УДК 342.7
DOI 10.23672/SAE.2020.2.56064
Степаненко Сергей Григорьевич
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет stepik71 @таН.ги
Sergey G. Stepanenko
Candidate of Historical Sciences,
Senior teacher
Department of Sociology,
Legal and Personnel Management,
Kuban State Technological University
Цифровизация образования как этап мировой глобализации
Digitalization of education
as a stage of globalization
Аннотация. В статье рассматривается проблема мировой глобалицации в аспекте цифровой трансформации, когда вопросы производства, распределения, обмена и потребления информации становятся первостепенными. Особое внимание автор уделяет цифровизации образования как очередной попытки его реформирования и модернизации с целью недопущения отставания от ведущих мировых государств. Делается вывод о преимуществах и недостатках цифровизации в сфере образования на всех уровнях, необходимости осторожного и вдумчивого подхода при переходе на «цифру».
Ключевые слова: глобализация, цифровая трансформация, модернизация образования, цифровиза-ция образования.
Annotation. The article considers the problem of globalization in the aspect of digital transformation, when issues of production, distribution, exchange and consumption of information become paramount. The author pays special attention to the digitalization of education as an attempt in reformation and modernization of education in order to prevent lagging behind the leading world states. The conclusion is made about the advantages and disadvantages of digitalization of education at all levels, as well as about the need for a cautious and thoughtful approach when switching to the «digital».
Keywords: globalization, digital transformation, modernization of education, digitalization of education.
Процесс глобализации в мировой экономике приобрел всеобъемлющий характер. Реализуется мировая глобализация в образовании единой зоны для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, информации. Государства с отсталой или малоразвитой экономикой, которые формально не задействованы в интеграции, тем не менее, включаются в мировые рынки. Услуги, товары, рабочая сила представляют собой активный экспорт, знания - импорт, а капитал - инвестиции во внутреннюю экономику страны.
Очевиден факт, что мировая глобализация не только выходит за рамки экономической интеграции (ВТО), но и оказывает существенное воздействие на жизненно определяющие сферы государств: культуру, идеологию, политику. Одним из вопросов современности является возможность включения того или иного социума (государства) в этот процесс интеграции.
Мировое сообщество переходит к цифровой трансформации, когда процессы производства, распределения, обмена и потребления информации становятся первостепенными по отношению к другим видам экономической деятельности, что усиливает виртуализацию экономики, порождая её новую - цифровую - форму.
В настоящее время можно говорить о едином процессе преобразования общества, в основе которого лежат развивающиеся технологии, первой из которых стала информатизация, сменяемая сегодня цифровизацией.
Концепция цифровой экономики уже вышла за рамки электронной торговли и включает в себя ведение бизнеса, коммуникацию и предоставление услуг во всех отраслях, включая финансы, производство, транспорт, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, СМИ и т.д.
Глобализация влечёт за собой не только укрупнение государственных образований и образование надгосударственных структур, этническую (национальную) ассимиляцию и экономическую интеграцию, следствием которой отдельные регионы мира неизбежно превращаются в сырьевые придатки мирового народного хозяйства, но и заключается в установлении тотального контроля за каждой отдельной личностью, вне зависимости от места её нахождения. Представители соответствующих спецслужб и ведомств без проблем получают информацию о перемещениях отдельного индивида, его финансовых операциях, круге общения и содержании переписки, информации, которой обменивается, а также каких социальных, политических, религиозных и т.д. воззрений
придерживается. Более того, современные технологии уже позволяют предугадывать намерения индивида и соответствующим образом на них воздействовать (наиболее показательна реклама), пока достаточно примитивно, но это -лишь вопрос времени.
А.О. Лапшин [1] справедливо ставит вопрос: «Как осуществлять мониторинг глобализации и цифро-визации? Кто его будет осуществлять? Не секрет, что субъекты, владеющие и управляющие компьютерными сетями, могут это делать в своих интересах или в интересах ТНК, которые оплачивают эти исследования».
Разумеется, всё это делается только из лучших побуждений (либо необходимости) и, безусловно, направлено на удобство индивида и общества (государства). Но дальнейшее развитие цифровых технологий, сопряжённых с глобализацией, позволит в кратчайшие сроки выявлять, отслеживать и при необходимости тем или иным способом «нейтрализовать» индивидов, поведение которых не соответствует лекалу («прокрустову ложу»?). Всё это будет осуществляться, конечно же, только в целях обеспечения безопасности и в интересах общества, иначе ведь и быть не может?
Тем не менее, процесс цифровизации экономики, образования и любых иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества.
Россия, несмотря на сегодняшние экономические трудности, вынуждена следовать по пути цифро-визации российской экономики, с целью получения различных позитивных экономических эффектов. Однако многие эксперты и исследователи проблемы, указывают на определенные риски. В сфере экономики - это:
- сокращение рабочих мест, снижение уровня безопасности по причине неразвитых технологий защиты;
- нарастание конкурентной борьбы во всех сферах экономики;
- нарушение частной жизни человека, угроза «цифровому суверенитету» страны и многое другое.
Последствия все более оцифрованного мира теперь проникают во все уголки нашей жизни. Ро-зенберг Н.В. [2] в работе «Особенности развития национальных культур в современном глобальном мире» в цифровизации видит угрозу в плане изменения культуры. С ним солидарны Головинский В.В. и Дорофеев Р.А. [3], которые считают, что Россия - многонациональная страна, где культура имеет большое значение для человека. И особенности, которые присущи русской культуре, не могут быть оцифрованы. На Западе, где мировоззрение и мышление людей уже
стандартизировано и ограничено в пределах их узкой специализации, стандарт заменил человечность в отношениях.
Обсуждая проблему реализации цифровизации общества, нельзя обойти стороной такую сферу, как образование. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» в 2016 году стартовал федеральный проект «Современная образовательная среда в Российской Федерации».
В соответствии с данным проектом, необходимо «модернизировать систему образования, профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики. Необходимо широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни, в любое время и в любом месте»
[4].
В сфере образовании цифровизация преследует две цели:
1. Непрерывность процесса обучения, т.н. life -long - learning, обучение в течение всей жизни.
2. Ииндивидуальность образования на основе advanced - learning - technologies, технологий продвинутого обучения [5].
Процесс цифровизации образования и иных сфер жизни человека предполагает формирование у него цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в среду информационного общества [6].
В этой связи, следует отметить серьезный и целостный подход в рассмотрении проблемы цифровизации образования Е.В. Устюжаниной и С.Г. Евсюковым [7]. По их мнению, цифровое образование (онлайн-образование) позволяет решить ряд положительных вопросов, свойственных «классическому» образованию.
Среди них выделяют следующие:
- доступность образования (территориальные барьеры, временные ограничения, доступ к знаниям от ведущих высококвалифицированных преподавателей и т.д.);
- возможность выбора преподавания, способа усвоения материала и его глубина, комфортности способа контроля знаний (тесты, задачи, сочинение, проект, а также - широта форм передачи знаний); снижение затрат на образование.
Недостатки цифровизации образования можно разделить на современные «болезни роста» и имманентные, т.е. присущие сути явления.
К «болезням роста» отнесем:
- фактический перевод в «цифру» модели очного образования;
- сомнительный контроль качества образования;
- низкую интерактивность;
- примитивность компетенций, свойственная использованию цифровых технологий.
Проблема состоит в том, что «электронные помощники» в определенный момент атрофируют способности пользователей как принятие самостоятельного решения (как, например, при использовании навигаторов водителями такси), так и неспособность выстроить собственную целостную картину окружающей действительности.
В результате, во всех сферах общества происходит смена ролей. Бывшие «помощники» приобретают решающую роль, становясь центральным звеном процесса, а бывшие «специалисты» становятся «операторами» при соответствующих программах.
Девид Бромвич [8] отмечает, что обучение - это передача не только фактов, но и искусство интеллектуального поиска, которое требует общения со студентами лицом к лицу. У него нет сомнений, что эффективность решения задач осуществляется с помощью учителя, который помогает вспомогательными вопросами, исправляет ошибки и одновременно оценивает новые подходы к решению задачи, предлагаемые учениками. Данные проблемы (социализация и передача неявного знания) и невозможность их решения без учителя обуславливают нецелесообразность вытеснения традиционного образования цифровым.
По мере развития электронного образования, его цифровизации, «рынок образовательных услуг» становится всё более глобальным. Несвоевременный выход на любой рынок влечёт трудности в достижении значимых позиций в его иерархии. Завоевание существенной доли рынка гораздо легче осуществить на этапе его становления. Следует учитывать, что доминирующие игроки устанавливают на своем поле рынка собственные стандарты и собственные правила игры, препятствуя изменению иерархии этого поля.
Цифровизация школьного образования должна проходить в несколько этапов. Ключевыми программными документами трансформации российского образования, направленными на «слом-ликвидацию традиционных моделей образовательной системы» и ее замена «цифровым образованием» является форсайт-проект «Образова-ние-2030».
Самые масштабные ее этапы на сегодняшний день, это проекты «Цифровая школа» (2017 г.) и «Образование-2018» (2018 г.). Они предусматривают не только цифровые технологии в школе, но и дистанционное и онлайн образование с Единой системой идентификации и аутентификации. Цифровая среда и от преподавателей, в первую очередь, требует не только новых форм и методов работы, но и другого менталитета, и другой картины мира.
Выпускникам школы для поступления в высшие учебные заведения надобность в ЕГЭ отпадет,
так как вместо баллов они должны будут предоставлять цифровые образовательные портфо-лио (электронную биографию). Собственно порт-фолио - это не что иное как своеобразное досье о всех достижениях школьника, которое собрано и хранит данные о его успехах на протяжении всего периода обучения.
Цифровизация школьного образования, вызывает ряд опасений у Г. Киссинджера: «...Несмотря на все достижения, цифровой мир рискует сам себя уничтожить, потому что недостатков больше, чем удобств». Действительно: наблюдения специалистов - медиков, психологов, педагогов - за процессами компьютеризации в школьном образовании в последние годы говорят: дети сегодня - это будущее нации, а угрозы их здоровью очевидны. Отказ от бумажных учебников, многочасовые пребывания у экранов с электромагнитным излучением приводят не только к утрате зрения, слуха, но и навыков письма, речевым дефектам, потере способности воспринимать большие тексты [9]. В целом, это ведет к снижению социальных навыков и к утрате способности к творчеству. Физиология младших школьников не устойчива к массированному воздействию внедряемых цифровых средств обучения.
Самая серьёзная проблема, по поводу которой бьют тревогу учителя, заключается даже не в том, что дети мало читают и плохо запоминают, а в том, что они не понимают смысла прочитанного, плохо понимают чужие мысли и написать изложение для них - это сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. Так, когда в ходе одного из исследований российским старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов, результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников - 10 % [10].
К негативным последствиям для развития мозга ребёнка ведёт использование социальных сетей, в результате чего падает его социальная активность, которая играет крайне важную роль. Как пишет М. Шпитцер [11], наши социальные навыки (способность сопереживать, умение поставить себя на место другого человека, совершение поступков, направленных на улучшение положения других людей), способствует развитию и увеличению участков мозга, ответственных за социальное мышление. Жизнь в более крупной социальной группе позволяет совершенствовать свои социальные навыки и приводит к росту участков головного мозга, ответственных за эту функцию. И наоборот, пользование социальными сетями в интернете, которое сопровождается малым количеством контактов в реальной жизни, ведёт к уменьшению у детей размеров участков головного мозга, отвечающих за социальную активность и, следовательно, к снижению социальных навыков.
Школа перестала быть местом обучения и воспитания Человека, но местом предоставления «услуг», роль Учителя как наставника-воспитателя нивелирована. В условиях цифровизации
школы (онлайн-обучение, видео-уроки, электронные дневники, виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории, электронные библиотеки). Учитель практически становится персоной, утилизированной до уровня оператора станка с числовым управлением.
Итак, цифровизация общества порождает виртуализацию жизни. Следствием этого является потеря реального общения и одиночество индивида, возникновение у него «клипового мышления» и, по сути, ведет к подрыву здоровья нации,
Литература:
1. Лапшин А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях // Власть, 2019. Т. 27. № 1. C. 63-68. URL : https://doi.org/10.31171/ vlast.v27i1.6228 (дата обращения 02.02.2020 г.).
2. Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №1. С. 26-30.
3. Цифровая экономика - это наше новое все? // Обозник. URL : http://www.oboznik.ru/?p=56149 (дата обращения 03.02.2020 г.).
4. Никулина Т.В. Информатизация и цифровое образование: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 108.
5. Там же. С. 109.
6. Там же. С. 111.
7. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1(97).
8. Bromwich D. Trapped in the Virtual Classroom. New-York Review of Books, 2015, July 9.
9. URL : https://eduinspector.ru/2019/07/25/o-rabochih-tetradyah-i-shkolnom-pitanii-porucheniya-prezidenta-rossii/ (дата обращения 07.02.2020 г.).
10. Косенко А. Что такое клиповое мышление. URL : http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspira tion-howitworks/207449-clip (дата обращения 07.02.2020).
11. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М., Издательство АСТ, 2014. URL : https://www.litmir.me/br/?b=189102&p=1 (дата обращения 09.02.2020).
к подрыву государственной и общественной безопасности. А в целом здесь речь идет о сохранении самой государственности.
Поскольку процессы глобализации не отменить, российское руководство считает: им надо соответствовать. Но мы «играем» не на своем поле и не по своим правилам. Собственно говоря, нам эти правила навязали, а мы с радостью от приобщения к мировым стандартам начали в угоду Западу модернизировать все, включая систему образования.
Literature:
1. Lapshin A.O. Globalization and the digital society: marginal notes // Power, 2019. Vol. 27. № 1. P. 6368. URL : https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6228 (accessed August 31, 2019).
2. Bulletin of the Tambov University. Series: Social Sciences. 2015. № 1. P. 26-30.
3. Is the digital economy our new all? // Browser. URL : http://www.oboznik.ru/?p=56149 (accessed August 26, 2019).
4. Nikulina T.V. Informatization and digital education: concepts, technologies, management. Pedagogical education in Russia. 2018. № 8. P. 108.
5. In the same place. P. 109.
6. In the same place. P. 111.
7. Ustyuzhanina E.V. Digitalization of the educational environment: opportunities and threats / E.V. Ustyuzhanina, S.G. Evsyukov. Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2018. № 1(97).
8. Bromwich D. Trapped in the Virtual Classroom. New-York Review of Books, 2015, July 9.
9. URL : https://eduinspector.ru/2019/07/25/o-rabo-chih-tetradyah-i-shkolnom-pitanii-porucheniya-pre-zidenta-rossii/ (accessed September 12, 2019).
10. Kosenko A. What is clip thinking. URL : http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-how-itworks/207449-clip (accessed September 2, 2019).
11. Spitzer M. Anti-brain. Digital technology and the brain. M., AST Publishing House, 2014 URL : https://www.litmir.me/br/?b=189102&p=1 (accessed September 3, 2019).