ПРАКТИКА
И ч
ва
ваа
ваа
аа
в
ЗАРУБЕЖНЫЙ репортаж
С момента изобретения первого автомобиля прошло 125 лет. За это время на земле было выпущено более 2,5 млрд авто. Их стремительное распространение совершило переворот в сознании людей, значительно улучшив их жизнь и позволив им путешествовать на значительные расстояния. Ведь еще в конце XIX века многие и не помышляли когда-либо выехать за пределы своей деревни. Став доступным для многих, легковой авто заставил обывателей оставить проторенные дорожки и открыл им новые перспективы для карьеры и отдыха. История автомобилестроения — это история, где тесно переплетены успехи с провалами,триумфы с трагедиями.
автомобильного бизнеса
Лариса ПОПОВА,
специальный корреспондент журнала в Германии
Немецкий гений
«Через пару лет кареты и повозки, запряженные лошадьми, выйдут в тираж, а о профессии кучера останутся одни воспоминания», - воодушевленно объяснял своим попутчикам молодой человек в сером костюме с пятнами от масла. На миг в карете воцарилась полная тишина, пассажиры недвусмысленно переглянулись... Этим чудаком был Карл Бенц, талантливый инженер-изобретатель.
Шел 1869 г., ни у кого и в мыслях не было прокатиться в карете без упряжного животного. Да и какое механическое устройство могло быть выносливее и неприхотливее лошади? Хотя на фабриках и в цехах паровые машины уже вовсю работали во благо технического прогресса, однако никто не желал массированной экспансии на дорогах тяжелых, злопыхающих огнем махин. Старый свет сознательно отодвигал наступление технической революции. Все, чего желали обыватели, это более быстрых лошадей.
125 лет назад от одного вида трехколесного автомобиля, изобретенного первопроходцем Карлом Бенцем, захватывало дух: захватывало скорее от страха перед чудаковатой конструкцией, издающей рев разъяренного животного. Сегодня мы знаем, что такие пионеры и «инакодумцы», как Карл Бенц, проложив путь современному (авто)мобильному обществу, изменили мир и наши представления о нем.
На автомобиле был установлен одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 954 см3. Под двигателем укреплен маховик, для создания равномерного вращения и запуска двигателя. Раскручивать его надо было вручную. Мощность этого самодвижущегося экипажа (под таким названием продукт был официально запатентован) равнялась одной лошадиной силе. Зажигание двигателя было
электрическим, от гальванической батареи. Потешный на вид трехколесник развивал скорость до 16 км в час.
Бенц слишком увлекся ночными тестовыми выездами, создавая грохочущим «экипажем» помеху общественности. В результате накануне большого полевого теста на 110 км полиция запретила ему садиться за руль. Попав в незавидное положение, герр Бенц понуро приготовился сдать свой проект в архив, но тут в дело вмешалась Берта. Чиновники упустили из вида одно важное обстоятельство: верная жена чудака изобретателя уже давно дышала воздухом технического прогресса. «Ну, теперь или пан или пропал!», - объявила она и отправилась в рискованное путешествие из Манхайма (Mannheim) в Пфорцхайм (Pforzheim), захватив с собой двух старших сыновей. Дорога была не из легких, на крутых подъемах трехколесник отказывался ехать, под горку ручной тормоз был слишком слаб, чтобы удержать 360-килограммовую повозку. Но, как говорится, смелость города берет. Так, почти безумная по тем временам идея обернулась триумфом.
Завернув на обратном пути к сапожнику, Берта велела обшить протертые тормозные диски кожей, попутно изобретя тормозные колодки. Автомобиль, сконструированный Бенцем, ознаменовал собой важную веху на пути в XX в, а рискованная вылазка Берты помогла выявить и устранить основные недоработки изобретателя.
Много воды утекло с тех пор, но этот подлинный шедевр инженерной мысли вот уже второе столетие звучит нескончаемым гимном талантливому немецкому инженеру, а дорога между Ман-хаймом и Пфорцхаймом, которую проложила Берта, получила в 2008 г. официальный статус мемориальной трассы им. Берты.
Всеобщая (авто)мобилизация
Однако надо отметить, что успешно завершившееся сенсационное путешествие Берты в 1888 г. было лишь первой ласточкой на пути к всеобщей автомобилизации. Такой присущий человечеству фактор, как инертность, сильно тормозил развитие автомобилестроения.
Бенцу потребовалось еще несколько лет, чтобы разразилась массовая автомобильная лихорадка. Машины выпускались потоками, как цунами прорвав, наконец, плотину инертности людских масс.
Но это было позже, а пока авто был уделом богатых и, на взгляд мещан, чудаковатых. Городские аптеки стали популярны как никогда, днем и ночью там толпились молодые люди в дорогих костюмах, заляпанных бензином и маслом, с канистрами и горящими азартом глазами. На заре XX века понятие автомобильной заправки не существовало, и топливо для мобильных игрушек можно было добыть лишь в аптеках, где бензин продавался в качестве средства от кожных болезней. Первая немецкая заправка была открыта в Гамбурге в 1923 г. Несмотря на высокие цены на бензин, автономные бензоколонки стремительно приобретали популярность и размножались как грибы после дождя. В 1939 г. один литр горючего стоил 42 пфеннига, что в переводе на нынешнюю валюту равняется примерно 3 евро. Прежние автомобили расходовали в среднем до 20 литров бензина на 100 км - развлечение не из дешевых. Поэтому долгое время автомобили оставались эксклюзивным хобби достаточно узкого круга обеспеченных людей.
В первых автомобилях система зажигания использовала калильные трубки, изобретенные немецким инженером-конструктором Г. Даймлером. Однако такая система была слишком опасной и довольно часто приводила к трагедиям.
Как раз в то время Роберт Бош (инженер-изобретатель, опять-таки из Германии) проектирует устройство зажигания, которое работает от магнето с высоким напряжением. Магнето -это не что иное, как всем нам известная безопасная свеча зажигания. Его разработка сыграла в автомобилестроении значимую роль, запустив производство двигателей внутреннего сгорания, позволявших развивать более высокие скорости.
Скоростной дурман завораживал, затягивая в свою паутину все больше «жертв». Только вчера сконструированные свежие марки машин уже завтра становились знаменитыми, благодаря набирающим обороты автомобильным ралли. Мотоспорт стремительно превращался в массовый спектакль, а гонщики, демонстрировавшие все новые и новые гоночные рекорды, воспринимались публикой как боги. Скорость кружила голову и опьяняла! А врачи били тревогу! Доктора были абсолютно уверены в губительном действии скорости на людей. Предельно допустимой для человеческого организма была объявлена скорость в 50 км/ч. Предполагалось, что при превышении этой отметки легкие человека парализуются. На самом деле гораздо большую угрозу человеческой жизни представляли сами водители, вернее их слабые представления о длине тормозного пути автомобилей, что в купе с бесконтрольным упоением скоростью нередко приводило к трагическим столкновениям на перекрестках.
В 1913 г. американский изобретатель Генрих Форд внедряет конвейерный метод сборки машин, обозначив тем самым старт мировой массовой автомобилизации.
С внезапно возросшим числом автомобилей неумолимо росло количество жертв дорожных происшествий. Мощные авто, повозки, запряженные лошадьми, всадники вперемежку с пешеходами, и все это на исполосованном колесами большаке без правил. В 1929 г. только в Германии было зарегистрировано 5900 погибших в результате ДТП. Вероятность в случае аварии быть раздавленным в собственном авто равнялась 100%.
В 1948 г. компанией Тукер Торпедо (Tucker Torpedo) была предпринята попытка ввести ремень безопасности в серийное производство как средство снижения влияния неблагоприятных последствий дорожно-транспортного происшествия. Ремень не прижился и вызвал шквал критики у конку-
ЗАРУБЕЖНЫИ РЕПОРТАЖ
g
□г
□□г
□□г
□с
а
ПРАКТИКА
lull
Генри Форд (справа) на модели N возле завода Piquette
рентов: «Машины, нуждающиеся в подобных мерах предосторожности, просто не могут претендовать на роль достойного соперника в такой категории, как надежность», - злословили они.
А автомобили тем временем становились все мощнее и ско-ростнее, что обусловливало тяжесть аварий. Нужны были немедленные и действенные решения. Однако автопроизводители продолжали игнорировать явные бреши автомобилей в защите от несчастных случаев. Таким образом, понятие пассивной безопасности долгое время оставалось чуждым потребителю
И только когда в 1970 г. в Германии число жертв достигло ужасающей цифры в 21 500 (что превосходит сегодняшний риск аварии в 300-350 раз), людская паника достигла апогея, и необходимость пассивной безопасности стала овладевать сознанием масс. Ремням безопасности был дан шанс доказать свою работоспособность, что они и сделали блестяще.
До первого нефтяного кризиса в 1973 г. бензиновому двигателю, тогда уже очень популярному, никто не мог составить конкуренцию. Однако нефтяной шок и внезапно подскочив-
Берта Бенц во время рискованного путешествия из Манхайма в Пфорцхайм
H \
EH
ПРАКТИКА ван ЗАРУБЕЖНЫЙ РЕПОРТАЖ
BS
в
ры воздуха в цилиндре.
Audi A3 TDI Clubsport Однако использование двигателя Дизеля для легковых Quattro автомобилей поначалу не было возможным из-за большо-
го веса самого агрегата (150 кг на лошадиную силу). И только с изобретением компактного и мощного турбодизельного двигателя в 1980-е годы с последующим внедрением технологии прямого впрыска TDI (Turbodiesel Direct Injection) «са-мозажигающийся движок» сделался абсолютным любимцем публики. Новая технология значительно опережала достижения бензиновых конкурентов как по динамике езды, так и по расходу топлива.
Зрелищное «путешествие в экономичность» по десятке стран Европы организовала компания Audi, отправив Audi 100 первого выпуска TDI на одном топливном баке. Автомобиль, проехав 4815 км и расходуя при средней скорости 60 км/ч в среднем лишь 1,76 л на 100 км, побил все рекорды экономии горючего.
Новое, или хорошо забытое старое
Идея создания машины-гибрида - автомобиля для преодоления длинных дистанций и электромобиля для города - стара как мир. Еще в далеком 1900 г. Фердинанд Порше продемонстрировал работу концептуального бензиново-электрогибрида на мировой выставке на берегах Сены.
В автогибриде используется схема, позволяющая совмещать тягу двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Используя только электропривод, можно передвигаться на незначительные расстояния по городу, однако во всей своей полноте система гибрид проявляет себя только в слаженном дуэте электробензиновой тяги.
Пробный «гибридный» шар серийного производства был запущен в массы в 1997 г., когда концерн Audi скомбинировал турбодизельный мотор в 90 лошадиных сил с электромотором. Однако европейский первенец дизель-гибрид Audi A4 Duo не заслужил особых симпатий публики по причине его высокой стоимости и утраченной «резвости нрава». Свинцовый аккумулятор весом в 320 кг не только заполнил почти все пространство багажника, но и сделал авто слишком тяжелым «на подъем». Производство Audi A4 Duo было остановлено.
Вторую инкарнацию гибрида совершила Компания Тойота (Toyota). Она доработала трудоемкий двухмоторник, превратив его в эффективную и довольно хорошо продаваемую модель компакт-класса. С 1997 г. было продано 3 млн усовершенствованной Toyota Prius с бензиново-электрическим приводом.
Американская компания Tesla Motors сконструировала в 2008 г. первый спортивный электромобиль Tesla Roadster. Шустрый калифорнийский гибрид, оснащенный 7000-лапто-повыми аккумуляторами, разгонялся с места до 100 км/ч за 4 с, однако был запредельно дорогой.
На смене автоэпох, или «зеленые» атакуют
2012 г. также обещает быть богатым на электрические авто и мобили-гибриды. Мир охватывает гибридная лихорадка.
^ Наступает переломный момент автомобилестроения, сравнимый с переходом от печатных машинок к современным лаптопам. Гибрид-мобиль призван объединить два мира - мира почти беспредельных возможностей бензинового мотора и экологически привлекательного «зеленого» мира электротяги.
^ Автомобили-гибриды обретают популярность, однако «дышат еще не полной грудью». Далеко не все модели предназначены для массового потребителя. Ахиллесова пята гибрид-мобилей - их индивидуальная конструкция, а значит, и высокая стоимость. «Живые» машины эко-класса можно пересчитать по пальцам, в основном - это концептуальные единичные выставочные экземпляры. В связи с этим особого внимания заслуживает новая концепция внедрения электромобилей в массы немецкого автопроизводителя Audi. Козырной картой концерна является инновационная идея построения авто с использованием независимых друг от друга конструкторных модулей. Обжегшись однажды, они ушли от индивидуальной реализации электромобилией. Гибридные модели от Audi теперь будут строиться на базе ходовой платформы «обычных» топливных автомобилей с взаимозаменяемыми функциональными модулями.
Поначалу пионерская идея модульной конструкции не нашла должного отклика и поддержки совета директоров концерна. Однако, как и 125 лет назад, продираясь сквозь плотную завесу скептицизма, «инакомыслящие», подобные Карлу Бенцу, толкают колесо технического прогресса.
^ Конструкторы продемонстрировали руководству, как много гибкости и свободы действий привнесет модульная система в машиностроение, позволив создавать (и успешно продавать) автомобили серийного производства с «вживленным» э-мотором и опцией гибрида, удерживая их стоимость на разумной отметке.
^ Известные автомобилями высшего качества, баварцы умело нашли компромисс между лихим, но порой рискованным новаторством и надежной консервативностью в производстве электрических транспортных средств.
^ В одиночестве со своими разработками Audi не останется. Полку «модульных строителей» прибывает. Президент компании VW (Volkswagen) г-н Винтеркорн (Winterkorn) заявил о намерении начать интенсивное внедрение модулярной системы от Audi во все новые автомобили «народного» концерна: «Добиваясь максимального синергетического эффекта от альянса VW-Audi, мы имеем особенные преимущества перед компаниями-конкурентами», - говорит он. Все модели от Polo до Passat будут предлагаться с кабелем для подзарядки от электросети; под капотом каждого авто предусмотрено небольшое отделение для хранения зарядного кабеля.
^ По замыслу конструкторов водитель сможет сам активизировать нужный модуль (электропривод, двигатель вну-
треннего сгорания или гибрид) в зависимости от своих потребностей.
^ В настоящее время автогибриды не предназначены для передвижения на длинные дистанции в электрорежиме. Так, например, способностей электромотора Golf-гибрида хватает, чтобы разогнать машину до 80 км/ч и проехать на одной зарядке по городу до 50 км. Максимальная скорость в электрорежиме - 100 км/ч; литий-ионная батарея накапливает в себе 1,3 кВт/ч.
^ Предусмотрены три режима управления: Pure, Hybrid и Power. В первом режиме - работает исключительно электрический мотор. Во втором - включается вся силовая установка, система задействует оба мотора в зависимости от скорости для оптимального расходования энергии. Запас хода машины в этом режиме доходит до 1000 км. В режиме Power оба двигателя работают на полную мощность. ^ По ходу движения гибрид-мобиля натренированная электроника путем мониторинга местности и характера движения авто будет решать, как расходовать энергию наилучшим путем: включать бензиновый мотор (115 лошадиных сил), переходить на электротягу или задействовать полную мощность гибрида.
^ Гибридное пополнение ожидается также в «конюшне» Audi. Руководство компании подтвердило скорый запуск новой Audi А3-гибрида в серийное производство: ожидается, что модель встанет на конвейер в 2014 г., за ней последуют А4 и Q7.
^ Амбициозная команда VW-Audi четко поставила перед собой цель к 2018 г. взять бразды мирового (авто)правления в свои руки и стать абсолютным лидером в производстве гибридных автомобилей.
Станут ли гибриды лишь мостиком от конвенциональных топливных авто к абсолютным «электровегетарианцам»? Или они займут свою обособленную нишу? Пока сложно предсказать. Однако уже сейчас можно быть уверенным, что новые разработки не будут положены под сукно, как это случилось с гибридами пару лет назад, а будут реализованы и внедрены в производство.
Переход, скорее всего, не будет быстрым и гладким, «электромобилизация» всей Европы - это, скорее, задание столетия!
Мощные, но легкие
Невозможно создать современный продукт с высокими техническими показателями, не используя при этом инновационное оборудование и новейшие технологии в сфере промышленной сборки.
В цехах по сборке автомобилей, продукция почти полностью автоматизирована, более 1000 промышленных роботов вовлечены в конвейерное производство машин. Они самостоятельно проводят лазерную сварку автомобиля, на каждом из которых до 6500 сварочных деталей, с точностью до десятой доли миллиметра.
Гибрид-мобиль Porshe Spyder - гордость компании Porshe. Огромный плюс для автомобиля с электродвигателем - это малый вес и то, что он сделан из углеродного волокна, карбона и алюминия.
Благодаря применению легких металлов массу «гибридизированного» автомобиля удается держать в приемлемых рамках.
У «аудианеров», например, всегда подходящих к делу обстоятельно, это не набор отдельных элементов, а полностью интегрированная концепция облегченной конструкции. Колесные диски производятся специальным методом, при котором сплавы сначала отливаются отдельно, а потом накладываются друг на друга под прессом. Это позволяет снизить общую массу колес примерно до 8-10 кг.
а :: ::
ЗАРУБЕЖНЫЙ РЕПОРТАЖ ПРАКТИКА
:: :: н
Контакт? Есть контакт!
Вечер, пятница. На центральных улицах матушка Москва проверяет автомобилистов на психическую устойчивость. Автомобильное движение сильно затруднено, на светофорах выстроились длинные недвижимые очереди из машин... Ситуация, до боли известная всем москвичам и гостям столицы.
Нажимаем кнопку Teletraffic на панели бортового компьютера нашей BMW, и авто бодрым голосом предлагает нам варианты объезда «горячих точек».
Оснащение автотранспорта вспомогательными электронными приборами становится все более актуальным. Легковой автомобиль сегодня - это не просто транспортное средство, это - гениальная конструкция, оснащенная самой современной электронной техникой, по команде превращающей авто в мобильную платформу связи, которая объединяет водителя, автомобиль и внешние системы в динамичную сеть.
Центр управления... вождением
Одним из ярких тому примеров является программа BMW ConnectedDrive от одноименного баварского концерна. Система воплощает в себе достижение самых передовых инженерных технологий. Программа BMW ConnectedDrive делает водителя центральным элементом интеллектуальной сети информационных систем, систем связи и систем управления автомобилем, как в самом автомобиле, так и извне. Водитель получает персонализированный и удобный доступ ко всей необходимой информации и услугам, будь то информация о загруженности автотрасс или online-резервирование свободного места парковки в нужном водителю парк-хаузе.
Шаг вправо, шаг влево - на парковку!
Почти все новые машины оборудованы системой контроля полосы движения. Зоркий ассистент (Active Lane Assistent) постоянно следит за попутным транспортом. В тот момент, BMW335i
когда радары улавливают «несанкционированное» пересечение разметки, машина снижает скорость, а также корректирует свою траекторию движения, выправляя свой ход своевременным торможением одного из задних колес.
Программа Ассистент внимания (Attention Assistent) собирает статистику подобных поправок, опираясь на показания датчиков поворота руля. При достижении определенной частоты принудительных поправок, выполняемых ассистентом, система приходит к выводу, что водителю требуется отдых и просит его найти ближайшую парковку.
Не дремлет ночной дозор
Хмурая погода, плохая видимость на дороге? Езда на автомобиле в темное время суток обычно сопряжена с повышенным напряжением. Всегда ли? С системой ночного видения BMW Night Vision вождение по ночным «тропам» теперь проходит без лишнего стресса. С помощью инфракрасной камеры алгоритм распознает фигуру движущегося объекта, будь то человек или животное, и передает высококонтрастное изображение на бортовой компьютер. Дисплей высвечивает желтым
в \ нн
ПРАКТИКА нзн ЗАРУБЕЖНЫЙ РЕПОРТАЖ
ва в
светом предупреждение о движении перед машиной. Концерн Страны Викингов Volvo пошел еще дальше и изобрел подушку безопасности для... пешеходов, продемонстрировав своим изобретением высший пилотаж области новых решений безопасности. При угрозе столкновения с живым организмом капот машины немного приподнимается, активизируя airbag, который, закрывая часть передних стоек и лобового стекла, делает их менее жестким препятствием для пешехода.
Женевское дефиле, или Эй вы там, на Олимпе!
Весна еще только пришла, а ежегодная выставка автомобилей Женева-2012 уже демонстрирует свои первые всходы. В женевском автосалоне показывают все то, что заставляет сильнее биться сердце любого. В марте этого года здесь проходило красочное дефиле лучших (авто)моделей года! Был снят покров тайны с таких новых машин как BMW 335-i, Volvo V40, Audi.
Ах, какая Ауди!
Итак, Женева, автосалон. В павильонах царит традиционная рабочая суета. На подиум выкатывают новую Audi А3, в зале - полная тишина. В эти минуты можно уловить сильное биение сердца каждого завороженного посетителя... Фотографы защелкали камерами, забегали журналисты.
Немцы показали широкой публике новое поколение Audi A3. Ранее Ингольштадт дозировано распространял фотографии красавицы, умышленно придавая повышенной таинственностью особую пикантность ее официальному «выходу в свет». Автомобиль действительно впечатляет. Гладкие формы, переплетаясь с рельефностью, образуют неповторимую игру светотени. Преломляющиеся поверхности подчеркивают классическое лицо автомобиля, неповторимый колорит, оберегаемый традициями.
Не перестает удивлять высочайшее качество отделки салона, являющееся воплощением безошибочно узнаваемого стиля концерна четырех колец. Крупные блюдца спидометра позволяют легко считывать показания, а подача воздуха через дефлекторы обдува происходит теперь настолько рассеянно, что сидящие в машине не испытывают больше неудобств от бьющей в лицо толстой струи воздуха. Первоначально новинка будет оснащаться тремя 4-цилиндровыми моторами. Автомобили поступят в продажу осенью этого года. Позже ожидается появление гибридной версии с опцией электромобиля А3.
Серьезный облик, горячий нрав
Очередной раз была заслуженно поднята на щит продукция баварского концерна BMW.
BMW третьей серии очень харизматична и очаровывает по-особенному. 335-i заманивает своей комфортабельностью и в какой то мере даже внешней пригожестью, чтобы потом без предупреждения сразить наповал дерзким стартом с Mercedes Benz С350 дикими 306 лошадиными силами.
Ни кочки, ни ухабы не могут выбить ее из колеи, «скоро-стрел» как по маслу входит в поворот, элегантно прорезая его внутренней парой колес.
На азартный характер намекают лишь руль с толстым ободком и глубокие кресла. BMW 335-i адресована тем, кто отдает предпочтение сочетанию комфортабельного дизайна с предельно точной управляемостью и динамическими ходовыми качествами спортивных авто.
Несмотря на сохранившиеся в целом классические элементы кузова, BMW 335-i вышла на принципиально новый уровень функциональности. Впечатляет мощь и динамика, хорошая маневренность в сочетании с плавностью хода; модифицированные технические характеристики, включающие комфорт премиум-класса и экономный расход топлива в опциональном режиме Eco Pro Modus. Что касается приборной панели, то тут тоже просматривается неизменная породистость бренда.
Символы инструментов на сенсорном дисплее мультимедийной системы не требуют дополнительных пояснений. Управление услугами просто и интуитивно даже для новичка. За дополнительные 1000 евро можно приобрести проекционный дисплей (Head-Up Display).
Виртуальное изображение приборной панели, содержащее такую ключевую информацию, как скорость и «шпаргалки» от системы навигации, имеет размеры 18x10см и проецируется на лобовое стекло, обеспечивая тем не менее водителю оптимальную видимость дороги. В небольшом углублении на панели приборов установлены проектор и система зеркал, которые проецируют высококонтрастное изображение на прозрачную фолию, расположенную на ветровом стекле.
Проекция осуществляется таким образом, что создается впечатление, будто оно находится не на стекле, а чуть дальше, на расстоянии около двух метров примерно над линией капота. По данным статистики проекционный дисплей почти вдвое сокращает время считывания показаний, не отвлекает водителя от дороги, значительно снижая риск ДТП.
Очаровательная и непринужденная с хитрым прищуром фар нового дизайна «трешка» покорила всех присутствующих, показав, однако, необузданную сущность и острые зубы. Даже концерн Мерседес вынужден был в этом году снять шляпу. Сможет ли его новое детище Mercedes Benz С350, из такой же «весовой категории», конкурировать с баварцами -большой вопрос.
Говорящий Baby-Mercedes
Автогигант Benz не дотянул в этом году до призеров и стоит в списках немного «тормозящих». На выставке компания представляла своих малышей класса А, а также новую аппликацию для бортовых компьютеров (Digital Style Drive App), позволяющую реализовать такие важные iPhone-услуги, как Интернет-радио, Facebook, трехмерную навигацию. SD-изображение более точно отображает особенности ландшафта, а также облегчает использование меню водителем.
Другая новинка - интеграция системы распознавания речи Apple Siri, которую поддерживает Apple iPhone 4S. Программный анализатор голоса Apple Siri осуществляет управление различными сервисами - такими, как библиотека iTunes, индивидуальный календарь, и другими полезными приложениями - с помощью вашего голоса. Он может договариваться о деловых встречах с людьми из вашей адресной книги и посылать им короткие письменные или голосовые сообщения.
Бортовые компьютеры, поддерживающие встроенный в него Siri, уже интегрированы в модели А-класса автомобильного гиганта. Внедрение новой системы в машины классов B, C и E, по словам представителей автогиганта, не заставит себя долго ждать.
а ::::
ЗАРУБЕЖНЫЙ РЕПОРТАЖ Ша ПРАКТИКА
«Загорелый» автомобиль со спортивным характером
Если в прошлом году BMW первой серии довольно мягко толкалась с фольксвагеном Golf за первенство в классификации автомобилей компактного класса, в нынешнем году BMW «единичка» прочно заняла трон в вышеназванной категории.
Представленный на выставке автомобиль цвета загара отличается усовершенствованным аэродинамическим дизайном. Эффект был достигнут низкой посадкой и плавными линиями корпуса, что позволяет получить оптимальную конфигурацию воздушных потоков вокруг транспортного средства и минимизировать аэродинамическое сопротивление в процессе движения. Автомобиль устойчив на дороге, а плавность хода потрясает. Мотор звучит очень мелодично, а бортовой «ассистент-экономист» всегда своевременно советует взять октавой выше, то есть переключиться на более высокую передачу, заботливо радея за экономный расход топлива и сокращение вредных выбросов в атмосферу. Новая BMW первой серии появится на дорогах «старого континента» к концу 2013 г.
На грани реальности, или Футуристические завихрения
Спорим, что автомобили завтрашнего дня опознают своего владельца по уникальным характеристикам его «пятой точки»? На такой неожиданно ноте начался мой разговор с Дэвидом Варенной (Davide Varenna), студентом факультета транспортного дизайна университета Пфорцхайма (University of Pforzheim), с которым мне довелось поговорить на тему актуального проекта «Автовидение-2050».
А я милого узнаю по ....
В Японии в самом разгаре тестирование нового программного обеспечения доступа в автомобиль, призванного сократить риск угона автомобилей.
Всем известно, что «пятая точка» каждого человека имеет уникальное строение и располагается в кресле только ей характерным образом. Взяв за основу такие отличительные признаки человеческого седалища, как максимальные зоны давления при посадке и площадь соприкосновения с поверхностью кресла, инженеры Института передовых промтех-нологий Токио разработали сканер-коврик. Он анализирует давление, оказываемое на него определенной областью ягодиц и бедер, определяет, принадлежат ли эти параметры хозяину, и при попытке угона блокирует центральный замок зажигания автомобиля.
В коврике интегрированы 360 сенсоров давления, которые обновляют данные каждые 20 мс, собирая таким образом необходимую статистику для последующего опознавания «пятой точки» человека. Система будет проходить испытания на моделях фольксвагена Passat B3.
В настоящее время сканер способен определить хозяина авто с точностью до 98%, но прилежные японцы обещают в ближайшее время довести ее (точность) до совершенных 100%.
Этот инновационный способ опознавания хозяина имеет хорошие шансы развиться в популярный и наиболее предпочитаемый способ идентификации личности автомобилем. В отличие от традиционных способов идентификации личности (по отпечаткам пальца, распознавание лица или голоса) сенсоры давления менее чувствительны к шуму, свету или пыли. Остается открытым лишь один вопрос: а если хозяин резко прибавит/убавит в весе?
Дедушка, садитесь, пожалуйста,
или Крутые седые «мальчики»
Последние социологические исследования и опросы наглядно демонстрируют ощутимый прирост пенсионеров-туристов. Срок жизни увеличивается, и старая гвардия становится гораздо легче на подъем, чем предыдущее поколе-
:::: н
ние людей преклонного возраста. Однако транспортные средства не учитывают обусловленных возрастом особенностей и характерных потребностей пенсионеров-автомобилистов.
Основная идея студента Варенны Пфортхаймского университета, участвовавшего в вышеупомянутом проекте «Автовидение-2050», - разработать транспортное средство будущего, целевой группой которого являются пожилые люди. Транспортное средство 2050 г. должно обеспечить старичкам оптимально удобную и беспрепятственную посадку в салон.
Это качество было достигнуто благодаря технологии раскрывающегося кузова, что максимально упростило седым «мальчикам» и «девочкам» посадку в салон. Передняя часть Audi 2Lip создана из прозрачных полимерных материалов, кузовные панели раскрываются, разъезжаясь в разные стороны, а большой передний платформа-пол опускается.
При завершении посадки панели вновь смыкаются. Футуристический концепт довольно вместителен за счет переноса всех механических узлов к задним колесам.
Машина-призрак
Скорость технологического прогресса, в особенности нанотехнологий, позволяет предположить возможность скорого наступления эры искусственного интеллекта. По некоторым прогнозам это может произойти уже к 2030 г.
Футуристический концептуальный автомобиль от компании BMW - BMW PARIO 3 - призван продемонстрировать, какой будет жизнь в эпоху технологической сингулярности, управляемой искусственным интеллектом.
BMW PARIO 3.0 состоит из нанороботов и обладает интерфейсом, позволяющим ему в нужный момент материализоваться, чтобы как такси переправить пассажиров в нужный им пункт назначения.
Транспортное средство будет всегда доступно, когда в нем нуждаются, а все остальное время будет стоять «на парковке» в виртуальной реальности. Такая концепция поможет избежать перенасыщения мира автотрафиком, а также избыточного загрязнения окружающей среды.
Что ж, идея самовоспроизводящихся автомобилей, конечно, довольно любопытна и заманчива. Похоже, что появления «умных машин» обществу действительно не избежать. Однако до высокого человеческого интеллекта этим нанороботам еще расти и расти. ■
Футуристический концептуальный автомобиль BMW PARIO 3