EDN: CPACLL
Э.Ф. Хандамова - д.э.н., доцент, профессор кафедры рекламы и связи с общественностью, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.F. Khandamova - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Advertising and Public Relations, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia;
Д.С. Жаманкулова - главный специалист отдела инвестиционного развития, малого бизнеса и промышленности, Администрация муниципального образования Темрюкский район, Темрюк, Россия, [email protected],
D.S. Zhamankulova - chief specialist of the department of investment development, small business and industry, Administration of the municipal formation Temryuk district, Temryuk, Russia;
Г.В. Губин - к.э.н., начальник отдела реализации инвестиционной политики, управление развития инвестиций и экспорта департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Краснодарского края, Краснодар, Россия, [email protected],
G.V. Gubin - candidate of Economics, head of the Investment Policy Implementation Department, department of Investment and Export Development of the Department of Investment and Development of Small and Medium-sized Enterprises of the Krasnodar Territory Administration, Krasnodar, Russia.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
THE TOURIST MARKET OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE CONTEXT OF A NEW ECONOMIC REALITY
Аннотация. Туризм является одной из наиболее приоритетных, высокодоходных и динамичных сфер экономики как России, так и Краснодарского края. Имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы Краснодарского региона позволяют активно развивать туристическую сферу экономики, ориентируясь на требования мобилизационного этапа преобразований в крае и адаптационные возможности бизнеса для принятия рациональных решений в векторе укрепления конкурентоустойчивости регионального образования. Важным становится повышение адаптационной способности туристического бизнеса к новым экономическим и геополитическим реалиям, которые быстро меняются и требуют активизации инновационно-творческой и деловой активности субъектов туристического бизнеса. В этой связи возникает необходимость формирования рациональных направлений развития туристической сферы с учетом происходящих изменений в социально-экономической среде, определяемых мобилизационной ориентацией экономики на уровне локальных территориальных образований.
Abstract. Tourism is one of the most priority, highly profitable and dynamic sectors of the economy of both Russia and the Krasnodar Territory. The available tourist and recreational resources of the Krasnodar region make it possible to actively develop the tourism sector of the economy, focusing on the requirements of the mobilization stage of transformations in the region and the adaptive capabilities of business to make rational decisions in the vector of strengthening the competitiveness of regional entity. It is becoming important to increase the adaptive capacity of the tourism business to new economic and geopolitical realities, which are changing rapidly and require the intensification of innovative, creative and business activity of tourism business entities. In this regard, there is a need to formulate rational directions for the development of the tourism sector, taking into account the ongoing changes in the socio-economic environment, determined by the mobilization orientation of the economy at the level of local territorial entities.
Ключевые слова: региональная экономика, рынок туристических услуг, геополитический фактор, мобилизационный фактор, мар-кетингово-поведенческая адаптация бизнеса, внутренний туризм, направления развития туризма.
Keywords: regional economy, tourism services market, geopolitical factor, mobilization factor, marketing and behavioral adaptation of business, domestic tourism, tourism development directions.
Благодарности: Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики».
Acknowledgments: The article was prepared with the financial support of the Russian National Fund, grant No. 24-28-00223 «Marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the mobilization orientation of the economy».
События последних лет оказали значительное влияние на туристический рынок. Пандемия и современные геополитические условия сместили фокус внимания потребителей туристических услуг с внешнего туризма на внутренний, что стало причиной качественного и количественного скачка туризма в России и предопределило стремительное развитие этой сферы экономики. В 2023 г., по данным Российского союза туриндустрии, туроператоры продали на 30 % больше туров, чем в прошлом году и такая картина наблюдается по всем направлениям внутреннего туризма. Для регионального туризма открылись новые горизонты возможностей. В течение 10 лет ожидается увеличение вклада внутреннего туризма в ВВП страны вдвое - до 5 % [1]. Если ранее Краснодарский край как туристическое направление уступал по популярности у туристов Москве и Московской области, Питеру и Крыму, то в 2022 г. он вышел на первые позиции и стал самым посещаемым туристическим регионом России. Президент России В. Путин к 2030 г. в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал» поручил создать круглогодичные курорты, что позволит увеличить внутренний турпоток до 140 миллионов человек в год [2]. Развитие туризма тесным образом связано с реализацией других национальных проектов, таких как «Инфраструктура для жизни», направленного на благоустройство курортов. Говоря о необходимости продвижения туризма, президент отметил, что растущий спрос на этот вид отдыха оказывает положительное влияние на смежные отрасли и экономики целых регионов. Развитие туризма является стимулом для активизации роста более 50 отраслей экономики страны, таких как: строительство, торговля, сельское хозяйство, связь, производство товаров народного потребления и т.д. Помимо совершенствования отраслей экономики, туризм способствует привлечению инвестиций в территории, увеличению занятости и самозанятости населения, повышению качества жизни, дает возможности для поддержания и развития малого и среднего бизнеса, увеличивает поступления в бюджеты всех уровней и оказывает влияние на развитие экспорта продуктов, представляющих интерес для туристов.
Целью исследования является анализ адаптационных процессов на туристическом рынке в призме изменений мобилизационного формата в интересах формирования рациональных направлений развития туристической сферы.
Методы исследования. В исследовании использованы общенаучные и частнонаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, документальный метод.
Пандемия и санкции деформировали туристские потоки и внесли свои коррективы в потребительские предпочтения относительно выбора места отдыха в пользу отечественного туризма. Подобные трансформации требуют принятия новых стратегических решений для всех участников туристско-рекреационной сферы и адаптации к новым условиям мобилизационной экономики. Отечественный туризм продемонстрировал достаточно хороший уровень адаптивности, о чем свидетельствует тот факт, что в 2023 г. более 72 млн россиян предпочли внутренний туризма выездному.
Особенно процесс адаптации бизнеса туристических услуг актуален для Краснодарского края, который на сегодняшний день является лидером среди туристических регионов России. На рисунке 1 представлены 5 самых популярных туристических регионов в 2023 г.
Как видно из рисунка 1, наибольшее число туристов пришлось на Краснодарский край - 10 000 000 туристов, далее идет Москва - 6 500 000 туристов, Санкт-Петербург - 3 500 000 туристов, Крым - 3 000 000 туристов и замыкает пятерку Дагестан - 800 000 туристов. У Краснодарского края хороший потенциал для развития туризма на 18-ти курортно-рекреационных территориях, в число которых входят три города-курорта федерального значения - Сочи, Анапа, Геленджик. На территории края активно развиваются такие виды туризма, как пляжный, лечебно-оздоровительный, аграрный, винный, событийный, горноклиматический.
12 000 000
10000000
ю ооо ооо 8 000 000
6500000
«000 000 4 000 000 2 000 000 о
Краснодарские Москва Санкт-Петербург Крым Дагестан
край
Рисунок 1 - Самые популярные направления в России для туризма [3]
*Примечание: следует отметить, что представленные показатели являются укрупненными и не отражают внутреннюю структуру интересов потребителей услуг. Например, Краснодарский край начал активно развивать винный туризм, в реализации которого приняли участие 39 виноделен, принявших в качестве гостей более 200 тыс. чел. В Крыму активно развивается оздоровительный туризм реализуемых силами персонала 32 специализированных санаториев, в том числе для участников СВО, предоставивших 58 тыс. койкомест для всех групп населения.
Для развития внутреннего туризма требуются инвестиции, которые позволят обеспечить повышение качества туристических услуг и развитие инфраструктуры туризма, а также, по словам главы государства, добиться достижения высоких стандартов комфорта, доступности, безопасности, исходя из запросов и потребностей людей с самым разным достатком [4]. В современных экономических условиях важным становится привлечение инвестирования со стороны отечественного бизнеса при поддержке государства в развитие общих инфраструктурных проектов (строительство дорог, расширение пунктов пропуска, ввода капитальных и быст-ровозводимых модульных гостиниц). Развивая инфраструктуру и расширяя спектр туристических услуг, а также принимая во внимание текущие тенденции и перспективы повышения спроса на них, туриндустрия может выступить бизнес-основой для укрепления внутреннего туризма в разрезе муниципальных и иных образований как экономического тренда в развитии экономик регионов [5].
По данным Росстата, В Краснодарском крае в 2022 г. функционировали на туристическом рынке 5160 средств размещения, из них 1966 круглогодичных, 194 - сезонных. За это время было размещено 9706,6 тыс. человек, из них граждан Российской Федерации - 9 611,9 тыс. человек, иностранных граждан - 94,7 тыс. человек [6].
Для оценки условий инвестирования в туристическую сферу Краснодарского края в таблице 1 представим динамику изменения показателей, характеризующих эффективность использования материально-технической базы туриндустрии Краснодарского края за период 2017-2022 гг. [6]. Как видно из данных табл. 1, практически все материально-технические показатели туристской сферы Краснодарского Края показывают рост в 2023 г. Число коллективных средств размещения в 2023 г. увеличилось на 232 единицы, есть перспективы увеличения данного показателя и в 2024 г., так как туристический поток ежегодно в край увеличивается, появляется необходимость увеличения количества средств размещения.
Увеличение количества средств размещения в 2023 г. позволило разместить на 1632 человек больше, чем в 2022 г., соответственно и доходы коллективных средств размещения увеличились. Данные таблицы 1 свидетельствуют о достаточно хорошей материальной оснащенности туристической сферы края как сферы, имеющейся перспективы инвестиционных вложений. В 2023 г. от туристической отрасли в бюджет края поступило 12,3 млрд рублей налогов, темп роста по отношению к прошлому году оставил 128,6 %. При этом объем расходов на сферу туризма в 2024 г. запланирован властями края в размере 2,44 млрд руб.
Таблица 1 - Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы
туриндустрии Краснодарского края
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. Темп прироста, 2023 г. к 2018 г., в %
Число КСР*, ед. 5883 5759 5124 5104 5160 5392 91,6
Число мест в КСР, тыс. ед. 457,3 455,4 446,2 473,4 492,1 527,7 115,4
Численность размещенных лиц в КСР, тыс. чел. 8051 8299 6298 8074 9706 9961,1 123,7
Число специализированных средств размещения (ССР), ед. 702 677 659 744 765 761 108,4
Численность размещенных в ССР, тыс. чел. 2154 2127 1631 2173 2421 2635 122,3
Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млрд руб 89,4 94,5 77,2 122,9 163,5 189,1 211,5
Примечание: * - коллективные средства размещения
Источник: составлено авторами на основании данных Росстата
Среди наиболее популярных курортов в Краснодарском крае можно выделить Сочи, так как более 50 % всех продаж туров в крае приходится именно на эту территорию. При этом у федеральных туроператоров на Сочи приходится от 40 % до 60 % продаж по всем внутренним туристическим направлениям. Ещё одним популярным курортом является Анапа, на нее приходится порядка 10-20 % продаж туров.
Для наглядности отслеживания динамики туристического потока в Краснодарском крае на рисунке 2 представлены данные за период с 2012 г. по 2024 г.
Рисунок 2 - Туристический поток в Краснодарском крае в период 2012-2024 гг., млн чел.
Из данных рисунка 2 видно, что в целом туристический поток в крае рос, начиная с 2013 г., по 2020 г. Далее видно, что имеет место резкое сокращение до уровня немного выше, чем было в 2013 г., что связано с ограничениями в период пандемии. Уже в 2021 г. виден значительный рост количества отдыхающих. Курорты Краснодарского края в 2022 г. приняли 17,4 млн туристов, превысив показатели допандемийного 2019 г., когда край принял 17,3 млн человек. За 2023 г. регион посетили порядка 18,6 млн туристов по данным, представленным пресс службой администрации Краснодарского края. На совещании по эпидемиологической готовности курортов Кубани к курортному сезону губернатор региона Вениамин Кондратьев подчеркнул, что в 2024 г. туристический поток на Кубань превысит 19 млн отдыхающих, что больше показателя 2023 г. [7].
По данным «АБН24 Юг» Краснодарский край за зимний сезон, в декабре-апреле 2024 года посетило 2,7 миллиона туристов. В сравнении с сезоном 2022-2023 гг. турпоток увеличился на 200 тыс. человек, а число однодневных туристов превысило 1 млн человек. Ожидается, что после завершения зимнего сезона, в апреле-мае будет заметный прирост туристов, по предварительным подсчетам, Краснодарский край посетят свыше 2 млн гостей. Наметившаяся тенденция предопределила необходимость решения ряда важных задач: обеспечение психологического комфорта отдыхающих, соблюдение экологической безопасности на территории края, совершенствование инфраструктуры и т.п.
В последние несколько лет в летний сезон остро стоит проблема с логистической составляющей. Из -за высокого туристического потока на дорогах края наблюдается затрудненное движение, что безусловно вызывает недовольство как у местных жителей, так и у туристов, которые значительное время своего отдыха тратят на автомобильные пробки. Власти края уже уделяют внимание данной проблеме. В Краснодарском крае реализуется масштабный проект по строительству трассы Джубга - Сочи, который позволит сократить время в пути до курорта в четыре раза, строительство планируют полностью завершить к концу 2029 года.
Помимо проблемы с логистическим комплексом в крае в летний сезон также можно отметить и завышенные цены на туристические услуги. Курорты края считаются достаточно дорогими в сравнении с той же Турцией, где соответствие цены и качества вполне обосновано. Многие отдыхающие, которые ранее предпочитали отдых за рубежом, а из-за пандемии и ситуации с проведением СВО на Украине были вынуждены отды-
хать на курортах края, отмечали несоответствие заявленного качества услуг реальному, завышенные цены и отсутствие должного сервиса. Из всех курортных зон наиболее привлекательными для туристов являются г. Сочи, г. Анапа и г. Геленджик, однако ценовой диапазон туристических услуг в этих городах далеко не каждому доступен. Государством реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который предусматривает ряд мер по снижению стоимости туристических услуг, например, возврат кешбэка за отпуск, однако данные меры не популяризированы и далеко не все ими пользуются. Для привлечения туристов в городах Краснодарского края проводятся фестивали и выставки. Фестивали в 2024 г. состоятся в Сочи, Анапе, Те-мрюкском районе, Новороссийске и других городах.
Краснодарский край успешно отстаивает свои позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, проводя кластерную активацию в рамках Южного полюса роста по туристскому направлению: развитие туристско-рекреационного кластера Юга России [8]. Для реализации данного направления была разработана Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 г., в рамках которой была определена стратегическая цель, направленная на создание глобального конкурентоспособного все-сезонного инновационного санаторно-курортного и туристского центра, играющего ключевую роль в обеспечении устойчивого воспроизводства человеческого потенциала России, становления и удержания лидерства российского туристического рынка. По индексу ЛУ ЯС1 Краснодарский край занимает 5 место в рейтинге конкурентоспособности регионов. Наиболее высокую оценку в этом рейтинге Краснодарский край получил по направлениям «Рынки», «Человеческий капитал», «Природные ресурсы», а проблемной зоной до сих пор остается направление «Инновации и информация» [9] и сопутствующая ей проблема недостаточности венчурного капитала, направленного на реализацию инновационных проектов в сфере технологий, что негативно отражается на стартапах, затрагивающих многоотраслевой туристский сектор экономики [10].
Мобилизационный этап развития экономики высветил ряд приоритетных задач: необходимость реализации государственной политики, направленной, во-первых, на создание субъектами, способными управлять маркетинговым поведением различных участников рынка, эффективных коммуникационных полей [11], во-вторых, на развитие управляемой централизованно инновационной инфраструктуры [12], в-третьих, на включение в маркетингово-коммуникационные поля мотивированных на реализацию инновационных решений субъектов [5]. Проблема адаптации бизнеса к новой реальности выливается не только в постановку обозначенных задач, но и в практическую реализацию их с учетом интеграции имеющихся в регионах ресурсов - научно -технического, человеческого капитала, маркетингового, инновационно-продуктового, мотивационно-коммуникационного, логистического и др. для наиболее полного удовлетворения потребностей и запросов потребителей [5]. Адаптационные процессы в поведенческих моделях бизнеса и его персонала должны быть настроены на обеспечение устойчивого экономического роста в отраслевых звеньях экономики, который не может быть достигнут без планомерного и последовательного воплощения «экономики знаний», формируемой усилиями челове-коцентричного ресурса, создающего новые возможности и в модернизационных процессах, и в интеллектуализации инструментарного аппарата управления изменениями, и в инновационных составляющих создаваемых маркетингово-коммуникационных площадок с элементами искусственного интеллекта [5].
Вектором трансформации должна стать ориентация на совершенствование инструментарно-методического обеспечения (искусственного интеллекта [13], рациональных механизмов маркетингово-поведенческой адаптации [14], маркетингового инструментария с расширяющейся виртуальной компонентой [15], эмоционально-поведенческой составляющей в ходе диджитализации экономики, интеллектуализации технологических процессов и т.п.) в рамках развивающейся теории управления изменениями, реализуемой в условиях мобилизационной ориентации экономики [16]. При построении сбалансированных коммуникационных полей субъектами туринду-стрии, основой должны стать инновационные преобразования [17] с приоритетом в закреплении представлений о российском культурном коде [18] и при принятом обществом социальном доминаторе во всем многообразии проявления мотивационных, поведенческих и коммуникационных предпочтений субъектов.
В целом, туристическая отрасль в Краснодарском крае достаточно активно развивается в условиях мобилизационного формата изменений экономики. Геополитическая нестабильность и санкционные ограничения в отношении россиян поддерживают рост развития внутреннего туризма, в этой связи важной задачей становится создание конкурентоспособной туристической среды, способной сформировать лояльность россиян к отечественному туризму и привлечь иностранных туристов.
Таким образом, переориентация туризма на фоне происходящих экономических и геополитических изменений в сторону развития внутреннего туризма позволяет Краснодарскому краю стать лидером в сфере туризма России. Понимая временность ограничений на внешний туризм, необходима концентрация усилий в направлении развития лояльности у россиян к отечественному туризму и созданию конкурентоспособной туристической территории не только в сравнении с регионами России, но и зарубежными курортами. Приоритетными курортами в России могут стать Новая Анапа, Абрау-Дюрсо, Крым («Золотые Пески России» и «Саки»), Каспийский прибрежный кластер (Дагестан), Калининград (Русская Балтика) и Приморский край (Владивосток, Хасанский район). Для этого необходима реализации таких мер, как:
1) развитие инфраструктуры края и обеспечение бесперебойного и эффективного логистического комплекса для решения проблем с возникающими в период летнего сезона автомобильными пробками (в том числе реконструкция центров городов);
2) увеличение использования потенциала синергии ключевых комплексов и отраслей для создания общего туристического кластера (включая оборудование и переоборудование пляжей);
3) повышение доступности туристических услуг (в том числе в ходе прокладки новых маршрутов) за счет популяризации имеющихся мер поддержки национальной программы «Туризм и индустрия гостеприимства»;
4) формирование туристской технологической экосистемы на основе цифровой экосистемы, цель которой использование инноваций и расширение линейки туристских продуктов в сторону экологизации; переход туристского сектора на «зелёную» экономику с активизацией порядка 60-ти отраслей и сфер деятельности;
5) поддержка местных предпринимательских инициатив в широком спектре ресурсных возможностей бизнеса (в различных аспектах: культурно-историческом, национально-этническом, лечебно-оздоровительном, круизном, образовательном, событийном, спортивном, экологическом и т.п.) [19];
6) повышение адаптивности бизнеса к изменяющимся условиям за счёт разработки и реализация государственной пространственной политики, направленной на создание эффективных коммуникационных полей субъектов с развитым механизмом управления воздействиями инициаторов инновационных решений (проектов) на маркетинговое поведение различных участников рынка.
Источники:
1. Путин: уже в этом десятилетии вклад внутреннего туризма в ВРП должен вырасти вдвое. RGRU. 2024 (28 марта). - URL: https://rg.ru/2024/03/28/na-moria-v-rossiiu.html.
2. Сайт «Президент России» - Совещание по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/4.
3. Суворова К. Итоги туристического сезона 2023 года: 7 изменений для бизнеса и туристов // Inc. Russia. - 2023 (21 августа). -URL: https://dzen.ru/a/ZONCkiStAWzokebq.
4. Более 3,5 тысячи номеров планируют создать на территории круглогодичного морского курорта в Приморье. - URL: https://primorsky.ru/news/289228/.
5. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Жаманкулова Д.С. Развитие коммуникационных сетей в условиях маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики // Экономика, предпринимательство и право. - 2024. - Том 14. - № 4. - С. 1025-1042. - doi: 10.18334/epp.14.4.120665.
6. Перспективы развития туристического комплекса Краснодарского края (08 августа 2023). - URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/perspektivy-razvitiya-turisticheskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya/
7. На Кубани ожидают принять более 19 млн отдыхающих в 2024 году. - URL: https://tass.ru/ekonomika/20666569.
8. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период. - URL: https://admnvrsk.ru/ upload/uf/762/762aa70330bd58e710764c33086f554d.pdf.
9. Рейтинг регионов по достижению национальных целей. - URL: https://lc-av.ru/wp-content/uploads/2022/11/AV-RCI-NatGoals-Report-221030.pdf.
10. О технологическом суверенитете туристского сектора экономики России (19.12.2023). - URL: https://lc-av.ru/2023/12/19/o-tehnologicheskom-suverenitete-turistskogo-sektora-ekonomiki-rossii/.
11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О. Управление развитием бизнеса в региональной экономике в условиях активизации мобилизационного фактора // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. - N° 11. - С. 2933-2956. - doi: 10.18334/epp.12.11.116510.
12. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Селищев О.В., Юшков М.А. Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2023. -Том 13. - № 4. - С. 2075-2084. - doi: 10.18334/vinec.13.4.119989.
13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - Том 13. - № 2. - С. 749-770. - doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.
14. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. - 2023. - Том 7. - № 3. - С. 309-333. - doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
15. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Имиджевый резонатор субъекта в обеспечении экономического роста бизнеса в условиях турбулентности маркетингово-манипуляционных воздействий // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. -Том 13. - № 10. - С. 4211-4236. - doi: 10.18334/epp.13.10.119036.
16. Щепакин М.Б. (2024). К дискурсу о развитии теории управления изменениями в условиях мобилизационной ориентации экономики // Journal of Economic Regulation 15(1): 6-17. - doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.006-017.
17. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Модель управления конкурентоспособностью субъектов бизнеса посредством расширения воздействия рекламного инструментария в условиях интеллектуализации инновационных изменений // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Том 13. - № 11. - С. 4971-5000. - doi: 10.18334/epp.13.11.119659.
18. Котляров И. В. Культурный код: к новой системе ценностей (социально-философские тренды) // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2022. - Т. 13. - № 3. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/48SCSK322.pdf. - doi: 10.15862/48SCSK322.
19. Кушнир К. В. Туризм специальных интересов в региональном контексте (на примере российского Приазовья) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2021. - № 2. - С. 27-35. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-spetsialnyh-interesov-v-regionalnom-kontekste-na-primere-rossiyskogo-priazovya (дата обращения: 10.05.2024).