Научная статья на тему '"цветной слух": уникальный феномен или обычное свойство психики?'

"цветной слух": уникальный феномен или обычное свойство психики? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1442
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЦВЕТНОЙ СЛУХ" / "COLOR HEARING" / СИНЕСТЕЗИЯ / SYNESTHESIA / ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВЫЕ АССОЦИАЦИИ / VISUAL-AUDITORY ASSOCIATION / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хрущева Татьяна Сергеевна

Статья посвящена феномену «цветного слуха». Рассматривается этимология понятия, раскрывается сущность явления. Анализируются различные подходы к этому феномену. На основе анализа предложенных трактовок, автор определяет специфические черты этого явления, а именно взаимодействие зрительно-слуховых ассоциаций, что в результате образует форму синестезии синтеза, взаимовлияния и взаимодействия разнородных ощущений. Анализируются характерные особенности этого феномена у Б. В. Асафьева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. В заключение автор приходит к выводу, что свойства феномена «цветного слуха» могут проявляться у каждого творческого человека, однако при этом определяющее значение будут иметь индивидуальные отличительные формы этого явления, выраженные в разной степени развития творческого воображения и ассоциативности восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“COLOR HEARING”: IS IT THE UNIQUE PHENOMENON OR IS IT THE COMMON FEATURE OF THE HUMAN PSYCHIC?

The article discusses the “color hearing” phenomenon. Discusses the etymology of the concept, also reveals the essence of this phenomenon. The author analyzes the different approaches to this phenomenon. In this regard, the author defines specific features of this phenomenon. This is the interaction of visual-auditory associations, which is form of the synesthesia synthesis, interaction and coordination between the different sensations. The author analyzes the characteristics of this phenomenon in creativity of B. V. Asafyev, N. A. Rimsky-Korsakov, A. N. Scryabin. In the conclusion the author comes to the inference that the properties of the “colored hearing” phenomenon can be in every creative person. However, very important in this case will be individual distinctive forms of this phenomenon. This is expressed in different degrees of development of creative imagination and associative perception.

Текст научной работы на тему «"цветной слух": уникальный феномен или обычное свойство психики?»

«ЦВЕТНОЙ СЛУХ»:

УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

ИЛИ ОБЫЧНОЕ СВОЙСТВО ПСИХИКИ?

Татьяна Сергеевна ХРУЩЕВА

аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Статья посвящена феномену «цветного слуха». Рассматривается этимология понятия, раскрывается сущность явления. Анализируются различные подходы к этому феномену. На основе анализа предложенных трактовок, автор определяет специфические черты этого явления, а именно - взаимодействие зрительно-слуховых ассоциаций, что в результате образует форму синестезии - синтеза, взаимовлияния и взаимодействия разнородных ощущений. Анализируются характерные особенности этого феномена у Б. В. Асафьева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. В заключение автор приходит к выводу, что свойства феномена «цветного слуха» могут проявляться у каждого творческого человека, однако при этом определяющее значение будут иметь индивидуальные отличительные формы этого явления, выраженные в разной степени развития творческого воображения и ассоциативности восприятия.

Ключевые слова: «цветной слух», синестезия, зрительно-слуховые ассоциации, творческое воображение.

"COLOR HEARING":

IS IT THE UNIQUE PHENOMENON OR IS IT THE COMMON FEATURE OF THE HUMAN PSYCHIC?

T. S. Khrushcheva, doctoral student of Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

The article discusses the "color hearing" phenomenon. Discusses the etymology of the concept, also reveals the essence of this phenomenon. The author analyzes the different approaches to this phenomenon. In this regard, the author defines specific features of this phenomenon. This is the interaction of visual-auditory associations, which is form of the synesthesia - synthesis, interaction and coordination between the different sensations. The author analyzes the characteristics of this phenomenon in creativity of B. V. Asafyev, N. A. Rimsky-Korsakov, A. N. Scryabin. In the conclusion the author comes to the inference that the properties of the "colored hearing" phenomenon can be in every creative person. However, very important in this case will be individual distinctive forms of this phenomenon. This is expressed in different degrees of development of creative imagination and associative perception.

Key words: "color hearing", synesthesia, visual-auditory association, the creative imagination.

Светомузыка, как вид синтетического пространственно-временного искусства, во многом тесно связана с феноменом «цветного слуха». Индивидуальные и специфические особенности этого явления были присущи таким композиторам, как Г Берлиоз, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков,

A. Н. Скрябин, О. Мессиан, М. К. Чюрлёнис, Б. В. Асафьев. В музыкальной энциклопедии предлагается такая трактовка этого явления: «Цветной слух, синопсия - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, внепредметных "синестезий" ("соощущений") [12]». В Большой энциклопедии находим такое толкование: «Цветной слух, синопсия, одно из достаточно редких проявлений феномена синестезии, связанное в данном случае с возникновением зрительно-слуховых ассоциаций: каждый звук, тональность, тембр и другие музыкальные явления окрашиваются в сознании индивидуума в тот или иной цвет [3, с. 153]».

«Цветной слух» также понимается как «частный случай зрительно-слуховой синестезии, то есть межчувственных ассоциаций, культивируемых, прежде всего, в языке и в искусстве [9]». Таким образом, общим для всех данных определений феномена «цветного слуха» является явление синестезии. В связи с этим необходимо выяснить его этимологию. В переводе с греческого это понятие обозначает «соощущение». В учебном пособии «Психология человека» даётся такое объяснение этого явления: «переход одного вида ощущений в другой и получение на основе такого слияния ощущений единого оригинального ощущения [11, с. 85]». Согласно

B. И. Петрушину, взаимодействие ощущений осуществляется не только в процессе синестезии, но и сенсибилизации. Синестезия представлена как «... взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора [13, с. 132]». В свою очередь, «сенсибилизацией называют повышение чувствительности одного анализатора в процессе его взаимодействия с другим [13, с. 131]». Таким образом, синестезия выступает в качестве синтеза, взаимовлияния и взаимодействия разнородных ощущений.

Интересными в контексте данной проблематики являются рассуждения Б. М. Галеева. Он рассматривал синестезию не как соощущения, но как «более сложные, межсенсорные, интермодальные сопоставления (от элементарных "со-представлений" до стилевых аналогий между искусствами разной модальности) [8]». Согласно Б. М. Галееву, синестезия может проявляться в разных областях - в психологии, лингвистике, поэтике, эстетике, искусствоведении, а также в музыковедении. В частности, в психологии синестезия трактуется как «межчувственная связь [17, с. 9]».

Соответственно, определяющим значением синестезии является связь, коммуникация, взаимодействие между органами восприятия - зрением и слухом.

Иная трактовка явления синестезии представлена И. И. Блиновым. Под синестезией он подразумевает прежде всего «... образ субъективного переживания поэта [2]». В частности, феномен синестезии находит своё яркое воплощение в поэзии символистов Серебряного века. К их ряду относится И. Анненский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, В. Иванов, Ф. Сологуб и другие. Отличительными свойствами символизма как литературного направления являются богатая образность, метафоричность, музыкальность и живописность. В этом видим проявление поэтической синестезии, в основе которой лежит ассоциативная связь. С одной стороны, она прослеживается между видимым и слышимым восприятием, с другой - между зрительными и слуховыми видами искусства.

Подобным образом символические свойства присущи, в частности, феномену «цветного слуха». Согласно Б. М. Галееву, термин «цветной слух» не следует понимать буквально. Во-первых, это обусловлено метафорической природой происхождения этого понятия. Во-вторых, - индивидуальной способностью формирования ассоциаций, то есть работой образного мышления человека. Итак, синестезия в виде феномена «цветного слуха» может пониматься как система коммуникации, а именно -как межчувственная, ассоциативная связь, а также как отношение между искусством (в данном случае светомузыки) и реципиентом.

Таким образом, исходя из данных трактовок явления синестезии, прослеживается его двоякая природа. С одной стороны, синестезия выступает как психологический феномен, с другой - как комплекс эмоций и ощущений творческого человека, как способ отражения его внутреннего мира.

Исходя из психофизиологической основы феномена «цветного слуха», осуществлялись попытки логического объяснения этого явления. Французский психолог Т. Рибо приводит несколько известных гипотез его возможного происхождения, а именно - эмбриологическую, анатомическую, физиологическую и психологическую. Как видим, первые три гипотезы имеют физико-биологическую природу, так как наиболее приемлемой для трактовки «цветного слуха» выступает психологическая гипотеза. Прежде всего это обусловлено тем, что в её основе лежит ассоциативное восприятие. Согласно Т. Рибо, последняя гипотеза (психологическая), «... по-видимому, соответствует наибольшему числу случаев, если не всем [14]». Исследуя проблему творческого воображения, в частности аффектов как составляющих его сущности, феномен «цветного слуха» понимался учёным как уникальное явление. По его убеждению, «существуют редкие, необыкновенные случаи, имеющие исключительное аффективное основание. Таков случай цветного слуха [14]». Исходя из рассуждений Т. Рибо, наблюдается двоякость в понимании феномена «цветного слуха». Так, имея психологическое происхождение, определяется его общедоступ-

ность, которая выражается в ассоциативности мышления. При этом «цветной слух» предлагается рассматривать как весьма редкое, уникальное явление.

Интересными в контексте данной проблемы являются соображения И. Л. Ванечкиной. По её убеждению, «цветной слух» следует рассматривать как продукт не психологии, а культуры. Она отмечает, что «цвета и тональности (либо тембры) сопоставляются музыкантами по общности их смысловой нагрузки, эмоционального воздействия, либо символического значения - то есть это продукт культурный, а вовсе не биологический эпифеномен [6]». Во многом созвучны утверждениям И. Л. Ванечкиной суждения Г. Сафиной. В её понимании синестезия - «не больное воображение избранных поэтов, перекрестное восприятие свойственно любому, мало-мальски ассоциативно мыслящему человеку [15]». Таким образом, «цветной слух» рассматривается исследователями как психологическое явление, в основе которого лежит способность ассоциативно мыслить. По утверждению Б. М. Галеева, «в разной степени способность связывать в сознании видимое и слышимое, запахи и звуки присуща каждому из нас - в той мере, как развито у любого человека творческое воображение [10]». Следовательно, явление синестезии во многом зависит от степени развития образного мышления человека. Отметим, что ассоциативное мышление, возникающее в результате сопоставления зрительных и слуховых ощущений, является важным аспектом творческой деятельности. Вместе с тем Б. М. Галеевым опровергается аномальная природа феномена синестезии. В первую очередь это явление трактуется не как аномалия, но как специфическая форма взаимодействия в целостной системе. Исходя из этой точки зрения, «цветной слух» может пониматься как форма синестезии - не более чем «изысканное проявление ассоциативного, метафорического мышления [7]». Противоположный взгляд на это явление предлагает В. В. Афанасьев, который расценивает феномен «цветного слуха» как «... редкие явления синопсии [1]». На основе предложенных интерпретаций феномена «цветного слуха» можно сделать вывод, что «цветной слух» - психологическое явление, основанное на образном, ассоциативном, метафорическом мышлении, при этом связанное с индивидуальной степенью развития творческого воображения.

Проследим характерные особенности явления «цветного слуха» у некоторых русских композиторов. Яркая изобразительность и живописность музыки Н. А. Римского-Корсакова во многом обусловлена ассоциативностью его творческого мышления. Согласно Б. М. Теплову, особенность «цветного слуха» Н. А. Римского-Корсакова заключается в том, что «у него, во-первых, было исключительно острое "чувство тональности" и, во-вторых, исключительно яркие зрительные, в частности цветовые, образы [16, с. 19]». В целом цвет каждой тональности в воображении композитора был

вызван ассоциациями с явлениями природы. По утверждению И. Л. Ванечкиной, это объяснялось «пантеистическим мировоззрением Н. А. Рим-ского-Корсакова [5]». Таким образом, мир природы выступал мощным вдохновителем и стимулом для возникновения зрительно-слуховых ассоциаций композитора, выраженных в его творчестве. Вот как об этом писал сам композитор: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно только в самой природе [5]». Исходя из этого, тональный план не ограничивается цветовыми характеристиками. Кроме того, каждая тональность отмечена определённой образной семантикой, а также имеет особенный оттенок и характер. Например, тональность C-dur ассоциировалась у композитора с белым цветом, D-dur символизировала «дневной, желтоватый, солнечный, царственный, вла-ственный» колорит и характер, а A-dur - «ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости [4]». В связи с этим прослеживается живописность и образность музыки композитора. М. Ф. Гнесин отмечал, что «обладание и вершинное владение одновременно этими двумя различными способностями - убедительнейшего воспроизведения в музыке формы явлений и ощущений цвета при весьма тонком, внимательном и чутком отношении к человеческим переживаниям, - делало Римского-Корсакова величайшим среди музыкантов поэтом природы и человека в природе [4]». Таким образом, семантика тональностей композитора определялась не только их цветовым решением, но и образным содержанием его произведений. В зависимости от развития сюжетно-образной сферы усложняется тональный план. При этом он является не просто иллюстрацией конкретного музыкального события или действия. Кроме того, с его помощью отражается развитие внутреннего мира героев произведений композитора. В полной мере это реализовалось им в оперном жанре. Таким образом, основой феномена «цветного слуха» у Н. А. Римского-Кор-сакова является высокоразвитое ассоциативное, колористическое, поэтическое и тональное мышление. Более того, исходя из характеристик определённой тональности, можно предположить, что тональный план наделяется композитором особенностями конкретного темперамента.

Яркое своеобразие «цветного слуха» представлено и в цветовом видении тональностей Б. В. Асафьева. Как и у Н. А. Римского-Корсакова, это явление у композитора находило своё выражение через ассоциации с различными эмоциональными состояниями и настроениями. Так, например, тональность В-dur ассоциировалась у него с ощущениями «цвета слоновой кости», а тональность As-dur - с цветом «вишни, если её разломать [4]».

Таким образом, сопоставляя цветовое видение двух композиторов, отметим, что феномен «цветного слуха» у каждого из них проявляется по-разному. Однако отличительным свойством цветового видения Н. А. Римского-Корсакова и Б. В. Асафьева является не только ощуще-

ния цвета. Для Н. А. Римского-Корсакова ключевыми в зрительно-слуховых ассоциациях выступали тембровая окраска, характер, оттенки цвета тональности, сравнения с явлениями природы. В отличие от Н. А. Рим-ского-Корсакова, цветовое восприятие Б. В. Асафьева, помимо цветовых свойств, выделяется яркой гаммой ощущений и настроений.

Если феномен «цветного слуха» Б. В. Асафьева и Н. А. Римского-Кор-сакова в большей мере был представлен эмоционально-психологическим спектром, то у А. Н. Скрябина это явление приобретало иные особенности и формы. Источником видения музыкальных звуков в цвете для композитора была философия. Именно через философские воззрения сформировалась система звукоцветовых соответствий А. Н. Скрябина. Тональности у композитора делились на две группы - простые (материальные) и сложные (духовные). Например, к материальным композитор относил такие тональности, как C-dur (красного цвета), D-dur (желтого), а к духовным - Fis-dur (синего), As-dur (пурпурно-фиолетового). Красный цвет C-dur виделся А. Н. Скрябину цветом ада, а синий Fis-dur - цветом разума.

На основе вышесказанного сделаем некоторые выводы. Свойства феномена «цветного слуха» могут проявляться у каждого творческого человека, однако в специфических отличительных формах, с разной степенью развития творческого воображения и ассоциативности восприятия. В связи с этим обнаруживаются объективный (общий) и субъективный (индивидуальный) факторы «цветного слуха» как явления. В свою очередь, объективный фактор феномена «цветного слуха» реализуется в эмоциональном отражении ощущений и настроений, а субъективный -в индивидуальном его проявлении.

Литература

1. Афанасьев В. В. Светозвуковой музыкальный строй: Элементарная теория аудиовизуальных стимулов. - Москва : Музыка, 2002. - 69 с.

2. Блинов И. И. К вопросу о синестезии в поэзии русских поэтов-символистов [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/blinov_r.htm (дата обращения: 11.12.2016).

3. Большая энциклопедия : в 62 томах. Т. 57 / гл. ред. С. А. Кондратов. - Москва : ТЕРРА, 2006. - 592 с.

4. Ванечкина И. Л, Галеев Б. М. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римско-го-Корсакова [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/zwet-sl_r.htm (дата обращения: 6.12.2016).

5. ВанечкинаИ. Л. Система образно-цветовой символики тональностей Н. А. Рим-ского-Корсакова [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/ obr-zvet_r.htm (дата обращения: 11.12.2016).

6. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http:// synesthesia.prometheus.kai.ru/sluh_r.htm (дата обращения: 5.12.2016).

7. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. О системности источников при изучении «цветного слуха» музыкантов (на примере Б. Асафьева) [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http:// synesthesia.prometheus.kai.ru/zvet-mys_r.htm (дата обращения:11.12.2016).

8. Галеев Б. М. Природа синестезии [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://synesthesia. prometheus.kai.ru/priroda_r.htm (дата обращения: 28.11.2016).

9. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан.

- URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/zwsl_r.htm (дата обращения: 11.12.2016).

10. Галеев Б. М. Что такое синестезия: мифы и реальность [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан.

- URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm (дата обращения: 29.11.2016).

11. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека : учебное пособие.

- Москва : Прометей : МГПУ, 2011. - 159 с.

12. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982.

13. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов. - 3-е издание. - Москва : Академический Проект ; Гаудеамус, 2009. - 399 с.

14. Рибо Т. Анализ воображения. Эмоциональный фактор // Творческое воображение. - Санкт-Петербург, 1901. - С. 23-29. - URL: http://www.psychology.ru/ library/00049.shtml (дата обращения: 14.12.2016).

15. Сафина Г. Можно ли «видеть» звуки и «слышать» запахи? [Электронный ресурс] // Светомузыка: Институт «Прометей» : [веб-сайт]. - Электрон. дан.

- URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/safina_r.htm (дата обращения: 11.12.2016).

16. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 335 с.

17. Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике : Респ. науч.-практ. семинар, 22-24 окт. 1988 г. : тезисы докладов / [редкол.: Б. М. Галеев (отв. ред.) и др. ; вступ. ст. Б. М. Галеева]. - Казань : КАИ, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.