Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / цифровые технологии / контент / культурное наследие / museum / digital technologies / content cultural heritage

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А Д. Букатова, А И. Виноградова

Музей – место хранения и популяризации социокультурного наследия. В статье проводится анализ возможностей цифровых технологий, которые позволят расширить круг посетителей музея, в том числе и в формате виртуального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE MUSEUM SPHERE

The museum is a place for storing and popularizing social and cultural heritage. The article analyzes the possibilities of digital technologies that will expand the circle of museum visitors, including in the format of virtual interaction.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ»

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 069.1

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ

А. Д. Букатова Научный руководитель - А. И. Виноградова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Музей - место хранения и популяризации социокультурного наследия. В статье проводится анализ возможностей цифровых технологий, которые позволят расширить круг посетителей музея, в том числе и в формате виртуального взаимодействия.

Ключевые слова: музей, цифровые технологии, контент, культурное наследие DIGITALIZATION IN THE MUSEUM SPHERE

A.D. Bukatova Scientific supervisor - A. I. Vinogradova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The museum is a place for storing and popularizing social and cultural heritage. The article analyzes the possibilities of digital technologies that will expand the circle of museum visitors, including in the format of virtual interaction.

Keywords: museum, digital technologies, content cultural heritage

Современные музеи решают не только социокультурные задачи, являясь собирателем, хранителем и популяризатором культурного наследия, но и представляют собой учреждения, которые фактически становятся центрами образования и коммуникации.

Появление и развитие новых видов и форм музейной деятельности обусловлено спецификой современного музейного мира: сегодня недостаточно рассматривать только историко-культурное значение музеев - важно рассматривать деятельность музея как жизненно важный ресурс. В современном мире, в условиях жесточайшей конкуренции музейное сообщество вынуждено признать необходимость использования новых технологий для удержания и привлечения новой аудитории, особенно в России. Цифровые технологии являются фантастическим инструментом для всех учреждений культуры по демократизации доступа к культуре, искусству и получению нового опыта. Они открывают пространство для диалога с посетителями и способствуют обмену идеями и знаниями. Цифровые технологии могут помочь учреждениям культуры предложить посетителям исключительный и понятный им культурный опыт [1].

Некоторые музеи расширяют свои разработки в области искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге успешно освоил проект — кинотеатра, демонстрирующий фильм «Эрмитаж. Виртуальное погружение во времени и пространстве». Главной особенностью данного проекта стала уникальная возможность для всех желающих попасть в закрытые для посещения локации: крышу

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Эрмитажа или даже в художественные фонды [2]. Также музеи могут создавать собственные мобильные приложения с дополнительной реальностью. Такое новшество, вероятно, привлечет новых посетителей. Эксперименты с технологиями помогут директорам музея принимать более осознанные решения относительно того, какие произведения искусства открывать для публики, как и где их размещать, а также какие цифровые устройства наиболее интересны для той или иной аудитории.

Нельзя не упомянуть, что социальные сети являются сейчас неотъемлемой частью взаимодействия музея с посетителями. Все больше расширяются возможности для взаимодействия с клиентами до и после посещения, многие музеи предлагают образовательный контент для аудитории, которая знакомится с музеем удаленно [3]. Музеи выводят свои сайты на совершенно другой уровень: делают их частью информационного пространства. Для более тесной связи музеи используют социальные сети, но важно знать, что каждая социальная сеть работает на разные цели. Так, например, пользователи Facebook обладают активной жизненной позицией, интересуются бизнесом, политикой, различными сферами культуры, всегда готовы поделиться своим мнением по актуальным вопросам, и нацелены на поиск деловых контактов. Поэтому, здесь лучше всего публиковать новости о музейной жизни. Вконтакте более удобно будет проводить онлайн-видеотрансляции и продавать билеты, так как с помощью Вконтакте можно даже оплатить покупку. Instagram -это, прежде всего, история про фото, это история о красивой картинке. Туда следует публиковать новые экспонаты и старые коллекции. Чтобы максимально охватить свою целевую аудиторию, желательно вести аккаунты на всех площадках сразу.

Музей ракетно-космической техники СибГУ (бывший СибГАУ) включает в себя 2 зала, в которых можно увидеть ракетно-косметическую технику и пилотируемую космонавтику [4]. Кроме этого, в музее имеется планетарий, где можно увидеть небесную сферу со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами. В музее проводятся различные мероприятия, посвященные памятным датам, в том числе 12 апреля. Кроме этого, на официальном сайте СибГУ им. М.Ф. Решетнева можно найти интерактивный музей космонавтики, на котором представлены космонавты с возможность прочтения их биографии и информация и ракетах с наглядными фотографиями и видео.

Таким образом, цифровизация в музейной деятельности помогает расширять возможности взаимодействия музея и посетителя. Цифровизацию можно рассматривать как современную форму привлечения аудитории. Актуальными моделями являются: создание виртуальных туров, работа в социальных сетях, удаленный доступ к архивам, интерактивные игры в пространстве музея.

Библиографические ссылки

1. Васильева П. О. Музей в цифровую эпоху: Перезагрузка / П.О. Васильева, Д.В Качуровская, А.В. Михайлова и др. М.: Ridero, 2018. 150 с.

2. Как меняются музеи в рамках программы «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/09/reg-skfo/kak-meniaiutsia-muzei-v-ramkah-programmy-cifrovaia-kultura.html (дата обращения 15.03.2021)

3. Музеи и цифровые технологии: как развивается визуальное пространство [Электронный ресурс]. URL: https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/ (дата обращения 17.03.2021)

4. Музей ракетно-космической техники СибГУ (бывший СибГАУ) / Афиша / Newslab.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/afisha/exhibitions/44077 (дата обращения 05.03.2021)

© Букатова А. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.