Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО БИЗНЕСА'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2329
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / КИБЕРФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова Ольга Владимировна, Ермакова Людмила Владимировна

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска продукции. Процедуры автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска, применяемые в отношении значительного массива добросовестных участников ВЭД, вселяют в бизнес уверенность и надежду, что ему будет комфортно работать в таких условиях. В связи с этим проведён анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., рассмотрена деятельность Главного управления информационных технологий по развитию и совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов. В условиях роста трансграничных перемещений нужен механизм, который позволит облегчить условия ведения бизнеса, упростить таможенные формальности. В Евразийской экономической комиссии механизм «единого окна» представляют, как возможность однократного представления данных через единый канал с возможностью совершать экспортно-импортные таможенные формальности во взаимодействии с государственными органами. Развитие механизма «единого окна» на территории Евразийского экономического союза является одним из актуальных и приоритетных направлений сотрудничества, так как, по сути, применение «единого окна» является эффективным инструментом упрощения процедур международной торговли, который позволит государственным органам и представителям бизнеса минимизировать свои издержки при совершении экспортных, импортных и транзитных операций. Задачами исследования являются выделение основных трудностей осуществления деятельности посредством применения цифровых технологий в области таможенного дела и формирование предложений по их применению на всех этапах осуществления за счет расширения использования информационных технологий. Развитие цифровых таможен способствует существенному сокращению времени совершения операций по таможенному оформлению, а также обработке и хранению больших массивов информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гудкова Ольга Владимировна, Ермакова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES OF CUSTOMS AUTHORITIES: NEW OPPORTUNITIES FOR HONEST BUSINESS

The article discusses the key points of the introduction of information technologies into the activities of customs authorities, since the specifics of the activities of participants in foreign economic activity require the speed of making important decisions to ensure high-quality and timely production. The procedures of automatic registration of the customs declaration and automatic release, applied to a significant array of bona fide participants in foreign trade, inspire confidence and hope in the business that it will be comfortable to work in such conditions. In this regard, the analysis of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 was carried out, the activities of the Main Information Technology Department for the development and improvement of the telecommunications infrastructure of customs authorities were considered. Amid the growth of cross-border movements, we need a mechanism that will facilitate business conditions and simplify customs formalities. In the Eurasian Economic Commission, the "single window" mechanism is presented as the possibility of a single presentation of data through a single channel with the ability to perform export-import customs formalities in cooperation with government agencies. The development of a single window mechanism on the territory of the Eurasian Economic Union is one of the relevant and priority areas of cooperation, since, in fact, the use of a single window is an effective tool for simplifying international trade procedures, which will allow government agencies and business representatives to minimize their costs when performing export, import and transit operations. The objectives of the study are to identify the main difficulties of carrying out activities through the use of digital technologies in the field of customs and the formation of proposals for their application at all stages of implementation by expanding the use of information technologies. The development of digital customs contributes to a significant reduction in the time of customs clearance operations, as well as the processing and storage of large amounts of information.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО БИЗНЕСА»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ. ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

DOI: 10.6060/ivecofin.2021504.562 УДК: 338.24

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДОБРОСОВЕСТНОГО БИЗНЕСА

О.В. Гудкова, Л.В. Ермакова

Ольга Владимировна Гудкова* (ORCID 0000-0002-3610-3664), Людмила Владимировна Ермакова (ORCID 0000-0003-2570-3231)

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, ул.Бежицкая, 14, Брянск, 241050, Россия

E-mail: [email protected]*, [email protected]

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска продукции. Процедуры автоматической регистрации таможенной декларации и автоматического выпуска, применяемые в отношении значительного массива добросовестных участников ВЭД, вселяют в бизнес уверенность и надежду, что ему будет комфортно работать в таких условиях. В связи с этим проведён анализ Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., рассмотрена деятельность Главного управления информационных технологий по развитию и совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов. В условиях роста трансграничных перемещений нужен механизм, который позволит облегчить условия ведения бизнеса, упростить таможенные формальности. В Евразийской экономической комиссии механизм «единого окна» представляют, как возможность однократного представления данных через единый канал с возможностью совершать экспортно-импортные таможенные формальности во взаимодействии с государственными органами. Развитие механизма «единого окна» на территории Евразийского экономического союза является одним из актуальных и приоритетных направлений сотрудничества, так как, по сути, применение «единого окна» является эффективным инструментом упрощения процедур международной торговли, который позволит государственным органам и представителям бизнеса минимизировать свои издержки при совершении экспортных, импортных и транзитных операций. Задачами исследования являются выделение основных трудностей осуществления деятельности посредством применения цифровых технологий в области таможенного дела и формирование предложений по их применению на всех этапах осуществления за счет расширения использования информационных технологий. Развитие цифровых таможен способствует существенному сокращению времени совершения операций по таможенному оформлению, а также обработке и хранению больших массивов информации.

Ключевые слова: цифровизация, таможенные органы, интернет вещей, киберфизические системы, информационные технологии, цифровая трансформация, информационные ресурсы.

DIGITAL TECHNOLOGIES OF CUSTOMS AUTHORITIES: NEW OPPORTUNITIES FOR HONEST BUSINESS

O.V. Gudkova, L.V. Ermakova

Olga V. Gudkova (ORCID 0000-0002-3610-3664), Lyudmila V. Ermakova (ORCID 0000-0003-2570-3231) Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bezhitskaya str., 14, Bryansk, 241050, Russia

E-mail: [email protected]*, [email protected]

The article discusses the key points of the introduction of information technologies into the activities of customs authorities, since the specifics of the activities ofparticipants in foreign economic activity require the speed of making important decisions to ensure high-quality and timely production. The procedures of automatic registration of the customs declaration and automatic release, applied to a significant array of bona fide participants in foreign trade, inspire confidence and hope in the business that it will be comfortable to work in such conditions. In this regard, the analysis of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 was carried out, the activities of the Main Information Technology Department for the development and improvement of the telecommunications infrastructure of customs authorities were considered. Amid the growth of cross-border movements, we need a mechanism that willfacilitate business conditions and simplify customs formalities. In the Eurasian Economic Commission, the "single window" mechanism is presented as the possibility of a single presentation of data through a single channel with the ability to perform export-import customs formalities in cooperation with government agencies. The development of a single window mechanism on the territory of the Eurasian Economic Union is one of the relevant and priority areas of cooperation, since, in fact, the use of a single window is an effective tool for simplifying international trade procedures, which will allow government agencies and business representatives to minimize their costs when performing export, import and transit operations. The objectives of the study are to identify the main difficulties of carrying out activities through the use of digital technologies in the field of customs and the formation of proposals for their application at all stages of implementation by expanding the use of information technologies. The development of digital customs contributes to a significant reduction in the time of customs clearance operations, as well as the processing and storage of large amounts of information.

Keywords: digitalization, customs authorities, Internet of things, cyber-physical systems, information technologies, digital transformation, information resources.

Для цитирования:

Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Цифровые технологии таможенных органов: новые возможности для добросовестного бизнеса. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 04(50). С.7-14. DOI: 10.6060/ivecofin.2021504.562 For citation:

Gudkova O.V., Ermakova L.V. Digital technologies of customs authorities: new opportunities for honest business. Ivecofm. 2021. № 04(50). С.7-14. DOI: 10.6060/ivecofin.2021504.562 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ прав на объекты интеллектуальной собственности, а также минимизирует издержки для участ-

Глобальная цифровая трансформация со- ников внешнеэкономической деятельности, свя-

временного мира во многом определяет и повы- занные с совершением таможенных операций.

шает роль таможенных органов в обеспечении Совершенствование информационно-тех-

национальной безопасности страны. В связи с этим нического обеспечения таможенных органов и

на сегодняшний день законодательство в области информационной безопасности способствуют со-

таможенного дела постепенно претерпевает изме- зданию экосистемы цифровой экономики Россий-

нения. И изменения в большинстве своём касаются ской Федерации, в которой данные в цифровой

части внедрения и использования цифровых тех- форме ^ляютга ключевым факт°р°м в° всех сфе-

нологий в таможенных органах, а также изменения рах социально-экономической деет^вдст^

в передаче и хранении информации в целом [19]. обеспечивая их эффективное взаимодействие,

Информационно-коммуникационные тех- включая бизнес, государство и граждан [6].

нологии, информационные системы и информаци- АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

онные ресурсы, используемые в деятельности тамо- Главное управление информационных тех-

женных озгаш^ способствуют развитию внешне- нологий (ГУИТ) осуществляет реализацию единой

экономической деятельности и дальнейшему повы- научно-технической политики ФТС России, орга-

шению качества таможенного администрирования. низационно-техническую, методическую, инфор-

Их комплексное применение обеспечи- мационно-аналитическую деятельность по инфор-

вает автоматизацию процессов поступления дохо- мационно-техническому обеспечению таможен-

дов в федеральный бюджет, применения ком- ных органов Российской Федерации. плекса мер по соблюдению запретов и ограниче- При участии ГУИТ созданы и внедрены:

ний, осуществления валютного контроля, защиты - Единая автоматизированная информационная

система таможенных органов (ЕАИС ТО);

- первая в Российской Федерации система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов;

- автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов, официальный сайт ФТС России, сайты таможенных органов и подведомственных ФТС России учреждений;

- создание систем централизованного мониторинга состояния инженерных систем (ЕСУМИС), сервисов и ИПС ЕАИС ТО (КСМ);

- личный кабинет участника ВЭД.

В таможенных органах внедрены технологии авторегистрации электронных деклараций на товары и автовыпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой [3].

Основные усилия ГУИТ по развитию и совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов направлены на обеспечение надежности и непрерывности информационного обмена в таможенных органах в рамках совершения таможенных операций и процедур.

Обеспечена практическая реализация комплекса мер по созданию отказоустойчивой информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры в рамках построения отказоустойчивых телекоммуникационных узлов для обеспечения бесперебойного функционирования региональных сегментов ведомственной интегрированной телекоммуникационной системы ФТС России и централизации услуг связи (каналов передачи данных) [1].

Создание к 2030 г. качественно новой, насыщенной передовыми информационными технологиями, современной таможенной службы, удобной для законопослушного бизнеса и результативной для государства - ключевая цель Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 г. [20]. За время пандемии бизнес начал понимать, что таможенная служба уверенно движется вперед в вопросах цифровизации процессов таможенного администрирования. Упрощение и унификация таможенных процедур не должны влиять на качество государственного контроля на границе. Технология таможенного мониторинга является одним из действенных инструментов мягкого публичного урегулирования споров. Инициативная проверка функций ВЭД и добровольное декларирование товаров как результат реализации механизма таможенного мониторинга позволят заблаговременно и без серьезных сопутствующих издержек для бизнеса исправлять те ненамеренные ошибки, которые могут иметь место в процессах внешнеэкономической деятельности [2].

Одним из главнейших изменений подобного рода на законодательном уровне является

Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г., окончательно утверждающая заинтересованность государства в упрощении совершения таможенных операций, цифровизации декларирования, таможенного контроля и других процессов, связанных с таможенными органами [15]. Поскольку данный процесс невероятно обширен, основные проблемы кроются в безусловной сложности осуществления создания, внедрения и освоения цифровых процессов, требующих должной регламентации ко всем видам деятельности, а также интеграции со многими другими государственными органами, связанными с осуществлением деятельности таможенной службы России.

Наиболее важный эффект от упрощения таможенных операций ожидается от внедрения «Единого окна» - национального механизма. «Единое окно» определяется в Рекомендации № 33 ЕЭК ООН как механизм, позволяющий торговым операторам и транспортным компаниям предоставлять информацию и документы, касательно соблюдения требований экспорта или импорта единожды и одному агенту [16].

«Единое окно» улучшит интеграцию между существующими государственными учреждениями и укрепит взаимоотношения между ними. Одной из задач внедрения механизма является сокращение сроков выпуска продукции и количества представляемых документов. Поэтому создание механизма «Единого окна» позволит таможне контролировать услуги и проблемы с процедурами таможенного декларирования, установленными Таможенным кодексом ЕАЭС, в который не входят запросы на получение разрешения от внешнеэкономической деятельности и сопроводительные документы, подтверждающие информацию от самого члена.

Представляется, что в механизме единого окна должны взаимодействовать следующие участники:

- непосредственно таможенные службы стран-участниц ЕАЭС;

- лица, ведущие деятельность в области таможенного дела и внешней торговли;

- государственные органы, уполномоченные в осуществлении внешнеэкономической деятельности и выдачи разрешительных документов.

В рамках механизма «Единого окна» также необходимо активно развивать системы электронного межведомственного взаимодействия и получать информацию о разрешениях напрямую от надзорных органов, а не от участников внешнеэкономической деятельности [18].

Согласно исследованию, проведенному

Евразийской экономической комиссией по развитию государства государств-членов ЕАЭС в едином кассовом аппарате, Россия наконец-то внедрила единый кассовый аппарат, что позволяет области учитывать опыт, накопленный государствами-членами ЕАЭС при использовании единого кассового аппарата в государствах-членах ЕАЭС [10]. Для успешной реализации механизма «в едином окне» и других цифровых проектов, представленных в стратегии по развитию таможенной службы РФ до 2030 г., предлагается создать новую форму правового совершенствования, направленную на таможню в контексте реализации цифровых проектов.

Рисунок 1. Компоненты программ цифровой трансформации государств - членов ЕАЭС Figure 1. Components of digital transformation programs of EAEU member states

Также необходимо выработать процедуры реализации цифровых проектов между государствами-членами ЕАЭС, поскольку наиболее действенная реализация результатов цифровых технологий может быть принята при наличии данных технологий. Она применяется синхронно во всем регионе евразийской экономики.

Важным фактором, который необходимо учитывать, является равновесие интересов и ролей в поддержании баланса между внедрением современных цифровых технологий путем упрощения операций и учёта требований и интересов общественности [4].

Необходимо отметить, что процедуры взимания таможенных платежей не должны упрощаться таким образом, чтобы таможенные органы не могли в полной мере осуществлять таможенный контроль. Процесс отвечает за всю работу национальных таможенных органов по защите интересов государства, участников ВЭД и правоохранительных органов, а также всех физических

лиц во внешнеэкономической деятельности, соблюдению и защите развития торгового баланса.

Обозначим, что в соответствии со стратегией по развитию таможенной службы РФ до 2030 г. таможенные органы должны обеспечить национальную безопасность, эффективно реагировать на угрозы и угрозы национальной безопасности.

С 2017 по 2020 гг. ГУИТ во взаимодействии с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ) и таможенными органами проведены мероприятия по подключению инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) к защищенному контуру ЕАИС ТО («Контуру ИДК») для обеспечения защищенного гарантированного информационного обмена между ИДК таможенных органов и ЦИТТУ [5].

В настоящее время 72 ИДК таможенных органов подключены к защищенному «Контуру ИДК» и обеспечен устойчивый информационный обмен с ЕАИС ТО. Значительные результаты достигнуты подразделениями Службы таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ). Создана эффективная система противодействия ядерному и радиологическому терроризму. Разработаны концептуальные принципы и на их основе - новые технологии ТКДРМ, не имеющие аналогов в других странах [17].

Подразделениями Службы информационной безопасности ГУИТ обеспечивается:

- внедрение, сопровождение и развитие систем обеспечения информационной безопасности в таможенных органах;

- нейтрализация угроз в информационном пространстве таможенных органов;

- классификация и аттестация информационных систем таможенных органов по требованиям безопасности информации;

- организация обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты;

- пресечение разглашения сведений, составляющих государственную тайну;

- проведение технической и аналитической разведки, техническое сопровождение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями по противодействию коррупции, Следственным комитетом РФ, ФСБ России.

В 2022 г. планируют завершение создания нового, современного Главного центра обработки данных ФТС России в г. Твери, обеспечивающего стопроцентное резервирование вычислительных и инженерных систем.

Ведутся организационно-технические работы по реализации в информационно-программ-

ных средствах ЕАИС ТО алгоритмов анализа неструктурированных данных, которые позволяют в авторежиме выявлять товары, подпадающие при ввозе на территорию РФ под запреты и ограничения, а также объекты интеллектуальной собственности. Проводятся работы по импортозамещению аппаратного и программного обеспечения. Реализуется проект по внедрению элементов искусственного интеллекта при анализе рентгеноскопических изображений, полученных с использованием ИДК, что позволит в автоматическом режиме идентифицировать перевозимые товары [7].

Проведём оценку уровня использования современных цифровых и информационных технологий таможенными органами США и Китая.

В деятельности погранично-таможенной службы США применяют передовые цифровые и информационные технологии, в частности Automated Export System (автоматическая система экспорта), с помощью которой систематизируют всю поступающую информацию о грузах, перемещаемых разными видами транспорта через границу США. Существенное отличие инновационных технологий, применяемых таможенными органами США от технологий, применяемых в РФ заключается в преимущественном развитии систем тотального контроля и мониторинга.

В свою очередь таможенные органы Китая применяют систему мониторинга товаров, их убытия и прибытия, которая своевременно позволяет получать актуальную информацию о статусе товаров. В Китае планируют значительно сократить время проведения таможенного контроля и таможенного оформления.

Несмотря на абсолютную перспективу развития, таможенный аппарат имеет значительное количество проблем, необходимые к решению. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является отсутствие максимального эффекта таможенного контроля, который допускает через таможенную границу людей, товары и транспортные средства. Наиболее очевидным решением является внедрение инноваций, сопряжённых с таможенным контролем, своевременным и эффективным использованием передовых технических средств контроля для выявления, предупреждения и пресечения различного рода нарушений таможенного законодательства. Поэтому существует необходимость в создании взаимосвязи между таможенной сферой и автоматизированными системами сбора, хранения и обработки информации, которые используются для реализации соответствующего положения таможенных органов [11].

Также данная система позволяет минимизировать временные издержки, оказывающие вли-

яние на такие таможенные процедуры, как получение базовой информации, электронное таможенное оформление и декларирование товаров. Также, изменения касающиеся информатизации могут влиять и на социально-экономическую область. Это выполняется за счет использования передовых средств контроля, таких как управление рисками, стандартизация, унификация таможенных процедур и использование передовых информационных и коммуникационных технологий [14].

Так, электронные таможенные декларации в России в 2014 г. стали обязательными для использования и основаны в форме документации, заверенной шифровальными подписями в электронной форме. Несмотря на то, что прежнее декларирование осуществлялось участниками внешнеэкономической деятельности более 18 лет, проблемы всё еще существуют и сегодня [8]. В связи с тем, что все таможенные процедуры могут быть проведены только в официально рабочие часы таможенных органов, в утренний период происходит значительное накопление деклараций на сервере информационной системы, что приводит к определённой загруженности и затруднению эффективности работы таможенных органов. Кроме того, многие удаленные контрольно-пропускные пункты в большинстве своём пользуются спутниковой связью, поэтому информационная структура для осуществления электронных форм взаимодействия становится проблемой [13].

Внедрение оформления деклараций через программные средства и Интернет стало основой для внедрения технологии дистанционного декларирования товаров как эффективной формы таможенного администрирования. Поэтому, согласно письму Таможенной службы Российской Федерации «Об использовании технологии дистанционного выпуска продукции», на сегодняшний день существует четкое разделение работ по таможенному оформлению, в процессе которых проводится документальный и фактический контроль диагностики [9]. К главенствующим проблемам внедрения информатизации можно отнести:

1. Недостаточное соответствие ЕАИС и остальных информационных ресурсов современным вызовам.

2. Недостаточное финансирование для развития информационной инфраструктуры, позволяющей таможенной службе осуществлять новые методы таможенного администрирования.

3. Недостаточные показатели унификации автоматизированного программного обеспечения, формирующие информационно-технологическую инфраструктуру таможенных органов.

4. Допущение неточностей при корректи-

ровке электронных документов, что может привести к неполноценности и искажению документа.

5. Ошибки программного обеспечения каналов связи, сопряжённые с неравномерным покрытием территории Российской Федерации высокоскоростными каналами связи.

Целью развития ассоциации служб Российской Федерации является формирование качественно новой таможенной службы до 2030 г., насыщенной искусственным интеллектом, интеллектуальными и невидимыми законопослушными компаниями для эффективного статуса, что является целью руководящих принципов развития таможенных служб. Достижение целей возможно путем решения ряда задач:

1. Внедрение компьютерной технологии автоматического выполнения операций по таможенному оформлению без участия должностных лиц в отрасли перемещения товаров через таможенную границу Союза;

2. Использование «интеллектуальных» контрольно-пропускных пунктов может выступать в качестве пунктов для получения предварительной информации для всех органов государственного контроля, мониторинга движения транспортных средств (считывания и подтверждения регистрационного номера транспортного средства), внедрения систем электронной очереди и электронного документооборота, прохождения грузового транспорта беспилотными транспортными средствами и т.д.

3. Создать и использовать интегрированную транспортную систему на основе современных компьютерных технологий для соединения транспортной системы с комбинацией транспортных систем стран Европы и региона Всемирной таможенной организации.

4. Создание передовых технологий и систем возможных устройств автоматически предотвращает и препятствует незаконному перемещению товаров, подлежащих лицензированию.

Рассматривая тему цифровых технологий как в целом, так и в области таможенного дела необходимо уделить внимание киберфизическим системам. Системы являются основой для осуществления ряда действий, позволяющих цифровым технологиям правильно функционировать. Они отвечают за обработку и хранение данных в облачных массивах, в соответствии с чем являются определённым звеном во взаимодействии виртуального и физического пространства [12].

Киберфизические системы заключают в себе следующие основные характеристики:

1. Бесперебойный информационный обмен.

2. Действие определённых единых центров обработки и распределения данных.

3. Деятельность осуществляется в виртуальном пространстве, включающим в себя основные компоненты: средства защиты и шифрования данных, сервера, антивирусное программное обеспечение и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Цели информационной защиты цифровых технологий Figure 2. Objectives of information security of digital technologies

В соответствии со спецификой цифровых систем, можно выделить следующие факторы развития технологий в таможенном деле:

1. Постоянный мониторинг безопасности системы.

2. Применение средств шифрования для защиты каналов передачи информации.

3. Надлежащее анализирование качества действующей сети.

4. Обеспечение внутренней защиты от незаконных действий извне.

5. Создание максимально возможных условий для защиты от аварийных случаев и формирование возможности временного автономного действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении рассмотрения темы следует отметить, что дальнейшее развитие и функционирование такого государственного института, как таможенное дело, невозможно без внедрения и освоения цифровых технологий. Таможенный контроль, оказание услуг и все связанные с ними дополнительные действия в данной сфере должны осуществляться при абсолютной государственной поддержке и заинтересованности в развитии и «оцифровке» данного направления. Создание таких условий требует значительного внимания в бюджетировании и надлежащего нормативно-правового обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агамагомедова С. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты ИС, в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № 10. С. 50-55.

2. Бакаева О.Ю. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы. Вопросы экономики и права. 2019. № 128. С.27-39. DOI: 10.14451/2.128.27.

3. Бестаева Л.И., Николова А.А. Электронный документооборот как способ оптимизации бизнес-процессов. В сб. «Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики». Матер. Межд. конф. Владикавказ: ИП Цопанова А.Ю. 2018. С. 29-33.

4. Гончаров В.С., Ковалева Н.Н. Совершенствование учетно-контрольных и аналитических процессов в условиях цифровой экономики. В сб. «Статистический анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». Матер. VII Межд. н.-пр. конф. Брянск: БГИТУ. 2020. С. 100-104.

5. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Оказание содействия в проведении таможенного контроля специалистами и экспертами других государственных органов Российской Федерации. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2020. № 1(43). С. 24-29.

6. Ермакова Л.В. Внешняя торговля России: основные проблемы и тенденции развития. Финансы и учетная политика. 2018. № 2 (4). С. 5-8.

7. Калинина К.И., Лазутченкова А.А., Гудкова О.В. Инновационные технологии в организации таможенного дела. В сб. «Актуальные вопросы экономической безопасности и таможенного дела». Матер. Всерос. н.-пр. конф. Брянск: БГУ им. акад. И.Г. Петровского. 2020. С. 49-53.

8. Ковалева Н.Н., Ковалева Н.А. Использование глобальных коммуникационных ресурсов при продвижении услуг на региональном и национальном рынках. Вестник Брянского государственного университета. 2019. №1(39). С. 174-182.

9. Ковалева Н.Н., Хамяков Н.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в призме антимонопольной политики. В сб. «Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области». Матер. Всерос. н.-пр. конф. Брянск: БГУ им. акад. И.Г. Петровского. 2019. С. 87-89.

10. Коварда В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России. Вестник Евразийской науки. 2020. №4. 20ECVN420.

Реализация механизма получения электронного документа, сформированного в процессе подготовки товара к отправке, в частности электронных инвойсов, транспортных документов (авианакладная, коносамент) из «единого окна», функционирующего в иностранной юрисдикции, позволит отказаться от необходимости предоставления документов российскими участниками ВЭД, перевозчиками и другими лицами. Кроме того, документ, однократно полученный в российский сегмент «единого окна», станет доступным (в пределах установленных прав доступа) для его использования всеми государственными органами для принятия ими необходимых решений. В итоге это позволит сократить временные и финансовые затраты участников ВЭД.

REFERENCES

1. Agamagomedova S. Customs control of goods containing IP objects in the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030. Intellectual property. Industrial property. 2020. N 10. Р. 50-55. (in Russian).

2. Bakaeva O.Yu. The main directions of application of digital methods and technologies in the customs sphere: legal issues. Issues of economics and law. 2019. N 128. Р. 27-39. DOI: 10.14451/2.128.27. (in Russian).

3. Bestaeva L.I., Nikolova A.A. Electronic document management as a way to optimize business processes. Materials of the international conference «Current trends and prospects for the development of the national economy». Vladikavkaz: Tsopanova A.Yu. 2018. Р. 29-33. (in Russian).

4. Goncharov V.S., Kovaleva N.N. Improving accounting, control and analytical processes in the digital economy. Materials of the VII International scientific and practical conference «Statistical analysis of the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation». Bryansk: BSETU. 2020. Р. 100-104. (in Russian).

5. Gudkova O.V., Ermakova L.V. Rendering assistance in carrying out customs control by specialists and experts of other state bodies of the Russian Federation. Ivecofin. 2020. №1(43). P. 24-29. (in Russian).

6. Ermakova L.V. Foreign trade of Russia: the main problems and trends of development. Finance and accounting policy.

2018. N 2 (4). Р. 5-8. (in Russian).

7. Kalinina K.I., Lazutchenkova A.A., Gudkova O.V. Innovative technologies in the organization of customs affairs. Materials of the all-Russian scientific and practical conference «Current issues of economic security and customs». Bryansk: BSU named after Acad. I.G. Petrovsky.2020. Р. 49-53. (in Russian).

8. Kovaleva N.N., Kovaleva N.A. The use of global communication resources in the promotion of services on regional and national markets. Bulletin of the Bryansk State University.

2019. № 1(39). P. 174-182. (in Russian).

9. Kovaleva N.N., Khamyakov N.A. Customs and tariff regulation of foreign economic activity in the prism of antimonop-oly policy. Materials of the all-Russian scientific and practical conference «Modern antimonopoly policy of Russia: law enforcement practice in the Bryansk region». Bryansk: BSU named after Acad. I.G. Petrovsky. 2019. Р. 87-89. (in Russian).

10. Kovarda V.V., Laptev R.A. Improving the customs control system through its prospective digitalization within the framework of the development of the system of ensuring economic security of Russia. Bulletin of Eurasian Science. 2020. N 4. 20ECVN420. (in Russian).

11. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России. Вестник Евразийской науки. 2019. №4. 52ECVN419.

12. Назарова О.Г., Клименко А.Д. Информационная безопасность в период становления информационной экономики в России. Экономика. Социология. Право. 2020. №2(18). С. 35-41.

13. Новикова Т.Б. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-2. С. 186-189.

14. Понаморева А.О. Проблемы информационного обеспечения таможенных органов. Молодой ученый. 2019. № 42(280). С. 204-206.

15. Распоряжение Правительства РФ № 1388-р от 23.05.2020 «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/.

16. Рекомендация № 33 Центра ООН по упрощению торговых процедур и электронных деловых операций. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/inftech/docs _pr/conf/Documents/Rec33_2005%20.pdf.

17. Севрюкова С.В., Люлина И.О. Статистический анализ внешнеторговых операций России. Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 2. С. 315-320. DOI: 10.34755/IR0K.2020.21.32.049.

18. Тускаева М.Р., Вазагова К.З. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы. В сб. «Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики». Матер. Межд. конф. Владикавказ: ИП Цопанова А.Ю. 2018. С. 35-42.

19. Указ Президента РФ № 400 от 02.07.2021 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/.

20. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. http://customs.ru.

11. Laptev R.A., Rogov R.A. Investigation of the role of customs authorities in ensuring Russia's foreign economic security. Bulletin of Eurasian Science. 2019. N 4. 52ECVN419. (in Russian).

12. Nazarova O.G., Klimenko A.D. Information security during the formation of the information economy in Russia. Economics. Sociology. Law. 2020. N 2(18). P. 35-41. (in Russian).

13. Novikova T.B. Problems and prospects of development of digital technologies in customs. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. N 2-2. P. 186-189. (in Russian).

14. Ponamoreva A.O. Problems of information support of customs authorities. Young scientist. 2019. N 42 (280). P. 204206. (in Russian).

15. Decree of the Government of the Russian Federation N 1388-r of

23.05.2020 "Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030". http:// www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/. (in Russian).

16. Recommendation No. 33 of the United Nations Center for Trade Facilitation and Electronic Business. http://www.eura-siancommission.org/ru/act/dmi/inftech/docs_pr/conf/Docu-ments/Rec33_2005%20.pdf.

17. Sevryukova S.V., Lyulina I.O. Statistical analysis of foreign trade operations of Russia. Actual Issues of the Modern Economics. 2020. N 2. P. 315-320. DOI: 10.34755/IR0K.2020.21.32.049. (in Russian).

18. Tuskayeva M.R., Vazagova K.Z. The possibility of using the experience of foreign countries in reforming the Russian tax system. Materials of the International scientific and practical conference «Current trends and prospects for the development of the national economy». Vladikavkaz: Tsopanova A.Yu. 2018. P. 35-42. (in Russian).

19. Decree of the President of the Russian Federation N 400 of

02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/. (in Russian).

20. Official website of the Federal Customs Service of Russia. http://customs.ru. (in Russian).

Поступила в редакцию 12.11.2021 Принята к опубликованию 25.11.2021

Received 12.11.2021 Accepted 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.