УДК 316.72
Филиппова Елена Владимировна
Philippova Elena Vladimirovna
аспирант, ассистент кафедры социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета [email protected]
PhD student, Teaching Assistant of the Social Science Department, Murmansk State University for the Humanities [email protected]
ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА
TOURISM AS A PHENOMENON OF THE POSTMODERN EPOCH
Аннотация:
Summary:
Данная статья посвящена рассмотрению основных характеристик и противоречий туризма в качестве постмодернистского феномена. Роль туризма в современном обществе исключительно важна: помимо того, что туризм представляет собой форму досуга, он выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.
This article deals with the basic characteristics and contradictions of tourism as a postmodern phenomenon. The tourism’s role in the current society is extremely important: in addition to the fact that the tourism is a form of leisure, it also is an indicator of the social status, a method of identity constructing, and it performs certain existential functions as well.
Ключевые слова:
туризм, идентичность, постмодерн.
Keywords:
tourism, identity, postmodernism.
Известный британский социолог Зигмунт Бауман в работе «От паломника к туристу» рассматривает феномен туризма в контексте проблемы идентичности современного человека.
По З. Бауману, идентичность как таковая является изобретением модерна. Проблема идентичности эпохи модерна заключалась в том, как построить идентичность и сохранить ее целостность, проблема постмодерна - в том, как сохранить свободу выбора. Если когда-то главной заботой в связи с идентичностью была забота о долговечности, то сегодня заботятся о том, как уклониться от обязанностей. Гвоздь жизненной программы постмодерна - не построение идентичности, но избегание фиксации [1].
В то время как фигура паломника выступает у З. Баумана метафорой жизненной стратегии модерна, постмодерн воплощают собой метафорические фигуры фланера, бродяги, туриста и игрока, движимые неприятием ко всякой привязанности и фиксированности. Они выступают одновременно и как социальные типы и как стили жизни. Относительно этих типов / стилей можно сказать следующее: 1) хотя ни один из них не является изобретением постмодерна и все они были хорошо известны задолго до него, постмодерновый контекст придал новое качество известным ранее типам; 2) эти некогда маргинальные стили жизни теперь практикует большинство; 3) выделение указанных четырех типов не подразумевает возможности альтернативного выбора (или / или) - все они присутствуют в каждой личности постмодерна.
Рассмотрим фигуру туриста. В ней находят отражение сущностные характеристики отношений постмодерна: фрагментарность и прерывность, узость охвата и целей, поверхностность. Турист выступает типажом, туризм - социальным феноменом, несущим в себе следующие две черты эпохи постмодерна, которые отчасти противоречат друг другу, отчасти взаимообусловливают друг друга. Это, с одной стороны, стремление к необычному, к экзотике, к выходу за пределы обыденного. В то же время в мире туристического бизнеса и институционализированных форм туризма (турагентств, туроператоров, туристических маршрутов и рейсов) массовый туризм приобретает такие качества, как стандартизированность, предсказуемость, искусственность и поверхностность.
Турист находится в движении, им движет цель - получить новые переживания; турист сознательно и систематически ищет приключений, новых впечатлений, чтобы отойти от того, что давно знакомо, привычно. Этому весьма способствует тот факт, что современный мир открыт. Благодаря развитию транспорта и средств коммуникации на нем практически не осталось «белых пятен» и недоступных мест. Турист ищет погружения в неизведанную для себя атмосферу - при условии, что погружение это носит временный характер и данную экзотическую атмосферу можно «стряхнуть» с себя в любой момент [2]. Экзотика может быть явлена в виде климатических, визуальных, культурных различий: попасть в необычные природные условия, увидеть непохожий на привычный мир, познакомиться с тем, «как живут люди» в других странах, попробовать экзотические блюда и т.п.
С этим связана распространенность приключенческого, а иногда и экстремального, туризма: в туристические приключения «заложен» выход за рамки обыденной рутины. Экстремальный приключенческий туризм - это «охота за открытиями», связанная с преодолением препятствий. Здесь можно вспомнить цикл британских телевизионных программ (2002-2006 гг.), показанных по каналу «Культура»: «Джунгли всерьез», «Арктика всерьез» «Амазонка всерьез», «Пустыня всерьез». Каждая программа представляет собой многосерийное реалити-шоу для школьников. Группа подростков (в сопровождении команды специалистов и медиков) на несколько недель отправляется в научные экспедиции в дикие первозданные места
планеты. Участникам экспедиции приходится жить в экстремальных условиях: в палатках при пятидесятиградусном морозе, передвигаясь на собачьих упряжках и пешком, справляться с дезориентацией во времени (Арктика), обходиться без нормальной кровати и еды, чистой воды, сухой одежды в условиях жары и почти стопроцентной влажности, обилия москитов и пауков (джунгли, Амазонка), жить в палатках среди песков, при сорокаградусной жаре, перемещаясь пешком и на верблюдах (пустыня). Цель проекта -не только суметь выжить в экстремальных условиях, но и сделать что-то полезное для животных. Многие люди сейчас стремятся повторить нечто подобное, уже не в формате передачи, а в реальной жизни.
Но подобные виды туризма скорее представляют собой крайний вариант для тех, кто хотел бы испытать себя. Для массового потребителя туристических услуг имеются другие, не столь трудозатратные и более комфортные возможности испытать «острые ощущения». Например, входят в моду плавательные бассейны с хищными животными, такими как акулы или полярные медведи (между людьми и животными прозрачная стеклянная перегородка либо человек защищен от хищников металлической клеткой) и т.п. Также можно вспомнить такой экзотический вид туризма, доступный пока лишь исключительно богатым людям, как космический туризм.
Турист выбирает атмосферу для погружения, с одной стороны, «поэкзотичнее», с другой стороны, «побезопаснее». В туристском мире все странное уже приручено, одомашнено и больше не пугает либо пугает лишь «понарошку». Стремление к экстриму причудливо сочетается со стремлением к безопасности, что придает миру видимость безграничной покорности, готовности угодить прихотям туриста. Этот мир принимает форму по желанию туриста, его делают и переделывают, думая лишь об одном: чтобы турист мог взбодриться, получить удовольствие, развлечься.
Для туриста характерно восприятие мира как набора достопримечательностей. З. Бауман обозначает это как эстетизацию мира, сугубо эстетическую организацию пространства, которая отличается тем, что в качестве ориентиров и точек соотнесения выбираются не признаки и качества, присущие организуемым объектам, а атрибуты организующего субъекта (интересы и стремление к удовольствиям). Сами объекты и их содержание потеряли значение, волнует лишь то, насколько они «занимательны». Увиденные мельком, мимоходом, поверхностно объекты никогда не воспринимаются как самостоятельные сущности [3].
Размышляя над этим, Александр Дугин называет туризм одним из «самых инфернальных занятий» современного человека. Турист - человек заведомо поверхностный и легковесный, поскольку едет в любую страну для чего угодно, но только не для того, чтобы познакомиться с нею. Если рассмотреть организацию туристического бизнеса в наиболее популярных курортах Турции, Египта, Туниса, то можно видеть, что в них все искусственно создано «под отдых», все принципиально искусственно. «Человек, отправляясь в туристическую поездку, гарантировано никогда не попадет в ту страну, штамп о прибытии в которую ему тиснут на таможне. Он попадет в другую страну, созданную специально для него, которую он, собственно, и хотел бы видеть... Чтобы туристу было комфортно, он повсюду должен сталкиваться с тем, к чему привык» [4].
Туристу показывают не то, что есть, и часто даже не совсем то, что он хочет - ему покажут то, что соответствует этим принципиальным и постоянно воспроизводящимся стереотипам. Так, в России туристы ожидают увидеть диких медведей и северных оленей на заснеженных городских улицах. Приезжая в Москву, они действительно видят медведей на улицах и цыган на тройках, в Санкт-Петербурге дам в вуалях на санях, в Китае драконов и фейерверки. При этом турист никогда не может быть уверен, показывают ли ему «подлинные» достопримечательности или «подделку» («имитацию»). В современном Иерусалиме вам покажут многочисленные места, связанные с пребыванием Иисуса Христа (помещение, где якобы проходила Тайная вечеря, дерево, о котором он рассказал притчу ученикам и т.п.) - при этом никакой исторической достоверности у подобных утверждений нет.
Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим жестко разработанным сценарием, который описывается формулой «must see» различных гайдов и путеводителей [5, с. 125]. Почему же турист предпочитает симуляцию жизни, стремится оказаться на пляже, в отеле, одном из тех, что одинаковы во всем мире? Что же делает туристический опыт столь привлекательным?
В интересной работе А.Б. Фенько выделяются 2 основные причины.
1. Главная цель туриста - укрепление собственной идентичности. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы. Туризм можно рассматривать в качестве статусного признака и одного из основных компонентов социальной идентичности среднего класса. Проведение отпуска вдали от дома становится не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной для исполнения [6, с. 124-125].
2. С точки зрения антропологии можно рассматривать туристические поездки современного человека в качестве светского эквивалента священных празднеств, выполняющих функцию демаркации времени. В традиционных культурах они разделяли время на два периода - сакральное время праздника и профанное время повседневных обязанностей. Для современного человека время тоже делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот («сфера необходимости»), и время отдыха, который обычный человек покупает ценой долгих месяцев напряженного труда («настоящая жизнь», «сфера свободы»). «Настоящая жизнь» характеризуется бегством: из мира бессмысленной офисной рутины - в волшебный мир захватывающих испытаний, от взрослой ответственности - в мир детской свободы и спонтанности. Поэтому отпуск можно рассматривать как празднично-карнавальный период временного снятия многих социальных табу, потакания себе и исполнения желаний [7, с. 128-129].
Таким образом, можно констатировать, что современный туризм выполняет ряд чрезвычайно важных функций в жизни человека эпохи постмодерна. Он представляет собой отнюдь не только форму досуга и рекреации, но выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.
Ссылки:
1. Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154. URL: http://etnofest.info/ot-palomnika-k-turistu (дата обращения: 19.09.2012).
2. Там же.
3. Там же.
4. Дугин А.Г. Туризм - развратное зло. URL: http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ (дата обращения: 19.09.2012).
5. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социс. 2007. № 2. С. 124-131.
6. Там же.
7. Там же.
References (transliterated):
1. Bauman Z. Ot palomnika k turistu // Sotsiologicheskiy zhurnal. 1995. № 4. P. 133-154. URL: http://etnofest.info/ot-palomnika-k-turistu (date of access: 19.09.2012).
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Dugin A.G. Turizm - razvratnoe zlo. URL: http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ (date of access: 19.09.2012).
5. Fen'ko A.B. Turizm kak pokazatel' sotsial'nogo statusa // Sotsis. 2007. № 2. P. 124-131.
6. Ibid.
7. Ibid.