Научная статья на тему 'Туристический плакат и книжная иллюстрация Н. Н. Жукова: между формализмом и реализмом'

Туристический плакат и книжная иллюстрация Н. Н. Жукова: между формализмом и реализмом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Николай Жуков / советский туристический плакат / плакаты «Интуриста» / «Интурист» / типографика / книжная графика / образ СССР / образ вождя / дизайн / реклама / формализм / реализм. / Nikolai Zhukov / Soviet tourist poster / posters for “Intourist” / “Intourist” / typography / book graphics / image of the USSR / image of the leader / design / advertising / formalism / realism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макеев Дмитрий Борисович

Статья посвящена особенностям раннего творчества (до Второй мировой войны) советского графика Николая Николаевича Жукова. становление художника проходило в трудное послереволюционное время, когда самым доступным и понятным видом изобразительного искусства был плакат. Используя формальные и традиционные приемы агитмассовых форм искусства и коммерческой рекламы, он принял участие в важном для страны проекте по созданию плакатов «Интуриста», призванных повысить интерес иностранцев к СССР Его вклад в развитие советского искусства этого периода существенно недооценен, оставаясь в тени признания, которое пришло к нему после обращения к историко-революционной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist Poster and Book Illustration by Nikolai Zhukov: Between Formalism and Realism

The article is devoted to the peculiarities of the early work (before the Second World War) of the Soviet graphic artist Nikolai Zhukov. The artist’s development took place in difficult post-revolutionary years, when the most accessible and understandable kind of fine art was a poster. Using formal and traditional methods of propaganda art forms and commercial advertising, he took part in the important project for the country: he had to create “Intourist” posters, designed to increase the interest of foreigners for the USSR. His contribution to the development of Soviet art of this period is significantly underestimated. It remains in the shadow of the recognition that came to the artist after appealing to the historical-revolutionary theme.

Текст научной работы на тему «Туристический плакат и книжная иллюстрация Н. Н. Жукова: между формализмом и реализмом»

УДК: 769.91+769.2+7.07:929А/Я

Д. Б. макеев

туристический плакат и книжная иллюстрация н. н. Жукова: между формализмом и реализмом

Статья посвящена особенностям раннего творчества (до Второй мировой войны) советского графика Николая Николаевича Жукова. Становление художника проходило в трудное послереволюционное время, когда самым доступным и понятным видом изобразительного искусства был плакат. Используя формальные и традиционные приемы агитмассовых форм искусства и коммерческой рекламы, он принял участие в важном для страны проекте по созданию плакатов «Интуриста», призванных повысить интерес иностранцев к СССР. Его вклад в развитие советского искусства этого периода существенно недооценен, оставаясь в тени признания, которое пришло к нему после обращения к историко-революционной теме. Ключевые слова: Николай Жуков; советский туристический плакат; плакаты «Интуриста»; «Интурист»; типографика; книжная графика; образ СССр; образ вождя; дизайн; реклама; формализм; реализм.

Dmitry Makeev

Tourist Poster and Book Illustration

by Nikolai Zhukov:

Between Formalism and Realism

The article is devoted to the peculiarities of the early work (before the Second World War) of the Soviet graphic artist Nikolai Zhukov. The artist's development took place in difficult post-revolutionary years, when the most accessible and understandable kind of fine art was a poster. Using formal and traditional methods of propaganda art forms and commercial advertising, he took part

in the important project for the country: he had to create "Intourist" posters, designed to increase the interest of foreigners for the USSR. His contribution to the development of Soviet art of this period is significantly underestimated. It remains in the shadow of the recognition that came to the artist after appealing to the historical-revolutionary theme.

Keywords: Nikolai Zhukov; Soviet tourist poster; posters for "Intourist"; "Intourist"; typography; book graphics; image of the USSR; image of the leader; design; advertising; formalism; realism.

Среди обозначенного исследователями круга проблем наследия Николая Николаевича Жукова выделяется ранний и малоизученный период его работы в области рекламы, книжной графики и иллюстрации. Художник стал одним из основоположников советского туристического плаката в годы утверждения метода соцреализма. Новой стране в условиях быстрорастущей экономики требовалось эффективное орудие конкурентной борьбы на рынке въездного туризма. Выполнение этого заказа поручили группе молодых художников, в числе которых был и Н. Жуков.

При выполнении первых работ художник интерпретировал образно-графический язык, предложенный лучшими рекламщи-ками своего времени. Последние исследования специалистов Галереи русского искусства и дизайна в Лондоне (GRAD) убедительно это доказывают. Неугасающий интерес на Западе к искусству советского авангарда предопределил успех проведенного GRAD в 2013 г. ретроспективного показа работ Н. Жукова, С. Сахарова, М. Нестеровой, В. Климашина и других дизайнеров Бюро торговой пропаганды (БТ П). Публика открыла для себя иную, незнакомую сторону сталинской пропаганды - туристическую рекламу, в 1930-е гг. вышедшую на мировой рынок. Из представленных на выставке материалов было видно, что первые попытки соединить отдельные фрагменты отечественной и европейской рекламы зачастую предпринимались без понимания выработанных к тому времени принципов коллажирования. Обращение к модной иностранной периодике быстро развивало насмотренность, но с навыками дизайнерской работы дела шли медленнее. Методом проб и ошибок велся поиск функциональных и стилистических особенностей советского турплаката. Перебором и сочетанием средств

выразительности плакат преодолел путь от повествующей агит-конструкции к образно-емкой станковой графике.

Отправной точкой экспозиции стала фотография ранней туристической композиции Н. Жукова из архива А. Полянской-Жуковой, дочери художника [9, p. 12]. В плакате «SEE USSR» (1929-1930) заметен синтез фигуративных элементов с буквенной конструкцией. За основу могли быть взяты принципы создания образа персонажа, примененные в книжной формалистической иллюстрации Э. Лисицкого. Прямолинейные рекламные находки, некогда подсказанные патетикой времени, в плакате Н. Жукова сглажены, трансформированы в форму более понятную иностранному потребителю. Задачи и заказы нового искусства 1930-х гг. отодвигают советскую туристическую рекламу от концепций беспредметных. Плакат «SEE USSR» - пример дистанцирования от авангардных образов-символов, стремление к псевдореализму, еще полному формальных смыслов, но уже политически обезличенному. Можно предположить, что здесь впервые проявилось авторское формальное мышление, о котором снисходительно высказывается современница художника искусствовед О. Никулина. Подводя некоторые итоги тридцатилетней творческой деятельности художника, она дает двоякую, но в целом положительную оценку плакатам Жукова. Автор монографии о Жукове склонна характеризовать опыт тех лет как творческие поиски себя, отзываясь о некоторых работах так: «Они не все полноценны по исполнению, в отдельных случаях художник уклонялся в сторону экзотики или формальной вычурности (например, плакат с падающей плоскостью фасада Большого театра с фундаментом-клавишами, над которым распростерлись руки музыканта)» [7, с. 10]. Эти слова написаны в 1950-е гг., когда советская теория искусства выдвигала проблему художественного метода на первый план. Совершенно логично, что автор рассматривает рекламные литографии Жукова с точки зрения их реалистичности. Отсюда складывалось неверное представление о пути развития творческого процесса, в котором формальный подход принимался не за рациональный выбор, а за фривольность и непоследовательность. На самом деле необходимость прибегнуть

к формальным приемам убеждения была продиктована характером создаваемой рекламы, потребитель которой привык откликаться на концептуальную и эстетическую ее стороны. Таким образом, уклонение от объективного отражения жизни в туристическом плакате было оправданной и необходимой мерой.

Под тотальным надзором партийно-пропагандистского аппарата успешно позиционироваться на рынке западных стран было возможно только представляя страну максимально жизненно. Средства печатной массовой информации того времени, нуждавшиеся в героическом и жизнестроительном облачении, приглашали к сотрудничеству ведущих теоретиков и практиков авангарда. Так, некоторые номера ежемесячного иллюстрированного журнала новостей и пропаганды «USSR in Construction» выходили под редакцией А. Родченко и Э. Лисицкого, эффективным инструментом которых была фотография. Журнал отражал происходившие перемены в советском обществе, выходил на пяти языках и вызывал интерес зарубежных читателей. Хотя его содержание демонстрировало различные стороны общественной жизни в СССР, прежде всего оно имело идеологический характер. Успешное продвижение сталинской пропаганды на Запад не могло происходить без поддержки дизайнеров и рекламщиков, работа которых должна была иметь больше свободы, чем ей отпускалось на родине. Очевидно, такой политики придерживалось руководство БТП, организовав работу как самостоятельный художественно-политический проект, коммерческий успех которого зависел от свободы содержания, ограниченной лишь рамками межгосударственных отношений. Ориентируясь на опыт ИЗОГИЗа, в «Интуристе» сперва стремились исследовать существующие авангардные теории на основе революционных идей, но уже вскоре поиски расширились, охватив области уникальных авторских наработок и главенствующих направлений графического дизайна.

В поздних воспоминаниях самого Жукова мы находим не столько приговор авангардному искусству, сколько предостережение художникам, потерявшим ориентиры. С позиции состоявшегося мэтра реалистического направления он ставит четкий диагноз и дает универсальный рецепт: «Абстракционизм и формализм - это

своего рода гипертония искусства, появляющаяся у художника по причине оторванности от жизни. От застоя начинается самоограничение, отступление мысли и чувства, превращение искусства из очень нужного художественного достояния в безделушку. Гипертонию обычно предупреждают физическим трудом. Мне кажется, что наибольшее приобщение творчества художника к теме труда, сближение с интересами народа вылечит искусство от всякого формализма» [5, с. 80]. Должно быть, таким росчерком пера Жуков пытался избавиться от навязанного ему критикой комплекса ошибок молодости. Его искусство излечилось «от всякого формализма», когда тема труда сменила тему отдыха, что стало своего рода верификацией зрелых убеждений художника. В 1920-е гг. идеи европейских авангардистов, в частности идеи dada, в области коллажа, получили развитие в России. Их поддержали советские художники Г. Клуцис, А. Родченко, Э. Лисицкий. В русле тяготения к модернистской эстетике они проявились в творчестве Н. Жукова. Несмотря на преобладание реалистических традиций в послевоенном изобразительном искусстве, периоды хрущевской «оттепели» и брежневского застоя транслировали рецидивы авангардных течений, сопричастность к которым ощущал Жуков.

Первые рекламы не произвели ожидаемого эффекта на туристов из-за границы. Оперируя приемами ведущих отечественных и зарубежных дизайнеров, в Москве преследовали амбивалентную цель: понравиться и на родине, и за ее пределами. Жуков и его коллеги были вынуждены изменить тактику, отказавшись от использования в композициях готовых решений. Художники пытаются выработать единообразный стиль, главной идеей которого становится призывное обращение ко всему миру. Идеологема «Посетите СССР», по мнению ряда исследователей [2, с. 48], позитивно маркируется реалистическими приемами изобразительности и становится основной образно-знаковой моделью в репрезентации страны. При этом отечественная туристическая реклама, встраиваемая в общемировой стандарт идеологем с морфемой «see», несмотря на родственную риторику призыва, демонстрирует яркие региональные особенности. Самобытность нашего плаката обусловлена сочетанием

традиционного и инновационного подходов в решении задач графического дизайна. Плакат «Country of 189 peoples» (1934) из коллекции К. Калинина [9, p. 34], созданный Н. Жуковым в творческом тандеме с С. Захаровым, - пример удачной комбинации реалистического рисованного портрета с национальным узором и элементами типографики. Главные визуальные акценты в работе распределены между лицами представителей разных народов и шрифтом, вертикалью и горизонталями. Декоративный орнамент в сочетании с гарнитурой малого кегля решает одновременно две задачи: украшает и организует пространство, а также служит лейтмотивом главного ритма композиции. Вертикальный блок из прописных букв удерживает целостность акциденций, включающих идеограммы трех этносов. Образы представителей народов претендуют на некую академичность исполнения, однако художественная форма нисколько не вредит строгой архитектонике плаката. Персонифицированный образ - большой шаг в развитии жанра и решении основных задач туристической рекламы. Знаково-смысловая режиссура произведения подчинена строгим правилам типографики: содержание плаката оптимизированно для чтения, несмотря на декоративное убранство, делающее его схожим с богато украшенным фронтисписом книги. Вероятно, базовый опыт иллюстратора на первых порах определял структуру плакатов Жукова.

Как мы знаем, любовь художника к живому рисунку по-настоящему смогла раскрыться в книжной графике, подарившей ему признание на родине и известность за рубежом. Что дало Жукову сотрудничество с «Интуристом», сказать сложно. Период, связанный с туристической рекламой, в собственных воспоминаниях автора упомянут поверхностно. Быть может, художник не счел успехи тех лет важными вехами своей биографии. Определенно можно утверждать лишь то, что последовавшая за туристическим плакатом работа оказала сильнейшее влияние на все дальнейшее его творчество. В 1938 г. Н. Жуков получает важный заказ. Издательство «Молодая гвардия» поручает иллюстрировать сборник воспоминаний о К. Марксе [3]. Художник вспоминал, что для выполнения этой работы ему было необходимо прочесть переписку

теоретиков научного коммунизма и попутно вникнуть в историю Англии XIX столетия. Так же как раньше, приступая к работе с рекламой, художник был вынужден начинать с чистого листа. На последние средства он покупал иностранные букинистические ежегодники, по гравюрам и репродукциям из которых знакомился с бытом и нравами викторианской эпохи. Уже позже, когда удалось побывать в Англии, он скромно отзывается о своем труде над сборником: «Рассматривая сейчас эту книгу воспоминаний о Марксе и Энгельсе, я могу сказать, что работа над рисунками к ней дала мне неизмеримо больше, чем мог дать я этой книге своим далеко несовершенным опытом молодого художника» [6, с. 72].

Следует упомянуть о парадоксальных условиях работы в данной тематике в 1930-е и последующие годы. Художники были невыездными. Они создавали картины, опираясь на свои умозрительные представления о достопримечательностях и быте описываемых мест. Сложно представить, как начинающему иллюстратору удавались уникальные по силе убеждения образы. Графическая серия состоялась во многом благодаря аналитическому осмыслению изображаемого и поиску средств выразительности, способных раскрыть его психологическую сущность. В живых и реалистичных рисунках пером Жуковым выявлена не только внешняя узнаваемость героев, но и внутренняя суть их образов. Умение выделить жанровую иконографию из документов и фотоснимков - лишь малая часть таланта художника. он словно обладал неким тайным знанием. Его манера изъясняться живым графическим языком совершенствовалась природной восприимчивостью к натуре, способной эксплицировать содержание гравюр и дагеротипов. Скованные вековым оцепенением фотопортреты прошлых лет продолжали жить в рисунках художника. Сегодня подобную задачу пытаются решать компьютерные графики, «оживляя» великие полотна. Жуков обладал широким фокусом восприятия: он был способен заглянуть в прошлое, показать историческую картину, близкую той, что хранилась в глубине общественной памяти.

Известный искусствовед В. Толстой подробно описывает особенности иллюстраторской работы Н. Жукова. Изучение архивных

документов способствовало глубокому погружению художника в обстановку эпохи. Такой подход позволил выработать особую структуру иллюстративного ряда. Дело в том, что исторические материалы условно можно было разделить на портреты и пейзажи. Это натолкнуло автора на идею создания двух графических серий: жанровых сцен и памятных мест. В. Толстой подчеркивает важность рисунков последней категории, они «служат тем конкретным историческим фоном, на котором художник показывает отдельные моменты из жизни великих вождей пролетариата» [8, с. 14]. Таким образом, иллюстративно-повествовательный ряд обретал сценическую форму. Автор рисунков становился кем-то вроде режиссера, работающего на стыке документальной хроники и игрового кино.

Фабулу повествования книги Жуков отображает в контексте времени и места, воспринятого им на этапе подготовительной работы. Иллюстрации выполнены в утверждавшейся в искусстве соцреалистической манере. Однако в тематических сценах заметны стилистические черты критического реализма, присущие книжной графике второй трети XIX столетия. По всей видимости, исторический аспект революционной борьбы, ставший основополагающим в оформлении сборника, позволил художнику выразить в рисунках идейное содержание книги. Тем не менее попытки Жукова придать образу главного героя живой и реалистичный характер отталкивались от рефлексии, вызванной осознанием исторических событий и биографических фактов, изложенных в книге. Подтверждение тщетности таких поисков мы находим в сочинениях философа, богослова и бывшего марксиста С. Н. Булгакова: «К сожалению, при характеристике личности Маркса и истории его жизни мы останавливаемся перед полным почти отсутствием всякого документального материала. Почти отсутствуют и характеристики его личности, сделанные тонким и компетентным наблюдателем и не преследующие цели дать непременно социал-демократическое „житие" (каковы воспоминания Лафарга и Либкнехта). Потому в характеристике Маркса неизбежно остается простор для субъективизма» [1, с. 5]. Возможно, по этой причине в позах, жестах, взглядах жуковского Маркса зримо угадывается портрет ленина,

личность и жизненный путь которого не испытывали дефицита воспоминаний.

Вышедший малым тиражом сборник «Воспоминания о Марксе» стал культовой книгой постреволюционного времени. Отпечатанные ИЗОГИЗом рисунки Жукова ценились на родине, они также нашли своих коллекционеров на Западе. Приверженцы демократического социализма во всем мире почитали его наравне с выдающимися иллюстраторами классического литературного наследия. Художник часто рассказывал, что лучшими учителями для него были великие мастера живописи и графики. Лондонский цикл рисунков Г. Доре в числе прочих изо- и фотоматериалов оказал неизбежное влияние на изобразительную интерпретацию «Воспоминаний о Марксе». Опыт марксистской темы привел к ленинской, которой Жуков в послевоенные годы буквально себя посвятил. Иллюстрации ленинианы пришлись ко времени и принесли ему не меньшую известность, чем когда-то Доре - рисунки, выполненные к «Библии». Книги о Ленине, проиллюстрированные художником, разошлись по всем континентам, их читали на многих языках мира. Это было время, когда историко-революционный эпос в Советском Союзе активно вытеснял библейский миф. Очевидно, что идеологический аспект творчества Н. Жукова и других авторов, популяризирующих образ Ленина, имел огромное значение для деятельности государства по воспитанию нового советского человека.

Подводя итоги краткого обзора некоторых важных проектов сталинской эпохи с непосредственным участием Н. Жукова, хочется отметить, что интерес к его творчеству в наши дни не ослабевает. Одна из главных причин - растущее внимание к советскому плакату со стороны любителей и коллекционеров графики. Тем не менее при всем тематическом многообразии творчества художника его вклад в советское искусство все еще определяют по революционно-исторической иллюстрации. Виной этому - мнение о художественных предпочтениях, сложившееся в результате дискуссии в советской периодике о «главной и самой любимой в творчестве художника» теме [4, с. 16]. Принцип работы Жукова над историческим портретом в сборнике «Воспоминания о Марксе» был основан

на осмыслении мемуарных документов, фотографий и иллюстрированных изданий соответствующей эпохи. Полученный образ был плодом субъективным и уникальным - в нем отражалось окрашенное историзмом революционной поры видение художника. Жуков посвятил часть жизни изображению Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Однако сфера его творческих интересов не ограничивалась работой над этими образами и их графическим воплощением. Николай Жуков в молодые годы занимался созданием туристических рекламных композиций, подчеркивающих особую атмосферу отдыха в довоенном СССР. Имея перед глазами лучшие образцы заокеанской модной периодики, опираясь на формальные и традиционные приемы проектно-художественного творчества, он создал ряд туристических плакатов для стран Запада.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип (Из этюдов о религии человекобожества). СПб. : Жуковский, 1907. 55 с.

2. ВоронковаЛ. П., Афанасьев О. Е., МармерЛ. И. Исторические плакаты «Интуриста»: у истоков формирования туристского имиджа страны // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 4. С. 41-62.

3. Воспоминания о Марксе / [Ред. сборника и предисл. М. С. Зоркого; ил. Н. Н. Жукова]. М. : Молодая гвардия, 1940. 208 с.

4. Дубровина Л. Жар сердца людям // Огонек. 1968. № 49. С. 16-17.

5. Жуков Н. Н. Из записных книжек. М. : Советская Россия, 1976. 159 с.

6. Жуков Н. Н. Счастье творчества / Вступ. ст. Л. Дубровиной. М. : Молодая гвардия, 1970. 190 с.

7. Никулина О. Р. Николай Николаевич Жуков. М. : Советский художник, 1960. 123 с.

8. Толстой В. П. Н. Н. Жуков. М. : Искусство, 1952. 156 с.

9. SudakovaE., NikiforovaI., ChiriacA., ShkliarukA. See USSR: Intourist Posters and the Marketing of the Soviet Union. London : GRAD Publishing, 2013.

tijfft

« / 1

1

1. Г. Милнер. Реконструкция плаката Н. Жукова «SEE USSR». 2013 Литография. Галереи русского искусства и дизайна (GRAD), Лондон

2. Н. Жуков, С. Сахаров. Country of 189 peoples. 1934. Плакат Коллекция К. Калинина

3. Н. Жуков. Лекция Маркса в Коммунистическом рабочем обществе в Лондоне. 1939. Иллюстрация к сборнику «Воспоминания о Марксе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.