Спицына Мария Аркадьевна - ст. преподаватель Магаданского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (г.
Хабаровск). E-mail: [email protected]
M.A. Spitsyna The tourist branch of the region: the SWOT-analysis of development of the tourist complex of the Magadan region
The article is dedicated to the development matters of tourist potential in the Magadan region. The author analyzed the strong and weak sides of the tourist development branch and factors, which promote an increase of tourist attraction of the region.
Keywords: tourism, resources, factors, memorials, SWOT-analysis,
transport service infrastructure, distribution facilities, regional attraction.
Туристическая отрасль региона: SWOT-анализ развития туристического комплекса Магаданской области
Статья посвящена вопросам развития туристического потенциала Магаданской области. Автором проанализированы сильные и слабые стороны развития туристической отрасли и факторы, способствующие росту привлекательности туризма в регионе.
Ключевые слова: туризм, ресурсы, факторы, памятники, SWOT-анализ, транспортная инфраструктура, средства размещения, привлекательность региона.
Магаданская область - регион, обладающий богатыми туристскими ресурсами, но индустрия туризма в области только формируется, и ее развитие имеет свои особенности:
- во-первых, развитие туризма происходит на труднодоступной территории, автомобильные дороги с твердым покрытием расположены вокруг областного центра, а к части районов возможен только авиаперелет в летнее время или проезд по зимнику в холодное время года. К большинству памятников природы проезд осуществляется только авиа- и водным транспортом, в связи с чем возникают сложности с формированием инфраструктуры ввиду больших затрат;
- во-вторых, уникальная северная природа исключает массовый туризм, поскольку необходимо соблюдать экологический баланс;
- в-третьих, территория располагает большим количеством памятников природы, поэтому туризм должен осуществляться под постоянным контролем организаций, специализирующихся на охране природы;
- в-четвертых, поскольку на территории области существуют национальные села, ведущие традиционный для аборигенов севера образ
жизни, требуется разработка политики вовлечения коренных народов в туризм и т. п.
Тем не менее, территория области перспективна для развития самых разнообразных видов туризма: познавательного (экскурсионного),
рекреационного, приключенческого, спортивного и туризма с целью лечения.
В настоящее время на территории Магаданской области осуществляют свою деятельность 17 туристических фирм, из которых 11 - это турагентства и 6 - туроператоры. Анализ структуры туристического потока Магаданской области приведен на рисунке 1.
В 2009 году из Магаданской области за рубеж выехали 2700 человек, из них 1627 чел. - в Китай, 720 - в страны Европы, 153 - в США, в остальные страны выезд составлял менее 100 туристов (рис. 2).
■ количество выехавших туристов, чел.
■ количество въехавших туристов, чел.
Рис. 1. Состав туристов в Магаданской области
2д45 72
72С
□ КНР
□ США
□ Страны Европы
□ Япония
□ Республика Корея
□ Тайланд
Рис. 2. Состав туристов, выехавших из Магаданской области за
рубеж
Анализ въездного туризма показывает, что наибольшее количество туристов въехало в регион из Китая. Как правило, данные туристы приезжают с целью трудоустройства (рис. 3).
□ КНР
□ Япония
О Республика Корея
□ США
□ Другие страны
□ Страны Европы
Рис. 3. Состав иностранных туристов, въехавших в Магаданскую область
В целом, индустрия туризма в Магаданской области развивается динамично, количество проданных туристическими фирмами путевок ежегодно увеличивается. Так, с 2007 по 2009 гг. количество проданных путевок увеличилось в 1,5 раза (рис. 4).
16 17
1800
1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
о
1551
1248
1 и / -4
1 1 1
2007 2008
| количество проданных путевок, шт
2009
Рис. 4. Динамика количества реализованных туристических путевок
В то же время, стоимость туристических путевок, проданных за последние три года, выросла в 2 раза (рис. 5).
Рис. 5. Динамика стоимости реализованных туристических путевок
Выручка от реализации туристических услуг (продажи путевок) также выросла более, чем в 2 раза (рис. 6).
120000 108791,5
100000
80 0 0 0 71362,3
60000
40 0 0 0 34786,3
20000 0
2007 2008 2009
Выручка от реализации туристических услуг, тыс. руб.
108791,5
7136? 3
34786,3
2007 2008 2009
Рис. 6. Динамика выручки от реализации туристических услуг
Для анализа туристического потенциала Магаданской области проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют
отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
SWOT-анализ туристического потенциала Магаданской области, проведенный автором, представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ туристического потенциала Магаданской области
Сильные стороны развития туризма Слабые стороны развития туризма
- наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого; - высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках; - несоответствие туристических услуг международным стандартам; - сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями;
- наличие развитого гостиничного комплекса; - низкая конкурентоспособность гостиничного фонда; - нехватка номерного фонда во время туристического сезона;
- стратегическое географическое положение Магаданской области; - недостаточный брендинг области;
- транспортная система области (международный аэропорт и морской порт); - отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков; - отсутствие региональной авиакомпании, способной организовывать чартерные рейсы;
- наличие развитой инфраструктуры питания; - отсутствие придорожного сервиса;
- разнообразный природно-ресурсный потенциал; - наличие богатого историко-культурного наследия; - наличие большого количества мероприятий, связанных с историей и культурой области; - благоприятная экологическая ситуация; - необходимость реконструкции объектов туризма; - отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности;
- заинтересованность населения области в - недостаток стимулирующих факторов для
развитии въездного и внутреннего туризма; развития въездного и внутреннего туризма; - недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии;
- стабильная социально-экономическая обстановка; - неблагоприятные демографические процессы;
- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области; - опыт проведения выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров как элемент развития делового туризма; - большое количество музеев и выставок; - опыт проведения соревнований по различным видам спорта; - большое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области; - неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий; - недостаток рекламных материалов о туристическом продукте Магаданской области;
Сильные стороны развития культурнопознавательного туризма Слабые стороны развития культурнопознавательного туризма
- наличие памятников археологии: Атаргон, Иповеем, Кипчику, Варганчик, Орочан, неолитическая стоянка Малтан, древнекорякский жертвенник; - наличие памятников истории: лагерь «Днепровский», лагерь «Вакханка», лагерь «Каньон», лагерь «Бутыгычаг», лагерь «Северный», пересыльная тюрьма «Серпантинка», женская тюрьма «Сылыбастах» и др.; - наличие исторических скульптурных памятников - «Маска Скорби», «Узел Памяти», памятник жертвам ГУЛАГа на месте бывшей пересыльной тюрьмы «Серпантинка», памятник «Узникам Колымы» на Аркагалинском перевале, памятники Ю. Белибину, Э. Берзину, надгробие и памятник Вадиму Козину; - наличие памятников архитектуры, градостроительства и музеев; - наличие природных памятников, среди которых можно выделить «Пермские разрезы», «Разрез «Мирный», «Вулкан Маякан», «Остров Талан», «Мотыклейский», «Замковое» - малая доступность объектов археологического туризма для туристов; - неудовлетворительное состояние объектов археологии; - низкая безопасность путешествий к природным памятникам; - недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов; - недостаточное продвижение народных художественных ремесел;
Сильные стороны развития лечебного туризма Слабые стороны развития лечебного туризма
- наличие бальнеологических ресурсов - нехватка инвестиционных ресурсов; - увеличение стоимости туристического продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности
Сильные стороны развития круизного туризма Слабые стороны развития круизного туризма
- наличие морских и водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий; - наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов - изношенность судов; - высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; - отсутствие собственных инвестиционных ресурсов
Сильные стороны развития экологического туризма Слабые стороны развития экологического туризма
- наличие 56 достопримечательных объектов природы, среди которых 42 объекта - особо охраняемые природные территории, 6 объектов - особо охраняемые памятники природы, 7 объектов - не охраняемые государством и одна курортная зона; - возможность развития системы частных гостиниц; - возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма) - отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках; - отсутствие смотровых площадок
Сильные стороны развития спортивного туризма Слабые стороны развития спортивного туризма
- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма; - наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма; - наличие инфраструктуры - изношенность материально-технической базы; - отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на международном рынке
Возможности Угрозы
- наличие международных связей; - возможность для развития разнообразных видов туризма; - возможность сочетать несколько видов туризма; - возможность привлечения туристов из Китая, Японии, Кореи; - возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций - рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг; - повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории; - возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую - несовершенство нормативно-правовой базы; - низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Магаданской области; - жесткая конкуренция со стороны других регионов Дальнего Востока; - конкуренция туристических фирм области с внешними туристическими предприятиями; - высокая стоимость туристических путевок в связи с высокими транспортными издержками; - отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом;
На основе проведенного автором SWOT-анализа выделим основные факторы, препятствующие развитию въездного и внутреннего туризма Магаданской области.
К факторам, препятствующим развитию въездного и внутреннего туризма Магаданской области, можно отнести следующие:
- неразвитость туристической инфраструктуры в области, неудовлетворительное состояние объектов туризма, физический и моральный износ материальной базы санаторно-курортной сферы, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг;
- отсутствие единой маркетинговой политики, направленной на продвижение магаданского турпродукта, отсутствие системы статистической информации, позволяющей проследить динамику отрасли;
- несоответствие стоимости гостиничного обслуживания и других услуг их качеству, слабая квалификация персонала, отсутствие системности в подготовке и переподготовке кадров для сферы туризма;
- высокая доля транспортных расходов в общей стоимости туристической путевки вследствие удаленности территории от федерального центра;
- преобладание выездного туризма над въездным, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей въездной и внутренний туризм в Магаданской области;
- недостаточное финансирование туристической отрасли на федеральном и региональном уровне, сезонный характер приема туристов и другие.
Проведенный SWOT-анализ позволяет автору сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурснообеспеченной региональной
политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории.
Среди факторов роста привлекательности туризма в Магаданской области отметим следующие:
- уникальный природно-ресурсный потенциал и культурноисторическое наследие;
- в Магаданском институте экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики осуществляется подготовка специалистов по специальности «Социокультурный сервис и туризм», в Северо-восточном государственном университете подготовка специалистов со знанием иностранных языков;
- большое количество туристических фирм, свободная рабочая сила, имеющаяся на рынке труда;
- наличие международного аэропорта и международного морского торгового порта, близость стран АТР и другие.
Автор считает, что для развития туризма на территории Магаданской области необходимо:
- совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу развития туризма;
- разработать региональный нормативный документ «Правила оказания туристических услуг в Магаданской области»;
- внедрить систему добровольной сертификации качества туристических услуг;
- разработать и реализовать меры по материальной поддержке фирм, занимающихся въездным туризмом (ввести льготы по арендной плате на муниципальное имущество и землю, льготы на тарифы, коммунальные услуги и т. д.)
- сформировать современную систему подготовки и переподготовки туристских кадров, проводить научно-практические семинары с участием международных специалистов;
- оказывать туристическим фирмам информационную поддержку по продвижению услуг, выпуску информационных материалов (каталоги, буклеты), разработке туристического Web-сайта Магаданской области; помощь в организации теле- и радиопередач для России и зарубежья (например, телепередачи на канале Russian Travel Guide), статьи в газетах и журналах) и т. п.
Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли, а развитие отрасли, в целом, позволит:
1) удовлетворить потребности туристов в получении качественных услуг;
2) создать дополнительные рабочие места;
3) увеличить инвестиционную привлекательность региона;
4) увеличить поступления в региональный и муниципальные бюджеты;
5) повысить благосостояние жителей области.
Комплекс данных мероприятий позволит, в целом, повысить туристический имидж Магаданской области, что, в свою очередь, повлечет рост финансовых поступлений.
Литература и источники:
1. Атлас : охота, рыбалка, туризм - Магаданская область - Магадан, 2006.- 296с.
2. Паникаров, И.А. История поселков Центральной Колымы. -Магадан: ОАО «Маобти», 1997. - 264 с.
3. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий. - Питер, 2006. - 416 с.
4. Реестр туристических ресурсов Магаданской области. - Магадан, 2006. - 240 с.
5. Симагин,а Е.В. Туристический имидж как источник конкурентоспособности региона // Международная заочная научнопрактическая конференция «Инновации гуманитарных и естественных наук». Сборник материалов. - Екатеринбург, 21 июня 2010 г. - 121 с.
6. Дроздов, А.В. Основы экологического туризма : учебное пособие.-М. : Гардарики, 2005. - 271 с.
7. Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России. (Магаданская обл. и Чукотка). - Магадан : кн. изд-во, 1994. - 256 с.
8. Паникаров, И.А. История поселков Центральной Колымы. -Магадан : ОАО «Маобти», 1997. - 264 с.
9. Храбовченко, В.В. Экологический туризм : учебно-методическое пособие.- М. : Финансы и статистика, 2004. - 208 с.