Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ: К ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОЦЕНКИ, ПОЗИЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ: К ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОЦЕНКИ, ПОЗИЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ / ТЕХНОЛОГИЗИРОВАННЫЙ МИР / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демяшина Вера Владимировна

Статья посвящена изучению концептуальной экспликации роли цифровизации информационной функции государственной власти, а также особенностям политики в виртуальном пространстве. Актуальность данной темы продиктована, с одной стороны, неоспоримым фактом, что современные цифровые технологии активно используются в управлении и политике, с другой - проблемой, обусловленной эффективностью виртуальной власти в различных сферах деятельности общества. Кроме того, возникают противоречия между эффективностью традиционных форм власти и цифровыми феноменами. Работа представляет собой попытку анализа и систематизации основных аспектов, характеризующих современное виртуальное пространство, где частично или всецело применяется цифровизация. Автор обозначает ключевые аспекты, касающиеся виртуального пространства и информационного общества в его развитии. Конечная цель этого исследования - выстраивание социально-философской рефлексии о роли цифровизации и виртуализации власти, политики, управления. Методология работы построена на принципах и методах социально-философского анализа, ориентирующего на преодоление фрагментации теоретических оснований современного обществознания; системном подходе к вопросам информационного общества и цифрового суверенитета с позиций историзма, структурно-функционального анализа социальных факторов информационно-коммуникационных технологий; логико-историческом и сравнительном анализе, носящем междисциплинарный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Демяшина Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND DIGITAL SOVEREIGNTY: TOWARD THE PROBLEM OF PROTECTING THE RUSSIAN STATE’S POLITICAL SUBJECTIVITY (ASSESSMENTS, POSITIONS, AND SOCIO-PHILOSOPHICAL REFLECTIONS)

The paper is focused on the study of the conceptual explication of the digitalization role of the state power information function, as well as the peculiarities of politics in virtual space. The relevance of this topic is dictated, on the one hand, by the undeniable fact that modern digital technologies are actively used in governance and politics, on the other hand, by the problem caused by the effectiveness of virtual power in various spheres of society. In addition, tensions arise between the effectiveness of traditional forms of power and digital phenomena. The paper is an attempt to analyze and systematize the main aspects characterizing the modern virtual space, where digitalization is partially or fully applied. The author identifies key aspects relating to virtual space and the information society in its development. The ultimate goal of this study is to construct a socio-philosophical reflection on the role of digitalization and the virtualization of power, politics, and governance. The research methodology is based on the principles and methods of socio-philosophical analysis, which focuses on overcoming the fragmentation of the theoretical foundations of modern social science; a systematic approach to the issues of information society and digital sovereignty from the perspective of historicism, structural and functional analysis of social factors of information and communication technologies; logical-historical and comparative analysis, which is interdisciplinary in nature.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ: К ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОЦЕНКИ, ПОЗИЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 70-76. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 8. P. 70-76.

Научная статья УДК 141.2

https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.11

Цифровизация и цифровой суверенитет: к проблеме защиты политической субъектности Российского государства (оценки, позиции и социально-философская рефлексия)

Вера Владимировна Демяшина

Министерство образования и науки Мурманской области, Мурманск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2856-6762

Аннотация. Статья посвящена изучению концептуальной экспликации роли цифровизации информационной функции государственной власти, а также особенностям политики в виртуальном пространстве. Актуальность данной темы продиктована, с одной стороны, неоспоримым фактом, что современные цифровые технологии активно используются в управлении и политике, с другой - проблемой, обусловленной эффективностью виртуальной власти в различных сферах деятельности общества. Кроме того, возникают противоречия между эффективностью традиционных форм власти и цифровыми феноменами. Работа представляет собой попытку анализа и систематизации основных аспектов, характеризующих современное виртуальное пространство, где частично или всецело применяется цифровизация. Автор обозначает ключевые аспекты, касающиеся виртуального пространства и информационного общества в его развитии. Конечная цель этого исследования - выстраивание социально-философской рефлексии о роли цифровизации и виртуализации власти, политики, управления. Методология работы построена на принципах и методах социально-философского анализа, ориентирующего на преодоление фрагментации теоретических оснований современного обществознания; системном подходе к вопросам информационного общества и цифрового суверенитета с позиций историзма, структурно-функционального анализа социальных факторов информационно-коммуникационных технологий; логико-историческом и сравнительном анализе, носящем междисциплинарный характер.

Ключевые слова: виртуализация власти, информационная власть, технологизированный мир, виртуальное пространство, информационное общество, информационная революция, аспекты информационного общества

Для цитирования: Демяшина В.В. Цифровизация и цифровой суверенитет: к проблеме защиты политической субъектности Российского государства (оценки, позиции и социально-философская рефлексия) // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 70-76. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.11.

Original article

Digitalization and Digital Sovereignty: Toward the Problem of Protecting the Russian State's Political Subjectivity (Assessments, Positions, and Socio-Philosophical Reflections)

Vera V. Demyashina

Ministry of Education and Science of the Murmansk Region, Murmansk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2856-6762

Abstract. The paper is focused on the study of the conceptual explication of the digitalization role of the state power information function, as well as the peculiarities of politics in virtual space. The relevance of this topic is dictated, on the one hand, by the undeniable fact that modern digital technologies are actively used in governance and politics, on the other hand, by the problem caused by the effectiveness of virtual power in various spheres of society. In addition, tensions arise between the effectiveness of traditional forms of power and digital phenomena. The paper is an attempt to analyze and systematize the main aspects characterizing the modern virtual space, where digitalization is partially or fully applied. The author identifies key aspects relating to virtual space and the information society in its development. The ultimate goal of this study is to construct a socio-philosophical reflection on the role of digitalization and the virtualization of power, politics, and governance. The research methodology is based on the principles and methods of socio-philosophical analysis, which focuses on overcoming the fragmentation of the theoretical foundations of modern social science; a systematic approach to the issues of information society and digital sovereignty from the perspective of historicism, structural and functional analysis of social factors of information and communication technologies; logical-historical and comparative analysis, which is interdisciplinary in nature.

© Демяшина В.В., 2022

Keywords: virtualization of power, information power, technologized world, virtual space, information society, information revolution, aspects of information society

For citation: Demyashina, V.V. (2022) Digitalization and Digital Sovereignty: Toward the Problem of Protecting the Russian State's Political Subjectivity (Assessments, Positions, and Socio-Philosophical Reflections). Society: Philosophy, History, Culture. (8), 70-76. Available from: doi:10.24158/fik.2022.8.11 (In Russian).

Жизнь современного человека нераздельно связана с цифровыми технологиями. Проникнув во все сферы жизни, цифровизация стала неотъемлемой частью социализации, профессионализации, самореализации и коммуникации. Она выстроила новые сетевые механизмы функционирования социальных институтов и привлекла пристальное внимание социальной философии как метасоциального и междисциплинарного подхода к выявлению новых фундаментальных социально-исторических закономерностей, понимание которых имеет огромное значение для сохранения цифрового (информационного) суверенитета Российской Федерации.

Цифровая технологизация социума, выступая двигателем научно-технического и социокультурного развития, уже признана не только ключевым феноменом XXI в., но и очередной, четвертой по счету, промышленной революцией, так называемой индустрией 4.0, декларирующей массовое внедрение киберфизических систем во все сферы жизни человечества и, самое главное, предсказывающей появление Интернета вещей (англ. Internet of things, IoT), который предполагает исключение участия человека из множества экономических и общественных процессов.

Одной из первых социальных областей, где широко стали использовать цифровые технологии, является экономика. Понятие «цифровая экономика» плотно вошло в лексику современного человека, которого часто называют цифровым (homo digitalis). При этом основной постулат классической политэкономии о тесной связи политики и экономики не исчез и проникновение цифры через экономику в политику - также свершившийся факт. В связи со сказанным необходимо отметить, что заявленная тема получила освещение в научно-философской литературе. Анализируя классиков, невозможно пройти мимо заметных в мировой научной мысли исследователей, отразивших базовые тенденции эволюции политики в цифровую эпоху, - М. Кастельса (2000), Г. Рейнгольда (2006).

В качестве обобщающего исследования по тематике соотношения информации и власти можно привести монографию Ю.А. Нисневича (2000). Если рассматривать проблему соотношения виртуального мира и политики, то следует отметить работы А.Н. Райкова (1996), В.О. Сая-пина (2015). Вопросы интернет-коммуникации в современном политическом управлении рассмотрены С.В. Володенковым (2021). На общем фоне выделяются проблемы цифрового неравенства и политических предпочтений интернет-пользователей (Быков, Халл, 2011). Любое государство, претендующее на роль активного и самостоятельного политического субъекта, вынуждено обладать цифровым (информационным) суверенитетом. Данный вопрос обсуждается в трудах В.Н. Шевченко (2015), А.А. Ефремова (2017), Д.В. Винника (2014). На повестку дня выходит и роль искусственного интеллекта в осуществлении политических функций государства (Антоновский, Бараш, 2019; Быков, 2020; Жуков, 2020). Огромную роль начинают играть и так называемые фейки, наполняющие информационно-политическое пространство (Ильченко, 2015). И, конечно, картина анализа цифровой коммуникации в сфере политического была бы неполной без обращения к роли технологии Big Data и индустрии 4.0 в современном политическом пространстве (Володенков, 2018).

Интерес для изучения возможных, т. е. виртуальных, состояний политических феноменов представляют исследования, посвященные моделированию политического пространства посредством теории игр1, модели «дилемма заключенного»2, а также графической и цифровой визуализации социально-философских построений - практикам инфографической визуализации теоретического знания, т. е. представлению больших данных в компактном виде (Макулин, 2016). Графическое моделирование и визуализация являются «поставщиком» структурированного эмерджентного материала для цифровизации объектов социально-философского познания.

Немаловажной является проблема массовой аватаризации, т. е. цифровых посредников-фирм, гибридной субъектности государства в виде специфических систем - «мегамашин власти». С.Н. Федорченко справедливо отмечает: «Легитимационные практики режимов начинают ориентироваться на выстраивание взаимоотношений власти с гражданами посредством цифровых аватаров - виртуальных расширений, воплощений индивидов. Массовая аватаризация ставит само право на коммуникацию в зависимость от дополнительных цифровых посредников-

1 Макулин А.В. Философия игры и игрорефлексика фантомного лидерства : автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Архангельск, 2007. 24 с.

2 Там же.

фирм. Также серьезной проблемой остается разрушение классической политической субъектно-сти. О кризисе традиционной политической субъектности говорит и тот факт, что боты на основе технологий искусственного интеллекта начинают формировать так называемую гибридную субъ-ектность в виде специфических систем - "мегамашин власти", состоящих не только из политиков, партий и государственных служащих, но и из интеллектуальных агентов»1.

Нельзя также не отметить и роль так называемой виртуальной власти массмедиа. Политическое информационное поле и медийное коммуникативное пространство в известном смысле в условиях виртуальной реальности Интернета находятся в состоянии диффузии, причем массме-диа уже практически выполняют «идеологические операции», например «оценочная фильтрация и отбор фактов политической жизни с позиции определенной модели информационно-политических предпочтений; иерархическое структурирование отобранной информации по шкалам актуальности... дизайн политической медиареальности...» (Русакова, 2010) и многое другое.

Учитывая жизненно важную потребность каждого государства в сохранении генетических оснований культуры-цивилизации, которую оно представляет и защищает, сущностное значение приобретают образовательная политика и ценностно-идеологическая функция государства в условиях цифровой трансформации образования (Трудности и перспективы., 2019). Сейчас вновь становится актуальной старая истина, согласно которой подготовка будущих поколений страны невозможна без выстраивания соответствующей образовательной политики и информационной защиты процесса трансляции уникального положительного цивилизационного опыта. Упущения в данной области в условиях свободного доступа к информации чреваты тем, что будущие поколения будут неспособны обеспечивать и генерировать суверенитет собственной страны, культуры, идентичности. Свобода информационного мира с декларированием свободного доступа свободных пользователей ко всему объему информации является иллюзией хотя бы по той причине, что Интернет в значительной степени контролируется частными мегакорпо-рациями, преследующими лишь одну цель - увеличение прибыли. Ее получение всегда связано манипуляцией общественным мнением, информационными вбросами, формированием симуля-кров, ложного сознания, отвлечением и переключением внимания широкой аудитории, размножением так называемых мемов (Докинз, 2010).

А.М. Орехов отмечает: «.особое значение манипуляция приобрела в эпоху постиндустриального общества - общества, одним из признаков которого является наличие "сети" и которое М. Кастельс определял как "сетевое общество"» (2018: 139-140).

Интернет в известной степени начинает конкурировать с государственными структурами и даже подменять его функции. Такая ситуация в истории человеческой цивилизации и государства как социального института возникла впервые.

Как справедливо пишет О.В. Новоженина, «Интернет быстро превращается в "виртуальное государство", размывающее национальные границы, создающее свою киберкультуру и представляющее собой мощное средство пропаганды. Активно осваивают пространство Интернет политические партии и религиозные движения, постепенно осознавая его громадный потенциал в сфере трансформации общественного сознания» (2004: 195).

В качестве яркого примера введения в заблуждение можно привести случай с капитализацией компаний. Так, несколько лет назад новостные медиапорталы сообщили, что капитализация ряда крупных интернет-гигантов больше, чем «капитализация всей России» (для Apple она превысила ВВП РФ2). Понятно, что это заявление не имеет ничего общего с реальностью. Более того, информационная «обработка», «промывание мозгов» (англ. brainwashing), преобразование мышления (англ. thought reform) за счет окна Овертона является одним из важнейших средств современных информационных средств как во внутренней политике, так и во внешней.

Учитывая навязываемую западными странами глобалистскую повестку в международной политике, следует отметить, что опоздание в воспитании одного поколения (15-20 лет) автоматически гарантирует широкий спектр проблем государственного суверенитета и конкурентоспособного развития страны. В условиях постоянного повышения объемов информации, связанного с так называемым информационным взрывом (англ. information explosion), беспрецедентного охвата населения информационным действием Интернета, а также процессов глобализации развертывается широкая программа «управляемого хаоса» по переформатированию социальной

1 Федорченко С.Н. Технологии легитимации политических режимов в условиях цифровизации : авто-реф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2021. С. 34.

2 Гнилое яблоко vs ВВП России! Когда лопнет финансовый пузырь Apple? [Электронный ресурс] // Ян-декс.Дзен. 2020. 10 авг. URL: https://zen.yandex.ru/media/void_main/gniloe-iabloko-vs-vvp-rossii-kogda-lopnet-finansovyi-puzyr-apple-5f2d633c9d741f0cac7999a3 (дата обращения: 31.07.2022).

памяти, искажению истории, демотивированию, размыванию идентичности (государственной, религиозной, этнической, культурной, половой и др.). Все традиционные нормы, ценности и аксиомы объявляются релятивистскими, а любой западный тренд декларируется в качестве общего ориентира для подражания и беспрекословного выполнения. Это не может не активизировать защитные свойства культуры в форме глокализации, т. е. обращения традиционных культур к собственным источникам роста и развития.

Такая постановка вопроса ставит проблему об интернет-цензуре, ее формах и технологиях использования. Традиционное понятие цензуры как негативного института, блокирующего свободу, больше не работает, поскольку этот институт обличают только в зависимости от того, в чьих руках он находится. Так, в западном дискурсе господствует негласное правило, отчасти подготовленное постмодернистской подменой рациональности многообразием типов рациональности и подспудным рассеиванием прежних форм социальной жизни, - если цензура защищает традиционные ценности, то это признается злом, если беспощадно расправляется с традициями, то она преподносится как истинная свобода и толерантность. Например, цензура, направленная на недопущение размывания духовных ориентиров и традиционных ценностей, объявляется либеральной идеологией вмешательством в свободу, при этом сам «коллективный Запад», позиционирующий себя как источник всевозможных свобод, блокирует все, что считает враждебным в отношении себя, порождая небезызвестную «культуру отмены». Данная ситуация является следствием парадокса толерантности (К. Поппер), или парадокса определения границы толерантности, когда «торжествующая» толерантность расправляется с тем, что она считает нетолерантным, и тем самым превращается в «сверхнетолерантность».

Нельзя также забывать, что СССР в немалой степени проиграл информационную войну и был информационно уничтожен без реального применения военных средств странами-оппонентами. Выдергивание из социальной структуры идеологического и информационного стержня с системой идеологических фильтров и ценностного регулирования привело к обрушению или кризису почти всех социальных институтов и социальных связей. Обещанная так называемой «рукой рынка» свобода конкуренции одновременно открыла государство для товаров широкого потребления иностранного производства, нанесла колоссальный удар по всем социальным системам советского общества и процессам их функционирования и воспроизводства и превратила вторую в мире по объему ВВП страну в сырьевой придаток западных экономик.

А.А. Зиновьев писал: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях. И необходимое условие для этого - объективно-беспощадное понимание сложившейся реальности. Желаю моим соотечественникам стремиться к этому пониманию, каким бы ужасающим оно ни было. Иначе нас просто исключат из истории»1.

Итак, изучая подходы к проблемным вопросам цифровизации и виртуализации власти, политики, управления, следует отметить, что цифровизация политики, несомненно, является новым важным трендом и вызывает научно-исследовательский интерес. Цифровизация политики рассматривается исследователями с двух позиций (Коньков, 2020):

- как проникновение цифровых технологий в практику политических отношений;

- как формирование системы политических методов регулирования цифровых технологий.

Первая позиция характеризуется эволюцией технических и цифровых возможностей в различных сферах жизни, а также непосредственным влиянием новых технологий на политику и принятие государственных и политических решений. Вторая позиция - это государственное регулирование использования технологий в самых разных областях: криптовалюты, кибербезопас-ность, электронная цифровая подпись, электронные правительства (англ. e-government), блок-чейн, автоматическая блокировка, электронное голосование и т. д.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось активным вхождением цифровых технологий в жизнь общества (Авцинова, 2019). Использование различных вариантов передачи информации, ее хранение, копирование, транслирование являются первой ступенью развития новых видов коммуникации - социальных сетей. Совершенствование техники и технологий цифровой передачи данных привело к тому, что виртуальная жизнь стала неотделимой частью реальной жизни, часто реальное неотделимо от виртуального, а в некоторых областях виртуальное совершенно заменило реальное, породив так называемый фиджитал-мир (от англ. phygital, соединение слов physical и digital).

Несмотря на неизбежность технологического прогресса, а также огромные возможности цифровых технологий, влияние социальных сетей на современного человека не осталось без

1 Академия Зиновьева [Электронный ресурс]. URL: https://zinoviev.org/az/texts/interview/aleksandr-zinovev-s-novym-godom-i-rozhdestvom (дата обращения: 31.07.2022).

внимания государственных структур. Государство как социальная система пытается адаптироваться. Политика вооружилась новыми технология для наиболее эффективного взаимодействия и влияния. Проекты по цифровизации института государства зашли так далеко, что было провозглашено создание «цифрового государства» - Децентуриона. П.Н. Астапенко отмечает: «4 июня 2018 г. официально было объявлено о создании государства (далее - квазигосударство, или Проект) Децентурион на основе технологии блокчейн. Территория Децентуриона - это официальный сайт, суверенитет - контроль над интернет-сервисами, технологиями и ресурсами, единственным из которых является токен децентурион» (2018: 18).

В Российской Федерации использование цифровых возможностей прошло путь реформирования от отдельных эпизодов включения дистанционных технологий взаимодействия до применения биометрических ключей распознавания личности. Наиболее значимыми нормативными документами в области государственного регулирования цифровой политики стали Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Если первый ввел определенное число юридических характеристик ключевых понятий: «информационные технологии», «информационная система», «электронный документ», то второй - обязал операторов хранить персональные данные граждан РФ исключительно на серверах, находящихся на территории страны.

Нельзя не отметить и важность принятых нормативных актов в связи с противодействием терроризму. Так, согласно одному из них, все голосовые и текстовые сообщения должны сохраняться операторами в течение некоторого времени с доступом правоохранительных органов к этим данным. В связи этим возник феномен «цифрового следа», который все больше притягивает взгляды социальных философов (Нейротехнологии и технонаука..., 2020). На основе анализа проблемы «цифрового следа» появляются новые углы зрения на Интернет, в частности на такие аспекты, как человеческая идентичность, риски надзорного капитализма, биотехноиден-тичность, этические решения, принимаемые автоматизированными системами, и др.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. была сформулирована и утверждена Указом Президента от 9 мая 2017 г. № 203. После этого постановлением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

В современных исследованиях официальным запуском политики цифровизации в нашей стране считается Указ Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». Одна из целей обозначена как «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу». Обозначенная цель не ограничивается областью экономического развития и направлена на цифровизацию всей социальной сферы. Для достижения национальных целей разработаны 12 национальных программ.

В настоящее время можно констатировать, что цифровизация в России перестала быть хаотичным явлением. Государственный контроль современных технологизированных процессов в виртуальной сфере указывает на цифровую трансформацию и поступательное движение страны к цифровому суверенитету. Государство регулирует цифровую трансформацию во всех жизненных областях, в частности в общественной безопасности, деятельности исполнительной власти, образовательном процессе, цифровых услугах и социальных сервисах. Примечательно наличие таких проектов, как «Цифровая экономика», «Демография», «Здоровье».

Итак, цифровизация является одним из инструментов развития информационного общества, который способствует формированию цифрового суверенитета России, что обусловлено потребностью обеспечения информационной безопасности на государственном уровне. Расширяется научно-техническая база, и закрепляется на законодательном уровне ее использование. Нельзя пройти мимо так называемой электронной демократии, чьи сущностные ориентиры направлены на усиление роли механизмов общественного контроля над органами власти и совершенствование системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Широкое применение цифровых систем способствует проведению общественных обсуждений важных социальных проблем. Виртуалистика становится той областью знания, которая должна быть обязательно включена в список компетенций современного руководителя (Пронин, 2013). В рамках электронной демократии увеличиваются возможности обратной связи между обществом и властью, повышается степень информационной открытости органов власти, снижаются сроки бюрократических процедур.

Итак, если приписывать процессам цифровизации неизбежное господство во многих сферах социальной жизни, то в таком случае гармоничное вхождение России, российского общества и государства в цифровую эпоху ставит множество вызовов, ответы на которые могут быть даны только при одном условии - развитии и укреплении цифрового суверенитета нашей страны.

Список источников:

Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Социально-сетевые движения как метафора искусственного интеллекта // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 50. С. 5-20. https://doi.org/10.17223/1998863Х/50/1.

Астапенко П.Н. Демократическое государство и квазигосударственность. Институциональные риски в интернет-эпоху // Закон и право. 2018. № 10. С. 15-22. https://doi.org/10.24411/2073-3313-2018-10169.

Быков И.А. Искусственный интеллект как источник политических суждений // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4, № 2. С. 23-33. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-23-33.

Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 151-157.

Винник Д.В. Цифровой суверенитет: политические и правовые режимы фильтрации данных // Философия науки. 2014. № 2 (61). С. 95-113.

Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. М., 2021. 416 с.

Володенков С.В. Технологии Big Data в современных политических процессах: цифровые вызовы и угрозы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 205-212. https://doi .org/10.17223/1998863Х/44/20.

Докинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена / пер. с англ. А. Гопко. М., 2010. 509 с.

Ефремов А.А. Формирование концепции информационного суверенитета государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1. С. 201-215. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2017.1.201.215.

Жуков Д.С. Искусственный интеллект для общественно-государственного организма: будущее уже стартовало в Китае // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4, № 2. С. 70-79. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-4-2-70-79.

Ильченко С.Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор. 2015. № 3 (43). С. 98-101.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. 608 с.

Коньков А.Е. Цифровизация политики vs политика цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13, № 1. C. 47-68. https://doi.org/10.21638/spbu06.2020.104.

Макулин А.В. Моделирование философии: от схем, таблиц и метафор к цифровым философским визуализациям // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1 (65). С. 123-127.

Нейротехнологии и технонаука: феномен биотехноидентичности : сб. науч. ст. / под ред. Р.Р. Белялетдинова. М., 2020. 182 с.

Нисневич Ю.А. Информация и власть. М., 2000. 175 с.

Новоженина О.В. Интернет как новая реальность и феномен современной цивилизации // Влияние Интернета на сознание и структуру знания / отв. ред. В.М. Розин. М., 2004. С. 195-215.

Орехов А.М. Манипуляция как феномен сетевой власти в постиндустриальную эпоху // Вопросы социальной теории. 2018. Т. 10. С. 137-145. https://doi.org/10.30936/2227-7951-2018-10-137-145.

Пронин М.А. Виртуалистика: зачем ее знать руководителю? // Что есть истина? : тез. докл. всерос. науч.-практ. конф. / редкол.: М.И. Билалов, А.М. Буттаева, А.Д. Королев, К.М. Магомедов. Махачкала, 2013. С. 187-192.

Райков А.Н. Системы виртуальной реальности для поддержки принятия государственных решений // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1996. № 1. С. 46-54.

Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция / пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2006. 415 с. Русакова О.Ф. Виртуальная власть массмедиа // Дискурс-Пи. 2010. № 1-2. С. 33-37.

Саяпин В.О. Технологии виртуализации политической власти в информационную эпоху // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 159-166.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019. 343 с. Шевченко В.Н. Информационная война Запада с исторической памятью россиян: логико-исторический аспект // Философские науки. 2015. № 6. С. 7-21.

References:

Antonovskiy, A.Yu. & Barash, R.E. (2019) Social network movements as a metaphor of the artificial intellect. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (50), 5-20. Available from: doi:10.17223/1998863Х/50/1. (In Russian) Astapenko, P.N. (2018) Democratic state and quasi-statehood: Institutional risks in the Internet age. Law and Legislation. (10), 15-22. Available from: doi:10.24411/2073-3313-2018-10169. (In Russian)

Belyaletdinov, R.R. (ed.) (2020) Neurotechnologies and technoscience: Phenomenon of biotechnoidentity. Moscow, MosGU. (In Russian)

Bykov, I.A. (2020) Artificial intelligence as a source of political thinking. Journal of Political Research. 4 (2), 23-33. Available from: doi: 10.12737/2587-6295-2020-23-33. (In Russian)

Bykov, I.A., & Hall, T.E. (2011) Digital divide and political preferences of internet users in Russia. Polis. Political Studies. (5), 151-157. (In Russian)

Castells, M. (2000) The information age: Economics, society and culture. Moscow, HSE. (In Russian) Dawkins, R. (2010) The extended phenotype: The long reach of the gene. Moscow, Astrel, Corpus. (In Russian) Efremov A.A. (2017) Formation of the concept of information sovereignty of the state. Pravo. Zhurnal Vysshey Shkoly Ekonomiki. (1), 201-215. Available from: doi:10.17323/2072-8166.2017.1.201.215. (In Russian)

Il'chenko, S.N. (2015) Fake as a political format in modern media environment. Humanitarian Vector. (3), 98-101. (In Russian) Konkov, A.E. (2020) Digital politics vs political digitalization. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations. 13 (1), 47-68. Available from: doi:10.21638/spbu06.2020.104. (In Russian)

Makulin, A.V. (2016) Modeling philosophy: From schemes, charts and metaphors to digital philosophical visualizations. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 3-1, 123-127. (In Russian) Nisnevich, Yu.A. (2000) Information and power. Moscow, Mysl'. (In Russian)

Novozhenina, O.V. (2004) The Internet as a New Reality and Phenomenon of Modern Civilization. In: Rozin, V.M. (ed.) The Impact of the Internet on Consciousness and the Structure of Knowledge. Moscow, IF RAN, 195-215. (In Russian)

Orekhov, A.M. (2018) Manipulation as a Phenomenon of Network Power in the Postindustrial Era. Scientific Almanac Questions of the Social Theory. 10, 137-145. Available from: doi:10.30936/2227-7951-2018-10-137-145. (In Russian)

Pronin, M.A. (2013) Virtualistics: Why should a manager know it? In: Bilalov, M.I., Buttaeva, A.M., Korolev, A.D. & Magome-dov, K.M. (eds.) What is truth?: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Makhachkala, DGU, 187-192. (In Russian)

Raikov, A.N. (1996) Virtual Reality Systems to Support Government Decision Making. Herald of the Russian IT and Computing Association. (1), 46-54. (In Russian)

Rheingold, H. (2006) Smart mobs: The next social revolution. Moscow, Grand, Fair Press. (In Russian) Rusakova, O.F. (2010) The virtual power of mass media. Discourse-P. (1-2), 33-37. (In Russian)

Sayapin, V.O. (2015) Technologies of political power virtualization in information age. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 8-1, 159-166. (In Russian)

Shevchenko, V.N. (2015) The information war between the west and the historical memory of the Russians: Logical and historical aspect. Russian Journal of Philosophical Sciences. (6), 7-21. (In Russian)

Uvarov, A.Yu. & Frumin, I.D. (eds.) (2019) Challenges and Prospects for Digital Transformation of Education. Moscow, HSE. (In Russian)

Vinnik, D.V. (2014) Digital sovereignty: Political and legal regimes of data filtration. Philosophy of Sciences. (2), 95-113. (In Russian) Volodenkov, S.V. (2018) Big data technologies in contemporary political processes: Digital challenges and threats. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (44), 205-212. Available from: doi:10.17223/1998863X44/20. (In Russian) Volodenkov, S.V. (2021) Internet communications in the global space of contemporary political governance: Towards the digital society. Moscow, Prospekt. (In Russian)

Zhukov, D.S. (2020) Artificial intelligence for society and government: the future has already begun in China. Journal of Political Research. 4 (2), 70-79. Available from: doi:10.12737/2587-6295-2020-4-2-70-79. (In Russian)

Информация об авторе В.В. Демяшина - соискатель, главный специалист отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки Мурманской области, Мурманск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=666786.

Information about the author V.V. Demyashina - External PhD student, Chief Specialist of Vocational Education and Science Department, Ministry of Education and Science of the Murmansk Region, Murmansk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=666786.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 16.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.