УДК 316.422.42
цИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАцИЯ ОБЩЕСТВА: тенденции И ПЕРСПЕКТИВЫ
Людмила Сергеевна Киселева
кандидат экономических наук,
доцент, профессор РАЕ;
доцент кафедры социального управления
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена;
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: kiseleva-l@mail.ru
Анастасия Алексеевна Семёнова
кандидат социологических наук, доцент кафедры социального управления Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; Санкт-Петербург, Россия e-mail: Semyonovaa@mail.ru
В статье систематизированы преимущества цифровизации для индивида, бизнеса и государственного сектора. Констатируется факт, что увеличивается период пребывания человека в сети в течение дня. Активное использование возможностей сети влечет за собой как позитивные, так и негативные последствия. В информационном обществе огромное значение приобретает цифровая грамотность, которая включает цифровое потребление, цифровую компетентность и цифровую безопасность. STEM-образование является залогом популяризации и освоения навыков использования цифровых инструментов, которые будут востребованы в профессиях ближайшего будущего. Анализ атласа новых профессий позволил выделить некоторые востребованные профессии будущего: сетевой
юрист, виртуальный адвокат, инфостилист, IT-проповедник, цифровой куратор и др. Сделан вывод о том, что цифровые технологии преобразуют способы социального взаимодействия, экономические отношения, институты. Авторы ставят вопрос о комплексной стратегии подготовки кадров с новыми навыками, соответствующими современным стратегиям развития и трендам современной технологической революции.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая грамотность, STEM, профессии будущего, цифровой куратор
Цифровая трансформация, охватившая в последние десятилетия практически все отрасли и сферы деятельности человека, получила название цифрового переворота, следствием которого стала цифровая экономика, способная предоставить высококачественную инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий и мобилизовать возможности этих технологий на благо потребителей, бизнеса и государства (рис. 1). Процесс информатизации вызывает кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, политике, науке, образовании, культуре, бытовой сфере. Если говорить о бизнесе, то Интернет способствует включению компаний в мировую экономику за счет расширения торговли, повышает производительность капитала и активизирует конкуренцию на рынке, что, в свою очередь, содействует внедрению инноваций. Интернет расширяет возможности человека, создавая рабочие места, увеличивая человеческий капитал и создавая дополнительные выгоды для потребителя. Для граждан открываются возможности оперативного доступа к государственным услугам, Интернет является платформой для решения проблем, связанных с коллективными действиями (Доклад о мировом развитии, 2016).
С началом эры цифровых технологий в жизнедеятельности человека появилось два мира — реальный и виртуальный, соперничающие за то время, которое в них проводит человек. По результатам различных исследований (Вербицкая и др., 2018; Солдатова и др., 2013), в среднем люди тратят на смартфоны порядка 5 часов в день, а в целом на Интернет до 9 часов в день, то есть половину и более периода активной жизнедеятельности. Основными чертами виртуального пространства жизнедеятельности человека являются: управляемость и легкая формируемость;
Рис. 1. Преимущества цифровизации для населения, бизнеса и государственного сектора. Источник: составлено авторами на основе: Банке и др., 2016
доступность, сенсорная яркость и привлекательность; быстрота перемещения; пространственный охват. Широкое распространение электронных инфраструктур и постоянная погруженность в них человека рождают новую форму идентичности — электронное кочевничество (Яковлева и др., 2017). Одна из характерных черт современного человека характеризуется как гипермобильность, электронный паркуризм. Постоянно живя в электронном мире, кочевник осуществляет свою трудовую деятельность, коммуни-цирует с себе подобными, проводит свободное время, черпает информацию. Обратной стороной данных явлений становится то, что человек становится все более неприспособленным к изменениям в социально-экономической и политической жизни, попадая
в зависимость от виртуальной среды и притупляя свои защитные функции. Рост информационноемкого поля современной жизни требует от человека высокой культуры оперирования информацией, хорошего знания реального положения дел по тому или иному вопросу, основательной психологической подготовки (Антипьев, 2012). В современном научном лексиконе появились такие понятия, как информационная бедность, информационное неравенство, информационная безопасность, информационная преступность, информационные болезни (Колин, 2010), подчеркивающие, что новые условия существования человека в информационном обществе и новые возможности, которые он имеет в этом обществе, сопровождаются также и новыми проблемами, которые его ожидают.
Главным показателем прогресса во все времена является мера принятия обществом технологических новшеств. В связи с этим основное значение имеет понимание и восприятие потребителями, в первую очередь гражданами, долгосрочных преимуществ от использования цифровых технологий. Достижение такого понимания определяет запрос на овладение цифровыми технологиями и повышение уровня цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Данное понятие является многослойным и включает, по мнению авторов, следующие составляющие:
— цифровое потребление: использование Интернет-услуг для работы и жизни;
— цифровая компетентность: способность человека уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, техносфера), а также готовность к такой деятельности;
— цифровая безопасность: комплекс мер, направленных на защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации от вирусных атак и несанкционированного вмешательства.
Исследование уровня цифровизации и научно-технологического развития нашей страны возможно при наличии человеческих ресурсов для инновационных разработок; создании новых знаний; распространении и применении новых полученных знаний; вывода
инновационной продукции на рынок («Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденные Правительством РФ 29.09.2018, доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»). Инновационный прорыв в технике, науке и образовании связывают с цифровыми инструментами решения сложных практических задач в области конструирования, строительства, производства, инжиниринга, IT и др., что предполагает подготовку человеческого капитала. Поэтому в настоящее время концентрация на STEM-образовании актуальна как никогда. Аббревиатура STEM расшифровывается как: S — science (естественные науки), T — technology (технологии), E — engineering (инженерия), М — mathematics (математика). STEM соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, инженерное творчество и математику. STEM имеет неограниченные возможности как по популяризации технических дисциплин, так и по «раскручиванию» востребованных в будущем профессий в аспекте цифровой трансформации общества. Привлечению внимания к проблематике STEM способствуют и различные конкурсы и олимпиады. Например, Всемирная олимпиада роботов (World Robot Olympiad), которая состоялась впервые в 2004 г. Соревнования предполагают участие школьников и студентов (от 10 лет до 21 года).
А в ноябре 2018 г. в Таиланде состоялся финал World Robot Olympiad, в котором приняли участие более 500 команд, от России выступали 19 команд1 (URL: http://edurobots.ru/2018/11/wro/). В России тоже проводится Всероссийская робототехническая олимпиада (ВРО) по программированию интеллектуальных робо-тотехнических систем для школьников и студентов (URL: http:// robolymp.ru/season-2019/about-us/about-the-olympics/).
Исследование использования цифровых технологий в различных сферах деятельности человека приводит к переосмыслению основных понятий, изучению новых профессий, которые связаны с освоением цифровой грамотности (URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/).
1 В этой статье даны 12 ссылок на интернет-источники. В списке литературы они приведены в том порядке, в каком встречаются в тексте.
С 2015 г. проводится Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», которое направлено на измерение уровня знаний и умений населения, необходимых для безопасного эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Индекс цифровой грамотности (включает субиндексы цифрового потребления, цифровых компетенций, цифровой безопасности) по России в целом с 2015 г. вырос на 5,7% и на данный момент составляет 5,99 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 4,17 до 6,41 пт. между федеральными округами (URL: http:// http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/mindex/2017/).
Ключевыми трендами цифровой грамотности, которые выявлены авторами проекта Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ), являются:
— «неуклонный рост большинства измеряемых показателей. Наблюдается тенденция роста практически всех компетенций — от проведения финансовых операций через интернет до производства мультимедийного контента. Ключевыми выступили компетенции в области поиска информации в интернете, проведения финансовых операций онлайн и потребления товаров и услуг в интернете»;
— «сокращение разрыва в уровне индекса между федеральными округами»;
— «рост численности аудитории мобильных и интернет-пользователей»;
— «неуверенность населения в своих знаниях в области цифровой экономики, фишинга и агрегаторов товаров и услуг. В большей степени граждане уверены в знании таких сервисов, как интернет-магазин (97%), поисковая система (96%) и социальные сети (96%)»;
— «смена ключевого фактора отказа от пользования цифровыми технологиями. Если в 2016 году в случае отказа от пользования социальными сетями, проведения финансовых операций и использования через интернет государственных услуг ключевым являлось отсутствие желания у респондентов при наличии соответствующих возможностей, то в 2017 году этот фактор сменился отсутствием необходимости» (URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn-p1ai/media/Digital_Literacy_Index_2017.pdf).
Специалисты РОЦИТ предоставляют и прогнозы цифровой грамотности на 2018 г.:
— «уменьшение темпов роста показателей по мере приближения к максимальным»;
— «повышение мобильной экономики и как следствие рост потребления и компетенций в этой области»;
— «прирост и повышение уровня цифровой грамотности граждан РФ в большей степени будет происходить за счет вовлечения более старшего населения, повышения цифровой грамотности лиц старшего и пенсионного возраста» (URL: http:// xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/media/Digital_Literacy_ Index_2017.pdf).
Следовательно, цифровая грамотность — это совместная задача для общества и государства, решение которой является одним из ключей к благополучному будущему страны. «Оцифровку» общественного развития легко изучить наглядно через спектр новых профессий, которые неразрывно связаны с желанием исследователей и населения увидеть векторы развития будущего, просмотреть «образы будущего». Сам термин «образ будущего» впервые употребил нидерландский социолог Ф. Полак, в работе «The Image of the Future» (1961) утверждавший, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий. Понятие «образ будущего» является субъективно индивидуальным для каждого члена общества в силу того, что оно зависит от многих компонентов: от расслоения общества и уровня жизни, от мировоззрения каждого члена общества, от динамики социальных процессов. Таким образом, умение работать с «образами будущего» как некая оптимизация управленческой интуиции социальных возможностей станет универсальной компетенцией в эпоху цифровой трансформации общества.
Специалисты уже прогнозируют появление новых профессий, связанных с технологиями и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, а Президент и государственные органы власти демонстрируют значимость карьеры инженера в широком понимании. Так, интенсивное развитие цифровых технологий обусловило формирование новой правовой базы: это Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017—2030 годы»; Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»; «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденные Правительством РФ 29.09.2018, и др.
Влияние новых информационных технологий на государственно-правовую сферу жизни общества обусловливает необходимость подготовки профессионалов по новым направлениям. Например, в атласе новых профессий выделяют: «сетевого юриста», который будет обеспечивать нормативно-правовое взаимодействие в сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывать системы правовой защиты человека и собственности в интернете (включая виртуальную собственность); «модератора платформы общения с госорганами», который ведет онлайн- и офлайн-диалог между общественными активистами и государственными служащими, отвечающими за конкретные сферы (например, образование, ЖКХ, строительство, пенсионное обеспечение и др.), для выработки совместных решений. «Виртуальный адвокат» — это специалист по удаленному юридическому сопровождению через сеть, в том числе по нормам законодательства той страны, в которой должно вестись дело (вне зависимости от страны, в которой практикует сам юрист). Интересно, что уже роботы и юристы могут сразиться на правовом поле. Так, в рамках Петербургского международного юридического форума в 2018 г. партнер юридической фирмы и робот, разработанный с использованием технологий искусственного интеллекта, провели показательный гражданско-правовой спор (URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/yurist-i-robot-srazilis-na-pravovom-pole/).
По данным опроса родителей на тему будущей профессии детей и внуков, после профессии врача, на 2-м месте — программисты и специалисты в области высоких технологий (опрос 1602 респондентов по репрезентативной выборке взрослого населения Российской Федерации был проведен в мае 2018 г.) (URL: http://uldelo.ru/ user/node/view?id=10048). Отметим, что для реализации программы «Цифровая экономика» России придется подготавливать в год 500 тыс. IT -специалистов, а сейчас их ежегодно готовится около 50 тыс. (URL: http://www.cnews.ru/news/top/20181017_v_ rossii_vvedut_novuyu_professiyu_tsifrovoj_kurator).
Перспективность и интерес к IT-сфере тоже подтверждается последующим развитием таких уникальных профессий как: «консультант по безопасности личного профиля» (проводит анализ представленности клиента в сети, работает с информацией о клиенте); «персональный бренд-менеджер» (диагностирует и управляет имиджем клиента с использованием социальных сетей); «инфостилист» (подбирает информацию и стиль ее изложения в соответствии с запросами конкретного пользователя); «разработчик моделей Big Data» (проектирует системы сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через интернет и т.п.); «IT-проповедник» (общается с конечными пользователями IT-продуктов, учит людей использовать новые программы и сервисы для сокращения цифрового разрыва среди населения); «тренд-вотчер/форсайтер» (отслеживает появление новых тенденций в разных отраслях экономики, общественной жизни, политике и культуре, составляет отчеты о влиянии новых тенденций на клиентские потребности) и др. (URL: http://atlas100.ru/).
Кроме того, в нашей стране появится новая профессия — цифровой куратор (консультант в области развития цифровых компетенций населения). Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» утвердил профессиональный стандарт такого специалиста. (URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/ medialibrary/138/%D0%9F%D0%A1%20%D0%A6%D0%B8%D 1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0% BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%20 30_08_2018_new2%203.pdf).
К трудовым функциям цифрового куратора следует отнести: консультирование граждан в области развития цифровой грамотности, организацию и проведение мероприятий по консультированию граждан в области развития цифровой грамотности. Консультирование будут осуществлять по нескольким направлениям: по вопросам применения цифровых технологий и онлайн-сервисов в сферах жизни, содействия развитию цифровых компетенций различных групп населения. Так, специалисты новой профессии будут консультировать пожилых людей: как пользоваться интернет-ресурсами, как совершать электронные платежи, например,
за коммунальные услуги, как проводить банковские операции с помощью компьютера. По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований, 60% пожилых людей не знают о современных способах проведения платежей, а 74% пенсионеров предпочитают по старинке производить оплату наличными: в банках или в пунктах приема платежей.
Министерство труда и социальной защиты предполагают, что обучающая программа должна заработать в 2019 г., и планируют создать 10 экзаменационных центров для цифровых кураторов. Полностью проект должен быть завершен к 2024 г. — к этому сроку предполагается достичь показателей, заданных программой «Цифровая экономика». Результаты проекта на 2021—2024 гг. прогнозируются следующим образом: 1 000 — центров цифровой грамотности (ЦЦГ) в 85 субъектах нашей страны; 10 000 — цифровых кураторов; 2 000 000 — граждан, прошедших обучение по программе цифровой грамотности (URL: https://nevnov.ru/609497-v-komitete-gosdumy-po-obrazovaniyu-i-nauke-raskryli-tonkosti-novoi-professii-cifrovogo-kuratora).
Таким образом, цифровая трансформация современного общества приводит к появлению суперинтеллектуального социума — «Общества 5.0», это ступень развития, следующая за информационным обществом, которая представляет собой оптимизацию ресурсов не одного человека, а социума в целом через интеграцию физического и киберпространства. Сетевое социальное благополучие, формирующееся на инновационно-цифровом этапе развития общества, предусматривает наличие комплекса условий, позволяющих людям, знакомым с современными информационными технологиями и имеющими высокую квалификацию, получать доходы, блага и профессионально реализовывать себя, используя возможности цифрового пространства.
Список литературы
Антипьев А.Г. Социальные проблемы информационной безопасности личности в современном обществе // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. С. 769-771.
Банке Б., Бутенко В., Котов И., Рубин Г., Тушен Г., Сычева Е. Россия онлайн? Догнать нельзя отстать [Электронный ресурс]. URL: http:// russiaonline.info/ (Дата обращения: 02.11.2018).
Вербицкая Н.О., До Б., Мазуркова А.А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические технологии. 2018. Т. 10. № 2. С. 44-50.
Доклад о мировом развитии - 2016 «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. URL: https: // openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/23347/210671RuSum.pdf?sequence=16&isAllowed=y (Дата обращения: 01.11.2018).
Колин К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование. 2010. № 6. С. 84-89.
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд развития Интернет, 2013.144 с.
Яковлева Е.Л., Селиверстова Н.С., Григорьева О.В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4. С. 226-241.
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018) Консультант Плюс - Законодательство РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт занимательной робототехники. [Электронный ресурс]: URL: http://edurobots.ru/2018/11/wro/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт Всероссийской робототехнической олимпиады. [Электронный ресурс]: URL: http://robolymp.ru/season-2019/about-us/about-the-olympics/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт «Цифровая грамотность РФ». [Электронный ресурс]: URL: http:// xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/) (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт «Цифровая грамотность РФ». [Электронный ресурс]: URL: http:// xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/mindex/2017/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности». [Электронный ресурс]: URL: http://Digital_Literacy_Index_2017.pdf (Дата обращения: 28.10.2018).
Официальный сайт Адвокатской газеты. [Электронный ресурс]: URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/yurist-i-robot-srazilis-na-pravovom-pole/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт журнала CNews. [Электронный ресурс]: URL: http://www.cnews. ru/news/top/20181017_v_rossii_vvedut_novuyu_professiyu_tsifrovoj_ kurator) (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]: URL: http:// atlas100.ru/ (Дата обращения: 28.10.2018).
Новая профессия - цифровой куратор. [Электронный ресурс]: URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/ medialibrary/138/%D0%9F%D0%A1%20%D0%A6%D0%B8%D1%84 %D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83% D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%2030_08_2018_new2%203. pdf (Дата обращения: 28.10.2018).
Сайт Информационное агентство «НЕВСКИЕ НОВОСТИ». [Электронный ресурс]: URL: https://nevnov.ru/609497-v-komitete-gosdumy-po-obrazovaniyu-i-nauke-raskryli-tonkosti-novoi-professii-cifrovogo-kuratora (Дата обращения: 28.10.2018).
DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY: TRENDS AND PROSPECTS
Liudmila ^ Kiseleva
PhD in Economics, Professor of RANH
Associate Professor of the Department of Social Management The Herzen State Pedagogical University of Russia Saint-Petersburg, Russia kiseleva-l@mail.ru
Anastasia А. Semenova
PhD in Sociology, Associate Professor
Department of Social Management
The Herzen State Pedagogical University of Russia
Saint-Petersburg, Russia
semyonovaa@mail.ru
The article systematizes the advantages of digitalization for the individual, business and the public sector. It is stated that the period of a person's being online during the day is increasing. Active use of network capabilities entails both positive and negative consequences. In the information society, digital literacy, which includes digital consumption, digital competence and digital security, is of paramount importance. STEM-education is the key to popularizing and mastering the skills of using digital tools that will be in demand in the professions of the near future. Analysis of the atlas of new professions made it possible to identify some of the future professions in demand: a network lawyer, a virtual lawyer, an info-speaker, an IT preacher, a digital curator, and others. It is concluded that digital
technologies transform the ways of social interaction, economic relations, institutions. The authors raise the question of an integrated strategy for training personnel with new skills corresponding to modern development strategies and trends in the modern technological revolution.
Key words: digitalization, digital literacy, STEM, professions of the future, digital curator