Научная статья на тему 'Циркумпонтийский регион и Эгеида в древнеирландской генеалогической традиции'

Циркумпонтийский регион и Эгеида в древнеирландской генеалогической традиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
циркумпонтийский регион / эгеида / индоевропейцы / кельты / галаты / иллирийцы / генеалогические мифы / прародина / неолитизация / культура с керамикой impresso / мегалитическая культура
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Циркумпонтийский регион и Эгеида в древнеирландской генеалогической традиции»

УДК 397

ЦИРКУМПОНТИЙСКИЙ РЕГИОН И ЭГЕИДА В ДРЕВНЕИРЛАНДСКОЙ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Белгородский государственный университет

А.Г. ЧЕРЕДНИЧЕНКО А.Ю. КРАВЧЕНКО

В статье представлен анализ ряда ирландских генеалогических мифов, содержащихся в «Книге захватов Ирландии». Корреляция древнеирландской генеалогической традиции с сообщениями античных авторов, а также с данными археологии и сравнительно-исторического языкознания позволяет предположить, что древнейшая прародина кельто-иллирийских народов находилась в Циркумпонтийском регионе и Эгеиде.

e-mail: cherednichenko@bsu. edu.ru

Ключевые слова: Циркумпонтийский регион, Эгеида, индоевропейцы, кельты, галаты, иллирийцы, генеалогические мифы, прародина, неолитизация, культура с керамикой 1т-ргевво, мегалитическая культура.

В последние десятилетия не ослабевает интерес археологов, языковедов и культурологов, изучающих индоевропейские древности, к землям, окружающим Черное море -Циркумпонтийской зоне, провинции или региону1. В эпоху перехода от энеолита к бронзовому веку, т.е. в конце IV — начале 111 тыс. до н.э., здесь нарушилась стабильность и последовательность развития раннеземледельческих культур и образовалась новая система земледельческо-скотоводческих культур. В эпоху ранней бронзы центрами культурных инноваций были Балканы и Подунавье, а также Кавказ и Закавказье. В конце 11 — начале I тыс. до н.э., т.е. в эпоху перехода от бронзового века к железному, стабильность развития системы культур Циркумпонтийского региона, а также Эгеиды и всего Восточного Средиземноморья, была нарушена вследствие перемещения значительных этнических групп, получивших в ближневосточных письменных памятниках наименование «народов моря»2.

Мы предлагаем использовать термин «Циркумпонтийский регион» также к эпохам неолита и энеолита. Этот регион входил в ареал одного из вторичных, по отношению к Плодородному полумесяцу, очагов неолитизации. Циркумпонтийский регион и Эгеиду, как один из очагов возникновения производящей экономики, можно отождествить с прародиной индоевропейцев3. Генеалогические мифы и предания индоевропейских народов хранят память о пребывании их предков в указанном ареале. Кельтская традиция связывала происхождение кельтов со Скифией и Грецией. Древняя кельтская ономастика Скифии и кельтско-славянские языковые параллели свидетельствуют о пребывании кельтских племен в Циркумпонтийском регионе, по крайней мере, уже в I тыс. до н.э. (ср. Карробоио ‘каменный город’ — современный Каменец-Подольский; Галич, Галичина, Галиция; праслав. *копь ‘конь, лошадь’ — галльск. *капков / *копков ‘лошадь’ и тд.)4. Возможно, приход кельтов-галатов в III в. до н.э. на Балканы и в центральную Анатолию следует трактовать как реверсное движение в ареал обитания далеких предков. В отечественной

1 Мерперт Н.Я. Об этнокультурной ситуации IV—111 тысячелетий до н.э. в циркумпонтийской зоне / / Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988. С. 7-36; Черных Е.Н. Циркумпонтийская провинция и древнейшие индоевропейцы // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988. С. 37-57.

2 Немировский А.А. К вопросу об отражении анатолийского этнополитического переворота начала XII в. до н.э. в греческой традиции // Античность: общество и идеи. Казань, 2001.

3 Маринович Л.П. Изучение Северной и Средней Греции в 1962-1966 гг. / / ВДИ. 1969. № 3. С. 189-204; Маринович Л.П. Изучение Пелопоннеса в 1967-1970 гг. / / ВДИ. 1973. № 1. С. I6O-174; Маринович Л.П. Изучение греческих островов Эгейского моря и Крита в 1967-1970 гг. // ВДИ. 1973. № 2. С. 121-144; Одри Ж. Индоевропейский язык // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 21: Новое в современной индоевропеистике. М., 1988. С. 24-121, 532-533; Renfrew C. The Origins of Indo-European Languages // Scientific American. 1989. № 10. P. 82-90.

4 Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 2003. С. 46-47, 120-123.

С. 6-19.

науке практически не уделялось внимание изучению кельтских древностей Циркумпонтийского и смежных регионов5. Необходимо выявить сведения о прародине кельтских народов в бассейне Черного и Эгейского морей, сохранившиеся в генеалогических мифах и преданиях кельтов, а также, опираясь на достижения археологии и сравнительно-исторического языкознания, определить пути миграций предков кельтских этносов.

Лучше всего зафиксирована мифолого-генеалогическая традиция островных кельтов -ирландцев. Наиболее значительный памятник - «Книга захватов Ирландии (Lebor Gabala Erenn)». Первая письменная фиксация ее мифов и сакральных генеалогий датируется ок. VI11 в. н.э. Окончательная редакция этого компилятивного текста относится к концу XI в. Он повествует о нескольких волнах переселенцев из континентальной Европы и Средиземноморья в Ирландию и на другие Британские острова. Ирландцы-гойделы называются потомками последней волны колонистов из Испании - сыновей Миля (от лат. Miles H ispaniae).

Сообщения «Книги захватов Ирландии» о том, что пути миграций предков островных кельтов проходили через Средиземноморье, согласуются с греко-римской традицией, сохраненной Аппианом (II в. н.э.). Кельты, иллирийцы и галаты были потомками Кельта, Иллирия и Галы, сыновей киклопа Полифема и нереиды Галатеи, обитавших первоначально на острове Сицилия (Аппиан. Рим. войны: События в Иллирии. I, 2; Аполлодор. Мифол. Библ.: Генеалогии. I, 2, 6-7; Эпитома VII, 4-9). Если предположить, что названия мифологических нереид и киклопов соответствуют этническим группам предков кельт-ско-галатских (кельто-галаических) и иллирийских народов, и сопоставить этногенеало-гические предания с данными археологии и сравнительно-исторического языкознания6, то картина освоения Европы первыми индоевропейцами, носителями неолитических традиций, представляется следующим образом.

В период около 5283-5211 г. до н.э. нереиды и киклопы, пришедшие из областей Эгеиды и Циркумпонтийского региона, обосновались на острове Кефалления. Примечательным является указание Геродота на то, что область в Эгейской Фракии Бриантика в древности называлась Галлаикой (ГаАХшк^) (Геродот. История. VII, 108).

Ок. 5250-5000 гг. до н.э. нереиды и киклопы расселились на островах Керкире, Мелите (Мальте), Сицилии и в Давнии, откуда стали заселять Гесперию и Гиперборею (Западную, Центральную и Северную Европу). Мифологические собирательные имена киклопов и нереид обозначают реальные этнические группы, родственные по языку и культуре. Это древнейшие предки индоевропейских галаико-кельто-иллирийских народностей, которые начинали свое движение с побережья и островов Ионического моря (Закинф, Кефалления, Левкада, Итака, Керкира) около VI тыс. до н.э. Ими оставлена археологическая культура с керамикой impresso, распространившаяся по берегам Адриатического, Тирренского и Балеарского морей (прежде всего, в Апулии, на Сицилии, Сардинии, Лазурном Берегу на юге совр. Франции, в Валенсии, Картахене и районе совр. Лиссабона) и археологический горизонт Старчево - Криш - Карано-во (на Балканах и в Дунайско-Карпатском регионе). Северное направление миграции и колонизации Гипербореи неолитическими индоевропейскими этносами из Средней и Северной Греции через север Балкан и бассейн Среднего Дуная можно приписать матрилокальным родовым общинам нереид. Остатки воспроизводства этих общин - неолитический горизонт Старчево - Криш - Караново VI тыс. до н.э. Это население, помимо археологических остатков воспроизводства, дало и некоторые древнейшие речные названия Дунайско-Карпатского региона (Криш, Марош, Морава, Сомеш, Темеш, Тиса, Halmyris, Maremorusa - Mare Mortuum)7. Все последующие неолитические культуры Балкан и Подунавья являются дочерними продолжениями Старчево - Криш - Караново.

5 Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989. С. 3-14.

6 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию: Родственные отношения индоевропейских языков. М., 1958. С. 269-280; Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов. 1 // ВДИ. 1982. № 3. С. 3-30; Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов. 2 // ВДИ. 1982. № 4. С. 11-25; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы: Каменный век. М., 1973. С. 256-313.

7 Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 2003. С. 43-45; Шапошников А.К. Место Потисья и Паннонии в древнейших этногенеалогических преданиях славянских народов / / Б^са Б^аса. 2004. к. 39. С. 2. Б.98.

Ок. 5067-4995 гг. до н.э. киклопы и нереиды заселяют побережья Галатии (совр. южной Франции) и Иберии (Испании). Киклопы устроили кузницы на островах Западного Средиземноморья. Первые следы археологической культуры с керамикой тргевво во Франции датируются концом VI тыс. до н.э. Примерно к 5000 г. до н.э. она охватила весь юг Франции, попав туда морским путем. В местностях ее распространения скотоводство (разведение овец и коз) получило столь быстрое развитие, что привело к истреблению средиземноморских лесов и эрозии почв. Примитивное мотыжное земледелие (зерновые и бобовые) являлось скорее дополнением скотоводству. Из ремесел наибольшее развитие получило изготовление каменных орудий труда и украшений. Центрами товарного производства и вывоза таких орудий были вулканические острова Пантеллерия (экспорт обсидиана на о-в Мальту), Липарские о-ва (экспорт обсидиановых орудий в Лигурию и Лазурный Берег), Понцианские о-ва (экспорт в Италию и на п-ов Истрию), Сардиния (экспорт каменных орудий на Лазурный Берег). Развивалось и производство без гончарного круга керамики, украшенной вдавленными отпечатками раковин (особенно вида Саг&ит - уСХа, -ако^?). В V тыс. до н.э. появляются оседлые поселения в горных долинах, летние загоны и укрытия в гротах на вершинах гор, куда летом отгонялись стада из долин.

Ок. 5000 г. до н.э. киклопы и нереиды заселяют Лазурный Берег, Септиманию, Испанию и район совр. Лиссабона (Улиссипон).

Ок. 4995-4923 гг. до н.э. киклопами и нереидами заселены берега Бетики и Улиссипон. Древнейший атлантический очаг неолитической революции в Португалии - ареал культуры керамики impresso вокруг совр. Лиссабона и в долине реки Тежу (VI-V тыс. до н.э.), куда эта культура попала также морским путем из области совр. Валенсии и Картахены. Примитивные скотоводы и мореплаватели, известные из мифологии под именами киклопов и сторуких (гекатонхейров) стали первым индоевропейским населением Гесперии (Зап. Средиземноморья).

Ок. 4419-4347 г. до н.э., согласно Аппиану, Галатея-нереида и Полифем-киклоп родили трех сыновей Галу, Кельта и Иллирия на о-ве Тринакрия (Тринакия, Сицилия).

Ок. 4347-4275 гг. до н.э. Гала, Кельт и Иллирий населили Гиперборею и Геспе-рию, стали родоначальниками трех многолюдных племен: галаиков (галлаиков, гала-тов), кельтов и иллирийцев. Галаики в Острюмнидах хоронили умерших в каменных усыпальницах по обычаю киклопов, кельты и иллирийцы Гипербореи - в насыпных могилах. В самом конце периода (в V тыс. до н.э.) в приморские ареалы культуры керамики ^ргевво из Сицилии приходят носители культуры ранних мегалитов. Если можно отождествить легендарного Партолона из «Книги захватов Ирландии» с Галой, то перед нами предстает мифологический пережиток подлинного предания об исходе некой этнической группы галаиков - предков гойделов Шотландии, Ирландии, Моны (остров Мэн; возможно, это и есть Инис Файл) и континентальных кельтиберов (с *^-кельтскими диалектами), особенно в Галисии. Древнейшие ареалы мегалитической археологической культуры со своей неповторимой керамикой (гладкой, без украшений) в V-IV тыс. до н.э. отмечают, как нам представляется, места поселения и направления миграций этнической группы носителей кельтского ‘^’’-прадиалекта (галаиче-ского), наиболее архаичного. Можно условно обозначить эту этническую группу га-лаиками (потомками Галы, сына нереиды Галатеи и киклопа Полифема). Особого расцвета мегалитическая археологическая культура (АК) достигла в новых колонизированных ареалах - в Галаикии (Большой Галисии, включая Сев. Португалию и испанскую Галисию), на п-ове Ареморика (Бретань) и Острюмнидах (атлантич. побережье совр. Франции). Относительно высокий уровень материального производства для неолитического века подтверждается сооружением «циклопических» дольменов (дольмен в Барнене под Морлексом с 11 коллективными гробницами, украшенными арками и выступами, и зал святилища пространством в 70 м) и огромным числом дольменов меньшего размера по соседству с неолитическими поселениями. Для таких строительных работ необходимы были более совершенные структуры социального управления. Археологическая культура Винча тыс. до н.э. и ее производные являются древнейшим комплексом остатков воспроизводства этнической группы предков исторических иллирийцев (по преданию, сын Галатеи и Полифема Иллирий переселился из Сицилии в страну, носящую его имя). Карпато-Балканский регион оказался

родиной курганных погребений, откуда в качестве статусной погребальной практики они распространились на Запад и Восток Гипербореи8, достигнув Иерны. Наконец, археологическая культура линейно-ленточной керамики (КЛЛК), единообразная на большом пространстве в V тыс., и ее многочисленные производные (группа Железов-цы в Зап. Словакии, АК Бюкк в Вост. Словакии, АК накольчатой керамики в Чехии, Польше и Германии, АК альфельдской линейной керамики в долинах Тисы и Маро-ша) является остатками материального воспроизводства этнической группы - предков исторических кельтов (Кельт - третий сын Галатеи и Полифема). Уроженцы тучных лессовых и илистых почв Среднего Дуная, протокельты, вероятно, двумя миграционными потоками достигли Верхнего и Нижнего Рейна около 4500 г. до н.э., а к 4000 г. до н.э. освоили весь бассейн Сены, принеся сразу и в полном объеме земледелие. Протокельты возводили просторные дома из дерева и глиняного кирпича-сырца, в каждом из которых могла поселиться большая семья (до 10 чел.). Их селения достигали численности в 100-200 жителей. Керамика из-за узора в виде завитков получила название линейно-ленточной. В селениях сооружались крупные «общинные дома». Поселения не были укреплены, культурный слой небольшой мощности. Частая смена мест поселений связана с характером хозяйственной деятельности. Древнейший уклад носителей протокельтских диалектов “р”-группы определяется как земледельческо-скотоводческий. Признаки КЛЛК: примитивное подсечно-огневое земледелие на илистых лессовых почвах, дополненное скотоводством с продолжающимся приручением диких и скрещиванием домашних животных с дикими; консервативное керамическое производство с однообразием форм. Погребения в виде трупоположения на боку скорчено, реже - вытянутое, сопровождались посыпкой охрой. Погребальный инвентарь - каменные топоры, зернотерки, раковины вида Spondylos - указывал на существование обмена с южными приморскими областями.

Ок. 4131-4059 гг. до н.э. кельты осваивают долину Секваны (Сены). Уроженцы тучных лессовых и илистых почв верхнего Дуная и верхнего Рейна, протокельты, к 4000 г. до н.э. освоили весь бассейн Сены, принеся с собой земледелие.

Ок. 4059-3987 гг. до н.э. гиперборейцы Острюмнид стали почитать великую мать Эврибию, хоронить умерших в каменных склепах; гиперборейцы, пришедшие из Оркюнии и Пюрены, насыпали первые высокие могилы на острове Иерна. Кельты, га-латы и галаики сошлись в Галатии. Балканский регион оказался родиной курганных погребений, откуда в качестве статусной погребальной практики они распространились на Запад и Восток Европы, достигнув Ирландии. Единственная впечатляющая каменная статуя Богини-матери из Каденак-ле-О (деп. Ло) попала во Францию из Иллирии еще в V тыс. до н.э. Это отражает развитие культа великой матери. Условное ее имя - Эврибия (’EupuPia «широкая жизнь»). К нач. IV тыс. до н.э. территория современной Франции оказалась разделенной на три культурные зоны с границей по Центральному Массиву: атлантическое побережье - дольменная АК («прагалаики»), Северо-восток - продолжения КЛЛК («пракельты»), средиземноморское побережье - га-латская АК.

Ок. 3555-3483 гг. до н.э. происходило смешение потомков Галатеи и Полифема в Галатии и Галаике. Поклонение титану Крию (Кернунну) и трем его сыновьям Астраю (Эсосу), Персаю (Диту) и Палланту (Суккелосу), правившим тремя мирами. Установилось почитание матери богов Эврибии. К 3600-3500 гг. до н.э. между тремя археологическими культурами Франции установились настолько тесные связи, что произошло их слияние в своеобразную археологическую культуру Шассе с ее красивой, тщательно отшлифованной и совершенной по обжигу керамикой с геометрическими узорами, с усовершенствованными каменными орудиями (режущими каменными лезвиями, ножами, серпами, наконечниками стрел различной формы, полированными топорами, пестами, мельничными жерновами, дробилками), создающими впечатление определенного изобилия.

8 Николова Л. Поява и разпространение на надгробните могили в Карпато-Балканския регион (ранна бронзова епоха) // Aрхеология. l992. Кн. 3. С. l-10.

Последовавший во 2-й пол. IV тыс. до н.э. демографический взрыв завершил слияние трех прежних культурных областей Галатии, в результате чего возникло нечто вроде «национальной неолитической цивилизации». К концу периода АК Шассе практически все население территории Франции, включая реликтовые позднемезолитические группы охотников горных лесов (по всей видимости, неиндоевропейских по языку), было аккультурировано. Охотники и пастухи выходят из лесов и становятся оседлыми долинными земледельцами. Во 2-й пол. IV тыс. до н.э. усиливается торговый обмен (особенно керамикой Шассе, топорами с круглой ручкой из красивого твердого долерита из мастерских Плюсеюльена (деп. Кот-дю-Нор), шлифованными топорами из горнблендита, произведенными на мысу Финистерре в Галисии). Той эпохе принадлежат многочисленные маленькие фигурки богини, вылепленные из глины, и единственная впечатляющая каменная статуя из Каденак-ле-О (деп. Ло), попавшая во Францию из Иллирии еще в V тыс. до н.э. Эти древние изваяния отмечают развитие культа великой матери, родоначальницы и прародительницы, защитницы рода, его родового селения, большесемейного дома и священного очага. Условное имя этой богини - Эврибия или Галатея.

Ок. 3123-3051 гг. до н.э. галаики осваивают материковые области к востоку от Острюмнид (атлантического побережья современной Франции). Заселение галаиками островов Касситерид и Оркад. Около 3100-2900 гг. до н.э. отмечается экспансия мегалитической культуры во внутриматериковые зоны (в Иберии - до среднего течения Тахо, во Франции - до Центрального Массива, в Нидерланды и в Приальпийские области). Одновременно происходило освоение и заселение носителями этой археологической культуры Британских островов (Ирландия, Великобритания, Оркнеи - Скара Брей, Ринио).

Примерно к 1800 г. до н.э. произошло смешение галаиков и иллирийцев-венетов. Носители мегалитической археологической культуры и культуры воронковидных кубков (КВК) смешались, их культуры стали единой на огромном пространстве культурой колоколовидных кубков с широким распространением мегалитических сооружений (локальные варианты - верхнерейнская археологическая культура кубков).

Ок. 1800 г. до н.э. в Галатии налаживается металлургия оловянистой бронзы, которая вначале концентрировалась в долине Роны (Юра, кантон Вале, Альпы). Изделия этой металлургии (кинжалы, топоры, шила, иглы, булавки, браслеты, бисер) расходились во всей южной Галатии.

Ок. 1800-1500 гг. до н.э. в Галатии появляется много новых центров металлургии, поточное производство бронзовых инструментов окончательно вытесняет медные и каменные орудия труда (новые типы топоров, кинжалов, мечей, копейных наконечников). Усиливается обмен и экспорт изделий из оловянистой бронзы. В 1-й пол. 11 тыс. до н.э. складываются древние общекельтские сословия (земледельцы, рудокопы, кузнецы, ремесленники, торговцы, воины-всадники, короли-риги, жрецы-друиды), что находит отражение в различных обрядах захоронения. Появляются индивидуальные захоронения, королевские курганы с драгоценным оружием, украшениями и утварью. Широкое распространение получили традиционные культы священного огня трех Горгон (Бригантия), героя Арга (Миля), Посейдона (Тевтата) и кельтского Люка-Гермеса-Аполлона (Луга).

Ок. 1500-1250 гг. до н.э. неметы из Скифии переселились на Касситериды, Иер-ну, Оркады, в Белгику, Великую Грецию. Согласно «Книге захватов Ирландии», Немед и его люди вышли из греков Скифии ^гесаШ Scithia), из моря Каисп (тшг Caisp). Его потомки (сыновья, внуки и правнуки), не сумев закрепиться на острове Иерна, расселились по разным странам. Беотах мак Иарбойнеойн был первым, покинувшим Ирландию. Страна, в которую они первыми пришли, находилась на северо-востоке от Великой Озерной страны Лохланд. Там они обучились искусству пророчества, колдовству, премудрости друидов. Внук Немеда Эрглан мак Стаирн удалился в Домон и Эрдо-мон к северу от Альбан (Альбион?). Британ Обритый, сын Фергуса Летдерга захватил Моинд (Горы или Укрепления) Конана, сына Фаэбуйра. Его потомство заселило остров Великую Британию, названную по его имени. Семион мак Иарданеойл Фата удалился

в земли греков, где от него произошли Фир Гайлиан, Фир Болг и Фир Домнанн. Оттуда потомки Семиона мак Иарданеойла отправились в страну Великая Греция, где совершенствовались в искусствах. Затем они путем отца и деда через Скифию и море Каисп прибыли в Ирландию под именем племен богини Дану (T uatha De Dannan). Немеда и его потомков можно сопоставить с белгами (бельгами, ср. племя в Gallia Belgica -Nemetes). Этноним Belgae этимологически тождественен древнеирландскому этнониму Fir Bolg. Во 2-й пол. II тыс. до н.э. на севере Франции распространилась археологическая культура Сены - Уазы - Марны с особой керамикой и тяжелыми бронзовыми топорами и ножами. Носителями этой археологической культуры были некие кельтоязычные племена, известные позже под мифическим именем Немед (*Nemet-), ставшие создателями особой историко-культурной общности белгов (Belgae). Они расселялись не только в Белгике, но и на Британских островах (Немед и Фир Болг).

Поскольку происхождение мифических предков кельтских народов Партолона, Немеда, Фир Болг, Племен Богини Дану, Сыновей Миля «Книга захватов Ирландии» связывает со Скифией, Мигдонией и Сицилией, что согласуется с античной традицией, сохраненной Аппианом, и данными археологических исследований о векторе распространения неолитических культур в Европе с юго-востока на запад и север, можно предположить, что древнейшей прародиной кельтов, галатов и иллирийцев были Циркумпонтийский регион и Эгеида.

THE CIRCUMPONTIAN AND THE AEGEAN REGIONS IN THE OLD-IRISH GENEALOGICAL TRADITION

A.G. CHEREDNICHENKO, A.YU. KRAVCHENKO

Belgorod State University

This article presents the analysis of some Irish genealogical myths from "The Book of the Taking of Ireland". Correlation of the Old-Irish genealogical tradition with the Antique tradition, the data of archaeology and comparative linguistics can prove the hypothesis about localization of the Celtic-Illyrian homeland in the Circumpontian and the Aegean regions.

e-mail: cherednichenko@bsu. edu.ru

Key words: the Circumpontian region, the Aegean region, the Indo-Europeans, the Celts, the Galatians, the Illyrians, genealogical myths, homeland, neolithization, the Culture of impressed ware, the Megalithic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.