УДК 338.48(470.621)
ББК 75.81(2Ады)
С - 51
Смолякова Ю.И., КубГУ, г. Краснодар
ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕСУРСЫ,
ОГРАНИЧИТЕЛИ
Автор статьи, проведя анализ состояния и экономической роли туризма в Республике Адыгея, приходит к выводу, что наличие только природных и антропогенных ресурсов недостаточно для развития экономически эффективного туризма. Необходим известный минимум финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, глубоко продуманной правовой защиты, как потребителей, так и производителей туристско-рекреационных услуг.
За годы перехода к рыночной экономике состояние туризма в Республике Адыгея оказалось на таком уровне, что возникла необходимость Кабинету Министров республики принять специальное Постановление “О развитии туризма в Республике Адыгея” [5].
В этом Постановлении была сформулирована Г осударственная “Концепция развития туризма в Республике Адыгея”, включавшая восемь стратегических позиций развития отрасли, в их числе:
- выявление и оценка туристского потенциала и доступных туристских ресурсов;
- разработка генеральной схемы застройки горной части Майкопского района;
- разработка научно обоснованных норм рекреационных нагрузок территорий с учетом ее функционального зонирования для обеспечения устойчивого развития туризма;
- разработка мероприятий по кардинальному улучшению общей инфраструктуры и санаторно-экологической ситуации;
- развитие нормативно-правовой базы, в рамках которой приняты необходимые нормативные акты, регулирующие отношения субъектов туррынка;
- совершенствование системы управления развитием туризма (проведение сертификации и лицензирования в сфере туризма) и д.р.[2].
Реализация «Концепции» была разбита на два срока: 2002-2006 гг. и 2007-2011 гг. Социально-экономический эффект реализации «Концепции» ее авторы видели в «удовлетворении потребности населения РА, РФ в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, решении проблем занятости, стимулировании развития отраслей экономики «эффектом мультипликатора туризма», стимулировании развития транспорта, связи, культуры, национального самосознания, условий для сохранения природного потенциала...».
В «Концепции» тщательно расписана и роль государства5 в развитии туризма, которому (государству) адресовано 12 позиций в том числе:
- «сохранение природного потенциала и биоразнообразия РА6;
- создание благоприятных условий для развития туризма в РА;
- возрождение традиций культуры рационально природопользования в горных районах местности;
- стимулирование разработки и внедрения энерго- и природосберегающих технологий;
- содействие различным формам сотрудничества с соседними регионами в развитии туризма;
- поддержание и защита прав и интересов производителей турпродукта;
- разработка эффективного экономического механизма, способствующего развитию туризма;
- обеспечение равных условий для осуществления туристской деятельности;
- создание нормативно-правовой базы в сфере туризма;
5 Функции государства в области развития туристско-рекреационного комплекса в РА вменены в обязанность республиканской администрации.
6 Явная попытка переложить заботу о развитии туризма и сохранения при этом природного потенциала и биоразнообразия на плечи государства.
- подготовка квалифицированных кадров для туризма;
- содействие развитию материальной базы туризма».
Таким образом, «Концепция» ключевую роль в организации и обеспечении туризма отдает государству, хотя в условиях рыночной экономики частный капитал должен быть индикатором всех процессов, обеспечивающих экономическую эффективность отрасли и в этом плане контролирующие функции государства должны выполнятся безукоризненно и четко. С этой целью Указом Президента РА был создан «Координационный совет (при Президенте РА) по развитию туризма и курортов» в составе самого Президента (Председатель совета) представителей различных министерств (в том числе и Премьер-министра), представителей некоторых ведомств, научных и учебных заведений.
Особый интерес в содержании «Концепции» вызывает «разработка планов по устойчивому и социально-экономическому развитию населенных пунктов горной и предгорной частей РА». Это, в сущности, попытка вовлечь в процесс социально-экономической подготовки соответствующих районов не только средства самого туристско-рекреационного комплекса, но и других отраслей экономики: строительство, транспорта, связи, энергетики, сельского хозяйства, поскольку для подготовки горных районов, особенно населенных пунктов к приему туристов и предоставлению соответствующих услуг необходимо создание современной сети обслуживания (туристской и бытовой инфраструктуры): горных автотрасс, линии электропередач, автозаправочных станций, системы утилизации бытовых отходов, очистных сооружений и т.д. и т.п.
С этими проблемами туристско-рекреационному комплексу в одиночку не справиться, точно так же как не справиться ему без привлечения дополнительных средств для реализации одной из центральных проблем отрасли: развитии материальной базы комплекса и реставрация объектов показа, в том числе:
1. Строительство горных кольцевых и радиальных дорог к горнолыжным центрам Адыгеи: плата Лаго-Наки и Горному массиву Тхач:
а) поселок Гузерипль - горнолыжная база «Партизанская поляна» - исток реки Армянки - перевал Абадзешский - турбаза «Лаго-Наки»;
б) станица Даховская- 13км. Автотрасса на Лаго-Наки - станица Темнолесская -поселок Мезмай - Верхнее-Курджипский каньон - река Молочка - перевал Абадзешский - перевал Азишский;
в) станица Даховская - поселок Усть-Сахрай - река Сахрай - гора Большой Тхач -станица Баговская;
г) горд Майкоп - поселок Отдаленный - Дагомыс.
2. Строительство газопровода высокого давления: поселок Каменномостский -станица Даховская».
Таким образом, все позиции Концепции сформулированы так, как будто развитие туризма в РА начинается с чистого листа. Впрочем, к началу 21 века фактически так оно и было: старая форма управления была разрушена, новая только начала обретать себя, сменилась форма собственности организаций и предприятий туризма и санаторно-курортной сферы, существенно изменился характер предоставляемых услуг. Туризм практически почти полностью перешел на организацию и обслуживание детского отдыха, который в кризисные годы хоть в какой-то мере поддерживался федеральным и республиканским бюджетами.
Практически все туристические предприятия Майкопского района - читаем мы в Туристском паспорте Адыгеи [1,с.61] - и РА в целом изменили свой основной профиль туристской деятельности. Ранее они принимали и обслуживали взрослое население страны, имели целую сеть перевальных и местных туристических маршрутов, были ориентированы на краткосрочное нахождение туристов в условиях баз. Теперь этот сегмент туристского рынка практически не используется. Турбазы постепенно теряют потенциал, ориентированный на маршрутный и программный туризм. Они практически прекратили организацию и проведение подготовки туристических кадров, и повышение их квалификации. Пришли в упадок туристские маршруты и приюты. Турбазы переориентировались на обслуживание детских оздоровительных лагерей по принципу рабо-
ты ранее существовавших пионерских лагерей7. Туристский сектор работы сменил досуговый на спортивно-игровой, инструкторские кадры заменили на социальных педагогов, воспитателей и вожатых отрядов. Авторы “Туристского паспорта Адыгеи” из этого делают, как нам представляется, несколько поспешный вывод о том, что «Основным профилем туристских предприятий РА на ближайшие годы по прежнему остается детский и юношеский спортивно-оздоровительный отдых»[1]. По их мнению, это связано с тем, что в бюджетах всех уровней предусмотрены средства на летний отдых. «Другие категории отдыхающих государственной социальной защитой практически не предусмотрены». Это конечно так, однако нельзя сбрасывать со счетов реализацию мероприятий, предусмотренных целевыми республиканскими программами, в частности строительство горнолыжных комплексов, этнической деревни и ряда других объектов, нацеленных на предоставление услуг взрослому населению. Администрация республики предпринимает шаги по реализации позиций, выдвинутых «Концепцией»: мобилизуя местные научные институты и отдельных специалистов на поиск реальных путей восстановления отрасли. С этой целью проводятся научные и научно-практические конференции, по проблемам развития туризма, в том числе и международные, активизируется поиск оптимальных путей развития, проводится большая научная работа по составлению кадастра природных, исторических, этнокультурных ресурсов для развития туризма, публикуются сборники научных статей, монографии, посвященные анализу прошлого и перспективами развития туризма республики. Группа специалистов разработала Программу развития сельского туризма на 2003-2006 годы [4]. В том же году 24 мая Президент Республики подписывает Распоряжение “О программе развития РА -туристское и санаторно-курортные направления на 2003-2018 годы”№95-рп г. Майкоп. Разрабатываются и утверждаются правительством ряд промежуточных целевых программ, мобилизующих необходимые ресурсы для восстановления отрасли, ставятся задачи превращения туризма в «локомотив всей экономики Республики Адыгея». Но это на будущее. Сегодня еще многое необходимо сделать, чтобы отрасль заработала в полную силу, согласно озвученных в «Концепции» намерений.
В качестве главных аргументов в пользу развития туризма в РА «Концепция» выдвигает: “В последние годы в республике наметился устойчивый рост аллергических заболеваний органов дыхания (поллинозы, бронхиальная астма и др.), высокая частота которых носит сезонный характер и вызывает потерю трудоспособности, вынуждает больных выезжать в другие регионы страны. Что стало затруднительным в связи с ухудшением материального уровня жизни населения” [2].
Горный ландшафт Адыгеи и наличие на его территории объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО, дают уникальную возможность для развития всех видов туризма РА и еще один яркий штрих в содержании «Концепции»: “Концепция развития туризма в РА призвана стимулировать процесс становления устойчивого туризма, как ведущего сектора экономики горных и предгорных территорий РА” [2].
Таким образом, Администрация Республики Адыгея взяла на себя многоходовую и многолетнюю задачу - коренным образом изменить исторически сложившуюся отраслевую структуру экономики, попавшую в годы перехода к рынку в весьма трудные условия. Чтобы точнее отразить масштаб поставленной цели принятой «Концепции» на ближайшие два десятилетия, мы приведем ее задачи:
1. Изучение возможности и целесообразности развития рекреационно-устойчивого комплекса в РА8;
Как нам представляется смена профиля туристской деятельности турфирм была облегчена Положением “О туристской деятельности в РА”согласно которому“турфирмы осуществляющие детский и другие виды туризма (прибыль, полученная от реализации платных услуг в сфере детского туризма не облагается налогом на часть прибыли, подлежащей зачислению в республиканский бюджет сроком на два года при условии направления не менее пятидесяти процентов прибыли на развитие собственной материальной базы). ”
8 Еще не зная о “возможности”, тем более о “целесообразности развития рекреационно-устойчивого комплекса” концепция уже ставит перед собой такую цель. Ну а если, допустим, на каком-то этапе такая
2. Формирование современного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций;
3. Разработка нормативно-правовой базы устойчивого развития туризма;
4. Создание условий для развития разнообразных видов туризма;
5. Расширение международного сотрудничества;
6. Стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства туробъектов;
7. Эффективное и рациональное использование существующих ресурсов9;
8. Формирование современной системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров, осуществления научных исследований в сфере туризма;
9. Разработка (видимо создание) информационно-аналитического банка данных и системы социально-экономической оценки эффективности турдеятельности в РА;
10. Совершенствование системы информационного обеспечения, проведение активной рекламной деятельности.
В сущности пунктов-проблем, которые нужно срочно решать не так уж много, но за каждым из них стоит необходимость финансовых вливаний. Надежды Администрации, что после опубликования намерений и подготовки инвестиционных площадок, в республику направится большой поток инвестиций в евро и долларах не оправдались. О причинах несколько ниже. В сущности, вся «Концепция» и ее философия сведены в систему операций по ее реализации. Но есть еще одна область немалых расходов, связанных с реализацией геополитических задач развития туризма, вытекающих из международных обязательств республики по сохранению природного наследия и задачам развития международного сотрудничества в области развития туризма. Из многих задач, решение которых для республики неизбежно напомним лишь несколько:
1. Сохранение биоразнообразия, сохранение природных ландшафтов сочетая развитие туризма, в том числе и в особо охраняемых территориях. И в то же время, обеспечивая долгосрочные интересы местного населения, создания условий для возрождения традиций, культуры, проживания регионального природопользования, особенно в горных районах;
2. Развитие сотрудничества с соседними областями, тем более со сходной туристской специализацией, но разной весовой категорией в конкурирующей сфере;
3. Развитие межрегионального и международного сотрудничества, особенно в сфере ценовой политики10;
4. Поддержка и защита своих производителей турпродукта в борьбе за клиента;
5. Особо важно определение возможности регулярного повторения тех или иных рекреационных занятий или их комплексов для привлечения максимального количества отдыхающих, исходя из площади района и сопротивляемости ландшафтов антропогенным нагрузкам.
Философская основа «Концепции» сформулирована отдельно кратко, ее полностью исчерпывает приведенный тезис оправдывающий необходимость развития туризма в республике: “Горный ландшафт Адыгеи и наличие на его территории объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО дает уникальную возможность для развития всех видов туризма”. Вот собственно и вся философия.
Нам представляется, что в «Концепции» было бы далеко не лишним напоминание о том, что природные факторы воздействуют на человека не по одному в отдельности, а в комплексе, поэтому в характеристику природного рекреационного рынка (особенно горного, где что ни склон, то своя погода, а каждая высота оказывает свое воздействие на самочувствие человека) необходимо как самостоятельный раздел - характеристика погодных условий каждого сезона года. И второе, поскольку деятельность людей в течение суток,
цель окажется недостижимой?
9
В конце 20 века целый ряд экономистов ставили под сомнение одновременное использование ресурсов эффективным и рациональным способом. Эффект достигался массовым производством, что не всегда согласуется с его рациональностью.
Есть опасение, что финансовые трудности туроператоров РА осложняет их борьбу за клиентов.
недели, месяца не ограничивается одним видом занятий, то степень ценности природного комплекса (в рыночных операциях) должна возрастать тем более, чем более широкий набор услуг он может предоставить туристу одновременно и во все времена года. Однако оба эти пожелания могут быть выполнены в результате хорошо отлаженной научной широкомасштабной проработкой всех этих вопросов непосредственно в избранном районе, что потребует дополнительных и немалых затрат и организационных усилий.
Малые затраты, экономия на научно обоснованных решениях может привести к результатам совершенно противоположным ожидаемым.
Литература
1. Бушманова Н.В., Дерзиян Г.Г., Жанэ З.К., Фоменко Е.Л., Туристический паспорт Адыгеи. Майкоп: ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2006; 140 с.
2. Концепция развития туризма в Республике Адыгея от 17 июля 2002 года №200.
3. Лабинцева С.И. К методике оценки рекреационной нагрузки на природные комплексы горных территорий.// Современные технологии в сервисе туризма и управления. Майкоп.: Изд-во МГТИ, 2002, С. 40-41.
4. Папанов А., Березенко И., Бормотов И., Колихевич Г., Макаров Г. Целевая программа развития сельского туризма до 2006 г.- Майкоп: ООО “АЯКС”, 2003.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 99 "О развитии туризма в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2002, N 5).
6. Республика Адыгея в цифрах. Официальное издание. 1991-2007. Майкоп: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, 2008.
7. Распоряжение “О программе развития РА - туристское и санаторно-курортные направления на 2003-2018 годы,гК 95-рп. г. Майкоп.