Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ ЦЕРКВИ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ ЦЕРКВИ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокофьева Н. Е.

В условиях становления современной культуры информационного общества вместе с развитием самой культуры идет активный процесс разработки новых технологий изучения и сохранения культурного наследия. Выявляется изменение отношения к наследию, изменение его образа и самого понятия «наследие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL METHODS OF A RESEARCH OF PAINTING OF SAVIOUR CHURCH ON NEREDITSA HILL AS WAY OF PRESERVATION OF A MONUMENT OF CULTURAL HERITAGE

New technologies of studying and preservation of cultural heritage are being developed. The concept “heritage” is reviewed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ ЦЕРКВИ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК 94(47):004.946 1^:/АМ.о^/10.34680/2411-7951.2021.3(36).324-326

Н.Е.Прокофьева

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОСПИСИ ЦЕРКВИ СПАСА НА НЕРЕДИЦЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В условиях становления современной культуры информационного общества вместе с развитием самой культуры идет активный процесс разработки новых технологий изучения и сохранения культурного наследия. Выявляется изменение отношения к наследию, изменение его образа и самого понятия «наследие».

Ключевые слова: актуализация культурного наследия, реконструкция, виртуальная реставрация

В условиях становления современной культуры информационного общества вместе с развитием самой

культуры происходит становление новых технологий изучения и сохранения культурного наследия [1].

Развитие информационных технологий за последние два десятилетия привело к появлению новых дисциплин, характеризующихся объединением методологий и техник, типичных для точных наук, которые в настоящее время находят применение и в гуманитарных науках. Этот синтез исследовательских методов представляет, прежде всего, в области археологии и архитектуры, обновление традиционных исследований, вносящих многочисленные нововведения в традиционные методы исследования. Техника новой виртуальной реставрации используется в новых дисциплинах. Технология заключается в использовании методов компьютерной графики, как двумерных, так и трехмерных, направленных на восстановление художественного, археологического или архитектурного объекта в его полной или почти полной целостности [2].

Виртуальная (электронная) реставрация или цифровая иконографическая реставрация — данный термин появился в середине девяностых годов в сфере реставрации произведений искусства и вызвал сначала бурную дискуссию [3]. С одной стороны, сочетание двух терминов «восстановление / реставрация» и «виртуальная» было предложено как определенная концепция, которая соединяла в себе технологию и цель, и это казалось эффективным. С другой стороны, некоторые теоретики реставрации посчитали нецелесообразным называть «реставрацией» метод, который, действует на виртуальном уровне, а не на оригинале памятника, не имеет характеристик или целей восстановления материального структуры объекта. Целью же традиционной, классической, а значит, подлинной реставрации является вмешательство в объект, предполагает работы по восстановлению характеристик функциональности, эстетики и долговечности. Несмотря на терминологические споры, речь шла о виртуальной реконструкции, о новых компьютерных технологиях сохранения культурного наследия, об использовании возможностей воссоздания виртуальной реальности, в рамках методов, правил и принципов сохранения современной материальной научной реставрации.

Реставрация предусматривает набор мер и мероприятий, запланированных и направленных на сохранение физического и контекстного состояния материалов, составляющих художественный артефакт, принятие его естественного состояния.

Консервация — это понятие включает широкий спектр опосредованных способов воздействия на объект с целью прекращения процессов разрушения и снижения рисков в использовании.

Понятие «реставрация» указывает на обновление, реконструкцию, восстановление подлинности. Конечной целью этого процесса является тот или иной тип потребления «культурной ценности», интервенция, возвращение произведения в исходное состояние. На самом деле, в современной научной реставрации предлагается как можно больше ликвидировать разрушение и восстановить читаемость в процессе исторической эволюции артефакта [2]. Следовательно, восстановление представляет собой замедление процессов патологического разрушения.

В рамках решения современных проблем сохранения культурного достояния возникает вопрос о соотношении границ консервации и реставрации, поскольку современному реставратору в своей повседневной практической работе приходится применять различные методики.

Предлагается следующее толкование терминов: консервация — мероприятия, направленные на сохранение материальной подлинности объекта; реставрация — часть восстановительных работ, с целью сохранения памятника культурного наследия с минимальным вмешательством в структуру подлинника; реконструкция — специфический метод изучения, а также воссоздания разрушенного памятника, в форме научного описания, чертежа, графической реконструкции, компьютерной модели или схемы [4, с. 50].

Таким образом, на практике реставрация и консервация должны составить основу для сохранения культурного наследия.

Два условия, сохранение и восстановление, противостоят и относятся, с одной стороны, к необходимости защиты и сохранения объектов культурного наследия, а с другой стороны, рассматривают возможность их реконструкции, выход объекта из состояния, предшествующего вмешательству реставратора. Сохранение и восстановление призвано удовлетворить, с одной стороны, необходимость защиты целостности и подлинности археологического и историко-художественного наследия с минимальным вмешательством, а с другой — передачи его будущим поколениям. Еще предстоит связать эти два термина с понятием «виртуальный»,

электронный, что не подразумевает материальной реальности. На самом деле виртуальный мир (digital) не подразумевает нереальный. Числа, изображения, звуки и все остальное, созданное на компьютере, следует понимать как новый тип материальности, который имеет физическую согласованность и область принадлежности и обращения [2].

Точно так же, как реальные объекты, трехмерные модели и цифровые изображения выражают пространственность, выражают физические ценности, они могут превращаться в «материальные» объекты с помощью методов прототипирования.

В защиту виртуальной реконструкции отмечается, что каждый шаг в работе графического редактора может быть в дальнейшем дополнен или исправлен. В случае неверного решения компьютер предоставляет возможность вернуться к первоначальному варианту на любой стадии, не вторгаясь физически в объект. Это тем более важно в связи с тем, что церковь Спаса на Нередице входит в состав памятников, имеющих особый статус ЮНЕСКО.

Перед авторами проекта «Нередица» стояла задача создания виртуальной модели росписи храма при значительных утратах авторской живописи. Методология воссоздания утрат разрабатывалась, исходя из принципа восстановления полностью живописного ансамбля до его разрушения [5]. Необходимо было сочетать различные методики, такие как, использование документальных источников и цветовая реконструкция, восполнение утрат согласно аналогам.

Для того чтобы найти точное местоположение фрагментов в составе композиции, необходимо было представлять точную графическую схему авторской росписи. С использованием компьютерных технологий представляется возможным «собирание» стенописи из отдельных фрагментов при имеющихся довоенных документальных источниках. В реставрационной практике для переноса всех определенных по местоположению в композиции фрагментов на поверхность стены храма предполагается использовать компьютерные проекции [6, с. 190].

Благодаря данной методологии актуализируется идея реставрации о сохранении объекта в максимально возможной неприкосновенности. Если восстановленная композиция будет смонтирована на первоначальную кладку в памятнике, то в дальнейшем, на следующих этапах реставрация росписи возможна вне памятника, на уровне компьютерной модели, а затем непосредственно в храме.

Виртуальная реконструкция представляет собой эффективный инструмент исследования памятника для археологов, реставраторов и искусствоведов. Фактически многие художественные объекты не могут быть реставрированы из-за отсутствия соответствующих технических решений; из-за предыдущих неудачных восстановительных вмешательств; из-за отсутствия точной документации, которая позволяет понять, как может быть восстановлен художественный актив; из-за невозможности физического воздействия. Цифровые технологии предоставляют большие возможности для создания компьютерных моделей архитектурных памятников как многослойных материальных объектов. Благодаря цифровой обработке, выполняемой с помощью компьютерных графических программ, виртуальные реконструкции позволяют представить первоначальный облик памятника культуры.

1. Замятин Д.Н. Историко-культурное наследие Севера: моделирование геогр. образов // Обсерватория культуры. 2007. № 3. С. 64.

2. Limoncelli М. Applicazioni Digitali per l'Archeologia il Restauro Virtuale [Электр. ресурс] // Digltalia. 2011. Anno VI. Numero 1. P. 4259. URL: http://www.academia.edu/2463870/Applicazioni_Digitali_per_lArcheologia_il_Restauro_Virtuale (дата обращения: 15.04.2020).

3. Никонова А.А. Визуальные технологии и сохранение культурного наследия России [Электр. ресурс] // Вестник СПбГУКИ. 2014. № 1(18). С. 49-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-tehnologii-i-sohranenie-kulturnogo-naslediya-rossii (дата обращения: 15.04.2020).

4. Зверев В.В. О толковании основных терминов в научной реставрации // Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989. С. 44-59.

5. Проект «Нередица — связь времен» [Электр. ресурс] // Архитектура и настенная живопись новгородской церкви Спаса Преображения на Нередице: мультимед. информ. система. URL: http://nereditsa.ru (дата обращения: 15.04.2020).

6. Федоренко Т.К. Экспонирование руинированной монументальной живописи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. N° 7. Часть 2 (21). С. 189-192.

References

1. Zamyatin D.N. Istoriko-kul'turnoe nasledie Severa: modelirovanie geogr. obrazov [Historical and cultural heritage of the North: modelling geographic Patterns]. Observatoriya kul'tury, 2007, no. 3, p. 64.

2. Limoncelli M. Applicazioni Digitali per l'Archeologia il Restauro Virtuale. Digltalia, 2011, Anno VI, no. 1, pp. 42-59. Available at: http://www.academia.edu/2463870/Applicazioni_Digitali_per_lArcheologia_il_Restauro_Virtuale (accessed: 15.04.2020).

3. Nikonova A.A. Vizual'nye tekhnologii i sokhranenie kul'turnogo naslediya Rossii [Visual technologies and the preservation of Russia's cultural heritage]. Vestnik SPbGUKI, 2014, no. 1(18), pp. 49-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-tehnologii-i-sohranenie-kulturnogo-naslediya-rossii (accessed: 15.04.2020).

4. Zverev V.V. O tolkovanii osnovnykh terminov v nauchnoy restavratsii [On the interpretation of basic terms in scientific restoration]. Coll. of papers "Khudozhestvennoe nasledie". Moscow, 1989, pp. 44-59.

5. Proekt "Nereditsa — svyaz' vremen" [Project "Nereditsa. Link of times"]. Arkhitektura i nastennaya zhivopis' novgorodskoy tserkvi Spasa Preobrazheniya na Nereditse: mul'timed. inform. sistema. Available at: http://nereditsa.ru (accessed: 15.04.2020).

6. Fedorenko T.K. Eksponirovanie ruinirovannoy monumental'noy zhivopisi [Exposition of ruined monumental painting]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie, Voprosy teorii i praktiki, 2012, no. 7, part 2 (21), pp. 189192.

Prokofieva N.E. Digital methods of a research of painting of Saviour Church on Nereditsa Hill as way of preservation of a monument of cultural heritage. New technologies of studying and preservation of cultural heritage are being developed. The concept "heritage" is reviewed.

Keywords: actualization of the cultural heritage, reconstruction, virtual restoration.

Сведения об авторе. Наталья Евгеньевна Прокофьева — канд. ист. наук, доцент кафедры философии, культурологии и социологии; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Гуманитарный институт; ORCID: 0000-0002-5867-0563; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.02.2021. Принята к публикации 15.03.2021.

Ссылка на эту статью: Прокофьева Н.Е. Цифровые методы исследования росписи церкви Спаса на Нередице как способ сохранения памятника культурного наследия // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 3(36). С. 324-326. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).324-326

For citation: Prokofieva N.E. Digital methods of a research of painting of Saviour Church on Nereditsa Hill as way of preservation of a monument of cultural heritage. Memoirs of NovSU, 2021, no. 3(36), pp. 324-326. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.3(36).324-326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.