Скворцов Л.В.
д.филос.н., профессор, гл.н.с., руководитель центра ИНИОН РАН
ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА1
Ключевые слова: цивилизационное конструирование, гетеротопия, истина конечной цели, функция информации, разрушение разума, экстремизм, духовная культура.
Keywords: construction of civilization, heterotopia, the truth of final aim, function of information, destruction of mind, extremism. spiritual culture.
Двадцатый век заявил о себе как эпоха глобальных проектов, качественно новая эпоха реализации в мире универсальных идей, нивелирующих значение исторического образования цивилизаций с их локальной спецификой.
Исходное основание процесса глобального конструирования универсальной цивилизации - это уверенность в том, что цивилизационная истина является продуктом отрицания заблуждений исторического творчества предшествующих поколений.
Однако политическая практика поставила перед цивилизационной теорией вопрос: как возможна истина циви-лизационной конструкции? Не является ли любая конструкция продуктом субъективного желания? Если она всего лишь субъективное желание или его продукт, то она обречена на поражение. Не об этом ли свидетельствует исторический опыт двадцатого столетия?
Из этого опыта следует, что любой создатель новой цивилизационной конструкции, будь то всемирный коммунизм или господство в мире какой-то одной высшей расы, должен учитывать объективные условия: позволяют ли они практически реализовать принцип от каждого по способности, каждому по потребности, или эта цель недостижима, учитывая ограниченность ресурсов Земли? Аналогичным образом следует ответить на вопрос: реалистично ли стремление утвердить во всем мире господство одной расы. Такое стремление закономерно вызывает отпор иных рас, а вместе с тем и перманентную войну в мире. Поскольку идея господства в мире одной расы сохраняет свою притягательную силу, сохраняется и перманентный потенциал войны, которая сегодня грозит самоуничтожением человечества.
Очевидно, что создание реалистической глобальной конструкции должно учитывать своеобразие объективных цивилизационных условий, возможности превращения глобальной конструкции в планетарное явление.
Современная конструкция глобального господства опирается на информационное представление о военном и экономическом превосходстве над противником, победа над которым открывает путь к глобальному господству.
Можно допустить, что верховная власть страны, претендующая на управлением миром, объявляет своим противником номер один другую страну, которая обладает ракетно-ядерным потенциалом, приведение в действие которого может нанести непоправимый ущерб либо уничтожить страну, претендующую на мировую гегемонию. Представим ситуацию, когда специальные службы узнают, что страна-гегемон разработала план термоядерной войны против своего противника номер один и готова привести его в действие в ближайшей перспективе.
Какое решение на основе этой информации должен принять верховный главнокомандующий?
С информационной точки зрения он должен принять решение о нанесении упреждающего термоядерного удара, который в конечном счете приведет к гибели глобальной цивилизации. С точки зрения сущности принципов мировой культуры, конечная цель которой, сохранение и развитие мировой цивилизации, такое решение невозможно. Культура нацелена на определение правильного отношения к сохранению констант жизни цивилизации, т.е. вечность.
Информация нацелена на правильность ситуационного поведения. С точки зрения информационной, нанесение упреждающего термоядерного удара по создателям плана нападения на страну в ближайшей перспективе, является правильным решением.
Какую из этих позиций можно признать объективно истинной? Каждая из них может быть признана истинной и ложной одновременно: нельзя пассивно ожидать термоядерной агрессии, но нельзя допускать и самоубийства глобальной цивилизации. Обнаружение невозможности правильного решения в критической ситуации означает, что сознание человека отправляется в «свободное плавание», не имеющее порта назначения. В этой ситуации представляется соответствующей требованиям времени концепция гетеротопии, предложенная известным французским философом Мишелем Фуко. Она воспринимается как спасательный круг, позволяющий человеку сохранять себя на поверхности хаоса глобальной цивилизационной стихии. Концепция гетеротопии сегодня начинает получать новую трактовку как нахождение спасительных форм бытия.
Так, например, тезис Хейзанга об игровом характере культуры трактуется как аналогия гетеротопии. Акт игры требует собственного пространства и времени, создает магический круг пространственной обособленности, фунда-
1 Исследование осуществлено при поддержке РФФИ проект № 17-33-00025-ОГН «Гетеротопия: цивилизационный контекст».
ментальное разделение между теми, кто внутри, и теми, кто за пределами. Гетеротопия понимается как убежище, как святая земля, приют безопасности, в оппозиции которой находится концентрационный лагерь1. Вместе с тем, гетеротопия может восприниматься не только как альтернативное пространство, но и как пространство посредничества или праздничное пространство2. Так гетеротопия обретает характер утопии. Здесь лежит своеобразное объяснение современного массового поведения. Сознание масс невольно уходит в фантастический мир с плюрализмом его эмпирических форм. Этот мир обретает содержание эмпирически данной информационной реальности. Окружающая человека действительность как и он сам обретают свой информационный эквивалент. Тем самым картина мира превращается в информационное построение, а создание и распространение информации - это не только торговая реклама, но и ключевой фактор большой политики наряду с экономическими факторами. Информационное построение претендует на видимость объективизма, без которого информационная активность не может претендовать на эффективность.
Как возникает параллельная объективной действительности поведенческая объективная реальность?
В информационном космосе субъект может выбрать любую картину мира как реальную ориентацию жизни. Любая картина будет определяться противоречивыми информационными объективностями.
В этой ситуации человек начинает искать объективную истину в самом себе. Он становится эгоцентричен в построении «правильной» реальности. В результате происходит массовое нарушение гармонии цивилизационного поведения. Это и есть разрушение разума.
Разрушение разума означает утрату абсолютной необходимости видения условий самосохранения человечества как общности глобальной цивилизации. Эта общность воспринимается как иллюзия.
Возникает вопрос: почему неадекватное видение реальности может восприниматься как истина?
Теоретическая мысль находит ответ на этот вопрос. Каков этот ответ?
Фред Адамс, сотрудник кафедры лингвистики и когнитивной науки университета штата Делавер (США) считает информацию естественно возникающим продуктом, который существует независимо от ума, создается и передается в соответствии с регулярностью происходящих событий3.
Информационный поток - это подлинная реальность, определяющая характер и динамику поведения людей. Их можно искусственно сделать счастливыми и несчастными в реалиях информационного универсума.
Почему это становится возможным? Это становится возможным в силу «четвертой революции», концепцию которой предложил Лучано Флориди.
Если аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество изменяют явления природы и технологию материального производства, то в результате «четвертой революции» изменяется не природа и технология производства, а когнитологический образ человека как партнера взаимодействия. Меняется сущность самого человека.
В итоге «четвертой революции» человек получает для себя искусственного «спутника жизни», постоянного выгодного партнера в виде компьютера, робота, смартфона и т.д., без которых он уже не мыслит свое полноценное существование. Вместе с тем, человек в информационных сетях создает свой искусственный дубликат. Возникает качественно новая структура коммуникаций, которая не зависит от онтологии нравственных и правовых универсалий. Поскольку эта форма коммуникации приобретает все более массовый характер, она оказывает воздействие на изменение характера социальной психологии.
Человек начинает видеть себя центром информационного универсума, в котором осуществляется «истина» его субъективного интереса.
Погружаясь в информационный космос, человек как бы заново начинает свое цивилизационное самоформирование и свою новую жизнь. Характер информации начинает играть определяющую, детерминирующую роль.
Не случайным был вопрос, который задавал Лучано Флориди и на который обратил особое внимание Фред Адамс: Может ли информация быть натурализованной?
Положительный ответ на этот вопрос означает, что информация может действовать на человека независимо от его сознания. Соответственно, мыслительная деятельность человека может создавать, кодировать и распространять информацию, которая будет действовать так, как действует информация в естественных событиях. Коль скоро информация превращается в естественный продукт, она начинает играть посредствующую роль между человеком и миром, роль того моста, на котором рождается эгоцентрическая «истина» субъект-объектной реальности. Вводящая в заблуждение созданная информационная реальность сближает и даже идентифицирует активность человека с естественным процессом.
Фред Адамс приводил пример с деревьями, которые используют информацию относительно сокращения количества получаемого солнечного света для прекращения роста и сброса листвы. Информационное влияние здесь происходит при отсутствии фактора контролирующего сознания. Еще более разительный пример - это поедание антилопой куду верхушек акации. Это поедание вызывает значительное увеличение выхода фенольных соединений, танина, который разносится ветром и отталкивает антилоп от кустов акаций.
Акация остается такой, какой она была, т.е. съедобной. Но активный выход танина заставляет антилоп считать, что она перестала быть съедобной. Здесь мы имеем дело с объективной реальностью (выход танина), которая вводит в заблуждение.
1 См. Масталерги Н.А. Третье пространство. Общая теория гетеротопии Мишеля Дехаана и Ливена де Каутера // Вестник СТАСУ. Градостроительство и архитектура. [2000]. - № 3 (7). - С. 38.
2 Там же, с. 37.
3 См.: Adams F. Information and Knowledge a la Floridi // Metaphilosophy. 2010. - Vol. 41, N 3, April. - P. 331-334.
Таким образом, раскрывается информационный механизм манипулирования поведением.
Этот механизм все более активно используется в современных информационных противостояниях.
Конструирование нужной информационной реальности может создавать желаемый эффект: один громкий факт, способный вызвать международный резонанс.
Конструирование информации формирует своеобразную структуру иерархии фактов, их видение в соответствии с задачами изменения цивилизационной ситуации.
Профессиональное использование механизмов конструирования иерархии фактов может вызывать глубокие изменения в действующих социальных системах, порождая все более заметные тенденции вступления современного мира в постцивилизационную стадию. Иллюстрацией этого может служить расцвет нацизма на Украине.
Разрушение разума влечет за собой качественно новое толкование достоинства личности. Оно возвращает человека к животному состоянию.
Чем политически опасно разрушение разума? В разрушении разума находятся корни экстремизма. Экстремизм -это не теоретическая нетерпимость вообще и применение насилия вообще, а такая нетерпимость и такие применения насилия, которые выходят за пределы человеческой совести и соответствующего ей легитимного порядка, человек утрачивает качество homo sapiens.
Индивид превращается в скрытый цивилизационный вулкан, извержение которого обнаруживает ту нравственную лаву, которая крушит на своем пути мораль и право. Происходит десакрализация общих социальных истин. Смещение структур истины цивилизационного поведения из ареалов сакральной и интеллигибельной сфер в сознание реального индивида имеет свои неожиданные последствия. Индивид становится верховным судьей окружающего его цивилизационного мира и исполнителем приговора. В окружающем его мире он видит явления, которые мешают ему нормально жить, вызывая константное раздражение, которое накапливается с годами и детерминирует нелегитимные экстремальные формы его мышления и поведения.
Так возникают экстремалы, поведение которых не укладывается в традиционные рамки и ставит в тупик тех, кто пытается дать осмысленное объяснение их поведения. Это объяснение обычно принимает стандартные формы: либо индивид страдает психическим расстройством, либо он принадлежит к преступному экстремистскому политическому движению.
Характерно в этом отношении событие, которое произошло 2 октября 2017 г. в Лас-Вегасе. 64-летний пенсионер Стивен Пэудок поселился в отеле-казино «Мандалай-Бэй», рядом с которым проходил музыкальный фестиваль. На нем присутствовало более 22 тысяч человек.
Стивен Пэдуок собрал в своем номере целый арсенал оружия и начал стрельбу по участникам фестиваля с 32 этажа отеля. В итоге были убиты 58 человек и ранены 515. Бесспорно - это событие в ряду других аналогичных событий в экономически благополучной стране - Соединенных Штатах Америки, таких как гибель двадцати детей в возрасте от 5 до 10 лет и шести взрослых 14 декабря 2012 года в начальной школе «сэнди-хук» Ньютауна, или гибель 49 человек в клубе для людей с нетрадиционной ориентацией 12 июня 2016 года в г. Орланди. Число жертв растет с каждым годом.
Феномен экстремизма традиционно связывается с политической активностью, отклоняющейся от ее легитимных конституционных форм.
Вместе с тем очевидно, что в различных формах данных видов экстремизма общим является готовность использовать любые, самые крайние средства для достижения успеха в индивидуальной самореализации.
Конструирование информационной иерархии фактов в соответствии с успехом самореализации перемещает истину в такую точку бытия, из которой противостоящая самореализации окружающая реальность представляется ничтожной. Неистинная ничтожная в своей сущности реальность предназначается для устранения в том числе и путем информационной переформатизации бытия.
В 90-е годы минувшего столетия мы столкнулись с уникальным проявлением морального экстремизма. Субъект готов принять в качестве истины свою любую сущность, любые воззрения, если такое принятие служит достижению его эгоцентрических целей.
Человек обнаруживает, что он может создавать свой внутренний образ в соответствии со своим свободным выбором, т. е. быть «всем» и «ничем», создать свой образ, полагая его идеальным для себя, соответствующим своим внутренним убеждениям. Он может менять свои убеждения в зависимости от изменения жизненной ситуации, т.е. быть мировоззренческим хамелеоном. Так, например, в 90-е годы написание новых собственных автобиографий приобрело массовый характер.
Это явление можно рассматривать как изменение человеком своего социального пространства и времени в виртуальной реальности информационного универсума.
Человек присваивает себе социальный статус, взятый из исторической реальности прошлого времени. Бывший советский человек становится дворянином, графом или даже князем, получает имитации государственных наград того времени и подтверждающие документы. Тем самым происходит изменение внутреннего мира человека, самопонимания, выливающееся в соответствующие формы внешнего поведения. Экстремизм изменения внутренней сущности человека становится противоречивой нормой. Он питает как прогрессивные социальные сдвиги, так и разрушительные оранжевые революции.
Двойственность личности делает загадкой политическую позицию героя. Кем был Усама бен Ладен, агентом ЦРУ или великим исламским террористом? Имел ли он устойчивую внутреннюю сущность или мог быть всяким?
Ответ на эти вопросы требует теоретического рассмотрения отношения между объективным видением реального мира как действительности космоса и изменением сознания человека как субъекта. Для этого необходимо осмысление гносеологической ситуации, как она сложилась в западной философии.
Эту ситуацию концептуально описал М. Хайдеггер. Определяющее для существа Нового времени скрещивание процессов превращения мира в картину и человека в субъект бросает свет и на коренной процесс новоевропейской истории: чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, чем субъективнее, т.е. наступательнее выдвигает себя субъект, тем неудержимее наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке, в ан-тропологию1.
Антропология в этом ее толковании открывает перед человеком нахождение основания истины бытия в своей субъективности, поскольку она соединяет в себе картину мира и волю субъекта. Это означает, что представление о сакральных и научных истинах, диктующих субъекту истину его поведения, теряет свою силу.
Эрозия исходных религиозных и идеологических истин, рождающая духовную свободу человека, и отсутствие конечных абсолютных истин в научном знании создают качественно новую ситуацию переоценки смыслов и возможностей перевоплощения.
Позитивный характер перевоплощения обретает свою легитимность, если субъект признает необходимость и обретает способность принятия лестницы духовного восхождения. Чем выше поднимется субъект по лестнице духовного восхождения, тем большим правом он обладает влиять на смысл поведения других субъектов современного мира. Это - специфический характер перевоплощения российского цивилизационного субъекта.
Возможность перевоплощения определяется уровнем нравственной культуры. Это - специфический тип культуры, которая полагает победителем субъекта, обладающего духовным превосходством. Очевидно, что если осуществится переход глобальных отношений в сферу борьбы за духовное превосходство, то это может привести к кардинальному изменению основного тренда цивилизационной эволюции.
1 См.: Мартин Хайдеггер. Время и Бытие. С. 51.