ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Л. В. Баева
Доктор философских наук, профессор, декан факультета социальных коммуникации Астраханского государственного университета E-mail: [email protected]
Lyudmila V. Baeva
Dr. Sc. (Philosophy), Full Professor, Dean of Department of Social Communication, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
С. А. Храпов
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Астраханского государственного университета E-mail: khrapov.s.a.aspu@ gmail.com
Sergey A. Khrapov
Dr. Sc. (Philosophy), Full Professor of Astrakhan State University's chair of Philosophy, Astrakhan, Russia
УДК 37 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10043
Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям*
Процесс цифровизации образования является одним из мегатрендов современности, связанных с развитием информационного социума и модернизацией всех социальных институтов. Вынужденный переход системы образования на всех ее уровнях в дистанционный цифровой формат в условиях противодействия эпидемии сОУЮ-19 вызвал необходимость изучения возникающих успехов и проблем цифровизации обучения в России. Особое внимание при этом оказалось связанным с вопросами безопасности цифровой образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Целью исследования является оценка влияния цифровизации обучения на человека с позиции безопасности, а также диагностика возникающих проблем в системе основного образования, связанных с ситуацией форсированного «цифрового перехода» в условиях принятия противоэпидемических мер. Методология исследования связана с комплексной теорией безопасности, включающей ряд аспектов: информационный, социальный, когнитивный, витальный. Источниками информации для исследования явились: экспертный опрос преподавателей двадцати университетов мира, применяющих различные формы цифрового обучения, фокус-групповые
* Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ в рамках проекта № 19-29-14007 МК «Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной ср еды».
Как цитировать статью: Баева Л. В., Храпов С. А., Ажмухамедов И. М., Григорьев А. В., Кузнецова В. Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 28-44.
исследования и онлайн-интервью с учителями и преподавателями колледжей, интернет-опросы, кейсы о практиках цифрового обучения. Результаты проведенных эмпирических и теоретических исследований позволили выявить основные узловые проблемы, возникающие на пути циф-ровизации обучения, систематизировать их по направленности и выработать рекомендации для профилактики и преодоления негативных сценариев. Обработка результатов показала, что наибольшие успехи в цифровизации обучения связаны с широтой охвата и гибкой настройкой учебного контента. В то же время определенные риски (потенциальные и реальные) для информационной безопасности связаны со сферами здорового образа жизни, социализации и коммуникации учащихся, а также с особенностями освоения учебного материала различными возрастными категориями. Полученные выводы могут быть использованы исследователями проблем развития цифрового социума, педагогами, администраторами информационных сетей, специалистами по обеспечению информационной безопасности.
Ключевые слова: цифровизация образования, оценка влияния цифрового обучения, риски, безопасная цифровая образовательная среда.
Введение
Развитие электронного (цифрового) образования в России на протяжении последних десятилетий происходило с заметным отставанием от других стран. Крупные открытые университеты, многие годы обучающие студентов в Европе, Азии, Африке, в России еще не появились, применение онлайн-платформ в обучении в высшей школе осуществлялось в соответствии с ФГОС как некое дополнение к традиционному обучению. Наибольшие успехи электронного обучения были связаны с дополнительными массовыми курсами, а также с созданием национальных образовательных
И. М. Ажмухамедов
Доктор технических наук, профессор, декан факультета информационных технологий и кибербезопасности Астраханского государственного университета E-mail: [email protected]
Iskandar M. Azhmukhamedov
Dr. Sc. (Engineering), Full Professor, Dean of Department of Digital Technologies & Cybersecurity, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
А. В.Григорьев
Кандидат социологических
наук, доцент кафедры
социологии Астраханского
государственного
университета
E-mail: [email protected]
Alexander V Grigorev
PhD (Sociology), Senior Lecturer of the Chair of Sociology, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
В. Ю. Кузнецова
Ассистент кафедры информационной безопасности Астраханского государственного университета E-mail:[email protected]
Valentina Yu. Kuznetsova
Assistant Lecturer of the Chair of Informational Security, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
открытых ресурсов для развития доступа всех желающих к наиболее качественным образцам в этой сфере. После 2018 года в высших учебных заведениях укрепилась парадигма активного внедрения онлайн-курсов, в том числе появились практики замещения (на альтернативной или безальтернативной основе) традиционных по форме обучения дисциплин — дистантными. Эти практики вызывали острые дискуссии, поскольку не все дисциплины оказались содержательно и методически адаптируемы к онлайн (офлайн)-формату. Примером одной из таких плодотворных дискуссий стал круглый стол на тему «Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений». В его рамках ученые философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Института стратегии развития образования РАО, вузов Новосибирска, Астрахани, Калининграда, Ульяновска обсуждали различные аспекты взаимоотношений между онлайн- и офлайн-образованием [1; 3]. Наряду с возможностями применения онлайн-обучения были подняты вопросы ограничений и издержек цифрового обучения, проанализированы перспективные тенденции их преодоления.
Параллельно с высшей школой начинались постепенные реформы в основном образовании, где, начиная с проекта «Московская электронная школа» (МЭШ), должно было осуществиться поэтапное, но быстрое вхождение всех российских школ в единое электронное пространство — проект «Российская электронная школа» (РЭШ) [2].
Ситуация с введением противоэпидемических мер в мире и в России кардинально ускорила развитие этих процессов, и с апреля 2020 года школьники и студенты были переведены в формат обучения в электронной среде в различной степени готовно-
сти для решения этих задач. Такая ситуация стала своего рода вызовом, на который система образования дала свой ответ, скачкообразно переходя на новый для себя уровень развития. Несмотря на то, что эта ситуация носит временный характер, очевидно, что привнесенные перемены уже не позволят системе обучения вернуться в прежнее русло, обогащение новыми формами в варианте смешанного обучения или полный цифровой переход станут, вероятно, неизбежными.
На протяжении последних пяти лет мы исследуем цифровизацию образования, и сложившаяся в 2020 году новая ситуация дает бесценный материал для изучения этого глобального эксперимента, который позволяет оценить возможности и риски такой формы обучения и учесть их в дальнейшем развитии. В этой статье будут представлены результаты исследований по оценке влияния цифровизации обучения на человека с позиции безопасности, а также дана характеристика успехов и диагностика проблем в системе основного образования, связанных с ситуацией «цифрового перехода — 2020» в условиях принятия противоэпидемических мер. Материалами для изучения послужили фокус-групповые исследования и онлайн-интервью с учителями и преподавателями колледжей (март, апрель 2020), интернет-опросы, а также анализ кейсов о практиках цифрового обучения из открытых информационных источников.
Обзор литературы
Проблема влияния цифровизации на систему образования в плане безопасности для личности учащегося является относительно новой и мало изученной. Начиная с 2000-х годов тема цифровизации образования оказывается тесно связанной с вопросами оценки как позитивных, так и негативных влияний цифровой формы обучения на обучающегося. Одной из первых масштабных работ в этой области стала монография Д. Джонсон и Л. Бакер «Оценка влияния технологий в преподавании и обучении», изданная в Мичигане в 2002 году [10]. В этом исследовании были представлены новаторские для того времени результаты применения онлайн-технологий в обучении и оценка их влияния в различных областях: когнитивной, аффективной, в успеваемости учащихся, в образовании взрослых, в изменениях в педагогике, в улучшении технологических навыков педагога и в технологической интеграции.
В 2016 году при поддержке ЮНЕСКО была опубликована коллективная монография «Оценка опыта в цифровых технологиях в образовании»
[5], обращенная к изучению социальных, политических, гендерных, педагогических аспектов проблемы оценки цифрового образования. Также были обозначены проблемные точки и вызовы для педагогов и обучающихся. Позитивное влияние цифрового образования на развитие способностей обучающихся представлено в исследовании М. Рэгэрда и ее коллег [13]. Авторы показывают, что применение цифровых технологий в случае смешанного обучения, в том числе использование видеоблогов, способствует улучшению его результатов. Они отмечают в заключении обзора существующего опыта, что «использование технологий гарантирует, что учащиеся смогут работать самостоятельно, расширять общение и сотрудничество и иметь больше возможностей доступа к информации с высокой степенью достоверности оценки» [13, с 251].
Успехи цифрового обучения, особенно его смешанных форм, отмечают и другие исследователи, такие как Г. Гейбл, Д. Седера, Т. Чан [6], Г. Гэскел [7], С. Гхош [7], Е. Мансур [11], А. Томшик [14], М. Веллер [15] и др. В том числе акцентируется, что цифровое обучение позволяет широко использовать возможности индивидуализации, интерактивности, визуализации, геймификации обучения, создает широкие возможности для управления обучением на основе искусственного интеллекта, обработки больших данных о результатах и проблемах обучения.
В то же время ряд исследований выявляет и некоторые существенные проблемы и риски при применении цифрового обучения, прежде всего связанные со снижением мотивации к обучению и навыков межличностной коммуникации, нарушением когнитивных функций, здорового образа жизни и др. Например, в работах Р. Мустафаоглы [12], Я. Алдхамди [4], отмечается, что внедрение образовательных цифровых технологий в раннем возрасте может способствовать развитию социальной изоляции, вызвать депрессии, серьезные психические и физические заболевания и расстройства. Хэй Чун [9] указывает, что использование форм цифрового обучения без надлежащего сопровождения может негативно повлиять на успеваемость учащихся. Кроме того, негативные последствия могут быть вызваны большой когнитивной нагрузкой, вызванной неправильным дизайном обучения.
В целом исследования цифрового обучения показывают, что оценка влияния такого формата образования на человека является важнейшей для достижения его положительного эффекта.
Методология и методы. Исследование исходит из сочетания раз-
личных методов количественного и качественного типа. В качестве эмпирического метода исследования авторами был выбран экспертный опрос работников образования, использующих в своей деятельности цифровые технологии. В данном случае перед авторами стояла задача сформулировать гипотезы о степени и направлениях влияния цифро-визации образования на процесс обучения, а также о потенциальных рисках этих процессов для обучающихся. Для решения этой задачи экспертам было предложено ответить на вопросы онлайн-анкеты.
Отбор экспертов был осуществлен методом «снежного кома». В ходе процесса отбора информантов также учитывались такие критерии, как степень использования цифровых технологий в образовательном процессе, а также страна проживания. Таким образом, были отобраны двадцать экспертов из разных стран мира (Россия, США, Нидерланды, Испания, Бразилия, Индия, Пакистан, Китай, Индонезия, Замбия и др.). Половина из них частично использует в образовательной деятельности цифровые технологии, другая же часть опрошенных строит свой образовательный курс с преобладанием цифрового обучения. При этом опыт работы экспертов с цифровыми образовательными ресурсами варьируется от трех до десяти и более лет.
На первом этапе исследования с целью изучения опыта применения онлайн-обучения в высшей школе в передовых в этой сфере университетах мира было проведено экспертное интервью, в котором приняли участие двадцать педагогов из стран Азии, Африки, Америки и Европы, которые дали аналитическую оценку достоинствам и рискам при переходе от традиционного обучения к цифровому. Второй этап эмпирического исследования включал количественные опросы, проведенные при помощи метода онлайн-анкетирования. Они были связаны с проблемой информационной безопасности, которую международные эксперты поставили на первое место по значимости среди основных рисков циф-ровизации обучения. Опросы были проведены в две волны, первая в ноябре-декабре 2019 года и вторая в условиях перехода к цифровому обучению в режиме самоизоляции в апреле 2020 (выборка составила 400 респондентов, включая учителей школ и колледжей г. Астрахани и ряда районов Астраханской области). Третий этап исследования включал проведение фокус-групп с учителями школ, использующими в своей деятельности цифровые образовательные технологии. Предметом исследования стали основные достоинства и проблемы цифровизации
обучения в системе основного образования. Третий этап начался в марте 2020 года и продолжился в апреле 2020 с учетом первичного полученного в ходе «цифрового поворота» результата. В итоге было проведено три фокусированных групповых интервью, гомогенных по двум признакам: профессиональной принадлежности респондентов и использованию в деятельности цифровых образовательных технологий.
Результаты исследования и обсуждение
Современная ситуация со всей очевидностью показывает, что цифровой формат обучения ярко продемонстрировал свои достоинства, особенно в чрезвычайных ситуациях, когда традиционное обучение оказалось невозможным. По прогнозам большинства специалистов, ближайшее будущее окажется связанным с переходом к смешанной форме обучения и постепенно будет замещаться цифровыми, дистанционными формами.
При планировании такого масштабного перехода необходимыми условиями являются обеспечение методического, организационного, социального сопровождения, а также безопасности обучающихся. Безопасность рассматривается в данном случае предельно широко, с разных точек зрения: информационной, витальной, социальной, когнитивной. В современном открытом мире безопасность становится главной ценностью, объектом защиты, обеспечения и исследования. Прежде всего, речь идет о защите от негативного воздействия и противоправного, манипулятивного информационно-психологического воздействия, оказываемого на современного человека разнообразными источниками. Безопасность в этих условиях связывается с защитой от возможных деформаций социальных и культурных систем, ведущих к нарушению здоровья, жизни, прав, свободы личности вследствие информационно-психологического воздействия с применением современных электронных ресурсов. Юридически понятие «безопасность» закреплено в «Законе о безопасности» 1992 года, где указано, что безопасность есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Основными объектами обеспечения безопасности прежде всего выступают личность, ее права и духовные ценности (Комментарий 1).
Для обеспечения безопасности в образовательном цифровом пространстве необходимо определение параметров безопасности, выявление
возникающих и возможных рисков для человека, проведение их оценки, составление рекомендаций по их преодолению и профилактике и, как итог,— создание системы безопасной образовательно-коммуникационной среды. Для решения этих задач требуются масштабные исследования и междисциплинарный подход, позволяющий провести анализ различных факторов и определить их влияние на человека и образовательную систему с учетом различных особенностей.
Изучение практик цифрового образования для оценки его потенциального и реального влияния на личность целесообразно было начать с высшего образования как наиболее развитой в настоящее время системы, применяющей этот формат уже на протяжении последних 20-30 лет.
С целью изучения международного опыта в области цифрового обучения на первом этапе нашего исследования в ноябре-декабре 2019 года нами был проведен международный экспертный опрос. В ходе опроса были отобраны двадцать экспертов из разных стран мира (Россия, США, Нидерланды, Испания, Бразилия, Индия, Пакистан, Китай, Индонезия, Замбия и др.), работающие в университетах с использованием открытого цифрового обучения. Половина из них частично использует в образовательной деятельности цифровые технологии, другая же часть опрошенных строит свой образовательный курс с преобладанием цифрового обучения. При этом опыт работы экспертов с цифровыми образовательными ресурсами варьируется от трех до десяти и более лет.
На основе обработки полученной информации были выдвинуты следующие гипотезы относительно степени и направлений влияния цифровизации образования на процесс обучения, а также о потенциальных рисках этих процессов для обучающихся:
• цифровизация образования в целом имеет позитивное и в то же время дифференцированное влияние на образовательный процесс. Если в высшей школе данное влияние признано экспертами однозначно позитивным и, соответственно, цифровые технологии представляются целесообразными для внедрения, то относительно аналогичных проблем в школьном образовании мы не наблюдаем подобного единства;
• процесс цифровизации образования может иметь некоторые позитивные последствия, такие как: увеличение охвата образования, (предоставление возможностей для людей, имеющих ограничения для получения традиционного обучения: особенности здоровья,
удаленное проживание, частая смена места жительства и др.), упрощение доступа к нему и возможность развития индивидуальных образовательных траекторий.
В то же время необходимо отметить и существование ряда рисков, в частности, риск информационной безопасности, считающийся наиболее существенным. Среди негативных последствий цифровизации образования для учащегося стоит отметить снижение способности развивать критическое мышление и доминирование визуального восприятия информации над иными.
Чтобы преодолеть данные негативные последствия, эксперты считают целесообразным разработать «этический кодекс», правила поведения в цифровой среде, что, по их мнению, повысит возможности адаптации и эффективного функционирования внутри нее.
Обзор научной литературы по изучению влияния цифрового образования на человека и полученные в ходе интервью с экспертами результаты позволили систематизировать основные направления исследования, среди которых особое внимание было уделено факторам информационной, социальной, когнитивной безопасности и безопасности для физического здоровья. Фактор информационной безопасности (ИБ) был отмечен как наиболее значимый для развития цифрового обучения. Для его более глубокого изучения были проведены две волны интернет-опросов учителей школ. Вопросы касались основных сервисов, которые должны обеспечивать безопасность в цифровых образовательных средах (ЦОС), таких как конфиденциальность, целостность контента, доступность, аутентичность пользователя, неотказуемость. При этом применялись следующие определения указанных сервисов ИБ:
• а) сервис «Конфиденциальность» рассматривался как возможность воспрепятствовать нелегитимному распространению личной информации участников учебного процесса;
• б) под сервисом «Целостность» образовательного контента понималась невозможность его нелегитимного изменения, влияющего на внутреннее единство, логическую связь в соответствии с требованиями образовательной организации и федеральных стандартов;
• сервис «Доступность» к цифровой среде обучения предполагал возможность беспрепятственного доступа к ресурсам ЦОС всех легитимных участников образовательного процесса;
• сервис «Аутентичность» предусматривал подтверждение лично-
сти и препятствие возможности субъекта выдавать себя за другого пользователя;
• сервис «Неотказуемость» рассматривался как важный параметр безопасности, связанный с пресечением возможности отказа от создания, получения или обработки информации.
Результаты первой волны опроса (ноябрь-декабрь 2019 года), в рамках которого были опрошены 400 учителей, оказались следующими: среди наиболее актуальных рисков на первые места педагоги поставили проблемы нарушения аутентичности и конфиденциальности.
После введения режима самоизоляции и перехода школ на цифровое обучение был проведен повторный опрос. Ситуация кардинально поменялась. После массового перехода на платформы дистанционного обучения преподаватели определили риски цифрового неравенства в доступе (сервис «Доступность») и нарушения целостности как наиболее важные и актуальные (более 70% опрошенных).
На основании анализа данных опроса и реальных кейсов затруднений, с которыми столкнулись преподаватели школ в апреле 2020 года при переходе к массовому дистанционному обучению, были сформулированы следующие рекомендации, касающиеся обеспечения информационной безопасности:
1. Обеспечить на цифровых платформах средства защиты персональных данных через системы идентификации и аутентификации пользователей (регистрация событий безопасности; антивирусная защита; технические средства защиты и др.).
2. Осуществлять резервирование, дублирование и архивирование информации для предотвращения нарушения целостности образовательного контента.
3. Обеспечить бесперебойное электропитание серверного оборудования, а также резервирование и дублирование вычислительных мощностей с целью своевременного восстановления работоспособности системы в случае всевозможных угроз.
4. Обеспечить аутентичность и неотказуемость информации путем использования цифровой электронной подписи и процедур логирования.
Особое внимание необходимо уделить постоянному повышению квалификации педагогического состава школ по развитию компетенций в области информационной безопасности. На этапе резкого перехода к массовому использованию дистанционных технологий обучения мо-
жет быть полезной организация общественных движений типа проекта «Цифровое волонтерство». Такое движение организовано, например, в Астраханском государственном университете на базе факультета цифровых технологий и кибербезопасности. Его участники в режиме реального времени оказывает бесплатную консультационную поддержку учителям средних школ по вопросам использования телекоммуникационных ресурсов в образовательном процессе.
На третьем этапе нашего исследования были проведены три фокус-группы с учителями для изучения первого опыта и проблем в условиях полного перехода к цифровизации в России. В ходе их проведения были получены результаты, позволяющие оценить общие проблемы цифрового перехода и выработаны рекомендации для решения возникающих задач.
Прежде всего были отмечены новые возможности цифрового обучения, такие как повышение доступности знаний для широкого круга общественности, удобство проверки заданий, широкие возможности применения новых методов обучения, визуализации учебного материала. Что касается возникавших и гипотетических проблем, обозначенных в фокус-группах, то они были систематизированы нами по их направленности.
Информационно-технические проблемы. Учителями в качестве одной из важных проблем прежде всего было отмечено, что не все участники образовательного процесса технически оказались готовы к масштабному переходу к цифровому формату обучения (отсутствие персональных планшетов или ПК, быстрого и доступного интернет-подключения). От решения этих проблем во многом зависело решение и всех иных, возникающих ходе обучения. Учителя отметили также риски, связанные с внедрением в обучающие ресурсы нежелательного, «взрослого» контента, что связано как с вопросами информационной безопасности, так и организационным сопровождением.
Организационные проблемы. Второй значительной проблемой учителя назвали трудности в организации учебной деятельности для младших и средних школьников, которые еще не могут организовать свое рабочее пространство самостоятельно. Отмечено также снижение концентрации внимания во время занятий в силу множества отвлекающих факторов и то, что учащиеся могут использовать гаджеты не по назначению. Цифровая форма обучения для школьников предполагает значительную
помощь со стороны родителей, которые в дальнейшем (после пандемии) не смогут уделять этому значительное время.
Методические проблемы. В настоящий момент в школах пока еще оказалось недостаточно методических материалов для обучения в цифровой среде, их разработка ведется, но ее необходимо активизировать, при этом не только со стороны педагогов, но и централизованно, привлекая к этому методических работников на федеральном уровне.
Когнитивные проблемы. Значительное затруднение вызвало и снижение мотивации учеников к выполнению заданий (увеличилось количество учащихся, не выполняющих задания учителя), сложности с овладением «трудного» материала учениками. Учителя высказали обеспокоенность выпадением моторики как составной части запоминания из-за отсутствия необходимости записывать материал, что может сказаться и на длительности запоминания. Также были отмечены риски утраты возможности развития творческих навыков учащихся, которые могут заимствовать готовые образцы в цифровой среде.
Проблемы физического здоровья и безопасности. У учащихся резко возрастает «экранное время», что оказывает влияние на зрение, опорно-двигательную систему, нервную систему, таким образом, нарушается здоровый образ жизни учащегося (и педагога).
Социальные проблемы. Этой группе проблем учителя отнесли проблемы социализации и адаптации в цифровой среде, возможное затруднение в дальнейшем коммуникативных навыках, развитие асоциальности. Цифровое обучение во многом технологизировано, и его воспитательная функция, связанная с трансляцией ценностей (патриотических, социальных, гражданских, культурных), может быть снижена либо утрачена.
В качестве рекомендаций учителя отметили необходимость следующего:
• разработки специальных учебных платформ и ПО для обучения с системой безопасности данных и контроля контента;
• создания банков заданий и контрольно-измерительных материалов для эффективной и объективной оценки учащихся;
• учета дифференцированной эффективности обучения в цифровом формате по предметам (наиболее эффективно для естественнонаучных дисциплин);
• внедрения элементов цифрового обучения со средней школы для формирования необходимых навыков;
• улучшения оснащения школ цифровыми ресурсами, так как часто реализация цифрового образования затруднена из-за отсутствия соответствующего материального обеспечения;
• преодоления цифрового неравенства, адресной помощи малоимущим семьям в оснащении рабочего места для учеников;
• разработки правовых основ цифрового обучения и новых федеральных стандартов, регулирующих цифровую форму обучения.
Заключение
Проведенный анализ в целом показал, что цифровизация образования сформировала новые актуальные вопросы, решение которых стоит перед современными исследователями для обеспечения комфортного, безопасного и эффективного вхождения в цифровую среду. В условиях форсированного скачкообразного перехода к цифровому обучению еще более отчетливо обозначились его достоинства. Стало очевидно, что обучение превращается в активный многоканальный процесс. Учащийся уже не пассивный приёмник информации, но оказывается способным к ее поиску, обмену, созданию новых информационных процессов и коммуникативных практик. Цифровизация создает оптимальные условия для индивидуализации обучения, развития самостоятельности личности, формирования навыков ответственности, инициативности, делает процесс обучения более визуализированным, наглядным, что эффективно для усвоения теоретического материала в разных возрастных группах.
При этом процесс обучения становится менее субъективным, оценочным, приобретает прозрачность, стандартизированность, объективные индикаторы для проверки качества. Цифровизация образования позволяет эффективно применять современные методики и инструменты, повышающие компетенции учащихся, создающие мотивацию на основе применения интерактивных практик.
Одним из существенных положительных эффектов цифровизации школ стало сокращение социально-психологической дистанции между учителем и учениками, что способствует переходу к «субъект-субъектной» структуре образовательного процесса. Школьники отмечают, что «учитель у нас дома, на экране компьютера» стал «проще и ближе» чем в классе, с традиционной административно-педагогической атмосферой.
Возникающие риски и проблемы могут быть отрегулированы в условиях смешанного обучения, в сочетании традиционного и цифрового
формата. В то же время для преодоления цифрового неравенства важно соблюдение прав личности и предоставление качественного образования в той форме, которую выбирают учащиеся и их родители. Для преодоления дефицитов в навыках педагогов актуально внедрение новых курсов «Цифровая педагогика», «Психология цифрового образования» в учебные планы будущих учителей и курса «Информационная этика и безопасность» в программы старшей школы и высшего образования.
С целью преодоления трудностей восприятия и освоения материала в цифровой среде необходима разработка цифровых образовательных курсов с нормированным (без перенасыщения) контентом, с гармоничным сочетанием наглядно-образного и текстового материала; создание заданий, направленных на формирование самостоятельного мышления, долговременной памяти, устойчивого внимания (открытые вопросы без готовых вариантов ответов, темы эссе, задания на актуализацию в памяти пройденного учебного материала и т.п.). Наиболее эффективно для средней школы максимальное расширение возможностей образовательных онлайн-технологий с «эффектом личного присутствия» которые способны минимизировать риски виртуализации обучения (в отличие от дистанционного обучения, «эффект отчужденного, отложенного присутствия» которого максимизирует когнитивные риски). Многие проблемы социального характера могут быть сняты при использовании инструментов работы в командах, обучения равных равными, модерации педагогами коллективных проектов в виртуальных сообществах и социальных сетях.
Для осуществления безопасного и эффективного цифрового обучения важнейшим условием выступает создание интеллектуальной системы безопасной коммуникативно-образовательной среды, которая должна охватывать компоненты, связанные с информационной, коммуникационной, антропологической и духовной безопасностью, в число прочего в нее должны быть включены следующие элементы (модули): информационная безопасность цифровой образовательной среды; социальное сопровождение образования; этико-правовое сопровождение образования; укрепление и поддержание здорового образа жизни. Для развития социальных компетенций, гражданской идентичности наиболее эффективным является смешанное обучение с сохранением учебных модулей по мировоззренческим дисциплинам, формирующим культуру личности, среду для социализации личности.
Анализ выявленных рисков и проблем, а также успешных практик об-
учения в цифровой среде будет способствовать плодотворному развитию цифровизации образования. В то же время важно обеспечить и сохранить лучшее из традиционной системы обучения, где диалог человека с человеком дает не только знания, но и формирует личность учащегося.
Комментарии
1. ФЗ № 2446 от 05.03.1992 г. Российской Федерации «О безопасности» (в 2010 году этот Закон был признан утратившим силу).
Литература
1. Миронов В. В., Сорина Г. В., Перов В. Ю. и др. Онлайн и офлайн-образование: методология и принятие решений: мат-лы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.
2. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Приоритетный проект в области образования [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/projects/selection/643/25682/ (дата обращения: 12.12.2019).
3. Сорина Г. В. Современное образовательное пространство: взаимодействие между онлайн- и офлайн-образованием // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 6-22.
4. Alghamdi Y. Negative Effects of Technology on Children of Today. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/318851694_ Negative_Effects_of_Technology_on_Children_of_Today (дата обращения: 12.12.2019).
5. Assessment experiences in digital technologies in education. Education Sector of UNESCO Office in Brazil / Ed. F. T. Vovo. Sant Paulo, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark/48223/pf0000247330 (дата обращения: 24.01.2020).
6. Gable G., Sedera D., Chan T. Re-conceptualizing information system success: the IS-Impact Measurement Model // Journal of the Association for Information Systems.
2008. No. 9 (7). P. 377-408.
7. Gaskell A. Conceptions of teaching and learning: revisiting issues in open, distance and e-learning // Open Learning: The Journal of Open and Distance Learning.
2009. No. 24 (2). P. 109-112.
8. Ghosh S., Nath J., Agarwal Sh., et al. Open and Distance Learning (ODL) Education System: Past, Present and Future Systematic Study of an alternative education system // Journal of Global Research in Computer Science. 2012. No. 3 (4). P. 53-56.
9. Hui-Chun Chu. Potential Negative Effects of Mobile Learning on Students' Learning Achievement and Cognitive Load — A Format Assessment Perspective // Journal of Educational Technology & Society. 2014. Vol. 17, No. 1. P. 332-344 [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.17.1.332?se q=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 11.12.2019).
10. Johnston J., Barker L. T. Assessing the impact of technology in teaching and learning: A sourcebook for educators. Institute of Social Research, University of Michigan, 2002. P. 119-137.
11. Mansour E. B., Mupinga D. M. Students' positive and negative experiences in hybrid and online classes // College Student Journal. 2007. No. 41 (1). P. 242-248.
12. Mustafaoglu R. The Negative Effects of Digital Technology Usage on Children's Development and Health // Addicta: the Turkish Journal on addictions. 2018. No. 5. P. 13-21.
13. Ragad M. T., Awanis R., Rusani A. A., et al. Assessing the Impact of Technology Learning and Assessment Method on Academic Performance: Review Paper // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2018. No. 14 (6). P. 1305-8215.
14. Tomsic A., Suthers D. Discussion tool effects on collaborative learning and social network structure // Educational Technology & Society. 2006. No. 9 (4). P. 63-77.
15. Weller M. Learning objects and the e-learning cost dilemma // Open Learning: The Journal of Open and Distance Learning. 2004. Vol. 19, No. 3. P. 293-302.
DIGITAL TURN IN RUSSIAN EDUCATION: FROM PROBLEMS TO POSSIBILITIES
The article concerns the process of digitalization of education as a megatrend of modern informational society. The forced transition of education system at all its levels to a remote digital format during the COVID-19 epidemic countering has caused a need to study emerging successes and problems of digitalization of education in Russia.
Special attention was paid to security of a digital educational environment for all participants of educational process. The aim of the study was to assess the impact of learning digitalization on a person concerning his safety and to diagnose emerging challenges in school education, connected to accelerated "digital transition" in terms of anti-epidemic measures adopting. The research methodology is based on a complex theory of security, which includes a number of aspects: informational, social, cognitive, and vital. The empirical sources for the study were as following: an expert survey of teachers from twenty universities around the world who use various forms of digital learning, focus group interviews and online survey with teachers and teachers of vocational education schools. The results of the conducted empirical and theoretical researches allowed us to identify the main nodal problems that arise on the way of digitalization of education, to systematize them by orientation and to deliver recommendations for negative scenarios prevention. The gathered data processing showed that the greatest success of digitalization of education is associated with widening of education coverage and flexibility of educational content. At the same time, certain risks (potential and real) for information security are associated with health lifestyles, socialization and communication, as well as with educational material acquisition by various age categories. The obtained conclusions can be used by researchers of digital
society issues, teachers, administrators of information networks, specialists
in ensuring information security.
Keywords: digitalization of education, assessment of the impact of digital
learning, risks, safe digital educational environment.
References
• Alghamdi Y. Negative Effects of Technology on Children of Today. 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/318851694_Negative_Effects_ of_Technology_on_Children_of_Today (data obrashcheniya: 12.12.2019).
• Assessment experiences in digital technologies in education. Education Sector of UNESCO Office in Brazil / Ed. F. T. Vovo. Sant Paulo, 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247330 (data obrashcheniya: 24.01.2020).
• Gable G., Sedera D., Chan T. Re-conceptualizing information system success: the IS-Impact Measurement Model // Journal of the Association for Information Systems. 2008. No. 9 (7). P. 377-408.
• Gaskell A. Conceptions of teaching and learning: revisiting issues in open, distance and e-learning // Open Learning: The Journal of Open and Distance Learning. 2009. No. 24 (2). P. 109-112.
• Ghosh S., Nath J., Agarwal Sh., et al. Open and Distance Learning (ODL) Education System: Past, Present and Future Systematic Study of an alternative education system // Journal of Global Research in Computer Science. 2012. No. 3 (4). P. 53-56.
• Hui-Chun Chu. Potential Negative Effects of Mobile Learning on Students' Learning Achievement and Cognitive Load — A Format Assessment Perspective // Journal of Educational Technology & Society. 2014. Vol. 17, No. 1. P. 332-344 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.17.1.332?seq=1#page_scan_tab_con-tents (data obrashcheniya: 11.12.2019).
• Johnston J., Barker L. T. Assessing the impact of technology in teaching and learning: A sourcebook for educators. Institute of Social Research, University of Michigan, 2002. P. 119-137.
• Mansour E. B., Mupinga D. M. Students' positive and negative experiences in hybrid and online classes // College Student Journal. 2007. No. 41 (1). P. 242-248.
• Mironov V. V., Sorina G. V., Perov V. Yu. i dr. Onlajn i oflajn-obrazovanie: metodologiya i prinyatie reshenij: mat-ly kruglogo stola // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 4. S. 9-49. [In Rus].
• Mustafaoglu R. The Negative Effects ofDigital Technology Usage on Children's Development and Health // Addicta: the Turkish Journal on addictions. 2018. No. 5. P. 13-21.
• RagadM. T., Awanis R., Rusani A. A., et al. Assessing the Impact ofTechnology Learning and Assessment Method on Academic Performance: Review Paper // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2018. No. 14 (6). P. 1305-8215.
• Sorina G. V. Sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo: vzaimodejstvie mezhdu onlajn-i oflajn-obrazovaniem // Cennosti i smysly. 2019. № 3 (61). S. 6-22. [In Rus].
• Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii. Prioritetnyj pro-ekt v oblasti obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/projects/se-lection/643/25682/ (data obrashcheniya: 12.12.2019). [In Rus].
• Tomsic A., Suthers D. Discussion tool effects on collaborative learning and social network structure // Educational Technology & Society. 2006. No. 9 (4). P. 63-77.
• Weller M. Learning objects and the e-learning cost dilemma // Open Learning: The Journal of Open and Distance Learning. 2004. Vol. 19, No. 3. P. 293-302.