Научная статья на тему 'Туристическая достопримечательность как социальный ресурс (на примере российской глубинки)'

Туристическая достопримечательность как социальный ресурс (на примере российской глубинки) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
928
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / SOCIAL CONSTRUCTION / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / SOCIAL RESOURCES / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ATTRACTION / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернега Артём Андреевич

В статье рассматривается проблема социального конструирования туристических достопримечательностей как фактора развития территориальной структуры общества. Территории включаются в осмысленную социальную деятельность в ходе аккумуляции социальных практик вокруг определенных ресурсов, присущих этим территориям, что позволяет последним приобретать статусные позиции в социальной структуре. Развитие структуры современного российского общества подвержено влиянию логики этакратизма, в результате чего большая часть общества остается социально исключенной (глубинка). В рамках статьи предпринимается попытка анализа альтернативной логики формирования территориальной структуры. На примере кейс-стади одного из малых городов Вологодской области выявляется специфика конструирования туристических достопримечательностей как социальных ресурсов в пространстве глубинки. Автор обращает особое внимание на роль местных сообществ в конструировании туристических достопримечательностей и делает вывод о том, что данный процесс служит фактором инклюзии периферии в ресурсно-распределительные сети и потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist Attraction as a Social Resource (the Case of the Russian Provincial Town)

The main emphasis of this article is the problem of the social construction of tourist attractions as a factor in the development of the territorial structure of society. Socio-spatial inequality is a result of structuring of social practices around different resources. The processes of development of territorial structure in contemporary Russian society are closely related with distribution of state power resources. The author argues that logic of constructing tourist attractions is the alternative way to create socio-territorial space. The aim of this article is to analyze the features of a tourist attraction as a social resource on the example of one of the small provincial towns in the Vologda region in Russia. The author analyzes the construction of tourist attractions as a communicative process with specific logic. Tourist attraction as a social resource is discursive and scarce. Moreover, the author argues that process of scolarisation is the most intensive internal tendency for their construction. Nomination and development of tourist attractions within certain areas of the space is a factor of inclusion of these areas in resource-distribution networks and flows. Finally, tourist attraction is a resource for different types of capital: sociocultural, communicative, cultural, political, economical, regional, territorial, and others. Transformation of resource into capital is a typical social process that is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Туристическая достопримечательность как социальный ресурс (на примере российской глубинки)»

А.А. Чернега

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС (на примере российской глубинки)

В статье рассматривается проблема социального конструирования туристических достопримечательностей как фактора развития территориальной структуры общества. Территории включаются в осмысленную социальную деятельность в ходе аккумуляции социальных практик вокруг определенных ресурсов, присущих этим территориям, что позволяет последним приобретать статусные позиции в социальной структуре. Развитие структуры современного российского общества подвержено влиянию логики этакратизма, в результате чего большая часть общества остается социально исключенной (глубинка). В рамках статьи предпринимается попытка анализа альтернативной логики формирования территориальной структуры. На примере кейс-стади одного из малых городов Вологодской области выявляется специфика конструирования туристических достопримечательностей как социальных ресурсов в пространстве глубинки. Автор обращает особое внимание на роль местных сообществ в конструировании туристических достопримечательностей и делает вывод о том, что данный процесс служит фактором инклюзии периферии в ресурсно-распределительные сети и потоки.

Ключевые слова: социальное конструирование, социальные ресурсы, туризм, туристическая достопримечательность, территориальная структура.

Социальное конструирование территориальной структуры

Применение деятельностно-структурной методологии* в социальных исследованиях снимает противоречие, возникающее между двумя классическими методологическими программами — структуралистской и конструктивистской, излишний акцент на которых приводит к нивелированию, в первом случае, значения активной деятельности социальных субъектов, а во втором, — роли структурных элементов общества. Адаптация данной методологии к исследова-

* Возможны и другие названия: П. Бурдье обозначает подобную методологию как «структуралистский конструктивизм» или «конструктивистский структурализм», Э. Гидденс определяет ее как структурно-деятельностный подход, В.И. Ильин называет ее также и деятельностно-конструктивистским подходом.

Чернега Артём Андреевич — аспирант кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета ([email protected])

Chernega Artyom — graduate student, Department of Sociology of Culture and Communication, Faculty of Sociology, Saint-Petersburg State University ([email protected])

нию территориальной структуры общества позволяет рассматривать последнюю не столько в качестве условия деятельности людей, сколько как результат этой деятельности.

Социально-территориальная структура своим существованием обязана воспроизводству социальных действий и практик. Последние реализуются в соответствии с определенными факторами, каждый из которых представляет систему распределения социальных ресурсов. К наиболее распространенным факторам можно отнести природный, поселенческий, этакратический и отраслевой. Устойчивость социальных практик — ключевое условие развития структуры.

Неравные социальные практики формируют территориальное неравенство, наиболее полно раскрывающееся через категории центра (ядро) и периферии (глубинка). Ядро — это участки пространства, близкие к основным потокам движения социальных ресурсов, глубинка, напротив, далека от них. Э. Гидденс указывает на структурацию центра и периферии и на их соотношение в контексте практик социальной мобильности, отмечая, что «те, кто занимает центральные зоны, устанавливают контроль за ресурсами, позволяющими сохранять дистанцию между ними и людьми с периферии» (Гидденс 2005: 198).

Динамика социальной структуры современного российского общества носит нелинейный характер, остро стоит проблема развития удаленных территорий (глубинки), притом удаленность стоит понимать как в физическом, так и в социальном контекстах (Ильин 2010а). Характерной остается тенденция социального конструирования территориальной структуры в русле этакратизма. Такая точка зрения обосновывается в трудах Ю.А. Левады, Е.Н. Старикова, С.Г. Кордонского, В.И. Ильина, М.Н. Руткевича, О.И. Шкаратана, Г.Я. Ястребова и ряда других социальных ученых.

В соответствии с этакратической логикой, значительная часть социально-территориального пространства российского общества исключается из большинства ресурсно-распределительных потоков. Существуют ли альтернативные пути? Один из них — это развитие туризма.

Модель туристической достопримечательности как социального ресурса

Туризм является отраслью социальной деятельности. С одной стороны, это направление экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, и основная функция которого состоит в том, чтобы обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом (Покровский, Черняева 2009: 69). С другой стороны, туризм можно рассматривать как разновидность устойчивой социальной практики, разворачивающейся вокруг конструирования туристических достопримечательностей, отражающих в объективной реальности сущностные черты географических мифов (Ильин 2004).

Центрообразующий элемент туризма — это туристическая достопримечательность. Под ней понимается элемент социального пространства (место, объект, явление), притягивающий устойчивый интерес туристов к месту своей номинации. Туристическая достопримечательность является социальным кон-

структом, т. е. продуктом взаимодействий различных акторов, существующим благодаря тому, что поддерживается этими акторами в ходе социальной деятельности. Идея туристической достопримечательности первостепенна по отношению к ее материализации.

Процесс формирования туристической достопримечательности движим логикой ее социального конструирования, т. е. «превращения географических названий в географические мифы, которые затем трансформируются в туристическую инфраструктуру и устойчивые туристические практики, привязанные к данному объекту» (Ильин 2008: 329). Социальное пространство буквально пронизано сплавом из мифологизированных географических названий, характеризующих «места» как ментально маркируемые участки пространства. Сущность мифа состоит в его синкретичности: в нем переплетаются различные формы и разновидности информации, включая научную и обыденную, легенды и сказания, достоверные данные и те, которые основаны на вымысле. Миф символизирует пространство. Социолог А. Лефевр указывает на то, что социальное пространство «проживается» через пространственные репрезентации, трактуемые в качестве символов, которые способствуют включению индивидов в это пространство (Lefebvre 1994). Данная идея сходна с тем, что известный урбанолог К. Линч понимает под образом города (Линч 1982).

Этапы конструирования туристической достопримечательности включают номинацию и позиционирование места, диссеминацию имиджа, формирование туристической инфраструктуры, показ достопримечательности и ее материальное подтверждение в виде продажи сувениров и практик фотографирования, цепную реакцию конструирования, приобретение местом символической ценности и превращение его в статусный символ (Покровский, Черняева 2009; Ильин 2008). В реальной социальной практике эти этапы могут пересекаться во времени.

В процессе конструирования символическое ядро туристической достопримечательности вызывает развитие ее институционального потенциала. Институты — это наиболее стабильные черты социальной жизни, практики, локализованные в пространстве и длящиеся (повторяющиеся) во времени (Гидденс 2005: 198). Туристическая достопримечательность выполняет системообразующую функцию. Вокруг нее активизируется деятельность — начинают появляться кафе, рестораны, гостиницы, другие точки обслуживания туристов, модернизируются транспортные коридоры, ведущие к месту номинации достопримечательности, вводится система опознавательных знаков и т. д. Конструирование туристической достопримечательности становится фактором сколяри-зации коллективных действий индивидов, общностей и организаций в границах определенного участка социального пространства. Под сколяризацией стоит понимать «правила игры», в которую включаются различные субъекты, деятельность которых связана с протеканием определенного процесса (Briand 1993; van Zanten 1996).

Следовательно, вокруг туристической достопримечательности формируется поле. Социокультурное поле — это ситуация взаимодействия, порождающая новое надындивидуальное (системное) качество (Ильин 2003). Процессу кон-

струирования способствуют механизмы, под которыми понимаются способы развития места, объекта или явления как туристической достопримечательности, актуализирующиеся за счет наложения различных социальных полей (политического, экономического, информационного и т. п.) на силовое поле туристической достопримечательности. Механизмы отвечают на вопрос о том, почему, за счет чего происходит социальное конструирование туристических достопримечательностей.

Как нисходящие, так и восходящие механизмы функционируют в силу достижения эффекта поля. Когда работают лишь первые, формируемые «конструкторами», такими, как власть, бизнес, туристические фирмы и т. п., стоит говорить о «достопримечательности на бумаге». Напротив, реальная туристическая достопримечательность возникает при пересечении стремлений «конструкторов» и реализации ожиданий туристов.

Поле ограничено в пространстве и времени, включает ресурсы, программу жизнедеятельности и средства коммуникации. Достопримечательность — главный ресурс такого поля. Как отмечает В.И. Ильин, «ресурсы — это все то, что люди используют как факторы обеспечения своей деятельности... ресурсы имеют дискурсивный характер» (Ильин 2010б: 91), следовательно, их сущность состоит во включенности в социальную деятельность в границах определенного пространства и времени. В соответствии с теорией структурации Э. Гидденса, туристическая достопримечательность как ресурс выступает и в роли элемента социальной структуры, поскольку скрепляет в единое целое действия и практики ряда акторов. Программа жизнедеятельности определяется тем, за счет каких механизмов это поле поддерживается, в то время как средства коммуникации включаются в программную логику жизнедеятельности и представляют собой язык (в широком смысле), на котором «говорят» различные стороны процесса конструирования туристической достопримечательности. Границы поля определяются как физически, так и дискурсивно. Поле притягивает, а, значит, трансформирует социальное пространство и перераспределяет потоки, движущиеся в нем.

В соответствии с идеями Ж. Миоссе, развитие туризма коррелирует с общей социальной динамикой территории в соответствии с четырьмя «переменными». По мнению ученого, изменения касаются системы территориальных условий — транспорта и инфраструктуры, а также поведенческих условий — поведения туристов и «принимающей» стороны, т. е. местного населения и власти (Реагсе 1989: 13). Схема развития туризма Ж. Миоссе — один из способов обоснования ресурсной модели туристической достопримечательности, предполагающей взаимосвязь субъектов, этапов и механизмов ее конструирования.

Фокус исследования

Цель полевого исследования — выявить особенности адаптации модели туристической достопримечательности как социального ресурса к условиям глубинки (на примере малого российского города). Основные исследовательские вопросы можно сформулировать так: «Каким образом происходит соци-

альное конструирование туристических достопримечательностей в пространстве глубинки?» и «Как этот процесс сказывается на развитии малого города?».

Малым городом считается «устойчивый тип поселений численностью до 50 тыс. человек» (Градостроительный кодекс 1998). В России малые города являются самой многочисленной категорией городских поселений: по данным на 1 января 2011 г., в стране насчитывалось 770 малых городов (более 70 % среди всех типов поселений), в них проживало 16 млн. 635 тыс. человек, что составляет почти треть от всех городских жителей (Распределение городов. 2012).

Дизайн исследования

Исследовательский проект по стратегии развернутого кейс-стади направлен на изучение нескольких малых городов России, в которых происходит конструирование туристических достопримечательностей. В рамках данной статьи мы представим результаты исследования в г. Тотьма Вологодской области. Методика исследования соответствует принципу триангуляции. Во-первых, при помощи метода традиционного качественного анализа были проанализированы 9 текстов о Тотьме, представленных в туристических путеводителях. Во-вторых, был применен метод включенного наблюдения во время участия в экскурсиях по городу (N=2) и в знаковых туристических мероприятиях (N=1); также использовались визуальные исследовательские практики (анализ 9 ключевых точек города для создания фотографий туристами). В-третьих, было проведено 13 слабоструктурированных глубинных интервью. Применялся целенаправленный отбор интервьюируемых, поскольку исследовательский интерес был направлен на получение разносторонней информации относительно процесса конструирования достопримечательностей города в поле туризма. Было проведено 5 интервью с местными муниципальными чиновниками, сотрудниками музеев и туристических организаций города, 2 — с журналистами районной газеты, 2 — с городскими активистами, 2 — с местными предпринимателями, получающими различные дивиденды в ходе конструирования туристических достопримечательностей, 2 — с туристами. Для проведения интервью с каждой группой использовался специальный гайд, начинающийся с общих вопросов: «Как Вы считаете, можно ли превратить Тотьму в туристический центр?»; «Отличается ли Тотьма от близлежащих мест чем-то таким, ради чего стоит приехать туристам?»*. Для анализа интервью применялся метод обоснованной теории, разработанный американскими социологами Б. Глейзером и А. Строс-сом. Полевой этап охватывает временной промежуток от июня 2013 г. до мая 2014 г.

Общее описание кейса

Тотьма — город с населением чуть менее 10 тыс. человек, располагающийся в северо-восточной части Вологодской области на реке Сухона. Датой основания города принято считать 1137 г. — Тотьма на 10 лет старше Москвы. Входит в группу 41 особо ценных исторических городов России, сохранивших как пла-

* Вводные вопросы для интервью с туристами строились иным образом.

нировку, так и большую часть старинной застройки (Приказ... 2010). В период последних 10 лет для населенного пункта характерна тенденция уменьшения численности населения, однако фазы убыли нередко сменялись незначительным приростом (Численность населения. 2013).

На сегодняшний день к числу ресурсов пространственного развития стоит отнести имеющиеся предприятия пищевой промышленности (маслозавод, мясокомбинат, хлебокомбинат, районное потребительское общество), строительства (асфальтобетонный завод), положение в качестве важного транспортного узла региона — через город проходит главная автомобильная дорога восточного коридора области; после Тотьмы эта транспортная артерия начинает расходиться и «нести жизнь» в различные уголки востока и северо-востока области.

Часть ресурсов стекается в Тотьму из района, столицей которого она является. Этому способствует функционирование предприятий агропромышленного и лесопромышленного комплексов, а также наличие на территории района распределительной станции газопровода «Сияние Севера». Тотьма выступает своеобразным «столичным центром» для некоторых близлежащих районов, в которых отсутствуют крупные учреждения здравоохранения или специалисты узкого профиля (Бабушкинский, Междуреченский, Тарногский, Нюксенский районы), учреждения типа паспортных и миграционных служб (Бабушкин-ский, Тарногский, Нюксенский районы), военный комиссариат и центральное почтовое отделение (Бабушкинский район).

Акцент на развитии туризма

Вологодская область традиционно считается регионом с высоким туристическим потенциалом. В 2000-е гг. власти региона поставили задачу брендирова-ния районов Вологодской области. В результате такого механизма Вологодчина предстала в виде наглядной туристической карты, многие точки на которой, даже те, которые ранее не позиционировались как туристические центры, обзавелись собственными брендами* (Карта. 2014). Одни из них сформированы на основе исторических традиций — в народной культуре, в храмовой архитектуре; другие подчеркивают уникальные особенности природы; есть примеры и искусственно созданных брендов, например, места «рождения» и «проживания» известных сказочных героев.

В ходе проведения Интернет-брифинга 18 декабря 2013 г., посвященного теме туризма, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников неоднократно подчеркивал значимость данного направления одновременно как экономического, социального и культурного вектора регионального развития (Интернет-брифинг. 2013).

Тотьма — это точка в социальном пространстве Вологодской области, также определяемая на региональном уровне в качестве центра притяжения туристов (Приоритетные. 2013), что находит поддержку и на уровне районной власти (Лаврова 2013). Выделение отдела туризма в 2013 г. в самостоятельную

* Большинство брендов не являются зарегистрированными.

бюрократическую ветвь при районной администрации, а также создание Совета по туризму при главе района (в Совет входят представители отдела туризма, музейного объединения, организаций, отвечающих за обслуживание туристов, городские активисты и др.) подтверждают организационные особенности данной тенденции.

В период с 2009 по 2013 гг. в целом наблюдается положительная динамика туристического потока в Тотемский район, ключевой элемент притяжения которого — Тотьма (от 83 тыс. туристов в 2009 г. до 112,5 тыс. туристов в 2013 г.), за исключением некоторого спада в 2013 г. после пиковой точки 2012 г. (153,5 тыс. туристов), на которую пришлось празднование двухсотлетнего юбилея крепости Форт Росс, имя основателя которой тесно связано с Тотьмой (Публичный доклад. 2014).

Обсуждение результатов исследования

Главным направлением туризма в Тотьму является культурно-познавательный туризм, что продиктовано богатым историческим и культурным наследием города. По словам одного из ключевых информантов, «до 70 % внимания к Тоть-ме обязано вниманием к ее истории и памятникам культуры» (01-01-13)*. В последние годы также происходит развитие таких направлений как событийный, паломнический, активный, детский туризм (Официальный туристический портал Тотемского муниципального района 2014). Стоит разделять направления туризма и разновидности достопримечательностей. Ключевой достопримечательностью Тотьмы выступает сам город как город-музей, включающий систему взаимосвязанных между собой достопримечательностей второго уровня.

Начиная с XIII в. Тотьма была одним из ведущих центров соляного производства Севера России, а, по мнению некоторых историков и краеведов, именно жители близлежащих к Тотьме деревень первыми в стране освоили процессы глубинного солеварения (Колесников 2001). Развитие соляного промысла послужило толчком к повышению качества жизни местного купечества. В XVIII в. в торговых и промысловых целях тотемские купцы снарядили порядка двадцати экспедиций к территории современного государства США. Разбогатевшие купцы-мореходы возвращались в Тотьму из дальних путешествий и на вырученные средства строили храмы, внешне напоминающие корабли. Одной из отличительных особенностей этих церквей стали картуши — архитектурные орнаменты на стенах храмов, выполненные нестандартным образом — как часть кладки стены. Один из тотемских мореходов, небезызвестный Иван Кусков, основал на территории современной Калифорнии самое южное русское поселение (крепость) в Новом Свете — Форт Росс.

Достопримечательности истории и культуры превращаются в туристические в процессе их социального конструирования в качестве таковых. Система

* Цитаты из интервью обозначены кодами, присвоенными в масштабе базы всего исследования: код города (Тотьма — 01), порядковый номер, год проведения интервью.

туристических достопримечательностей включает группу храмов в уникальном архитектурном стиле — тотемском, или русско-американском барокко; 6 музеев, часть из которых — «брендовые», к примеру, музей мореходов, дом-музей морехода Ивана Кускова; арт-объекты и памятники, в т. ч. «60 параллель» (одноименная географическая параллель пересекает город), черная лиса (животное, в ловле которого «упражнялись» тотемские землепроходцы на американском континенте — единственный американский зверь, изображенный на гербе российского города), памятники Ивану Кускову и поэту Николаю Рубцову (подростковый и юношеский периоды жизни будущего поэта связаны с То-темским районом, а также непосредственно с городом); сохранившуюся застройку конца XIX — начала XX вв., представленную ансамблями в отдельных кварталах и фрагментарно — на ряде улиц; символические достопримечательности, которые можно охарактеризовать как «духовная родина поэта Николая Рубцова», «Соль земли Русской» (также это официально зарегистрированный бренд Тотьмы); событийные достопримечательности — ярмарки и фестивали («Преображенская», «Настоящий тотемский продукт»).

На культурно-познавательный туризм наслаиваются другие направления, поскольку общей базой для всех них служит данная система достопримечательностей. Тотьма находится практически посередине дороги, связывающей областную столицу с г. Великий Устюг, который с девяностых годов XX в. представляется в качестве родины Деда Мороза. «Дорога из Вологды в Великий Устюг дальняя, 8 часов на автобусе, чуть меньше на машине, дорога не очень, а туда едут с детьми... как не использовать такой шанс? — очень немалая часть туристов — это проезжающие мимо нас в Великий Устюг» (01-11-14), — заключает один из информантов. Достопримечательности начинают рассматриваться в качестве ресурсов для притяжения потоков людей. В связи с этим в Тотьме находят развитие детские туристические проекты, основная идея которых состоит в том, чтобы в игровой форме познакомить детскую аудиторию с достопримечательностями города. Квест-игра для юных туристов «В поисках клада черной лисицы» — яркий пример переплетения детского туризма с культурно-познавательным.

Конструирование туристических достопримечательностей — это коммуникативный процесс, вовлекающий различных акторов. Согласно идеям социолога Дж. Коулмана, ценность социальных ресурсов увеличивается посредством развития социальных связей, а значение последних определяется тем, насколько они способствуют достижению целей, добиться которых при их отсутствии невозможно (Коулман 2001). Наращивание и поддержание социальных связей — важный дивиденд, извлекаемый в ходе конструирования туристических достопримечательностей.

На примере Тотьмы было выявлено, что нисходящие механизмы (механизмы «сверху») вызывают подключение к процессу конструирования достопримечательностей различных организаций — как тех, которые призваны заниматься этим в силу своих функций (отдел туризма при администрации района и местная туристическая фирма, разрабатывающая программы въездного туризма), так и учреждений культуры, дополнительного образования, молодеж-

ной политики и др., функционирование которых в системе туризма не нормировано с административной точки зрения. С одной стороны, взаимодействие «конструкторов» приводит к новому качеству продвижения достопримечательностей за счет использования разнообразия внутриорганизационных ресурсов: «...если туристы, допустим, просто приехали в город и посещают музеи, не заказывая у нас туры, то они не видят того "спектакля ", того комплексного продукта, который можем предложить им мы; ценность нашего единства — в разработке программы, которая исключает дубляж функций» (01-05-13). С другой стороны, подобное взаимодействие приводит к получению дополнительных дивидендов некоторыми участниками данной системы: «Мы тоже стараемся в туризме участвовать, потихоньку находим себя там. Дружим с другими. Нам турфирма дает туристов на мастер-классы по изготовлению тотемских сувениров; самые распространенные — в форме наших известных картушей» (01-04-13), — подчеркивает директор одного из учреждений детского дополнительного образования.

Один из наиболее ярко проявившихся эффектов системного взаимодействия различных субъектов можно наблюдать на примере участия тотемских картушей во всероссийском мультимедийном проекте-конкурсе достопримечательностей «Россия 10», инициированном телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом. Конкурс проходил в период с весны по осень 2013 г. и его суть состояла в популяризации достопримечательностей России путем разнообразных форм Интернет- и 8М8-голосования.

«Кто включил Тотьму в этот конкурс, а, главное, почему именно картуши, неясно, но ясно то, что это огромный плюс» (01-06-13), — знакомит с предысторией один из активистов голосования. Участие в конкурсе повлекло за собой «невиданный подъем местных сообществ и массовую информационную волну, связанную с именем Тотьмы» (01-02-13). Ключевой механизм, проявившийся в этом проекте, — информационный, суть которого проста — без распространения информации о достопримечательности не будет и ее самой. Деятельность активистов, подогреваемая геопатриотизмом и желанием подчеркнуть ценность достопримечательностей для туристов («Тотьма — это единственный город в европейской части России, в котором есть памятники в уникальном архитектурном стиле... ребята, в Сибирь вы за аналогами не поедете» (01-06-13), породила определенные явления как в Интернет-среде (РЯ-акции, брифинги), так и за ее пределами (общегородской флешмоб в поддержку голосования за картуши). Один из информантов подчеркивает: «.с конкурса "Россия 10"у нас даже будто появилась своя маленькая "национальная " идея вокруг наших достопримечательностей» (01-05-13).

Конструирование тотемских картушей как достопримечательности повлекло за собой мощный процесс социального взаимодействия, материализованного в виде практик активной коммуникации людей по поводу голосования и участия в нем, сбора денежных средств на СМС-голосование, использования ресурсов местных предпринимательских сообществ и властных структур, поддержки местных и региональных СМИ, подключения внимания со стороны общероссийских СМИ, специализирующихся в истории и географии, на брен-

динге и туризме. Голосование за достопримечательность — действенный способ рассказать о ней потенциальным туристам («Голосовали не только тоть-мичи, голосовали кланами в социальных сетях, подключая к проекту самые разнообразные сообщества — от любителей истории до просто тех, кому нравится путешествовать по историческим городам России» (01-12-14).

Спустя некоторое время были задействованы политические механизмы. Один из самых острых периодов «борьбы за достопримечательности» совпал с предвыборной кампанией, проходившей в городе и районе, что послужило дополнительным фактором агитации для ряда претендентов. Представление о картушах как о символе Тотьмы стало подчеркиваться районной властью: «На каждой планерке по понедельникам с утра глава района первым делом говорил не о судьбе маслозавода, хотя это всегда оставалось важным, но он первым делом говорил о том, сколько голосов набрали картуши; с одной стороны, это не так важно, как маслозавод, а с другой — даже более важно в какой-то степени в данный период» (01-02-13). Региональная власть на первых этапах конкурса активно поддерживала другую достопримечательность Вологодской области, однако после схода той с дистанции обратила силы на продвижение тотемских кар-тушей (Тотемские картуши 2014). По результатам голосования данный объект занял двадцатое место из восьмисот заявленных.

Участие города в конкурсе «Россия 10» не прошло бесследно. Его ход и результаты послужили стимулом к включению местных сообществ в конструирование привлекательного имиджа Тотьмы. Наш информант заостряет внимание на преимуществах конкурса: «Благодаря участию мы стали реализовывать собственные проекты, один из которых проходит в Интернете и называется "Расскажи стране о Тотьме"... его цель заключается в аккумуляции справочной и популярной информации о наших достопримечательностях, и, в конечном счете, мы преследуем цель популяризации имени города в стране в целом» (01-06-13). Со слов туриста, принявшего участие в интервью, «Тотьма стала столицей картушей; поскольку была проявлена такая активность, то стоило приехать сюда, наверняка здесь еще много открытий для туриста, любящего путешествовать по России» (01-10-13). Одним из знаковых подтверждений созидательных результатов участия Тотьмы в проекте «Россия 10» стал подъем горожан и туристов на проведение субботника, ознаменованного в качестве мероприятия по консервации одного из полузаброшенных храмов с картушами в стиле тотемского барокко.

Туристические достопримечательности можно представить в качестве своеобразных центров социального пространства, вокруг и по поводу которых протекают различные процессы. События как разновидность достопримечательностей служат тому примерами. «Каждый месяц стараемся сделать мероприятие, которое было бы полезным, как для местных жителей, так и интересным для туристов. мероприятия стараемся делать так, чтобы они были связаны с нашей историей и нашими особенностями, чтобы было небанально» (01-01-13), — подчеркивает один из информантов. Событие — это спектакль для туристов. Отличительными особенностями такой достопримечательности служат режиссура, актерское проигрывание и хронометрический характер — у события есть начало и конец во времени.

В качестве примера можно отметить ярмарку «Настоящий тотемский продукт», ежегодно проходящую в городе в июне и представляющую «бум продаж для местных производителей» (01-05-13). К ярмарке заранее готовятся, разрабатывают сценарий, договариваются с участниками, рекламируют мероприятие. Конструирование ярмарки как туристической достопримечательности служит фактором обеспечения социальной деятельности. Для народных умельцев появляется возможность получения дивидендов от реализации навыков художественного творчества («.есть у нас в Петровской ремесленной школе ребята, которые готовятся к ярмарке, делают сувенирную продукцию — черных лисиц из дерева, предметы с тотемской росписью, сувениры в виде картушей» (01-04-13). Предприятия пищевой промышленности Тотьмы и района активизируют производство как «брендовых» продуктов, так и товаров повседневного спроса. «Мы просили хлебокомбинат сделать недорогой, в пределах 50рублей, уникальный тотемский сувенир. остановились на мармеладе, на упаковке которого располагаем эмблемы картушей и других местных знаков — например, черную лисицу, герб, фотографии наших храмов; также мы делаем сувенирный тотемский пряник с лисой» (01-01-13), — рассказывает один из наших информантов. Поскольку проведение ярмарки предполагает не только сбыт определенного рода товаров и услуг, но и создание особой праздничной атмосферы, применение своим возможностям находят творческие коллективы города, экскурсоводы, притом как профессионалы, так и те, кто занимается этим ради удовольствия, местные жители, активизирующиеся в продаже сельскохозяйственной продукции, а также предоставляющие транспортные и гостиничные услуги. Достопримечательность буквально способствует оживлению социального пространства.

Событие служит дополнительным стимулом для привлечения туристов, попадающих в силовое поле основных — историко-культурных достопримечательностей. Таким образом, конструирование ярмарки как туристической достопримечательности обнажает сущность феномена пространственных прибылей локализации, под которым понимается рента от ситуации, связанная с фактом нахождения рядом с дефицитными или желательными вещами (непосредственно ярмарка, а также материальные достопримечательности — архитектурные сооружения города, музеи и т. п.) и акторами (туристы) или тесной взаимосвязи с ними (Бурдье 2007). Сходная ситуация наблюдается в контексте внедрения узнаваемых туристами образов Тотьмы в продукты труда местного художника, что влияет на повышение его экономического и символического капитала.

Свою роль в процессе конструирования туристических достопримечательностей играют и маркетинговые механизмы. В 2010 г. в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ произошла официальная регистрация товарного знака «Тотьма — соль земли Русской». Данное событие положило начало официальной маркировке товаров и услуг, в т. ч. туристической направленности, в правовом и информационном полях. В настоящее время по предложению отдела туризма при администрации района в городе работает программа нейминга, позволяющая предпринимателям привлекать к себе дополнительное внимание туристов. Ряд кафе, гостиниц и магазинов получают названия в соответствии с основными туристическими символами города. Наи-

более ярко проявляется американская тема. Новые имена, особенности оформления и сервиса получили кафе «Калифорния» и «Форт Росс», кемпинги «Аляска» и «Лисий остров».

Заключение

Туристическая достопримечательность — это точка пересечения устойчивых взаимодействий различных агентов. Будучи социальным конструктом, достопримечательность превращается в социальный ресурс и наделяется признаками дискурсивности и дефицитности.

Модель туристической достопримечательности как социального ресурса находит свое воплощение и в пространстве российской глубинки. Достигается это, в первую очередь, за счет брендинга места как технологии символической капитализации достопримечательностей. Последние обладают более высокой символической ценностью в отличие от других объектов, явлений и мест, что является важным условием наращивания социального капитала территории, тогда как устойчивые туристические потоки к месту локализации достопримечательностей влекут за собой конвертацию этого капитала в экономический.

Исследование в г. Тотьма показало, что в ходе конструирования туристических достопримечательностей в удаленном пространстве особое значение приобретают восходящие механизмы, подчеркивается активная роль локальных сообществ и развитие гражданских инициатив, следствием чего является доминирование информационных механизмов позиционирования объектов, явлений и мест как достопримечательностей. Вместе с этим, в целом процесс конструирования объединяет широкий круг субъектов, в т. ч. местных жителей, городских активистов, предпринимателей, журналистов, предприятия города, образовательные учреждения, власть, туристов и т. д., что связано с дефицитом социальных ресурсов глубинки. Процессы сколяризации сказываются на уплотнении социального пространства — туристическая достопримечательность выступает фактором аккумуляции различных социальных сил.

Конструирование туристических достопримечательностей в российской глубинке — это способ ее инклюзии в систему ресурсно-распределительных сетей и потоков, что выступает ключевым фактором нивелирования социокультурной удаленности периферии. На примере Тотьмы это проявляется, главным образом, через развитие новых форм взаимодействия города с внешней средой (привлечение информационных, туристических, финансовых и других потоков); повышение инвестиционных вложений в инфраструктуру, полезную как для дальних, так и для местных туристов; активизацию социальной и экономической деятельности местного населения и участие различных сообществ в создании привлекательного имиджа города.

Таким образом, в макросоциальном контексте конструирование туристических достопримечательностей может служить альтернативной логикой развития территориальной структуры общества, поскольку территории, в границах которых находит место данный процесс, приобретают более высокие статусные позиции в сравнении с теми участками, в которых данный процесс не находит отражения.

Литература

БурдьеП. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя,

2007.

Визгалов Д.В. Маркетинг города. М.: Фонд «Институт экономики города»,

2008.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005.

Градостроительный кодекс Российской Федерации № 73-ФЗ. Ст.5 от 07.05.98. [http://www.ohranatruda.rU/ot_biblio/normativ/data_normativ/5/5890/] (дата обращения 02.10.2014).

Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: Опыт конструктивистко-структуралистского анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, Институт социологии РАН, 1996.

Ильин В.И. Феномен поля: от метафоры к научной категории // Рубеж (альманах социальных исследований), 2003, 18, с. 29—49.

Ильин В.И. Товар как социальный конструкт // Телескоп: наблюдения за жизнью петербуржцев, 2004, 2, с. 14—19.

Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцис, 2008.

Ильин В.И. Российская глубинка в социальной структуре России // Журнал социологии и социальной антропологии, 2010а, 13 (4), с. 25—47.

Ильин В.И. Социальная структурация в транзитивном пространстве российского мегаполиса // Мир России, 2010б, 1, с. 89—125.

Интернет-брифинг «Туризм» губернатора Вологодской области Олега Кувшин-никова / Социальная сеть «Вконтакте» [http://vk.com/topic-24860838_29394886] (дата обращения 15.03.2014).

Карта туристических брендов Вологодской области / ООО ТК «ТурКлуб «Пилигрим» [http://www.tkpiligrim.ru/index/0-23] (дата обращения 15.03.2014).

Колесников П.А. Город Тотьма в XVII веке (к вопросу о социально-экономической истории русского поморского города) // Тотьма. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2001, с. 180-277.

Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура и ее ресурсно-сословная природа // Мир России, 2009, 3, с. 3-38.

Кордонский С.Г. Россия. Поместная Федерация. М.: Европа, 2010.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001, 3, с. 121-139.

Лаврова О.Л. Все наши мечты исполнятся — главное не сидеть сложа руки: интервью главы Тотемского муниципального района Сергея Селянина газете «Тотем-ские вести» // Тотемские вести. 18.12.2013 г.

Левада Ю.А. Социально-пространственная структура российского общества: центр и регионы // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект пресс, 1996.

Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.

Официальный туристический портал Вологодской области [ИИ^:// vologdatourinfo.ru] (дата обращения 28.02.2014)

Официальный туристический портал Тотемского муниципального района [http://tourizm-totma.ru] (дата обращения 15.03.2014).

Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Логос, 2009.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».

Приоритетные инвестиционные проекты определили в правительстве области / Портал «Череповецинфо» [http://www.cherinfo.ru/news/61560] (дата обращения 15.03.2014).

Публичный доклад о результатах деятельности Главы Тотемского муниципального района за 2013 г. — Вологда. 2014 г. / Официальный портал губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова [http://okuvshinnikov.ru/files/ocenka2/tot_ ma.pdf] (дата обращения 20.03.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение городов и поселков городского типа по числу жителей [http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo12.htm] (дата обращения: 10.03.2014).

Рейтинг российских регионов по качеству жизни в 2012 году // РИА Рейтинг. Портал РИА Новости [http://ria.ru/infografika/20121219/915370916.html] (дата обращения 13.03.2014).

Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования, 2004, 12, c. 41—45.

Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис, 1995, 5, c. 97-105.

Тотемские картуши / Официальный туристский портал Вологодской области [http://vologdatourinfo.ru/attraction/kartushi-v-totme] (дата обращения 04.03.2014).

Шкаратан О.И. Общество и реформы. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность, 2004, 4, c. 49-62.

Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация / Препринт WP7/2008/02. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013.

Briand J.P., Chapoulie J.-M. L'institution scolaire et la scolarisation: une perspective d'ensemble, Revue française de sociologie, 1993, XXXIV(1), pp. 25-34.

Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Blackwell, 1994.

Pearce D. Tourist Development. London: Longman, 1989.

van Zanten A. Ville et école, Cities. Ciudades. Villes. Le courrier du CNRS, 1996, 82, pp. 65-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.