Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК И ИХ ПЕРЕХОД К ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК И ИХ ПЕРЕХОД К ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
360
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Завгородний А. Ф., Горохов А. Д.

Ряд современных кризисов обострил проблемы на мировых товарных рынках. Наиболее сильно в настоящее время пострадали цепочки поставок. Главными решениями, принимаемыми для восстановления данных цепочек, стали инновационные технологии. Цифровизация логистики связана с отказом от традиционных цепочек поставок к мультимодальной форме для оптимизации процессов, что позволяет компании снизить затраты и повысить эффективность. С другой стороны, цифровизация влечет за собой изменение бизнес-модели за счет активного применения цифровых технологий. Такие модель направлены на эффективное управление операционными процессами, взаимодействию с клиентами и получению прибыли. В данной статье рассматриваются вопросы использования современных цифровых технологий в логистике, а также трансформации традиционных цепочек поставок на фоне кризиса в единую экосистему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF MODERN SUPPLY CHAINS AND THEIR TRANSITION TO A SINGLE DIGITAL ECOSYSTEM

A number of modern crises have exacerbated the problems in the world commodity markets. Supply chains are currently the most severely affected. Innovative technologies have become the main decisions taken to restore data chains. Digitalization of logistics is associated with the rejection of traditional supply chains to a multimodal form to optimize processes, which allows the company to reduce costs and increase efficiency. On the other hand, digitalization entails a change in the business model due to the active use of digital technologies. Such models are aimed at effective management of operational processes, interaction with customers and making a profit. This article discusses the use of modern digital technologies in logistics, as well as the transformation of traditional supply chains against the background of the crisis into a single ecosystem.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК И ИХ ПЕРЕХОД К ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕПОЧЕК ПОСТАВОК И ИХ ПЕРЕХОД К ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ

А.Ф. Завгородний, д-р ист. наук, профессор А.Д. Горохов, студент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-95-99

Аннотация. Ряд современных кризисов обострил проблемы на мировых товарных рынках. Наиболее сильно в настоящее время пострадали цепочки поставок. Главными решениями, принимаемыми для восстановления данных цепочек, стали инновационные технологии. Цифровизация логистики связана с отказом от традиционных цепочек поставок к мультимодальной форме для оптимизации процессов, что позволяет компании снизить затраты и повысить эффективность. С другой стороны, цифровизация влечет за собой изменение бизнес-модели за счет активного применения цифровых технологий. Такие модель направлены на эффективное управление операционными процессами, взаимодействию с клиентами и получению прибыли. В данной статье рассматриваются вопросы использования современных цифровых технологий в логистике, а также трансформации традиционных цепочек поставок на фоне кризиса в единую экосистему.

Ключевые слова: логистика, цепочки поставок, цифровая трансформация, логистическая экосистема, бизнес-процессы.

Использование современных цифровых технологий и программного обеспечения в логистике становится все более актуальным в условиях мировых кризисов, которые влекут разрыв цепочек поставок. Современные цепочки поставок трансформируются в динамичную систему, способную к быстрой перестройке и адаптации к внешней среде. Фундаментальные изменения логистике будет определять, какие конкурентные преимущества компании получат в будущем.

Рассматриваемая тенденция получила название «Цифровая сеть поставок» (Digital Supply Network - DSN). DSN интегрирует исходную информацию, получаемую от участников цепочки поставок, для эффективного управления процессами производства и распределения [1].

Функция любой цепочки поставок сосредоточена на перемещении сырья, готовой продукции, капитала и других активов, а также на производственных процессах. Технологические и цифровые достижения, такие как увеличение вычислительной мощности и снижение общих затрат, повлияли на традиционную цепочку поставок несколькими ключевыми спосо-

бами, включая снижение транзакционных издержек и увеличение инноваций, связанных с самим производственным процессом.

Рост мощности и эффективности технологий проявился в значительном снижении транзакционных издержек для бизнес-операций как внутри компании, так и за ее пределами [1].

Хотя линейный процесс проектирования, создания и перемещения физических товаров остается неизменным, базовые данные теперь проходят через узлы цепочки поставок и вокруг них динамически и в режиме реального времени. Новые взаимосвязи между процессами и подпроцессами превратили цепочки поставок в эффективные сети.

Когда стоимость транзакций падает, способность совершать сделки с большим количеством разных партнеров возрастает. Это создает возможность для функционирования в сетевых цепочках поставок, поскольку компании могут просто подключаться к большему количеству различных партнеров, когда и где это необходимо [2].

В традиционных цепочках поставок информация перемещается линейно, при-

чем каждый шаг зависит от предыдущего. Эта цепочка связана структурированным образом: разработка, планирование, сырье,

создание, поставка, поддержка. Данный процесс представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Традиционная цепочка поставок [1]

Проблемы с организацией процесса логистики на одном этапе может привести к нарушениям качества продукции и доставки на последующих этапах. Заинтересованные стороны часто не имеют достаточного представления о других процессах, что ограничивает их способность реагировать или корректировать свою деятельность [2].

По мере того, как каждый узел поставок становится интегрированным в цифровую

систему, цепочка поставок превращается в динамичную интегрированную сеть поставок.

Именно в связи с серьезными нарушениями в элементах традиционных цепочек поставок и их последующий разрыв обуславливает переход логистических компаний к цифровой сети.

На рисунке 2 представлен переход от традиционной цепочки поставок к единой цифровой сети.

Рис. 2. Единая цифровая логистическая сеть ББК [1]

Переход от линейной к сетевой модели часто требует от организации нового способа увязки физических и цифровых активов. Традиционно линейные цепочки поставок опираются на периодические прогнозы и планы, которые с каждым этапом становятся все более устаревшими и, следовательно, неточными [1].

Соединяя все этапы друг с другом с помощью передовых технологий, DSN может минимизировать задержки, риски и отходы в линейных цепочках поставок. По мере развития использования DSN и полного использования компаниями своих сетей поставок традиционные барьеры должны сокращаться. Тогда компании смогут достичь новых уровней производительности, повысить операционную эффективность и результативность, создать новые возможности для получения доходов.

От традиционных линейных цепочек поставок DSN отличает тот факт, что DSN - это динамичные интегрированные сети, характеризующиеся непрерывным потоком информации, которые облегчают ав-

томатизацию, повышают ценность, улучшают рабочий процесс и аналитику, а также генерируют аналитические данные. Благодаря возможности получать информацию в режиме реального времени можно избежать многих проблем с задержкой, присущих линейным цепочкам поставок [3].

Переход традиционной линейной цепочки поставок в постоянно действующую целостную DSN может позволить компаниям изменить свои стратегии, конкурируя между различными узлами цепочки поставок одновременно, а не просто сосредоточившись на одной области.

Одним из преимуществ - и проблем -DSN является его гибкость и множество вариантов, которые компании могут использовать для его создания.

В табл. представлена выборка из девяти стратегических преобразований, которые компании могут осуществить, используя DSN, а также список примерных тактик, которые могут обеспечить каждую трансформацию.

Таблица. Стратегии цифровых преобразования цепочек поставок [1]

Сектор цифровой трансформации цепочек поставок Примеры возможных цифровых преобразований

Оптимизация процессов проектирования 1. Открытые инновации/краудсорсинг. 2. Быстрое создание прототипов и опытных образцов. 3. Виртуальное моделирование.

Совершенствование продуктов 1. Предоставление данных как услуг. 2. Использование 3Б-печати. 3. Высокий уровень дифференциации.

Эффективное планирование и инвентаризация 1. Аналитическое прогнозирование спроса. 2. Динамическая инвентаризация. 3. Оптимизация запасов в режиме реального времени 4. Прогнозирование на основе данных.

Снижение рисков 1. Определение качества до выпуска продукции. 2. Отслеживание всего процесса производства. 3. Определение рисков до выпуска товаров. 4. Аналитический поиск источников риска.

Сотрудничество с поставщиками 1. Оптимизация облачных данных поставщиков. 2. Создание собственной экосистемы поставщиков.

Операционная эффективность 1. Автоматизированное производство. 2. Прогнозное техническое обслуживание. 3. Мониторинг трудовой деятельности на основе данных. 4. Применение автоматизированной логистики

Логистическая эффективность 1. Доставка напрямую потребителям. 2. Использование беспилотных автомобилей. 3. Динамическая маршрутизация.

Оптимизация продаж 1. Динамическое ценообразование, основанное на складских запасах. 2. Целевой маркетинг.

Продажи и услуги на вторичном рынке 1. Поддержка клиентов с помощью дополненной реальности. 2. Послепродажное обслуживание.

Для бизнес-лидеров, привыкших к традиционным линейным данным и коммуникациям, переход к данным в режиме реального времени коренным образом меняет способ ведения бизнеса.

Как только организации принимают решение о внедрении DSN, они должны подумать о том, как разрабатывать, подключать и использовать различные технологии, основанные на Индустрии 4.0 [1].

Отличительной особенностью новейших цифровых технологий является то, что они могут интегрировать лучшие методы совместной работы в процессы компании и предотвратить регресс компании к ее предыдущим, менее эффективным методам.

По мере того как компании готовятся трансформировать свои цепочки поставок с помощью цифровых технологий, им необходимо представить себе бизнес и технические возможности, которые они хотят, и планируют развивать их в тандеме [4].

Эффективная трансформация зависит от перспективной концепции будущей цепочки поставок. Это означает, что нужно анализировать перспективы компании в условиях давления и тенденций, влияющих на ее конкурентную ситуацию, а также меняющихся ожиданий ее клиентов. В конечном счете, видение цепочки поставок должно быть согласовано со стратегическими целями компании.

Хотя необходимость в таком согласовании существовала всегда, новым является то, что как стратегические цели, так и их видение теперь должны учитывать давление и возможности, с которыми сталкиваются компании во все более оцифрованной экономике. Как только компания сформулирует видение своей цепочки поставок, она должна изложить ее с точки зрения бизнеса и технических возможностей [5].

Автоматизированные операции могут упростить работу специалистов цепочки поставок и позволить им сосредоточиться на более важных задачах. Цифровые технологии позволят улучшить качество обслуживания клиентов, предоставляя менеджерам цепочек поставок больше кон-

троля, а клиентам - беспрецедентную прозрачность.

Цифровая цепочка поставок позволяет помочь компании укрепить свою бизнес-модель (например, за счет выхода на новые сегменты рынка) и более эффективно сотрудничать как с клиентами, так и с поставщиками.

Цели эффективности завершают видение компании для ее преобразованной цепочки поставок. Постановка целей эффективности требует от компании оценки текущей эффективности, а затем определения достижимых улучшений. Цели могут быть определены с точки зрения гибкости, обслуживания, капитала и затрат. Например, компании, которая стремится сократить потерянные продажи на определенную сумму, потребуются соответствующие цели эффективности цепочки поставок - повышение скорости и надежности поставок клиентам [6].

Традиционные методы проведения оценки цепочки поставок в значительной степени опираются на интервью и опросы сотрудников и деловых партнеров, а также ручной анализ данных. С помощью цифровых технологий компании могут проводить более глубокие и проницательные оценки. Готовые аналитические приложения можно использовать для анализа больших детальных наборов транзакцион-ных данных и извлечения более надежных стратегических решений, чем те, которые основаны на случайных выборках [5].

Последним шагом в планировании трансформации цепочки поставок является разработка дорожной карты, рассчитанной на несколько лет вперед. Это означает определение операционных улучшений и цифровых решений, которые будут опираться на существующие технологические решения компании для создания возможностей, описанных в ее видении.

Достижения в области цифровых технологий позволяют компаниям быстро улучшить эффективность цепочки поставок при умеренных затратах. Привлекательность этих технологий привела к тому, что некоторые компании начали поспешные и в конечном итоге разочаровывающие проекты внедрения.

Компании, использующие подходы к больше шансов получить полную отдачу трансформации цепочки поставок, имеют от цифровых технологий.

Библиографический список

1. Synchronizing the digital supply network // Deloitte. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/global/en/insights/focus/industry-4-0/artificial-intelligence-supply-chain-planning.html

2. The rise of the digital supply network // Deloitte. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/global/en/insights/focus/industry-4-0/digital-transformation-in-supply-chain.html

3. Optimised Supply Chain // Cofax. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kofax.com/-/media/files/reports/en/3-keys-to-supply-chain-transformation.pdf

4. Digital transformation: Raising supply-chain performance to new levels // McKinsey & Company. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/digital-transformation-raising-supply-chain-performance-to-new-levels

5. Examine Digital Transformation In Supply Chain & Logistics // Kyanon. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kyanon.digital/examine-digital-transformation-in-supply-chain-logistics/

6. The Current State of Logistics & What's Ahead for 2022 // Odyssey. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.odysseylogistics.com/planning-for-2022/

DIGITAL TRANSFORMATION OF MODERN SUPPLY CHAINS AND THEIR TRANSITION TO A SINGLE DIGITAL ECOSYSTEM

A.F. Zavgorodny, Doctor of Historical Sciences, Professor A.D. Gorohov, Student

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov (Russia, St.-Petersburg)

Abstract. A number of modern crises have exacerbated the problems in the world commodity markets. Supply chains are currently the most severely affected. Innovative technologies have become the main decisions taken to restore data chains. Digitalization of logistics is associated with the rejection of traditional supply chains to a multimodal form to optimize processes, which allows the company to reduce costs and increase efficiency. On the other hand, digitalization entails a change in the business model due to the active use of digital technologies. Such models are aimed at effective management of operational processes, interaction with customers and making a profit. This article discusses the use of modern digital technologies in logistics, as well as the transformation of traditional supply chains against the background of the crisis into a single ecosystem.

Keywords: logistics, supply chains, digital transformation, logistics ecosystem, business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.