Бердымухаммедов фактически пригласил зарубежных инвесторов к реализации его предложений по вхождению на рынок добычи нефти и попутного газа в стране.
Учитывая приоритет газового экспорта над нефтяным, ожидать от Ашхабада демонополизации добычи и транспортировки голубого топлива (в отличие от нефтяного сектора) преждевременно. Кроме того, иностранным инвесторам, конечно же, придется учитывать определенные политические риски в их попытках выхода на шельф республики, поскольку границы на море между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном до сих пор не определены.
Ожидания по либерализации общественно-политической жизни
По мнению экспертов, наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития страны — частичная, «дозированная» либерализация правящего режима в ближайшие полгода. Реальными шагами по ослаблению контроля власти над обществом, уже осуществленными правительством Г. Бердымухаммедова, стали расширение доступа граждан к Интернету и смягчение условий передвижения по территории страны. Многие эксперты обратили внимание и на заявления нового главы государства, озвученные им в ходе своей предвыборной кампании, о том, что в будущем в республике вполне возможно формирование многопартийной системы, и о «необратимости демократических процессов в туркменском обществе» в целом17.
Примером значительно большей, чем ранее, информационной открытости внешнему миру стали публикации в правительственном интернет-издании «Туркменистан.Ру» статей из российской прессы не апологетического, но нейтрального по отношению к официальному Ашхабаду тона, в том числе сообщений о критических обсуждениях иностранными политологами новой ситуации в стране18.
15 См.: Pannier B. Turkmenistan: Sorting Out the Presidential Candidates // Radio Free Europe / Radio Liberty, 7 February 2007 [www.rferl.org].
16 Туркмения объявляет о полномасштабном освоении углеводородных ресурсов Каспия // ИА «Тренд» (Азербайджан), 25 марта 2007 [http://news.trendaz.com].
17 Кандидат на пост президента подчеркнул необратимость демократических процессов в туркменском обществе // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 25 января 2007 [www.turkmenistan.ru].
18 См.: В Москве состоялся «круглый стол», посвященный предстоящим выборам главы Туркменистана // Интернет-газета «Туркменистан.Ру», 7 февраля 2007 [www.turkmenistan.ru].
Признаком относительной либерализации правящего режима стало посланное новыми властями в ОБСЕ приглашение участвовать в качестве наблюдателей за ходом президентских выборов19. Несмотря на жесткую критику этих выборов отдельными представителями направленной из Вены делегации, сам факт их приглашения можно считать знаковой подвижкой в политике нынешнего руководства, поскольку прежде иностранных наблюдателей не принимали.
Правящей в Ашхабаде группе оказалось выгоднее перехватить часть лозунгов оппозиции, нежели ужесточать контроль над обществом с помощью силовых структур. Такой подход новые власти уже использовали при преодолении трудностей с обеспечением населения продовольствием (т.н. идея оппозиции о «мучной революции»), а также в начале реализации реформ образования, здравоохранения, пенсионной системы и в улучшении доступа к Интернету и т.д. Однако очевидно, что либерализация режима не пойдет по пути расширения круга участников внутриполитической жизни на основе привлечения оппозиции или принятия критики западных институтов по поводу ситуации с соблюдением прав человека в стране.
Даже по признанию отдельных туркменских оппозиционеров в эмиграции, если после легитимизации своей власти посредством избрания нового президента правящая элита продолжит хотя бы говорить о том, что она обещала перед выборами (о перспективе либерализации), это будет означать, что процесс осторожной демократизации в стране станет необратимым20.
Существует и точка зрения, согласно которой большая часть обещаний нового руководства по некоторой либерализации общественно-политического климата является блефом, так как сохранится близкая к ранее существовавшей степень контроля над страной. Другими словами, за счет создания позитивных ожиданий в отношении нового руководства внутри Туркменистана и за его пределами это руководство пытается выиграть время для укрепления контроля над страной без проведения реальных мер по либерализации политического режима21. Однако, на наш взгляд, последовательность заявлений Г. Бер-дымухаммедова и некоторых реальных шагов нового правительства в последние месяцы позволяет надеяться на серьезность озвученных намерений. Расширение свободного доступа к информации заложит основы для некоторой свободы слова и формирования институтов гражданского общества.
Что касается более специфичных по сравнению с остальными постсоветскими республиками Центральной Азии проблем, то, по нашему мнению, несмотря не некоторый неизбежный после завершения столь долгого правления одного лица период неопределенности, в условиях сегодняшнего Туркменистана минимальной представляется угроза резкого усиления исламского фундаментализма. Даже учитывая соседство с Ираном, религиозные традиции туркмен гораздо менее подвержены риску радикализации, нежели у исповедующих мусульманство жителей соседнего Узбекистана или Таджикистана. Мусульманское духовенство и учебные заведения республики находятся под плотным и эффективным контролем государства, а все зачатки политического экстремизма пресекались еще на ранней стадии их развития. Но тем не менее периодически появляется информация о постепенном увеличении в стране, хотя еще незначительном, числа сторонников «Хизб ут-Тахрир», например среди заключенных тюрем и колоний. Поэтому полностью исключать усиление в долгосрочной перспек-
19 См.: Туркмения допустит на выборы иностранных наблюдателей // Деловая газета «Взгляд», 20 января 2007.
20 См.: «Круглый стол» в рамках «программы»...
21 См.: Николаев Н., Озоди Д. Стратегия и тактика новой власти в Ашхабаде // ИА «Фергана.Ру», 27 февраля 2007 [www.ferghana.ru].
тиве позиций исламистов в Туркменистане, особенно с учетом соседства с Ираном, Афганистаном и не совсем стабильным в этом отношении Узбекистаном нельзя, во всяком случае в ближайшие годы.
Внешняя политика Ашхабада в контексте экспорта газа и геополитической ситуации в регионе
При некоторой экстравагантности и непредсказуемости отдельных шагов С. Ниязова во внешней политике он весьма успешно маневрировал между интересами различных политических сил и умел договариваться в самых сложных ситуациях22. Пока неясно, хватит ли у нового руководства способностей договариваться с внешними силами. Однако согласие в своем кругу его главные представители найти уже сумели.
Ключевыми внешнеполитическими задачами для нового руководства Туркменистана являются:
■ стабилизация правящего режима за счет недопущения негативного внешнего влияния внутри государства;
■ нейтрализация негативного влияния противостояния Ирана и США в регионе;
■ обеспечение стабильного экспорта газа по приемлемым ценам;
■ решение проблемы раздела ресурсов Каспийского моря;
■ улучшение отношений с соседними государствами Центральной Азии.
Главный приоритет внешней политики страны на ближайший период — стремление добиться широкой легитимизации постниязовского режима мировым сообществом. С успешным проведением избирательной кампании и проведением представительной инаугурации нового президента с участием официальных представителей России, Китая, США и других государств большая часть этой задачи уже выполнена. Представляется, что дальнейшая реализация курса на некоторую либерализацию режима станет основой для улучшения отношений с Западом.
Другая важная задача нового руководства — снизить риски вовлечения страны в конфликт между США и Ираном. Здесь потребуется умение балансировать между необходимостью сохранить стабильные отношения с Тегераном и желанием Вашингтона получить доступ к военной инфраструктуре Туркменистана с возможностью базирования наземных войск для окружения Ирана и к крупнейшему в регионе военному аэродрому в Мары.
С. Ниязов всегда стремился поддерживать бесконфликтные отношения с Ираном. Между двумя странами достаточно успешно развивались торгово-экономические связи, однако политические отношения не были столь близкими из-за значительной разницы между светским режимом в Ашхабаде и клерикальным в Тегеране. Ограниченность экспорта туркменского газа в ИРИ во многом объяснялась (наряду с экономическими причинами) нежеланием вызывать недовольство официального Вашингтона. Кроме того, Иран сам экспортирует голубое топливо и пользуется своим транзитным положением для ограничения конкуренции со стороны Ашхабада. Вряд ли новое руководство Туркменис-
22 См.: Акимбеков С. Под туркменским газом // Континент (Казахстан), 17—30 января 2006, № 1 (186).
С. 20.
тана намерено укреплять связи с иранским режимом. Однако и предоставление Соединенным Штатам своей территории и воздушного пространства для ударов по Ирану не представляется возможным.
В свете высокого конфликтного потенциала в регионе приоритетом для Туркменистана остается сохранение своего нейтрального статуса. С момента прихода к власти Г. Бер-дымухаммедов неоднократно заявлял о продолжении этого курса. По мнению многих экспертов, идея нейтралитета для страны, зажатой в геополитический угол, во многом весьма благотворна. Она позволяет властям республики успешно играть на противоречиях между Россией, США и Ираном — тремя государствами, имеющими наибольшее влияние в этой стране.
Что касается направлений экспорта голубого топлива, то здесь ключевую роль по-прежнему будет играть Россия. Относительно недорогим туркменским газом почти полностью обеспечивается Уральский и некоторые другие регионы РФ, а сэкономленный на этом свой западносибирский газ она отправляет в Европу. Фактически без поставок из Туркменистана может быть нарушен весь газовый баланс России.
О попытках улучшить отношения с Кремлем говорит открытие российской авиакомпанией «Сибирь» регулярного рейса «Москва — Ашхабад», а также заявленное намерение возобновить железнодорожное сообщение между двумя странами23. Демонстративной уступкой Москве стало освобождение эколога с двойным гражданством (туркменороссийским) А. Затоки, арестованного незадолго до смерти С. Ниязова. Приняв к сведению обращения МИД Российской Федерации, туркменский суд приговорил его лишь к условному сроку на три года24.
Сегодня Москва и Ашхабад в равной степени заинтересованы в укреплении двусторонних связей. Поддержание взаимовыгодных отношений с Россией как основным покупателем газа становится первостепенной задачей туркменской дипломатии на ближайшие год-два.
Ныне Туркменистан добывает около 60 млрд куб. м газа в год. Из них 40—42 млрд куб. м закупает «Газпром» (для нужд самой России и для поставок в Украину компанией «РосУкрэнерго), около 8 млрд куб. м экспортируется в Иран, остальное идет на внутренние нужды25.
По оценкам советского времени, подтверждаемым, например, компанией «Бритиш петролеум», доказанные запасы природного газа в Туркменистане составляют около 3 трлн куб. м. Сами власти республики оценивают эти запасы в объемах, превышающих 6 трлн куб. м, что пока эксперты воспринимают с известной долей сомнения. Скептики указывают, что данные международного аудита, проведенного в 2005 году при помощи Азиатского банка развития, до сих пор не обнародованы. По их мнению, это свидетельствует о том, что Ашхабад может намеренно преувеличивать данные о реальных запасах газа в стране, за счет чего надеется усилить свои позиции на переговорах с покупателями голубого топлива26.
Строительство газопроводов, альтернативных российскому направлению (Туркменистан — Китай, транскаспийского и трасафганского), серьезно сдерживается геополитическими факторами (наряду с невыясненной ситуацией относительно наличия в стране объемов голубого топлива, не законтрактованных потребителями). Правда, положение
23 См.: Дубнов А. Три недели без вождя; «Сибирь» откроет для россиян Туркмению // Известия, 8 февраля 2007.
24 См.: Туркмения: Эколог Андрей Затока освобожден из-под стражи // ИА «Фергана.Ру», 31 января 2007 [www.ferghana.ru].
25 См.: Гривач А. Триллионы неизвестного происхождения. В Ашхабаде сообщили об очередном нефтегазовом гиганте // Время новостей, 24 января 2007, № 11.
26 См.: См.: Глисон Г. Туркменистан после Туркменбаши // Интернет-издание «EurasiaNet», 4 января 2007 [http://www.eurasianet.org/russian/departments/insight/articles/eav122606ru.shtml]; Гривач А. Указ. соч.
может значительно улучшиться при подтверждении наличия в республике дополнительных месторождений газа.
Судя по первым заявлениям Г. Бердымухаммедова о незаконтрактованных объемах газа, приоритет среди альтернативных российскому направлений должен получить проект трубопровода в Китай. Подобный вариант весьма выгоден и Казахстану для реализации его транзитного потенциала.
Участие в инаугурации Г. Бердымухаммедова президента Грузии М. Саакашвили, премьер-министра Турции Р. Эрдогана и руководителя правительства Азербайджана А. Ра-сизаде продемонстрировало высокую заинтересованность их (а также США) в привлечении Туркменистана к проекту транскаспийского трубопровода. Однако его реализация (кроме возможной нехватки туркменского газа) наталкивается на отрицательное отношение к этому проекту «Газпрома» и соответствующее ценовое давление на Ашхабад. Кроме того, строительство трубопровода через Южный Каспий может заблокировать Иран, о чем он, согласно неофициальным источникам, уже уведомил Туркменистан27.
В ноябре 2006 года Туркменистан подписал в Дели очередное соглашение о трансафганском газопроводе. Однако дополнительным препятствием в его реализации (наряду с вопросом о наличии газа и геополитическими соображениями), очевидно, является проблема безопасности транзита по территории Афганистана28.
Таким образом, нынешний основной маршрут транспортировки туркменского газа в Россию в ближайшие 3—4 года наверняка сохранится. После того как в 2006 году стоимость 1 тыс. куб. м голубого топлива для «Газпрома» была увеличена более чем в два раза, можно предположить, что ценовая политика Ашхабада не претерпит серьезных изменений и в 2008 году.
В результате реализации курса на модернизацию производства в основном силами государства поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Туркменистан, даже в его самый прибыльный нефтегазовый сектор экономики был довольно ограничен (сравнительно с соседними Казахстаном и Азербайджаном). А политика «открытых дверей» способна предоставить правящей элите значительно большие прибыли, чем было возможно ранее. Поэтому расширение допуска в страну иностранных инвесторов наверняка будет одним из новых инструментов внешнеполитической активности Ашхабада.
Возможные корректировки региональной политики Ашхабада
В сохранении внутриполитической стабильности в Туркменистане наиболее заинтересованы Россия и соседние страны Центральной Азии. Поэтому, на наш взгляд, можно предположить, что новое руководство республики, не обладающее такими же прочными политическими позициями, как С. Ниязов, через два-три года откажется от доктрины «позитивного нейтралитета» и интегрирует страну в структуры ШОС, а затем в ОДКБ и ЕврАзЭС.
Новому руководству Ашхабада придется продолжить поиск компромиссов относительно урегулирования правового статуса Каспия. Напомним, что с середины 1990-х годов одним из препятствий в решении этой проблемы были сложные отношения Туркменистана с Азербайджаном. Появление в обоих государствах новых руководителей созда-
27 См.: Гривач А., Дубнов А. Альянс в обход России. США помогут Азербайджану лоббировать транскаспийский газопровод // Время новостей, 26 марта 2007, № 51.
28 См.: Акимбеков С. Указ. соч. С. 24.
ет благоприятные условия для устранения некоторых противоречий между Ашхабадом и Баку. Решение вопросов о разграничении южной акватории Каспия (с участием Ирана) существенно способствовало бы продвижению переговорного процесса по определению правового статуса моря.
Неясны и перспективы улучшения отношений Ашхабада с Ташкентом. С. Ниязов опасался проникновения с территории соседнего Узбекистана носителей исламского экстремизма, поэтому сдерживал приграничное сотрудничество с ним. Серьезную проблему представляют и конфликты вокруг ресурсов Амударьи. Соперничество за воду двух крупнейших в регионе производителей хлопка, а также реализация туркменских проектов по строительству масштабных гидротехнических объектов с отводом воды из главной реки ЦА привели к осложнениям в двусторонних отношениях. В то же время усиление борьбы между Москвой и Пекином за импорт центральноазиатского газа может привести к росту конкуренции с Ташкентом за мощности по его транспортировке. Не совсем забыты еще и рейд спецслужб Туркменистана в здание узбекского посольства в Ашхабаде (декабрь 2002 г.) и обвинения в причастности дипломатов Ташкента к попытке государственного переворота.
Что касается отношений с Казахстаном, то следует отметить значительные перспективы их улучшения. Важнейшим изменением в двусторонних связях стало бы подключение Туркменистана к общерегиональным процессам, участвовать в которых он прежде не стремился. Астана как активный сторонник многосторонней интеграции на постсоветском пространстве должна заинтересовать новые власти Ашхабада более активно участвовать в центральноазиатском сотрудничестве.
Безусловно, у РК есть и серьезный экономический интерес в развитии сотрудничества с юго-западным соседом. Речь идет об увеличении взаимной торговли, подключении Туркменистана к реальному обсуждению вопросов об увеличении транскаспийских поставок углеводородов, об открытии туркменского рынка для казахстанских инвестиций, прежде всего в финансовом и нефтяном секторах экономики. Особую роль играет расширение транзита туркменского газа через территорию Казахстана как по традиционным маршрутам в Россию, так и по перспективному направлению в КНР. О серьезности стремлений Ашхабада и Астаны добиться реального прорыва в двустороннем сотрудничестве свидетельствуют (наряду с личным участием президента Н. Назарбаева в инаугурации Г. Бердымухаммедова 14 февраля) встречи в Ашхабаде министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Б. Измухамбетова (март 2007 г.), а также достигнутые договоренности о предстоящем в ближайшие месяцы визите премьер-министра РК К. Ма-симова в Туркменистан.
* * *
Судя по всему, в ближайшее время Туркменистан не откажется от продолжения политического курса С. Ниязова и от масштабной политической либерализации (с введением многопартийной формы демократического процесса). Стабильность правящего режима гарантируют военно-силовые структуры, управляемые Государственным советом безопасности, который ныне наделен полномочиями по контролю над остальными органами власти.
По всей видимости, если не возникнет угрозы прямого вмешательства извне, ситуация в стране не будет представлять угрозы для безопасности других республик Центральной Азии, а дальнейший вектор развития правящего режима Ашхабада будет зависеть от поддержания консенсуса внутри туркменской элиты до конца 2007 года. Многое будет определяться и отдельными личностными характеристиками нового президента.
В среднесрочной перспективе реализация заявленных в ходе предвыборной кампании шагов по либерализации некоторых аспектов жизни туркменского общества способна, на наш взгляд, привести страну к закреплению демократических тенденций в ее развитии. В этом плане значительную роль может сыграть усиление вклада частного капитала в национальную экономику. Вместе с ослаблением ограничений на доступ к информации такие изменения с высокой долей вероятности создадут предпосылки для укрепления гражданского общества и расширения конкурентной среды во внутриполитическом пространстве страны.
Во внешней политике Ашхабад вряд ли сразу откажется от своего нейтралитета, который сохраняет свою актуальность в свете сложных отношений между Россией, США и Ираном, чьи интересы тесно переплелись в окружающем Туркменистан регионе. Однако через два-три года можно ожидать, на наш взгляд, сближения республики с Китаем и ШОС, а затем с ЕврАзЭС и ОДКБ.
В целом отсутствие завершенности в туркменских вопросах оставляет пространство для значительных изменений в конфигурации правящей элиты республики и ее внутренней политике, однако во внешней политике количество подобных вариантов ограничено.