ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 332.1
туризм В нИГЕРИИ:
уроки регионального развития
И.Е. БЕЛЬСКИХ, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства E-mail: [email protected]
С.Ч. ОКОЙЕ,
магистрант кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства E-mail: [email protected] Волгоградский государственный технический университет
Наибольший интерес для анализа представляют новые туристские региональные центры, которые, используя современные коммуникационные технологии и особенности своих стран, продвигают себя на мировом рынке. Самая большая страна по численности населения и ВВП в Африке - Нигерия. В последние годы правительством страны был принят комплекс мер по развитию туризма. Цель статьи - изучение опыта Нигерии в сфере туризма для его популяризации и использования в других странах.
Изучение материалов основано на использовании методов статистического, нормативного и эмпирического анализа. К очевидным результатам работы необходимо отнести следующие уроки регионального развития. Во-первых, развитие туризма должно идти за счет частного сектора, включая международные гостиничные сети, авиаперевозчиков, компании инфраструктурных отраслей. Во-вторых, целесообразно организовать централизованную государственно-частную корпорацию по развитию туризма, которая будет разрабатывать маршруты, координировать частное строительство отелей, центров развлечений и взаимодействие с международными перевозчиками. В-третьих, методические приемы развития рынка туристских услуг в Нигерии полезны для общемирового использования, например поиск аналогов по природным достопримечательнос-
тям (Плато Джоса - Ленские столбы - Каменные столбы штата Юта), культурным (организация конкурсов красоты, этнографических фестивалей), историческим (археологические раскопки общих городов древности с соседними государствами -столицы государства Бенин) и др.
Сфера применения полученных результатов -внутренние туристские рынки развивающихся стран.
Сделаны следующие выводы. Туризм помогает провести диверсификацию сырьевой экономики Нигерии. Расширение туристской деятельности приводит к росту занятости в экономике (с учетом климатических особенностей страны гарантирована круглогодичная занятость). Развитие туризма стимулирует развитие местной инфраструктуры, что служит импульсом для «хозяйственного» развития страны.
Ключевые слова: туризм, Нигерия, Африка, региональное развитие, рынок, диверсификация экономики, транспорт, маршрут, гостиничные сети, этнографический фестиваль
В условиях глобальной экономики растет интерес к миру и его разнообразным возможностям. Развитие воздушного транспорта, унификация ви-
зового законодательства, активное развитие международных гостиничных сетей - все это способствует реализации данного потребительского интереса.
Одновременно происходит рост доли услуг в мировой экономике. Особенно интенсивно развивается сектор туризма [1]. В 2013 г. его прибыль составила 9% мирового ВВП и с учетом сопутствующих отраслей и пассажирских перевозок превысила 1,3 трлн долл. В 2011 г. во всем мире было совершено 983 млн туристических поездок за границу, их число выросло на 4,6% по сравнению с 2010 г. (940 млн)1 . Туризм составляет 30% мирового сектора услуг и 45% услуг развивающихся стран, прибыль от въездного туризма выросла с 1995 г. вдвое и достигла 935 млрд долл. Лидерами рынка по туристским прибытиям являются следующие страны:
- Франция (76,8 млн чел.);
- США (59,7 млн чел.);
- Китай (55,7 млн чел.).
В настоящее время все страны целеустремленно создают на своих территориях инфраструктуру для туристов, формируют маршруты, развивают информационные кампании в поддержку привлекательности своих стран [8]. Поиск инновационных направлений развития в сфере туризма поможет избежать сырьевой зависимости таким странам, как Нигерия, Россия, Казахстан [3].
Африку относят к молодым туристским регионам. Здесь более высокие темпы прироста туристских потоков, чем в традиционных туристских регионах (Европа, США, страны Юго-Восточной Азии). Однако Африканский регион неустойчив в экономическом и политическом плане, и это отрицательно сказывается на развитии туризма. Споры о границах и межплеменная рознь формируют поток негативных сообщений о странах этого региона. И периоды ускоренного роста туристского рынка сменяются стагнацией и спадами. Начало 1980-х и середина 1990-х гг. - период определенного застоя в туризме Африки из-за сокращения поездок в регион вследствие распространения СПИДа и националистического геноцида (известный пример Руанды) [6, 7].
Также Африка уступает многим районам мира по уровню посещаемости и размеру валютных поступлений от туризма. К числу факторов, которые затрудняют развитие туризма в регионе, относятся:
1 International tourism receipts surpass US$ 1 trillion in 2011. Available at: http://media.unwto.org/en/press-release/2012-05-07/ international-tourism-receipts-surpass-us-1-trillion-2011.
- низкий экономический уровень большинства африканских стран;
- слабо развитые туристская инфраструктура и сухопутная транспортная сеть;
- отсутствие развитого внутреннего туризма;
- наличие «горячих точек», территориальных притязаний и проблем между странами, что дестабилизирует обстановку и снижает уровень безопасности в туризме [5, 6]. Африканские туристские операторы вынуждены были для привлечения туристов снижать цены. Поэтому темпы доходности туризма отставали от темпов прибытий. В целом Африка, будучи чрезвычайно притягательной для туризма, пока еще мало освоена, и данный рынок весьма перспективен.
В настоящее время Африка становится одним из наиболее интенсивно развивающихся туристических регионов: уже два года подряд количество приезжающих туристов возрастает на 6%. С 2000 по 2013 г. количество иностранных туристов увеличилось более чем вдвое (с 26 до 56 млн чел.). По прогнозам ВТО, в 2030 г. эта цифра будет составлять уже 134 млн2. В свою очередь рост туристического сектора является мощным локомотивом социально-экономического развития региона в целом.
Упрощение визового режима и улучшение авиасообщения являются основными направлениями работы по развитию туризма в Африке. К такому выводу в 2014 г. пришли министры туризма 12 африканских стран, участники 5-го Форума по инвестициям и туристическому бизнесу в Африке (INVESTOUR). Этот Форум был организован по инициативе и в рамках ежегодной Международной ярмарки туризма в Мадриде (FITUR). В Африке имеется Ассоциация делового туризма (АВТА), которая активно продвигает регион на мировом рынке делового туризма и повышает стандарты данной инфраструктуры на континенте3 .
Особенности делового туризма в Африке имеют свою специфику. Политическая ситуация в регионе в целом нестабильна, из-за этого нестабилен и туризм. Более того, природно-климатические условия, уровень развития местности недостаточны
2 International tourism receipts surpass US$ 1 trillion in 2011. Available at: http://media.unwto.org/en/press-release/2012-05-07/ international-tourism-receipts-surpass-us-1-trillion-2011.
3 Tourism as a Tool For National Economic Development. Available at: http://tourism.gov.ng/tourism-as-a-tool-for-national-economic-development/.
для оказания должного уровня услуг. Для деловых туристов нужна хорошая медицинская страховка, а также, возможно, и ряд необходимых прививок (не во все страны региона), что делает поездку более дорогостоящей. И все же можно сказать, что Африка активно продвигается на мировом рынке бизнес-туризма. Ее популярность растет, постепенно формируется новый образ деловой Африки.
Одним из самых успешных примеров последних лет в регионе является Нигерия, страна, где на долю туризма приходится более 6% ВВП. Для сравнения: Россия имеет аналогичные относительные показатели (около 5,8% ВВП с учетом смежных отраслей). По данным ВТО, количество туристов из-за рубежа в Нигерию в 2011 г. составило 1,6 млн чел. (8-е место в Африке). По данным Госкомстата, в 2011 г. в России количество иностранных туристов увеличилось до 2,3 млн чел. (кто въехал, по статистике, с целью туризма). Потенциалы и стартовые возможности России и Нигерии в 2011 г. были сопоставимыми.
Нигерия - страна с огромными возможностями. Территория составляет 924 тыс. км2, быстрорастущее население превышает 170 млн чел. По прогнозу ООН, страна обгонит США и займет 3-е место в мире по численности населения к 2045 г. Структура ее экономики напоминает российскую. Главная статья национальных доходов - нефтедобыча. Страна входит в ОПЕК и является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов из Африки на рынки Европы и США.
По итогам 2013 г. экономика Нигерии стала крупнейшей в Африке и заняла 26-ю позицию в мире. Номинальный ВВП Нигерии составил 510 млрд долл., что на 89% превзошло прежнюю оценку Национального бюро статистики. Это на 190 млрд долл. больше объема ВВП ЮАР, которая ранее занимала 1-е место на африканском континенте4.
Опубликованные данные стали первым полным исследованием нигерийской экономики с 1990 г. Нигерия смогла обойти ЮАР по размеру ВВП в основном благодаря повышению активности от онлайн-покупок до финансовых услуг, вызванному улучшением телекоммуникационной отрасли. В 1990 г. в стране работало 200 телефонных линий, а в настоящее время используется порядка 120 млн мобильных телефонов.
4 Tourism аs а Tool For National Economic Development. Available at: http://tourism.gov.ng/tourism-as-a-tool-for-national-economic-development/.
Такие возможности привлекают крупные компании, несмотря на определенные риски. К примеру, японская Nissan Motor Co. планирует начать сборку автомобилей на своем первом нигерийском заводе. Американская General Electric Co. пообещала построить турбины на сумму до 10 млрд долл. для частных электростанций страны. Китай готов участвовать в инфраструктурном строительстве в Нигерии, в том числе в проекте по строительству железных дорог в прибрежных районах.
Нигерия прошла через гражданскую войну после получения независимости в начале 1960-х гг., пережила череду военных переворотов, но сумела построить демократическое общество. В стране традиционно проходят выборы, разные политические лидеры становятся президентами, и в зависимости от смены политических лидеров проходит развитие туризма. Последние годы страна активно стала развивать въездной туризм как источник экономического и социального развития. Это прямое следствие государственной политики президента Нигерии Гудлака Джонатана (избран в 2010 г.) и его предшественников Олусегуна Обасанджо (1999-2007 гг.) и Умару Яр-Адуа (2007-2010 гг.), которые стремились диверсифицировать сырьевой характер экономики страны.
Президент Нигерии Гудлак Джонатан запустил кампанию по развитию туристической индустрии, чтобы разнообразить источники доходов Нигерии и поднять экономику страны. Для туристов это решение означает больший комфорт и значительную безопасность при посещении страны, а для нигерийского населения - рабочие места5.
План «Увлекательная Нигерия» президент представил в 2013 г. во время ужина, организованного для того, чтобы обсудить богатый туристический и культурный потенциал. Президент сообщил, что туризм при правильном подходе будет приносить стране доход и привлекать инвесторов, что в результате поднимет экономику Нигерии. По его словам, федеральное правительство уделяет большое внимание созданию благоприятных условий для раскрытия огромного туристического потенциала и ресурсов.
«Туризм - обширный источник доходов, с его помощью мы создадим рабочие места и заработную плату нигерийской молодежи», - заявил
5 В Нигерии туристы будут в безопасности. URL: http://www. votpusk.ru/news.asp?msg=466709.
Гудлак Джонатан. «Культурное разнообразие, исторические места, пути рабов, большое население диаспоры, великолепная природа позволяют рассчитывать на положительный результат кампании, особенно в совокупности с многочисленными фестивалями и презентациями для туристических операторов»6 .
Традиционными источниками туристских потоков стали Европа и США. Колониальное прошлое формирует устойчивые хозяйственные связи, в том числе и туристские связи с метрополией. Аналогичное значение имеет и транзитное расположение территории [1].
Существует несколько факторов, способствующих росту туризма в Нигерии [1, 4]:
- знание населением английского и французского языков;
- приход в страну мировых гостиничных сетей (бренды Sheraton, Hilton, Radisson и др.) с гарантированным уровнем сервиса и набором привычных услуг;
- обеспеченность доступа в главные города страны крупнейших авиаперевозчиков мира. Развиваются внутренние авиалинии;
- сооружение автомагистралей Лагос - Иба-дан, Лагос - Абеокута, на востоке — Лагос -Бадагри, активное развитие автомобильного транспорта и автобусного сообщения;
- политика государства (создание соответствующих государственных структур и централизованной госкорпорации - Нигерийской корпорации по развитию туризма). Стремительное развитие туризма в Африке
объясняется и следующими общепринятыми факторами [4, 6]:
- богатая местная флора;
- разнообразие и экзотичность фауны;
- современный сервис в гостиницах;
- благоприятный климат в течение года;
- побережья с отличными песчаными пляжами;
- удачное расположение материка, равноудаленное от стран «золотого миллиарда»;
- большое количество культурных памятников и этнографическое многообразие;
- множество исторических достопримечательностей и памятников колониального прошлого.
6 В Нигерии туристы будут в безопасности. URL: http://www. votpusk.ru/news.asp?msg=466709.
Также на материке, как и в Нигерии, очень много всевозможных заповедников и национальных парков, которым отвели огромные территории. Все животные имеют возможность существовать как на воле, то есть они живут практически в естественной для каждого из них среде. Экотуризм - одно из самых актуальных направлений мирового рынка туристских услуг.
Все сказанное о международном туризме в Африке в полной мере относится и к такой стране, как Нигерия. Здесь предлагается широкий спектр туристических достопримечательностей: речные и океанские пляжи, идеально подходящие для плавания и других водных видов спорта; обширные участки нетронутой природы; тропические леса, водопады, новые, быстро растущие города [4, 6].
Климатические условия в некоторых частях страны особенно благоприятны для отдыха. Туристы хотят прочувствовать традиционный образ жизни, основанный на древних обычаях, и такая возможность в Нигерии есть. Культура и искусство страны отражаются в бесконечном разнообразии работ ремесленников и художников. Цветные циновки, калебасы, домотканые наряды, изделия из дерева и бронзы охотно приобретаются туристами [4, 6]. Яркость, контрасты художественного оформления, этнографическое разнообразите -все это способствует популярности сувениров из Нигерии и служит толчком к развитию местных ремесел.
Нигерия занимает промежуточное положение между климатическими зонами саванн и экваториальных тропических лесов, где сохранились многие крупные виды африканских животных. В саваннах обитают слоны, носороги, антилопы. Тропические леса населяет множество обезьян, в поймах рек водятся бегемоты. По стране протекает одна из крупнейших рек Африки - Нигер. Многовариатив-ность климатического разнообразия приводит к росту туристических маршрутов в стране. Данная особенность может быть использована и в развитии туризма в России [1, 5, 9, 10].
Возможность сполна насладиться великолепием дикой природы в первую очередь предоставлена посетителям заповедника Янкари (Yankari National Park). Это первый заповедник и национальный парк в Нигерии. Парк Янкари и горячие источники Викки (Wiki Warm Springs) расположены вокруг р. Гаги, примерно в часе пути к юго-востоку от Баучи (Плато Джос). Красота и многообразие оби-
тателей природного заповедника Янкари сделали его самым популярным в Нигерии. Японцы, европейцы, американцы, китайцы с удовольствием его посещают. Среди остальных национальных парков Нигерии следует отметить парки Гумти (Gashaka-Gumti Park), Кросс Ривер (Cross River Park) и Каин-джи (кстати, российские специалисты принимают участие в управлении ГЭС Каинджи). Большой популярностью у туристов пользуются зоопарк Nekede и аналогичные развлечения7.
Интересно, что Нигерийская корпорация по развитию туризма активно продвигает на своих сайтах8 туристские маршруты в увязке с национальными природными парками и отелями. Развитие туризма идет не от местной предпринимательской инициативы, а от международных гостиничных сетей в информационной связке с правительственной политикой. Получается определенный синергети-ческий эффект.
Например, Плато Джос (Jos) - одна из известнейших природных достопримечательностей страны. Это участок высоких скал с плоской вершиной и отвесными склонами, окруженный пышными зелеными джунглями. Ветер и вода придали серым утесам необычную форму: скалы плато Джос похожи на прославленные «каменные столбы» в штате Юта, США. И этот факт активно используют для привлечения туристов из США.
В России есть так называемые Красноярские столбы (Ленские) - геологическое образование и одноименный природный парк в России, на берегу р. Лены. Находится он в Якутии недалеко от г. Покровска. Кстати, привязка к природным красотам других стран служит своеобразным туристическим акселератором, который усиливает интерес потенциальных туристов к стране [1, 10].
В самом крупном городе Нигерии (Лагосе) примечательны африканские рынки, интересны воскресные церковные службы (жители страны обладают повышенным религиозными чувствами), которые проходят с песнями, оркестром, так что богослужение может превратиться в небольшой фольклорный праздник, ориентированный на туристов, имеющих религиозный интерес. По стране развиты местные паломнические маршруты, которые активно используются в интересах отдельных штатов
7 Tourism as a Tool For National Economic Development. Available at: http://tourism.gov.ng/tourism-as-a-tool-for-national-economic-development/.
8 URL: http://www.cometonigeria.com/.
и близлежащих стран с похожим национальным составом населения.
В Нигерии стали проводить конкурсы «Мисс туризма Нигерии» (с 2005 г.), этнографические красочные фестивали, тематические исторические и природоохранные международные выставки, спонсорами которых выступают нефтяные компании мира, которые добывают там нефть. Все эти фестивали представлены в сетевых мировых ресурсах и очень красочны.
Правительство страны активно продвигает основные города на мировом рынке как символы туристской достопримечательности (столица Абуд-жа, Лагос, Ибадан и др.). Например, подчеркивают главную достопримечательность г. Абуджи - скалу Асо. У подножия скалы расположены такие важные здания, как Президентский комплекс, Верховный Суд и Национальное собрание. Для местных жителей Асо означает победу. Важная достопримечательность -Национальная мечеть. Это очень красивое здание, расположенное в удачном для просмотра месте. В оформлении использовано много витражей красно-желто-зеленого цветов. Со всех сторон мечеть украшают колонны, верх украшен позолоченным куполом. Познакомиться с местной растительностью можно в парке «Тысячелетие», открытом в 2003 г. Парк имеет большую площадь, чтобы его обойти, понадобится не один час. Ежегодно в ноябре в Абудже проходит поистине национальное событие - карнавальная неделя. Люди надевают разноцветные костюмы и танцуют. Это важное туристское мероприятие.
В Нигерии можно выделить следующие главные направления туризма [6]:
- культурный туризм (посещение памятников истории и культуры);
- экотуризм;
- прибрежный туризм и курорты;
- путешествия и сафари-туры.
Нигерия формирует конкурентные преимущества на рынке туризма в основном за счет следующих факторов:
- неповторимость объектов природы и памятников истории;
- своеобразие быта и традиций культуры местных народов;
- привлекательность путешествий по нестандартным маршрутам;
- отдых на морских пляжах в течение года. Есть и негативные факторы, которые ограничивают приток туристов в страну:
- низкий уровень жизни населения, бедность более 70% населения;
- отсутствие современной транспортной системы и туристской инфраструктуры вблизи от национальных парков и крупнейших городов;
- политические сложности и развитие религиозного терроризма в ряде регионов страны (в частности, похищение людей);
- недостаточность финансирования сферы туризма со стороны государства.
Знакомство с отзывами зарубежных туристов создает впечатление «осажденного» гостеприимства, когда гости без охраны и сопровождения боятся выйти на улицу и самостоятельно добраться до местных достопримечательностей. Например, на одном туристском сайте рекомендовано избегать берега моря в районе дельты р. Нигер как места, где можно попасть в плен к пиратам. Очевидно, потребительский страх туристов основан на реальных событиях и негативных примерах.
Итак, анализ состояния и проблем развития туризма в стране позволяет выделить основные направления положительного влияния туризма на экономику. Валютные доходы очень важны для Нигерии в целях диверсификации ее экономики. Расширение туристской деятельности приводит к росту занятости за счет работы в гостиницах, ресторанах и клубах, в обслуживании такси, в поставках и продаже товаров и услуг. Развитие туризма стимулирует развитие местной инфраструктуры (дороги, энерго-и водоснабжение, телефонная связь, общественный транспорт и др.), что в дальнейшем становится импульсом для хозяйственного развития территории. Одно из самых положительных результатов влияния туризма - это содействие хозяйственному и культурно-социальному развитию тех территорий, в которых непосредственно производится оказание туристских услуг. Доходы от туристской деятельности на местах становятся основой для хозяйственного развития, различных мер по сохранению и развитию объектов окружающей среды, памятников истории, а также способствуют бережному отношению к традициям культуры и быта местных народов.
Опыт Нигерии в сфере туризма позволяет извлечь следующие уроки регионального развития для России. Развитие туризма должно идти за счет частного сектора, включая международные гостиничные сети, авиаперевозчиков, компании инфраструктурных и экспортноориентированных отраслей. Целесообразно организовать централизованную
государственно-частную корпорацию по развитию туризма в России, которая будет разрабатывать маршруты, координировать частное строительство отелей, центров развлечений и взаимодействие с международными перевозчиками и т.д. Недостаток России и предпринимательских усилий в том, что каждый регион пытается придумывать свой рецепт туристского успеха на мировом рынке, в итоге нет синергетического эффекта для всей страны [1, 2, 9]. Методические приемы развития рынка туруслуг в Нигерии полезны для использования в России [1, 2], например, поиск аналогов по природным достопримечательностям (Плато Джоса - Ленские столбы - Каменные столбы штата Юта), культурным (организация конкурсов красоты, этнографических фестивалей), историческим (археологические раскопки общих городов древности с соседними государствами - столицы государства Бенин) и т.д. Это позволит привлечь туристов с самыми разными интересами. Кроме этого, публичные выступления и действия Президента Нигерии и других официальных лиц создают ощущение национальной заинтересованности в развитии рынка и отрасли. Нигерийскую корпорацию по развитию туризма возглавляет Салли Мбанефо - одна из самых известных женщин-бизнесменов Нигерии, которая прославилась организацией эффективного микрофинансирования в стране9. Назначение ответственных людей за отрасль в Нигерии происходит по признакам профессиональной пригодности, а не личной лояльности (вместе учились, в одном городе родились, дачи были рядом и т.д.).
Опыт Нигерии в сфере туризма покажет свои результаты в ближайшие годы, а потребители смогут дать им оценку в перспективе. Анализ мирового опыта регионального развития отдельных рынков имеет методическое и информационное значение для любой страны мира в целях внедрения и получения положительных эффектов от аналогичной деятельности.
Список литературы
1. Бельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 8. С. 62-67.
9 Tourism аs а Tool For National Economic Development (Туризм как инструмент для развития национальной экономики) // http://tourism.gov.ng/tourism-as-a-tool-for-national-economic-development/.
2. Маевский В.И., Малков С.Ю. Перспективы макроэкономической теории воспроизводства // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 137-155.
3. Маевский В.И. О соотношении между инновационной и сырьевой динамикой // Экономист. 2008. № 3. С. 41-47.
4. Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. М., СПб.: Омега-Л, Учитель и ученик. 2002. 384 с.
5. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 106.
6. РуновБ.Б. Африка в меняющемся мире. Глобальные и региональные аспекты экономических, социальных и экологических проблем. М.: Институт Африки РАН. 2004. 96 с.
7. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н. Онтология здорового образа жизни: принципы и особенности мыследеятельности в контексте заботы о себе // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. С.61-65.
8. Скопина И.В., Рогачев А.Ф. Повышение конкурентоспособности гостиничного бизнеса в рыночных условиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2005. № 4. С. 9-19.
9. Фролов Д.П., Шишков В.А. Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31. С. 22-32.
10. Фролов Д.П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 65-86.
Regional economics: theory and practice Foreign experience
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
TOURISM IN NIGERIA: REGIONAL DEVELOPMENT LESSONS
Igor' E. BEL'SKIKH, Stanley Chinedu OKOYE
Abstract
Subject New tourist regional centers, which, using modern communication technologies and features of their countries, are promoting themselves on the world market, are of most interest to the analysis. Nigeria is the largest country in terms of population and GDP in Africa. In recent years, the Government of Nigeria has adopted a set of measures to promote tourism . Objectives The goal of the paper is to study the experience of Nigeria in the field of tourism for its popularization and use in other countries Methods The study of the materials is based on the use of the methods of statistical, normative and empirical analyses
Results The results of the work should include the following regional development lessons: first, the development of tourism must go through the private sector, including international hotel chains, airlines and companies of the infrastructure industries. Second, it is appropriate to establish a centralized public-private Tourism Development Corporation, which will develop
routes, coordinate private building of hotels, recreation centers and interaction with international carriers. Third, the methodical techniques of development of the market of tourist services in Nigeria are useful for global use, for example, a search for counterparts of natural attractions (Jos Plateau - Lena Pillars - Stone Pillars of Utah), cultural (organization of beauty contests, ethnographic festivals), historical (archaeological excavations of ancient cities with neighboring States -the capital of the State of Benin), etc. Application Internal tourism markets of developing countries
Conclusions and Relevance On the basis of our study, we conclude that tourism is helping to diversify the commodity economy of Nigeria. The extension of tourist activity leads to employment growth in the economy (taking into account the climatic conditions of the country, it is a guaranteed year-round employment). The development of tourism encourages the development of local infrastructure, which serves as a catalyst for the economic development of the country.
Keywords: tourism, Nigeria, Africa, regional development, market, diversification, economy, transport, route, hotel chains, ethnographic festival
References
1. Bel'skikh I.E. Territorial'nye strategii imidzha turistskogo biznesa v mirovoi ekonomike [The territorial strategy of image of tourist business in world economy]. Regional'naya ekonomika: teoriya iprak-tika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 8, pp. 62-67.
2. Maevskii V.I., Malkov S.Yu. Perspektivy makroekonomicheskoi teorii vosproizvodstva [Prospects of the macroeconomic theory of reproduction]. Voprosy Economiki, 2014, no. 4, pp. 137-155.
3. Maevskii V.I. O sootnoshenii mezhdu innovat-sionnoi i syr'evoi dinamikoi [On the relationship between innovation and resource dynamics]. Ekonomist -Economist, 2008, no. 3, pp. 41-47.
4. Okladnikova E.A.Mezhdunarodnyi turizm. Ge-ografiya turistskikh resursov mira [International tourism. The geography of tourist resources of the world]. Moscow, St. Petersburg, Omega-L, Uchitel' i uchenik Publ., 2002, 384 p.
5. Romanova A.I., Mironova M.D., Il'ina E.V. Metodicheskii podkhod k otsenke riskov i prinyatiyu reshenii v usloviyakh neopredelennosti na rynke uslug [A methodical approach to the assessment of risks and decision-making in the conditions of uncertainty in the market of services]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal - Management ofeconomic systems: electronic scientific journal, 2012, no. 3, p. 106.
6. Runov B.B. Afrika v menyayushchemsya mire. Global'nye i regional'nye aspekty ekonomicheskikh, sotsial'nykh i ekologicheskikh problem [Africa in the changing world. Global and regional aspects of economic, social and environmental problems]. Moscow,
Institute of Africa of Russian Academy of Sciences Publ., 2004, 96 p.
7. Sadovnikov E.S., Gulyaikhin V.N. Ontologiya zdorovogo obraza zhizni: printsipy i osobennosti mysledeyatel'nosti v kontekste zaboty o sebe [The ontology of a healthy lifestyle: principles and features of brain functioning in the context of caring for yourself]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul 'tury - Theory and practice of physical culture, 2014, no. 8, pp. 61-65.
8. Skopina I.V., Rogachev A.F. Povyshenie konkurentosposobnosti gostinichnogo biznesa v ryn-ochnykh usloviyakh [An increase of the competitiveness of hotel business in market conditions]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal - Management ofeconomic systems: electronic scientific journal, 2005, no. 4, pp. 9-19.
9. Frolov D.P., Shishkov V.A. Marketingovaya strategiya regiona v deistvii (opyt Volgogradskoi oblasti) [The marketing strategy of the region in operation (the experience of the Volgograd region)]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 31, pp. 22-32.
10. Frolov D.P. Marketingovyi podkhod k up-ravleniyu prostranstvennym razvitiem [A marketing approach to management of the spatial development]. Prostranstvennaya ekonomika - Spatial economy, 2013, no. 2, pp. 65-86.
Igor' E. BEL'SKIKH
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation igbelvolgograd@rambler. ru
Stanley Chinedu OKOYE
Volgograd State Technical University, Volgograd,
Russian Federation