Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хмелевская Алина Григорьевна

Цифровые коммуникативные технологии не только оказывают значительное влияние на личность в целом, но и изменяют представления о телесности. Данный аспект создает необходимость рассмотрения таких проблем, как недоступность и разрозненность целостного облика личности в виртуальном пространстве, поиск способов его репрезентации в оптимальной форме, а также влияние подобных трансформаций на мировоззрение человека. В статье проведен аналитический обзор исследований, посвященных изучению изменений, которые послужили триггером для появления новых форм взаимодействия и оказали влияние на способы коммуникации, осознание телесности, механизмов самопрезентации и формирования идентичности, а также на возможные риски, связанные с быстрыми и кардинальными трансформациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND THE TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT HUMAN PHYSICALITY

Digital communication technologies have a significant impact on both the personality as a whole and change perceptions of physicality. This aspect makes it necessary to consider such problems as the inaccessibility and fragmentation of the holistic image of a person in the virtual space, the search for ways to represent it in an optimal form, as well as the impact of such transformations on a person's worldview. The article provides an analytical review of studies devoted to the study of changes that served as a trigger for the emergence of new forms of interaction and influenced the ways of communication, awareness of physicality, mechanisms of self-presentation and identity formation, as well as possible risks associated with rapid and radical transformations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 004.946

DOI: 10.31249/scis/2023.01.06

Хмелевская А.Г.*

ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Khmelevskaya A.G.

DIGITAL COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND THE TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT HUMAN PHYSICALITY

Аннотация. Цифровые коммуникативные технологии не только оказывают значительное влияние на личность в целом, но и изменяют представления о телесности. Данный аспект создает необходимость рассмотрения таких проблем, как недоступность и разрозненность целостного облика личности в виртуальном пространстве, поиск способов его репрезентации в оптимальной форме, а также влияние подобных трансформаций на мировоззрение человека. В статье проведен аналитический обзор исследований, посвященных изучению изменений, которые послужили триггером для появления новых форм взаимодействия и оказали влияние на способы коммуникации, осознание телесности, механизмов самопрезентации и формирования идентичности, а также на возможные риски, связанные с быстрыми и кардинальными трансформациями.

Ключевые слова: цифровизация; виртуальные технологии; цифровые коммуникации; личностная идентичность; телесность.

* © Хмелевская Алина Григорьевна - аспирант кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета, Курск, Россия (e-mail: alina. xm@yandex. ru).

Khmelevskaya Alina G. - postgraduate student of the Department of Philosophy and Sociology of the Southwest State University, Kursk, Russia (e-mail: alina. xm@yandex. ru).

Abstract. Digital communication technologies have a significant impact on both the personality as a whole and change perceptions of physicality. This aspect makes it necessary to consider such problems as the inaccessibility and fragmentation of the holistic image of a person in the virtual space, the search for ways to represent it in an optimal form, as well as the impact of such transformations on a person's worldview. The article provides an analytical review of studies devoted to the study of changes that served as a trigger for the emergence of new forms of interaction and influenced the ways of communication, awareness of physicality, mechanisms of self-presentation and identity formation, as well as possible risks associated with rapid and radical transformations.

Keywords: digitalization; virtual technologies; digital communications; personal identity; physicality.

Введение в проблему

Значительное количество философских, культурологических и психологических исследований посвящено изучению степени влияния современных цифровых технологий, ставших неотъемлемой частью жизни, на способы коммуникации, осознание телесности, способы самопрезентации и формирования идентичности личности. По мнению большинства авторов, бытие нового поколения представляет собой синтез цифрового и предметного миров, а виртуальность воспринимается как продолжение реальности, определяемой как «гибридное бытие».

Происходит формирование альтернативного жизненного пространства, где человек погружен в быстро меняющийся информационный поток. Это вносит коррективы в его жизнедеятельность, затрагивает мировоззрение и процессы социализации. Вследствие появления нового способа коммуникации возникает также необходимость в конструировании виртуального образа личности с использованием предложенных цифровой средой инструментов. Подобная двойственность бытия приводит к тому, что человек стремится определить себя, свое «Я» и свое существование.

Авторы работ, посвященных данной проблеме, анализируют изменения, послужившие триггером для появления новых форм взаимодействия человека с собой и миром и оказавшие влияние на

способы: коммуникации (А.В. Конева, К.В. Исаева и др.); осознание телесности (Л.Д. Александрова, А.Е. Войскунский, В.О. Богданова и др.); самопрезентации (Л.Ю. Бронзино, В.А. Емелин) и идентичности (Е.О. Труфанова, А.А. Лисенкова, Е.Н. Чуева и др.), а также на возможные риски, связанные с быстрыми и кардинальными трансформациями (И.А. Асеева, Л.В. Баева, Е.О. Труфанова и др. ).

Цифровые коммуникации и телесность

Одно из важных условий для формирования и развития личности - общение. По статистическим данным агентства We Are Social и сервиса для SMM Hootsuite, на начало 2023 г. социальные сети насчитывают 4,76 млрд пользователей, что составляет чуть менее 60% населения, а среднее время общения онлайн составляет 2,5 часа в сутки [We Are Social, 20231. Данная статистика подтверждает, что времяпрепровождение в цифровом мире является неотъемлемой частью жизни и коммуникаций современного человека.

С одной стороны, взаимодействие с другими людьми в цифровой среде более удобно и упрощенно, а с другой - вызывает ряд проблем и рисков, связанных с тем, что другие не представлены в своей живой телесности. Здесь мы сталкиваемся с новым пространством телесности современного общества - с информационной телесностью [Лопато, 2020, с. 378]. Отсутствие прямого контакта между людьми вызывает трудности в установлении связи с собеседником путем невербальных сигналов. Поэтому сегодня активно обсуждается вопрос антропологической трансформации самого субъекта: вовлеченный в сетевую коммуникацию, он имеет возможности для конструирования множества образов своего «виртуального тела» [Войскунский, 2013, с. 105 ; Богданова, 2021, с. 42].

На этапе формирования цифровых коммуникаций исследователи рассматривали действия человека в новом пространстве в качестве альтернативы реальным и указывали на неполноценность такого общения. Высокая степень анонимности пользователя позволяла конструировать виртуальный образ и имидж, часто не соответствующий реальности [Емелин, 2015, с. 156 ; Баева, 2016, с. 14]. Е.О. Труфанова подчеркивает, что «это было пространство

свободы и эскапизма» [Труфанова, 2021, с. 126], куда люди «уходили», чтобы оказаться в ином кругу общения, за возможностью реализации своих скрытых желаний, за новизной впечатлений, за «пиратскими» цифровыми «сокровищами» [Человек в цифровую эпоху ..., 2022, с. 105]. Ввиду некой свободы действий в Сети возникло большое количество негативных аспектов, таких как мошенничество, интернет-аддикции, кризисы идентичности и т.д. Однако канадский философ Г.М. Маклюэн, сторонник технологического детерминизма, отмечал, что развитие культуры происходит за счет расширений человека, технические изобретения не мешают, а только стимулируют его активность [Маклюэн, 2003]. Новые процессы требуют совершенствования, систематизации, правового и этического регулирования, которые позволят человеку положительно использовать потенциал технологий.

По мнению Н. Исаевой, «совместная деятельность, осуществляемая в виртуальном пространстве жизни, оказывается изматывающей ввиду недоступности телесных сигналов другого, асинхронности и затруднений в коммуникации» [Исаева, 2021, с. 497]. В.О. Богданова, поддерживающая данную позицию, считает, что «отсутствие невербальных сигналов при общении в какой-то степени подавляет эмоциональную сферу человека» и что «посредством обмена чередой сообщений, изображений, аудиозаписей» и из-за «высокой степени абстрагирования виртуальной коммуникации искажается представление о том, что за "аватаром" скрывается живой человек, который может испытывать сильные эмоции и чувства» [Богданова, 2022, с. 20]. В искусственной реальности тело превращается в симулякр, воплощением которого является создание множественных виртуальных образов тела [Бронзино, 2011, с. 15].

По мнению Д.М. Ивановой, тело реализует существование личности, предоставляя ему возможность осознания своей идентичности как набора представлений о себе и идентификации себя с определенной социальной группой [Иванова, с. 824]. Человек пытается обнаружить самого себя среди множества образов, существующих в его сознании и представлениях окружающих людей. В информационно-цифровом пространстве проекцией физической телесности является виртуальный образ - «аватар» как один из способов поиска и осознанного конструирования «Я-образа».

Антропологическая трансформация в цифровой среде

Одной из характерных черт современной культуры является тенденция к тотальной визуализации, а в процессе восприятия информации главным оказывается не текстовый символ, а зрительный образ. Мировосприятие человека становится визуальным. Л.В. Кривых отмечает, что «включенность индивида в социокультурное фактически задает конфигурацию "культурного тела", не совпадающего с границами физического и являющегося некой идеальной формой, посредством которой человек представляет свое Я другим и себе» ГКривых, 2010, с. 1281. Я.Б. Баричко сопоставляет телесность в киберкультуре с биопсихическим пониманием тела как способную принять любую форму «soma» (как в Древней Греции - тело, не имеющее четких границ между внешним и внутренним) и «corpus» (как в Древнем Риме - социально и культурно закрепленное, юридически ограниченное тело), а визуальный образ считает главным средством воздействия на субъекта в условиях современной культуры [Баричко, 2013, с. 17].

Рассмотрим некоторые исторические аспекты, чтобы проследить за трансформацией телесности в цифровом пространстве. Первой формой цифровой телесности был персонифицируемый аккаунт на той или иной площадке, имеющий ограниченное количество возможностей самопрезентации. Имя пользователя, фото и текстовый раздел «о себе» - это все, что было предложено пользователю. Подобные аккаунты создавались легко, персональная верификация не требовалась, и это привело к появлению большого количества «поддельных» личностей. Высокая степень анонимности также способствовала поведению, противоречащему общественным нормам. Человек не в полной мере отождествлял свой виртуальный профиль как продолжение себя, а следовательно, практически не нес ответственности за свои действия в процессе коммуникации.

Первыми платформами для межличностного общения стали также онлайн-игры. По данным социологического опроса, проведенного Е.Н. Чуевой, для 89% респондентов онлайн-игра - это возможность общения с другими игроками, в то же время 74% респондентов отмечают, что поддерживают реальное общение с теми же людьми за пределами онлайн-игры [Чуева, 2020, с. 115]. Ве-

роятно, одна из причин большей популярности онлайн-игр в качестве площадки для коммуникации в отличие от социальных сетей - возможность более полного конструирования цифрового тела своего персонажа. На начальном этапе развития игровой индустрии на выбор предоставлялся персонаж с заранее заданными характеристиками (по аналогии с литературным героем), однако вскоре появилась возможность персонификации и детальной настройки пользователем собственного уникального образа. Внутри игрового мира в процессе общения человек отождествляет своего собеседника именно с образом (аватаром), чаще всего представленным трехмерным объектом, более комфортным для восприятия. Несоответствие образа персонажа реальной личности и анонимность в онлайн-играх, напротив, способствуют коммуникации и открытости, поскольку позволяют отбросить общественные стереотипы. По мнению О.В. Богдановой именно «создание виртуальных образов является необходимым в процессе социализации представителей цифрового поколения» [Богданова, 2022, с. 21].

В поисках подходящей для коммуникации формы цифровой телесности социальные сети также вносят изменения и расширяют функционал. С целью решения проблемы отсутствия невербальных сигналов в процессе коммуникации разработчики социальных сетей внедрили инструменты общения посредством аудио- и видеосообщений, проведения видеоконференций в онлайн-режиме. Однако пандемия хорошо показала, что этот тип коммуникаций неудобен. Вопреки предположениям формат видеосвязи вызвал феномен комплексного проживания усталости от Zoom, описанный С. Кранфордом [Cranford, 2020]. А.Н. Исаева говорит о том, что «во время виртуальной видеокоммуникации просодика и экстралингвистика в невербальном поведении другого еще могут быть нам доступны, но телесная экспрессия личности, неосознаваемые телесные реакции и активность тела в пространстве практически не выражены, не видны» [Исаева, 2021, с. 495]. Сигнал часто теряется, разговор становится несвязным и люди предпочитают прерывать видеосвязь. Следует отметить, что во время видеосвязи обнаружились и этические проблемы нарушения личных границ человека из-за рисков трансляции частной жизни (дизайна комнаты на заднем фоне, детей и домашних животных, случайно созда-

ющих помехи и т.д.) [Сычев, 2021]. Отсутствие подходящего оборудования в домашних условиях для качественной видео- и аудиотрансляции также наносит ущерб самопрезентации личности.

Некоторые компании активно тестируют различные способы устранения данных проблем. Важную роль в этом сыграло развитие искусственного интеллекта и машинного обучения, позволившее использовать алгоритмы «компьютерного зрения» для отслеживания мимики, движений и положения тела в режиме онлайн с помощью видео, а также «озвучивания» речи по движению губ.

Одной из первых успешно запущенных функций стала возможность «размытия» и замены фонового изображения, коррекции освещения, а затем и полная замена человека виртуальной трехмерной копией, повторяющей движения, мимику, направление взгляда в режиме реального времени. Разработаны приложения, позволяющие заменить видеопоток с веб-камеры для любого видеозвонка на трехмерное изображение заранее настроенного персонажа, которое накладывается на видео частично (заменяя лицо) или полностью. Здесь мы видим связь аватара, внедренного в процесс коммуникации, с телесностью игровой индустрии.

Репрезентация тела пользователя в виртуальной среде играет ключевую роль в достижении эффекта погружения. По мнению П.И. Браславского, «мы имеем новое пространство телесности современного общества - с "информационной телесностью". Так, даже схематичное изображение внутри трехмерной сцены руки, которая повторяет все движения руки пользователя, играет роль "перцептивного якоря" (опорного элемента восприятия) в искусственном компьютерном мире» [Браславский, 2004, с. 160]. Такой эстетизированный аватар обладает большей гибкостью, поскольку контролируется и корректируется в зависимости от изменившихся условий коммуникации в цифровой среде, а также возвращает себе некую анонимность (чувство защищенности). В.О. Богданова отмечает, что «раньше субъект собственными усилиями преодолевал противоречие между тем, каким он хочет быть, и тем, каким ему позволяют быть внешняя действительность и другие люди, то теперь, вступая в сетевое сообщество, он временно снимет это противоречие, создавая свой образ, отвечающий сетевым установкам» [Богданова, 2021, с. 42].

Еще большими функциями обладает стремительно развивающаяся технология виртуальной реальности (УБ), использующая дополнительные устройства - шлемы. УБ, по мнению Я.А. Охримчук, «способна обеспечить включение полного спектра как вербальных, так и невербальных сигналов, в особенности, если аватар собеседника контролируется с помощью полного захвата движения лица и тела» [Охримчук, 2022, с. 502]. Эта технология позволяет погрузиться в виртуальную среду полностью. Иллюзия места включает в себя человека, который психологически чувствует, что он присутствует в виртуальной среде, используя свое тело для восприятия окружающего его мира, осматривая и поворачиваясь, дотягиваясь до объектов и манипулируя ими, а также слушая, как в реальном мире. Иллюзия правдоподобия воспринимает события в виртуальной среде так, как если бы они происходили на самом деле, потому что виртуальная среда реагирует на действия участников и может спонтанно вызывать реакции участников [Исаева, 2021, с. 493]. Однако на данном этапе технология полного погружения имеет неэргономичную конструкцию и высокую стоимость, что не позволяет ей стать массовой.

Положительными факторами формирования связи между цифровым образом и личностью стали процесс верификации акка-унтов и повышение качества защиты данных на различных площадках. С.Н. Макеев отмечает, что «таким образом социальные сервисы обеспечили практически полную идентификацию реальной личности в виртуальном мире, которая происходит мгновенно каждый раз не только при входе в собственный профиль социальной сети, но и при использовании других информационных ресурсов сети Интернет» [Макеев, 2015, с. 128]. Теперь пользователю нужно проходить регистрацию и конструировать свой образ на каждой площадке отдельно, что отнимает много времени и создает ощущение разрозненности цифровой личности. Поэтому в настоящее время идет активное обсуждение вопроса, связанного с созданием метавселенных и объединением персональных данных и образов с различных площадок в одну глобальную, где человеку необходимо будет настроить свой аккаунт и «путешествовать» внутри виртуального мира.

Заключение

Визуализация и скорость передачи сообщения создают свои тенденции телесности, где мы наблюдаем удивительные взаимопроникновения архаических / этнических / субкультурных и фантастических образов в сферу моды, стиля жизни, эталонов красоты, мужественности и женственности [Александрова, Трушникова, 2018].

Таким образом, телесность личности, являясь частью коммуникативного процесса, с появлением технологий виртуального общения проявляет себя в новой форме «аватара» и влияет на формирование идентичности личности. Площадками для создания публичного имиджа стали социальные сети и онлайн-игры, а способом поиска и осознанного конструирования «Я-образа» выступает цифровая телесность. Однако ряд исследователей отмечают, что индивиду затруднительно ориентироваться в перенасыщенном и быстроменяющемся цифровом пространстве с большим количеством идеализированных, брендированных образов.

Вместе с развитием цифровых технологий форма репрезентации личности трансформировалась от абстрактного профиля до персонализированного аватара, имеющего гибкие настройки. Поиск решений проблемы недостаточной передачи невербальных сигналов и способов самопрезентации способствует значительному «усложнению» цифровой телесности и вызывает обратное влияние как на процесс коммуникации, так и на формирование личности. Возникают более сильные связи между цифровым и реальным образами человека.

Список литературы

Александрова Л.Д., Трушникова Е.Л. Философское прогнозирование будущего и трансформация телесности в контексте цифровой культуры // Социум и власть. - 2018. - № 6 (74). - С. 91-97.

Асеева И.А. Проблема приватности в цифровую эпоху // Науковедческие исследования. - 2020. - С. 36-50. - Б01: 10.31249/^/2020.00.03.

Баева Л.В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет-игровой зависимости (IGD) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2016. - № 1 (11). - С. 7-19.

Баричко Я.Б. Телесность в массмедиа образах : специальность 24.00.01: Теория и история культуры : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30377452 (дата обращения: 24.02.2023).

Богданова В.О. Телесность в цифровую эпоху // Возможности и угрозы цифрового общества : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 15 апреля 2021 г. - Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью «Цифровая типография», 2021. - С. 42-45. - URL: http://www. elibrary.ru/item.asp?id=46361272 (дата обращения: 19.02.2023).

Богданова В.О. Экзистенциальный подход к исследованию бытия цифрового поколения // Социум и власть. - 2022. - № 3 (93). - С. 17-24.

Браславский П.И. Тело как интерфейс : антропологические аспекты современных коммуникаций // Эпистемы. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. - Вып. 3 : Язык. Дискурс. Текст : материалы межвузовского семинара : альманах. - С. 156-165.

Бронзино Л.Ю. Концепция симулякра Жана Бодрийяра : методология «алеаторного мышления» и трансформация субъекта в обществе потребления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. - 2011. -№ 1. - С. 11-23.

Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 2. - С. 98-121.

Гуров О.Н., Зограбян Е.П., Свяцкая А.М. Трансформация человеко-раз-мерного мира в условиях развития мета-вселенных // Шестые Лемовские чтения : сборник материалов Международной научной конференции памяти Станислава Лема, Самара, 29-31 марта 2022 г. - Самара : Общество с ограниченной ответственностью «САМАРАМА», 2022. - С. 45-51. - URL: http://www.elibrary.ru/ item.asp?id=50112649 (дата обращения: 19.02.2023).

Емелин В.А. Человек технологический. Трансформация идентичности в условиях развития информационного общества // Философские науки. - 2015. -№ 2. - С. 154-157.

Иванова Д.Н. Телесность как аспект формирования идентичности // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы : материалы VII Международной научной конференции, Саратов, 15 апреля 2019 г. - Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2019. - С. 822-827. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38527233 (дата обращения: 18.02.2023).

Исаева А.Н. «Бестелесность» личности в условиях виртуальной культуры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18, № 3. - С. 491505.

Кривых Л.В. «Культурное тело» как инструмент коммуникации // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4. - С. 127-131.

Куликова С.В., Шеяфетдинова Н.А., Маклаков В.В. Взаимодействие в ки-берпространстве : принципы и формы. - Москва : Академия МНЭПУ, 2018. -269 с.

Лопато Е.С. Информационный мир : иллюзия, игра или новая телесность // Человек в цифровой реальности: технологические риски : материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Тверь, 07-08 апреля 2020 г. - Тверь : Тверской государственный технический университет, 2020. - С. 376-379. - URL: http:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43953438 (дата обращения: 20.02.2023).

Макеев С.Н., Макеев А.Н. Проблемы идентификации личности в социальных сетях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 83 (58). - С. 127-129.

Маклюэн Г.М. Понимание медиа : внешние расширения человека. -Москва ; Жуковский : КАНОН пресс Ц : Кучково поле, 2003. - 464 с.

Николаенко Д.А. Проблематика телесности в контексте исследований коммуникации // Ученые записки Крымского федерального университета им.

B.И. Вернадского. Философия. Культурология. Политология. - 2013. - Т. 26, № 4 (65). - С. 239-245. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24333911 (дата обращения: 24.02.2023).

Охримчук Я.А. Особенности коммуникации в виртуальной реальности // Коммуникативные практики современной молодежи: перспективы и вызовы : материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 15-16 сентября 2022 г. - Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. -2022. - С. 498-503. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49837852 (дата обращения: 24.02.2023).

Сычев А.А. Этикет и этика видеоконференций // Ведомости прикладной этики. - 2021. - № 57. - С. 74-82.

Труфанова Е.О. Эскапизм : между природой и культурой // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - № 1. - С. 125-134. - DOI: 10.37482/2287-1505-V081

Человек в цифровую эпоху / Дыдров А.А., Невелева В.С., Тихонова С.В., Труфанова Е.О. // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2022. - № 4(34). -

C. 102-122. - DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-102-122

Чуева Е.Н., Москоленко Д.В. Особенности идентификации личности с игровыми персонажами онлайн-игр // Ярославский педагогический вестник. - 2020. -№ 2 (113). - С. 112-120. - DOI: 10.20323/1813-145 X-2020-2-113-112-120. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43064883 (дата обращения: 24.02.2023).

Ярославцева Е.И. Экоустойчивость человека и динамичность цифрового мира // Горизонты гуманитарного знания. - 2017. - № 2. - С. 62-70. - DOI: 10.17805/ggz. 2017.2.6

Cranford S. Zoom fatigue, hyperfocus, and entropy of thought // Matter. -2020. - Vol. 3 (3). - P. 587-589.

We Are Social. Digital 2023 : Global Overview Report [Electronic resource]. -URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (дата обращения: 18.02.2023).

References

Alexandrova L.D., Trushnikova E.L. (2018). Philosophical forecasting of the future and transformation of physicality in the context of digital culture. Society and power. № 6 (74), pp. 91-97 (in Russ.)

Aseeva I.A. (2020). The problem of privacy in the digital age. Studies of Science. Pp. 36-50. DOI 10.31249/scis/2020.00.03 (in Russ.)

Baeva L.V. (2016). Virtualization of human life space and problems of Internet gambling addiction (IGD). Philosophical problems of information technologies and cyberspace. Vol. 1 (11), pp. 7-19 (in Russ.)

Barichko Ya.B. (2013). Corporeality in mass media images : specialty 24.00.01 «Theory and history of culture» : abstract of the dissertation for the degree of candidate of cultural studies. St. Petersburg. Pp. 1-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=30377452 (date of access: 24.02.2023) (in Russ.)

Bogdanova V.O. (2021). Corporeality in the digital age // Opportunities and threats of the digital society : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, April 15, 2021. Yaroslavl : Digital Printing House Limited Liability Company. Pp. 42-45. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=46361272 (date of access: 19.02.2023) (in Russ.)

Braslavsky P.I. (2004). The body as an interface : anthropological aspects of modern communications. Epistemes. Yekaterinburg : Publishing House. Ural State University. Iss. 3 : Language. Discourse. Text : materials of the interuniversity seminar: almanac. Pp. 156-165 (in Russ.)

Bronzino L.Yu. (2011). The concept of the simulacrum by Jean Baudrillard : the methodology of «aleatoric thinking» and the transformation of the subject in the consumer society. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series : Sociology, no. 1, pp. 11-23 (in Russ.)

Chueva E.N., Moskolenko D.V. (2020). Peculiarities of personal identification with game characters of online games. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 2 (113), pp. 112-120 (in Russ.)

Cranford S. (2020). Zoom fatigue, hyperfocus, and entropy of thought. Matter. Vol. 3 (3), pp. 87-589.

Dydrov A.A., Neveleva V.S., Tikhonova S.V., Trufanova E.O. (2022). Man in the digital age. Praxema. Problems of visual semiotics. No. 4 (34), pp. 102-122. - DOI 10.23951/2312-7899-2022-4-102-122 (in Russ.)

Emelin V.A. (2015). Technological man. Transformation of Identity in the Conditions of Development of the Information Society. Philosophical Sciences. No. 2, pp. 154-157 (in Russ.)

Gurov O.N., Zograbyan E.P., Svyatskaya A.M. (2022). Transformation of the human-dimensional world in the context of the development of meta-universes. Sixth

Lem Readings : Proceedings of the International Scientific Conference in Memory of Stanislav Lem, Samara, March 29-31, 2022. Samara : Limited Liability Company SAMARAMA, 2022. P. 45-51. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=50112649 (date of access: 19.02.2023) (in Russ.)

Isaeva A.N. (2021). «Incorporeal» personality in a virtual culture. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 18, no. 3, pp. 491-505 (in Russ.)

Ivanova D.N. (2019). Corporeality as an aspect of identity formation. Actual problems of social and humanitarian sciences and education : essence, concepts, prospects : Proceedings of the VII International Scientific Conference, Saratov, April 15, 2019. Saratov : Publishing house «Saratov source». Pp. 822-827. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=38527233 (date of access: 18.02.2023) (in Russ.)

Krivykh L.V. (2010). «Cultural body» as a communication tool. Knowledge. Understanding. Skill. No. 4. pp. 127-131 (in Russ.)

Lopato E.S. (2020). Information world : illusion, game or new physicality. Man in digital reality : technological risks : Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 75th Anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, Tver, April 07-08, 2020. Tver : Tver State Technical University. Pp. 376-379. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=43953438 (date of access: 20.02.2023) (in Russ.)

Makeev S.N., Makeev A.N. (2015). Problems of personal identification in social networks. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. No. 8-3(58), pp. 127-129 (in Russ.).

McCluhan G.M. (2003). Understanding Media : External Extensions of a Person. Moscow ; Zhukovsky : CANON-press-C ; Kuchkovo field. 464 p. (in Russ.)

Nikolaenko D.A. (2013). The problem of corporeality in the context of communication research. Uchenye zapiski of the Crimean Federal University named after V.I.V. I. Vernadsky. Philosophy. Culturology. Political science. Vol. 26, no. 4 (65), pp. 239-245. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24333911 (date of access: 24.02.2023) (in Russ.)

Okhrimchuk Ya.A. (2022). Features of communication in virtual reality // Communication practices of modern youth : prospects and challenges: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Nizhny Novgorod, September 1516, 2022. Nizhny Novgorod : National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky. Pp. 498-503. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49837852 (date of access: 24.02.2023) (in Russ.)

Sychev A.A. (2021). Etiquette and ethics of videoconferencing. Gazette of Applied Ethics. No. 57, pp. 74-82 (in Russ.)

Trufanova E.O. (2021). Escapism : between nature and culture. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences. No. 1, pp. 125-134 (in Russ.)

Voiskunsky A.E., Evdokimenko A.S., Fedunina N.Yu. (2013). Network and real identity : a comparative study. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 10, no. 2, pp. 98-121 (in Russ.)

We Are Social. Digital 2023: global overview report [Electronic resource]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (date of access:18.02.2023).

Yaroslavtseva E.I. (2017). Human environmental sustainability and the dynamism of the digital world. Horizons of Humanitarian Knowledge. No. 2, pp. 62-70 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.