Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карамельский Руслан Валерьевич, Кочесоков Рустам Хажмударович

Современный мир использует интернет повсеместно, почти не осталось отраслей, где не использовались бы данные технологии. Кризис вызвал определенные последствия, на которые необходимо обратить внимание. Особенно это касается обучения и сферы образования. Цифровая трансформация образования детерминировала перед преподавательским составом системы МВД России необходимость ориентироваться в новом формате работы. Необходимо подготовиться к новому виду подачи информации. А для успеха данного мероприятия требуется разработка новой научной стратегии по подготовке персонала вузов МВД России. В данном случае речь идет не просто о внедрении новых форм обучения, но и разработке методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность. Вместе с тем, нужно разработать специальные методы для подготовки кадров, внедрить их в профессиональную деятельность. При этом профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России должен сохранить способность подходить к процессу обучения творчески, развиваться внутри профессии. Сегодня мы являемся свидетелями того, что цифровое образование постепенно перетекает в процесс обучения. Однако его реализация далека от совершенства, и в процессе появляются проблемы, требующие скорейшего решения. Основными из них являются техническое оснащение учебных заведений, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие необходимого программного обеспечения. В недавнем прошлом из-за низкой пропускной способности интернета и плохой технической оснащенности проблемы с дистанционным обучением возникали во многих образовательных организациях МВД России. Не все вузы имели достаточно мощные устройства, чтобы заниматься. На сегодняшний день данные проблемы в большей части решены и цифровизация образовательного процесса системы МВД России проходит довольно успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карамельский Руслан Валерьевич, Кочесоков Рустам Хажмударович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION SYSTEMS OF THE MIA OF RUSSIA: STATUS AND PROSPECTS

The modern world uses the Internet everywhere, there are almost no industries left where these technologies would not be used. The crisis has caused certain consequences that need to be addressed. This is especially true for training and education. The digital transformation of education has determined the need for the teaching staff of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to navigate the new format of work. It is necessary to prepare for a new type of presentation of information. And for the success of this event, the development of a new scientific strategy for the training of personnel of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia is required. In this case, we are talking not just about the introduction of new forms of education, but also the development of methods and algorithms that will be used to carry out professional activities. At the same time, it is necessary to develop special methods for training personnel and introduce them into professional activities. At the same time, the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia must retain the ability to approach the learning process creatively, to develop within the profession. Today we are witnessing that digital education is gradually flowing into the learning process. However, its implementation is far from perfect, and in the process, there are problems that need to be addressed as soon as possible. The main ones are the technical equipment of educational institutions, the lack of qualified personnel, and the lack of the necessary software. In the recent past, due to the low bandwidth of the Internet and poor technical equipment, problems with distance learning arose in many educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Not all universities had powerful enough devices to study. To date, these problems have been largely resolved and the digitalization of the educational process of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is proceeding quite successfully.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

10. Лепшокова, Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 132-136

11. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова //диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012

12. Тоторкулова, К.А. Проблемы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания школьников средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-5. - С. 336-342

13. Устинина, И.В. Инновации в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений / Устинина, И.В., С.А. Каракотова // Инновационные процессы в системе образования: теория и практика / Материалы региональной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2018. - С. 168-172

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, подполковник полиции Карамельский Руслан Валерьевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Кочесоков Рустам Хажмударович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Современный мир использует интернет повсеместно, почти не осталось отраслей, где не использовались бы данные технологии. Кризис вызвал определенные последствия, на которые необходимо обратить внимание. Особенно это касается обучения и сферы образования. Цифровая трансформация образования детерминировала перед преподавательским составом системы МВД России необходимость ориентироваться в новом формате работы. Необходимо подготовиться к новому виду подачи информации. А для успеха данного мероприятия требуется разработка новой научной стратегии по подготовке персонала вузов МВД России. В данном случае речь идет не просто о внедрении новых форм обучения, но и разработке методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность. Вместе с тем, нужно разработать специальные методы для подготовки кадров, внедрить их в профессиональную деятельность. При этом профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России должен сохранить способность подходить к процессу обучения творчески, развиваться внутри профессии. Сегодня мы являемся свидетелями того, что цифровое образование постепенно перетекает в процесс обучения. Однако его реализация далека от совершенства, и в процессе появляются проблемы, требующие скорейшего решения. Основными из них являются техническое оснащение учебных заведений, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие необходимого программного обеспечения. В недавнем прошлом из-за низкой пропускной способности интернета и плохой технической оснащенности проблемы с дистанционным обучением возникали во многих образовательных организациях МВД России. Не все вузы имели достаточно мощные устройства, чтобы заниматься. На сегодняшний день данные проблемы в большей части решены и цифровизация образовательного процесса системы МВД России проходит довольно успешно.

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, цифровое обучение, цифровая трансформация, цифровые технологии, цифровая грамотность.

Annotation. The modern world uses the Internet everywhere, there are almost no industries left where these technologies would not be used. The crisis has caused certain consequences that need to be addressed. This is especially true for training and education. The digital transformation of education has determined the need for the teaching staff of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia to navigate the new format of work. It is necessary to prepare for a new type of presentation of information. And for the success of this event, the development of a new scientific strategy for the training of personnel of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia is required. In this case, we are talking not just about the introduction of new forms of education, but also the development of methods and algorithms that will be used to carry out professional activities. At the same time, it is necessary to develop special methods for training personnel and introduce them into professional activities. At the same time, the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia must retain the ability to approach the learning process creatively, to develop within the profession. Today we are witnessing that digital education is gradually flowing into the learning process. However, its implementation is far from perfect, and in the process, there are problems that need to be addressed as soon as possible. The main ones are the technical equipment of educational institutions, the lack of qualified personnel, and the lack of the necessary software. In the recent past, due to the low bandwidth of the Internet and poor technical equipment, problems with distance learning arose in many educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Not all universities had powerful enough devices to study. To date, these problems have been largely resolved and the digitalization of the educational process of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia is proceeding quite successfully.

Key words: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, digital learning, digital transformation, digital technologies, digital literacy.

Введение. Условия карантина, с которыми человечество столкнулось в период пандемии COVID-19 показали, что многие компании и образовательные организации могут работать удаленно. Не стали исключением и вузы МВД России. Потребность в переходе образования в цифровую реальность оказалась более ощутимой, чем раньше.

Современный мир использует интернет повсеместно, почти не осталось отраслей, где не использовались бы данные технологии. Кризис вызвал определенные последствия, на которые необходимо обратить внимание. Особенно это касается обучения и сферы образования.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе роль информации, технологий и знаний значительно возрастает. Их распространение становится глобальным, что заставляет людей получать соответствующее образование, становиться разносторонними специалистами, обладающими широкой компетенцией. Такая установка направлена на подготовку кадров, способных владеть информационно-компьютерными технологиями (ИКТ). Такая личность должна не только обладать умениями осуществлять поиск информации, но и навыками ее усвоения в большом объеме, принятия конструктивных решений, решения сложных задач. При этом современный специалист должен

выказывать готовность подходить к процессу работы и обучения творчески, осуществлять эффективное управление рабочими и жизненными ситуациями. Цифровая трансформация многих сфер, включая образовательную, является неизбежной ступенью прогресса. Это одно из важных условий, при котором качество жизни людей повышается [5-9].

Цифровая трансформация образования детерминировала перед преподавательским составом системы МВД России необходимость ориентироваться в новом формате работы. Необходимо подготовиться к новому виду подачи информации. А для успеха данного мероприятия требуется разработка новой научной стратегии по подготовке персонала вузов МВД России. В данном случае речь идет не просто о внедрении новых форм обучения, но и разработке методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность. Вместе с тем, нужно разработать специальные методы для подготовки кадров, внедрить их в профессиональную деятельность. При этом профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России должен сохранить способность подходить к процессу обучения творчески, развиваться внутри профессии.

Известно, что в образовательном процессе преподаватель играет первостепенную роль, так как именно через него информация достигает конечной цели - становится понятной и доступной для контингента обучающихся. Именно поэтому в процессе цифрового обучения важно грамотно продумать стратегию работы образовательных организаций, обеспечить преподавателя необходимым техническим и методическим сопровождением.

Сегодня мы являемся свидетелями того, что цифровое образование постепенно перетекает в процесс обучения. Однако его реализация далека от совершенства, и в процессе появляются проблемы, требующие скорейшего решения. Основными из них являются техническое оснащение учебных заведений, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие необходимого программного обеспечения. В недавнем прошлом из-за низкой пропускной способности интернета и плохой технической оснащенности проблемы с дистанционным обучением возникали во многих образовательных организациях МВД России. Не все вузы имели достаточно мощные устройства, чтобы заниматься. На сегодняшний день данные проблемы в большей части решены и цифровизация образовательного процесса системы МВД России проходит довольно успешно [1; 10].

Второй важной и не решенной в настоящий момент проблемой остается пробел в законодательстве. На сегодняшний день обучающиеся, желающие приобрести знания удаленно, могут пользоваться услугами учебных заведений удаленно, проходить курсы, однако получить диплом они не могут. Также со стороны закона отсутствуют меры контроля образовательных интернет-ресурсов. Однако, активная динамика развития цифрового образования продолжается и здесь можно выделить 4 этапа:

1. Развитие компьютерных технологий, используемых в процессе образования. Например, разработчики предлагают упражнения, которые помогают развивать профессиональные навыки. Они часто применяются в производственных мощностях, выражены в автоматизированных системах.

2. Распространение компьютерных технологий, создание специальных программ для обручения. Информационные технологии активно внедряются в процесс обучения. Применяются разнообразные электронные инструменты: аудио- и видеозаписи, интернет, спутниковое и телевизионное вещание, онлайн-курсы, дидактические компьютерные игры, дистанционное обучение, интернет-чаты, специальные приложения, онлайн-образовательные платформы и даже социальные сети.

3. Применение электронных средства в образовательном процессе дает возможность изучать положительную и отрицательную динамику последствий их применения. Получая полные данные, можно свести к минимуму негативные факторы и вызванные ими последствия. Оцифровка учебной деятельности помогает не только собрать и изучить данные быстро, но и сохранить их.

4. Распространение идеи индивидуального обучения, способного ориентироваться на конкретную личность.

Использование цифровых технологий в образовательной системе МВД России дает следующие позитивные

результаты:

1. Возможность проводить единовременное обучение всех сотрудников ведомства, находящихся в разных городах.

2. Учебный процесс становится менее трудоемким, при этом навыки и возможности обучающихся повышаются.

3. Возможность в несколько раз увеличить число обучающихся, оптимизировать работу преподавателей, отказаться от организации учебного процесса на местах [2; 4; 11].

Информационный поток принимает новые формы, становится более разнообразным, позволяет использовать аудио-, фото- и видеоматериал. При помощи специальных компьютерных систем можно быстро проводить анализ успеваемости, качество получения знаний обучающимися. За счет использования обработки результатов статистики можно отслеживать прогресс обучения на всех этапах.

Цифровизация ведомственного обучения также имеет большое количество проблем, решение которых требует грамотного подхода и своевременности. К ним относят следующие риски:

1. Повышение учебной нагрузки на обучающихся и рабочей на педагогов. Это происходит из-за единовременного использования большого количества техники и инструментов, предназначенных для решения поставленной задачи.

2. Образовательный контент может терять качество, это касается в том числе создания новых программ.

3. Сложность защиты авторских прав и персональных данных, повышенные требования к соблюдению законодательства в этой сфере.

4. Снижение уровня социальных навыков у аудитории, трудности с групповым взаимодействием между обучающихся.

5. Сложно писать и воспринимать большие по объему тексты, запоминание информации в таких объемах также требует больших усилий.

6. Отсутствие возможности обеспечить всех обучающихся качественной техникой, способной выполнять поставленные перед ней задачи.

7. Отсутствие стабильной работы интернета. Сеть может пропадать, плохо работать в отдельных населенных пунктах или даже районах.

8. Зависимость от технических средств [3; 6].

Недостатки могут прогрессировать, поэтому следует принять ряд мер, которые помогут обойти их риски до минимально возможных. Для этого потребуется решение следующих задач:

1. Четко выделить роль функции учебного процесса как для преподавателей, так и для у обучающихся. Сотрудники образовательных организаций МВД России должны подготовить специальные методические материалы.

2. Должны создаваться курсы, позволяющие повышать профессиональные навыки педагогов, кроме этого, преподаватели должны принимать участие в разработке электронных курсов для образовательного процесса. Должны учитываться персональные запросы обучающихся и их возможности в сфере получения новых знаний и навыков.

3. Необходимо разработать систему, при которой можно будет проводить исследования данных регулярно, анализировать качество учебного процесса.

4. Необходимо обеспечение надежной защиты персональных данных. Кроме этого, правовая сфера нуждается в реформации и совершенствовании с учетом возможностей цифровой среды в отрасли дистанционного образования.

5. Условия для цифрового правосознания должны быть улучшены [4; 5; 8].

Следует акцентировать внимание на том, что при развитии цифрового образовательного процесса неизбежно появление и рисков, чем выше запросы и технический прогресс, тем выше будут и опасности. Именно поэтому необходимо разработать четкие алгоритмы, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление. Для развития и совершенствования цифрового образования необходимо осуществлять всесторонний подход, который позволит учесть риски и увеличить перспективы дальнейшего развития данного направления.

Таким образом, цифровое образование можно выделить в новый важный этап развития для учебного процесса. Глобальный подход поможет развивать это направление, так как оно имеет большие перспективы и делает ведомственное образование более доступным. Однако нельзя забывать о существующих рисках, борьба с которыми должна выйти на первый план. Для этого свой вклад должны внести не только сами учебные заведения и разработчики отдельных программ, но и обучающиеся. Тогда реализация цифрового образования станет более качественной.

Еще одна актуальная проблема - это цифровая грамотность преподавателей. Большое количество пожилых преподавателей плохо ориентируются в современных технологиях, им трудно пользоваться гаджетами, проводить дистанционное обучение, применяя компьютерную технику. Для реализации цифрового обучения требуется обучить таких педагогов, повысить их компьютерную грамотность. Поэтому несмотря на все трудности, следует признать, что полномерное использование цифрового варианта образования является острой необходимостью. Конечно, оно не сможет полностью заменить традиционные способы обучения, однако должно быть представлено в полном, хорошо развитом виде для того контингента обучающихся, который изъявит желание им воспользоваться.

Выводы. Цифровизация образования процесс неизбежный и представляет собой ценный и важный инструмент для развития современного общества и образовательной сферы в целом. Цифровые технологии позволяют большему числу обучающихся осваивать материал. При достаточной компьютерной грамотности преподавателей и обучающихся, качественной подготовке программного и технического обеспечения, а также снижении возможных рисков можно добиться хороших положительных результатов.

Таким образом, комплексный подход поможет сделать сферу образования более эффективной и доступной. В завершение нашего исследования отметим, что образовательный процесс в цифровом пространстве должен рассматриваться с позиции, удобной для каждого его участника, который должен иметь возможность освоить новые технологии, научиться пользоваться технологичными цифровыми инструментами. Стоит отметить, что на подготовку потребуется определенное время. Нужно, чтобы технические навыки постоянно развивались, это и есть основное условие цифровизации современного образования.

Литература:

1. Байдаев, М.М. Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровой трансформации / М.М. Байдаев // Прикладная психология и педагогика. - 2022. - Т. 7. - № 4. - С. 203-214

2. Гайнуллин, Д.Е. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Д.Е. Гайнуллин, Р.И. Чанышев // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. -2022. - С. 77-81

3. Жамборов, А.А. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества / А.А. Жамборов, Э.Т. Шафиева, Р.М.Б. Кокурхаева // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 1. - № 9. - С. 17-21

4. Жуковская, И.Е. Цифровые платформы - важный аспект цифровизации высшего образования / И.Е. Жуковская // Открытое образование. - 2022. - Т. 26. - № 4. - С. 30-40

5. Козловская, Г.Е. Цифровизация образования: модернизация или трансформация / Г.Е. Козловская, А.А. Казенина // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2020. - № 1 (33). - С. 38-43.

6. Кокурхаева, Р.М.Б. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу / Р.М.Б. Кокурхаева, А.А. Жамборов, А.Ж. Хитиева // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 8. - № 6. -С. 751-755

7. Кокурхаева, Р.М.Б. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса / Р.М.Б. Кокурхаева, А.А. Жамборов // Журнал прикладных исследований. - 2022. - Т. 1. - № 9. - С. 29-32

8. Масейчук, Ю.М. Цифровизация образования в системе МВД России как необходимое условие обеспечения права на качественное образование в современных условиях / Ю.М. Масейчук // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2021. - № 1. - С. 221-228

9. Немеш, А.И. Цифровизация образовательной системы в России / А.И. Немеш // В сборнике: Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей по результатам IV Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 237-241

10. Хуснетдинов, Г.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе образовательных организаций МВД РФ / Г.Р. Хуснетдинов, Р.В. Карамельский // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 1. - С. 156-161

11. Шевченко, М.И. Использование современных цифровых технологий в образовании и науке / М.И. Шевченко // В сборнике: Педагогика и современное образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Сер. "Библиотека аспиранта" Санкт-Петербург. - 2022. - С. 195-198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.