IIМеждународная научно-практическая конференция УДК 372.881.1
DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1143-6-2020-316-320
Садриева Гузель Абелхасановна Sadrieva Guzel Abelkhasanovna
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Набережночелнинский государственный педагогический университет Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
DIGITAL STORYTELLING IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования инновационных технологий в языковом образовании. Особое внимание уделяется формированию иноязычной коммуникативной компетенции с помощью цифрового сторителлинга. В работе приводятся примеры инновационных ресурсов, способствующих развитию коммуникативных навыков, рассматривается цифровой инструментарий, позволяющий эффективно организовать процесс обучения иностранным языкам.
Abstract: The article discusses the features of using innovative technologies in language education. Special attention is paid to the formation of foreign language communicative competence using digital storytelling. The paper provides examples of innovative resources that contribute to the development of communication skills, and considers digital tools that allow you to organize the process of teaching foreign languages effectively.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, языковое образование, цифровизация образования, инновационные технологии, сторителлинг, цифровой сторителлинг, повествование.
Key words: foreign language communicative competence, language education, digitalization of education, innovative technologies, storytelling, digital storytelling.
На современном этапе основной целью обучения иностранному языку. является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В условиях современного полилингвального и мультикультурного мира коммуникативные навыки в устной и письменной формах с носителями языка у
316
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований обучающихся становятся необходимым условием их учебного прогресса. Несмотря на то, что все большее количество образовательных программ направлены на формирование, в основном, умений устного общения, развиваются, прежде всего, навыки аудирования и письма, но не говорения. Много внимания уделяется обучению переводу и запоминанию грамматических конструкций.
Образование неизбежно движется к цифровизации. Перед современным учителем иностранного языка встает вопрос о грамотном выборе и использовании цифровых ресурсов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В соответствии с требованиями цифровой экономики в образовательных организациях возникает необходимость создания условий для повышения цифровой грамотности обучающихся, соответственно и модернизации структуры образовательного процесса, внедрения цифровых инструментов в образовательную деятельность.
В рамках приоритетного направления современного образования, цифровизации обучения, цифровой сторителлинг (англ. digital storytelling -«цифровое повествование») становится одной из эффективных инновационных педагогических техник, реализующих формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием цифрового инструментария в процессе обучения иностранным языкам.
«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») - рассказывание историй - метод, который эффективно используется в системе образования, основанный на применении определенным образом структурированных историй с различными героями, способствующий решению педагогических задач обучения, развития, мотивации и наставничества. Сторителлинг развивает воображение и креативность, способствует налаживанию отношений, сближению, что является важным в построении доверия и научении сопережеванию, помогает преодолевать страх публичного выступления, учит владеть вниманием аудитории, не бояться её. Живое общение благоприятствует обмену эмоциями,
//Международная научно-практическая конференция более того простое проговаривание своей истории позволяет достичь психотерапевтического эффекта. [1, 2]
Традиционно выделяются следующие виды сторителлинга: устный, письменный и цифровой или мультимедийный сторителлинг, каждый из которых имеет свои особенности. Устный сторителлинг является неотъемлемом частью публичных выступлений. Журналисты занимаются изучением особенностей письменного сторителлинга, основных принципов и приемов письменного повествования.
Традиционное повествование - это мощное средство воспитания. Интегрируя различные средства, студенты приобщаются рассказывать интересные, колоративные истории. Возможно, более важно то, что таким образом они учатся работать с информацией из различных источников; другими словами, они развивают свою информационную грамотность наряду с коммуникативными способностями. Кроме того, поскольку большинство цифровых рассказов (по крайней мере, на этапе создания) выполняется облучающимися в парах или небольших группах, обучающиеся осваивают навыки командной работы, сотрудничества и межличностного общения, которые в свою очередь являются ключевыми элементами в развитии основных навыков грамотности.
К преимуществам цифрового сторителлинга можно отнести следующие: большая возможность эксперимента; быстрая обратная связь; яркий, обоснованный, визуализированный формат подачи информации; активное вовлечение обучающихся в учебно-познавательную деятельность; индивидуализация обучения; огромное количество ресурсов; автоматизация примитивных, но трудоёмких обязанностей педагога; мгновенный доступ к необходимой информации; формирование цифровой грамотности - важнейшего навыка образованного человека современности. Более того этот метод способствует активному формированию навыков сотрудничества на основе имеющихся у обучающихся языковых знаний и умений [3].
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
Цифровой сторителлинг включает в себя широкий диапазон инструментов и способствует формированию у обучающихся комплексного взгляда на современный мир. Эта техника может быть представлена в разных форматах: в виде презентации, видеофрагмента, электронной публикации с цифровым контентом, инфографики и т.д. Обучающимся можно предложить создать небольшой видео-проект, предварительно обсудив алгоритм его выполнения, что благоприятно влияет на развитие таких регулятивных умений, как целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка. Для создания сюжетного рассказа или истории используются онлайн-сервисы, предлагающие множество эффектных шаблонов с анимированными персонажами, встроенной анимацией и необходимым инструментарием (SparkolPro, PowToon, Moovly, GoAnimate, Plotagon и т.д.). Эффективным инструментом для отработки языкового материала являются приложения дополненной реальности, например Quiver. В физической реальности обучающиеся раскрашивают подготовленные ими рисунки. Затем «оживляют» полученные изображения с помощью приложения, отрабатывая необходимый лексический или грамматический материал. Сильным стимулом принимать участие в данной работе является новизна используемых приложений, что предполагает активную вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, их заинтересованность в том, чтобы, используя новые способы поиска информации при дефиците знаний, реализовать свои творческие способности и найти применение языковых знаний и навыков в дополненной реальности.
Таким образом, цифровой сторителлинг является эффективным дидактическим средством, способствующим как формированию иноязычной коммуникативной компетенции, так и развитию цифровых навыков. Обучающиеся учатся находить и активно использовать связь электронных ресурсов и изучения английского языка, работая в физической реальности и в цифровой среде.
IIМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н., Смирнова В. А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73 -90. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storritelling-kak-pedagogicheskaya-tehnika-konstruirovaniya-uchebnyh-zadach-v-vuze. - (дата обращения 08.08.2020).
2. Челнокова Е. А., Казначеева, С. Н., Калинкина, К. В., Григорян, Н. М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // Перспективы науки и образования 2017. №5 (29) С. 7-12. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-tehnologiya-effektivnyh-kommunikatsiy - (дата обращения 08.08.2020).
3. Brenner, K. Digital Stories: A 21st-Century Communication Tool for the English Language Classroom // English Teaching Forum, 2013. P. 22-29.