_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 910.4:796.5
Калядина Ирина Сергеевна
канд. ист. наук, ст. преподаватель ВГУИТ
г. Воронеж, РФ E-mail: ira18.11.83@rambler.ru
ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
Аннотация
В работе автором изучен туристский потенциал Воронежской области, дана оценка туристической привлекательности региона. Показаны причины неэффективной реализации туристского потенциала области. Приведены мероприятия поддержки турбизнеса, реализуемые в Воронежской области.
Ключевые слова
Туризм, туристский ресурс, туристский поток, историко-культурное наследие, туристская дестинация.
По данным департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Воронежской области, регион обладает необходимым потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма и занимает в данном сегменте 46 место среди субъектов РФ [2, с. 727]. Туристская отрасль Воронежской области обладает необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха. Высокую доступность туристских ресурсов региона обеспечивают развитая транспортная инфраструктура и выгодное геополитическое положение. Через областной центр проходят федеральные автомагистрали: М-4, М-6, Е-38, Р-194, обеспечивающие транспортное сообщение с Северным Кавказом, Поволжьем, Центральным, Северо-Западным и другими районами страны. Железнодорожные магистрали связывают область с Украиной и восточными районами РФ [2, с. 727]. Расположение в узле путей сообщения является одним из конкурентных преимуществ региона.
Основу туристского потенциала области составляют уникальные природные и историко-культурные объекты. На территории региона расположено семь исторических городов: Воронеж, Борисоглебск, Бобров, Богучар, Новохоперск, Острогожск, Павловск. По количеству объектов историко-культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры федерального и регионального значения), состоящих под государственной охраной, Воронежская область занимает 5 место среди 18 субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, и одно из первых мест в Центральном Черноземье.
Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. По оценке Минспорттуризма России по уровню посещаемости туристами с культурно-познавательными целями Воронежская область входит в десятку ведущих регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Данный вид туризма в регионе является наиболее распространенным и составляет около 50% внутреннего турпотока [5].
Наиболее известными и посещаемыми объектами, обслуживающими региональный турпоток, включающий в себя граждан России и иностранных туристов, являются музеи-заповедники «Дивногорье» и «Костёнки», Воронежский и Хоперский природные заповедники, Ломовской природно-ландшафтный парк, дворцовый комплекс «Замок Ольденбургских», музей-усадьба Веневитинова, старейший в России Хреновской конезавод (1772 г.), музеи и памятные места г. Воронежа [1].
Высокий интерес к области подтверждает статистика посещений некоторых историко -культурных объектов (с учетом сезонного режима работы) - музеи-заповедники «Дивногорье» (60000) посетителей в сезон - май-ноябрь, «Костенки» (5000), замок Ольденбургских (2000), Павловский районный краеведческий музей (3500) [5].
На территории Воронежской области, на постоянной основе проходят событийные мероприятия областного и всероссийского значения (выставки, фестивали, конференции). Главным культурным проектом
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
региона стал международный Платоновский фестиваль искусств, созданный под непосредственным патронатом губернатора Воронежской области. В 2015 г. более 70 тыс. человек посетили фестиваль [4].
Воронежская область - одно из традиционных мест религиозного паломничества. Регион богат православными храмами и монастырями. Особый интерес для туристов представляют знаменитые пещерные меловые храмы, по их количеству область занимает 4-е место в мире.
На текущий момент, при наличии значительных ресурсов, реализация туристского потенциала региона осуществляется крайне неэффективно. Сложившаяся ситуация обусловлена следующими причинами: отсутствие комплексного подхода к управлению туристской отраслью; низкий уровень бюджетного финансирования отрасли; неудовлетворительное состояние ключевых туристских объектов, в том числе памятников истории и культуры, большинство из которых существуют только в виде ресурса, и не являются полноценными объектами туристского показа; низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса (гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта) и как следствие невысокая емкость существующих туристских объектов; отсутствие полноценной статистики, отражающей реальные показатели хозяйственной деятельности предприятий туристской сферы; отсутствие привлекательных инвестиционных площадок в туристской сфере; слабое имиджевое продвижение Воронежской области как привлекательной туристской дестинации.
Сохранение текущего положения туристской отрасли несет угрозу перехвата турпотока соседними регионами (Липецк, Белгород, Ростов), что приведет к стагнации регионального туристского рынка Воронежской области, и будет способствовать дальнейшему ухудшению состояния объектов показа и существующей туристской инфраструктуры, утрате конкурентных преимуществ в туристской сфере, негативно отразится на имидже Воронежской области.
В целях формирования устойчивой и конкурентоспособной региональной туриндустрии департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области в 2010 г. разработана и утверждена «Концепция развития внутреннего и въездного туризма Воронежской области до 2016 года» [6].
Для развития туристической отрасли Воронежской области необходимо: комплексное развитие туристско-рекреационных территорий (опорных туристических зон) в регионе; создание современного рынка туристских услуг, организационно-правовых и экономических условий для развития приоритетных направлений туризма; позиционирование Воронежской области как региона, благоприятного для развития туризма.
В рамках создания современного рынка туристских услуг департаментом осуществляется организационное сопровождение инвестиционных проектов: ООО «Финансовая компания «Основа -Инвест» (строительство гостиницы 3* Hampton by Hilton), ООО «Стройсервис» (Арт-отель, строительство гостиницы 5*), ОАО «ЦУМ-Воронеж» (строительство гостиницы 4* Mariott-hotel). В отношении двух инвестиционных проектов ООО «Стройсервис» (Арт-отель) и ОАО «ЦУМ-Воронеж» (Mariott-hotel) экспертным советом принято решение о признании их особо значимыми. Проведены маркетинговые исследования туристского потенциала области, проектные работы по моделированию туристско-рекреационного кластера «Центральный». Реализуются мероприятия по обустройству пляжей (41 пляж в 25 муниципальных районах области).
В рамках позиционирования Воронежской области как региона, благоприятного для развития туризма, под эгидой правительства создан туристско-информационный интернет-портал (предназначен для заполнения информационного вакуума о туристических объектах региона); изданы информационно-рекламные материалы о достопримечательностях региона; выпущены некоммерческие рекламно-информационные фильмы, посвященные туристским ресурсам Воронежской области «Воронеж: мозаика туризма», «Туристские маршруты земли Воронежской». Проведено 2 рекламно-информационных тура для представителей туриндустрии и СМИ по основным маршрутам Воронежской области, а также автоэкспедиция журналистов редакции журнала «Путешествие по России» по основным туристским маршрутам Воронежской области [5].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
Туристический потенциал региона был представлен на международных туристских выставках Интурмаркет-2011, 2012. Совместно с ТПП Воронежской области в 2011-2012 гг. проведены региональные выставки «Отдых. Туризм. Охота. Рыбалка» (г. Воронеж) с привлечением представителей туристического бизнеса Воронежской и соседних областей [5].
Таким образом, повлиять на ускорение темпов развития туристической инфраструктуры региона может:
1. Продвижение на межрегиональном уровне Воронежской области как привлекательной туристской дестинации с использованием выставочно-ярмарочных, рекламно-информационных мероприятий.
2. Повышение качества услуг, оказываемых в сфере туризма, за счет стандартизации требований к их оказанию.
3. Поиск инвесторов для реализации инвестиционных проектов в сфере развития внутреннего и въездного туризма на территории Воронежской области, оказание содействия в их реализации.
Список использованной литературы:
1. Постановление администрации Воронежской области № 850 от 14.08.1995 г. (ред. от 13.07.2001 г.) «О порядке управления зданиями-памятниками истории и архитектуры в Воронежской области» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
2. Худякова, Т.М., Рязанцев, А.С. Формирование туристско-рекреационной деятельности в Воронежской области - резерв устойчивого социально-экономического развития [Текст] / Т.М. Худякова, А.С. Рязанцев // Вестник Тамбовского государственного университета, 2013. Вып. 2. С. 727.
3. http://www.iarex.ru/interviews/32020
4. http://culturavm.ru/pf/15617
5. http://econom.govvrn.ru.
6. http://protown.ru/russia/obl/articles/7874
© И.С. Калядина, 2015
УДК 316.42
Канавцев Михаил Владимирович
к.э.н., доцент Попова Алла Леонидовна
к.э.н., доцент Институт управления СПбГАУ Санкт-Петербург, Российская Федерация
pr@center-si. com
ЦЕЛЕВЫЕ ФОРМЫ ПРОЕКТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЙНИХ ПОКОЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Аннотация
В статье обосновывается необходимость проектов целенаправленного взаимодействия крайних поколений населения. Так же описываются основные формы реализации подобных проектов в условиях РФ
Ключевые слова
Социальные процессы, социальная политика, демография, поколения, межпоколенные отношения, проекты
сближения поколений
Ни один социальный процесс не рассматривается вне связи поколений. Проблемы взаимодействия поколений всегда актуальны, так как люди различного возраста должны интегрироваться в общество, а