УДК 53 (076.5)
А.А. Оспенников, А.Е. Нельзин, Д.А. Антонова
ЦИФРОВАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
КАК СРЕДСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Ключевые слова: учебный физический эксперимент, виды учебного экспери-
мента, применение ИКТ в демонстрационном физическом эксперименте, коллекции цифровых образовательных ресурсов по физике.
В статье анализируются виды учебного физического эксперимента, раскрываются особенности их содержания, методологическое или дидактическое назначение. Подробно рассматривается демонстрационный физический эксперимент и средства ИКТ для его дидактического сопровождения. Указаны основные способы использования объектов и инструментов виртуальной среды, а также аппаратной компьютерной техники на различных этапах экспериментального исследования.
Проблеме организации учебного эксперимента в дидактике физики посвящены работы Л.И. Анциферова, В.А. Беликова, Л.Л. Быкова, Г.М. Голина, П.В. Зуева, О.Ф. Ка-бардина, В.В. Майера, Р.В. Майера, Р.И. Малафеева, В.А. Орлова, В.Г. Разумовского, А.В. Усовой, Т.Н. Шамало и др. Содержание школьного эксперимента непрерывно обогащается. Описание экспериментальных заданий для учащихся широко представлено в методической литературе и в периодической печати (журналы «Квант», «Учебная физика», газета «1 сентября», приложение «Физика» и др.).
Учебный физический эксперимент разнообразен по видам. Различают его следующие виды:
I. По субъекту деятельности:
• демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем;
• лабораторный физический эксперимент, выполняемый учащимися.
II. По технологии постановки:
• без применения средств ИКТ
• с применением средств ИКТ:
натурный частично автоматизированный,
> натурный автоматизированный, компьютерный.
III. По дидактической цели:
1. Изучение новых элементов системы предметного знания:
4
© А.А. Оспенников, А.Е. Нельзин, Д.А. Антонова, 2011
• научных фактов (сбор, систематизация данных опытов);
• эмпирических понятий, отражающих наблюдаемые в опыте существенные признаки (свойства, характеристики) материальных объектов и процессов;
• количественных характеристик свойств материальных объектов и процессов (физических величин, включая фундаментальные константы);
• эмпирических законов;
• компонентов ф и з и ч е с к и х т е о р и й (экспериментального базиса, положений теории, ее следствий);
• прикладного физического знания (технических понятий, устройства и физических основ работы технических объектов (ТО), характеристик ТО, правил работы с ТО).
2. Освоение новых элементов методологии постановки эксперимента (знакомство с содержанием, приобретение первичного опыта выполнения):
• способов выполнения отдельных этапов конкретного экспериментального исследования (например, сборка установки, выполнение наблюдений и измерений, обработка полученных результатов и т.п.);
• способов выполнения конкретных физических экспериментов в полном составе этапов исследования (определение ускорения свободного падения, исследование зависимости ускорения тела от величины приложенной силы и т.п.);
• обобщенного подхода к проведению экспериментального исследования и обобщенных способов выполнения его отдельных этапов (действий, операций).
3. Освоение нового опыта технической деятельности (приобретение первичного опыта работы с техническими объектами: анализ устройства и принципа действия, сборка, настройка, выполнение базовых процедур работы с ТО).
4. Закрепление, отработка знаний и опыта деятельности (элементов системы предметного знания, элементов методологии эксперимента, прикладного предметного знания и опыта технической деятельности):
• постановка уже известных экспериментов (повторение и закрепление ЗУН);
• постановка новых вариантов известных экспериментов (в частности, с применением обновленной приборной базы, новых методов наблюдения и измерения, иных способов обработки полученных результатов и т.п.) (обогащение ЗУН);
• решение экспериментальных задач, связанных как с выполнением отдельных экспериментальных действий, так и проведением эксперимента в целом:
экспериментальных упражнений (тренаж в выполнении отдельных экспериментальных действий и операций);
:> типовых экспериментальных задач (применение ЗУН в типовых экспериментальных ситуациях);
■' исследовательских экспериментальных задач (углубление и совершенствование ЗУН, приобретение опыта творческой деятельности);
• работа с конкретными техническими объектами (ТО):
выполнение упражнений на отработку базовых правил работы с ТО;
:> выполнение заданий на применение правил работы с ТО в типовых ситуациях;
использование ТО в решении нестандартных технических и экспериментальных задач.
5. Контроль знаний, уровня освоения учащимися методологии постановки эксперимента и овладения способами работы с техническими объектами:
• выполнение (воспроизведение) известных экспериментов (репродуктивный уровень);
• решение экспериментальных задач:
упражнений по выполнению отдельных экспериментальных действий и операций (репродуктивный уровень);
задач на применение ЗУН в типовых ситуациях (частично поисковый уровень);
творческих задач (исследовательский уровень);
• выполнение заданий по работе с техническими объектами:
на применение базовых правил работы с ТО;
> применение правил работы с ТО в типовых ситуациях;
> использование ТО в решении нестандартных технических и экспериментальных задач.
IV. По месту в структуре изложения учебного материала:
• в начале изложения, с целью сбора фактов, которые впоследствии анализируются и интерпретируются;
• в ходе изложения, с целью:
иллюстрации к рассказу/объяснению;
проведения развернутого экспериментального исследования (проблемное изложение, элементы проблемной беседы);
• в конце изложения, с целью проверки аналитических выводов.
V. По составу и содержанию выполняемых учащимися экспериментальных действий:
• последовательное выполнение всех этапов эксперимента;
• выполнение отдельных экспериментальных действий или их комбинаций:
формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и ее обоснование, определение цели эксперимента по проверке гипотезы;
> планирование хода эксперимента;
> проектирование установки и ее сборка;
выполнение эксперимента, снятие показаний и фиксирование результатов;
/ анализ и интерпретация результатов, формулировка выводов.
VI. По уровню самостоятельности учащихся в выполнении эксперимента:
• репродуктивный (воспроизведение этапов проведения эксперимента по продемонстрированному образцу, выполнение по подробной инструкции);
• частично поисковый (выполнение эксперимента на основе системы направляющих вопросов или самостоятельное выполнение отдельных этапов эксперимента);
• исследовательский (самостоятельное выполнение всех этапов эксперимента).
VII. По средствам дидактической поддержки выполнения эксперимента:
• под руководством учителя и при его непосредственном участии в работе ученика (индивидуальный подход);
• на основе типовой инструкции (полиграфическая версия);
• с применением цифровых инструктивных мультимедиаматериалов: аудиоинструкции;
■' фотоинструкции с текстовым сопровождением (стиль комикса);
инструкции-анимации с текстовым и/или звуковым сопровождением (стиль интерактивного комикса);
инструкции-презентации с элементами анимации и звуковым сопровождением;
> видеоинструкции с текстовым и/или звуковым сопровождением;
• без инструкции, но с применением подготовленного учителем творческого плана работы и возможностью консультаций у учителя (при необходимости);
• без инструкции, но с консультациями учителя (при необходимости).
VIII. По формам учебной деятельности:
• самостоятельная работа;
• совместная работа:
> в паре, в том числе в прах сменного состава (в условиях практикума);
> в малой группе;
в условиях коллективного способа обучения (КСО).
IX. По месту проведения:
• в лаборатории:
> школьной;
> научной, в том числе удаленного доступа; научно-производственной;
• в домашних условиях;
• в природных условиях.
X. По продолжительности экспериментальной работы:
• краткосрочные (5-15 мин);
• среднесрочные (1-2 акад. часа);
• длительные (часы, дни).
XI. По форме организации учебного занятия:
• фронтальные лабораторные опыты (5-15 мин) в составе урока;
• фронтальные лабораторные работы;
• лабораторные работы в составе практикума.
Каждая группа и подгруппа видов учебного физического эксперимента раскрывает его новые стороны и демонстрирует особенности содержания, методологического или дидактического назначения, указывает на ключевые характеристики методики организации. Отметим важнейшие из них:
• осознание учащимися роли физического эксперимента в науке и освоение методологии экспериментально исследования;
• овладение различными средствами постановки эксперимента, в том числе средствами ИКТ;
• применение эксперимента как метода обучения (метода наглядности, метода организации учебного познания, метода контроля учебных достижений);
• реализация тесной связи учебного эксперимента с приобретением новых знаний по предмету, их отработкой, последующим углублением и расширением;
• формирование экспериментальных умений, в том числе на исследовательском уровне; развитие у учащихся обобщенных представлений о структуре экспериментального исследования и становление обобщенных экспериментальных умений;
• развитие самостоятельности учащихся в планировании и выполнении экспериментальных заданий: от простого эксперимента, реализующего одну из целей исследования, к
усложненному составу экспериментальных целей; от репродуктивного уровня исполнения к исследовательскому подходу в решении экспериментальных задач;
• понимание роли эксперимента в научно-техническом творчестве; приобретение начальных навыков моделирования, конструирования и испытания простейших технических устройств, в том числе для решения различных экспериментальных задач;
• применение широкого спектра средств дидактической поддержки самостоятельной работы учащихся по выполнению экспериментальных заданий, учет уровня самостоятельности в выполнении эксперимента и «зоны ближайшего развития» учащегося, индивидуальный подход к обучению;
• реализация различных форм учебной работы и форм коммуникации при проведении эксперимента, в том числе применение групповых и коллективных форм решения экспериментальных задач;
• использование потенциала различных организационных форм обучения в подготовке учащихся к выполнению экспериментальных заданий, в том числе практики организации эксперимента в домашних условиях с применением бытовых приборов и самодельных приспособлений.
Знание видов учебного эксперимента позволяет учителю целенаправленно проектировать учебный процесс с его применением, обеспечивать достижение планируемых результатов, создавая для этого все необходимые условия.
В условиях постановки в школьной ИКТ-насыщенной среде физический эксперимент приобретает новое качество. Компоненты среды (аппаратная техника и инструменты для ввода информации; устройства и инструменты представления, ее обработки и передачи; информационные источники; цифровые инструменты учебной деятельности; системы и средства поддержки организации образовательного процесса) позволяют учителю повысить эффективность учебного эксперимента и его привлекательность для учащихся в познавательном отношении.
Особую роль в организации учебного процесса по физике играет демонстрационный физический эксперимент.
Важным направлением профессиональной деятельности учителя физики является проектирование и разработка цифровых средств обучения, которые могли бы быть использованы в ходе демонстрационного эксперимента с целью его дидактического сопровождения.
Состав средств дидактического сопровождения и способы их использования в учебных демонстрациях определяются собственно логикой экспериментального исследования. Содержание и последовательность этапов физического эксперимента представлена обобщенным планом.
Обобщенный план проведения физического эксперимента
1. Сформулировать (уяснить) проблему исследования.
2. Выдвинуть и обосновать гипотезу, на основе которой может быть разрешена сформулированная проблема.
3. Выяснить роль эксперимента в решении данной проблемы. Определить его цель.
4. Разработать проект экспериментальной установки, сконструировать ее.
5. Определить порядок проведения эксперимента.
6. Выбрать способ кодирования данных опыта (наблюдений, измерений).
7. Провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измерения.
8. Провести обработку результатов измерений, оценить их точность.
9. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты, сформулировать вывод.
10. Оформить отчет о проведении эксперимента.
Отметим, что указанные в плане этапы выполнения эксперимента дают нам представления о перечне основных экспериментальных умений, которыми должны овладеть учащиеся.
Учебные объекты и инструменты виртуальной среды могут успешно использоваться на различных этапах экспериментального исследования и соответственно поддерживать на том или ином уровне формирование у учащихся практически всех экспериментальных действий и операций.
Ниже приведены основные способы использования объектов и инструментов виртуальной среды, а также аппаратной компьютерной техники на различных этапах экспериментального исследования (подробнее см. пособие [1, с. 434-436]). При анализе содержания данных способов нетрудно убедиться, что при целенаправленном использовании различных компонентов ИКТ-инфраструктуры школьной лаборатории учитель физики может полнее и убедительнее разъяснить учащимся содержание общих правил выполнения экспериментальных действий, продемонстрировать их образцы, организовать отработку умений и навыков выполнения отдельных действий и операций (тренаж). «Готовые» модели физических явлений и моделирующие среды, ПО для обработки данных эксперимента, аппаратная техника позволяют научить школьников использовать компьютер в экспериментальном исследовании и как инструмент познания, и как средство эффективной организации учебной работы.
Формулировка проблемы исследования
• Демонстрация учителем образцов формулировки проблемы исследования на примере конкретных ВУО: рисунков, анимации, фотоснимков, видеозаписи, компьютерных моделей физических явлений.
• Демонстрация виртуальных объектов (рисунков, анимации, видеозаписи, компьютерных моделей физических явлений) с целью стимулирования самостоятельной формулировки учащимися проблемы экспериментального исследования.
• Подготовка учащимися авторских цифровых объектов: фото- и видеоматериалов и их использование для постановки проблем экспериментального исследования.
Выдвижение и обоснование гипотезы
• Демонстрация учителем образца выдвижения и обоснования гипотезы исследования на основе применения конкретных ВУО: рисунков, анимации, видеозаписи, компьютерных моделей физических явлений.
• Демонстрация учителем физических явлений на основе конкретных ВУО (рисунков, анимации, видеозаписи, компьютерных моделей) и организация деятельности учащихся по выдвижению и обоснованию гипотезы относительно особенностей протекания представленных в демонстрации явлений.
• Работа учащихся с интерактивными моделями физических явлений: формулировка на основе модельного эксперимента гипотезы о протекании исследуемого явления в ранее неизученных условиях (рис. 1) .
• Работа учащихся с виртуальными моделями экспериментальных установок и технических устройств с целью прогнозирования наиболее эффективных режимов их работы.
Определение цели эксперимента
• Просмотр видеоматериалов, анимации, фотоснимков натурных физических экспериментов; обсуждение с учащимися возможностей постановки опыта-аналога (или одного из его вариантов) в условиях школьной лаборатории, уточнение цели эксперимента применительно к лабораторным условиям постановки опыта.
• Постановка целей натурного лабораторного исследования на основе анализа необычных физических ситуаций, зафиксированных на фотоснимках и видеороликах, в том числе подготовленных учащимися.
• Варьирование условий протекания явления с применением его компьютерной модели (рис. 2), постановка (уточнение) на этой основе цели (целей) натурного опыта.
Рис. 1. Движение тела на плоскости. Физика, 7-11кл. Библиотека наглядных пособий - 1С: Образование (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b7f5695a-f68e-fd65-c4ae-3e7cae7ea28b/П8886/?mterface=teacher&dass=51&subiect=30)
Определение порядка проведения эксперимента
• Подготовка к выполнению натурного опыта - изучение (обсуждение) особенностей плана его проведения на основе визуализации хода эксперимента с помощью рисунков, анимации, видеозаписи, демонстрационной или интерактивной моделей.
• Планирование проведения натурного эксперимента и оценка реалистичности плана с помощью моделирования физической ситуации в виртуальной среде (на основе интерактивной модели явления, с применением конструктора экспериментальной установки).
• Исследование и выбор наиболее эффективных режимов проведения натурного опыта с помощью компьютерной модели явления.
Разработка и конструирование экспериментальной установки
• Изучение (обсуждение) состава оборудования и процедуры сборки экспериментальной установки к натурному эксперименту на основе использование рисунков, фотографий, видеодемостраций или моделей экспериментальных установок, цифровых конструкторов.
• Изучение (обсуждение) конструкции приборов для экспериментальной установки
на основе анализа их характеристик, устройства и принципов действия, представленных с помощью ВУО (фото, рисунки, анимации, видеоматериалы, компьютерные модели).
• Освоение процедуры сборки экспериментальной установки в виртуальной среде из «готовых» элементов с применением учебных конструкторов, тренажеров.
• Разработка модели экспериментальной установки с помощью учебных моделирующих сред.
• Тестирование модели экспериментальной установки. Отладка (выбор наиболее эффективных режимов работы) экспериментальной установки с помощью виртуальных моделей (цифровых лабораторных стендов), конструкторов.
• Настройка автоматизированного эксперимента с использованием цифровых измерителей (датчиков) и процедуры обработки результатов с помощью соответствующего ПО.
Напряжение на источнике тока 4,5 В.
■ іцепь 1 Сопротивление реостата можно изменять
•щепь 3 с помощью курсора мыши
§w= Bad ж
Компьютерная программа позволяет провести серию экспериментов по теме «Закон Ома».
Немецкий физик Георг Симон Ом (16.Ш. 1787-7.VH. 1854) в 1826 году экспериментально установил, что сила тока /, текущего по однородному металлическому проводнику, пропорциональна напряжению U на концах проводника:
1
1 — —U или RI—U,
где R= const
Величину R принято называть электрическим сопротивлением. Проводник, обладающий электрическим сопротивлением, называется резисторам Данное соотношение выражает закон Ома для однородного участка цепи: сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника
Рис. 2. Закон Ома. Интерактивные модели по физике (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c160cb-66fd-4f45-f0a7-17f031e28157/00144677047358844.htm)
Выбор способа кодирования результатов опыта
• Демонстрация различных способов кодирования результатов опыта (протоколов, таблиц, рисунков, фотоснимков, видеозаписей) с использованием соответствующих объектов виртуальной среды.
• Демонстрация образцов применения инструментальных пакетов (Excel, Grapher, MathCad, Maple и др.) для кодирования данных эксперимента.
• Применение учащимися инструментальных программ для кодирования результатов эксперимента.
• Использование ПО для автоматизированного эксперимента с автоматической фиксацией данных опыта в виде электронных таблиц.
Проведение эксперимента, выполнение наблюдений и измерений, обработка данных
• Обсуждение и выбор аппаратной техники (цифрового микроскопа, видеокамеры, веб-камеры, фотоаппарата, диктофона) для фиксирования результатов наблюдений и измерений.
• Использование виртуальных симуляторов экспериментальных установок с целью предварительной отработки у учащихся умений и навыков проведения эксперимента (тренаж).
• Отработка техники выполнения измерений с помощью виртуальных тренажеров (определение цены деления, снятие показаний со шкалы прибора, запись результата измерения с учетом погрешности).
• Проведение автоматизированного эксперимента с использованием цифровых измерителей (датчиков), обработка результатов с помощью соответствующего ПО.
• Использование телеметрических систем для получения и обработки экспериментальных данных.
• Обработка результатов эксперимента с помощью стандартных и специализированных инструментальных программ (Excel, Grapher, MathCad, Maple и др.). Выполнение расчетов, построение графиков, диаграмм и т.п.
Анализ и интерпретация полученных результатов, формулировка вывода
• Изучение особенностей протекания физических явлений на основе рисунков, анимации, видеозаписи натурного эксперимента. Объяснение явлений (эмпирический, теоретический уровни) 1.
• Изучение (обсуждение) сущности физических явлений на основе рисунков, анимации, интерактивных моделей идеализированных объектов природы.
• Работа с компьютерными моделями идеализированных объектов природы (моделирование различных физических ситуаций поведения объекта с целью объяснения наблюдаемых в натурном эксперименте особенностей протекания физических явлений).
• Работа с интерактивными графиками физических процессов (моделирование различных условий протекания процессов; «чтение» анализ и интерпретация графиков процессов).
• Применение инструментальных программ (Excel, Grapher, Mathcad, Maple и др.) для построения графиков, таблиц, диаграмм, необходимых для наглядной интерпретации данных опыта.
Оформление отчета о поведении эксперимента
• Применение стандартных и специальных инструментальных программ (MS Word, MS Power Point, MS Excel и др.) для оформления отчета о проведении эксперимента/
• Применение аппаратной техники (цифрового микроскопа, видеокамеры, фотоап-
1 Газовые законы. Программа, имитирующая циклические процессы в газах. ЦКЬ: Ы1р://й^^с^о1-collection.edu.ru/dlrstore/4bab9029-1f6a-4fDe-9b3a-9d00e860d18d/%5BPH-SED-07 2-4-03%5Р %5ВЮ 006-01%5Р^
парата) для подготовки мультимедиа приложений к отчету.
• Представление отчета об эксперименте в системе дистанционного обучения для проверки его учителем.
• Представление отчета в составе &,-портфолио.
• Использование сетевых социальных сервисов для публикации отчета в виртуальной среде.
Указанные выше направления и способы реализации дидактического потенциала ИКТ-инфраструктуры учебной среды с целью формирования у учащихся экспериментальных умений позволяют учителю физики сориентироваться в разработке системы заданий и вопросов для учащихся, подобрать и подготовить для выполнения этих заданий соответствующие аппаратную технику, дидактически целесообразные виртуальные учебные объекты (ВУО) и инструменты учебной деятельности.
Наибольшим дидактическим потенциалов в этом контексте обладают видеозаписи физических экспериментов, анимации, интерактивные компьютерные модели, конструкторы, тренажеры, виртуальные лабораторные работы2. С успехом может быть использована и статичная компьютерная графика (фотографии, рисунки, схемы, графики функций)3. Названные виртуальные учебные объекты в достаточном количестве представлены в современных цифровых изданиях по физике и имеют разный обучающий потенциал. В каждом отдельном случае нужно определить место конкретного виртуального объекта или инструмента в системе экспериментальной подготовки учащихся, найти наиболее эффективные способы его использования, подготовить при необходимости дидактические материалы для коллективной или самостоятельной работы учащихся с данным объектом.
Накопление «готовых» ЭОР и разработка авторских цифровых ресурсов для сопровождения демонстрационного эксперимента - это сложная и трудоемкая задача. Учителю важно изначально построить эту работу в соответствии с заранее определенной системой, которая обеспечит целесообразную структуру и необходимое разнообразие цифровых дидактических материалов в его авторской цифровой коллекции [2].
Как показывает практика, полезен модульный принцип построения коллекции цифровых дидактических материалов для сопровождения демонстрационного эксперимента. Целесообразно организовать тематические учебные модули. В состав тематических модулей такой коллекции будут включены модули для каждого конкретного опыта.
Укажем возможные составляющие цифрового учебного модуля к демонстрационному физическому эксперименту:
1. Презентация содержания и порядка выполнения эксперимента (цель, оборудование, порядок выполнения, результаты, выводы) (МБ РР).
2. Видеозапись демонстрационного эксперимента, а также видеозапись его различных версий.
3. Презентация к изложению учебного материала, включающего демонстрационный эксперимент (разрабатывается в соответствии с логикой обсуждения основных этапов эксперимента как метода познания; включает дидактически целесообразные ЭОР: видео, анимации, модели, таблицы для записи результатов и пр.).
Физика. 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий - 1С: Образование. URL: http://school-
collection.edu.ru/catalog/rubr/b7f5695a-f68e-fd65-c4ae-3e7cae7ea28b/118886/?mterface=teacher&class=51&subiect=3D.
4. Презентация «Сведения из истории постановки опыта» 4 (возможно включение в презентацию компьютерной модели опыта в его исторической версии) (рис. 3).
5. Задания для закрепления знаний и отработки отдельных экспериментальных умений.
6. Тест, контролирующий уровень усвоения учащимися содержания физического эксперимента и его основных результатов.
7. Каталог медиаресурсов (рисунки, фотоснимки, анимации, модели, видеоролики) для дидактического сопровождения демонстрационного эксперимента.
Модули формируется по принципу избыточности для того, чтобы своим содержанием поддерживать вариативные практики постановки и проведения демонстрационного эксперимента, учитывающие уровни образования и профили обучения, качество подготовки учащихся, их познавательные интересы и степень учебной активности.
Система модулей формируется учителем постепенно по мере освоения новой практики учебных демонстраций с применением ЭОР. К разработке таких модулей полезно привлекать и учащихся. Со временем в профессиональном портфолио учителя будет представлена достаточно обширная коллекция ЭОР, предназначенная для сопровождения демонстрационного эксперимента. Содержание уже готовых модулей следует периодически обновлять в связи с появлением новых более совершенных цифровых ресурсов.
Источниками пополнения авторской коллекции цифровых модулей к демонстрационному эксперименту может служить хранилище электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайтах Федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http:// school-collection. edu.ru.
Балпои с газом
N
1*С
' 20 *0 0 ' & ' Уо ' Й 90 ’Ьо
m = const Старт
V = const Сброс
Р/Р9« 10000
г*о*с ТэЗлищ
газ График
Во аду* -] Вывод
г. *С Р/Р9
10 [ооооо )(■§ - ©
20 1І [о owe- !*
30 ; Ф
«0 :
50
60 :
70 :: 1 (у
во :
90 м :
100 :
т
Объектив ыикр оскола
Покроїмо* / стекло
Я С») «<0)
fn = 510',,c Г = 283 К ЯіЗЮ^м яв 17 10‘,,м‘*
Г рлфмк f
Сброс
f »[2S3 I (Эк
а)
б)
Рис. 3. Интерактивные модели опытов Ж. Шарля (а), Ж. Перрена (б), (авторская разработка Н.А. Оспенникова, Е.С.Шестаковой, ПГПУ, программная реализация
ООО «Физикон», Единая коллекция ЦОР)
4
«История научного эксперимента» (содержит более 20 описаний опытов по физике с интерактивными моделями и видеофрагментами, а также биографии ученых). иЯЬ: ЫЩ/^^ооЬ
collection.edu.ru/catalog/rubr/cd285216-eb96-a7b2-0127-01c6aЫMb31/?шte^face=catalog&classП=49&classП=51&subiectП=30.
Список литературы
1. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: метод. пособие. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2011. - 655 с.
2. Оспенникова Е.В. Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов /Е.В. Оспенникова и др. - М.: НФПК, 2008. - Ц^: http://www.sсhool-collection.edu.ru.