А.А. Дерюгина
преподаватель, кафедра иностранных языков, Физико-технический институт, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА И ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ А. БЕЛОГО «ЗОЛОТО В ЛАЗУРИ»
Аннотация. В статье рассматривается цветовая символика в поэзии А. Белого на примере сборника стихов «Золото в лазури». Было подсчитано общее количество использованных автором цветообозначений в данном сборнике и проанализированы основные из них.
Ключевые слова: художественный текст, когнитивный, поэтическая картина мира, символ, цвет, цве-тообозначение, ассоциация, окказионализм.
A.A. Derygina, Tomsk Polytechnic University
COLOUR SYMBOLISM AND COLOUR NAMING IN POETRY DIGEST «GOLD IN AZURE» BY BELYJ A.
Abstract. The article is devoted to colour symbolism illustrated through poetry digest «Gold in azure» by Belyj A. The total number of colour naming used by the author of given digest was counted and the main of them were analyzed.
Keywords: literary text, cognitive, poetical worldview, symbol, colour, colour naming, association, occasional word.
В рамках когнитивного направления в изучении художественного текста актуальной является разработка такого понятия, как «поэтическая картина мира». Она трактуется как «созданный творческим воображением автора художественный мир, воплощенный в образной форме в соответствии с определенными интенциями, являющийся объектом познавательной активности читателя» [4, с. 20].
Своеобразие поэтической картины мира художника слова можно «определить, опираясь на текстовую деятельность автора, на основе изучения созданных им текстов» [5, с. 198], изучая особенности лексического структурирования отдельного произведения или всего творчества в целом. Особую значимость здесь приобретает анализ отдельных лексических групп, как отражение «художественного видения мира, выраженного в словесном искусстве» [4, с. 20].
Поскольку цвет является яркой особенностью мировосприятия поэта, целью данной статьи стало выявление особенностей поэтической картины мира А. Белого на основе анализа цветообозначений в первом поэтическом сборнике автора «Золото в лазури».
Исторически сложилось, что цвет в жизни человека играет важнейшую роль. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. В эпоху язычества цвет рассматривался как неотъемлемая часть сакральных, магических, божественных сил, а в отдельных случаях и как само божество.
С развитием науки было доказано, что цвет - это лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины [13]. Однако, доказав физическую природу цвета, ученые не перестают выделять все новые и новые аспекты в его изучении. Каждый цвет определенным образом воздействует на человека, что, с одной стороны, обусловлено его непосредственным физиологическим влиянием на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествующего опыта. Цвет и психика человека, цвет и стресс, цветовая символика - это лишь некоторые аспекты исследования феномена цвета.
Но не только психофизиологическая основа цвета интересует ученых. Цветонаимено-вания являются наиболее популярной лексической группой в исследованиях лингвистов, в особенности этимологов. Основываясь на историческом и культурном опыте человечества, сопоставляя системы цветообозначений в разных языках, исследователи выделяют национально-
культурные особенности цвета, присущие только данной общности людей [7].
Другой аспект в изучении цвета связан с проблемой соотношения звука и смысла в языке и тексте [9].
В литературе цвет является средством, отражающим своеобразие поэтического видения мира художника слова. Особый интерес с этой точки зрения представляет творчество А. Белого. Одной из характерных особенностей его поэзии является живописность как результат слияния искусств, что на рубеже 19-20 вв. становится едва ли не главной проблемой в русской культуре. В данном случае - проблемы взаимодействия, взаимопроникновения живописи, ведущей художественной категорией которой является цвет, и словесного творчества. При этом не менее важна здесь личность автора, многогранность его таланта.
Исследователи творчества поэта не раз отмечали особую остроту его зрительного восприятия. По словам Т.Ю. Хмельницкой, «Белый был наделен способностью остро видеть мир в линиях и красках. И этот изобразительный дар делает столь богатой и зрительно представимой его словесную палитру» [14, с. 44].
Цветовой код для А. Белого был одним из главных средств передачи сложных мистических переживаний: ощущения всеобщей взаимосвязанности, предчувствия приближающегося конца, надежда на скорое воцарение на Земле Софии - вечной Любви и высшей Мудрости.
Древний хаос, как встарь, в душу крался смятеньем неясным. И луна, как фонарь, озаряла нас отсчетом красным. Но ты руку воздел к небесам и тонул в ликовании мира. И заластился к нам голубеющий бархат эфира. («Бальмонту»).
Первый поэтический сборник Белого «Золото в лазури» (1904), написанный на природе в Серебряном Колодезе, в своем названии содержит два цветообозначения. «Показать в поэзии значение цветов было одной из задач ... «Золота в лазури», - так писал сам автор - ... Цветами мы можем характеризовать самые сложные психологические состояния. Одно настроение можно представить лазурью с розово-золотистыми оттенками, другое - цветом серым с лилово-зелеными отсветами, третье - черным цветом с желтыми и рыжими пятнами...» [6, с. 309].
Слова со значением цвета в поэзии Белого представлены широко и разнообразно. На основе сплошной выборки нами было подчитано общее количество использованных автором цветообозначений в сборнике «Золото в лазури». Приведем полученные статистические данные. Наиболее частотными цветами, представленными во всех оттенках, являются красный (107), золотой (100), голубой (60) (табл. 1).
Золотой и лазурный - основные цвета анализируемого цикла. Вынося в заглавие сборника данные цветообозначения, автор подчеркнул их особую значимость для себя. Поскольку одним из ключевых образов в творчестве А. Белого является солнце, а его прославление - основная тема большинства лирических произведений поэта, то под образами золота и лазури следует, прежде всего, понимать символически трансформированные образы солнца в небе, солнца, погруженного в голубой эфир.
Все тот же раскинулся свод / над нами лазурно-безмирный, и тот же на сердце растет / восторг одиночества пирный. Опять золотое вино / на склоне небес потухает. И грудь мою слово одно / знакомою грустью сжимает. («Три стихотворения»)
Таблица 1 - Общее количество использованных автором цветообозначений в сборнике «Золото в лазури».
Цвет Оттенки цвета
Красный 107 красный (12), багрянец (2), багровый, багряный (2), багрец (2), пурпур (4), пурпурный (5), пурпуровый, пламезарный (2), пунцовый (8), сапфирный, рубинный, ярко-алый (2), розовый (2), винный (2), кровавый (8), червонный (5), червонец (8), малиновый (2), алый, огненный (8), огнистый (7), огнезарный, огневой (5), огневеющий, огнистоблещущий, виннокрасный, пунцово-жгучий, рубино-сапфирный, фулярово-красный, красно-золотой (2), огненно-лучистый (2), красно-пурпурный, малиново-яркий, бледно-красный, безмирно-огненный, пламенеющий
Золотой 100 золотой (49), золотистый (8), золоченый, солнечный (11), виннозолотистый, златосветный, златомирный, златотканный, мирозлатный, янтарный (6), светозарный (5), лучистый, лучезарный (5), небесно-золотой, ян-тарно-закатный, золотисто-янтарный, пенно-золотой, янтарно-восковой, бледно-золотистый (2), золотеющий, янтареющий
Голубой 60 лазурь (25), голубой (14), голубенький, голубеющий, бирюзовый, бирюза (2), темно-бирюзовый, бледно-бирюзовый, воздушно-голубой, лазурный (6), лазурно-безмирный, лазурно-атласный, лазурно-ясный, бледно-лазурный (3), бледно-синий
Белый-поэт любил живописать закатное небо, зори, солнце как символ грядущего преобразования мира. Но для передачи мистических переживаний, предчувствия близких исторических катаклизмов автору не хватает имеющихся в языке слов, его не устраивает «невыразительность» языка. Для передачи различных оттенков поэт изобретает свою цветовую палитру, создает свои ни на что не похожие метафоры, сравнения, эпитеты: «Межлистьев блистает закатный багрянец», «Сияя перстами, заря рассветала / над морем, как ясный рубин», «В небе гас золотистый пожар» [3, с. 74, 78, 51], «В дали зеркальной, огненно-лучистой, / закрывшись тучей / и окаймив дугой ее огнистой, / пунцово-жгучей, огромный шар ... горит ... / багрянцем роз», «Сквозь зелень воздушность одела / их пологом солнечных пятен» [2, с. 37, 70].
В описании солнца и других реалий поэтического мира, объединенных одной с ним темой (рассвет, заря, восход, луч, пожар, зарево, зарница и др.), автор использует все оттенки золотого цвета: золотой, солнечный, золотистый, виннозолотистый, янтарный. «Солнце» Белого - это «золотое вино» и «солнечный диск», «солнечное блюдо» и «солнечный щит», «золотистый пожар» и «золото лучей», а «золото» - знак внеземного, высшего происхождения светоносного источника.
Золотея, эфир просветится / и в восторге сгорит
А над морем садится / ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца / золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца / среди всплесков тоски.
(«Золотое руно»)
Вторым не менее важным для поэтики А. Белого цветом, как уже ранее было отмечено, является «лазурь». Она определяется как «светло-синий цвет, голубизна» [12, с. 256]. Голубизна, в свою очередь, ассоциативно связана с воздухом, небом. Именно этот смысл слова лазурь актуализируется в поэзии А. Белого: «Все тот же раскинулся свод / над нами лазурно-безмирный...», «умчимся в эфир голубой», «пронизал голубую эмаль / огневеющий пурпур снопами» [3, с. 52, 48, 53]. Но для поэта лазурь является не столько обозначением голубого цвета, сколько синонимом «света», «лучезарности». «Цвет», с точки зрения Белого, есть «свет», и отсюда его феноменальность. Кроме того, голубой зачастую ассоциируется с духовной чистотой. В связи с этим лазурь для поэта олицетворяет собой духовное возрождение человека.
Поэт, - ты не понят людьми. В глазах не сияет беспечность. Гпаза к небесам подними: с тобой бирюзовая Вечность. («Бальмонту»)
Одним из трех основных «священных» цветов, встречающихся в первом стихотворном сборнике Белого, является красный во всех его оттенках. Количество словоупотреблений лексем со значением красного цвета равняется 107 и занимает первое место по частотности, что указывает на несомненную важность данного цвета для поэтического мира А. Белого.
Красный цвет ассоциируется, прежде всего, с жизненной энергией (кровь), с человеческими страстями, с огнем. Различные оттенки красного превращают его то в трагически-жертвенный, то в отчаянно-праздничный, то в загадочно-мистический. В христианской философии «красный» символизирует, с одной стороны, страдания Христа, искупительную кровь, пролитую на Голгофе, святость, с другой - мученичество и жестокость [7]. Это символ любви и ненависти одновременно. Данное толкование красного во многом перекликается с поэтическим видением мира автора «Золота в лазури».
Анализу красного цвета и его оттенку «пурпуру» посвящена статья А. Белого «Священные цвета» (1903). «...впечатление красного создается отношением белого светоча к серой среде. Относительность, призрачность красного цвета - своего рода теософское открытие. Здесь враг открывается в последней нам доступной сущности - в пламенно-красном зареве адского огня» [1, с. 206]. Белый характеризует красный цвет как цвет Апокалипсиса, в нем сосредоточен ужас огня и страданий, демонического начала и жертвенности («Сурово поют исполины седые молитву. / Бросают по воздуху красно-пурпурные стрелы.»; «И тени сгустились ... И тени прошли ... / Блеснуло кровавое пламя вдали ...»; «В очах блеснул огонь звериной страсти. / С налитыми, кровавыми челами / разорванные солнечные части / сосут дро-жаще-жадньши губами») [3, с. 69, 71, 76].
В поэзии А. Белого красный цвет выступает как багряный, кровавый, пунцовый, рубинный, сапфирный, винный, огнистый, малиновый, ярко-алый, розовый, червонный. Эти краски активны, светоносны. Обилие сложных многосоставных слов (рубино-сапфирный, фулярово-красный, красно-золотой, пунцово-жгучий, красно-пурпурный, виннокрасный, виннозолотистый) указывает на стремление поэта передать сложные цветовые гаммы, светопроницаемость и мерцающую изменчивость цвета. В стихах Белого все сверкает и переливается, подобно драгоценным камням. Однако поэт использует цвет не только для характеристики состояния внешнего мира, но и для описания внутреннего мира человека, чаще всего лирического героя. Из-за предчувствия скорых исторических изменений в душе героя, как и в вокруг него, пылает пожар страстей («Довольно страданий! / Броню надевайте / из солнечной ткани!», «Солнцем сердце зажжено», «Опять заражаюсь мечтой, / печалью восторженно-пьяной ...») [3, с. 48,49, 52].
Еще одна особенность поэтического мира А. Белого связана с тем, что он не просто фиксирует цвет, а передает его действенную силу, используя при этом отглагольные цветообо-значения нередко окказионального характера, по грамматическим признакам совпадающие с причастными конструкциями: белеющий, огневеющий, огнистоблещущий, пламенеющий, ян-тареющий, голубеющий, снегоблещущий, золотеющий.
Подведем итоги. Своеобразие поэтической картины мира автора обусловлено прежде всего «особенностями его языковой личности, включая вербально-семантический уровень» [5, с. 205].
В поэтическом творчестве А. Белого цвет играет важную роль. Он является составной частью мировосприятия автора. Сам поэт выразил это так: «Цвета у поэтов - суть души» [8, с. 30]. Основными в поэтики Белого являются три священных цвета - золотой, лазурный и красный во всех его оттенках. В эстетике автора данные цвета имеют божественное, внеземное
происхождение. С их помощью Белый передает огненную атмосферу рубежа веков - времени духовных поисков и блужданий. А вся цветовая гамма в поэтической речи А. Белого является высокоэкспрессивной.
Цветовое многообразие, многокрасочность мира Белого, эмоциональная полнота и духовная глубина цветовых образов отражают культуру Серебряного века. «Пусть не думают, что цвета, которыми мы, символисты, пользуемся, ... вульгарные краски маляров ... С помощью цветов, их соединений, их оттенков неизрекаемое и неизреченное становится показанным, запечатленным. Мы, символисты, умеем Цветами сказать о Вечности, Безвременности, Закате Души, Зове Зари, Напоре Эпохи, Душевной Тени, Страхе Ночи, Мире Неуловимых Шепотов, Неслышных Поступей» [6, с. 309].
Список литературы:
1. Белый Андрей. «Священные цвета» // Белый Андрей. Символизм как миропонимание / сост. Л.А. Сугай. М., 1994.
2. Белый А. Солнце: избранные стихотворения. М., 1992.
3. Белый А. Сочинения: в 2 т.: М., 1990. Т. 1.
4. Болотова Н.С. Ассоциативное поле художественного текста как отражение поэтической картины мира автора // Вестник ТПГУ. Сер.: Гуманитарные науки. Томск, 2004. Вып. I. С. 20-25.
5. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3-4.
6. Валентинов Н. Два года с символистами // Вопросы литературы. 1994. Вып. 1.
7. Василевич А.П., Михайлова Т.А. Лазурь и пурпур. Чему учит история терминов цвета [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/2003/2003_01.html.
8. Долинский М.З. Искусство и А. Блок. М., 1985.
9. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.
10. Завадская Е.В. и РюШга Pesis Андрея Белого // Проблемы творчества. М., 1988. С.461-469.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
13. Хмельницкая Т.Ю. Поэзия А. Белого // Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966. С.5-66.
14. Стихи А. Белого [Электронный ресурс]. URL
15. Стихи А. Белого [Электронный ресурс]. URL
16. Стихи А. Белого [Электронный ресурс]. URL
17. Стихи А. Белого [Электронный ресурс]. URL
18. Стихи А. Белого [Электронный ресурс]. URL
http://www.litera.ru.
http://www.stixiya.lib.ru.
http://www.fplib.ru.
http://www.ipmce.su.
http://www.rvb.ru/belyi/.