Научная статья на тему 'Циклично-генетические закономерности формирования державных экономических интересов региональных образований'

Циклично-генетические закономерности формирования державных экономических интересов региональных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДЕРЖАВА / ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMICAL INTERESTS / POWER / SOVEREIGN ECONOMICAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов А. А.

В статье рассмотрены условия и характер зарождения и направления эволюции державных экономических (в т. ч. региональных) интересов. Раскрыто действие факторов, определяющих динамику экономических интересов. Дан анализ территориальных различий экономических интересов. Выявлено соотношение и принципы согласования совокупности экономических интересов как элемента региональной экономической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cyclic-genetic laws of formation of majestic economic interests of regional territorial units

Conditions and character of origin and tendency of evolution of economical (including regional) interests are viewed in the article. Effect of factors affecting the dynamic of economical interests is discovered. The analysis of territorial differences of economical interests is given. Correlation and principles of concordance of totality of economical interests as an element of regional economical strategy is recognized.

Текст научной работы на тему «Циклично-генетические закономерности формирования державных экономических интересов региональных образований»

ДИСКУССИЯ

УДК 338.98

ЦИКЛИЧНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРЖАВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© А.А. Козлов

В статье рассмотрены условия и характер зарождения и направления эволюции державных экономических (в т. ч. региональных) интересов. Раскрыто действие факторов, определяющих динамику экономических интересов. Дан анализ территориальных различий экономических интересов. Выявлено соотношение и принципы согласования совокупности экономических интересов как элемента региональной экономической стратегии.

Ключевые слова: экономические интересы; держава; державная экономическая политика.

Экономические интересы как категория политической экономии субординированы спецификой парадигмы социально-экономического развития регионального образования, порождаются ими. Любая смена данных парадигм и систем экономических отношений объективно ведет к изменению и экономических интересов. Следовательно, вполне справедливо утверждение об историческом характере экономических интересов, как и экономических отношений их порождающих. Экономические интересы, будучи проявлением исторически определенных экономических отношений, объективны и материальны. В рамках механистических парадигм, рассматривающих соотношение интересов в статике, указанные проблемы трудноразрешимы. Исследование интересов предполагает учет их динамики, другими словами, использование диалектического подхода. Региональные экономические интересы дифференцируются во времени и пространстве. Они имеют определенную специфику зарождения и развития, поэтому характерные черты генезиса и эволюции экономических интересов в рамках региона определяют их дифференциацию.

Рассмотрение циклично-генетических

закономерностей эволюции региональных экономических интересов и их трансформации в эпоху становления и реализации державной экономической политики в методологическом плане должно базироваться на использовании определенных подходов к

исследованию, среди которых исторический и историко-формационный, структурно-территориальный, а также структурный социально-экономический. Это значит, что необходимо, прежде всего, рассмотреть условия и характер зарождения и направления эволюции державных интересов; выявить временные эволюционные циклы в их развитии, которые зависят от существующей общественно-экономической формации, характера политических и экономических процессов в определенные исторические эпохи. Также следует дать анализ территориальных (межрегиональных и внутрирегиональных) различий государственных державных экономических интересов, с определением факторов их обусловливающих. Наконец, в рамках структурного социально-экономического подхода выявляется соотношение, динамика и принципы согласования (и возможной гармонизации) всей совокупности региональных экономических интересов, воплощенной в интересах социально-экономических структур.

Зарождение державных интересов происходит в определенных условиях - психологических, социально-политических, экономических, территориальных (географических), но в любом случае этот процесс естественен и объективен. Интерес - направленная, векторная категория. Он нацелен на обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности его носителя. Говорить о появлении интересов невозможно без определения первичности понятий «экономиче-

ский интерес», «потребности», «стимулы», «мотивы». При всей близости эти понятия неравнозначны, поскольку в их ряду существует некое соподчинение. Так, можно говорить о стимулах и мотивах действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов, существующих в рамках процессов становления и развития державной экономической политики российского государства. Существование вопроса о первичности и вторичности понятий «экономические потребности» и «экономические интересы» уже само по себе говорит об эволюционном характере их соподчиненности.

Под потребностями подразумевается объективная необходимость общественных субъектов в средствах и условиях существования, причем экономические потребности удовлетворяются продуктами трудовой деятельности. Существует, как известно, мнение о тождественности экономических интересов и экономических потребностей. Однако эти два понятия, обладающие различным содержанием, не могут быть идентичными. Потребности по характеру и времени возникновения являются первичными по отношению к интересам, т. к. они выступают материальной основой движущих сил в экономике. Совокупность потребностей, возникающих и существующих в государстве-державе, имеет некоторые специфические черты, которые, следует отметить, не носят принципиального характера. Среди них - больший удельный вес общественных (общественно-патриотических) потребностей, которые в определенных исторических ситуациях могут преобладать над потребностями личностными.

Экономический интерес может следовать за потребностями, но и часто может существовать обособленно, быть качественно другим. В рамках державного экономического интереса социально-экономических структур (региона) и, особенно, индивидуумов, в меньшей степени, чем при других государственных формах, существует стремление к чему-либо несбыточному. В имперских государствах с рыночной экономикой побудительным мотивом к действию часто служит безудержное стремление к накоплению богатств, желание стать самым богатым человеком (в стране, в мире). С долей условности, такое стремление может быть понято как экономический интерес личности, субъек-

тивный интерес. Все потребности у такого человека могут быть удовлетворены, т. к. вряд ли можно говорить о потребности иметь, скажем, десятки или сотни миллиардов долларов. Но стремление к этому может быть, как уже было сказано, побудительным мотивом к действию, а следовательно, экономическим интересом.

Державные экономические интересы являются развивающейся совокупностью свойств социального субъекта (коллектива, группы) или индивида, каждое из которых в разной степени проявляется на различных фазах существования объекта. Выделяемые пять стадий развития экономического интереса социального субъекта (зарождение, становление, проявление, реализация, институционализация) могут быть экстраполированы не только на региональные социально-экономические структуры, но и на регион в целом как территориальное и политическое образование, имеющее определенные интересы.

Таким образом, целесообразным становится рассмотрение эволюции державных региональных интересов в рамках определенных циклов их развития. Прежде всего, это специфика экономических интересов в условиях господства определенной общественно-экономической формации, парадигмы общественно-экономического развития. Каждой общественно-экономической системе соответствует своя система экономических отношений и присущая ей совокупность экономических интересов. Сложившиеся державные социально-экономические условия и «рамки», для которых, в целом, характерно значительное внимание к каждому человеку при отсутствии жестких идеологических установок, выполняют, по сути дела, роль факторов, обусловливающих специфику системы экономических интересов всех социально-экономических ячеек. Трансформация факторов должна приводить к изменению системы имеющихся интересов, возникновению новых.

В условиях рыночных отношений интересы в обществе с максимально возможной адекватностью должны отражать объективные потребности этого общества и составляющих его социальных групп, слоев и индивидов. В условиях Державы интересы должны реализовываться в действиях, адекватных существующим целеустановкам

субъектов, которые не должны противоречить задачам упрочения и стабильности экономической системы определенного региона или страны без ущемления интересов других подобных образований. К сожалению, далеко не всегда достигается соответствие между интересами отдельных социально-экономических групп (или индивидуумов) и общественными, общерегиональными (общегосударственными) интересами. Задача их гармонизации лежит в основе державной экономической политики. Причины названных несоответствий лежат в плоскости несовершенства законодательной базы, возможностей и условий реализации существующих законов, а также социальных и экономических особенностей современного российского капитализма. Существование возможности (часто вполне легальной) противопоставить корыстные экономические интересы отдельного человека или группы (неважно какой) людей интересам общества в целом порождает названные несоответствия.

Таким образом, становление современных, «цивилизованных» державных рыночных отношений происходит в результате постепенных преобразований, носящих эволюционный характер. При этом различные общественно-экономические формации, включая их переходные формы, можно определять как эволюционные циклы в общем процессе развития региона, порождающие соответствующие им циклы в развитии экономических интересов. Современный цикл соответствует завершающему этапу переходного, транзитарного характера российской, в т. ч. региональной, экономики.

Конкретная социальная, политическая, экономическая ситуация в рамках страны или региона создает условия для возникновения специфических экономических интересов, сменяющих друг друга. Так, в условиях социально-экономической стабильности (например, эпоха «застоя») население заинтересовано накапливать денежные средства, вкладывая их в сберегательные банки (сберкассы); в период «взрывов» инфляции проявляется заинтересованность вкладывать средства в приобретение товаров долгосрочного пользования, в т. ч. недвижимости. Экономическая конъюнктура подталкивает население хранить деньги в отечественной или какой-либо иностранной валюте. Меняется

престижность различных профессий и сфер деятельности, что изменяет профессиональные устремления (интересы) людей.

Особенности среды, следовательно,

трансформируют и экономические интересы. Но наряду с этим можно утверждать, что специфика взаимодействия системы экономических интересов с внешней средой состоит в преобразовании среды с целью расширения возможностей реализации интересов. В соответствие с этим и происходит развитие самих социально-экономических систем, трансформация и смена общественноэкономических формаций.

Наибольшую остроту проблема дифференциации представлений о системе интересов (в т. ч. региональных) приобретает в периоды глубоких общественных сдвигов, когда часто неприменим обычный механизм согласования интересов, а необходимо политическое действие, означающее принятие решения в пользу одной из противоборствующих сторон.

Совокупность региональных (и других) экономических интересов, без сомнения, представляет собой достаточно противоречивую систему. Всегда можно выделить базовый, ключевой экономический интерес как общества в целом, так и любых его ячеек, в т. ч. и территориальных, который изменяется, эволюционирует в значительной степени формально. Мы имеем в виду стремление к удовлетворению своих материальных устремлений, желаний, которое может удовлетворяться путем получения различными способами денежных средств (например, прибыли) либо путем непосредственного получения самих материальных благ. Стремление к богатству, какие бы формы оно не принимало, для любых субъектов - величина практически постоянная и, по своей сути, не изменяется во времени. Только уйдя от базового экономического интереса в сферу интересов как побудительных мотивов конкретных действий для получения того или иного экономического результата (в т. ч. материального блага) мы начинаем наблюдать их изменчивость во времени путем эволюционных процессов или революционных скачков, их общественную и пространственную дифференциацию. По отношению к базовому интересу всю совокупность экономических интересов можно назвать надстроечными. Однако

система державных экономических интересов базируется не только на стремлении отдельных людей и общественных групп к материальным благам (богатству), но и совокупности общественных установок, нацеленных на достижение блага всех социальноэкономических ячеек - от государства до индивида, и использовании для этого всех методов и способов. Последнее предполагает отказ от любых форм экономического «фанатизма», использование, в зависимости от обстоятельств, и планово-тоталитарных, и различных рыночных форм хозяйствования.

Показатели региональных интересов могут изменяться в зависимости от множества условий, в которых они зарождаются и эволюционируют. Так, стандарты жизненного уровня (уровня потребления) в различные эпохи претерпевают существенную трансформацию, то же можно сказать и о других показателях. Этим они отличаются от базового регионального интереса - стремления к региональному богатству всеми доступными средствами, аккумуляции материальных благ в рамках региона в целом.

К базовому интересу не всегда применима такая характеристика, как направленность его развития, т. е. прогрессивность или регрессивность. Стремление к обогащению без учета способов его достижения лежит вне этих понятий. По отношению же к составным элементам всей системы региональных экономических интересов вышеназванный подход вполне уместен. Поступательный характер эволюции системы экономических интересов, в т. ч. и на региональном уровне, не является единственным вариантом ее исторического пути. Эволюция имеет и обратный ход, может замедлиться, дойти до стадии застоя или регресса. Обратное движение происходит, когда система теряет какие-либо важные свойства. В периоды революций нечто подобное происходило в России. Попытка отменить деньги отбросила экономику военного коммунизма к отношениям примитивных натуральных обменов, а реформы 1990-х гг. привели к появлению «дикого» капитализма образца первой половины XIX в. Эволюция имеет поступательный характер, когда эмерджентные свойства системы развиваются и совершенствуются. Тенденции поступательного движения преобладают, когда государство проводит политику в инте-

ресах развития народного хозяйства, высшей школы, культуры, науки и т. д.

Всемерное распространение (реанимация) в обществе и воплощение в жизнь идей социальной справедливости позволит приводить реальные интересы общества в соответствие с интересами отдельных общественноэкономических субъектов. Правда, здесь заключено главное противоречие, ставящее под вопрос достижения гармонии интересов. Дело в том, что базовый экономический интерес индивидуумов и групп, о котором было сказано выше, чаще направлен на достижение собственного материального благосостояния, в котором отсутствует верхняя, количественная планка. Для достижения общего интереса всегда должен быть как-то, каким-то образом органичен экономический интерес личностей, семей, общественных групп (финансовых групп, владельцев компании и т. д.), что становится возможным при проведении державной экономической политики.

Экономические интересы как система стимулов к действию могут трансформироваться или зарождаться в определенных циклах социально-экономического развития регионов. Эти циклы могут иметь различные временные, а также количественные параметры. Циклом можно считать и время существования определенной общественно-экономической формации, и относительно короткий промежуток времени, характеризующийся определенными особенностями государственной и региональной экономической и социальной политики. В современном цикле российского регионального развития наблюдается сочетание местного и центрального влияния на реализацию интересов. Дело центра - помощь дотационным, проблемным регионам, осуществление общегосударственных экономических проектов в рамках субъектов федерации. Достижение регионального экономического благополучия все больше становится прерогативой местных властей и хозяйственников, но конечно, регион все-таки не феодальное поместье, чьи экономические интересы - предмет заботы только его обитателей.

Практически, экономический интерес, в т. ч. и державный, всегда зарождается как личный, но совокупность личных трансформируется в общественные, в интересы раз-

личных социальных групп и социальноэкономических систем. Совпадение интересов личности и общественных институтов приводит к появлению ряда региональных системообразующих интересов (удовлетворение потребности в продовольствии и предметах личного потребления; обеспечение топливом и энергией; строительство и производство средств производства; перемещение в пространстве; защита от нападений и использования силы для перераспределения ресурсов; сохранение здоровья, экологического и генетического фонда; приобретение и накопление знаний, передача информации после -дующим поколениям и обмен информацией между членами общества и общественными образованиями; управление).

Перечисленные интересы, эволюционируя, порождают целый блок функциональных национально-государственных и региональных интересов, связанных с личностными, но более опосредованно. В сфере этих интересов - формирование, сохранение и развитие эмерджентных свойств и институтов: генерирование условий (в т. ч. нововведений) для удовлетворения потребностей; совершенствование государственного и административного регионального устройства; протекционистская политика по отношению к региональной экономике; технологическое обновление хозяйственного механизма, создание новых отраслей; развитие системы общественно-экономических институтов

(денежная система; рынки; учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и др.).

Механизм согласования державных интересов в рамках региона зависит от динамики и циклично-генетических особенностей их развития. В условиях цивилизованного рынка должен объективно складываться определенный алгоритм последовательного согласования интересов: 1) возникновение

личного интереса (совокупности отдельных личных интересов); 2) формирование систем личных интересов в рамках семейных (родственных) групп; 3) переход личностно-

семейных интересов в новое качество - утверждение четко выраженных интересов отдельных социально-экономических ячеек (в рамках региона); 4) формирование общей системы согласованных региональных экономических интересов (совокупного регионального интереса) как совокупности интересов всех социально-экономических ячеек региона.

В современной России, идущей по пути формирования и реализации державной экономической политики, в принципе, алгоритм остается тем же, но его реальная реализация осложнена. Специфика экономических и социальных отношений может препятствовать осуществлению подобного согласования интересов, т. е. данный алгоритм не осуществляется или осуществляется хаотично. Гипертрофированную, не согласованную с другими общественными группами, форму могут приобретать и экономические интересы немногочисленных групп и слоев населения, занимающих высокое положение во властных и экономических структурах страны и регионов. Реванш государства как непосредственно в экономике, так и в социальноэкономической политике является на современном этапе основным способом согласования и защиты экономических интересов региона и государства в целом. Представляется, что именно это направление развития должно быть положено в основу формирования региональных экономических стратегий.

Поступила в редакцию 7.09.2009 г.

Kozlov A.A. Cyclic-genetic laws of formation of majestic economic interests of regional territorial units. Conditions and character of origin and tendency of evolution of economical (including regional) interests are viewed in the article. Effect of factors affecting the dynamic of economical interests is discovered. The analysis of territorial differences of economical interests is given. Correlation and principles of concordance of totality of economical interests as an element of regional economical strategy is recognized.

Key words: economical interests; power; sovereign economical policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.