Научная статья на тему 'Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению'

Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3953
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА ДОВЕРИЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TRUST / DIGITAL TRUST ENVIRONMENT / CYBERSECURITY / DIGITALIZATION RISKS / INFORMATION CONFIDENTIALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмухаметов Рим Канифович, Торин Сергей Станиславович

Цифровое доверие новое явление цифровой эпохи. В статье рассматриваются вопросы цифрового доверия к цифровым институтам, цифровым технологиям и платформам. Цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Степень цифрового доверия определяется степенью уверенности потребителей, партнеров и сотрудников в способности организации защищать персональные данные и конфиденциальность потребителей цифровых услуг. Составными частями цифрового доверия являются: безопасность, конфиденциальность, надежность, этика взаимоотношений между поставщиками и потребителями при предоставлении цифровых услуг. Также представлена схема структуры цифрового доверия и приведены риски, которые могут негативно сказаться на доверии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital trust: the essence and measures to increase it

Digital trust is a new phenomenon in the digital age. The article discusses issues of digital trust in digital institutions, digital technologies and platforms. Digital trust is defined as user confidence in the ability of digital institutions, enterprises, organizations, technologies and processes to create a secure digital world. The degree of digital trust is determined by the degree of confidence of consumers, partners and employees in the organization’s ability to protect personal data and the confidentiality of consumers of digital services.The components of digital trust are: security, confidentiality, reliability, ethics of the relationship between suppliers and consumers in the provision of digital services. A diagram of the structure of digital trust is also presented, and risks that may negatively affect trust are given.

Текст научной работы на тему «Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению»

Тульский государственный университет

CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT ACCOUNTING, ENSURING THE IMPROVEMENT OF WORKING CAPITAL MANAGEMENT TOOLS

Y.V. Medvedev

The essence and features of various tools used for working capital management are considered. The analysis of the main reasons for limiting the effectiveness of working capital management tools is carried out. The requirements for the organization of management accounting for qualitative improvement of the efficiency of the use of working capital management tools are formulated.

Key words: working capital, operating cycle, financial cycle, management accounting, economic analysis, controlling

Medvedev YaroslavVasilievich, postgraduate student, Tula state University, yaromedvedev@mail.ru, Russia, Tula

УДК 338.001.36

ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ (DIGITAL TRUST): СУЩНОСТЬ И МЕРЫ

ПО ЕГО ПОВЫШЕНИЮ

Р.К. Нурмухаметов, С.С. Торин

Цифровое доверие - новое явление цифровой эпохи. В статье рассматриваются вопросы цифрового доверия к цифровым институтам, цифровым технологиям и платформам. Цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Степень цифрового доверия определяется степенью уверенности потребителей, партнеров и сотрудников в способности организации защищать персональные данные и конфиденциальность потребителей цифровых услуг. Составными частями цифрового доверия являются: безопасность, конфиденциальность, надежность, этика взаимоотношений между поставщиками и потребителями при предоставлении цифровых услуг. Также представлена схема структуры цифрового доверия и приведены риски, которые могут негативно сказаться на доверии.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровое доверие, цифровая среда доверия, кибербезопасность, риски цифровизации, конфиденциальность информации.

Мир вступил в цифровую экономику, и ее развитие становится стратегической целью большинства стран мира. Основой цифровой экономики являются принципиально новые технологии: искусственный интеллект, большие данные, «Интернет вещей», квантовая и постквантовая криптография,

кремниевая фотоника, технология распределенных реестров и т.д. Цифровизация становится все более важной движущей силой глобального инклюзивного экономического роста.

Отражением этой тенденции стало принятие в России «Стратегии научно-технологического развития» (Указ Президента РФ от 1.12.2016 № 642), «Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг.» (Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203), программы «Цифровая экономика РФ». Страны Евразийского экономического совета в октябре 2017 г. утвердили основные направления цифровой повестки организации до 2025 г. Активно продвигают идею цифровой трансформации и другие страны мира.

Важную роль в развитии цифровой экономики играет доверие. Поскольку цифровой мир охватывает все больше и больше областей нашей жизни, то анализ степени доверия людей к цифровым устройствам, цифровым услугам и организациям, стоящим за ними, становится все более важным. В заявлении министров стран G20 по торговле и цифровой экономике (Япония, 8-9 июня 2019 г.), например, было прямо указано на то, что страны должны способствовать установлению доверия в цифровой экономике, чтобы использовать преимущества, которые дает цифровизация, а также для смягчения связанных с этим проблем. При этом отмечалось, что цифровое общество должно строиться на доверии между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, гражданское общество, международные организации, ученых и бизнес путем обмена общими ценностями и принципами, включая равенство, справедливость, прозрачность и подотчетность с учетом развития мировой экономики и функциональной совместимости [1].

В настоящее время многие аспекты цифровизации еще недостаточно исследованы. Это касается, например, таких вопросов, как адаптация рынка труда к изменениям бизнес-процессов, система подготовки кадров для цифровой экономики, регулирование внедрения новых технологий. К числу таких проблем относятся и вопросы цифрового доверия, т.е. доверия к цифровым технологиям, платформам и цифровым институтам. По данным, например, известной исследовательской и консалтинговой компании Гартнер (Gartner) доверие к социальным сетям и другим цифровым институтам, снизилось, растет озабоченность по поводу защиты данных и конфиденциальности [2].

Понятие «цифровое доверие» сравнительно недавно вошло в орбиту научных исследований. Наряду с этим понятием используются и другие понятия: «единое пространство электронного доверия», «цифровая среда доверия». Например, в программе «Цифровая экономика РФ» употребляется понятие «цифровая среда доверия». Речь идет о нормативном регулировании, формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных цифровых технологий, о системе идентификации и аутентификации физических и юридических лиц. В рамках нормативного регулирования предполагается

создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, которая позволит обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций.

Однако теоретический анализ цифрового доверия практически отсутствует.

В англоязычной литературе употребляются термины: «digital trust» (цифровое доверие) и the digital trust environment (цифровая среда доверия). Среди зарубежных исследований по вопросам цифрового доверия можно отметить исследования КПМГ, одной из крупнейших аудиторских компаний мира [3], Accenture - глобальной компании по оказанию профессиональных услуг и цифровых технологий [4, 5], работу Джима Харлея (JimHurley)[6] и др.

Нужно отметить, что многие работы по цифровому доверию имеют практическую направленность. В них по-разному раскрывается содержание цифрового доверия. Поэтому целью нашего исследования является обобщение имеющегося материала по данной теме, проведение сравнительного анализа различных точек зрения на сущность и формы (направления) проявления цифрового доверия.

Что же такое цифровое доверие? Американские и английские исследователи (Chon Abraham, Ronald R.Sims, Sally Daultrey, Anne Buff, Anne Fealey) определяют его, как общий термин для описания поведенческих и культурных принципов, которые включают в себя конфиденциальность, безопасность, защиту и управление данными [7]. В исследовании компании Accenture цифровое доверие рассматривается не как технология или процесс, а как безопасные, прозрачные отношения и взаимодействие между предприятием, его сотрудниками, партнерами и клиентами [8]. По мнению Джима Харлея, цифровое доверие включают в себя: удобство, опыт пользователя, репутацию, прозрачность и целостность [9].

Наиболее глубокое исследование цифрового доверия провели составители индекса цифровой эволюции (Digital Evolution Index), которые изучили 42 страны по четырем критериям: потребительское поведение, отношение к новым технологиям, опыт их использования и инновационный климат [9]. Они пришли к двум важным выводам:

а) доверие - это ключевой фактор, который определяет конкурентоспособность цифровой экономики страны;

б) для поддержания темпов инновационного развития провайдеры и органы власти должны сделать своим приоритетом повышение уровня доверия к цифровым технологиям.

По их мнению, структура цифрового доверия состоит из четырех элементов: среды, опыта, отношений и поведения (табл. 1).

Таблица 1

Структура цифрового доверия

Поведение Среда Отношения Опыт

Как пользователи реагируют на другой цифровой опыт и среду? - Допущение разногласий; - Цифровые коммерческие обязательства. Каковы механизмы укрепления доверия в цифровой среде? - Безопасность; - Подотчётность; - Конфиденциальность Как пользователи относятся к цифровой среде доверия? - Доверие к другим предприятиям; - Доверие к науке и технике; - Доверие к предприятиям для безопасности данных и обеспечения конфиденциальности. Как пользователи воспринимают среду цифрового доверия? - Степень разногласий.

В этой схеме первые два элемента контролируются гарантами доверия: предприятиями, организациями и правительством. К среде относятся вопросы безопасности, подотчетности и конфиденциальности. Опыт характеризуется количеством и масштабом проблем, возникающих в процессе взаимодействия пользователей с цифровым миром, например, медленная загрузка файлов из Интернета, раздражающие объявления, реклама и т.д. Чем быстрее страна развивается в цифровой форме, тем более вероятным будет проявление терпения пользователей к возникающим проблемам использования цифровых устройств, тем выше будет уровень их цифрового участия.

Последние два элемента - отношение и поведение - контролируются потребителями, проявляющими доверие. Отношение характеризуется уровнем доверия пользователей к крупным технологическим компаниям, онлайн-транзакциям и способности хранить персональные данные в безопасности. Поведение - это показатель того, с каким энтузиазмом и терпением пользователи взаимодействуют с цифровым миром.

Цифровые технологии в сфере экономики создают определенные риски (табл.2).

Таблица 2

Риски, которые, по мнению CEO, негативно скажутся на доверии заинтересованных лиц в течение следующих пяти лет (в процентах ответивших)

Россия Все страны

Перерывы и сбои в работе ИТ-систем 89 90

Взлом систем кибербезопасности, наносящий ущерб бизнес-информации или основным системам организации 83 91

Нарушение конфиденциальности персональных данных и этических норм 81 93

Риски, связанные с использованием социальных сетей 75 88

Отсутствие четкой структуры владения цифровыми активами 70 69

Отсутствие четкого налогового регулирования цифровых активов 57 63

Искусственный интеллект и автоматизация (включая технологию «блокчейн») 55 67

Генные технологии (напр., генетически модифицированные зерновые культуры, синтетическая биология) 30 33

По мнению руководителей крупнейших российских компаний наиболее значимыми угрозами цифровизации, которые могут сказаться на доверии к ним, являются надежность ИТ-систем, кибербезопасность и конфиденциальность персональных данных [10].

Вопросы кибербезопасности, конфиденциальности информации, безопасности данных волнуют не только специалистов компаний, но и рядовых потребителей. Аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers (PwC) провела исследование об отношении российского потребителя к этим вопросам. Оно показало, что 76 % россиян готовы поделиться своими персональными данными с компанией, которой они доверяют. Почти % опрошенных сказали, что если компания без их согласия передаст третьим лицам конфиденциальную информацию о них, то они прекратят взаимодействие с ней [10].

Резюмируя вышесказанное о понятии «цифровое доверие», можно сказать, что его можно определить, как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Степень цифрового доверия определяется степенью уверенности потребителей, партнеров и сотрудников в способности организации защиты персональных данных и конфиденциальности потребителей цифровых услуг. Составными частями цифрового доверия являются: безопасность, конфиденциальность, надежность, этика взаимоотношений между поставщиками и потребителями при предоставлении цифровых услуг.

Как же повысить доверие граждан и бизнеса к цифровым технологиям? По мнению Тима Клау, партнера, руководителя практики анализа и контроля

рисков и корпоративного управления PwC, доверие к цифровым технологиям в сочетании с новым отношением к рискам позволит организациям полнее раскрыть свой потенциал. Он выделил семь направлений в сфере цифровых технологий, которые уже способны дать импульс для развития бизнеса, и которые основаны на доверии. Это социальные сети, мобильные технологии, аналитика данных, облачные технологии, гиперподключенность, идентификация в цифровом мире, темпы изменений [10].

Специалисты PwC разработали концепцию обеспечения доверия к цифровым технологиям, в которой представлены рекомендации для совета директоров и руководства компании в процессе цифровой трансформации организации. Эта концепция включает в себя следующие пункты:

1) необходимость глубокого анализа и качество данных;

2) оценка риска невыполнения IT-проекта;

3) внимание к системам управления бизнеса;

4) усиление кибербезопасности;

5) внимание к преемственности IT-систем;

6) оценка рисков глобализации IT-систем;

7) соблюдение нормативно-правовых требований;

8) повышение эффективности управления IT-системами;

9) понимание тенденций в области инновационных технологий;

10) контроль за IT-процессами и активами;

11) внимание к аутсорсингу.

По нашему мнению, для повышения доверия к цифровым технологиям необходимо:

• обеспечить, прежде всего, неприкосновенности частной жизни при

работе в онлайновом режиме;

• защитить пользовательские данные и права потребителей;

• разрабатывать безопасные и надежные приложения;

• законодательно утвердить использование цифровых подписей;

• ввести электронный нотариат (развитие электронных технологий в нотариальной деятельности);

• широко внедрять безбумажный документооборот;

• совершенствовать методы корпоративного управления и противодействовать недобросовестным практикам.

Таким образом, укрепление цифрового доверия становится важным условием внедрения цифровых технологий, а также одним из главных инструментом развития бизнеса. Его формирование - длительный процесс. Оно требует объединения усилий всех заинтересованных сторон. Необходимы и дальнейшие научные исследования по данной проблематике, особенно учитывая ее новизну.

Список литературы

1. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy [Электронный

37

ресурс]: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/june/tradoc_157920.pdf (дата обращения 20.01.2020).

2. В Gartner сформулировали принципы регулирования цифрового общества [Электронный ресурс]: https://www.computerworld.ru/news/V-Gartner-sformulirovali-printsipy-regulirovaniya-tsifrovogo-obschestva (дата обращения 20.01.2020).

3. Building digital trust: The role of data ethics in the digital age.AccentureLabs[Электронный ресурс]: https://nifi.ru/images/FILES/trends (дата обращения 20.01.2020).

4. Accenture Technology Vision for Banking. Digital Trust: Erase the trust paradox in banking [Электронный ресурс]: https://www.accenture.com/t20160529 t211723_w_/us-en/_acnmedia/pdf-20/accenture-banking-tech-vision-digital-trust.pdf (дата обращения 20.01.2020).

5. Digital Trust -The Foundation of Digital Transformation [Электронный ресурс]:

https://www.unisys.com/Style%20Library/Unisys/usi2018/reports/DigitalTrust_TheF oundationofDigitalTransformation.pdf (дата обращения 20.01.2020).

6. Chon Abraham, Ronald R. Sims, Sally Daultrey, Anne Buff, Anne Fealey. How Digital Trust Drives Culture Change [Электронный ресурс]: https://sloanreview.mit.edu/article/how-digital-trust-drives-culture-change (дата обращения 20.01.2020).

7. The State of Cybersecurity and Digital Trust 2016.Identifying Cybersecurity Gaps to Rethink State of the Art [Электронный ресурс]: https://www.accenture.com/_acnmedia/pdf-22/accenture-data-ethics-pov-web.pdf (дата обращения 20.01.2020).

8.The Digital Evolution Index 2017 [Электронный ресурс]: https://globalrisk.mastercard.com/wpcontent/uploads/2017/07/Mastercard_DigitalTru st_PDFPrint_FINAL_AG.pdf (дата обращения 20.01.2020).

9.С надеждой всматриваясь вдаль. Российский выпуск 20-го опроса руководителей крупнейших компаний мира. 2017 год [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/20th-ceo-survey.pdf (дата обращения 20.01.2020).

10. Тим Клау. Укрепление доверия: как расти в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс]: https://www.pwc.ru/ru/assets/director.pdf (дата обращения 20.01.2020).

Нурмухаметов Рим Канифович, канд. экон. наук, доц., nurmuhametov.rim@yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве РФ (Тульский филиал)

Торин Сергей Станиславович, канд. техн. наук, директор департамента по развитию государственно-частного партнерства АО «Корпорация развития Тульской области», lorin@invesl-lula.com, Россия, Тула

DIGITAL TRUST: THE ESSENCE AND MEASURES TO INCREASE IT R.H. Nurmukhametov, S.S. Torin

Digital trust is a new phenomenon in the digital age. The article discusses issues of digital trust in digital institutions, digital technologies and platforms. Digital trust is defined as user confidence in the ability of digital institutions, enterprises, organizations, technologies and processes to create a secure digital world. The degree of digital trust is determined by the degree of confidence of consumers, partners and employees in the organization's ability to protect personal data and the confidentiality of consumers of digital services.The components of digital trust are: security, confidentiality, reliability, ethics of the relationship between suppliers and consumers in the provision of digital services. A diagram of the structure of digital trust is also presented, and risks that may negatively affect trust are given.

Key words: digital economy, digital trust, digital trust environment, cybersecurity, digitalization risks, information confidentiality.

Nurmukhametov Rome Hanifovich, candidateof economic science, docent, nurmuhametov.rim@yandex.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

Torin Sergey Stanislavovich, candidate of technical sciences, Director of Development public-private partnership Tula Region Development Corporation JSC, torin@,invest-tula.com, Russia, Tula

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.