Научная статья на тему 'Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты'

Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13803
2294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА / ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL CULTURE / DIGITAL CULTURE OF A TEACHER / INFORMATION CULTURE / DIGITALIZATION / POST-INDUSTRIAL ERA / DIGITAL COMMUNICATIONS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнатышина Екатерина Викторовна, Саламатов Артем Аркадьевич

В статье проанализирована современная ситуация цифровизации всех сфер человеческой жизни, рассмотрены характеристики и особенности перехода к цифровой культуре, представлены основные уровни рассмотрения понятия «цифровая культура», дана трактовка понятия «цифровая культура педагога» и обозначены основные векторы формирования исследуемого вида культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND FORMATION OF DIGITAL CULTURE: SOCIAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

The article analyses the current state of digitalization in all spheres of human life, considers characteristics and features of a shift to digital culture, represents the main levels of considering the concept of “digital culture”, specifies the concept of “digital culture of a teacher”, and sets out the main vectors in the process of developing the investigated type of culture.

Текст научной работы на тему «Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты»

Дорохова Елена Юрьевна,

старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: dorole@yandex.ru

Ружина Людмила Викторовна,

старший преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: ruginalv@cspu.ru

Dorohova Elena Yuryevna,

Senior lecturer, Department of the German

Language and German Language

Teaching Methods,

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dorole@yandex.ru

Rugina Ludmila Viktorovna,

Senior Lecturer, Department of the German Language and German Language Teaching Methods,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: ruginalv@cspu.ru

УДК 371 ББК 74.04

Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов «

SI

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ g

ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ: |

СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

о

со ГО

Ю О

В статье проанализирована современная ситуация цифровизации всех сфер человеческой ^ жизни, рассмотрены характеристики и особенности перехода к цифровой культуре, представ- ^ лены основные уровни рассмотрения понятия «цифровая культура», дана трактовка понятия «цифровая культура педагога» и обозначены основные векторы формирования исследуемого вида культуры.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая культура, цифровая культура педагога, информационная культура, цифровизация, постиндустриальная эпоха, цифровые коммуникации, профессиональное образование.

E.V. Gnatyshina, A.A. Salamatov

DIGITALIZATION AND FORMATION OF DIGITAL CULTURE: SOCIAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

The article analyses the current state of digitalization in all spheres of human life, considers characteristics and features of a shift to digital culture, represents the main levels of considering the concept of "digital culture", specifies the concept of "digital culture of a teacher", and sets out the main vectors in the process of developing the investigated type of culture.

Key words: digital economy, digital culture, digital culture of a teacher, information culture, digitalization, post-industrial era, digital communications, professional education.

Информация в современную постин- из базисов функционирования обще-дустриальную эпоху выступает как один ственных процессов, более того, инфор-

о

о -&

s ^

ф

s X

го

о

о

го

со s

о

ш

о н го

го ^

го

о <

<

го"

X

Ш и]

мационный обмен является условием взаимосвязи между ними. Информационное пространство посредством глобальной сети расширяет человеческие возможности, позволяя преодолевать географические, политические границы, делая мировые ценности культуры доступными для созерцания каждому, «виртуализируя» экономическую сферу жизни человека. Скорость распространения информационных потоков приводит к ситуации тотальной цифровизации общественных процессов и жизни индивидуумов.

Смена культурных парадигм происходит прямо на наших глазах в ситуации реального времени. Термин «информатизация» становится все менее актуальным, поколение, родившееся и подрастающее уже в ходе процесса, живет в цифровом формате. Формат традиционной культуры со сложившейся системой ценностей это поколение воспринимает сквозь призму цифры и появляющихся следствий: таких как клип-культура, экранная культура, культура компьютерных игр и т.п. К основным феноменам, определяющим единую современную цифровую культуру, относятся персональный компьютер и все многообразие цифровых устройств: Интернет, искусственный интеллект, системное и прикладное программное обеспечение, компьютерная графика и системы виртуальной реальности, цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ и т.п.), компьютерные игры, технологическое искусство [1]. Анализируемые процессы носят массовый и глобальный характер, порождают неоднозначные тенденции, чаще негативные для традиционного восприятия. Актуальной становится проблема формирования особого типа культуры в цифровую эпоху.

Цифровизация как социальное явление получила распространение в 60-е -70-е годы 20 века, ее характеризуют три ведущих характеристики:

1. Все виды контента переходят из аналоговых, физических и статичных в цифровые, одновременно становятся мобильными и персональными. При

этом индивид получает возможность контролировать свой личный контент, направлять информационные запросы, формировать индивидуальную траекторию информационной деятельности.

2. Осуществляется переход к простым технологиям коммуникации (технология становится лишь средством, инструментом общения), ведущая характеристика устройства и технологии -управляемость.

3. Коммуникации становятся гетерогенными: вертикальная, иерархичная коммуникация теряет актуальность, происходит переход к сетевой структуре коммуникации [6].

Наблюдаемые тенденции на государственном уровне сделали необходимой внедрение Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена 28 юиля 2017 г.). Программа определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» [4]. В области образования и подготовки кадров для цифровой экономики на государственном уровне ставятся следующие задачи:

• создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

• совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

• рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

• создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России [4].

Современная система образования прошла активный этап компьютеризации и информатизации. Данные процессы были переломными, зависимыми от финансирования, от уровня развития университетов, от уровня готовности профессорско-преподавательского состава и т.п. Этап цифровизации, в котором мы очутились спонтанно и независимо от инфраструктурных изменений, является лаконичным следствием предшествующих социальных перемен. Цифровизацию приносит в университет каждый студент в своем гаджите (смартфоне, планшете...), она не требует программы внедрения, ей не нужны дополнительные ресурсы. Предельная простота использования и изображения, максимальная скорость передачи данных - вот основополагающие составляющие циф-ровзации. Культурная значимость цифровых средств вне зависимости от их достоинств и недостатков очевидна. «С их распространением происходят изменения, которые затрагивают повседневную жизнь людей, устоявшиеся культурные иерархии, способы, которыми люди взаимодействуют друг с другом и миром вокруг них. Меняется система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры» [7, с. 6].

Новая система информационных ценностей носит специфический характер. Вот лишь некоторые ее особенности:

• представление об Интернете как источнике абсолютного знания. Д.Е. Про-кудин, Е.Г. Соколов рассуждают об этом так: «Для поколений, взращенных в цифровом виртуальном пространстве, Интернет со всеми википедиями, блогами, социальными сетями, новостными каналами и т.д. и т.п. выступает истиной в последней инстанции - к нему аппелируют, им прикрывают свою культурную наготу, он является скорлупой духовной пустоты и коммуникативной никчемности» [5, с. 89];

• формирование новых открытых информационных пространств с разнообразным (чаще всего заманчивым для потребителя) контентом и полным отсутствием смыслового и содержательного контроля;

• предельная доступность и простота осваивания множества культурных полей практически всех народов, эпох и времен, касающихся всех сторон жизни современного человека, что облегчает труд (особенно интеллектуальный), экономит ресурсы и время, а также приносит разнообразие в отдых и т.д.;

• ставшая традиционной система поиска информации «по запросу» из множества одновременно действующих информационных источников порождает особый тип восприятия информации, которому свойственна осколочность, кли-повость, фрагментарность, отсутствие единой картины исследуемого явления, отражения причинно-следственных связей и генезиса развития.

Этот перечень не является исчерпывающим, его состав находится в постоянном изменении фактически в режиме реального времени. Невозможно однозначно положительно или отрицательно оценить следствия цифровизации. Они очень четко определяют актуальные для системы образования, наиболее близко соприкасающейся с поколением, воспитанным в цифре, поколением next [8], задачи, на наш взгляд, связанные с сохранением и трансляцией традиционных европейских ценностей. Сами по себе цифровые технологии, цифрови-зация, массовый перевод культурного наследия в цифру не ведет напрямую к цифровой культуре, как к личностной составляющей, к типу культуры в традиционном понимании: культура может как сформироваться, так и не сформироваться.

Изменения в системе коммуникаций влекут изменения системе ценностей целого поколения цифровой эпохи. Категория «цифровая культура» становится предметом научно-методологического осмысления. Проблема «окультуривания» цифровизации и ее глобальных последствий актуализируется в ситуации модернизации образовательных процессов. Цифровая культура порождает необходимость обновления принципов и методов работы в высшей школе, ориентированных на будущего специалиста цифровой эпохи.

Ё ф с о

го ф

.0 X

.0 ^

ф

н го ш о

со

го

Ю О

Ф .0 X .0

го ^

о

0

ъ >

1

>s о са о

s ^

ф

s х го ей

о ^

о

го

со S са о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

о н га

го ^

го

О <

<

го"

X

Ш и]

Цифровая культура анализируется в ряде трудов по философии, социологии и культурологи. В культурно-философском аспекте цифровая культура трактуется как новая форма бытия, «третья природа» (традиционно под второй природой понимается «культура» в целом), продолжающая естественную среду обитания и «мир вещей». «Человек обретает в виртуальном пространстве новое бытие, при этом ценность реального мира постепенно смещается в сторону виртуального. Граница между ними размывается, усиливается иллюзорность по отношению к бытию» [6, с. 58]. Как и любой тип культуры, культура цифровая определяет образ жизни, мотивацию, особенности коммуникации, поведение человека. Д.В. Галкин [1; 2] рассматривает цифровую культуру на нескольких уровнях понимания, и такой подход представляется нам правомерным и применяемым в ходе дальнейших рассуждений.

Материальный уровень цифровой культуры - объектом анализа на нем являются непосредственно цифровые устройства во всем существующем многообразии.

Функциональный уровень цифровой культуры, к которому относятся социальные институты, как пишет Д.В. Галкин: «осуществление институциональных культурныхпрактикспомощьюцифровых технологий» [2, с. 15], имея в виду реализацию коммуникаций, отношения, убеждения, систему ценностей внутри культурной социальной группы населения.

Символический уровень цифровой культуры. Символизация в культуре всегда связана со специфическим языком. В контексте цифровой культуры - это язык программирования.

Ментальный уровень цифровой культуры является отражением цифры в традиционной культуре личности, в системе сложившихся установок и ценностей, которые напрямую отражаются в привычках работы с информацией и цифровыми устройствами [2, с. 15].

Духовный уровень цифровой культуры. Здесь мы имеем дело с ценностной основой цифровизации, а точнее, с принципами формирования и поддержки «ду-

ховных ценностей в национальном, межнациональном этническом и локальном контекстах» [2, с. 15]. На этом уровне происходит влияние цифровой культуры на общий уровень развития духовной культуры общества.

Подводя итог проанализированным подходам к цифровой культуре, можно говорить о ней: во-первых, как о ценностях современного общества, основанных на цифровом кодировании, воплощенных в технических системах, включающих коммуникативные механизмы; во-вторых, как о системе изменений практик, продуктов человеческой деятельности, связанных с культурой цифровой эпохи [7]; в-третьих, как о совокупности формирующихся устойчивых социально-психологических черт и качеств личности, принятии (или непринятии) ею стереотипов поведения в определенной цифровой среде, закреплении тех или иных привычек сетевого общения и работы с информацией [3].

Объектом нашего исследования является формирование цифровой культуры в системе профессионального образования в ее духовном аспекте как системы материальных и духовных ценностей цифровизации, негативные последствия которой проанализированы выше. Кроме того, саму цифровую культуру мы будем рассматривать в качестве профессионально значимого качества личности будущего педагога, формирование которого началось уже в цифровую эпоху.

Таким образом, определим цифровую культуру педагога как принятые им ценности цифровизации, которые не противоречат общим гуманистическим ценностям, наличию цифровой компетентности, владению им технологиями оптимального ориентирования в цифровой реальности и продуктивному общению в информационном пространстве. Формирование исследуемого вида культуры будущего педагога происходит в процессе его профессиональной подготовки, основанной на культурологической адаптации к условиям работы в виртуально-информационной среде, на внедрении апробирования цифровых средств обучения, требующих инноваци-

онного подхода и открытости в организации образовательного процесса, психологической подготовке к работе с поколением, выросшим в мире цифровых технологий.

Обозначим ведущие векторы процесса формирования цифровой культуры будущего педагога:

1. Понимание цифровой культурной реальности, владение принципами ориентирования в ней.

2. Владение компетенциями по эффективной реализации цифровых технологий в профессиональной деятельности.

3. Умение осуществлять оптимизированный информационный поиск и анализ информационных источников.

4. Организация системы плодотворных информационных контактов для решения профессиональных задач.

5. Реализация различных моделей поведения в цифровой среде в соответствии с морально-этическими нормами.

Процесс формирования нового вида культуры должен быть основан на обновлении подхода к организации образовательного процесса в современном университете, что будет рассмотрено нами в ходе дальнейшего исследования заявленной проблемы.

Попадание в цифровую среду - неизбежная реальность для нашего времени. Это происходит задолго до осознания личностью своих профессиональных интересов и склонностей. Цифровизация и становление ценностно-смысловых ориентиров функционирования в цифровой среде должны стать актуальнейшей социальной проблемой текущего периода времени.

Библиографический список

1. Галкин, Д.В. От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры [Текст]: автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Д.В. Галкин. - Томск, 2013. - 51 с.

2. Галкин, Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей [Электронный ресурс] / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - N° 3. - С. 11-12. - Режим доступа: http://www.culturalresearch. ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf

3. Колонтаевская, И.Ф. Цифровая культура инженера: проблемы и решения [Текст] / И.Ф. Колонтаевская, О.А. Исабекова // Наука 2014: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 26 января 2015 г.). - М.: Грифон, 2015. - С. 72-76.

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 1632-р.

5. Прокудин, Д.Е. «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура» [Текст] / Д.Е. Прокудин, Е.Г. Соколов // Вестник СПбГУ. - Сер. 17. - 2013. - Вып. 4. - С. 83-91.

6. Сергеева, И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде [Текст] / И.Л. Сергеева // Культура и цивилизация. - 2016. - Т. 6. - N 6А. - С. 55-65.

7. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Электронный ресурс] / Н.Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - N 3. - С. 6-10. - Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf

8. Тэйлор М.Л. Поколение next: студент эпохи постмодерна / М.Л. Тейлор // Отечественные записки. - 2006. - N 3. - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/01/26/413/)

References

1. Galkin D.V. From cybernetic machine guns to artificial life: theoretical and historical and cultural aspects of formation of digital culture. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences. Tomsk, 2013. P. 51. [in Russian].

2. Galkin D.V. Digital Culture: methodological questions of research of cultural dynamics from digital machine guns to techno-bio-creatures. International magazine of researches on culture, 2012. No. 3. P. 11-12. Available at: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf [in Russian].

xi

fe ф с о

го ф

.0 X

.0

ф

I-

го са о

п

го

Ю О

Ф .0 X .0

го ^

о

0

ъ

1

>s о са о

s ^

ф

s х го ш

о ^

о

го

со S са о

3. Kolontayevskaya I.F., Isabekova O.A. Digital culture of the engineer: problems and decision. Science 2014: problems and prospects: materials of the international scientific and practical conference (Moscow, January 26, 2015). M.: Griffin, 2015. P. 72-76. [in Russian].

4. Program "Digital Economy of the Russian Federation". Approved by the Order of the Government of the Russian Federation No. 1632-o of June 28, 2017. [in Russian].

5. Prokudin D.E., Sokolov E.G. "Digital culture" vs 'Analog culture". Vestnik Sankt Peterburgskogo gos. unta, 2013. Vol. 17. No. 4. P. 83-91. [in Russian].

6. Sergeyev I.L. Transformation of mass culture in the digital environment. Kultura i tsivilizatsiya, 2016. Vol. 6. No. 6A. P. 55-65. [in Russian].

7. Sokolova N.L. Digital culture or culture in digital era. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovaniy kul-tury, 2012. No. 3. P. 6-10. Available at: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/ IJCR_03%288%29_2012.pdf [in Russian].

8. Taylor M. L. Generation next: a student in a postmodern era. Otechestvenniye zapiski, 2006. No. 3. Available at: http://jarki .ru/wpress/2009/01/26/413/ [in Russian].

ro ca о

S

X

Ф Ю

Ф Д

DD <

Сведения об авторах: Гнатышина Екатерина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: gnatyshinaev@cspu.ru

Саламатов Артем Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: saa@cspu.ru

Information about authors: Gnatyshina Ekaterina Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Head, Department of pedagogics

and psychology South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: gnatyshinaev@cspu.ru

Salamatov Artem Arkadjevich,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Scientific Work, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: saa@cspu.ru

УДК 37.011 ББК 74.04

А.В. Гребенщикова

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ ОН-ЛАЙН-СЕРВИСОВ GOOGLE

В статье рассматривается проблема организации взаимодействия субъектов образовательного процесса университета на современном этапе. Анализируются понятия - сетевое образование, сетевое взаимодействие, понятие «лингво-информационное сетевое взаимодействие», описываются особенности организации взаимодействия субъектов образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.