УДК 629.73
ТУ-214 - ЕДИНСТВЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЗАПАДНЫМ САМОЛЕТАМ
Е.Е. Сяков, А.В. Афанасьева, А.Р. Каримов Научный руководитель - О.Г. Бойко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В статье представлена аргументация выбора российского представителя в качестве замены самолетов зарубежного производства.
Ключевые слова: Ту-214, российский самолет, наращивание оборотов отечественного производства.
TU-214 - THE ONLY ALTERNATIVE TO WESTERN AIRCRAFT
E.E. Syakov, A.V. Afanaseva, A.R. Karimov Scientific supervisor - O. G. Boyko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii Rabochii prospekt Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the rationale for choosing a Russian representative as a replacement for foreign-made aircraft.
Keywords: Tu-214, Russian aircraft, increasing the turnover of domestic production.
Начало 2022 года ознаменовалось событиями, которые негативно сказались на авиационной отрасли России. В этот непростой период времени работа российских авиакомпаний (использующих в своем арсенале самолетную технику) может резко сократиться или, в худшем случае, прекратить выполнение своих функций и потерпеть банкротство. Причиной этому является эксплуатация воздушных судов (ВС) иностранного производства, которые занимают более 80% авиапарка России. Полноценное производство и сертификация таких самолетов в России не осуществляется и, в случае введения санкций на обслуживание и продажу ВС, выполнение летных заданий (грузоперевозка и пассажироперевозка) с гарантированными требованиями к безопасности полетов ВС выполнять невозможно.
Большая часть иностранных машин является среднемагистральными и выполняет рейсы на направления протяженностью от 2.5 до 6 тысяч км, также имеются дальнемагистральные (свыше 6 тысяч км) и ближнемагистральные (до 2.5 тысяч км) самолеты.
Рассмотрим иностранную технику в России, поставляемую западными производителями:
- американская корпорация Boeing, занимает лидирующие позицию в мире по доле в грузовых перевозкок, а также в среднемагистральном и дальнемагистральном пассажирском сегменте. Преимущественно в России используются такие типы ВС как: B737NG+classic, B747, В777, B757, B767.
- европейский концерн Airbus, уступает предшествующему лишь в грузовом сегменте, занимает достаточно хорошую позицию в среднемагистральных перевозках. Широкое распространение имеют типы: A-320 Family, A-330, A-350.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
- бразильский авиастроительный конгломерат, один из лидеров мирового рынка пассажирских ближнемагистральных самолётов Embraer. Всего два типа: E170, E190.
Данная авиационная техника является лидером, как в производственной, так и в технологической уникальности, а главным является коммерческий показатель.
Ведущие авиакомпании России «Аэрофлот» (входящими в нее дочерние компании), «S7 Airlines», «Уральские Авиалинии», «Nordwind» и другие, эксплуатируют вышеперечисленные типы авиационной техники [1].
В нынешней ситуации вышеперечисленные самолеты подпадают под различного рода запреты и ограничения в эксплуатации, в связи с чем постепенно начинают прохождение технического обслуживания (ТО) на хранение. Это говорит о том, что летная и техническая эксплуатация невозможна в связи с отсутствием на российском рынке расходных материалов и запчастей.
В ожидании послаблений есть своя логическая суть. Пытаться создавать свое собственное производство запчастей (по принципу КНР) далеко не простой путь. Единственным и верным выходом является российский самолет, состоящий на сто процентов из частей и компонентов российского производства, у которого не будет зависимости извне.
Существуют три российских самолёта с приближенными значениями своих характеристик для замены зарубежным: SSJ-100, МС-21 и Ту-214.
Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначен для перевозки от 87 до 108 пассажиров, с дальностью полетов в 3048 км. Для масштабов территории РФ нецелесообразно иметь флот, состоящий из ближнемагистральных самолетов. Силовая установка SaM146 (CM146), турбовентиляторный двигатель со смешением потоков, производится компанией «PowerJet», которая является совместным предприятием российского предприятия «Сатурн» и французской компании «Snecma». После введения санкций в отношении России неясно каким образом будут обслуживаться данные самолеты [2].
МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Рассмотрение данного самолета не имеет смысла, поскольку он находится на стадии разработки, а выпущенный сертификат всего лишь сертификат на общий вид самолета. По базовому сертификату эксплуатация самолета запрещена. МС-21 имеет в своей конструкции части зарубежного производства. Помимо прочего по неофициальным данным самолет не способен совершить перелет при максимальной загрузке из Иркутска в Москву с двигателями PW1100 (США).
На данный момент единственным вариантом для замены является Ту-214. Этот самолет имеет абсолютно российское производство, изготавливается на Казанском заводе им. С.П. Горбунова. Ту-214 имеет достаточно современные технологии для реального времени. Самолет оснащен бортовой электроникой, которая может обеспечивать заданные характеристики устойчивости и управляемости, выполнять автоматическую балансировку самолёта стабилизатором в продольном канале, защищать от выхода за эксплуатационные ограничения (по углу атаки, перегрузке, углу крена, скорости), ограничивать отклонения руля высоты и руля направления по режимам, а также осуществлять автоматическое управление по сигналам вычислительной системы управления полётом.
Перечисленное выше имеется во всех широко используемых в мире самолетах, таким образом подтверждается, что машина годная для летной и технической эксплуатации.
Российский самолет может похвастаться своей допустимой взлетной массой (см. таблицу 1), благодаря которой может перевезти больше пассажиров или груза.
При всех его достоинствах самолет имеет и недостатки. Главный из них - топливная экономичность. Проблема заключается в использовании отечественных двигателей ПС-90А. Данные двигатели потребляют на один час лета больше одной тонны керосина, в то время как все новые разработки борются за каждый килограмм.
К примеру, тонна керосина марки ТС1 имеет стоимость 52 781 рубль (средняя стоимость). В пересчете на тонны/км выходят существенные затраты. Продолжительность рейса Москва-Красноярск составляет 4 часа 45 минут, увеличим эту цифру до 5 часов, поскольку всегда имеются определенного рода задержки на рулении и до занятия эшелона двигатели работают на более высоких оборотах. Среднее значение стоимости топлива будет составлять 263 905 рублей. То есть каждая дополнительная тонна на час полета будет проблемой с точки зрения экономической выгоды.
Для того чтобы сравнить наглядно наиболее важные экономические показатели самолетов, имеющих спрос на российском рынке и единственного абсолютно российского представителя ниже приведена таблица 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица Ту-214 и основных конкурентов по показателям_
Характеристика A320 neo B737-800 NG Ту-214
Масса пустого ВС, кг ~42 100 41 413 59 000
Макс. взлетная масса, кг 78 000 79 010 110 750
Макс. коммерческий вес, кг 16 600 20 540 25 200
Дальность при макс. комм. загрузке, км 6 850 5 400 4 340
Макс. скорость, км/ч 890 876 850
Двигатели PW1100G-JM CFM 56-7B27 ПС-90А
Расход топлива при максимальной 2 100 2 526 3 200
крейсерской загрузке, кг/ч
Требуемая длина ВПП, м 2 090 2 400 2 500
Цена нового ВС, млн. $ 129,5 106,1 30
Исходя из таблицы 1 российский представитель существенно уступает по некоторым параметрам, но не в стоимости. Тут самолет выигрывает в 4 раза! Максимальная дальность полета Ту -214 составляет 6 670 км, а это значит, что при определенной загрузке самолет может совершать достаточно продолжительные полеты в масштабах страны [3].
Как было сказано ранее главными недостатками самолета являются его собственная масса и часовой расход топлива. Решить эту проблему можно облегчив конструкцию и заменив двигатели. Также стоит модифицировать бортовую систему для упрощения работы как летного, так и технического персонала.
Таким образом реальная замена существует. В сложившейся ситуации необходимо наращивать объемы производства Ту-214. Страна площадью 17 тысяч квадратных километров в современном мире не может существовать без среднемагистральной гражданской авиации. В случае промедления в решительных действиях или продления санкций можно столкнуться с необратимыми последствиями.
Библиографические ссылки
1. Airlines Inform [Электронный ресурс] URL: https://www.airlinesinform.ru/rankings/russian 2019.html (дата обращения 09.04.2022).
2. Гражданская авиация [Электронный ресурс] URL:https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/line up/civil/superjet-100 (дата обращения 09.04.2022).
3. Airlines Inform [Электронный ресурс] URL: https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/tu-214.html (дата обращения 09.04.2022).
© Сяков Е Е., Афанасьева А.В., Каримов А.Р., 2022