Цирки - исчезающий типологический вид или новый этап развития?
Шамаева Татьяна Вячеславовна
канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры, НИУ МГСУ «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», [email protected]
Подколзина Надежда Сергеевна
магистрант кафедры архитектуры, НИУ МГСУ «Национальный исследовательский московский государственный строительный университет», [email protected]
В архитектуре одним из стремительно развивающихся направлений архитектурной типологии являются общественные здания. Поиск форм, расширение функций, использование современных строительных материалов, инновационных технологий, всевозможные сочетания различных функций, удовлетворение потребностей для различных слоев населения, - характерные черты современного проектирования. Типология общественных зданий пополняется новыми видами зданий. Здания с развлекательной функцией востребованы в наше время. Есть ли будущее у цирков и какие изменения нас ждут в архитектуре цирков? Цирки советской эпохи и современные цирки, - в чем различия?
Архитектура советского цирка узнаваема. Планировочные параметры, принципы проектирования цирков сложились в советский период и до сих пор актуальны (габариты и параметры купола, арены, взаимосвязи основных блоков цирка). Современные требования и запросы общества вносят коррективы. Многофункциональность коснулась и цирков. На уровне Правительства РФ принимается ряд Программ, направленных на развитие цирков. Понятие "цирк" определяется как обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности, а также как специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений (Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р). Новый этап развития цирков на самом старте. Каким станет архитектура цирков в будущем покажет время. В данной статье выдвинуты предположения по данной теме. Ключевые слова: цирк, арена цирка, купол цирка, вместимость цирка.
Введение. Цирк - одно из древних видов искусства на земле. Как любой вид искусства, он развивался и трансформировался, и процесс эволюции цирковой культуры претерпевал изменения по мере развития общества. С древних времен и до наших дней процесс развития цирка, как отдельного типа в типологии общественных зрелищных зданий находится в неравномерном цикле. В самом начале своего появления и развития цирк был знаковым, зрелищным центром, - появились арены. С падения Римской Империи и до конца XVIII века на смену зрелищности пришел театр, который затмил цирк синтезом различных искусств, таких как: литература, музыка, драма и т.д. Постепенно, с конца XVIII века ближе к середине XX века цирк стал отдельной единицей со своей структурой. Данный промежуток времени помог цирку приобрести узнаваемые черты, в том числе, свое неповторимое функциональное наполнение и объем здания, масштабность. Цирк стал стационарным.
«Советский цирк» - это узнаваемый бренд Советской эпохи. Российское цирковое искусство и сегодня остается одним из сильнейших в мире. Россия считается одной из тех, что сохранила традиции цирка в архитектуре, что прослеживается по ряду проектов-примеров: Ивановский цирк (1932 г.), Казанский цирк (1961 г.), цирк Вернадского (1971 г.), Свердловский цирк (1980 г.) и т. д.
В сегодняшней практике проектирования и строительства одно из стремительно развивающихся и расширяющихся направлений архитектурной типологии принадлежит общественным зданиям. Активные позиции за торговлей, питанием и, конечно, за развлекательными функциями. За последнее десятилетие общественные здания приобретают размытые черты одной функции, приоритет за многофункциональностью зданий. Есть ли в этом многообразии функций место циркам? И можно ли надеяться на будущее данному типологическому виду общественных зданий? Эти и другие вопросы мы поставим во главу своего исследования. Для того, чтобы ответить на них, в данной статье мы рассмотрим примеры цирков. Проследим этапы развития отечественного цирка. На основе полученных результатов сделаем выводы про будущее цирков.
Для этого поставлены следующие цели работы: рассмотреть российский опыт проектирования и провести анализ объемно-планировочных решений цирков советского периода и современного времени, сделать выводы, спрогнозировать тенденции дальнейшего развития цирков в будущем.
X X
о
го А с.
X
го т
о
Научная значимость. При написании статьи ставится следующая задача: на основе изучения данной темы дать определение современному цирку и увидеть перспективы его развития.
2 О
м м
сч сч о сч
оп
о ш 00
<
со О
X
Теоретическая часть. В данной статье объектом исследования являются архитектурные решения отечественных цирков, акцент ставился на облике зданий и объемно-планировочных решениях. Объектом исследования является архитектура зданий цирков. Предметом исследования - функционально-планировочные, объемные, архитектурно-градостроительные решения по проектированию отечественных цирков.
Проведен обзор статей по теме архитектуры цирков, их развития и становления основных типологических стандартов. Темой цирков успешно занимались филологи государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, а также кандидат технических наук, кафедры проектирования зданий и сооружений «Национального исследовательского Московского государственного строительного университета» (НИУ МГСУ) Сысоева Елена Владимировна [1, 2]. В статьях затрагиваются проблемы востребованности цирка в наше время и эволюция стационарных цирков в мире и России. Автор [1] описывает историю возникновения цирка в мировой культуре и России, современное цирковое искусство и взаимосвязь цирка и других искусств; изучает причины популярности цирков, положение цирка в жизни людей, знаменитые цирки мира [1]. В статье [2] описывается история появления и развития строительства специализированных каменных зданий цирков; четыре этапа эволюции строительства цирковых сооружений с VI века до н. э. Большое внимание уделяется определению цирка, работе европейских зданий цирков для перспективы строительства новых и реконструкции имеющихся зданий цирков в европейских странах [2].
Рисунок 1. Цирк Чинизелли, г. Санкт-Петербург. Фото 1890гг и наши дни.
Историю развития отечественного цирка стоит разделить на 5 этапов. Первый этап - развитие цирка с периода Древней Руси по XIX век, второй этап - время
братьев Никитиных конец Х1Хвека и начало XX века -цирки дореволюционной России, третий этап - переход от частных цирков в государственные, четвертый этап -послереволюционный этап развития цирков вторая половина XX века, пятый этап - развитие цирковых школ и академий. В данной статье мы коснемся советского периода развития цирков и современного временного этапа.
Надо отметить, что первый каменный цирк появился в 1877г. В Санкт-Петербурге (Рис.1) [3]. В архитектурном облике чувствуется величественность, торжественность и важность данной постройки.
В 1880 г. уже открылся первый каменный Московский цирк на Цветном бульваре (Рис.2) [4]. Фасады претерпели изменения, но цирк существует и продолжает давать представления.
Рисунок 2. Цирк на Цветном бульваре, г. Москва. Фото 1890гг и наши дни.
Начало истории Российских цирков во главе с русскими людьми начинается с конца XIX века и начало XX века, и связана с братьями Никитиными. В 1876 г. был ими был построен первый стационарный цирк в г. Саратове. Они построили около 30 стационарных деревянных и каменных цирков: в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде, Казани т. д. [5].
Началом «Советского цирка» (Третьего этапа) считается дата 26 августа 1919г., когда был подписан Указ о создании государственных цирков в РСФСР. В СССР все цирки входили во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», созданное в 1957 г. на базе Главного управления цирками, под руководством Министерства культуры СССР. В 1970-е годы в его ведении были 61 стационарный цирк, 14 национальных цирковых коллективов, 15 передвижных цирков, «Цирк на воде», два «Цирка на льду», 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков [6].
После распада СССР «Союзгосцирк» был преобразован в Государственную компанию «Российский цирк»
(Росгосцирк), которая стала его правопреемником в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 22 от 9 января 1992 года. В ее ведение перешли все цирковые предприятия на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (с 1997 г. Цирк им. Никулина); Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка. Постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 28 февраля 1995 г. компания «Российский цирк» была преобразована в организацию федерального подчинения в форме государственного унитарного предприятия и стала называться «Российская государственная цирковая компания» (Росгосцирк) [6].
Следующий «Четвертый этап» — период с 1919 года по 1991 год, - один из интересных в истории архитектуры СССР. Это время необычных, смелых и футуристических проектов. После подписания указа о создании государственных цирков и возникновении объединения «Союзгосцирк», на Россию нахлынул период многочисленных проектов крупного масштаба, где архитекторы и конструкторы СССР смогли вложить все свои навыки и познания для создания новых и уникальных зданий цирков. За такой небольшой период, всего за 72 года было построено больше 50 цирков. Многие из них были новым прототипом старого цирка Никитиных. Период 1920-х -1940-х годов: основная часть цирков была либо разрушена, либо сожжена. Основной период строительства цирков в СССР с 1950-х - 1980-х годов. Проекты цирков Четвертого этапа развития войдут в исследование данной статьи.
4. Цирк в Нижнем Новгороде, 1964. 2000 мест. Реконструкция 2007г
Цирк в Уфе. 1968г. 2047 мест 1
1980е годы строительства
. Цирк в Екатеринбурге. 1980г. 2558 мест. На реконструкции.
10. Цирк в г. Караганде. 1983г. 2000мест
Архитектурно-градостроительный облик советского цирка узнаваем. Планировочные параметры, принципы проектирования цирков сложились в советский период и до сих пор актуальны (габариты и параметры купола, арены, взаимосвязи основных блоков цирка).
Методика исследования. В процессе анализа рассмотрен советский и российский опыт проектирования цирков. Проанализированы общие характеристики объемных, градостроительных решений цирков советского и современного периодов - более 50 объектов, 13 из которых вошли в табл. 1, 2.
Таблица 1
Анализ объемно-планировочных решений цирков «(советского периода»
Таблица 2
Название. Адрес. Общий вид. вместимость. Характерные черты.
Четвертый этап развития до1950гг. 1970е годы строительства
1. Цирк Никитиных в г. Москве, 1924г. (театр Сатиры)._
6. Цирк в Краснодаре. 1970г. 2000 мест.
Четвертый этап развития цирков. 1960е годы строительства
2. Цирк в г. Ростове. 1957г. 1490 мест
7. Цирк Вернадского в г. Москве. 1971г. 3287мест
3. Цирк в г. Туле. 1963 г. Реконструкция 2014-2015гг.
8. Цирк в г. Сочи. 1971г. 2000мест
№ Адрес. Общий вид, пятно застройки. Вместимость. Характерные планировочные черты
Отечественный опыт проектирования
1. г. Тюмень. 2002 г. Вместимость -1600 чел.
2. г. Астрахань. 2010г. Вместимость -1100 чел.
Высота купола - 24м Общая площадь - 6707 кв.м. Площадь территории-12529 кв.м.
Высота купола - 22м Площадь территории-4762 кв.м. Общая площадь -3956 кв.м.
X X
О
со >
п.
I
со т о
ю
2 О
ю ю
см см о см
СП
о ш т
X
<
т о х
X
3. г. Курск. 2011г. Вместимость -1700 чел.
Высота купола - 18м Площадь территории-55911 кв.м. Общая площадь - 31435 кв.м.
В соответствии с "Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации (РФ) на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р государственная поддержка циркового дела базируется на социальных принципах: обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ; создание условий для развития любительского циркового движения и ряде других принципов, определяющих финансово-хозяйственную деятельность цирка.
Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъекты Российской Федерации создают цирковые организации, которые
В административных центрах субъектов РФ с населением свыше 1 млн чел. цирки должны размещаться в стационарном специализированном помещении. В городах с населением от 500 тыс. чел. до 1 млн необходимо предусмотреть специально оборудованную площадку для цирковых представлений.
В городских округах с населением от 100 до 500 тыс. чел. рекомендуется создать специально оборудованную цирковую площадку или цирковой коллектив на базе действующего объекта культуры.
В Распоряжении Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р "О концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года"понятие"цирк" определяется как обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности, а также как специальное зрелищное сооружение с
куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений. За сетевую единицу принимаются цирки (цирковые коллективы) всех форм собственности [7].
Из данного определения цирка следует следующее. Цирк содержит не только основные свои функции, а это - зрелищные цирковые номера, но и любые спектакли, представления. Неотделимы от цирка куполообразное покрытие и манеж.
Практическая значимость. По результатам анализа получены следующие выводы по объемному, градостроительному и планировочно-функциональным решениям цирков. Данные выводы могли бы быть полезными для проектирующих архитекторов, конструкторов и генпланистов.
Выводы по Советскому периоду развития цирков. В соответствии с анализом объемно-планировочных решений были установлены следующие габариты и параметры:
Арена, манеж имеют круглую форму со стандартными параметрами 13 метров в диаметре.
Средняя высота купола от 20 метров и выше. Габариты зданий различны: небольшие цирки - площадью от 3000 - 6000 кв. м., средние цирки - площадью от 6000 до 15000 кв. м., большие цирки - площадью от 15000 до 30000 кв. м., очень большие цирки площадью от 30000 кв. м. Средняя вместимость зала 1000 - 3000 мест, редкие цирки могут иметь вместимость более 3000 мест. Площадь территория для цирка колеблется в пределах от 4000 кв. м. до 50000 кв. м., но встречаются и больше 50000 кв. м. Цирки расположены в городах с населением свыше 1 млн чел.
Функциональные блоки с основными помещениями в здания цирка различают следующего назначения: блок артистов - помещения для подготовки перед представлением и процесс репетиций, блок животных - помещения дрессировки, места пребывания животных и помещения для ухода, блок работников - необходимые помещения для рабочих, которые помогают обеспечить уход и обеспечивают весь рабочий процесс артистов (вспомогательные помещения), блок сцены - манеж -основной центр циркового здания.
Планы 1-го и 2-го «русо*
квартиры персонала
лесткхцы на балкон
ресторан ГЦ ОУ конюшня
гардеробы
/
Рисунок 3. Композиционный пример циркового здания. Цирк Саррасани в г. Дрезден.
В проектах цирков применялись уникальные конструкции. Строительство оболочковых пространственных конструкций: гладких железобетонных оболочек,
складчатых оболочек. Сложные по конфигурации, по исполнению. Процесс проектирования цирка представлял собой площадку для экспериментального проектирования, новых разработок и внедрения в строительстве. Складчатые оболочки встречаем в проектах: Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского [8]. Железобетонные оболочки в виде летающих тарелок запроектированы в городах Краснодар, Сочи, Казань, Узбекистан и т. д. [9].
Выводы по современным отечественным циркам. Современные Российские цирки построены по прототипам советских примеров и с тенденцией уменьшения общей площади.
Фасады советских зданий цирков многообразны, но сегодня они устарели из-за новых эстетических запросов общества. Формы и геометрия повторяются и, в основном, везде прослеживается кольцевая форма, которая повторяет форму манежа. Это было сделано для того, чтобы визуально показать функциональную значимость манежа в здании.
Посещение представлений цирков до сих пор является одним из культурных мероприятий для населения, но уже не центральным элементом развлекательного формата.
Большую часть цирков в наше время стараются «освежить», реанимировать и проводят реконструкции. К сожалению, данная работа помогает не до конца поменять все критерии на современный лад, а лишь делает здание немного презентабельным. С этой стороны— это хорошо, потому что «Советский цирк» нужно оставить и сохранить. Данные здания становятся культурным и историческим наследием страны.
Выводы (заключение). Цирк - уникальный архитектурный объект, в соответствии с нормами ("Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) , ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»): п.3.18 уникальное здание (сооружение) - объект капитального строительства, в проектной документации которого предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более 100 м, пролеты более 100 м, наличие консоли более 20м, заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки более чем на 15 м, с пролетом более 50 м или со строительным объемом более 100 тыс. м3 и с одновременным пребыванием более 500 человек.
Многофункциональность - главная отличительная черта современных общественных зданий. Многофункциональное здание: Здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом через помещения общего пользования [10].
В настоящее время можно предположить, что на смену традиционному цирку приходит «другой цирк», современный, который отвечает новым запросам общества, а также требованиям по проектированию и строительству, в том числе, по строительным правилам для зрелищных зданий.
Современное общество ставит задачи по удовлетворению многофункциональности, объемно-планировочной трансформации, наличию современной техники. Все это помогает проникнуться цирковым представлением и насладиться более ярким зрелищным действием.
Литература
1. Цирковое искусство в мировой культуре развлечений.
URL:https://studbooks.net/598327/kulturologiya/istoriya_po yavleniya_razvitiya_tsirka_pervye_tsirka_mire (дата обращения 26.09.2022).
2. Сысоева Е.В. Эволюция и перспективы строительства зданий цирков в Европе // Инвестиции и инновации. 2016. №12. С.258-263 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-perspektivy-stroitelstva-zdaniy-tsirkov-v-evrope/viewer (дата обращения 26.09.2022).
3. История цирка в России. URL:https://www.culture.ru/materials/253330/istoriya-cirka-v-rossii (дата обращения 26.09.2022).
4. Московский цирк на Цветном Бульваре. URLhttps://fishki.net/1876354-moskovskij-cirk-na-cvetnom-bulvare.html (дата обращения 26.09.2022).
5. Шкода Р. Саратовский цирк и его основатели. URLhttp://царицьlн.рф/2018/08/801-saratovskiy-cirk.html (дата обращения 26.09.2022).
6. История Российского цирка. URL:https://ria.ru/20090826/182422911.html (дата обращения 26.09.2022).
7. Распоряжение Министерства культуры РФ от 2 августа 2017 г. N З-965. URL^ttpsV/rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minkultury-Rossii-ot-02.08.2017-N-R-965/ (дата обращения 26.09.2022).
8. Цирк на Вернадского: история URL:https://www.bilettorg.ru/recTheatre/133/id1145/ (дата обращения 26.09.2022).
9. Цирки бывшего СССР: летающие тарелки. URL: https://dom.mail.nj/articles/63966-tsirki-byvshego-sssr-letaiushchie-
tarelki/?social=my&fbclid=IwAR0m4_oxhNuTGVR9-WnIu0WU_-UlxoqhjJ3DEMwif0mykH10z7kYVSWyThc (дата обращения 26.09.2022).
10. СП 160.1325800.2014. СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные» (Приказ Минстроя России от 7 августа 2014 г. № 440/пр)
Circuses - a disappearing typological species or a new stage of
development? Shamaeva T.V., Podkolzina N.S.
National Research Moscow State University of Civil Engineering
JEL classification: L61, L74, R53_
In architecture, one of the rapidly developing areas of architectural typology is public buildings. The search for forms, the expansion of functions, the use of modern building materials, innovative technologies, various combinations of various functions, meeting the needs of various segments of the population are characteristic features of modern design. The typology of public buildings is being updated with new types of buildings. Buildings with an entertainment function are in demand nowadays. Is there a future for circuses and what changes are waiting for us in the architecture of circuses? Circuses of the Soviet era and modern circuses - what are the differences? The architecture of the Soviet circus is recognizable. Planning parameters, principles of circus design were formed in the Soviet period and are still relevant (dimensions and parameters of the dome, the arena, the relationship of the main blocks of the circus). Modern requirements and demands of society are making adjustments. The versatility has also affected circuses. A number of programs aimed at the development of circuses are being adopted at the level of the Government of the Russian Federation. The concept of "circus" is defined as a generalized name of all types of spectacular numbers, attractions, programs, performances, solved by means of circus expressiveness, as well as as a special spectacular structure with a dome-shaped covering and an arena designed to create and (or) display
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м м
circus works (Decree of the Government of the Russian Federation No. 434-r dated 02.04.2012). A new stage in the development of circuses is at the very start. Time will tell what the architecture of circuses will be in the future. This article makes assumptions on this topic. Keywords: circus, circus arena, circus dome, circus capacity. References
1. Circus art in the world culture of entertainment. URL:https://studbooks.net/598327/kulturologiya/istoriya_poyavleniya_ra zvitiya_tsirka_pervye_tsirka_mire (accessed 26.09.2022).
2. Sysoeva E.V. Evolution and prospects of construction of circus buildings in
Europe // Investments and innovations. 2016. No.12. pp.258-263 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-perspektivy-stroitelstva-zdaniy-tsirkov-v-evrope/viewer (accessed 26.09.2022).
3. The history of the circus in Russia. URL:https://www.culture.ru/materials/253330/istoriya-cirka-v-rossii (accessed 26.09.2022).
4. Moscow Circus on Tsvetnoy Boulevard. URL:https://fishki.net/1876354-
moskovskij-cirk-na-cvetnom-bulvare.html (accessed 26.09.2022).
5. Skoda R. Saratov Circus and its founders. URL:http:/^apn-^rn.pi£/2018/08/801-saratovskiy-cirk.html (accessed 26.09.2022).
6. History of the Russian circus. URL:https://ria.ru/20090826/182422911.html
(accessed 26.09.2022).
7. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated August 2,
2017 N Z-965. URL:https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minkultury-Rossii-ot-02.08.2017-N-R-965 / (accessed 26.09.2022).
8. Circus on Vernadsky: URL history:https://www.bilettorg.ru/recTheatre/133/id1145 / (accessed 26.09.2022).
9. Circuses of the former USSR: flying saucers. URL: https://dom.mail.ru/articles/63966-tsirki-byvshego-sssr-letaiushchie-tarelki/?social=my&fbclid=IwAR0m4_oxhNuTGVR9-WnIu0WU_-UlxoqhjJ3DEMwif0mykH10z7kYVSWyThc (accessed 26.09.2022).
10. SP 160.1325800.2014. SP 160.1325800.2014 "Multifunctional buildings and complexes" (Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation No. 440/pr dated August 7, 2014)
CN CN O CN
an
O HI
m
X
<
m o x
X