Lingua mobilis №2 (28), 2011
ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
ЦВЕТ В ИСТОРИИ:
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Д. А. Бакеева
В статье рассматривается смысл и значение цвета в истории мировой культуры. С давних времен в культуре всех народов и различных обществ начала складываться определенная гамма любимых цветов. Автор полагает, что эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из тонкого осмысления людьми окружающей действительности, в первую очередь природы, являющейся кладовой цветовых сочетаний.
Ключевые слова: культура, семантика, символ, цвет, цветовой тест, феномен цвета.
Люди воспринимают окружающие цвета привычно, не задумываясь о том, что они (цвета) воздействуют на их самочувствие, настроение. Цвет - это всегда символ, несущий определенный смысл, и человек, сам того не замечая, прекрасно его «считывает». Многие недооценивают роль цвета в создании имиджа. Наукой давно доказано, что та или иная цветовая гамма оказывает огромное влияние на эмоциональный фон человека: бодрит, успокаивает, делает его веселым или агрессивным, увеличивает чувствительность к внешним воздействиям или притупляет ощущения. Цвет - это обширнейшая тема, включающая в себя исследования психологических реакций людей на тот или иной цвет, смысловых значений комбинаций цвета, цветовых кодов и т.п. Так, многие исследователи цветовой семантики с сожалением констатируют, что сегодня мы ее практически не знаем. И наши познания в основном исчерпываются весьма скудными сведениями о том, например, что белый цвет для невест, черный — траурный, а красный — символ революции. Но наши предки воспринимали цвета и их оттенки гораздо тоньше. С самых древних времен цвет завораживал людей. Уже тогда цвету приписывали силу воздействия на человека. По словам В. В. Драгунского, «древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи
114
Язык культуры
- сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Так, древние индусы считали человека «светоносным» («теджаси»), подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий тела» [1. С. 4].
Происхождение значения цветов неслучайно. Макс Люшер пишет, что у древних людей жизнь определялась двумя основными факторами - днем и ночью. Это связано с тем, что ночью прекращалась любая деятельность, а день, наоборот, создавал все условия для того, чтобы работать. Следовательно, ночь приносила с собой покой, пассивность, а день - возможность действовать. С этим связаны такие цвета, как ярко - желтый (день) и темно - синий (ночь). Происхождение таких цветов, как красный и зеленый связано с деятельностью первобытного человека [3]. Деятельность первобытного человека представлялась одной из форм: это охота и, следовательно, нападение, либо это защита от нападения. Нападение, покорение - это красный цвет, а самосохранение - зеленый. Исследователь Н. В. Серов учитывает и цвет в истории моды. Например, в Древнем Египте на протяжении тысячелетий лица обоих полов носили преимущественно белые одежды, тогда как женщины (танцовщицы, плакальщицы и др.) - нередко и одежды голубых оттенков. Тела богов и мужчин изображались красно-коричневыми, а богинь и женщин - светло-желтыми. Единственное исключение представлял Осирис - бог плодородия, тело которого на фресках канонически изображалось зеленым. Одежду белого цвета закрепили за собой аристократы. Преобладание белого цвета в одеяниях аристократов античности легко объясняется тем, что таким образом сословие желало подчеркнуть свою исключительность, свободу от физического труда. Ведь заниматься земледелием или скотоводством и сохранить белый цвет одежды невозможно. В Древнем Риме полоса пурпура на тоге свидетельствовала о принадлежности ее владельца либо сословию всадников, либо сословию сенаторов. Одежда, затканная пурпуром была исключительной прерогативой императорской семьи. В крито-микенской культуре (III-II тысячелетие до нашей эры) и, в частности, на прекрасно сохранившихся до наших дней фресках кносского дворца одежда жриц выполнена в голубых тонах. Раскраска тел оказалась также дифференцированной по полу: желтые тела женщин и красные - мужчин. В Древней Иудее голубым оказывается подир, который практически все специалисты по исторической
115
Lingua mobilis №2 (28), 2011
антропологии связывают, прежде всего, с женским одеянием первых жриц. Красным в Торе характеризуются сугубо мужские одежды воинов Израиля; зеленым же - сыны Израиля, как трава. В Традиционном Китае одежды характеризовались дуалистической системой категорий инь-ян. При этом женственная инь обладала белым, черным, желтым, голубым и пурпурными цветами, тогда как ян - красным, зеленым и фиолетовым. В Древней Индии любимец женщин и самый мужественный творец из мужей Вишну наделялся синефиолетовыми тонами, тогда как разрушитель мира Шива (с санскрита - темно-серый) - красными. Богини же преимущественно - белым и черным цветами. Античная Греция наделяла Хаос (божество всех первоначал) серым цветом, бога войны Ареса - красным, бога эмоциональной свободы Диониса - красным, зеленым и фиолетовым цветами. В тоже время богиня изначальной жизни Кибела, как и богиня цикличности Кора изображались в черном, богиня любви Афродита - в светло-золотых тонах и белых одеяниях, богиня мудрости Афина - в желтых [2. С. 467]. Таким образом, цвет является неотъемлемым элементом в культурном контексте моды. Огромнейший интерес представляет цветовой тест Макса Люшера. Человек, сам того не подозревая, сообщает о своих склонностях, тенденциях и скрытых мотивах поведения, просто совершая выбор и предпочитая один из нескольких стимулов. Это позволяет получить огромный объем информации о структуре, динамике и развитии состояний бессознательного человека на разных уровнях (физиологическом, психодинамическом, культурном и др.), а также грамотно выбирать полезный и эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия.
Таким образом, цветовые градации на протяжении человеческой истории не сохраняли своей семантики. Она сильно менялась в зависимости от религиозных, политических или идеологических представлений, господствующих на данный момент в том или ином обществе.
Список литературы List of literature
1. Драгунский, В. В. Цветовой 1. Dragunskij, V. V. Cvetovoj личностный тест : практиче- lichnostnyj test : prakticheskoe ское пособие. М. : Харвест, posobie. M. : Harvest, 2007. 2007. 448 с. 448 s.
116
Язык культуры
2. Серов, Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб : Речь, 2003. 672 с.
3. Шишова, А. Роль цвета в
создании имиджа ювелир-
ной компании Tiffany & Co. URL : http://www.taby27.ru/
studentamaspirantam/image_wse / imidzhelogija_sdacha_rabot/402. html.
2. Serov, N. V. Cvet kul'tury: psi-hologija, kul'turologija, fiziologija. SPb : Rech', 2003. 672 s.
3. Shishova, A. Rol' cveta v soz-
danii imidzha juvelirnoj kompanii Tiffany & Co. URL : http://www. taby27.ru/studentamaspirantam/ image_wse /imidzhelogija_sda-
cha rabot/402.html.
117