изводственно-финансовой деятельности. В целом, оптимизация налогов требует комплексного и индивидуального подхода, учитывая все особенности и ограничения.
Источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 13.07.2015 № 214-ФЗ, № 232-Ф3 (ред. от 10.10.2016) : [принят Государственной Думой 19 июля 2000 года : одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года]. - Текст : электронный // Консультант Плюс : информационно-правовая справочная система. - Москва, 2000. - загл. с титул. экрана. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 20.10.2023).
2. Брызгалин, А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика : учебник / Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. - Екатеринбург : Изд-во Налоги и финансовое право, 2020. - 272 с. - Текст : непосредственный / (дата обращения: 21.10.2023).
3. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России : монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 270 с. - (Научная мысль). - www.dx.doi.org/ 10.12737/606. - ISBN 978-5-16-005597-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044518 (дата обращения: 26.10.2023). - Режим доступа: по подписке.
4. Толмачев, И.А. Применение различных систем налогообложения. Проблемы совмещения : пособие / И.А. Толмачев. - Москва : Изд-во ГросМедиа: Российский бухгалтер, 2019. - 350 с. - Текст : непосредственный / (дата обращения: 18.10.2023).
5. Артемьева, А.Н. Оптимизация налогообложения / А.Н. Артемьева. - Москва : Налоговый вестник, 2019. - № 6 - С. 25-31. - Текст : непосредственный / (дата обращения: 10.10.2023).
6. Галицына, В.С. Пути оптимизации налога на имущество организаций / В.С. Галицына, А.С. Богач. Научный журнал. - 2019. - № 9 - С. 10. — Текст: непосредственный / (дата обращения: 10.10.2023).
7. Кацыка, А.В. Оптимизация налогообложения в рамках существующего законодательства / Кацыка А.В. Консультант бухгалтера. - 2018. - № 12 - С. 64-65. — Текст : непосредственный / (дата обращения: 18.10.2023).
8. Нарежный В. Оптимизация налога на имущество / В. Нарежный // «Финансовая газета». - 2019. - № 38 - С. 109. - Текст : непосредственный / (дата обращения: 18.10.2023).
EDN: LCMUJO
H.А Жарина - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны, Россия, [email protected],
N.A Zharina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Naberezhnochelninsky Institute (branch) of FSAEI HE KFU, Naberezhnye Chelny, Russia;
Р.З. Гайфутдинова - к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса, Казанский институт (филиал) «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (ВГУЮ (РПА Минюста России), Казань, Россия, [email protected],
R.Z. Gayfutdinova - Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, Kazan Institute (branch) "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)" (VGU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Kazan, Russia;
И.Ю. Ваславская - д.э.н, доцент, профессор кафедры экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны, Россия, [email protected],
I.Yu. Vaslavskaya -Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Naberezhnochelninsky Institute (branch) of FSAEI HE KFU, Naberezhnye Chelny, Russia.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ DIGITALIZATION OF MONEY CIRCULATION IN RUSSIA
Аннотация. В статье приводится аналитический обзор существующей ситуации в сфере внедрения в Российской Федерации новой формы денежного обращения - цифрового рубля. Описаны предпосылки внедрения цифровой валюты Центрального Банка (ЦВЦБ), а также механизм взаимодействия ЦБ, как оператора платформы цифрового рубля, с его пользователями. Исследованы преимущества и недостатки новой формы валюты с точки зрения использования ее физическими и юридическими лицами. Особое внимание уделено рассмотрению законодательных актов и их значения в правовом поле регулирования цифровой валюты. Подведены первые итоги вступления в действие Федерального закона о цифровом рубле. Дана оценка последствий повсеместного введения в оборот цифровой валюты, а также определены тенденции и перспективы ее использования в международных расчетах.
Abstract. The article provides an analytical overview of the current situation in the field of the introduction of a new form of monetary circulation in the Russian Federation - the digital ruble. The prerequisites for the introduction of the Central Bank's digital currency (CVCB), as well as the mechanism of interaction of the Central Bank, as the operator of the digital ruble platform, with its users, are described. The advantages and disadvantages of the new form of currency from the point of view of its use by individuals and legal entities are investigated. Special attention is paid to the consideration of legislative acts and their significance in the legal field of digital currency regulation. The first results of the entry into force of the Federal Law on the Digital Ruble have been summarized. An assessment of the consequences of the widespread introduction of digital currency into circulation is given, as well as trends and prospects for its use in international settlements are identified.
Ключевые слова: денежное обращение, цифровая валюта, цифровой рубль, цифровой кошелек, оператор платформы цифрового рубля.
Keywords: money circulation, digital currency, digital ruble, digital wallet, digital ruble platform operator.
В условиях тотальной цифровизации, затрагивающей всё больше и больше сфер жизни человека, происходят кардинальные изменения в сфере денежного обращения. Наряду с традиционными наличными деньгами всё больше граждан России используют безналичные деньги для оплаты товаров и услуг. Применение пластиковых карт, мобильных устройств, систем онлайн-переводов получают всё большее распространение и постепенно вытесняют из оборота бумажные купюры и монеты. В финансовой сфере всё больше растет спрос на оперативность, удобство, безопасность платежей и переводов, а также снижение затрат на транзакции. Сохранение цифрового суверенитета в сфере национального денежного обращения для обеспечения устойчивого развития российской экономики создает предпосылки для разработки и внедрения цифровой валюты. В этой связи, всё большую актуальность приобретают вопросы цифровизации платёжной инфраструктуры с использованием различных цифровых сервисов и инструментов. Для решения данной задачи Банк России способствует внедрению инноваций, как на финансовом рынке, так и в экономике в целом, обеспечивая соответствие системы денежного обращения меняющимся потребностям граждан и бизнеса.
В современных условиях в Российской Федерации возникает ряд вызовов, создающих предпосылки для изменения традиционных подходов к предоставлению финансовых услуг (рисунок 1) [3].
Рисунок 1 - Вызовы, создающие предпосылки для цифровизации денежного обращения в РФ
В ответ на эти вызовы, а также для содействия цифровизации финансового рынка Банк России успешно реализует такие инфраструктурные проекты, как Система быстрых платежей, Цифровой профиль, Единая биометрическая система и другие [1]. Банк России, как и регуляторы других стран мира, исследует перспективы и возможности внедрения национальной цифровой валюты Центрального банка (ЦВЦБ), которая станет третьей формой денег наряду с наличными и безналичными денежными средствами.
Цифровой рубль - это форма денег, которая призвана объединить в себе свойства и наличных и безналичных рублей. От наличной валюты цифровой рубль заимствует то, что он также как и отдельная купюра, будет являться отдельной единицей учёта (токеном), имеющей свой индивидуальный номер, и будет храниться в кошельке, находящемся на балансе ЦБ. Цифровой рубль, также как и наличный рубль будет являться обязательством Центрального Банка. От безналичных рублей цифровая валюта заимствует свойство проведения оперативных дистанционных расчетов в рамках той инфраструктуры, которая была создана за последние десятилетия для проведения безналичных платежей.
Отличительной особенностью цифрового рубля от наличных денег является его виртуальная форма, т.е. в отличие от монет и бумажных денег, его нельзя положить в карман или кошелек. От безналичных денег цифровая валюта отличается тем, что с ее помощью можно будет расплачиваться без подключения к интернету, что весьма актуально для жителей отдаленных территорий, где остаются проблемы со связью. Кроме этого, в отличие от средств на безналичных счетах, по цифровым счетам не может быть получен процентный доход.
Цифровая валюта будет отличаться и от криптовалют, в альтернативу которым она, по сути, и вводится. Если выпуск криптовалют носит децентрализованный характер и его эмитенты не несут ответственности перед ее держателями, то выпуск и учет цифровых рублей будет монопольно осуществлять Центробанк России, а, следовательно, они будут обеспечены золотовалютными резервами государства, что гарантирует исполнение обязательств регулятором перед клиентами. Другое отличие цифрового рубля от криптовалюты в том, что он не предполагает возможности совершения анонимных операций и денежных переводов, а владельцы цифровых рублей подлежат обязательной идентификации.
Наряду со свойствами традиционных наличных и безналичных денег, цифровой рубль будет обладать дополнительными преимуществами, повышающими его привлекательность как платежного средства. Цифровая валюта позволит гражданам и бизнесу иметь доступ к своему цифровому кошельку через любую финансовую организацию, клиентами которой они являются, а также обеспечит расчеты без доступа к сети Интернет (офлайн-режим). Ожидается, что цифровая валюта будет выполнять три ключевые функции: средства платежа, меры стоимости и средства сбережения. Однако, реализация последней функции сомнительна, так как в цифровых рублях нельзя будет открыть вклад и получить кредит, а проценты на остатки средств в цифровых кошельках начисляться не будут.
Отличительные особенности и общие черты цифровой валюты и существующих форм денег представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Различия и сходства между формами национальной валюты РФ
Признак сходства или различия форм национальной валюты Форма национальной валюты РФ
Наличная форма Безналичная форма Цифровая форма
1. Внешний вид Монеты, банкноты Запись на счете Цифровой код
2. Эмитент Банк России Коммерческий банк Банк России
3. Способ оплаты Офлайн Онлайн Онлайн и офлайн
4. Способ хранения В кошельке, в банковской ячейке На текущем, накопительном счёте, во вкладе В цифровом кошельке на платформе Банка России
5. Возможность получения дохода Без начисления процентного дохода Есть возможность получения процентного дохода Без начисления процентного дохода
6. Обеспечение Резервы Банка России Ликвидность коммерческих банков Резервы Банка России
Операции на платформе цифрового рубля, а также тарифы на их проведение будут проходить по правилам, которые утвердит Совет директоров Банка России. Планируется, что для граждан переводы и платежи в цифровых рублях будут бесплатными, а тарифы для бизнеса за прием оплаты цифровыми рублями составят 0,3 % от платежа.
Процесс взаимодействия банка и клиента при использовании третьей формы денежного обращения будет состоять в следующем. Открытие кошелька клиента будет закрепляться договором счета цифрового рубля, по которому ЦБ РФ обязан зачислять на счет и списывать со счета физического или юридического лица цифровые
рубли по распоряжению владельца цифрового кошелька. При этом сам счет цифрового рубля будет являться отдельным и независимым видом банковского счета.
Без распоряжения владельца цифрового счета ЦБ РФ не сможет использовать цифровые рубли, находящиеся на нём. Также регулятор не сможет определять и контролировать направления использования цифровых рублей, размещаемых в кошельках компаний и физических лиц. Владельцы кошельков будут распоряжаться цифровыми рублями исключительно по своему усмотрению.
Распоряжаться цифровой валютой можно будет через интернет-приложение любого банка, подключенного к платформе ЦБ РФ, то есть к одному и тому же цифровому кошельку можно будет получить доступ сразу с нескольких банковских интернет-приложений разных банков. При этом сами коммерческие банки будут предоставлять только доступ к цифровым кошелькам клиентов через интернет-банкинг и не смогут осуществлять с ним никаких операций. Право на проведение операций по распоряжению владельцев цифровых рублей будет иметь исключительно ЦБ РФ. Перевод цифровых рублей будет осуществляться путем уменьшения остатка цифровых рублей в кошельке плательщика и одновременного увеличения остатка цифровых рублей в кошельке получателя.
С помощью цифровых рублей можно будет оплачивать любые товары, работы и услуги, а также получать оплату от других организаций и физических лиц. Цифровые рубли можно будет переводить через интернет-банкинг как своим контрагентам, так и на свой собственный банковский счет. Цифровыми рублями можно также пополнять личные и корпоративные банковские карты.
В Концепции цифрового рубля Центральный банк указывает на очевидные преимущества цифровой валюты для граждан, обосновывая его внедрение улучшением качества жизни россиян за счет большей доступности и удобства получения финансовых услуг, а также снижением зависимости от коммерческих банков. Однако, при этом не уточняется, что зависеть теперь граждане будут от самого регулятора.
По мнению ЦБ, для бизнеса использование цифровой валюты поможет оптимизировать взаимные расчеты с контрагентами, сократить время и затраты по обслуживанию сделок. Значимое преимущество по стоимости эквайринга открытие цифровых кошельков будет иметь для юридических лиц, для которых комиссии на переводы будут в 2,5-3 раза ниже действующих. При этом коммерческие банки, через приложения которых осуществляется доступ к цифровым кошелькам клиентов, не вправе будут взимать по данным операциям никаких комиссий. Для физических лиц открытие кошельков и все переводы и платежи в цифровых рублях будут бесплатными [5].
Стоит отметить и то, что даст цифровизация денежного обращения государству. Во-первых, с введением в оборот цифровых рублей повысится прозрачность транзакций физических и юридических лиц, что снизит возможности незаконного оттока капитала и отмывания денег. Во-вторых, денежное обращение станет более управляемым, за счет чего адресные социальные выплаты станут осуществляться оперативнее и эффективнее, а целевые бюджетные расходы станут более контролируемы. В-третьих, обходить финансовые санкции станет намного проще.
24 июля 2023 года законодательно определён правовой статус цифрового рубля и операций с ним, а также взаимоотношения оператора платформы цифрового рубля с его пользователями. Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 августа 2023 года [4].
Федеральным законом устанавливаются полномочия Центрального банка по организации и обеспечению функционирования платформы цифрового рубля, определяется перечень допустимых операций с цифровыми рублями и порядок их совершения, а также права и обязанности оператора, участников и пользователей платформы цифрового рубля. Закон также устанавливает требования к правилам платформы цифрового рубля и порядок заключения и прекращения договора счёта цифрового рубля. Наряду с основным законом вносятся корреспондирующие поправки в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об исполнительном производстве», «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон устанавливает также и ряд запретов в отношении цифровых рублей и цифровых кошельков. Так, нельзя будет открывать совместный цифровой кошелёк для нескольких пользователей платформы цифрового рубля. Запрещает закон и заключение договора счета цифрового рубля в драгоценных металлах. Цифровые рубли, размещенные в цифровом кошельке, нельзя будет напрямую обналичить. Для этого сначала потребуется перевести цифровые рубли в безналичные деньги (перевести на банковский счет), а потом уже снять с банковского счета наличные рубли. В отличие от безналичных денег на рубли, хранящиеся в цифровых кошельках, не будут начисляться проценты, исключается также кешбэк и начисление всевозможных бонусов и скидок за совершение денежных переводов и платежей.
Еще одно ограничение состоит в том, что при помощи цифрового рубля на первых этапах его внедрения нельзя оплачивать налоги, страховые взносы, госпошлины и иные обязательные платежи. Также за счет средств, находящихся в цифровом кошельке налогоплательщика, нельзя будет взыскать налоговую задолженность. Однако, для снятия этого ограничения в НК РФ готовятся поправки, касающиеся возможности взыскания налоговой задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика и налогового агента при условии недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщиков.
Внедрение ЦВЦБ повлечёт за собой изменение состояния коммерческих банков. Процесс денежного мультиплицирования в банковском секторе может замедлиться в связи с оттоком средств с безналичных счетов клиентов, за счет чего снизится банковская ликвидность. Кроме этого, для банков повысятся затраты на встраивание цифрового рубля в свои сервисы и услуги и обеспечение безопасности хранения информации.
15 августа 2023 года в Российской Федерации в 13 банках началось тестирование операций с цифровыми рублями. В число банков-участников пилотного проекта вошли ВТБ, ГПБ, Альфа-банк, "Ингосстрах банк", банк "Ак барс", МТС-банк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Росбанк и другие. Ожидается, что данный этап проекта внедрения ЦВЦБ позволит проверить работу платформы цифрового рубля в промышленной среде, отработать необходимые процедуры с привлечением реальных клиентов, а также, в случае необходимости, скорректировать процессы, и убедиться, что использование новой формы денег удобно и понятно пользователям.
На первом этапе будут тестироваться такие операции как открытие кошельков в цифровых рублях банкам, физическим и юридическим лицам, переводы в цифровых рублях между клиентами и оплата в торгово -сервисных предприятиях, в том числе с использованием QR-кода.
Одну из первых в стране сделок с цифровым рублем в рамках пилотного проекта между юридическим и физическим лицом провел Промсвязьбанк (ПСБ). Клиент банка, работающий в сфере онлайн-образования, открыл электронный кошелек, создал QR-код и передал его покупателю для последующей оплаты услуг. С начала тестирования банком открыто более 40 цифровых кошельков и совершено несколько тысяч переводов и несколько десятков оплат по QR-коду с использованием цифрового рубля [2].
В 2024 году в цифровых рублях планируется протестировать некоторые виды бюджетных платежей. В настоящее время Банк России совместно с Министерством финансов и Федеральным казначейством разрабатывают подходы к использованию цифровой валюты для этих целей. Планируется опробовать социальные выплаты и субсидии в цифровых рублях, а также финансирование в них инфраструктурных проектов. Цифровизация бюджетных расходов позволит повысить их адресность, прозрачность и целевой характер. После завершения пилотного тестирования цифровой валюты начнется подключение к платформе остальных кредитных организаций. Повсеместное внедрение цифрового рубля согласно стратегии развития финансового рынка, должно произойти до 2030 года, при этом ЦБ и Министерство финансов оставляют за собой право сократить указанный срок.
В 2025 году в цифровой валюте планируется начать трансграничные и валютно-обменные операции на мировых рынках, в первую очередь, с такими странами как Китай, Индия, Белоруссия. Для осуществления подобных расчетов в Законе о цифровом рубле предусмотрена возможность открывать счета в цифровой валюте иностранным банкам. Ожидается, что интеграция цифровых валют кардинально изменит мировую платежную инфраструктуру, переведя ее полностью на цифру.
По мнению аналитиков Банка России, цифровая валюта станет альтернативным способом осуществления платежей в экономике, который предоставит более равный доступ к платежной инфраструктуре для безналичных расчетов, чем тот, который имеется на текущий момент, за счет удешевления платежных сервисов, увеличит конкуренцию в сфере платежей и снизит их стоимость, как для физических, так и для юридических лиц. Данная форма денег позволит реализовать тот функционал, который невозможен в рамках существующих форм денег, в частности, в силу идентифицируемости отдельных цифровых рублей можно будет построить систему отслеживания платежей, которые позволят более точно и оперативно наблюдать за целевым использованием средств в финансовой системе в тех случаях, когда это необходимо. Кроме этого, цифровой рубль повысит безопасность денежных переводов за счет многоступенчатой системы защиты от мошенников, а смарт-контракты с цифровыми рублями сделают расчеты прозрачными и обеспечат гибкость в управлении остатками на цифровых кошельках.
Таким образом, несмотря на все достоинства этого процесса, цифровизация денежного обращения больше выгодна государству, нежели гражданам и бизнесу. Она позволит сделать экономику более прозрачной и управляемой и повысит финансовую независимость страны в условиях санкций.
Источники:
1. Концепция цифрового рубля. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File (дата обр. 22.01.2024).
2. «Продукт с большим потенциалом». Как начался новый пилот цифрового рубля. - URL: // https://www.rbc.ru/crypto/news (дата обр. 23.01.2024).
3. Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/ 131360/oncfr_2022-2024 (дата обр. 22.01.2024).
4. Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 339-03 «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». - URL: // https://www.consultant.ru/document (дата обр. 21.01.2024).
5. Цифровой рубль: что это такое и когда он заработает в России. - URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/digital-currency (дата обр. 21.01.2024).