РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-181-184 УДК 349.3
Мещерякова Анжела Валерьевна
кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск
Мазуренко Андрей Петрович
доктор юридических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университе, г. Пятигорск
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в сфере здравоохранения. Авторы отмечают, что уровень коррупции вообще и в сфере здравоохранения в частности продолжает расти. Анализируются основные причины, порождающие коррупционные преступления в названной сфере, среди которых выделяются низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников здравоохранения; расслоение российского здравоохранения «для богатых», «среднего класса» и «для бедных»; корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения; вынужденное участие граждан в коррумпировании здравоохранения и др. Авторами предлагаются средства противодействия коррупции, одним из которых может стать цифровизация и эффективное использование медицинских информационных систем и технологий. Цифровизация в сфере здравоохранения должна привести к полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, ее оптимизации, повышению качества и снижению затрат, а, соответственно, более эффективному противодействию коррупции.
Ключевые слова: здравоохранение, цифровизация, медицинские информационные системы и технологии, анти-
коррупционная правовая политика.
В Российской Федерации в полной мере сформировалась система законодательства о противодействии коррупции, соответствующая международным и европейским стандартам. Но приходится констатировать, что уровень коррупции вообще и в сфере здравоохранения в частности продолжает неуклонно расти. Если же принять во внимание, что в отечественной социальной сфере нечетко различается грань между взяткой и благодарностью, то картина выглядит удручающе: подарки и деньги работникам медицины граждане России давали в 52 % случаев [1; 2]. К сожалению, в сфере оказания услуг населению современная медицина - одна из основных коррумпированных сфер жизни российского общества. Цена коррупции в здравоохранении оплачивается жизнью, здоровьем и человеческими страданиями.
Факторы, детерминирующие преступления в данной сфере, в ряде случаев обусловлены коррупционным характером самих норм права, регулирующих данные правоотношения. Так, например, на одной из коллегий Генеральной прокуратуры РФ, которая была посвящена состоянию законности и правопорядку, практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, отмечено, что одна из главных причин, порождающая правонарушения в данной сфере -это недостаточно эффективное нормативно-право -вое регулирование вышеуказанных направлений деятельности и несоответствие регионального законодательства требованиям федерального законодательства.
Многие положения российского законодательства, регулирующего отношения в сфере здравоохранения, содержат отсылочные нормы, предусматривающие возможность осуществления регулирования нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, что снижает уровень правовой защиты социальных прав граждан. Так, в 2018 году Счетная палата выявила ряд системных проблем, влияющих на качество и доступность медицинской помощи для населения. В частности, отмечено несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, в том числе:
- в части формирования региональных перечней лекарственных препаратов, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой;
- в части определения источников финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям.
Кроме того, не утверждены стандарты медицинской помощи по ряду распространенных заболеваний, по которым лечение оказывается бесплатно в рамках программ государственных гарантий.
Наиболее значимым в отчетном периоде стал комплекс мероприятий по анализу формирования и исполнения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Анализ показал, что ни в одном из регионов России не достигнуты все установленные критерии доступности качества медицинской помощи. Также отмечено недостаточное финансирование территориальных программ [3]. Так, в 2018 году 52 региона при
© Мещерякова А.В., Мазуренко А.П., 2019
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
181
формировании программ установили подушевой норматив финансирования ниже значения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
По итогам анализа Счетная палата обратилась к проблеме формирования региональных перечней лекарственных препаратов и порекомендовала предусмотреть в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов требования по формированию указанных перечней в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год [4].
В рамках федерального законодательства региональные власти должны обеспечивать в полном объеме лекарственными препаратами больных с редкими (орфанными) заболеваниями. На момент проведения проверки Счетная палата установила отсутствие стандартов медицинской помощи по 5 из 24 орфанных болезней. Отсутствие должного правового регулирования в сфере здравоохранения создает благоприятную почву для злоупотреблений, в том числе и коррупционных.
Статья 41 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляет право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая должна оказываться российским гражданам на достаточно высоком профессиональном уровне в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.
К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что ни существующее российское законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в целом, а в сфере здравоохранения - в частности. Поэтому российские граждане вынуждены доплачивать за бесплатную медицину в силу разных причин: кому-то срочно нужно сдать анализы, провести обследование или операцию; у скорой помощи «вдруг» нет нужных лекарств; в больницу не оформляют даже по медицинским показателям; халатность, грубость зачастую - прямой намек на дачу взятки; анестезиологи предлагают «эффективный» препарат, чтобы лучше перенести операцию, невозможно попасть к врачу-специалисту в связи с отсутствием талонов, а запись - только через месяц и т. д. На эти и другие случаи в медицинских учреждениях есть прейскурант платных услуг.
Какие же причины порождают коррупционные деяния в сфере здравоохранения? На наш взгляд, следующие:
- достаточно хорошее финансирование данной отрасли в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Уфа, Оренбург), которое позволяет медицинским организациям иметь новейшее дорогостоящее оборудование (для скрининга рака, аппараты УЗИ, томографы, маммографы, оборудование для ЭКО и др.), квоты на высокотехнологичную помощь, ВМП. На периферии ситуация по финансированию не такая благоприятная, в регионах качество медицинского обслуживания вызывает постоянные нарекания. В поликлиниках выстраиваются очереди к терапевтам и педиатрам, в больницах приходится по полгода ждать необходимую операцию, к узким специалистам не попасть годами. Многие вопросы можно было бы решить с помощью грамотного распределения государственного задания (муниципального задания, квот) между государственными и частными клиниками, а также формирования тарифов, отражающих реальную стоимость услуг. Это задача регионального Минздрава и Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Но каждый год повторяется одна и та же ситуация: основные объемы квот выделяются государственным больницам, а частные клиники получают лишь остатки, которые не покрывают и 30 % от их потенциальных возможностей;
- низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников здравоохранения (35-40 тысяч рублей получают врачи в государственных медучреждениях);
- расслоение российского здравоохранения «для богатых», «среднего класса» и «для бедных»;
- корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения;
- отсутствие статистической отчетности по коррупционным преступлениям в сфере здравоохранения;
- вынужденное участие граждан в коррумпировании российского здравоохранения, чтобы быстрее получить медицинскую помощь (квоты на лечение и операции, рецепты на медицинские препараты, возможность пройти обследование на новейших аппаратах и оборудовании без предварительной записи).
На наш взгляд, действенным средством антикоррупционной политики в сфере здравоохранения могла бы стать повсеместная цифровизация и эффективное использование медицинских информационных систем и технологий. Рассмотрим подробнее эти механизмы. «В большинстве случаев медицинская информационная система (МИС) для пациента начинается с регистрации визита по телефону, через интернет-портал, по предварительной записи предыдущего визита. Уже на этом этапе МИС оказывает существенное воздействие на функционирование медучреждения - с помощью
систем call-tracking и инструментов аналитики интернет-портала к моменту звонка оператор уже оповещен о личности пациента (если он является зарегистрированным клиентом) или в курсе его проблемы в целом (с помощью id-номера и логов мы понимаем, какое рекламное объявление привело его к нам). Далее происходит процесс направления и/или записи к конкретному специалисту, что также отмечается в системе» [5, с. 138].
Деятельность МИС регулируется такими нормативно-правовыми актами, как: федеральные законы «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др. [6]. C 2018 года внедряются специальные браслеты для быстрого доступа к истории болезни пациента, благодаря которым врач сможет в online-режиме получать данные о пациенте. Так, например, в больнице Лангепаса (Ханты-Мансийский автономный округ) уже активно используются браслеты со специальной тревожной кнопкой, а в большинстве регионов внедрены системы автоматической записи на прием к врачу. В 2019 году предполагается введение единого паспорта здоровья гражданина РФ. Разработан проект Health Net, ставящей своей целью к 2035 году подключить большинство граждан России к системе сбора и анализа данных о состоянии здоровья [7; 8].
Мировой технологический прогресс уже сейчас обеспечивает медицину целым набором как аппаратных, так и софтверных средств, облегчающих работу врача и управляющего персонала лечебно-профилактического учреждения и одновременно снижающих затраты на оказание медицинской помощи. Тем не менее на данный момент имеется ряд препятствий, мешающих повсеместному введению в эксплуатацию вышеупомянутых средств. В Российской Федерации на данный момент ощущается явный недостаток финансирования государственных проектов в сфере информатизации здравоохранения на региональном уровне, а также дублирование некоторых важнейших инициатив [9, с. 17]. А цифровизация в сфере здравоохранения может привести к полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, ее оптимизации, повышению контроля качества и снижению различных затрат.
Реализация «Цифрового здравоохранения» должна привести к тому, что:
- гражданам оказывается своевременная, необходимая и качественная медицинская помощь с использованием цифровых медицинских сервисов врачами, пациентами, управленцами здравоохранения всех уровней и форм собственности;
- доступные, удобные, эффективные и качественные медицинские услуги способствуют увеличению средней продолжительности жизни населения РФ».
«В результате реализации программы "Цифрового здравоохранения":
1. Граждане РФ будут обеспечены доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, пер-сонализации, превентивности, технологичности и безопасности;
2. Будет повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2025 году - не менее чем на 30 %) при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.
3. В России будет создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных старт-ап компаний в этой области».
Таким образом, в целях противодействия коррупции в сфере здравоохранения можно предложить следующие меры организационно-правового характера:
- принятие Федерального закона РФ «О правах пациентов», где будет закреплено, что пациент имеет право на получение доступной, необходимой и качественной медицинской помощи;
- принятие Типового кодекса врачебной этики с целью формирования и развития правовой культуры медицинских работников,
- увеличение финансирования системы здравоохранения за счет ассигнований из федерального бюджета;
- совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, внедрение контроля над платными услугами во всех лечебно-профилактических учреждениях;
- органично встроить частную медицину в общую систему здравоохранения с целью максимального использования ресурса частных клиник, экономии за счет этого государственных средств и, как следствие, наиболее полного удовлетворения потребности населения области в медицинской помощи;
- создание условий, исключающих возможность фальсификации официальных медицинских документов;
- применение протоколов (стандартов) лечения для каждого клинического случая, обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека;
- существенное увеличение заработной платы медицинским сотрудникам (в 2-3 раза);
- открытие паллиативных кабинетов в медицинских клиниках для ранней диагностики и лечения симптомов тяжелых болезней пациентов,
Вестник КГУ № 3. 2019
183
исключить коррупционные схемы при распределении федеральных и региональных квот на лечение;
- внедрение цифровых технологий и эффективное использование медицинских информационных систем (МИС), электронных медицинских паспортов пациентов (чтобы устранить бумажную волокиту и получить услуги медицинских работников в любой больнице).
Итак, последние несколько лет стали знаковыми для медицины: внедрение высоких технологий вывели здравоохранение на новый - цифровой -уровень. Нынешняя «медицина в цифре» - это не только электронная запись на прием или он-лайн-консультация врача, но и применение систем нового поколения, использующих возможности искусственного интеллекта, интернета вещей, дополненной реальности, BlockChain и т. д. Все эти технологии работают сегодня на повышение качества и доступности медицинских услуг при сокращении финансовых затрат, а также способствуют противодействию коррупции.
Библиографический список
1. ВЦИОМ: Главные причины коррупции -жадность, аморальность чиновников и несовершенство закона [Электронный ресурс] // REGNUM URL: информационное агентство. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/1056291.html (дата обращения: 24.04.2019).
2. Галюкова М.И. Взятка или искренняя благодарность? [Электронный ресурс] // Правовые вопросы в здравоохранении: электронный журнал. -2010. - № 4. - Режим доступа: https://e.zdravpravo. ru/ (дата обращения: 24.04.2019).
3. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/ 25167 (дата обращения: 24.04.2019).
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. - № 48. - Ст. 6724.
5. Скрыль Т.В., Парамонов А.С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 3 (20). - С. 137-140.
6. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета от 29 июля 2006 г. № 165; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
7. Смирнова Т. Здоровье россиян проверят по интернету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rns.online/articles/Zdorove-rossiyan-proveiyat-po-internetu-2017-03-28/ (дата обращения: 24.04.2019).
8. Пациентам могут начать выдавать браслеты с доступом к истории болезни [Электронный ресурс] // Медицинское обозрение: журнал. - Режим доступа: http:// regions.ru/news/2602951/ (дата обращения: 24.04.2019).
9. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G., SigarevA.V, ZaitsevaE.V Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods // Journal of Internet Banking and Commerce. - 2016. - Т. 21. - № 56. -P. 17-20.
References
1. VCIOM: Glavnye prichiny korrupcii -zhadnost', amoral'nost' chinovnikov i nesovershenstvo zakona [Elektronnyj resurs] // REGNUM URL: informacionnoe agentstvo. - Rezhim dostupa: https:// regnum.ru/news/1056291.html (data obrashcheniya: 24.04.2019).
2. Galyukova M.I. Vzyatka ili iskrennyaya blagodarnost'? [Elektronnyj resurs] // Pravovye voprosy v zdravoohranenii: elektronnyj zhurnal. -2010. - № 4. - Rezhim dostupa: https://e.zdravpravo. ru/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).
3. Schetnaya palata Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/ 25167 (data obrashcheniya: 24.04.2019).
4. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.12.2015) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 noyabrya 2011 g. - № 48. - St. 6724.
5. Skryl' T.V, Paramonov A.S. Cifrovaya transformaciya sfery zdravoohraneniya: rossijskaya i zarubezhnaya specifika // Karel'skij nauchnyj zhurnal. - 2017. - T. 6, № 3 (20). - S. 137-140.
6. Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» ot 27.07.2006 № 152-FZ // Rossijskaya gazeta ot 29 iyulya 2006 g. № 165; Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Rossijskaya gazeta. - 2006. - 29 iyulya.
7. Smirnova T. Zdorov'e rossiyan proveryat po internetu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rns.online/articles/Zdorove-rossiyan-proveryat-po-internetu-2017-03-28/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).
8. Pacientam mogut nachat' vydavat' braslety s dostupom k istorii bolezni [Elektronnyj resurs] // Medicinskoe obozrenie: zhurnal. - Rezhim dostupa: http:// regions.ru/news/2602951/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).
9. Ustyuzhanina E.V, Evsyukov S.G., Sigarev A.V., Zaitseva E.V. Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods // Journal of Internet Banking and Commerce. - 2016. - T. 21. -№ 56. - P. 17-20.