УДК 37.014
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО И ПРАКТИКО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ
кандидат военных наук, старший преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Ертулов Дмитрий Александрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Молчанов Василий Васильевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Шерстюк Роман Сергеевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
Постановка проблемы. Цифровые инструменты следует воспринимать широко. Когда поднимается вопрос об использовании цифровых инструментов в образовательной среде, следует обратить особое внимание некоторым правилам, которым необходимо следовать, и которыми нужно руководствоваться. Первое такое правило можно представить в виде экспликации трех ключевых вопросов: «Что? Когда? Почему?». В действительности, нужно разобраться, почему именно такое правило транслируется в числе первых.
Прежде всего нас волнует, что это за инструмент, без лишних проблем и оговорок. Затем необходимо выяснить, когда следует подключить тот или иной цифровой инструмент с учетом преподаваемых учебных дисциплин. И, безусловно, важно понимать, каким образом и почему мы будем выбирать тот или иной цифровой инструмент, на какой платформе мы будем его применять (путем использования какой-либо цифровой экосистемы или путем каких-то дополнительных внедрений), и какую цель воздействия на обучающихся мы в этом видим.
Изложение основного материала исследования. Цифровую трансформацию можно представить в виде системы взаимосвязанных элементов. Во-первых, это вводная часть. Например, есть такой феномен, как цикл ИТ-продукта. Такая же ситуация транслируется и во внедрении цифровых инструментов. По сути ничего не меняется. Преподаватель создает цифровой инструмент, который внедряется и активно применяется впоследствии. Конечно, это происходит при подключении ИТ-специалистов и методистов. Но авторская композиция самого преподавателя и его взгляд на образовательный контент и педагогический дизайн на приоритетных позициях [1].
В первую очередь, речь идет о трех китах цифровой трансформации: искусственном интеллекте, больших данных и интернете вещей. На эту платформу сегодня и опирается инновационная образовательная экосистема. Помимо этого, немаловажным фактором является роль данных в применении цифровых инструментов. Достаточно много примеров можно привести сегодня, связанных с цифровой утечкой данных, поэтому на той платформе, на которой будет выстраиваться работа преподавателя, должны быть проработаны технические регламенты.
Цифровая бизнес-модель является трендом глобальных инноваций в образовании. Сегодня часто цифровые инструменты сталкиваются с такими проблемными маркерами, как: отсутствие бизнес-ориентирования. Например, цифровые технологии могут применяться, но при этом отсутствует бизнес-часть.
Существуют глубокие аналитические вопросы в части системного подхода к цифровому инструментарию, который есть. Если ставится цель внедрения какого-то цифрового инструмента, то, в первую очередь, необходимо ориентироваться на запрос рынка (The Labour process). Важно подчеркивать необходимость цифровых инструментов через призму запроса рынка, в противном случае выдержать конкуренцию будет невозможно. В этой связи необходимо очертить не только рабочую активность, но и предмет работы (законотворчество, исследования, административная работа), и также инструменты (упрощенный интерфейс, созданный, например, в виде «умной лаборатории», возможности понимания проектирования и т.д.). Нужна уверенность, что декларируемые модели не только окупятся, но и будут полезными для целевой аудитории [2; 4].
В настоящее время мы видим такую тенденцию, что отток кадров из науки достаточно ощутимый во всех областях. Но при этом существует весьма разнообразный набор цифровых инструментов, способных привлечь в академической работе soft skills и hard skills, привлечь целевую аудиторию и разработчиков к исследованиям и сформировать у них критическое мышление на основе модулянтов и в форме игры.
Академическая работа (Academic Work) в современном социуме также претерпевает глобальные изменения. Цифровые инструменты формируют общий подход и общую заинтересованность, согласно теории игр, удастся «создать азарт» у обучающихся. Например, через использование виртуализированных приложений для отработки практических кейсов (Interactive in-video quizzing media players; collaborative simulation games) [5].
Влияние цифры обусловлено наличием стратегического консорциума, через создание пула, панели для общения обучающихся между собой. Онлайн-медиа, инсайты, цифровые методы контроля, которые сейчас есть, нужно освещать, и нужно подключать к этому процессу Интернет-СМИ- платформы, т.к. они на достойном уровне помогут сформировать полное представление о цифровых коллаборациях.
Цифровые платформы / экосистемы - это отдельные направления, отдельные авторизованные кабинеты, которые нужно и важно, правильно оформлять и правильно преподносить, а также показывать то, как будут трансформироваться соответствующие дисциплины, какое у них будет содержание и для чего нужны все эти изменения [3; 6; 7].
Оптимизированный процесс обучения. К имеющимся и доказавшим свою эффективность в контексте цифровой трансформации проектам можно присоединяться и строить аналогичные проекты. В настоящее время существуют многие пилоты, которые делают это удобно и упрощенно. Новые виды интерфейса и приложений. Создание интересных учебных приложений, ориентированных на поиск информации и аналитику. Цифровая модель создания проектов (цифровая лаборатория) - это возможность для улучшения целевой экосистемы.
Приоритетным вектором является реализация следующих глобальных принципов:
- цифровая доступность (возможность получения целевого финансирования и подключения к каким-либо международным проектам);
- прозрачная конкуренция (поиск новых решений и возможность объединения нескольких образовательных организаций;
- создание новых конкурентных цифровых инструментов [8].
Технологии зачастую воспринимаются в качестве инструмента для того, чтобы «встряхнуть студентов», развеселить их. В ряде исследований представлены данные, свидетельствующие о том, что информация лучше воспринимается и
обрабатывается, если она опирается на положительный эмоциональный фон. Однако, не стоит забывать о том, что, в первую очередь, задача преподавателя - научить своих студентов, а, во вторую, - развеселить их. Для этого существует ряд интересных цифровых инструментов. Таск-трекеры, они же, таск-менеджеры или сервисы для совместной работы - главные цифровые помощники современных менеджеров различного уровня. А также специалистов, которые самостоятельно организуют свою работу. С их помощью можно ставить задачи, устанавливать сроки их выполнения, контролировать процесс и вести внутреннюю переписку - и все это без утомительных планерок и совещаний, назначать роли. Их могут взять на вооружение и преподаватели.
Широкую популярность приобретает такой цифровой инструмент, как белые доски, представляющие собой двухмерное пространство для совместной работы большого количества участников. С их помощью можно выгружать иллюстрации, рисовать, писать, оставлять друг другу комментарии, клеить стикеры, При этом создается единая цифровая среда занятия для целого курса [9].
Использование инструментария для построения ментальных карт в процессе учебной деятельности должно качественно изменить характер познавательной деятельности обучающихся (ее содержание и способы организации), способствуя созданию условий к самообразованию, саморазвитию, саморефлексии и т.п., когда обучаемые осваивают не только (и не столько) конкретное содержание, а процесс мышления. Таким образом, когнитивные технологии в цифровом образовании направлены на формирование образовательных результатов обучающихся средствами современных цифровых инструментов и цифровых технологий: включение обучающихся в когнитивную деятельность, сопровождающуюся созданием цифровых продуктов (цифрового следа как результата учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате.
Выводы. Цифровые инструменты позволяют облегчить процесс обучения как преподавателям, так и обучающимся, сэкономить их время и энерго-затраты. Качественный анализ уровня восприятия, внимания, запоминания информации, сформированности мыслительных операций; осознанности владения профессиональной терминологией, структурирования и систематизации информации в ходе интерактивной лекции позволяет выявлять исходный уровень знаний (например, с использованием входного контроля); выявлять степень усвоения материала по ходу лекции или после ее завершения; повышать степень активности студентов в ходе лекции через: выдвижение рабочих гипотез, формулирование суждений (открытые вопросы); анализ альтернативных точек зрения, выявление предпочтений (например, голосование, ранжирование); возможность задать вопрос лектору (открытые вопросы).
Аннотация. В данной статье представлены тенденции системного и практико-ориентированного подходов к цифровой трансформации образования. Тесты, опросы, задания для самопроверки, игры давно стали неотъемлемой частью электронных курсов. Если на заре дистанционного обучения вся активность сводилась к организации тестирования с автоматической проверкой результатов, то сегодня для разработки дистанционного курса одних тестов недостаточно, поэтому на помощь приходят новые сервисы для решения нестандартных задач.
Онлайн-сервисы для разработки заданий серьезно экономят время и ресурсы. Открываются новые возможности: дистанционный сбор ответов, автоматическая оценка результатов, мгновенное редактирование материалов. Сегодня транслируется весьма разнообразный спектр подходов к проектированию заданий в электронной среде, инструменты психометрики, а также несколько сервисов с большим набором функций для создания и проведения самых разных тестов, викторин и опросов.
Ключевые слова: цифровая трансформация, онлайн-сервисы, современная образовательная среда, цифровые технологии, цифровые инструменты, цифровые платформы.
AnMtation. This article presents the trends of systematic and practice-oriented approaches to digital transformation of education. Tests, surveys, self-test tasks, games have long been an integral part of e-courses. If at the dawn of distance learning all activity was reduced to the organization of testing with automatic verification of results, today tests alone are not enough to develop a distance course, therefore new services come to the rescue to solve non-standard tasks.
Online services for developing tasks seriously save time and resources. New opportunities are opening up: remote collection of responses, automatic evaluation of results, instant editing of materials. Today, a very diverse range of approaches to designing tasks in an electronic environment, psychometrics tools, as well as several services with a large set of functions for creating and conducting a variety of tests, quizzes and surveys are being broadcast.
Key words: digital transformation, online services, modern educational environment, digital technologies, digital tools, digital platforms.
Литература:
1. Бермус, А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор / А.Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-problemy-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 01.03.2022).
2. Бермус, А.Г. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития / А.Г. Бермус, В.В. Сериков, Н.В. Алтынникова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-sovremennom-mire-smysly-problemy-praktiki-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 11.04.2022).
3. Бороненко, Т.А. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsifrovoy-kompetentnosti-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovatelnoy-sredy-shkoly (дата обращения: 18.02.2022).
4. Боцоева, А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 51-55.
5. Дьяков, И.И. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. - 2018. - № 1. - С. 22-34. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.1.25491 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25491
6. Лапидус, Л.В. Турбулентность цифровой среды как драйвер цифровой трансформации. Международная научная конференция «Ломоносовские чтения - 2021». Секция экономических наук: сборник тезисов выступлений, ISBN 978-5906932-65-5, место издания Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, - М., 2021.
7. Санникова, Т.Д. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы / Т.Д. Санникова, Ж.Н. Аксенова // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. - № 11. - С. 3089-3104. - doi: 10.18334/ce. 14.11.111137
8. Сафуанов, Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А, Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 116-121.
9. Яковлева, Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е.В. Яковлева // Концепт. -2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovaya-kompetentnost-buduschego-pedagoga-komponentnyy-sostav (дата обращения: 28.04.2022).
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
студентка Захарченко Екатерина Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современном российском образовании проблема познавательного интереса и творчества обучающихся на уроках изучается в процессе художественно-творческой деятельности, что позволяет педагогам вести целенаправленную работу по стимулированию к действию обучающегося, обеспечивающую ему успешность и активность в обучении.
Проблема познавательного интереса к обучению в педагогической науке исследовалась довольно давно.
Изложение основного материала исследования. Эта проблема волновала умы ученых разных специальностей таких как Дж. Локк, Ян Амос Коменский, А. В. Петровский, Л. Выготский, И. Метельский, Г. Щукина и мн. др.
Рассмотрим развитие теоретических основ проблемы развития познавательного интереса у обучающихся, как важного фактора познания мира, развития интеллекта.
В эпоху Просвещения мыслители такие как Дж. Локк рассматривали проблему заинтересованности к труду и предлагали двойственное решение данной проблемы с одной стороны, он рассматривал потребность как умение устраивать свои дела, в связи с концепцией воспитания, с другой - многократно указывал, что обучение должно базироваться на интерес и любознательность детей, что содействует формированию самостоятельности мышления [1].
Важно отметить, что интерес к обучению и труду Дж. Локк соотносит с любопытством, которое, по его мнению, должно увлекать детей в мир знаний. И в этой связи автор считает, что педагог должен всячески поощрять это чувство у ребенка посредством игр и бесед.
Основатель одной из основополагающих исследований по проблеме заинтересованности школьников к учебе Ян Амос Коменский рассматривал интерес, как эмоционально окрашенное внимание, без которого невозможно осуществить процесс познания [2, С. 87].
Важную роль интереса в познании ребенка отмечает психолог А.В. Петровский, рассматривая понятие «интерес» как форму проявления познавательных потребностей [3].
По мнению, А.В. Петровского познавательный интерес опирается на мотивированное эмоционально-познавательное отношение к изучаемому предмету, которое впоследствии переходит в познавательную направленность.
Таким образом, мы можем проследить трансформацию и расширение понятия проблемы познавательного интереса обучающихся, которое включает в себя любознательность, любопытство, познавательные потребности, мотивированное эмоционально-познавательное отношение.
Все это находит подтверждение в определении понятия «интерес» современных психологов, которые рассматривают понятие как познавательное отношение к изучаемому предмету, основанного на осознании значения его в жизни и соотнося со своими положительными эмоциями [4].
Исследуя, процессы познания как психические механизмы, группа психологов таких как Л. Выготский, утверждал, что познавательный интерес позволяет обучающемуся получить стимул для выполнения действия, которое может принести ему эмоциональное насыщение [5].
Таким образом, рассматривая психические механизмы познавательного интереса, стоит отметить, что познавательный интерес необходим для стимулирования к действию обучающегося, которое должно основываться на ожидании получения положительных эмоций от совершенного действия.
Наиболее подробно о базовых компонентах познавательного интереса можно встретить в исследованиях психолога Г. Щукиной, которая рассматривает эволюцию развития такого качества у ребенка начиная с первых месяцев жизни.
По мнению Щукиной интерес, который присущ детям с детского возраста, который проявляется как удивление, сопровождающими процесс простого взаимоотношения ребенка с окружающими его объектами и явлениями [5].
Следующий этап любопытство, которое проявляется внешне в избирательном отношении ребенка к окружающему миру и представляет собой фундамент будущего проявления познавательной активности [5, С. 37].
Более сформированное качество интереса проявляется в дошкольном возрасте, которое можно обозначить как любознательность.
При этом стоит отметить, что педагогу на данном этапе формирования познавательного интереса, который может быть основана на волевом компоненте познавательной активности.
Следовательно, психологами отмечено, что познавательный интерес формируется на протяжении становления психики и проходит закономерные этапы формирования от проявления удивления, до включения в этот процесс волевого компонента.
Проанализировав научную литературу по проблеме развития познавательных интересов стоит уточнить, что познавательный интерес обучающихся включает в себя любознательность, любопытство, познавательные потребности, мотивированное эмоционально-познавательное отношение.
Выготский Л.С. в своих исследованиях отмечал, что появление психологических новообразований определяет «непрерывный процесс самодвижения» личности [6].
Данный процесс во нынешней психологической науке рассматривается в единстве двух обратных сторон:
1. Интериоризация имеющихся во вне общественных факторов, их овладение; (Интериоризация. - данное развитие внутренних структур человеческой нервной системы с помощью усвоения наружной общественной деятельности, присвоения жизненного навыка).